Ответственность продавца за недостатки в проданном имуществе и за отчуждение вещи у покупателя
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное государственное образовательное учреждение
Кузбасский институт
Дальневосточный филиал
Кафедра Гражданско-правовых дисциплин
Курсовая работа
Дисциплина: Гражданское право России
Тема: Ответственность продавца за недостатки в проданном имуществе и за отчуждение вещи у покупателя
Выполнил:
А.А. Брюхин
Проверил:
кандидат юридических наук
В.Е. Васильев
Уссурийск
2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие "качества товара"
1.1 Качество товара (работы, услуги)
Глава 2. Обязанности продавца
2.1 Обязанности продавца по передаче товара
2.2 Обязанность продавца передать товар свободным от прав третьих лиц
Глава 3. Ответственность продавца и последствия не исполнения договора
3.1 Ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя
3.2 Недостатки товара, за которые отвечает продавец
3.3 Последствия передачи товара не надлежащего качества
3.4 Последствия передачи некомплектного товара
3.5 Последствия передачи товара без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке
3.6. Извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что она раскрывает должные особенности отношений купле-продажи между покупателем и продавцом, а также торговых проблем современности связанных с неисполнением и(или) ненадлежащим исполнением договора купле-продажи. Значение раскрытия данной темы: "Ответственность продавца за недостатки в проданном имуществе и за отчуждение вещи у покупателя", нам не обходимо для того чтобы, мы выяснили какими правами мы можем обладать для реализации своих прав если выступаем в виде покупателя и какая ответственность на нас может возложиться при заключении сделок по купле-продажи какого-либо имущества, оказания услуги или проведения каких-либо работ если мы находимся в статусе продавца. Основными нормативными документами, определяющими правовые основы отношений между продавцом и покупателем и порядок их исполнения, в настоящее время являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей", а так же различные постановления Правительства РФ регламентирующие правила торговли отдельными видами товаров на территории нашего государства.
Основный целью данной курсовой работы является - определить основные обязанности продавца, существующие в современном российском законодательстве, а также ответственность продавца, наступающую за неисполнение и(или) ненадлежащие исполнение договора купле-продажи.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие правовые отношения между продавцом и покупателем
Выяснить определение качества товара (работы или услуги), обязанности и ответственность продавца определенную российским законодательством
Сделать выводы по отработанным вопросам и закрепить их
При рассмотрении данной курсовой работы нам необходимо обратиться к понятию качества товара которое содержится как в Гражданском кодексе Российской Федерации так и в Федеральном законе: "О защите прав потребителей". Следующим разделом нашей работы является определение основных обязанностей продавца что является: обязанности по передаче товара и обязанность передать товар свободным от прав третьих лиц. Что включает в себя: каким образом продавец должен передать товар покупателю, а также информировании покупателя о свободном товаре или о том что, товаром владеет третье лицо или имеет на данный товар какие-либо имущественные права. Самым обширным вопросом нашей курсовой работы является глава предусматривающая ответственность продавца за неисполнение и(или) ненадлежащее исполнение обязанностей продавца. Данная глава включает в себя следующие подпункты: это ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя (в котором указываются как происходят действия продавца по возмещению товара или его стоимости); следующим под вопросом будет рассмотрено то за какие недостатки товара отвечает продавец; далее мы будем изучать какие могут наступать последствия в различных случаях а именно это какие наступают последствия в случаи передачи товара не надлежащего качества, затем какие последствия наступают в результате передачи некомплектного товара, и последствия передачи товара без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке. А так же возможные пути их решения. Также в этой главе мы разберем случай извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи и что необходимо сделать для выполнения продавцом своих обязательств по договору купле-продажи.
Глава 1. Понятие "качества товара"
1.1 Качество товара (работы, услуги)
Статья 4 ФЗ РФ "О защите прав потребителей" гласит:
1.Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2.При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3.Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями
4.При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
5.Если законами или в установленном ими порядке, в частности, стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.,
В данной статье закрепляются правовые способы определения качества товара, работы или услуги. Это важно, так как на практике нарушение права потребителя ненадлежащее качество товара работы или услуги есть одно из самых распространенных. В связи с этим в данном законе качеству товаров, работ и услуг уделяется много внимания. Данная статья практически полностью повторяет положения ст. 469 ГК РФ о качестве товара и ст. 721 ГК РФ о качестве работ по договору подряда. Здесь надо заметить, что в силу ст. 783 ГК РФ ст. 721 ГК РФ принимаемые к отношениям по возмездному оказанию услуг.
Понятие "качество товара, работы или услуги" здесь определяется как совокупность закрепленных в стандартах, договоре, сформировавшихся требованиях к товару, работе или услуге требовании к товару, работе или услуге, которые: позволяют выделить данный товар, работу или услугу из всей совокупности, так как посредством качества фиксируются те или иные существенные свойства товара, работы или услуги; наличие качества в товаре, работе или услуге делает его полезным для потребителя и способным к использованию по целевому назначению, а также безопасным при употреблении. Данное понятие "качество товара, работы или услуги" является центральным для понимания права потребителя на надлежащее качество товара, работы или услуги. Содержание этого права состоит из трех правомочий потребителя:
1. правомочие требования от контрагентов передачи ему качественного товара, работы или услуги,
2. правомочие на собственные действия на приобретение качественного товара, работы или получение качественной услуги,
3. правомочие на защиту всеми доступными и не запрещенными законодательством средствами в случае нарушения данного права.
Данная статья формулирует четыре правовых способа определения качества товаров, работ или услуг:
# продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору,
# при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется,
# при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законами или в установленном ими порядке, в частности, стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. На практике приведенные в данной статье способы применяются с целью ответа на вопрос: качественен ли, или нет тот или иной товар (работа, услуга). Практическая реализация этих способов такова. Вначале определяют, соответствует ли товар (работа, услуга) договорным положениям о качестве (если они указаны в договоре).
Далее осуществляется поиск требований к качеству данного товара (работы, услуги), которое закреплено в законе или в установленном им подзаконном документе (например, в стандарте). При наличии таковых требований сверяют данный товар (работу, услугу) с этими требованиями.
Если в условиях договора указаны требования к качеству товара (работы, услуги), то проверяют, имеются ли, или нет противоречия между требованиями стандарта и условиями договора относительно качества. Если таковые обнаруживаются, то на основании п. 1 ст. 422 ГК РФ руководствуются требованиями данного стандарта. Однако если по условиям договора к качеству товара (работы, услуги) предъявляются более высокие требования, то на основании п. 2 ст. 721 ГК РФ должны выполняться условия договора. Другими словами, законодательство допускает, что в условиях гражданского договора могут предъявляться более высокие требования к качеству, чем это закреплено соответствующими государственными актами.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона "О защите прав потребителей", если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Закон "О защите прав потребителей" относит: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
Необходимо иметь в виду, что не все требования государственных стандартов являются обязательными. В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993г. №5154-1 "О стандартизации" к обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. При применении правила указанной статьи необходимо также учитывать, что наряду с перечисленными в преамбуле Закона "О защите прав потребителей" документами в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами (ст. 469, 721 ГК РФ), и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров, работ, услуг.
Вывод: таким образом, в российском законодательстве качество товара, работы или услуги определяется как совокупность закрепленных в стандартах, договоре, сформировавшихся требованиях к товару, работе или услуге требовании к товару, работе или услуге, которые: позволяют выделить данный товар, работу или услугу из всей совокупности, так как посредством качества фиксируются те или иные существенные свойства товара, работы или услуги; наличие качества в товаре, работе или услуге делает его полезным для потребителя и способным к использованию по целевому назначению, а также безопасным при употреблении.
Глава 2. Обязанности продавца
2.1 Обязанности продавца по передаче товара
Обязанности продавца по передаче товара предусмотрены в ст. 456 ГК РФ которая предусматривает: в пункте 1 продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи; и в пункте 2 если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Передача товара — основная обязанность продавца по договору купли-продажи. Продавец должен передать товар, наименование, количество, качество, ассортимент, комплектность которого соответствуют договору и который затарен или упакован, как того требует договор.
Передача товара покупателю осуществляется путем совершения продавцом действий, указанных в ст. 458 ГК РФ. В ряде случаев для передачи товара покупателю помимо этих действий продавцу необходимо совершить и иные. Так, для вручения товара покупателю по договору розничной купли-продажи с условием доставки продавец обязан обеспечить его перевозку в место, указанное покупателем, а при поставке товаров отдельными партиями в течение срока действия договора помимо систематической сдачи их транспортной организации для доставки покупателю продавцу необходимо заключить с ней договор об организации перевозок.
Для того чтобы обязательство по передаче было исполнено надлежаще, товар должен быть передан в срок и в месте, предусмотренных договором, а если они в договоре не указаны, то в срок и в месте, определяемых по правилам соответственно ст. 314 и ст. 316 ГК РФ. Стороны могут заключить договор с условием его исполнения к строго определенному сроку.
Вместе с товаром продавец должен передать покупателю его принадлежности и относящиеся к нему документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Так, продавец предоставляет покупателю в случае, установленном п. 3 ст. 474 ГК РФ, доказательства проверки качества товара (документы с данными испытаний, анализа и т.п.), а в соответствии с Законом о защите прав потребителей — документы, подтверждающие проведение сертификации.
Правилами продажи отдельных видов товаров, предусмотрено, что при продаже новых автомототранспортных средств покупателю передаются сервисная книжка, инструкция о порядке ухода и эксплуатации, а также документ, удостоверяющий право собственности на автомототранспортное средство и необходимый для его регистрации в ГИБДД РФ.
В целях обеспечения государственной монополии и предотвращения оборота фальсифицированной алкогольной продукции определен комплект сопроводительной документации, которым должна оформляться каждая отгрузка этой продукции производителем и каждая последующая оптовая реализация.
В договоре поставки может предусматриваться передача нормативно-технических документов, в соответствии с которыми изготовлен товар, документов, удостоверяющих качество и комплектность товара (удостоверения о качестве, технического паспорта, акта приемки и т.п.), а также другой необходимой документации (инструкций по монтажу, испытанию, наладке, эксплуатации и техобслуживанию и т.п.). В договоре же определяются требования к содержанию таких документов. Принадлежности и документы, относящиеся к товару, должны передаваться вместе с ним. Иные срок и порядок их передачи могут предусматриваться договором.
2.2 Обязанность продавца передать товар свободным от прав третьих лиц
Продавец обязан передать товар свободным от права собственности другими лицами что предусмотрено в ст. 460 ГК РФ содержащей следующее:
В пункте 1 продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.
Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар; В пункте 2 правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, соответственно применяются и в том случае, когда в отношении товара к моменту его передачи покупателю имелись притязания третьих лиц, о которых продавцу было известно, если эти притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными. В этой статье указано что обязывает продавца передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Под третьими лицами понимаются лица, не являющиеся сторонами договора купли-продажи п. 3 ст. 308 ГК РФ, и под их правами — имущественные права, регулируемые гражданским законодательством п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ, вещные (право собственности или иное ограниченное вещное право) или обязательственные (права залогодержателя, арендатора и т.д.). Продажа товара, обремененного правами третьих лиц, возможна при условии уведомления покупателя о них и его согласия принять такой товар. Несоблюдение продавцом обязанности передать товар свободным от прав третьих лиц влечет правовые последствия, указанные в абзац 2 п. 1 ст. 460 ГК РФ. Эти последствия наступают, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар. Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на продавце. Закон в ряде случаев предусматривает требования, которые ограничивают право продавца распоряжаться товаром и заключать договор купли-продажи. К таким ограничениям правила ст. 460 ГК РФ не применяются. Так, унитарные государственные или муниципальные предприятия не вправе продавать недвижимость без согласия собственника ст. 295 ГК РФ. Договор купли-продажи, заключенный продавцом без согласия собственника недвижимости, является ничтожным согласно ст. 168 ГК РФ и влечет последствия недействительности сделки, предусмотренные ст. 167 ГК РФ. Правила статьи применяются не только при обременении товара правами третьих лиц, но и тогда, когда на товар имеются притязания третьих лиц — требование третьего лица о его праве на товар, например в отношении продаваемого товара третьим лицом предъявлен виндикационный иск к продавцу. Однако требование покупателя об уменьшении покупной цены либо о расторжении договора подлежит удовлетворению при условиях, что эти притязания после передачи товара покупателю признаны в установленном порядке правомерными, и продавец не докажет, что к моменту передачи товара ему не было известно о них.
Вывод: таким образом, данная глава рассказывает нам об обязанности продавца в передачи товара покупателю совместно со всеми принадлежностями товара, а именно его документацией включающей в себя: технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п. если этот предусмотрено товаром, и еще предусмотренные правила торговли отдельными видами товаров. Также указывается обязанность передать товар свободным от права собственности другими лицами, и указывает условия продажи такого вида товара и предусмотренные последствия наступающие, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар, бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на продавце. А также предусмотренное законодательством случаи ограничивающие право продавца распоряжаться таким товаром и заключать договор купли-продажи.
Глава 3. Ответственность продавца и последствия не исполнения договора
3.1 Ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя
Также для защиты покупателя предусмотрена ответственность продавца при изъятии товара у покупателя содержащееся в ст. 461 ГК РФ. Которая предусматривает что: а) При изъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи, продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки, если не докажет, что покупатель знал или должен был знать о наличии этих оснований; б) Соглашение сторон об освобождении продавца от ответственности в случае истребования приобретенного товара у покупателя третьими лицами или о ее ограничении недействительно.
Продавец обязан возместить покупателю убытки на основании ст. 461 ГК РФ при наличии следующих условий: 1) товар подлежит изъятию у покупателя в установленном законом порядке, например в соответствии со ст. 349 ГК РФ для обращения взыскания на заложенное имущество, по решению суда об удовлетворении виндикационного иска и т.д.; 2) основания, по которым изымается товар, возникли до исполнения договора, т.е. до передачи товара покупателю; 3) продавец не докажет, что покупатель знал или должен был знать о наличии этих оснований, т.е. тех обременениях товара, которые впоследствии могут повлечь его изъятие; 4) продавец привлечен покупателем к участию в деле, если товар истребуется третьим лицом в судебном порядке.
В отличие от ГК РСФСР 1964г., допускавшего освобождение продавца от ответственности за изъятие вещи у покупателя или ограничение ее объема договором купли-продажи, п. 2 ст. 461 ГК РФ содержит императивную норму, согласно которой такое соглашение сторон недействительно.
3.2 Недостатки товара, за которые отвечает продавец
Ответственность продавца также предусматривает и недостатки товара за которые он несет ответственность перед покупателем. Что предусмотрено в ГК РФ, а именно это указано в ст. 476 ГК РФ содержание которой выглядит следующим образом:
п.1 Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
п.2 В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Правило, предусмотренное п. 1 ст. 476, соответствует общим положениям ГК РФ о моменте перехода права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара. Поскольку недостатки товара выявлены после перехода к покупателю права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара, на нем лежит бремя доказывания того, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Принципиально иной подход применяется к товарам, по которым договор предусматривает гарантию качества п. 2 ст. 476 ГК РФ. При обнаружении недостатков товара в пределах срока гарантии продавец несет бремя доказывания того, что эти недостатки возникли после передачи товара покупателю и по причинам, за которые продавец не отвечает (нарушение покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо возникшим вследствие действий третьих лиц, например перевозчика, либо непреодолимой силы).
3.3 Последствия передачи товара не надлежащего качества
В российском законодательстве также предусмотрено, какие последствия могут наступить в результате передачи товара не надлежащего качества. О чем повествует ст. 475 ГК РФ, в которой сказано что:
1.Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
2.В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать ми трата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору
3.Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
4.В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (ст. 479 ГК РФ), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
5.Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если настоящим Кодексом или другим законом не установлено иное.
Правовые последствия, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, наступают, если покупатель обнаружил в переданном продавцом товаре недостатки, о которых не был им предупрежден. В зависимости от характера различаются явные и скрытые недостатки. К явным относятся те, которые могут быть обнаружены при обычном способе приемки (например, при осмотре товара) либо для которых определены специальные методы контроля (например, лабораторные анализы или испытания). Скрытые — это недостатки, которые нельзя обнаружить указанными выше способами, и они проявляются лишь в процессе монтажа, наладки, использования или хранения товара.
Продавец обязан предупредить покупателя как о явных, так и о скрытых недостатках, если они ему известны. В противном случае он будет нести ответственность перед покупателем.
Покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, вправе по своему выбору предъявить ему одно из следующих требований: а) соразмерного уменьшения покупной цены. Это требование предъявляется в случае, когда товар можно использовать по прямому назначению, не устраняя недостатков, но при определении его цены не было учтено снижение качества; б) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Это требование предъявляется, когда недостатки товара могут быть устранены путем ремонта, замены комплектующих деталей, узлов, агрегатов и т.п. Ремонт товара и замена указанных изделий производится за счет продавца; в) возмещения своих расходов на устранение недостатков. Покупатель может устранить недостатки сам либо поручить это третьим лицам. Расходы возмещаются в полном объеме, однако они должны быть разумными, т.е. во всяком случае не превышать цену самого товара.
Иные правовые последствия предусмотрены п. 2 ст. 475 ГК РФ для существенных на рушений требований к качеству товара, примерный перечень которых определен в нем. По выбору покупателя продавец обязан либо заменить товар. На тот, который будет соответствовать договору, а если качество договором не определено, — требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 469 ГК РФ, либо при отказе покупателя от исполнения договора возвратить ему уплаченную за товар денежную сумму. Представляется, что при существенном нарушении требований к качеству покупатель с учетом правил, закрепленных п. 3 ст. 475 ГК РФ, может предъявить продавцу требования, установленные п. 1 ст. 475 ГК РФ, вместо указанных в п. 2 ст. 475 ГК РФ.
Требования об устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в таких товарах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи некондиционных товаров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков.
Если предъявление предусмотренных п. 1, 2 ст. 475 ГК РФ требований не покрывает всех убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, покупатель в соответствии со ст. 15 и 393 ГК вправе потребовать от продавца возмещения убытков.
Положения п. 1 и 2 ст. 475 ГК РФ применяются также к товарам ненадлежащего качества, входящим в комплект. Если какие-либо из этих товаров окажутся ненадлежащего качества, покупатель вправе предъявить и отношении них требования, предусмотренные п. 1, 2 ст. 475 ГК РФ.
Права, закрепленные п. 1 и 2 ст. 475 ГК РФ, могут быть осуществлены покупателем, если недостатки в товаре обнаружены в течение сроков, установленных ст. 477 ГК РФ, и покупатель известил продавца о них в порядке, определенном ст. 483 ГК РФ.
ГК РФ или другие законы могут устанавливать иные правовые последствия передачи товара ненадлежащего качества, чем предусмотренные ст. 475 ГК РФ. В этом случае к отношениям сторон будут применяться не ст. 475 ГК РФ, а нормы этих законов. Так, ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона о защите прав потребителей предусматривают иные последствия такого нарушения.
3.4 Последствия передачи некомплектного товара
В российском законодательстве предусмотрена ответственность за передачу товара продавцом покупателю неукомплектованного товара. Это заключено в ст. 480 ГК РФ которая содержит следующее:
1.В случае передачи некомплектного товара (статья 478 ГК РФ) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения цены;
доукомплектования товара в разумный срок.
2.Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору:
потребовать замены некомплектного товара на комплектный;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
3.Последствия, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются и в случае нарушения продавцом обязанности передать покупателю комплект товаров статья 479 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Данная статья устанавливает одинаковые последствия нарушения продавцом обязанности передать комплектный товар или товары в комплекте. При нарушении комплектности товара либо передаче товаров не в комплекте, установленном договором, покупатель вправе потребовать от продавца либо уменьшения цены, либо доукомплектования товара в разумный срок. Лишь при невыполнении продавцом требования о доукомплектовании товара покупатель получает право требовать замены некомплектного товара комплектным либо возврата уплаченной за товар денежной суммы. Договором могут быть предусмотрены другие последствия нарушения условий договора о комплектности и передаче товаров в комплекте.
Последствия поставки некомплектного товара поставщиком по договору поставки предусмотрены также ст. 519 и 520 ГК РФ. В частности, покупатель вправе при невыполнении требования о доукомплектовании товара приобрести у других лиц товары, входящие в комплект, либо приобрести у других лиц комплектный товар с отнесением необходимых и разумных расходов на поставщика. Можно полагать, что такие последствия по аналогии могут быть применены и по другим видам договора купли-продажи.
Кроме того, покупатель вправе приобрести не переданные комплектующие изделия либо товары, входящие в обусловленный договором комплект, у других лиц на основании ст. 397 ГК РФ и потребовать от продавца возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
3.5 Последствия передачи товара без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке
Существуют также и нарушения продавцами об упаковки проданного товара и правильности ее оформления. Что регламентируется ст. 482 ГК РФ. Содержание которой выглядит следующим образом:
п.1. В случаях, когда подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства или характера товара.
п.2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, покупатель вправе вместо предъявления продавцу требований, указанных в этом пункте, предъявить к нему требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества (статья 475 ГК РФ).
Данная статья предусматривает последствия двух видов нарушений: передача товаров без тары и (или) упаковки и передача товара в ненадлежащей таре и (или) упаковке.
Передача товара без тары и (или) упаковки признается нарушением в случаях, когда обязательность затаривания предусмотрена нормативными документами по стандартизации, договором или вытекает из обычно предъявляемых требований.
Под ненадлежащей понимается тара (упаковка), не соответствующая условиям договора или обязательным требованиям государственных стандартов, а также не обеспечивающая сохранность товара при обычных условиях хранения и транспортировки.
В первом случае покупатель вправе потребовать от продавца затарить или упаковать товар, во втором — заменить тару и (или) упаковку.
В п. 2 статьи предусмотрено неизвестное ГК РСФСР 1964г. и иным правовым актам о купле-продаже правило, согласно которому нарушения требований к таре и упаковке могут вызвать те же последствия, что и передача товара ненадлежащего качества.
Из этой нормы вытекает, что выбор последствий предоставлен покупателю, который может предъявить к продавцу требования, предусмотренные либо п. 1 ст. 482 ГК РФ, либо ст. 475 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 475 ГК РФ покупатель может затарить и (или) упаковать товар своими средствами, устранить недостатки тары (упаковки) и потребовать от продавца возмещения расходов.
Аналогичные нормы содержатся в Венской конвенции 1980г.
3.6 Извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи
Покупатель вправе оповестить продавца продавшему ему товар о ненадлежащем исполнении договора и востребовать от продавца полного выполнения обязательств по договору. Данное положение закреплено в ст. 483 ГК РФ содержащей следующее:
п.1. Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.
п.2. В случае невыполнения правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.
п.3. Если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на положения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
Предписания этой статьи распространяются практически на все основные случаи передачи товара, не соответствующего условиям договора. Это особенно важно с учетом того, что Федеральный закон от 5 апреля 1995г. "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признал, утратившим силу Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992г.
Единое регулирование порядка извещения покупателем продавца о несоответствии товара предусмотрено и Венской конвенцией 1980г. Статья содержит правила по следующим вопросам:
а) срок, в течение которого должно направляться извещение;
б) последствия несоблюдения установленного срока;
в) случай, когда не применяются правила о сроке извещения и последствиях его несоблюдения.
Общее правило сводится к тому, что извещение должно направляться в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором. Если такой срок не установлен, то извещение должно направляться в разумный срок после того, как обнаружено нарушение соответствующего условия договора.
В правиле о последствиях несоблюдения установленного срока приведен конкретный перечень требований покупателя, на которые оно распространяется. Этот перечень включает только случаи, когда требование покупателя состоит в принятии продавцом мер по приведению товара в соответствие с условиями договора (например, допоставка недостающего товара, устранение недостатков или замена некачественного товара, доукомплектования или замена некомплектного товара и т.п.). Следовательно, такие последствия не применяются к иным возможным требованиям покупателя, вызванным несоответствием товара условиям договора (например, о размерном уменьшении покупной цены при передаче товара ненадлежащего качества.
Но и в том случае, когда требование покупателя, который в установленный срок не известил продавца о допущенных нарушениях договора, чадит в упомянутый перечень, продавец вправе полностью или частично отказать в его удовлетворении, только если докажет наличие названных в п. 2 обстоятельств. К ним отнесены: невозможность удовлетворить такое требование либо несоизмеримость для продавца расходов по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.
Продавец не вправе ссылаться на правила о сроке извещения о нарушении договора и о последствиях его несоблюдения, если он знал или должен был знать, что им передан товар, не соответствующий условиям договора.
Вывод: данная глава ответственность продавца и последствия не исполнения договора поможет нам разобраться в следующем, а именно рассматривая эту главу мы обратились к вопросам следующего содержания: ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя здесь рассматривается то, каким образом продавец несет ответственность перед покупателем в случае изъятия у него товара; следующим случаем будет являться ответственность продавца за недостатки товара, в которых несет ответственность сам продавец перед покупателем; далее рассматривается вопрос о последствия передачи товара не надлежащего качества, то какие правовые последствия могут насупить и каким образом эту проблему необходимо решать; затем следует разбирательство по вопросу неукомплектованности товара и путь решения такой проблемы между продавцом и покупателем, а также что происходит в пути решения данной ситуации и каким образом; следующее что нами было рассмотрено это вопрос, какие последствия передачи товара без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке могут или возможно их наступление и кто несет ответственность в таких случаях, а также каким образом необходимо разрешать такую проблему в случае ее появления; и последним рассмотренным в этой главе вопросом будет извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи здесь говориться о том что необходимо сделать для исполнения договора купли-продажи в полном объеме или исполнения невыполненных пунктов договора, а также каким образом продавец должен исполнять свои обязательства по договору.
Заключение
Рассмотрев данную курсовую работу она помогла нам раскрыть должные особенности отношений купле-продажи между покупателем и продавцом, а также торговые проблемы современного мира связанных с неисполнением и (или) ненадлежащим исполнением договора купле-продажи. Также мы выяснили какими правами мы обладаем с случаях нарушения наших прав и возможностью для осуществлении реализации своих прав если выступаем в виде покупателя и какая ответственность на нас может возлогаеться при заключении сделок по купле-продажи какого-либо имущества, оказания услуги или проведения каких-либо работ если мы находимся в статусе продавца.
Основными нормативными документами, определяющими правовые основы отношений между продавцом и покупателем и порядок их исполнения, в настоящее время являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей", а так же различные постановления Правительства РФ регламентирующие правила торговли отдельными видами товаров на территории нашего государства.
Реализовывая цель изучения были выполнены следующие задачи:
Изучены нормативно-правовые акты, регламентирующие правовые отношения между продавцом и покупателем
Уяснены определение качества товара (работы или услуги), обязанности и ответственность продавца определенную российским законодательством
Сделаны выводы по отработанным вопросам и закрепление их
При работе над данной курсовой работы мы обратились к понятию качества товара которое содержится как в Гражданском кодексе Российской Федерации так и в Федеральном законе: "О защите прав потребителей".
Следующим изученным разделом работы является определение основных обязанностей продавца что является: обязанности по передаче товара и обязанность передать товар свободным от прав третьих лиц. Что включает в себя: каким образом продавец должен передать товар покупателю, а также о, информировании покупателя в том что товар находиться в свободном состоянии и что на него нет имущественных прав третьих лиц, и о том если товаром владеет третье лицо или имеет на данный товар какие-либо имущественные права.
Самым обширным рассмотренным нами вопросом курсовой работы является глава предусматривающая ответственность продавца за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей продавца. Здесь содержаться подпункты следующего содержания: это ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя (в которой раскрывается как происходят действия продавца по возмещению товара или его стоимости); следующим разобранным вопросом является за какие недостатки товара отвечает продавец; далее изучим какие наступают последствия в случаях, а именно какие последствия в случае передачи товара не надлежащего качества, какие последствия в результате передачи некомплектного товара, и последствия передачи товара без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке. А также пути их решения. Также в этой главе мы разобран случай об извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи и что нужно сделать для выполнения продавцом своих обязательств по договору купле-продажи.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституции Российской Федерации 1993г. принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25.12.1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994г. (часть 2 принятая Государственной Думой 22 декабря 1995 года в редакции Федерального Закона № 147-ФЗ от 26.11.2001года с дополнениями и изменениями на 2008г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации от 29.01.1996г. № 5 ст. 410
3. Федеральный закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" № 212-ФЗ от 17.12.1999г. // Собрание Законодательства Российской Федерации от 15.01.1996г. № 3 ст. 140
4. Федеральный закон Российской Федерации "О стандартизации" №5154-1 от 10.06.1993г. // Российская газета №120 от 25.06.1993г.
5. Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" № 96 от 05.04.1995 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации от 29.07.2002г. № 30 ст. 3013
6. Постановление правительства Российской федерации № 1222 от 20.10.1998г. "Перечень товаров длительного пользования на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара". // Собрание Законодательства Российской Федерации от 26.10.1998г. № 30 ст.5357
7. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998г. №55 ФЗ "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров..." // Собрание Законодательства Российской Федерации от 26.01.1998г. № 4 ст. 482
8. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997г. № 1019 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации" (ФЗ РФ, 1997, № 34, ст. 3976) // Собрание Законодательства Российской Федерации от 25.08.1997г. № 34 ст. 3976
9. Венская конвенция 1980г. "О договорах международной купле-продажи товаров" // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации №1 1994г.
Учебная литература
1. Белобров С.А., Бережная О.В. Статья "Ответственность за изготовление и продажу товаров ненадлежащего качества". – Белгород, Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова, 2005.
2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры по передаче имущества. - Москва, 2000.
3. Газета "Ведомости РФ" № 19 1995г.
4. Гатин А.В. Гражданское право: учебное пособие. - Москва, 2008.
5. Гражданское право России. Часть 2. Обязательственное право. Курс лекций / Ответственный редактор. О.Н. Садиков. - Москва, 1997.
6. Гражданское право. Том 2. Полутом 1 / Под редакцией Е.А. Суханова. Изд. 2-е. - Москва, 1999.
7. Гражданское право. Том 2. Полутом 1. Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное. Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Е.А. Суханов. - Москва, Издательство БЕК, 2000.
8. Гражданское право. Том 2-3 / Под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Изд. 2-е. – Москва, 1999.
9. Гражданское право. Часть 2 / Под редакцией А.С. Калпина. - Москва, 1999.
10. Гражданское право. Часть вторая: Учебник/ Под общей редакцией А.Г.Калпина. - Москва, "Юристъ", 2002.
11. Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник том 2. – Москва, Издательство "Экзамен", 2006.- (Серия "Учебник для вузов")
12. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (Части второй) / Под редакцией О.Н. Садикова. Изд. 3-е. - Москва, 1998.
13. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части 2 постатейный/ под редакцией О.Н. Садикова. - Москва ИНФРА-М 2006.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части 2 постатейный/ под редакцией С.П. Гришаева А.М. Эрделевского подготовлен для системы "Консультант Плюс, 2007"
15. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" с постатейными материалами и приложениями нормативно-правовых документов/ Серия "Консультирует юрист" - Ростов-на-Дону, "Феникс" 2004.
16. Малиновская В.М. Судебная практика по спорам о защите прав потребителей. – Москва, "Проспект", 2007.
17. Павлова О.П. Научная статья к главе 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации / для подготовки Практикума по Гражданскому праву под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Д. Егорова и доктора юридических наук, профессора А.П. Сергеева. – Москва, 2002.
18. Суханов Е.А., Панкратов П.А. Научные статьи к § 1, 2, 3 гл. 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации / для подготовки Учебника Гражданское право 2 Тома Полутом 1. – Москва, 2000.
19. Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации. – Москва, 2005.