Социальное партнерство в сфере труда (работа 5)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие, принципы и стороны социального партнерства в сфере труда
Понятие социального партнерства
Основные принципы социального партнерства
Стороны и уровни социального партнерства
Формы социального партнерства в сфере труда
Формы социального партнерства
Заключение
Список литературы
Введение
Серьезный экономический кризис, наступивший в нашей стране осенью 2008 года, привел, как и во всех других странах мира, к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его негативные последствия особенно глубоко и широко затронули лиц, занятых в сфере социально-трудовых отношений, поскольку сопровождались сложностями в обеспечении занятости и трудоустройства граждан, увеличением числа безработных, банкротством и ликвидацией предприятий, многочисленными фактами длительной задержки выплаты заработной платы, снижением ее размера. Получила распространение незаконная практика введения в организациях неполной рабочей недели (двух- и трехдневной) с неоплачиваемыми дополнительными выходными днями. Широко допускались и такие грубые факты со стороны работодателей, как запрещение работникам создавать в своих трудовых коллективах первичные профсоюзные организации, вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Оценивая названные факты, нельзя не отметить, что они являются грубым нарушением конституционных трудовых прав и интересов граждан в сфере труда, основу которых составляют международно-правовые нормы МОТ.
Негативные последствия в сфере труда, вызывающие социальную напряженность в обществе, значительно усилили внимание высших руководителей Российского государства - Президента РФ Д. Медведева, Председателя Правительства РФ В. Путина и лидера Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) М. Шмакова к ситуации в сфере труда и активному совместному участию в обсуждении возникших вопросов, принятию неотложных мер организационно-правового характера по защите трудовых прав и интересов работников в связи с грубым нарушением норм трудового законодательства.
В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.
Учитывая изложенное, следует сказать, что это и определяет актуальность темы исследования.
Целью исследования является раскрыть общие положения социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации.
Исходя из этой цели в работе были поставлены следующие задачи: дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его основные признаки, стороны и уровни, а также проанализировать формы социального партнерства.
Предметом работы является социальное партнерство в сфере труда.
Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации социального партнерства.
Теоретическую основу работы составляют научные труды В.Н. Толкуновой, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского и других.
1. Понятие, принципы и стороны социального партнерства в сфере труда
1.1 Понятие социального партнерства
В самом общем виде социальное партнерство в сфере труда понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.
Сегодня социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.
Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически «с чистого листа».
Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.
Сейчас уже никто не оспаривает, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.
В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие «социальное партнерство». Оно может быть двусторонним, когда в этих процессах участвуют работники и их представители, работодатели и их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно взаимодействующие в производственном процессе и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой регулярно, в получении социально-бытовых и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.
Для предотвращения таких негативных явлений существуют различные формы социального партнерства - ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ).
Двусторонняя модель социального партнерства возникает на уровне организации.
Социальное партнерство становится трехсторонним, когда нужно согласовать интересы работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях. Третьим участником рассматриваемых отношений выступает государство в лице соответствующих органов.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Члены комиссии - представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ1.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на уровне субъекта Федерации.
Государство занимает особое место в системе социального партнерства:
1) именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства. Государство определяет правовое положение социальных партнеров - объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п.;
2) государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами;
3) государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.
При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, то есть на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений. Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задача - стимулировать и координировать переговорный процесс, обеспечивать единообразие при установлении условий труда в данной местности, отрасли и пр. Такое положение дает основание говорить о них как об особых участниках процессов социального партнерства, помогающих сторонам достичь компромиссов, прийти к соглашению, и в конечном итоге - к достижению необходимого для успешного экономического развития социального мира.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления рассматриваются в качестве сторон социального партнерства, принимающих на себя в ряде случаев определенные обязательства.
Во-первых, эти органы могут выступать в качестве работодателей (если речь идет о государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятиях). Здесь участие государственного органа (или органа местного самоуправления) необходимо, так как государственные (муниципальные) унитарные предприятия не являются собственниками имущества. Оно закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.
Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления необходим для того, чтобы работодатели брали на себя реальные обязательства, согласованные с собственником имущества и не ущемляющие интересы государства.
Во-вторых, органы государственной власти или местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство. Здесь речь идет о том, что ряд организаций различных организационно-правовых форм, объединенных единством территории, отраслевым признаком и пр., уполномочил орган государственной власти или орган местного самоуправления от их имени заключить территориальное, региональное или отраслевое соглашение. В таком случае правовой статус таких органов будет близок к статусу объединений работодателей соответствующего уровня.
В связи с особой актуальностью проблем совершенствования процессов социального партнерства еще до принятия Трудового кодекса в некоторых субъектах Российской Федерации разработаны и приняты законы о социальном партнерстве.
Так, в г. Москве действует Закон от 22 октября 1997 года «О социальном партнерстве» (с последующими изменениями и дополнениями), определяющий правовые основы функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Москве с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия1.
При применении данных законодательных актов следует учитывать положения статьи 6 ТК РФ, предусматривающие, что в случае если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ или иным федеральным законам, применяется Трудовой кодекс РФ или федеральный закон. Это обусловлено положениями статьи 76 Конституции РФ, предусматривающей, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
1.2 Основные принципы социального партнерства
Закрепление в статье 24 ТК РФ принципов социального партнерства как основополагающих положений, определяющих характер и общую направленность правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социального диалога, - важный шаг в развитии законодательного регулирования системы социального партнерства.
Законодатель в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации труда, конвенции и рекомендации которой предполагают наличие в национальном законодательстве норм, регламентирующих право на создание объединений как работниками, так и работодателями, право на ведение коллективных переговоров, право сторон самостоятельно определять предмет переговоров, а также норм, обеспечивающих гарантии реализации представителями работников своих прав.
Прежде всего это нормы: Конвенции №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948), предусматривающей возможность создания союзов и ассоциаций для представительства и защиты своих интересов как работниками, так и работодателями; Конвенции №144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», предполагающие трехстороннее сотрудничество между представителями правительства, предпринимателей и трудящихся; Рекомендации №129 «О связях на предприятии» (1967) и др1.
Приведенные в статье 24 ТК РФ принципы соответствуют целям и задачам социального партнерства, способствуют его реализации, характеризуют самих социальных партнеров.
Принцип равноправия сторон означает предоставление сторонам социального партнерства равных прав для вступления в коллективные переговоры, обсуждения вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны несут и равную ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств и достигнутых договоренностей.
Любая сторона социального партнерства может начать процедуру коллективных переговоров (статья 36 ТК РФ), предложить перечень вопросов, подлежащих обсуждению (статья 37 ТК РФ), требовать предоставления информации, необходимой для коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
Закрепление этого принципа в ТК РФ представляется весьма важным, так как только равноправные партнеры могут вести конструктивный диалог и принимать решения, соответствующие демократическим принципам.
Вступая в переговоры, стороны должны признавать и учитывать наличие определенных интересов, удовлетворение которых и есть во многом побудительная причина для развития системы социального партнерства.
Сторона должна внимательно изучить позицию партнера по переговорам для того, чтобы выявить точки соприкосновения и найти основу для взаимоприемлемого компромисса.
Достичь договоренности можно только при обоюдном желании прийти к согласию. Объединяющим фактором становится существование и успешная деятельность самой организации. Работа в организации - источник средств существования для работников. Успешное функционирование организации в целом служит источником прибыли для работодателя.
Поэтому требования и работников, и работодателей (учредителей, участников, акционеров) должны быть сбалансированными. Работодатели обязаны заботиться о процветании организации в целом, которое невозможно, если работники недовольны своими заработками, предоставляемыми льготами и компенсациями, сопротивляются внедрению новых технологий и пр.
Основой для заинтересованности сторон социального партнерства в договорных отношениях на уровне выше организации являются экономический рост и социальная стабильность, необходимые для успешной реализации социально-экономических реформ и повышения уровня жизни.
Государство создает реальные политические, экономические и правовые предпосылки для реализации форм социального партнерства.
Государство определяет правовую природу объединений работников и работодателей, содействует коллективным переговорам и развитию политики связей в организации, устанавливает повышенные гарантии для более слабой стороны - работников, вводит ответственность за нарушение достигнутых сторонами договоренностей.
Государство участвует в процессах трехстороннего регулирования социально-трудовых отношений, обеспечивая деятельность органов социального партнерства (статья 35 ТК РФ), а также контролируя соблюдение достигнутых договоренностей1.
Принцип законности в социальном партнерстве реализуется в трех направлениях:
1) при коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений сторонам необходимо соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов (при этом законными должны быть как требования сторон, так и способы и процедуры разрешения противоречий);
2) представительные органы работников и работодателей (то есть представители сторон социального партнерства) должны формироваться по правилам, устанавливаемым законодательством (их компетенция определяется законами, уставами, иными внутренними документами организаций и общественных объединений);
3) процедуры коллективных переговоров должны проводиться по правилам, определенным Трудовым кодексом РФ, стороны могут принимать локальные акты, уточняющие законодательство.
Акты, принимаемые сторонами в переговорном процессе, также должны соответствовать законодательству по форме и по существу.
В соответствии со статьей 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Иными словами, если при принятии локального нормативного акта не соблюдена процедура его принятия или в нем содержатся нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, то данный акт не применяется.
Стороны социального партнерства должны обладать определенными полномочиями в переговорном процессе. Сторона социального партнерства, вступившая в социальный диалог без соответствующих полномочий, заведомо обречена на неудачу: достигнутые ею договоренности не могут быть исполнены, так как нет никаких гарантий того, что подобный неполномочный представитель действительно выражает волю или интересы работников либо работодателей.
Полномочность представителей стороны социального партнерства может основываться на положениях закона, уставов, иных внутренних документов организации.
Так, представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.
Право профессиональных союзов представлять и защищать интересы работников закрепляется помимо Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями)1.
Для подтверждения своей полномочности в организации профессиональный союз должен представить работодателю устав профсоюза (или протокол собрания работников об учреждении в данной организации профессионального союза, в том случае если профсоюз не обладает правами юридического лица), положение о первичной профсоюзной организации, документы о том, что данный профсоюз объединяет более половины работников организации, протокол общего собрания работников, уполномочивающих профсоюзную организацию представлять их интересы, или заявления работников, не являющихся членами профсоюза (статья 30 ТК РФ).
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представлять свои интересы указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Подтверждение полномочности такого непрофсоюзного представителя - протокол общего собрания работников, уполномочивших его на представительство (статья 31 ТК РФ).
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора выступают руководитель организации или уполномоченные им лица.
Руководитель - лицо, без доверенности действующее от имени организации. Его полномочия подтверждаются внутренними документами организации, а также приказом о вступлении в должность.
Руководитель организации может поручить иным лицам, осуществляющим организационно-управленческие функции в организации, представлять интересы работодателя. Таким лицам выдается специальная доверенность, или издается приказ, уполномочивающий их на представительство.
Представители работодателя, не представившие документы, которые подтверждали бы их полномочия, не могут участвовать в переговорах и принимать какие бы то ни было решения от лица работодателя.
Представителями работодателя в организации могут быть и иные органы, которым в соответствии с уставом или иными документами предоставлено такое право (статья 33 ТК РФ).
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Стороны социального партнерства должны обладать определенной свободой при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Законодатель не устанавливает специального перечня вопросов, обязательного для обсуждения или запрещенного к обсуждению. Стороны свободны в выборе предмета регулирования социально-трудовых отношений. Данный принцип является важной гарантией дальнейшего развития демократических институтов и укрепления всей системы социального партнерства.
Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть добровольными, так как сотрудничество невозможно, если одна из сторон принимает решение под давлением или принуждением.
Добровольным должен быть и сам социальный диалог. Административными мерами нельзя принудить стороны к ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, участию в иных формах социального партнерства.
Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными, в противном случае их реализация на практике будет невозможной, а переговорный процесс - фикцией.
Стороны должны взвешенно и серьезно подходить к переговорному процессу, ставить перед собой реальные задачи, обмениваться необходимой информацией, представлять экономические возможности организации, учитывать состояние отрасли и экономики в целом.
Эффективность процессов социального партнерства зависит от обязательности исполнения принимаемых решений. Законодатель не только устанавливает ответственность за нарушение или невыполнение норм коллективного договора или соглашения, но и стимулирует стороны к исполнению принятых на себя обязательств. Например, предоставляя работодателю право в случае изменения технологических или организационных условий труда в одностороннем порядке изменять существенные условия труда, закрепленные в трудовом договоре с работником, законодатель прямо запрещает изменения существенных условий трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения (статья 74 ТК РФ)1.
Сторонам социального партнерства, а также специально уполномоченным органам законодатель предоставляет право контролировать исполнение взаимных обязательств.
Так, в соответствии со статьей 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
Очень важным является право сторон требовать для осуществления указанного контроля необходимую для этого информацию.
Законодатель устанавливает ответственность сторон социального партнерства и их представителей за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения и невыполнение по их вине соглашений, коллективных договоров (статья 54 ТК РФ).
1.3 Стороны и уровни социального партнерства
Статья 25 ТК РФ предусматривает, что стороны социального партнерства - работники и работодатели - участвуют в системе социального партнерства как непосредственно, так и через своих представителей, которые действуют от имени и в интересах сторон.
Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве стороны социального партнерства только в тех случаях, когда они прямо уполномочены на представительство или когда это специально предусмотрено федеральным законом.
Статья 26 ТК РФ выделяет уровни социального партнерства. Они могут быть сгруппированы по территориальному признаку. Это означает, что социально-партнерские отношения складываются в целом на какой-либо территории (муниципального образования, региона, субъекта Российской Федерации и др.).
Однородность социально-трудовых проблем, возникающих в отраслях, позволяет выделить не только отраслевой уровень социального партнерства, но и межрегиональный, которым устанавливаются основы регулирования труда в двух и более субъектах Федерации1.
Федеральный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На этом уровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В соглашении содержатся общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
В частности, Генеральное соглашение предусматривает, что его сторонам необходимо обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение его эффективности, непосредственного воздействия на решение социально-экономических проблем развития России.
В этих целях стороны обязуются проводить трехсторонние консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики.
На этом же уровне действует и Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Региональный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации. Соответственно, на этом уровне заключается региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования труда на уровне субъекта Федерации.
Отраслевой уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). На этом уровне заключается отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, которое содержит нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).
Отраслевой уровень социального партнерства может охватывать как всю Российскую Федерацию в целом, так и отдельные ее регионы или территории.
В том случае, когда два и более субъекта Российской Федерации имеют сходные проблемы, когда работники трудятся в одном регионе, а проживают в другом и пр., социально-партнерские акты могут приниматься двумя и более субъектами Российской Федерации. В качестве примера таких актов могут быть приведены соглашения между Москвой и Московской областью о медицинском страховании жителей Московской области, работающих в организациях Москвы.
Территориальный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
Заключаемое территориальное соглашение регулирует условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.
Локальный уровень - уровень организации, устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем одной организации.
На этом уровне заключаются коллективные договоры, проводятся консультации между работниками и работодателями, происходит обмен информацией, работники могут осуществить право на участие в управлении организацией, что способствует достижению социального мира и процессов согласования интересов работников и работодателей.
В отличие от иных уровней социального партнерства взаимоотношения между работниками и работодателями на локальном уровне являются двусторонними. Третья сторона - государство - в эти отношения не вовлекается.
Со стороны работников в социально-партнерских отношениях участвуют не только профессиональные союзы, но и иные избираемые работниками представительные органы.
2. Формы социального партнерства в сфере труда
2.1 Формы социального партнерства
Статья 27 ТК РФ закрепляет часто используемые формы социального партнерства - коллективные переговоры, подготовку проектов коллективных договоров и их заключение, проведение консультаций с работниками и их представителями по вопросам регулирования трудовых отношений, участие работников в управлении организацией. Эти формы социального партнерства традиционны и тесно связаны между собой.
Коллективно-договорное регулирование играет наиболее заметную роль в системе социального партнерства. Именно путем коллективно-договорного регулирования конкретизируются, уточняются централизованно установленные нормы, что позволяет максимально учесть интересы работников организаций, а в конечном итоге добиться наибольшей эффективности трудового законодательства.
Для того чтобы стороны социального партнерства смогли сесть за стол переговоров, работникам и их представителям должна быть предоставлена информация об общих условиях приема на работу, перевода и увольнения, о структуре организации и системах управления, об аттестации рабочих мест, о возможностях профессионального обучения и перспективах продвижения по работе, об общих условиях труда, правилах и нормах по технике безопасности, о процедурах, установленных для рассмотрения жалоб и заявлений работников, о процедурах досудебного урегулирования трудовых споров (как коллективных, так и индивидуальных), о социально-бытовых льготах и преимуществах для работников (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.), об общем положении организации и перспективах или планах ее дальнейшего развития.
Помимо этого работодатель обязан довести до сведения работников решения, которые могут прямо или косвенно повлиять на их положение, затронуть существенные интересы работающих и др.
Некоторые вопросы по применению норм трудового права, изданию локальных актов решаются после проведения консультаций с представительными органами работников. Эти консультации позволяют сторонам социального партнерства согласовать свои позиции и прийти к взаимно устраивающим всех решениям, не прибегая к таким крайним мерам, как забастовка, приостановка работы, массовые увольнения.
Проводя консультации с работниками и их представителями, работодатель признает в работниках равноправного партнера, имеющего право высказать свое мнение по вопросам, непосредственно затрагивающим его интересы, а также связанным с эффективностью производства.
На достижение взаимоприемлемого результата и выработку компромиссного решения направлена и такая форма социального партнерства, как участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. При этом законодатель имеет в виду разрешение как индивидуальных, так и коллективных споров1.
Трудовой кодекс РФ определяет индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматривают комиссии по трудовым спорам и суды.
Согласно статье 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
Иными словами, комиссию по рассмотрению трудовых споров можно рассматривать как своего рода разновидность органа социального партнерства. Ее целью являются не только несудебное урегулирование спора, но и поиск компромисса.
При разрешении спора в суде в его урегулировании, в том числе и выработке условий мирового соглашения между сторонами, могут участвовать надлежащие уполномоченные представители работодателя и работников1.
Коллективный трудовой спор понимается как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Для разрешения коллективного трудового спора применяются примирительные процедуры, то есть рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
На повышение социальной активности работников и усиление взаимодействия работников и работодателя в процессе производства направлена такая форма социального партнерства, как участие работников в управлении организацией. Ее закрепление в Трудовом кодексе РФ предоставляет работникам возможность вести диалог с работодателем по вопросам, непосредственно затрагивающим их интересы в ежедневной производственной деятельности, влиять на принимаемые работодателем решения.
Общепризнано, что управление производственной системой эффективно лишь в том случае, когда все ее субъекты заинтересованы в успехе дела. Участие работников в управлении организацией и выработке управленческих решений, непосредственно их затрагивающих, может привести к росту производительности труда, уменьшению противостояния между руководством организации и ее персоналом.
Статья 27 Трудового кодекса РФ не содержит исчерпывающего перечня форм социального партнерства. К ним можно отнести все формы, закрепленные Федеральным законом от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и реализуемые при непосредственном участии профсоюзов.
Так, в соответствии со статьей 11 этого Закона проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций)1.
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Иными словами, акты, затрагивающие права и интересы работников в социально-трудовой сфере, должны проходить «правовую экспертизу» в профессиональных союзах соответствующего уровня. При этом органы законодательной и исполнительной власти не вправе произвольно отбросить мнение, высказанное профсоюзом. Если оно отклоняется, профсоюзу должно быть направлено об этом мотивированное заключение.
Профессиональным союзам предоставляется право участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.
Профессиональные союзы имеют право участвовать в разработке различных государственных программ, например программы содействия занятости населения.
Согласно статье 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы вправе вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
Статья 15 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает, что отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений1.
Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.
Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право контролировать использование средств фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.
Профсоюзы организуют и проводят оздоровительные мероприятия для своих членов и их семей. Размеры средств определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования по представлению соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Законодательство субъектов Российской Федерации может предусматривать иные формы социального партнерства, дополняющие закрепленные в статье 27 ТК РФ.
Стороны социального партнерства на уровне организации могут закреплять используемые ими формы социального партнерства в уставах, иных локальных актах организации, а также в коллективных договорах.
Статья 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Эта норма прежде всего распространяется на государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации.
Деятельность перечисленных категорий работников обеспечивает защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечивает обороноспособность страны и безопасность государства.
Именно в силу этого необходимо законодательное закрепление некоторых ограничений, применяемых к данным категориям работников при реализации ими прав на участие в различных формах социального партнерства1.
Установление в статье 28 ТК РФ и некоторых других статьях кодекса (например, статье 413 ТК) ограничений для отдельных категорий работников на участие в системе социального партнерства опирается на положения статьи 55 Конституции и соответствует международной практике.
Так, Конвенция МОТ №151 «О трудовых отношениях на государственной службе» содержит указание на то, что национальные законы или правила должны определять, в какой мере гарантии, предоставляемые работникам, будут применяться к вооруженным силам и полиции.
Государственные служащие пользуются гражданскими и политическими правами для нормального осуществления свободы объединения при единственном условии соблюдения обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых функций. Они вправе создавать профессиональные объединения, пользоваться защитой от любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединений в области занятости, вести коллективные переговоры с органами государственной власти, заключать коллективные договоры, вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию работы государственного органа и пр.
В Российской Федерации нет специального законодательства, определяющего особенности участия государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации, в системах социального партнерства.
К сожалению, Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1 также не решил данной проблемы. Он не содержит норм, определяющих порядок участия государственных служащих в социально-партнерских отношениях. Более того, упоминание о возможности заключения коллективных договоров в системе органов государственной гражданской службы есть лишь в одной статье Закона, а именно в статье 45, предусматривающей, что гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней.
Для того чтобы избежать неоправданного ущемления прав данной категории работников, необходимы разработка и принятие специальных законов, определяющих для них особенности реализации норм Трудового кодекса, регламентирующих вопросы социального партнерства.
Заключение
Подводя итог работе, можно сделать вывод о том, что появление различного рода объединений в конце 90-х годов XX в. и активное развитие их в современный период подтверждают движение российского государства в русле общемировой практики формирования институтов гражданского общества.
В свою очередь, появление объединений в сфере труда может быть ознаменовано началом активной реформации социальной и экономической системы и переходом к равному учету интересов сторон трудовых отношений, которые строятся на принципах сотрудничества и поиска социального компромисса по целому ряду ключевых вопросов.
Основной вехой в становлении и развитии элементов взаимодействия в трудовой сфере является первоначальное закрепление правового статуса профессиональных союзов, их роли и функции, что следует считать точкой отчета для становления равных партнерских отношений и закрепления их в законодательстве. Однако представительство работников в деятельности профсоюзов не может обеспечивать «равновесие» их взаимоотношений с работодателями. Для конструктивной работы на более высоком уровне требуется обеспечение подобного статуса и работодателям, на что и были, в частности, направлены разработка и принятие в 2002 года Федерального закона №156-ФЗ «Об объединениях работодателей»1.
В современном обществе работодатель - важная фигура, значение которой только возрастает в условиях общественно-политической нестабильности и постоянных экономических спадов.
Что касается закрепления и нормативного оформления статуса таких объединений, то принятие соответствующего закона предусматривал Трудовой кодекс РФ, содержащий отсылочную норму (ст. 33) об определении особенностей правового положения объединения работодателей федеральным законом.
Закон об объединениях работодателей завершает формирование комплекса нормативных актов, регулирующих институт социального партнерства. Социальное партнерство - система взаимоотношений между сторонами такого партнерства (работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления), направленная на согласование их интересов по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Закрепление в Трудовом кодексе РФ специального раздела II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. ст. 23 - 55) отражает договорные (согласительные) начала отношений между работником и работодателем в условиях противоречий их интересов.
Развитию института социального партнерства способствует ослабление роли государства в трудовых отношениях, уменьшение централизованных норм и увеличение локального регулирования. Таким образом, достигается разумный паритет правовых инструментов и одновременно баланс централизации и децентрализации в трудовом праве.
Между тем государство может осуществлять государственную политику как опосредованно, т.е. через нормативное регулирование, установление правил и норм в сфере труда, так и непосредственно - через участие в соответствующих отношениях государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Социальное партнерство предполагает сотрудничество между работодателями и работниками (сторонами трудовых отношений), а также органами государственной власти и местного самоуправления.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.
Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 188с.
Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст.148.
Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // Собрание законодательства РФ. 2002. №48. Ст.4741.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 1243.
Закон г. Москвы от 22 октября 1997 года №44 «О социальном партнерстве» // Ведомости Московской городской Думы. 1998. №1. Ст. 80
Абрамова О.В. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права // Трудовое право. 2004. №6.
Васильев В.А. Представительство в трудовых отношениях // Трудовое право. 2006. №3.
Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Юристъ, 2001. - 496с.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации // Под ред. Романовой Е.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992с.
Киселев И.Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование: Учеб. пособие. М.: Норма, 2001. – 211с.
Кирилловых А.А. Проблемы правового статуса объединений работодателей в системе некоммерческих организаций // Законодательство и экономика. 2010. №2.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) / под ред. Ю.П. Орловского. - КОНТРАКТ, ИНФРА-М,- 2009. - 611с.
Коршунова Т.Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2006. №11.
Нуртдинова А.Ф. Объединения работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства // Журнал российского права. 2003. №11.
Петров А. Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество: ТК РФ и основные принципы социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. №11.
Соловьев А.В. Социальное партнерство: Комментарий к разделу II Трудового кодекса Российской Федерации. М., 2007. - 368с.
Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. №12.
Трудовое право России: Учебник / под ред. Н.А. Бриллиантова, О.В. Смирнова. - 2-е изд., перераб., и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 560с.
Трудовое право России: Учебник (2-е издание) / под ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008. - 254с.
Шебанова А.И. Защита социально-трудовых отношений в условиях экономического кризиса в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. №1.
1 Петров А. Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество: ТК РФ и основные принципы социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. №11. С. 17
1 Закон г. Москвы от 22 октября 1997 года №44 «О социальном партнерстве» // Ведомости Московской городской Думы. 1998. №1. Ст. 80
1 Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. №12. С. 16
1 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) / под ред. Ю.П. Орловского. - КОНТРАКТ, ИНФРА-М,- 2009. С. 409
1 Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст.148.
1 Абрамова О.В. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права // Трудовое право. 2004. №6. С. 29
1 Соловьев А.В. Социальное партнерство: Комментарий к разделу II Трудового кодекса Российской Федерации. М., 2007. - С. 234
1 Нуртдинова А.Ф. Объединения работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства // Журнал российского права. 2003. №11. С. 32
1 Коршунова Т.Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2006. №11. С. 26
1Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст.148.
1 Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст.148.
1 Шебанова А.И. Защита социально-трудовых отношений в условиях экономического кризиса в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. №1. С. 23
1 Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 1243
1 Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // Собрание законодательства РФ. 2002. №48. Ст.4741.