Конституционное право зарубежных стран (работа 9)
Некоторые вопросы конституционного права
Вопрос 1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите способы формирования и сроки полномочий верхних палат парламентов США и Японии. Что означает частичная и полная ротация верхних палат?
США (Сенат) |
Япония (Палата советников) |
|
1.Способ формирования верхней палаты парламента |
Сенат избирается непосредственно населением от каждого штата по два сенатора, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Определение результатов голосования осуществляется по мажоритарной системе относительного большинства. |
По префектурным многомандатным избирательным округам (в Японии 47 префектур) избирается 150 депутатов, еще 2 - от острова Окинава, а 100 депутатов избираются по общегосударственным спискам партий в масштабе всей страны, т.е. избирательным округом здесь является вся страна. Как правило, по общенациональному избирательному округу баллотируются широко известные политические и государственные деятели. Выборы проводятся за 30 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава верхней палаты. Организация и проведение голосования на избирательных участках осуществляется специальными наблюдателями, назначаемыми местными избирательными комиссиями и тремя-пятью свидетелями из числа избирателей. Кроме того, каждый кандидат в депутаты имеет право направить в счетную комиссию одного своего представителя. |
2.Сроки полномочий верхней палаты парламента |
В сенате каждый штат представлен двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от палаты представителей, каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности. |
Палата советников избирается на 6 лет, однако каждые 3 года половина ее депутатов переизбирается. |
Частичная и полная ротация верхних палат парламента – это частичное или полное обновление представительных органов власти.
Вопрос 2. Назовите все виды источников конституционного права. Приведите содержание статей Конституций Италии и Болгарии, закрепляющих и регулирующих использование источников государственного права, свойственных каждой из этих стран. В чем заключается аналогия права?
Источники конституционного права - формы, в которых находят свое выражение нормы конституционного права. Они чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти.
Основным источником конституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787г. К числу важнейших источников конституционного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. Содержание конституционных законов обычно не поднадзорно органам конституционного контроля. Серия конституционных законов в сумме составляет блок конституционного законодательства. В 1875г. во Франции были приняты три конституционных закона, которые определили основы конституционного строя. В Чехословакии было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию. В Италии конституционные законы издаются по отдельным, указанным в Конституции, наиболее важным вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем обычные законы. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о свободе печати 1949г. в Швеции, законы об избирательных правах 1965 и 1970гг. в США, Закон о политических партиях Испании 1978г. и др. Не менее важное значение в качестве источников конституционного права имеют органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Такие нормы предписывают принять закон определенного содержания (например, закон о выборах). Особенно богата такими бланкетными нормами Конституция Франции 1958г. Например, Конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст.25) .что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст.47) и т.д. Таких бланкетных норм во Французской Конституции насчитывается около двадцати. Бланкетные нормы образуют пустоту, которую должен занять органический закон.
В тех странах, где имеются конституционные или органические законы, обычные законы регулируют менее важные общественные отношения.
Референдарные законы принимаются в результате референдума, отдельной категорией. Во Франции, например, закон, принятый на референдуме, неподконтролен Конституционному совету.
Важнейшие нормы конституционного права содержатся и в обычных законах, принимаемых парламентом. В качестве примера можно сослаться на законы США о регулировании лоббизма (1946г.), преемственности должности Президента (1948г.), о федеральных избирательных кампаниях (1972г.) и др.
Источниками конституционного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей силе к парламентским актам.
Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами). Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Например, значительное место в конституционном праве Великобритании занимают судебные прецеденты, то есть ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад. Нормы прецедентного конституционного права очень многочисленны и разнообразны. Признание судебного прецедента источником конституционного права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию, но и правотворческую. Обилие прецедентов, накопившихся за сотни лет, требует очень высокой квалификации участвующих в процессах адвокатов и дает судьям значительную свободу выбора при постановлении решения. Прецедент может быть применен сам по себе. Даже если суд провозглашает прецедентную норму на основе ранее изданного закона, впоследствии эта норма имеет самостоятельное хождение и непосредственно применяется в судебных разбирательствах. Условия создания прецедентов неодинаковы в различных государствах, Английский прецедент создает только верховная судебная инстанция. В Англии ранее изданные прецеденты соблюдают. В Австралии право сформулировать прецедент имеют как федеральный Верховный суд, так и верховные суды штатов. В США прецедент может быть создан не только высшими, но и нижестоящими судебными инстанциями. В США суды иногда не применяют даже те прецеденты, которые сами и создали. С прецедентом схожи ампаро и доктрина летал. Ампаро - это норма, создаваемая мексиканским Верховным судом в процессе рассмотрения дел, связанных с вопросом о правах человека. Доктрина легал применяется в Испании и представляет собой правило, выработанное Верховным судом в результате вынесения нескольких однотипных решений.
В числе источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законов являются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами.
В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученых - государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов.
Аналогия права - применение к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов соответствующей отрасли права. Применяется в крайнем случае, при невозможности использовать аналогию закона. Служит средством восполнения пробелов в праве. Недопустимо применение аналогии права в уголовных делах.
Вопрос 3. Каким образом определяется система экономических отношений и какие виды собственности закреплены в Конституциях Франции и КНР?
Основой социалистической экономической системы Китайской Народной Республики является социалистическая общественная собственность на средства производства, а именно, общенародная и коллективная собственность. Согласно ст.7 Конституции КНР движущей силой национальной экономики является государственная экономика, т.е. социалистическая экономика с общенародной собственностью. Государство обеспечивает укрепление и развитие национальной экономики.
Сельские коммуны, сельскохозяйственные производственные кооперативы, и другие формы кооперативной деятельности, такие как сбытовые кооперативы, кредитные и потребительские кооперативы относятся к сектору социалистической экономики, находясь в коллективной собственности работающих в них людей. Трудящиеся, являющиеся членами сельских экономических объединений имеют право, в определенных законом рамках, обрабатывать участки пахотных земель и холмов, отведенных в их личное пользование, заниматься выпуском побочной продукции и выращивать личный скот. Различные виды кооперативов в крупных и небольших городах, занятые в сфере ремесел, промышленности, строительства, транспорта торговли и услуг, находящиеся в коллективной собственности работающих в них людей, также принадлежат к сектору социалистической экономики. Государство защищает законные права и интересы городских и сельских экономических коллективов и стимулирует, направляет и способствует росту коллективной экономики (ст.8)
Все минеральные ресурсы, вода, леса, горы, луга, необработанные земли, морские берега и другие природные ресурсы, находятся в собственности государства, т.е. в общенародной собственности, исключением лесов, гор, лугов и необработанных земель и морских берегов, которые, в соответствии с законом, находятся в коллективной собственности. Государство обеспечивает рациональное использование природных ресурсов и защищает редких животных и растения. Любое присвоение или уничтожение природных ресурсов организацией или частным лицом запрещается. (ст.9)
Согласно ст.10 конституции КНР земля в городах принадлежит государству. Земля в сельских и пригородных районах находится в коллективном владении, исключая участки, которые, согласно закону, находятся в государственной собственности; домашние участки и лично обрабатываемые пахотные земли и холмы также находятся в коллективной собственности.
Государство, действуя в общественных интересах имеет право реквизировать землю согласно закону. Ни одна организация или частное лицо не может каким бы то было либо путем присваивать, покупать или незаконно передавать землю. Право землепользования может быть передано в соответствии с законом. Все организации и частные лица использующие землю должны обеспечить рациональное землепользование.
Личное хозяйство трудящихся городов и сельской местности, действующих в определенных законом рамках, является частью социалистической общественной экономики. Государство защищает законные права и интересы личного хозяйства. Государство направляет, оказывает помощь и контролирует личное хозяйство, используя административный контроль. Государство позволяет частному сектору экономики существовать и развиваться в определенных законом рамках. Частный сектор экономики является частью социалистической общественной экономики. Государство защищает законные права и интересы частного сектора экономики, и осуществляет руководство наблюдение и контроль за частным сектором экономики. Социалистическая общественная собственность является неприкосновенной. Государство стоит на защите социалистической собственности. Любое присвоение или уничтожение государственной или коллективной собственности организацией или частным лицом запрещается. Государство защищает право граждан на владение законно полученным доходом, сбережениями, домом и другой законной собственностью. Государство защищает законное право граждан наследовать частную собственность. Государство постоянно повышает производительность труда, улучшает результаты в экономике и развивает производительные силы путем повышения энтузиазма трудящихся, повышения их квалификации, распространения современных научных достижений и технологий, улучшение системы экономического управления, деятельности и управления предприятий, вводя социалистическую систему различных форм ответственности и совершенствуя организацию труда. Государство осуществляет политику строгой экономии и борется с излишними тратами. Государство должным образом распределяет накопление и потребление, заботится об интересах коллектива и частных лиц, а также о государственных интересах, и на основе расширения производства постоянно улучшает материальную и культурную жизнь народа (Статья 14 Конституции КНР).
Государство осуществляет на практику социалистическую рыночную экономику. Оно совершенствует хозяйственное законодательство и улучшает макроконтроль экономики. Государство, действуя согласно закону, запрещает нарушение экономического порядка со стороны любой организации или частного лица.
Предприятия, находящиеся в государственной собственности имеют право на принятие решений в отношении своих действий в определенных законом рамках. Государственные предприятия практикуют демократическое управление через рабочие советы или советы сотрудников и другие оговоренные законом пути. Хозяйственные организации, находящиеся в коллективной собственности имеют право на принятие решений при проведении самостоятельной экономической деятельности при условии соблюдения ими соответствующих законов. Хозяйственные организации, находящиеся в коллективной собственности, практикуют демократическое управление, избирают и освобождают от должности административно-управленческий персонал в соответствии с законом, и решают основные вопросы своей деятельности и управления. Китайская Народная Республика позволяет зарубежным предприятиям, другим зарубежным хозяйственным организациям и иностранцам, являющимися частными лицами делать инвестиции в Китай и вступать в различные формы экономического сотрудничества с Китайскими предприятиями и другими экономическими организациями Китая в соответствии с законами Китайской Народной Республики. Все зарубежные предприятия, другие зарубежные хозяйственные организации также как и совместные китайско-иностранные предприятия на территории Китая должны соблюдать законы Китайской Народной Республики.
В Конституции Франции прямо не закреплены формы собственности и система экономических отношений.
Список использованной литературы
1.Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учебник. М., 1998.
2.Берк Э. Размышления о революции во Франции. М, 1993.
3.Джинджер Энн Ф. Верховный суд и права человека в США. М., 1981.
4.Иностранное конституционное право/Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996.
5.Конституции зарубежных государств: учебное пособие. М., 1997.
6.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 1: учебник. Под ред. Б.А. Страшу на. М., 1993.
7.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 2: учебник. Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1995.
8.Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т 1. - СПб., 1893.
9.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
10.Маунц Т. Государственное право Германии. М., 1959.
11.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М., 1998.
12.Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. Ростов-н/Д, 1997.
13.Судебные системы западных государств. М., 1991.
14.США: Конституция и законодательные акты / Пер. с англ. Составитель - В.И. Лафитский; Под ред. О.А. Жидкова. М., 1993.
15.Уэйд. Филлипс. Конституционное право. М., 1950.
16.Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992.
17.Харвей Д.. Худ К. Британское государство. М., 1961.
18.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.