Формы предварительного расследования (работа 1)
Саратовский Военный Краснознаменный Институт
ВВ МВД РФ
кафедра УП и К
Предмет: уголовный процесс
Курсовая работа
"Формы предварительного расследования"
ПЛАН
лист
Введение. 3
1. Понятие и содержание стадии Предварительного
расследования. 5
2. Формы предварительного расследования. 14
а) Предварительное следствие. 16
б) Дознание. 20
Заключение. 25
Используемая Литература. 26
ВВЕДЕНИЕ
Выбирая тему для курсовой работы, я, не задумываясь, обратился к теме "Формы Предварительного расследования". Меня всегда волновали детали проведения расследования. Предварительное расследование – самая большая по срокам и количеству составляемых документов, часть уголовного процессуальной деятельности.
Я очень люблю читать детективные рассказы. Углубляясь в их чтение, сливаешься с главным героем этого произведения, то есть следователем или иным органом производящим предварительное расследование, начинаем мыслить как он, вместе с ним анализировать обстоятельства преступления, возможное направление дальнейших действий преступника. Иногда улики настолько незначительны, что преступление раскрыть невозможно, но ничего не уходит от бдительного следователя. Он разрабатывает множество версий и наконец-то ему удается верно "вычислить" лицо, которое совершило преступление и предотвратить доказательства подвергающие причастность обвиняемого к совершению преступления.
Работа следователей кропотлива и трудна. Основанная на законе принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания), способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
Вместе с тем осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
Необоснованное предварительное расследование отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговую полицию иные правоохранительные органы, отрываются от общественно-полезного труда.
Деятельность следователя характеризуется чрезвычайным разнообразием задач, правильное решение которых требует применение различных качеств, навыков и знаний.
Актуальность данной темы в том, что предварительное расследование это стадия уголовного процесса на которой, как я считаю, решаются наиболее важные вопросы. Цель своей курсовой работы я вижу в том, что бы как можно глубже и подробней рассмотреть формы предварительного расследования, мнения ученых по поводу этих форм.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СТАДИИ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Предварительное расследование следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса. В этой стадии органы предварительного расследования обязаны тщательно выяснить обстоятельства совершенного преступления: событие преступления; личность обвиняемого; его виновность и мотив преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Выяснение названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.1
И так, Предварительное расследование это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решение других задач уголовного процесса.2
Профессор А.С. Кубликов выделяет следующие задачи предварительного расследования:
быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела;
обнаружение и процессуальное закрепление доказательств, для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
законное недопущение привлечения лиц в качестве обвиняемого при недопущении привлечение к уголовной ответственности невиновных;
обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголовному делу и недопущение дальнейшей преступной деятельности с его стороны;
определение размера ущерба, причиненного преступлением и принятие мер, обеспечивающих его возмещение;
выявление причин и условий, способствующих совершению преступления и принятия мер по их устранению.
По мнению А.П. Рыжакова существуют критерии предварительного расследования как вида деятельности:
предварительное расследование начинается после того, как компетентный орган констатирует наличие у себя повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления;
предварительное расследование – всегда деятельность уголовно-процессуальная;
предварительное расследование направлено на установление всех обстоятельств, перечисленных в статье 68 УПК (статьях 208, 392, 404 УПК);
предварительное расследование может производится только специальным субъектом, наделенным законом полномочиями осуществлять досудебную уголовно-процессуальную деятельность;
Предварительное расследование проводится по подавляющему большинству дел, направляемых для разбирательства. Особый порядок прохождения уголовных дел предусмотрен лишь по делам частного обвинения (ст. 27 УПК) и по делам с протокольной формой досудебной подготовки материалов (гл. 34 УПК). Однако и по ним в определенных случаях так же может быть проведено предварительное следствие или дознание.
Предварительное расследование, основанное на законе, принципах и общих условиях уголовно-процессуального производства, способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов. И наоборот, осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований, так же как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, является грубейшим нарушением законности, приносящим большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.1
В стадии предварительного расследования следователи и дознаватели обязаны соблюдать конституцию Российской Федерации, которая гарантирует гражданам права и свободы и среди них неприкосновенность личности, свободу передвижения и определение места проживания, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, которые могут затрагиваться во время предварительного расследования. Чтобы их не нарушить, органы ведущие предварительное следствие или дознание, должны безукоризненно соблюдать уголовно-процессуальные нормы, регулирующие производство каждого из следственных и розыскных действий в отдельности и всех их в совокупности.
Встречающиеся в следственной практике попытки процессуального упрощенства под предлогом "усиления" борьбы с преступностью совершенно недопустимы. Только строгое соблюдение предписаний уголовно-процессуального закона обеспечивает органам расследования наиболее благоприятные условие собирания и исследования доказательств в целях истины. И наоборот, несоблюдение установленных требований неминуемо ведет к ослаблению борьбы с преступностью, так как доказательства теряют доброкачественность, а подчас и вызывают сомнения в том. что к уголовной ответственности привлекается именно то лицо, которое совершило преступление. Разумеется, должны соблюдаться все законы и иные нормативные акты, которые действуют на территории Российской Федерации и подлежат применению в ходе дознания и предварительного следствия. Речь идет об уголовно-процессуальном законе прежде всего потому, что именно его нормы определяют содержание и порядок следственных действий.
Предварительное расследование по уголовному делу должно отвечать так же и таким требованиям, как всесторонность, полнота и объективность.1 Эти требования обязывают органы расследования исследовать все возможные версии об обстоятельствах и характере совершенного преступления, все обстоятельства, имеющие значение для дела; беспристрастно оценивать все доказательства.
Проведение предварительного расследования с соблюдением всесторонности, полноты и объективности является одним из условий правильных решений, которые принимаются по уголовному делу. Невыполнение их ведет, с одной стороны к опасности обвинительного уклона, а с другой – к безнаказанности за совершенное преступление.
Предварительное расследование имеет большое юридическое значение. Оно состоит в том, что органом расследования собираются материалы о преступлении, о лице его совершившем, и тем самым обеспечивается реализация уголовной ответственности и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Последнее имеет воспитательное значение, которое состоит так же и в том, что в ходе расследования развенчиваются антиобщественные установки и представленная о безнаказанности у подозреваемого и обвиняемого, создаются возможности предупредительного воздействия на других лиц, не склонных к законопослушному поведению.
"Под предварительным расследованием подразумевается одна из стадий уголовного процесса, - так же пишут Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткулин. Эта стадия судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство следователя или органа дознания и завершается составлением и утверждением по нему обвинительного заключения или прекращением уголовного дела (в отношении невменяемых так же направлением материалов в суд для применения мер принудительного лечения)".2
Данное определение применимо к характеристики временного промежутка (стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом уголовно-процессуальной деятельности.
Читая детективный роман или просматривая фильм, можно убедиться, что труд следователя или органа дознания очень нелегок. Для того чтобы запутать следствие преступники используют различные ухищрения, "запутывают следы преступления" в плоть до того, что убивают свидетелей и даже следователей. Органы предварительного расследования находят почти неразличимые следы преступления и уже исходя из них начинают распутывать преступление.
Еще одной проблемой является нынешний экономический кризис, порой просто не хватает денежных средств для быстрого и полного производства предварительного расследования, хотя в то же время организованная преступность растет и крепчает, и пользуется новейшими научно-техническими средствами.
Выполнению задач предварительного расследования служат определенные законам требования, которые называются общими условиями предварительного расследования. Существует несколько классификаций этих общих условий. В соответствии с гл. 10 УПК такие условия можно было сгруппировать применительно к решению в ходе расследования уголовных дел, в частности, таких процессуальных вопросов, как:
подследственность и место расследования;
предпосылки для начала расследования;
сроки расследования;
процессуальная самостоятельность следователя и иного лица уполномоченного вести расследование;
обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
недопустимость разглашения данных предварительного следствия;
соединяющие и выделение уголовных дел;
использование научно-технических средств и специалистов;
принятие мер к выявлению и устранению причин и условий способствовавших совершению преступлений.1
Теперь я хочу уделить внимание началу предварительного расследования.
После того как собраны достаточные данные, указывающие на признаки объективной стороны состава преступления, должно выносится постановление о возбуждении уголовного дела. Но предварительное расследование начинается даже если таковое и не вынесена.
Для начала предварительного расследования достаточно повода и основания к возбуждению уголовного дела. Тем не менее не любой орган или должностное лицо вправе возбудить уголовное дело, а значит начать предварительное расследование. Компетенция большинства органов дознания ограничена (за исключением милиции) ст. 117 УПК. Так, органы государственного пожарного надзора в праве производить дознание по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации – по делам о нарушении режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и т.п.
Сроки производства предварительного расследования определены в ст. 133 УПК. Срок дознания, по делам, предварительное следствие по которым не обязательно, ограничивается одним месяцем либо двадцатью сутками. если оно осуществляется по преступлениям, по которым возможна досудебная подготовка материалов в протокольной форме. Но надзирающий прокурор в праве его сравнять со сроком предварительного следствия. Предварительное следствие же по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. Срок предварительного расследования включает в себя время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о подаче дела в суд для рассмотрении вопроса о применение принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.
Срок предварительного расследования может быть продлен надзирающим прокурором на один месяц, а по делам, расследования которых представляет особую сложность, прокурор автономной республики, края, области, автономной области, автономного округа, группы войск, флота и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного расследования до шести месяцев. Дальнейшее продолжение сроков может быть произведено только в исключительных случаях Главным военным прокурором, Генеральным прокурором Российской Федерации или их заместителями.
По сложным многоэпизодным делам расследование прокурором или начальником следственного отдела может быть поручено группе следователей.
К сложным делам следует отнести:
с множеством версий, которые следует отрабатывать одновременно;
о преступлениях преступников гастролеров, когда совершаемое преступление имели место в различных городах и районах;
многоэпизодные;
по преступлениям организациям и сообществам;
расследование которых усложняется многообразием методов совершения и сокрытие преступлений.
Решение задач уголовного процесса предполагает недопустимость разглашения материалов предварительного расследования. В отличии от судебного разбирательства материалы предварительного расследования предаются гласности лишь с письменного разрешения следователя ли прокурора и в том объеме, котором они признают это возможным.
При рассмотрении предварительного расследования как системы, - пишет С.П. Ефимичев, - можно выделить ее самостоятельные части:1
решение о принятии дела к своему производству;
производство комплекса следственных и процессуальных действий, направленных на доказывание наличия события и состава преступления и виновности конкретного лица;
решение вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого;
решение вопроса о мере пресечения;
производство комплекса следственных и процессуальных следственных действий, направленных на проверку показания обвиняемого и окончательное установление всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела;
принятие решения об окончании расследования и предъявлении следственного производства участникам процесса для ознакомления; процессуальное оформление окончания предварительного расследования;
разрешение ходатайств участников процесса и производство дополнительного расследования; составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору; рассмотрение дела прокурорам; рассмотрение дела прокурорам; принятие по нему решения и направление дела в суд.
При производстве предварительного расследования производятся следующие действия.
Российское уголовно-процессуальное законодательство к следственным действиям относит:
задержание подозреваемого в совершении преступления;
допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта);
очною ставку (между подозреваемыми, обвиняемыми, сведетелями, потерпевшими в любом сочетании);
предъявление для опознания (живых людей, фотографий, предметов, документов, животных, трупов, строений, участков местности);
обыск (помещений, участков местности, личный обыск);
выемку (предметов, документов, почтово-телеграфной корреспонденции);
наложение ареста на имущество;
осмотр (места происшествия, местности, помещений, предметов, документов, трупов);
эксгумация трупа;
освидетельствование (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля потерпевшего);
следственный эксперимент;
производство экспертизы;
получение образцов для сравнительного исследования.1
2. ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Настало время перейти к рассмотрению форм предварительного расследования. Изучая этот вопрос и стараясь как можно глубже вникнуть в него я перебрал множество литературы. Традиционно, то есть в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством существует две формы предварительного расследования:
Предварительное следствие;
Дознанание.
Но в литературе встречаются и другие позиции, так П.С. Ефиивич считает протокольную форму досудебной подготовки материалов третьей формой предварительного расследования.1
Учетными по разному воспринимается сущность досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Некоторые его называют разновидностью дознания, другие – порядком проверки оснований к возбуждению уголовного дела, третьи – административной деятельностью, самостоятельной расследования. Более оптимальным представляется определение понятия досудебной подготовки материалов в протокольной форме как особого досудебного производства.
Другие ученые, например А.П. Рыжаков, считают, что существует еще такая форма предварительного расследования, как смешанное предварительное расследование (по делам, для которых предварительное следствие обязательно) и последующее предварительноерасследование.2
Но мне кажется, это нельзя считать третьей формой предварительного расследования, я считаю, что в этом случаем, происходит смена одной формы предварительного расследования (Дознания) на другую предварительное следствие.
И так, уголовно-процессуальное законодательство различает две формы предварительного расследования. Они различаются между собой по процессуальному порядку и по органам, которые их производят.
Основной формой предварительного расследования принято считать предварительное следствие, которое производит следователями различных ведомств. По делам о некоторых преступлениях предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признает необходимым прокурор или суд. Независимо от характера совершенного преступления совершенного преступления предварительное следствие обязательно по делам о преступлениях несовершеннолетними, а так же лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. Предварительное следствие обязательно и по делам об общественно-опасных деяниях невменяемых, а так же о преступлениях лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления.
Второй формой предварительного расследования является дознание.
Без эффективного взаимодействия органов следствия и дознавания невозможно полное, объективное и всестороннее доказывание обстоятельств совершенного преступления. Существуют две группы форм взаимодействия между органами предварительного расследования:
1. Процессуальные формы взаимодействия:
выполнение поручений следователя;
содействие органа дознания следователю в стадии возбуждения уголовного дела;
возбуждение уголовного дела, по которым обязательно предварительное следствие, производство по ним неотложных следственных действий и передача их следователю, который ведет дальнейшее расследование;
использование следователем данных, полученных органам дознания с помощью оперативно розыскных мер;
совместное согласованная деятельность в период производства органами дознания неотложных следственных действий по делу, по которому предварительное следствие обязательно.
2. Организационные формы взаимодействия:
совместная согласованная деятельность в составе следственно оперативных групп;
немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства предварительного следствия;
организация следственно0оперативных групп (бригад), в которые включены следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных преступлениях;
согласование планирование следственных, оперативно-розыскных действий;
выступление перед населением и проведение профилактики мероприятий;
межведомственные оперативные совещание работников прокуратуры, следствия, дознания;
совместное проведение занятий.1
а) Предварительное следствие.
Перейдем к рассмотрению первой формы предварительного расследования – предварительному следствию. Органом предварительного расследования является следователь.
Поскольку в Российской Федерации не существует "Единого" следственного отдела, то предварительное следствие производится следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями федеральной службы безопасности и следователями федеральных органов налоговой полиции.1
Хотя эти следователя относятся к различным ведомствам объем их полномочий и процессуальное положение одинаковы. Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, то есть установить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всех лиц. причастных к его совершению, выяснить все признаки преступления, образующие его состав. все данные, характеризующие субъекта преступления, его субъективную и объективную стороны, причины и условия, способствовавшие совершению преступления. За действиями следователя производит контроль начальник следственного отдела.
Как субъект уголовного процесса следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. Он, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий. Помимо этого, следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.2
Но закон предусматривает и возможность для следователя, при несогласии с указаниями прокурора не выполнить указание и направить все материалы вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь в праве давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.
Постановление следователя, по находящимся в его производстве делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых следователь производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом.1
Следователь наделен определенными правами в отношении органов дознания. Если орган дознания возбудил уголовное дело о преступлении, по которому предварительное следствие обязательно, следователь может в любой момент принять дело к своему рассмотрению, не дожидаясь выполнение всех неотложных действий, предусмотренных ст. 119 УПК. На практике следователи органов внутренних дел значительное число уголовных дел возбуждают лично и полностью проводят по ним предварительное расследование.
Предварительное следствие – это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем.2
В деятельности следователя существенное значение приобретают криминалистические значение и опыт, которые создают условие для понимания имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необходимой информации. Эти знания и опыт является необходимой предпосылкой и для активизации воссоздающего воображения. На предварительном следствии процесс познания отличается определенной неупорядоченностью поступления информации. Приток информации здесь не всегда зависит от желания и не поддается полностью регулированию лицом, осуществляющим познание.
Следователю в своей деятельности нужны определенные познания в области медицины и педагогики, товароведения и бухгалтерии, транспорта и психологии и т.д. В ходе предварительного следствия следователю необходимо преодолевать сопротивление со стороны незаинтересованных в успешном расследовании лиц. Пожалуй нет другого вида человеческой деятельности, успешному проведению которой так активно противоборствовали бы заинтересованные лица и группы людей.
Деятельность следователя характеризуется:
процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально ролевой функции следователя;
познавательно-поисковой направленностью;
оперативностью (практические результаты одного действия предопределяют выбор другого действия);
направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц;
наличием властных полномочий, широкой социальной коммуникативностью, повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения.1
Предварительное следствие состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса.
Профессор В.П. Божьев выделяет общие условия предварительного следствия, они имеют много сходства с общими условиями предварительного расследования профессора К.Ф. Гуценко, но и имеют много дополнений. Это такие общие условия как:
своевременное начало предварительного следствия;
соблюдение места и сроков производства предварительного следствия;
соблюдение подследственности;
соединение и выделение уголовных дел;
применение мер по установлению и устранению причин и условий способствующих совершению преступлений;
обязательное удовлетворение ходатайств имеющих значение для дела;
участие переводчика, понятых и специалиста;
признание в качестве потерпевшего и гражданского истца; привлечение в качестве гражданского ответчика; обеспечение следователем возмещения гражданского иска и возможной конфискации имущества;
участие защитника;
применение научно-технических средств;
соблюдение порядка сношения следователя соответствующими органами зарубежных стран;
недопустимость разглашения данных предварительного следствия;
обжалование действий и решений следователя;
составление процессуальных документов при производстве предварительного следствия.
В заключении рассмотрения подвопроса о предварительном следствии, я хотел бы обратиться к такому моменту как обязательное присутствие понятых на некоторых следственных действиях. Я считаю, что этим фактором можно выразить недоверие к следователю и думаю что, равняясь на страны более развитые, понятых нужно исключить из уголовного процесса, но это мое мнение и я его ни кому не навязываю.
На этом я хотел бы закончить рассмотрение этого подвопроса, думаю что ничего не упустил.
б) Дознание.
И, наконец, можно перейти к следующему подвопросу – дознание. Для начала рассмотрим, что же такое дознание.
Дознанием называется, первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором фиксируются следы преступления и производятся неотложные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника.
Производство дознания осуществляется на основании того же законодательства, что и предварительное следствие. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия.
В ст. 117 УПК указывается перечень органов дознания:
милиция;
командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;
органы федеральной службы безопасности;
начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов;
органы государственного пожарного надзора;
органы федеральной пограничной службы;
капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
федеральные органы налоговой полиции;
таможенные органы.
Основное место среди этих органов занимает милиция. На нее возложена обязанность, принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и решать возникшие по ним вопросы.
Надзор за деятельностью милиции как органа дознания осуществляет территориальная прокуратура.
Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений в праве возбуждать дела в пределах своей компетенции. Дознание по этим делам проводят дознаватели, которые назначаются командиром воинской части, на два года, из числа более подготовленных офицеров.
Органы службы безопасности осуществляют дознание по особо опасным государственным преступлениям. Вся тяжесть расследования этих преступлений лежит на следователях Федеральной службы безопасности, а помощь им оказывают оперативные отделы, выступающие в роли дознания.1
Начальники исправительно-трудовых учреждений действуют как органы дознания по делам совершенным в расположении исправительно-трудового учреждения, заключенными либо сотрудниками. Дознание проводит либо сам начальник, либо кто-то из командного состава по письменному распоряжению начальника.
Органы государственного пожарного надзора являются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Дознание является дополнительным средством к разрешению основных задач этих органов.
Оперативные органы системы Федеральной пограничной службы пользуются правилами органов дознания по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.
Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании производят дознание, по делам совершенным на судне лично или назначает одного из своих помощников дознавателем. Капитан в праве задерживать, в одном из помещений лиц которые угрожают безопасности судна, до передачи их в один из портов Российской Федерации либо на военный корабль.
Начальник зимовки осуществляет деятельность органа дознания только при отсутствии транспортных деятельности органа дознания только при отсутствии транспортных связей, а при других обстоятельствах дознание ведется соответствующими территориальными органами.
Главное управление налоговых расследований является органом дознания по налоговым преступлениям.
Правами органов дознания обладают: Департамент налоговой полиции РФ, Департамент управления налоговой полиции субъектов РФ, органы налоговой полиции городов, районов Санкт-Петербурга, округов Москвы, межрайонные отделы управления, отделы департамента налоговой полиции.
Таможенные органы Российской Федерации обладают полномочиями органов дознания по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей.
В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации, органами дознания являются Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления Российской Федерации, таможня Российской Федерации, таможенные посты.
Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целом выявления и раскрытия преступлений, изобличение лиц, их совершивших. Этадеятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренным Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими актами.
Закон возложил на органы дознания осуществление следующих уголовно-процессуальных функций:
рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;
дознание;
досудебную подготовку материалов в протокольной форме;
производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;
оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.1
Существует две формы дознания:
1. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Если первичный материал о преступлении, по которому требуется обязательно предварительное следствие, поступает непосредственно в милицию, а следователь по каким-либо причинам не может приступить к расследованию, орган дознания возбуждает уголовное дело и руководствуясь нормами Уголовно-процессуального кодекса, производит неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступлений.
Выполнив неотложные следственные действия органы дознания обязан передать дело следователю для производства предварительного следствия.
После передачи дела следователю органа дознания уже не в праве самостоятельно, без поручения следователя, производить по делу какие-либо следственные действия. Но если в течение десятидневного срока производства неотложных следственных действий орган дознания не смог обнаружить лицо, совершившее преступление, он продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя об этом следователя.
Таким образом, этот вид дознания предшествует предварительному следствию и он ограничен по срокам т объему следственных действий.
2. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. К числу таких дел относятся дела о преступлениях указаниях в 4.1. ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса.
По делам об этих преступлениях орган дознания ведет расследование в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела и кончая составлением обвинительного заключения.
Орган дознания во время расследования руководствуется теми же процессуальными нормами, что и следователь.
В отличие от следователя орган дознания обжалует указания прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливая выполнения этих указаний.
Еще одной особенностью при дознании является то, что по окончании дознания лишь обвиняемый знакомится с материалами дела, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания.
По делам, по которым предварительное следствие необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе я рассмотрел два вопроса:
— Понятие и содержание стадии Предварительного расследования;
— Формы предварительного расследования.
В них я отразил задачи решаемые органами предварительного расследования и в какой форме эти задачи решаются. Я отметил так же, что труд органов предварительного расследования очень интересен, но в то же время опасен. Чем ближе следователь находится от раскрытия преступления, тем больше пытаются ему помешать лица не заинтересованные в удачном расследовании преступлении.
"Труд следователя – писал Ганс Гросс, – не есть искусство, но искусная деятельность, состоящая из действий и приемов, которые надо знать!"
Возможно, если бы я не выбрал себе профессию офицера Внутренних Войск, меня бы заинтересовала деятельность следователя, и я смог бы стать профессионалом в этом деле. Но кто знает, с чем столкнет человека жизнь, и что мне предопределила судьба на моем пути, возможно, мне придется выполнять обязанности дознавателя в дальнейшей службе.
И так я считаю, что вопросы раскрыты в полном объеме, цель поставленная мною перед написанием курсовой работы выполнена.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. – М., 1994 г.
Журнал Проблемы предварительного следствия и дознания. – М., 1996 г.
Зуев В.Л. Профилактическая деятельность дознавателя. – М., 1995 г.
Рыжаков А.П. Предварительное расследование. – М., 1999 г.
Уголовный процесс / Под ред. Гуценко К.Ф. – М., 1997 г.
Уголовный процесс / Под. общ. ред. проф. Лупинской П.А. – М., 1995 г.
Уголовный процесс. / Под ред. Божьева В.П. – М., 2000 г.
Уголовный процесс. / Под ред. Кобликова А.С. – М., 1999 г.
Уголовный процесс. / Под ред. Рыжакова А.П. – М., 1999 г.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1995 г.
1 Учебник Уголовный процесс. Божаев В.П., - М., 2000.
2 Уголовный процесс. А.С. Кубликов. – М., 1999.
1 Уголовный процесс. А.П. Рыжаков. – М., 1999.
1 ст. 20 УПК.
2 А.П. Рыжыков Предварительное расследование. – М., 1997.
1 К.Ф. Гуценко. Уголовный процесс. – М., Зерцало, 2000.
1 А.П. Рыжаков. Предварительное расследование. – М., 1997.
1 В.П. Божьев. Уголовный процесс. – М., 2000.
1 А.П. Рыжаков Предварительное расследование. – М., 1997.
2 А.П. Рыжаков Уголовный процесс. – М., 1999.
1 А.П. Рыжаков Предварительное расследование. – М., 1997.
1 ст. 125 УПК.
2 ст. 127 УПК.
1 ст. 71 УПК.
2 Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология. – М., 1995.
1 М.И. Еникеев, Э.А. Черных Психология следователя.
1 А.С. Кобликов Уголовный процесс. – М., 2000.
1 А.С. Кобликов Уголовный прцесс. – М., 2000.