Система государственного регулирования рынка труда
Содержание
1 Введение.
2 Основные направления государственного регулирования рынка труда.
3 Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости.
4 Заключение.
5 Литература.
1 Введение
Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливает необходимость формирования рынка труда. В чем его сущность, каково экономическое и социальное содержание? Каковы условия формирования данного рынка, место и роль в системе общественного воспроизводства, принципы функционирования?
Также в данной работе выясним, какова социально – экономическая сущность, структура и принципы занятости, т.к. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа. По этому показателю можно судить о благополучии страны, ее экономической и социальной стабильности.
2. Основные направления государственного регулирования рынка труда
К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести:
Проведение государственной макроэкономической политики стабилизации и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.
Оптимизацию соотношений занятости трудоспособного населения раз личными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).
3.Активизацию
деятельности институтов рынка труда.
Государственная
политика на российском рынке труда
характеризуется в
основном преобладанием пассивных мер,
таких, как сдерживание массовой открытой
безработицы, регистрация безработных,
выплата пособий по безработице,
дополняясь разработкой программ
трудоустройства безработных. Активная
и превентивная политика в области
стимулирования занятости и самозанятости
населения, профилактика безработицы
носят пока явно подчиненный характер.
Поэтому в рамках указанных направлений
регулирования рынка труда
желательно обратить особое внимание
на формы и методы активной реализации
политики занятости.
Так, по нашему мнению, важную роль в решении задачи макроэкономической стабилизации российской экономики, обеспечения ее дальнейшего поступательного развития на основе повышения эффективности работы крупных и средних предприятий могут сыграть активно формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала (ФПГ), объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие институты.
ФПГ могут составить ядро структурно-инвестиционных реформ в российской экономике, тем более что их реальное число значительно выше, чем число официально зарегистрированных групп. Так, около 80% российских банков учреждены за счет объединения активов промышленных, торговых, инвестиционных, страховых компаний с различной степенью интеграции. ФПГ должны стать важнейшим полюсом роста российской экономики, создающим новые рабочие места и способствующим сокращению безработицы.
В политике занятости необходимо на практике перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях, необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.
Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей. В малом бизнесе создание одного рабочего места в семь раз дешевле, чем в крупном, поскольку малое предпринимательство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкостью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа новых рабочих мест, налоговых поступлений.
Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на доходах от малого предпринимательства. Например, в Москве 51% средств городского бюджета поступает с малых предприятий, в Зеленограде и Ингушетии — 80%. В 1996 г. на малых предприятиях России было занято около 20 млн. человек, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы.
Учитывая эффективность малого бизнеса, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что разбитие малого предпринимательства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в переломный период их истории. По данным ООН, в мировой экономике на таких предприятиях занято более 50% населения, создается около 60% валового внутреннего продукта.
Важным фактором стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.
Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необходимо сохранить на длительный период их деятельности, особенно прибыли, инвестируемой в развитие производства и создание новых рабочих мест. Как показала российская практика, предоставление малому бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в "налоговую гавань" по окончании льготного срока: действующее предприятие формально закрывается и учреждается "новое" малое предприятие.
Безотлагательных мер государства требует защита малого российского бизнеса от организованной преступности. Необходим усиленный контроль за доходами малых предприятий и их налогообложением со стороны государственных органов, ужесточение санкций в борьбе с организованной преступностью. Вытеснение организованной преступности из малого бизнеса было бы мощным стимулом к расширению участия населения России в его развитии. Незащищенность предпринимательства резко сокращает массовость участия граждан в малом бизнесе, особенно законопослушной части населения, и создает пространство для заполнения его теневыми структурами.
Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.
Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм). Такие отрасли являются своеобразными "локомотивами", способствующими выходу из кризиса, стабилизации и развитию всей экономики страны.
Важнейшим направлением поддержки занятости и расширения числа рабочих мест в условиях структурных реформ в народном хозяйстве страны является конверсия военно-промышленного комплекса. Ее ускоренное осуществление не только будет препятствовать обвальному сокращению занятости в оборонных отраслях, но вследствие концентрации в ВПК передовых технологий, наиболее квалифицированных кадров ученых и специалистов конверсионная программа должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.
Одним из эффективных направлений активной политики занятости является организация общественных работ. Программы их развития были начаты еще в ЗО-е годы. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональный характер и включали работы, не требующие высокой квалификации. Сегодня эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, например в межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации, переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функцией общественных работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях. Так, согласно расчетам специалистов из Германии, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ стимулируют возникновение еще 30-40 новых рабочих мест в других отраслях экономики.
Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости.
Важным направлением регулирования социально-трудовых отношений является выработка оптимальных пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет баланс между численностью населения, занятого в экономике, и его численностью в сфере образования, на военной службе, на пенсии, а также в рядах безработных. Этот баланс определяется возможностями государства по содержанию указанных категорий граждан, мерой нагрузки на работающее население и величиной налогового бремени, которое несет экономика, особенно в состоянии кризиса. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным фактором обеспечения данного баланса и снижения напряженности на российском рынке труда.
Для повышения социальных гарантий доходов как занятого, так и незанятого населения, для обеспечения наиболее рационального баланса распределения граждан по видам деятельности важнейшим условием является рост производительности общественного труда. В годы радикальных экономических реформ наблюдается постоянный спад производительности труда в народном хозяйстве страны, который идет практически параллельно сокращению общественного производства. Так, за 1991-1997 гг. производительность труда в российской экономике сократилась почти в 2 раза, что явилось одной из главных причин резкого снижения реальной заработной платы и величины социальных трансфертов. Возможности увеличения оплаты труда, пенсий и социальных пособий сегодня во многом зависят от роста производительности труда. Без этого перелома повышение оплаты труда и уровня социальных выплат будет стимулировать развитие инфляции, сокращать инвестиционные возможности экономики, препятствовать стабилизации занятости и сокращению масштабов безработицы. Опыт Германии по ускоренному повышению заработной платы трудящихся в Восточных землях после объединения страны показывает, что темпы роста оплаты труда не должны опережать темпы роста его производительности. В противном случае это ведет к массовой убыточности предприятий, повышению уровня безработицы.
Широко практиковавшееся в США в период Великой депрессии 30-х годов резкое расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров позволило стране решить сразу две задачи — сократить предложение рабочей силы на рынке труда в условиях экономического кризиса и обеспечить ее массовую переподготовку для работы в новых рыночных условиях.
В современной России необходимо более активное становление системы подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увеличить число безработных, проходящих профессиональную переподготовку, расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности, вовлекая в эту сферу, прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.
Активизация работы службы занятости и ее органов в области улучшения учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан требует ее повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабочих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все это позволит ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явится стимулом для развития системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, сокращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населения призваны играть средства массовой информации.
Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов
в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы, колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой занятости определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и собственные учебные центры.
Развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки признается за рубежом одним из главных направлений активной политики борьбы с безработицей. Их реализация особенно эффективна в условиях проведения крупных структурных реформ, когда возможности занятости жестко увязаны с переливом труда в новые, прогрессивные отрасли и сектора экономики, с развитием трудовых ресурсов. Однако процесс реформирования в России имеет свою специфику, что порождает определенные трудности для использования западного опыта. Например, система профессионального обучения и переподготовки кадров рассчитана в нашей стране преимущественно на массовые профессии, а не на спрос на рынке труда, который требует гибкости и оперативности реагирования на меняющуюся рыночную конъюнктуру. Российские учебные заведения ориентированы на первичную профессиональную подготовку молодежи и повышение квалификации по действующим специальностям, но не готовы к профессиональной переподготовке взрослого населения, оставшегося без работы или возвращающегося на рынок труда после длительного перерыва. В свою очередь федеральная служба занятости пока еще не имеет развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, объективной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда.
Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и индустриальных фирм позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Инициатором и координатором этой кооперации могут выступать государственная служба занятости и ее региональные органы.
Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязвимые категории граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежь, длительно безработных и др.).
Региональные программы необходимы, прежде всего, для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала (свободные экономические, оффшорные зоны), размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.
Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная отрасль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозаменяющих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.
Как уже отмечалось ранее, первостепенное значение имеет и разработка целевых программ поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда. Для инвалидов, например, необходимо создавать институты так называемой "защищенной занятости", т.е. защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.
Снижение женской безработицы в России, связанной с решением проблем защиты материнства и детства, требует разработки специальных программ поддержки занятости женщин, включая подготовку кадров для сферы услуг, обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования, развитие форм гибкой занятости для женщин, имеющих детей (неполная занятость, надомничество), усиление адресности в поддержке детей в малообеспеченных и неполных семьях, в частности путем субсидирования оплаты услуг детских дошкольных учреждений.
В связи с увеличением срока длительности безработицы в стране, принимающей застойные формы, необходимо иметь специальные программы по борьбе с застойной безработицей. В них целесообразно включить меры по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих (особенно молодежи) и предусмотреть подключение этих безработных к общественным работам, приобщить их к системе профессиональной ориентации и переподготовки, а также субсидируемому трудоустройству на квотируемые рабочие места.
Рассматривая вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вниманием проблему социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механизма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок. Особо следует отметить необходимость повышения ответственности социальных партнеров за соблюдение принятых ими договорных обязательств в области оплаты труда и занятости. Ответственность за нарушение договора будет способствовать предотвращению массовых забастовок, имеющих разрушительные последствия, как для производства, так и для занятости работников. В этом деле целесообразно использовать положительный опыт Швеции и Германии по профилактике забастовок и локаутов на основе социального партнерства.
Необходимо также активизировать роль профсоюзов и правоохранительных органов в борьбе с незаконными задержками выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях, в усилении административной и уголовной ответственности должностных лиц за необоснованные нарушения, допускаемые в этой сфере, в частности за незаконное использование средств на оплату труда.
3. Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости
Понятие "занятость" имеет много аспектов. В социально-экономической литературе оно трактуется как занятие полезным делом, учебой, работой, промыслом, уходом за детьми и престарелыми, военной службой. В современных условиях занятость стала одной из существенных характеристик экономики и благосостояния народа, составной частью социально-экономической политики. Важность этой категории позволяет рассматривать ее как неординарное самостоятельное явление.
Прежде всего следует остановиться на социально-экономической сущности занятости. Она достаточно глубоко раскрыта в Законе "О занятости населения Российской Федерации" (1991 г., новая редакция — 1992 и 1996 гг.). В этом документе занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).
В указанном законе определен и круг граждан, которые относятся к тому или иному виду занятости. В совокупности эти виды занятости представляют собой социально-экономическую структуру занятости. Какие же виды деятельности выделяются в законе и характеризуют структуру занятости населения?
К ним относятся:
работающие по найму;
занимающиеся предпринимательской деятельностью;
временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами;
самостоятельно обеспечивающие себя работой;
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях.
Многообразные виды деятельности можно сгруппировать по определенным признакам, дающим представление о некоем самовоспроизводящем сообществе людей, характеризующим повседневную жизнь граждан, целостность и безопасность страны, обеспечение преемственности поколений, непрерывность процесса общественного воспроизводства.
По этим признакам можно выделить три группы занятых.
I. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью. Они создают основное богатство (вещное и духовное) общества. Благодаря полученным средствам в результате деятельности в экономике индивидуумы имеют возможность воспроизводить и развивать себя, а также обеспечивать развитие других сфер общественно полезной деятельности.
II. Служащие Российской армии. Они (рядовой состав), как правило, занимаются деятельностью, не приносящей им прямой денежный доход, но выполняют важную функцию сохранения безопасности государства, создания условий для мирного труда населения, занятого в экономике. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие по денежному довольствию мало, чем будут отличаться от занятых в экономике.
III.
Учащиеся с
отрывом от производства. Это резерв,
который готовится для
замены
естественно выбывающих поколений
трудоспособного населения.
Занятых в экономике по характеру участия в экономических процессах можно в свою очередь подразделить на три важные подгруппы:
наемные работники. Самая многочисленная часть занятого трудоспособного населения. К ним относятся лица, занятость которых обусловлена продажей своей рабочей силы;
работодатели. Это экономически наиболее активная часть населения. К ним относятся работодатели-собственники, предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;
самозанятые. К данной категории относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.
В мировой и российской практике используются и другие классификации. Так, в соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются шесть групп занятого населения:
наемные работники;
работодатели;
лица, работающие за свой счет;
члены производственных кооперативов;
помогающие члены семьи;
работники, не классифицируемые по статусу.
С помощью данной группировки можно более детально проанализировать состав занятых и характер занятости. Вместе с тем пятая группа — помогающие члены семьи — несколько аморфна, в нее могут быть включены индивидуумы, имеющие редкие, эпизодические занятия. Тем не менее, каждая из классификаций позволяет выявить тот или иной интересующий общество, государство срез занятости и принять соответствующие меры для ее совершенствования.
Принципы занятости
Радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости, которые сформулированы и закреплены в Конституции РФ, Законе "О занятости населения Российской Федерации" и других документах. Эти принципы отражают уже реалии рыночной экономики.
Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение своими способностями к производительному и творческому труду.
В Конституции РФ подчеркивается, что каждый человек вправе выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая дает ему возможность для самореализации. Любые формы принуждения к труду не допускаются, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством. Незанятость граждан не преследуется законом. Занятость трудом не является исключительным и обязательным видом полезной деятельности. Конституция признает равноправными и другие виды полезной деятельности (учеба, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, общественная, религиозная деятельность и т.д.).
Проводимые рыночные реформы, приватизация средств производства, жилья, свобода передвижения по стране и проживания в любом месте позволяют в известной степени реализовать этот принцип. Вместе с тем его претворение в жизнь в значительной степени зависит от наличия источников средств существования. Отсутствие последних, как, например, у безработных, особенно не работающих длительное время, может поставить под вопрос возможность занятия любыми видами деятельности.
Вторым принципом, также вытекающим из названных выше документов, является ответственность государства за создание равных стартовых условий
В реализации конституционных прав на свободно избранную занятость многие категории граждан нуждаются в помощи государства. Так, молодежь, вступая в трудовую жизнь, еще слабо представляет, где лучше применить свои способности. Необходимы профессиональная ориентация, содействие в приобретении профессии, в создании рабочих мест и т.д. Подобная помощь нужна и другим группам населения: многодетным женщинам, инвалидам, людям предпенсионного возраста и т.п. Создание равных условий государство может осуществлять экономическими, законодательными, социальными мерами.
Третий принцип состоит в учете и обеспечении долговременных национальных интересов. Общество, государство не могут безразлично относиться к своим национальным интересам, в том числе и в сфере занятости. Существует определенный предел экспансии иностранного капитала в экономику любой страны, переход через который чреват потерей экономической, а затем и политической самостоятельности для страны, превращением ее в полуколонию, в определенный, чаще всего топливно-сырьевой, придаток других более развитых стран. А это, в свою очередь, чревато негативными последствиями для развития рабочей силы и видов занятости.
Четвертым принципом является учет региональных, национально-этнических и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах.
Необходимость учета данного принципа диктуется для России огромными масштабами страны, ее отдельных регионов, порой превышающими многие европейские государства, вместе взятые; многонациональным населением (более сотни наций и народностей, имеющих свои этнические, религиозные и другие особенности и потребности в специфических видах деятельности и организации труда). Это прежде всего относится к народам Крайнего Севера. Сказанное предполагает установление особых отношений, в том числе и федеральных, между субъектами.
Пятым принципом выступает необходимость комплексного подхода к решению проблем занятости.
Комплексный подход включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночной саморегуляции, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической эффективности и социальной справедливости.
После отказа государства от прямого централизованного управления занятостью возникла необходимость в новой системе регулирования занятости. Такая система в настоящее время формируется в стране.
Главными звеньями системы регулирования занятости выступают трудовое законодательство; указы Президента и постановления правительства; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий; федеральные и региональные программы стимулирования занятости.
Совместными усилиями основных субъектов социально-трудовых отношений должны определяться перспективные направления занятости, необходимые для этого структурные изменения, повышения качественных характеристик рабочей силы, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках труда. Однако главным координатором всех усилий должно выступать государство.
4 Заключение.
Важнейшей экономической функцией занятости является соединение рабочей силы со средствами производства, т.е. обеспечение работников экономически целесообразными рабочими местами в целях создания материального и духовного богатства, необходимого для удовлетворения потребностей человека и общества. В годичном измерении созданное трудом общественное богатство измеряется таким показателем, как валовой национальный продукт (ВНП), который включает доходы в форме заработной платы, прибыли, рентных платежей, процента (а также амортизацию и косвенные налоги). Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для \ удовлетворения личных и общественных потребностей.
Занятость выполняет не только экономическую, но и важную социальную функцию, хотя эти функции трудно разделить. Граница между ними чисто условная. Социальная функция занятости заключается в обеспечении разностороннего развития человека. Человек в жизнедеятельности общества выступает не только в качестве одного из факторов производства, не только как средство, орудие достижения экономических и политических задач, но прежде всего как высшая ценность и цель общественного развития.
Переход к активной государственной политике на рынке труда требует соответствующего пересмотра структуры расходов Государственного фонда занятости населения РФ. Приоритетным должно быть финансирование активных мер по борьбе с безработицей.
В целом же переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда России.
5 Литература.
1. Государственное регулирование рыночной экономики под ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. «Издательство «Экономика»», 2001 – 735с.
1