Формы реализации права. Пособия на детей
Задание 1
Выберите и укажите особую форму реализации права.
а) соблюдение;
b) исполнение;
c) применение;
d) использование;
е) дозволение.
Решение: Правильный ответ c.
Применение права - одна форма из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.
Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:
а) организацию выполнения правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
б) охрану и защиту права от нарушения [3, с. 85].
На этом основании в литературе выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную [4, с. 93].
Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права [4, с. 94].
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточивания решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).
Граждане, не являющиеся субъектами право применения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права.
Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее [5, с. 47].
Эта властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно.
Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.
«Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. - такова задача субъектов правоприменения»[5, с. 48].
Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.
В-четвертых, правоприменительная осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формам. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности. В-четвертых, применительные права, как самостоятельная форма реализации - сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.
В-пятых, применение права - это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).
В-шестых применение права сопряжено всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта правоприменения.
Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений.
В частности:
а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и т.д.).
Только в судебном порядке, можно призвать гражданина умершим или безвестно отсутствующим.
Задание 2
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника:
а) совмещение;
b) совместительство;
с) сверхурочная работа.
Решение: Правильный ответ b.
Рабочее время является, по сути, естественной мерой труда, существуя при этом как многоплановая категория (экономическая, правовая, социальная, физиологическая), так как от продолжительности рабочего времени зависит общее состояния здоровья и жизнедеятельности человека [2, с. 158].
Продолжительность и интенсивность рабочего времени прямо влияет на продолжительность времени отдыха необходимого человеку для восстановления сил, потраченной энергии, выполнения семейных обязанностей по воспитанию.
Поэтому строжайшее соблюдение законодательства о рабочем времени одновременно является обеспечением важнейшего конституционного права человека - права на отдых.
Регулирование рабочего времени направлено на три важнейшие задачи:
- Установление возможного участия граждан в общественном труде;
- Обеспечение охраны труда;
- Соблюдение гарантия права на отдых.
Трудовой кодекс РФ регулирует рабочее время, вводит его различные виды и режимы.
Рабочее время – это установленное законом (или на его основе) время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией должен выполнять свои обязанности, трудовые функции [2, с. 158].
В соответствие со ст. 97 ТК РФ совместительство (по инициативе работника) – выполнение работником помимо своей основной работы другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от работы время [3, с. 359].
Существует два типа совместительства:
- внутреннее: по месту основной работы и с разрешения работодателя, оно также оформляется трудовым договором и осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
- внешнее: заключение трудового договора с другим работодателем, на соглашение которого не требуется разрешение работодателя по месту основной работы.
Продолжительность работы по совместительству не может превышать 16 часов в неделю и 4 часов в день.
Для таких категорий работников, как медицинские, педагогические, фармацевтические и работники культуры, устанавливаются особенности работы Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Министерствами образования, здравоохранения и культуры РФ.
Задание 3
Государственные пособия гражданам, имеющим детей
Единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, устанавливает Федеральный закон от 19 мая 1995 года, №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Закон) с последними изменениями и дополнениями от 1 марта 2008 года №18 – ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона 81-ФЗ видами государственных пособий гражданам, имеющим детей, являются:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью [3, с. 566].
Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов (статья 7 Закона 18 - ФЗ).
Пособие устанавливается в размере (статья 8 Закона 18 - ФЗ):
- среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам;
- 300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
- стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;
- денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу.
Согласно статье 13 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2007 год» максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 16 125 рублей.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
Согласно статье 9 Закона 81-ФЗ право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель). Пособие выплачивается в размере 300 рублей.
Документом, подтверждающим право на пособие, является справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в указанные сроки беременности.
Пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если медицинская справка была представлена вместе с документами, необходимыми для назначения пособия по беременности и родам, либо пособие выплачивается в течение 10 дней после представления медицинской справки, в случае, если справка была представлена позже документов, необходимых для назначения пособия по беременности и родам.
Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается (статья 11 Закона 18-ФЗ).
Пособие при рождении ребенка выплачивается по месту работы родителя (лица, его заменяющего). Если родитель не работает (не служит и не учится), то пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства.
Согласно статье 12 Закона 18 -ФЗ единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 рублей.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (статья 13 Закона 81-ФЗ).
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения. Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
Пособие по уходу за ребенком предоставляется до достижения ребенком возраста полутора лет.
Пособие выплачивается в следующих размерах (статья 15 Закона 81-ФЗ):
- 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей;
- 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций; матерям либо отцам, опекунам, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию; другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется.
Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ (статья 16 Закона 81-ФЗ).
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью введено с 1 января 2007 года.
Согласно статье 12.1 Закона 81-ФЗ право на единовременное пособие имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей:
- при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства);
- передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случаях, если родители:
- неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);
- по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка;
- отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей (статья 12.2 Закона 81-ФЗ). Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых органам государственной власти субъектов РФ.
Задание 4
Наследодатель, постоянно проживающий в Новошахтинске и имеющий там жилой дом на праве собственности, выехал на длительное лечение в Минеральные Воды, выписавшись из домовой книги в Новошахтинске. Возвратившись в Новошахтинск, и не успев там прописаться, наследодатель умер.
Определите место открытия наследства.
Решение: Местом открытия наследства является Новошахтинск, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является определяемое на момент открытия наследства последнее место жительства гражданина. Таковым, согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ является место его постоянного или преимущественного проживания.
Вместе с тем место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, определяется местом жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
В подавляющем большинстве случаев вполне надежным ориентиром определения места жительства гражданина является место регистрации по месту жительства, которую граждане обязаны проходить в силу предписаний ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». При этом во внимание принимается лишь регистрация по постоянному месту жительства, а не по месту временного пребывания.
Так, независимо от сроков проживания не будет признаваться местом открытия наследства временное место проживания лиц, проходящих срочную военную службу, или находящихся на излечении, или отбывающих наказание в местах лишения свободы, или работающих вне основного места жительства по контрактам.
Применительно к названным лицам место их жительства будет соответственно определяться по последнему постоянному месту жительства до призыва на военную службу, помещения в лечебное учреждение, заключения либо переезда к месту работы.
Задание 5
Кто и в какой судебный орган может принести протест на:
а) определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда о прекращении производства по делу;
b) решение районного суда;
с) постановление президиума районного суда.
Решение:
В соответствии со ст. 320 ГПК правом принесения протеста в порядке надзора наделены: Генеральный Прокурор Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и их заместители — на решения, определения и постановления любого суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ;
Председатель Верховного Суда республики в составе Российской федерации, краевого, областного суда, городского суда городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области и автономного округа — на решения и определения районных (городских) судов, определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного Суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке.
Данный перечень лиц, могущих возбудить надзорное производство, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Список используемой литературы
1. Булаевский, Б. А. Наследственное право/Отв. ред. К.Б. Ярошенко.- М.: Волтерс Клувер, 2005.- 448с.
2. Гусов, К. Н., Толкунова, В. Н. Трудовое право России: Учебник/ К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова.- М.: Проспект, 2004.- 496с.
3. Кашанина, Т. В., Кашанин, А. В. Основы российского права/Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин.- 3-е изд. перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003.- 784с.
4. Мухаев, Р. Т., Правовые основы Российского государства: Учебник/Р. Т. Мухаев.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 351с.
5. Правоведение/под ред. М. И. Абдулаева.- М.: Финансовый контроль, 2004.- 561с.
6. Правоведение/под ред. В. А. Козбаненко – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: «Дашков и К0», 2006.- 1072с.
7. Правоведение/под ред. Г. В. Мальцева.- М.: РАГС, 2003.- 584с.
8. Трудовое право России/под общ. Ред. А. М. куренного.- М.: Юристъ, 2004.- 496с.