Охраны труда и организация рабочих мест
Охраны труда и организация рабочих мест
Введение
Данная работа рассматривает часть помещений издательства "Армада" на предмет их соответствия нормам охраны труда, безопасности и эффективности организации рабочих мест. Поскольку издательство снимает не все здание, оно разбито на группы комнат, не связанные друг с другом, поэтому проанализировать всю совокупность помещений издательства не удалось.
1. Характеристика объекта исследования
Издательство "Армада" располагается на Кронштадтском бульваре в Институте повышения квалификации работников авиационной промышленности, который, в свою очередь, занимает бывшую школу стандартной планировки, сейчас таких много - три этажа, большая часть второго отдана под спортивный зал, лестница на который отделена от парадного входа застекленной галерейкой. Издательство специализируется на массовой литературе - фантастика, детектив, историческая беллетристика, научно-популярные издания, детская литература.
Издательство разбито на несколько блоков помещений, в данной работе будут рассмотрены редакция, бухгалтерия и художественный отдел. Редакция располагается на нижнем этаже, она рассчитана на достаточно большое количество человек, поскольку именно в ней происходят встречи с авторами, переводчиками, литагентами и прочими партнерами. Редакция занимает около 40 кв. метров, она разбита длинными столами на три секции.
Бухгалтерия, художественный и компьютерный отделы расположены на втором этаже. Поскольку это "святая святых" издательства, они отделены друг от друга коридором, в центре которого стоит стол с охранником, поддерживающим пропускной режим. Все они так или иначе расположены в бывшем спортивном зале школы, разумеется, полностью перепланированном и перестроенном, так что издательство производит вполне солидное впечатление. Бухгалтерия - это тройка меленьких комнаток, каждая площадью в 10-15 кв. метров, соединенных коридорчиком и защищенных от главного коридора массивной дверью с парольным замком. Компьютерный отдел - две комнаты тоже в 10-15 кв. метров на том месте, где в подобной планировки школах находится раздевалка. Повторяю, что этаж перестроен и выглядит так, будто изначально и был спланирован под издательство.
Художественный отдел занимает большую площадь - метров 30-40, он не разделен на секции, столы стоят вдоль стен, оставляя центр помещения пустым - в отделе весьма активное движение. Издательство занимает еще несколько помещений, но поскольку я в них не был, в этой работе они не рассматриваются.
2. Травмоопасность технологического процесса
Травмоопасную ситуацию в издательстве представить довольно трудно. Однако есть несколько весьма неприятных моментов, которые, гипотетически, могут повредить здоровью работника издательства. Надо заметить, что шкафы с книгами, справочниками, изданиями "Армады" и издательскими планами, располагающиеся в редакции, достаточно высоки, а стремянки в помещении нет, поэтому, чтобы снять книгу с верхней полки, невысокому работнику приходится либо подпрыгивать, надеясь с лету выхватить нужное издание, либо залезать на стул, что, согласитесь, небезопасно, тем более если учесть, что часть штата состоит из пожилых женщин.
Кроме того, ни один компьютер не защищен экраном, который из-за постоянно включенного верхнего "дневного" света чудовищно бликует. К тому же работникам редакции, проводящим за текстом по много часов в день, приходится сидеть за ненастроенной палитрой редактора - черный текст на белом фоне. Такое сочетание цветов допустимо в книге, но не на компьютере - столь высокая контрастность сажает глаза ничуть не меньше, чем забликованность экрана. В художественном отделе освещение поставлено удачнее, но защитных экранов тоже нет, но уже по технической необходимости: профессиональная работа с изображениями требует четкого виденья красок, а защитные экраны существенно искажают цвета.
3. Цветосветовой климат
Стены издательства окрашены в бежевый цвет, поэтому все помещения производят светлое, легкое впечатление. Его дополняет естественное боковое освещение из больших школьных окон и верхние лампы "дневного света". Они работают даже днем, поэтому, на мой взгляд, большинство помещений "Армады" освещены излишни сильно, при том, что основная часть рабочего времени штата проходит за компьютерами. Два разнотипных источника света, как известно, вредны для глаз. На втором этаже проникновение естественного свет затрудняют кроны деревьев, лампы "дневного света" преобладают, что несколько улучшает ситуацию с освещением.
Итак, световая нагрузка на работников издательства слишком велика из-за раздвоенности источников света. Простейшим решением этой проблемы была бы покупка жалюзи на все окна. К сожалению, они имеются лишь в художественном отделе.
4. Микроклимат
Микроклимат во всех помещениях издательства благоприятный для работы. Все комнаты оснащены кондиционерами, потолки высокие, большой объем комнат нейтрализует излучение компьютеров. Летом некоторые окна открываются, что обеспечивает дополнительно проветривание. Воздух в помещениях чистый, не смотря на большое количество книг, на которые легко оседает пыль. Отопление паровое, так что и в серьезные морозы в издательстве тепло. Под окнами "Армады" посажены деревья, что также благотворно влияет на микроклимат.
5. Шумовой климат
Помещения издательства достаточно хорошо изолированы от шумов. Панели, штукатурка, шкафы с книгами не дают проникать шуму автомобилей. Поскольку "Армада" располагается в здании школы, она находится от дороги метрах в пятидесяти, кроме того, шум машин приглушают деревья. Внутренние шумы глушатся ковровыми покрытиями, так что и передвижения людей не мешают работе. Студенты института не заходят в корпус, снимаемый издательством, поэтому и студенческие шумы тоже не отвлекают работников "Армады". Интеллигентность штата не позволяет разговаривать громко, когда кто-нибудь в той же комнате работает, так что следует заметить, что шумовой климат издательства благоприятствует серьезной, вдумчивой и кропотливой работе.
6. Электробезопасность
Все электро- и коммуникационные провода изолированы и по возможности вообще защищены от физического воздействия. Пробки убраны в специальные ящики. Электробезопасность издательства находится на весьма высоком уровне.
7. Пожарная безопасность
Пожарная безопасность издательства средняя, как в обычной организации. Средств автоматического пожаротушения я не видел, огнетушители есть в обоих крупных комнатах (художественном отделе и редакции), кроме того, в коридоре на нижнем этаже есть пожарный кран. Вероятно, такой же есть в коридоре верхнего этажа. Пожарного выхода в издательстве нет, но есть дополнительная дверь в стеклянной галерее, через которую можно осуществить эвакуацию персонала в случае пожара.
Из-за высокого уровня организации электробезопасности, вероятность короткого замыкания крайне мала. Пожарная подготовка работников минимальна, поэтому их адекватные действия в критической ситуации маловероятны. Электроприборы эксплуатируются очень активно, количество розеток велико, поэтому за их правильным использованием и соблюдением техники пожарной безопасности надо внимательно следить.
8. Эргономическое использование оборудования и планировки
Рабочие места организованы довольно на допустимом уровне. Каждый работник имеет свой стол, на котором может наводить порядок в соответствии со своими представлениями о порядке и эффективности работы. Передвижение по помещениям не всегда спланировано рационально - в редакции слишком узкие проходы между столами, коридоры узки, особенно на втором этаже. Забликованность экранов и ненастроенность рабочей палитры редакторов утомляет глаза. В комнатах мало зелени, которая оживила бы помещения, а заодно могла поглощать ионизирующее излучение мониторов. Глаза устают от голых светлых стен - вьющиеся растения или хотя бы плакаты или картины решили бы эту проблему.
Мебель удобная, но офисная, в издательстве нет ни одного мягкого дивана - это, безусловно, подчеркивает требовательность руководства к своим подчиненным, но лишает людей отдыха, возможности несколько минут посидеть, расслабив спину. Поэтому отдыхают либо на рабочем месте - за чашкой кофе, либо на лестнице - выкуривая сигарету. Поскольку интеллектуальный труд требует перерывов, когда надо не просто отдохнуть физически, но и расслабиться внутренне, одну маленькую комнату вполне можно было выделить под отдых - два цветка на подоконнике, столик для кофе и два мягких кресла - думаю, эта мера повысила бы эффективность работы персонала.
Вывод
Итак, подведем итоги. Травмоопасность в издательстве низка из-за отсутствия каких-либо серьезных физический действий. Микроклимат благоприятный благодаря кондиционерам. Электробезопасность высока, шум работников не беспокоит, правда, большей частью по естественным причинам, чем стараниями организаторов. Пожарная защита заключается в двух-трех огнетушителях и пожарном кране, электропроводка пожарной опасности не представляет, и лишь активное использование электроприборов может создать пожароопасную ситуацию.
Цветосветовой климат чрезвычайно угнетает глаза – сочетание естественного и искусственного источников света при работе с монитором без антибликового покрытия просто вредно для здоровья. Эргономическая организация мест рациональна, но сугубо практична - работать удобно, восстановиться или передохнуть практически невозможно. В целом, работа издательства организована хорошо, а до понимания необходимости хорошей организации отдыха руководство еще не доросло.
Термины и определения
ГУМАНИЗАЦИЯ ТРУДА— такая организация труда, которая направлена на профилактику переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития работника, расцвета его способностей. Для решения этих задач могут применяться технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия. Напр., замена станков более современными или введение новой технологии приводит к повышению производительности труда, а улучшение вентиляции и освещения на рабочих местах благотворно сказывается на здоровье работающих. Психология при решении задач Г. т. использует собственный арсенал средств. Оптимальное использование свойств индивида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки, рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих. Все эти задачи психология труда решает совместно с научной организацией труда. Решающими условиями выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач по Г. т. являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний работающих. Большое значение имеет также изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией.
Визуальные коммуникации— процесс передачи и приема информации через оптический канал связи; специфические средства информации, облегчающие ориентацию человека в предметно-пространственной среде; область профессиональной деятельности дизайнера, связанная с проектированием этих средств. Традиционно к В. к. относят графику, фото, кино, телевидение, рекламу, выставки, полиграфическую продукцию. Средством любой коммуникации является знак, который может быть определен как материальный объект (объемный, плоский, светящийся, движущийся) и как смысловая единица, выступающая в различных знаковых формах: знак-буква, знак-символ, знак-пинтограмма. Развернутая система знаков используется, напр., на транспорте, в торговле, общественном питании, офисах и др. Большое распространение в качестве средства В. к. имеет цвет. Информативность цвета широко используется в промышленности, на транспорте, в рекламе (напр., фирменные цвета, запрещающие и предупреждающие цвета). Эффективное использование средств В. к. невозможно без тщательного анализа процесса воздействия знака на поведение человека. Инженерная психология и эргономика изучают закономерности этого воздействия, которые определяют эффективность применения В. к. в конкретных условиях практической деятельности человека с учетом социально-психологических факторов.
Дефицит времени (от лат. deficit— недостаток)— фактическая нехватка времени для полноценного завершения какого-либо процесса, операции человеком, группой людей, машиной. В инженерной психологии и психологии труда понятиие Д. в. употребляется в двух значениях: 1) недостаточное, ограниченное время на выполнение некоторой работы (лимит времени); 2) острый недостаток, соответствующий возможности человека выполнять определенные действия. В этом случае Д. в. рассматривается как стресс-фактор. Острый Д. в. (т. е. во втором значении) характерен в основном для аварийных ситуаций и некоторых критических режимов функционирования управляемого объекта, лимит времени— для многих видов трудовой деятельности, связанных а) с приемом и переработкой больших объемов информации в жестком временнум режиме (напр., диспетчерский труд), б) с высоким темпом осуществления сложной исполнительской деятельности (напр., конвейерный труд), в) с разным сочетанием первых двух факторов (напр., труд летчика).
Д. в. является относительным понятием. Это выражается как в самом факте Д. в. (есть он или нет), так и в его абсолютном временнум значении, которое зависит от вида выполняемой деятельности. Для процессов приема информации это доли секунды, а для процессов переработки информации и принятия решения— секунды и даже десятки секунд. Чем сложнее и опосредствованнее деятельность, тем больше абсолютные значения могут быть недостаточными (дефицитными) для ее выполнения.
Основными предпосылками возникновения Д. в. являются: 1) высокий темп поступления сигналов, требующих немедленного реагирования; 2) кратковременность существования сигнала; 3)большой объем информации, одновременно поступающей к оператору; 4) резкие, внезапные нарушения, требующие экспертного вмешательства человека: 5)индивидуальные качества оператора, недостаточная обученность, неблагоприятное функциональное состояние, недостаточное быстродействие, недостаточная выраженность профессионально-важных психологических качеств и т. д.; 6) неудачная организация труда и рабочего места; 7) дискомфортные внешние условия деятельности оператора.
Д. в. оказывает как положительное (оптимизирующее), так и отрицательное (дезорганизующее) влияние на деятельность оператора. Организующее влияние связано преимущественно с лимитом времени и опосредствуется целесообразной перестройкой деятельности, направленной на сохранение надежности и эффективности ее выполнения в усложненных условиях. Дезорганизация деятельности возникает преимущественно в условиях острого недостатка времени на выполнение требуемых действий (напр., в аварийных ситуациях). Такая дезорганизация сопровождается психическим напряжением, ошибками, импульсивностью действий и неадекватностью реакций.