Конституция Украины - основа правовой системы Украины
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление 2
Раздел 1. Конституция Украины – Основной Закон государства 4
1.1 Понятие и главные свойства Конституции Украины 4
1.2 Основные этапы новейшего конституционного процесса становления Конституции Украины 6
Раздел 2. Характеристика Конституции Украины, как источника права 10
2.1 Классификация, форма и структура конституций 10
2.2 Функции конституции 14
2.3 Реализация конституции 18
2.4 Правовая охрана Конституции Украины 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Вступление
Украинское государство постепенно входит в мировое сообщество как полноправный и равноправный субъет.
Наряду с изменениями в организации государства и общества и благодаря им происходят изменения в правовой системе в целом. С первых лет независимости было принято значительное количество принципиально новых законодательных актов Украины вместо прежних союзных актов ы подзаконных актов и существенно оновлено немало действующих законов. Налаживается качественно новая система права Украина, в том числе ее основная отрасль – конституционное право.
Важным этапом в образовании украинского государства и создании законодательной базы, в развитии общества и государства стало принятие 28 июня 1996 года Конституции Украины. Эта Конституция провозгласила Украину суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым государством, признала человека высшей социальной ценностью и утвердила реальное народовластие. Она обобщила прежнее развитие общества и государства, создала объективно необходимые правовые основы их функционирования и дальнейшего развития, обусловила неотвратимость этих процессов и новое отношение к Украине других государств и международных органов и организаций.
Новая Конституция создала основу для качественно новой системы права Украины, всех ее отраслей и, прежде всего такой ведущей отрасли, как конституционное право Украины. Принятые на основе Конституции в развитие ее положений новые законодательные акты способствовали становлению большинства основных институтов конституционного права, прежде всего, – государственного и общественного устройства, прав и свобод человека и гражданина, форм демократии, организации государственной власти и местного самоуправления и других.
Таким образом, предметом нашего дальнейшего рассмотрения является Конституция Украины, как важнейший источник конституционного права Украины и не только, как Основной Закон нашего государства.
В связи с этим логично будет рассмотреть детальнее наш основной Закон, его принятие, структуру, функции, основные положения, роль в регулировании общественных отношений.
Литературы по данному вопросу в последнее время написано немало, в основном это статьи, монографии, поэтому они буду нашим основным источником в рассмотрении данной темы.
Раздел 1. Конституция Украины – Основной Закон государства
1.1 Понятие и главные свойства Конституции Украины
Считается, что термин "конституция" походит от латинского слова "соnstitutіо" - "учреждение", "установление", "строй". Вместе с тем существует мысль, что он ведет начало от оборота "rem publicum соnstituіге", с которого начинаются акты римских императоров.
Рядом с термином "конституция" для определения одного и того же института на начальных этапах его становления применялось еще и наименование "Іех fundamenta-les" - "Основный Закон".
Конституция - категория историческая. Отдельные ее элементы были сформулированы в трудах древнегрецких философов, в частности Платона и Аристотеля, указах императоров Древнего Рима, которые имели силу источника права, в актах конституционного типа - хартиях (Магдебурзкое и Любекское право 13-18 в.).
Идея создания Конституции возникла в Англии. В 17 веке там были приняты такие важные конституционные акты, как Хабеас Карпус акт (1697 г), Боль о правах (1688 г.), «Форма правления государством Англией, Шотландией, Ирландией, которые им принадлежат. Средства управления» (1653 г.).
Появление конституций связано с эпохой буржуазных революций.
Первыми конституциями этого периода считаются конституции штатов Северной Америки: Декларация прав Виргинии (1776 г.). Боль о правах Пенсильвании (1776 г.), Конституция Массачусета (1780 г.). Конституция Северной Каролины (1776 г.), Боль о правах Нью-Гемпшира (1776 г.), Конституция Мериленда (1776 г.), конституционные акты, принятые в штатах Нью-Йорк, Южная Каролина, Нью-Джерси, Джорджия.
Конституция США 1787 г. была разработана учредительными собраниями и со временем ратифицирована конституционными конвентами штатов.
Кроме Конституции США, первыми конституциями считаются конституции Пилипа Орлика 1710 г., Конституции Франции и Польши 1791 г. На протяжении первой половины 19 ст. конституции были приняты почти во всех странах Западной и Центральной Европы, а во второй половине этого столетия - в странах Латинской Америки, Канаде и Новой Зеландии.
Конституция - это, как правило, единый правовой акт или система таких актов, с помощью которых народ, или органы государства, которые выступают от его имени, устанавливают основные принципы устройства общества и государства, формы непосредственной демократии, определяют статус государственных властей и местного самоуправления, механизм их осуществления, закрепляют права и свободы человека и гражданина.
Конституция - особый институт правовой системы государства, которому надлежит правовое верховенство по отношению ко всем ее актам. Это не просто закон, а основной закон страны: закон законов, как называл его К. Маркс. Конституция формирует национальную систему права, объединяет действующее законодательство, определяет основы законности и правопорядка в стране.
Социальное назначение и роль Конституции находят свое воплощение в ее функциях, основными из которых есть устанавливающая, творящая право, регулятивная, охранная, политическая, экономическая, культурная, информативная и другие.
Главными признаками конституции являются:
1) основоположный характер, поскольку предметом конституционного регулирования есть фундаментальные, важнейшие политико-правовые, общественные отношения, которые определяют лицо общества,
2) народный характер, который состоит в том, что конституция выражает интересы народа и должна служить ему;
3) реальный характер, то есть соответствие фактически существующим общественным отношениям;
4) стабильность.
Юридические свойства конституции такие:
1) конституция - это, прежде всего, закон, то есть акт исключительного веса и значения;
2) конституции присуще юридическое верховенство, самая высокая юридическая сила в сравнении с иными правовыми актами: ни один акт не может превышать конституцию;
3) конституция служит основой правовой системы страны, ее законодательства; текущее законодательство развивает конституционные предписания, детализирует их;
4) конституции присущ особый порядок ее принятия и изменения;
5) существует достаточно сложный механизм реализации конституции, поскольку ее действие происходит на двух уровнях: на уровне реализации конституции в целом и на уровне реализации конституционных норм.
1.2 Основные этапы новейшего конституционного процесса становления Конституции Украины
Начало новейшего конституционного процесса в Украине повязывается с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., где утверждалось осуществление украинским народом его неотъемлемого права на самоопределение и провозглашались новые принципы организации публичных властей и правового статуса человека игражданина. В этом процессе можно выделить три главных этапа.
Первый этап новейшего конституционного процесса в Украине охватывает период от 16 июля 1990 г. до 26 октября 1993 г. На этом этапе начинается работа по подготовке проекта новой Конституции Украины. Хронологически оно происходило следующим образом.
24 октября 1990 года Верховный Совет Украинской ССР создал Конституционную комиссию (Комиссию по разработке новой Конституции Украинской ССР) в составе 59 человек под руководством председателя Верховного Совета Украинской ССР Л. Кравчука.
Комиссия разработала Концепцию новой Конституции Украины, где были сформулированы обще методологические принципы будущей Конституции Украины. Концепцию постановил Верховный Совет Украинской ССР 19 июня 1991 г.
На основе Концепции Комиссия подготовила проект новой Конституции Украины, последний вариант которого датируется 26 октября 1993 г.
Параллельно с этим к действующей к тому времени, Конституции Украинской ССР 1978 г. вносились изменения и дополнение с целью привести ее в соответствие с положениями Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. и Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г. В связи с обострением политической ситуации, которое отобразилось в противостоянии различных ветвей властей, после 26 октября 1993 г. конституционный процесс было фактически прервано.
Второй этап начинается после завершения досрочных парламентских и президентских выборов и охватывает период с 10 ноября 1994 г. по 8 июня 1995 г.
Этот этап характеризуется восстановлением конституционного процесса. 10 ноября 1994 г. Верховный Совет Украины утверждает новый состав Конституционной комиссии, сопредседателями которой стали Президент Украины Л. Д. Кучма и Председатель Верховного Совета Украины О. О. Мороз.1
Синхронно с разработкой проекта Конституции Украины на втором этапе необходимо было решить вопрос об установлении (к принятию Конституции Украины) временного конституционного правопорядка. Это было обусловлено тем, что к Конституции Украинской ССР 1978 г. в разное время вносилось много несогласованных между собою изменений и дополнений, вследствие чего она превратилась на внутренне противоречивый документ. В связи с этим возникла ситуация конституционной неопределенности, когда разные статьи Конституции Украины различно определяли принципиальные положения относительно организации властей в Украине (например, ст. 2 закрепляла советскую модель организации властей, а ст. 93 - организацию властей на основах принципа раздела властей).
Завершился второй этап 8 июня 1995 г. составлением Конституционного Договора между Президентом Украины и Верховным Советом Украины об организации государственных властей и местного самоуправления на период к принятию новой Конституции Украины. Конституционный Договор дал возможность создать условия для ускорения конституционного процесса в Украине.
Третий этап охватывает период от 8 июня 1995 г. (подписание Конституционного Договора между Верховным Советом Украины и Президентом Украины "Об основных мерах организации и функционирования государственных властей и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины") до 28 июня 1996 г. (принятие Конституции Украины Верховным Советом Украины). В юридической литературе обращается внимание на то, что на последнем этапе конституционный процесс в Украине характеризуется важными особенностями, которые редко случаются в конституционной практике. Это в частности: а) создание Рабочей группы с подготовки проекта новой Конституции Украины в июле 1995 г. из числа специалистов в области конституционного права;
б) создание Конституционной комиссии Украины на своем заседании 24 ноября 1995 г. Рабочей группы по подготовке проекта новой Конституции Украины из числа членов Конституционной комиссии (фактически для доработки проекта, представленного первой Рабочей группой);
в) одобрение Конституционной комиссией Украины проекта Конституции, который представила эта Рабочая группа, и передача его вместе с замечаниями и предложениями членов Конституционной комиссии на рассмотрение Верховному Совету Украины;
г) создание Верховным Советом Украины 5 мая 1996 г. Временной специальной комиссии для доработки проекта Конституции Украины;
д) коллективное обсуждение (на пленарном заседании Верховного Совета Украины, которое проходило почти целые сутки статей проекта Конституции Украины и принятие новой Конституции Украины квалифицированным большинством голосов.
е) завершающее редактирование текста Конституции аппаратом Верховного Совета Украины и торжественное подписание текста Конституции Президентом Украины и Председателем Верховного Совета Украины 12 июля 1996 г.
Раздел 2. Характеристика Конституции Украины, как источника права
2.1 Классификация, форма и структура конституций
Классификация - это раздел тех или иных явлений на виды. Для научной классификации прежде всего необходимо установить, каким требованиям должен отвечать критерий раздела на виды (такой раздел возможен с любых оснований, в том числе и несущественных).
Первое требование, если устанавливаются разновидности одной и той же группы явлений, то критерием каждого отдельного раздела может быть лишь одно основание.
Второе требование - объективность критерия. Раздел есть не только внешним по отношению к явлениям, которые рассматриваются, он носит в себе черты самих этих явлений.
Третье обязательное требование при классификации общественных явлений состоит в том, чтобы классификация выражала отличия явлений не по форме, а за их содержанием, то есть избранный критерий должен выражать важные элементы содержания явлений.
Четвертое требование состоит в том, что применение избранного критерия к разновидностям, которые отделяются, должно обязательно проявить отличия между ними в сущности, иначе станет невозможным расчленение их на виды.
Перечисленные требования к классификации в полной мере присущи и классификации конституций.
Такая классификация помогает ориентироваться в разнообразии конституций, проявлять характерные черты, структуру, форму и прочие их характеристики.
Могут быть различные критерии классификации. Например, по времени действия конституции бывают временными и постоянными Причем в некоторых странах конституции меняются довольно часто, что обусловлено нестабильностью политической и экономической обстановки, изменением верхних эшелонов властей
Так, к середине 60-х годов история Гаити начисляла 23 конституции, Венесуэлы - 22, Боливии - 20 конституций.
Классифицировать конституции можно также по смыслу и формам, в частности в зависимости от существующего государственного режима, или в зависимости от формы правления или территориального строя.
За государственным режимом конституции бывают демократические и авторитарные, среди последних различают тоталитарные.2
По форме правления конституции бывают монархические и республиканские, а по форме территориального строя - конституции федеративных и унитарных государств.
За порядком внесения изменений и дополнений конституции бывают гибкие, жесткие и смешанные,
В зависимости от процедуры принятия различаются конституции: октроеванные, ''народные" (то есть принятые на основании проведения референдума), принятые парламентом, учредительными собраниями, местными представительскими органами.
Форма конституции - это способ выражения и организации конституционных норм и институтов. Важное значение здесь имеет то, что конституция может функционировать в виде как моноконституционного акта, так и многих актов, что в совокупности составляют конституцию. Моноконституционными актами были, кстати, советские конституции, нынешние конституции Германии, Испании, Мексики и тому подобные. Есть и противоположные примеры. Так конституция Швеции состоит из трех актов - Формы правления 1974 г.. Акта о престолонаследовании 1810 г. и Акта о свободе печати 1974 г. В бывшей Чехословакии конституцию составляли несколько конституционных законов, однако лишь один из них именовался Конституцией. Конституции первого вида по временам называют кодифицированными, второго - некодифицированными.
Определенное представление о сущности и форме конституции дает Основный Закон Большой Британии. Это - классический пример конституции смешанного типа, что инкорпорирует также, парламентские законы, судебные решения-прецеденты; доктринальные толкования; уставы; конституционные соглашения, которые содержат конвенционные нормы, Иногда возникают и временно действуют не писанные конституции, которые не имеют формального закрепления. Так было, например, в Румынии. В настоящее время конституция формируется, причем используются те ее нормы, которые отвечают требованиям нового времени.
Конституционная материя организовывается за определенной схемой. Такая схема, с одной стороны, обусловлена характером и содержанием конституции, а с другой - видением законодателем конституционной проблематики. Если сравнить конституции различных стран, так можно выявить как общие, так и отличные черты их структуры. В подавляющем большинстве структура конституции имеет постоянный вид, включает ряд элементов: преамбулу, основную часть, заключительные, переходные и дополнительные положения.
Преамбула есть носителем дескриптивной (описательной) информации, что дает ответ на такие вопросы, как цели и задача конституции, исторические пути ее становления и развития, провозглашение конституционных идеалов и тому подобное.
В литературе продолжительное время дискутируется вопрос об юридической природе преамбулы «прежде всего таких ее элементов, как нормативность и юридическая сила. Бесспорно, в "классическом" плане преамбула не является типичной правовой нормой (правовыми нормами). Ее политическая и идеологическая функции неопровержимы. В целому преамбула играет огромное регулирующее влияние, тем более, что конституция - это правовой акт непосредственного действия. Преамбула - типичная декларация с присущими ей целями и задачами.
Основная часть Конституции включает институты и нормы, которые "вычерпывают" ее содержание. Предметное представление о структуре конституции дает Конституция Украины от 28 июня 1996 г.
Во вступительной части отмечается, что Украинский народ, выражает свою суверенную свободу, опираясь на многовековую историю украинского создания государства и на основе осуществленного украинской нацией, всем Украинским народом права на самоопределение, заботясь об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий и жизни, заботясь об укреплении гражданского согласия на земле Украины, стремясь развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство, сознавая ответственность перед Богом, собственной совестью, предыдущими, нынешним и грядущими поколениями, согласно Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г., одобренным 1 декабря 1991 г. всенародным голосованием, принимает эту Конституцию - Основный Закон Украины.
Конституция состоит из 15 разделов, которые объединяют 161 статью, в том числе 2 статьи Заключительных положений, и 14 пунктов Переходных положений.
Раздел І "Общие положения" включает 20 статей (ст. ст. 1-20).
Раздел II "Права, свободы и обязанности человека и гражданина" составляется из 48 статей (ст. ст. 21-68).
Раздел III "Выборы. Референдум" включает 6 статей (ст. ст. 69-74).
Раздел IV "Верховный Совет Украины" (ст. ст. 75-101). Раздел V "Президент Украины" (ст. ст. 102-112).
Раздел VI "Кабинет Министров Украины. Другие органы исполнительной власти" (ст. ст. 113-120).
Раздел VII "Прокуратура" (ст. ст. 121-123).
Раздел VIII "Правосудие" (ст. ст. 124-131).
Раздел ІХ "Территориальный строй Украины" (ст. ст. 132, 133).
Раздел Х "Автономная Республика Крым" (ст. ст. 134- 139).
Раздел XI "Местное самоуправление" (ст. ст. 140- 146).
Раздел XII "Конституционный Суд Украины" (ст. ст. 147-153).
Раздел XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины" (ст. ст. 154-159).
Раздел XIV "Заключительные положения" (ст. ст. 160, 161).
Раздел XV "Переходные положения" (п.п. 1-14).
Таким образом, структура конституции - достаточно четкая, логически обусловленная система взаимообусловленных структурных элементов.
Как Конституция Украины, конституции некоторых стран содержат так званые переходные положения, которые определяют сроки вступления в действие некоторых конституционных положений, порядок замены старых норм новыми, необходимость принятия законов, на что есть ссылка в конституциях.
К конституциям определенных стран иногда додаются дополнительные положения и дополнения. Так, в некоторых дополнениях к Конституции США иногда есть нормы, которые определяют размежевания компетенции между Союзом и отдельными штатами.
2.2 Функции конституции
Сущность конституции определяется в ее функциях, которые обусловлены ее содержанием, ролью относительно регулирования общественных отношений, удовлетворения социальных потребностей.
Сложность общественных отношений обусловлена многоплановостью функций и их направленностью. Одна группа таких функций "обслуживает" потребности конституции, другая -- выходит далеко за границы конституции как политико-правового феномена. Конституция выступает как неотъемлемый элемент всей социальной организации, как социальное благо, эффективный регулятор и преобразователь общественных отношений. Функции конституции отображают ее влияние на общественные отношения, в частности направления или способы и этого влияния.
Функции конституции раскрывают ее сущность относительно тех задач, которые стоят перед обществом на конкретном этапе его развития, причем по времени одна и та же задача решается с помощью нескольких функций.
Функции конституции распространяются на все сферы общественной жизни, на те общественные отношения, которые охватываются действием конституции.
Функции конституции имеют много общего с основными функциями права; больше того, они базируются на них. За сферами влияния конституции на общественные отношения прежде всего различают такие ее функции, как политическую, экономическую, социальную, культурную, идеологическую.
При этом функции конституции не исчерпываются регулированием отношений в упомянутых сферах. Конституции свойственны также устанавливающая творящая право, систему, методологическая прогностическая и другие функции.3
Содержание и особенности политической функции определяются тем., что конституция, и нормы непосредственно связаны с политикой, в связи с чем в конституции закрепляются основные основы политики в разнообразных сферах общества и государства. Политическая функция конституции состоит в том, что она формирует самое активное сущностное, в политике; принадлежность властей в стране, внутреннюю и внешнюю политику, государственный порядок Как раз конституция закрепляет интересы и свободу народа; его государственный и национальный суверенитет на самом высоком законодательном уровне.
Политическая борьба, взаимоотношения между политическими партиями и иными политизированными объединениями граждан по поводу завоевания, использования и содержания властей осуществляются на основе правил, определенных в конституции. Типичным примером в этом отношении может быть избирательная система, политическая направленность и принципы которой устанавливаются как раз конституцией.
Содержание экономической функции состоит в том, что конституция фиксирует основоположные общественные отношения, которые составляют экономический порядок (экономическую систему) общества, базу, на которой функционируют все иные институты. Закрепление в конституции фундамента общества, разнообразных форм собственности создает необходимые условия для реализации экономической политики страны, успешного функционирования ее хозяйственного механизма.
Конституция имеет огромное влияние на свободу и поведение масс. Аккумулируя наиболее важные моменты мировоззрения, во главе угла которого лежит идея народного суверенитета, суверенитет демократического, социального правового государства, конституция вместе с тем формирует определенный тип общественного сознания, неотъемлемой частью которой есть правосознание. Это оказывает содействие формированию положительных установок, преодолению деструктивных, антиобщественных мотивов. С этих позиций можно утверждать о наличии в конституции идеологической (культурной) функции.
Учредительная функция направлена на осуществление первичного юридического оформления самых важных обще экономических и политических институтов общества. С помощью учредительных норм определяется устройство государства, внедряются в жизнь прежде всего политические и управленческие структуры, разнообразные институты демократии, закрепляется система государственных органов, определяются их полномочия.
Роль учредительной функции конституции, таким образом, состоит в том, что она устанавливает самые важные институты общества и государства, определяет их направленность.
Главнейшие учредительные правовые нормы учреждены в конституции. Учредительный характер имеют не только отдельные ее нормы, а и вся конституция, ибо она служит основой развития и деятельности государства и общества, всего законодательства, политических и корпоративных учреждений страны.
Функция творения права конституции реализует себя, в частности, с помощью норм, которые определяют основы правового статуса субъектов конституционных отношений: граждан, государственных и общественных органов.
Охранительная (правоохранительная) функция конституции состоит в обеспечении надлежащего действия институтов и норм Основного Закона, что достигается с помощью специфического механизма ответственности. Во главе угла такого механизма лежат конституционные санкции: признание поведения неконституционной, упразднение или приостановление действия актов государственных органов и тому подобное.
Сущность интегративной функции в том, что конституция играет роль своеобразного инструмента, что объединяет все звенья правовой системы в одно целое, причем такое объединение - не механическое, бессистемное, а основывается на основе соответствующих требований и принципов. Типичными в этом отношении есть конкретные нормы конституции об экономической системе, которые определяют исходные положения для гражданских, земельного, хозяйственного и иных областей права.
Системотворящая функция конституции сводится не только к тому, чтобы обеспечить целостность и сбалансированность правовой системы, ее динамизм и стабильность. Она определяет принципиальные требования относительно назначения, содержания и методов областей права, очерчивает единые основы права-творчества и применения права, законности правопорядка, служит своеобразным нормативным ориентиром
Таким образом, по месту и роли конституции в общественной жизни ее основные функции делят на социальные и нормативно-правовые (технологические) Социальными (объектными) функциями есть: политическая, экономическая, социальная, культурная (идеологическая) и пр. Правовые функции: регулятивная, учредительная, правотворящая, интеграционная и пр. Среди социальных (объектных) функций доминирующая, акуммулирующая роль относится политической функции, среди нормативно-правовых ~ учредительной, что объединяет все правовые функции.
Главное назначение конституции - закрепление и гарантирование фундаментальных прав человека и гражданина, приведение в порядок и организация государственных властей, утверждение общечеловеческих ценностей, на которых зиждется любое общество. Ее определяющие черты и принципы, как и вся конституционная материя, которая построена на них, определяются повышенной стабильностью. Как раз это определяет продолжительность жизни конституций.
2.3 Реализация конституции
Конституция несет мощный заряд, который должен быть переведен в область конкретных действий разнообразных субъектов. Вот почему проблема действия конституции имеет незаурядное теоретическое и практическое значения, тем более, что можно говорить о: 1) действии конституции в целому; 2) действие некоторых конституционных институтов и 3) действие конкретных конституционных норм.
При этом нужно иметь в виду проблему вступления в силу конституции. Как правило, конституция вступает в действие (в силу) с момента, указанного в ее заключительных положениях или в особом законе, что сопровождает ее принятие. Согласно ст. 160 Конституции Украины, последняя приобретает силу от дня ее принятия.
Конституция распространяет свое влияние на все без исключения институции общества и государства, причем все государственные и общественные органы, граждане и любые лица, которое находятся на территории страны, должны уважать ее, безусловно выполнять все ее предписания. В этом состоит общеобязательность конституций, их императивно-властный характер.4
Как единый правовой акт конституция действует во всех ее связях. Механизм такого действия чрезвычайно сложный и многогранный включает разные каналы: политические, экономические, социальные, идеологические, юридические, воспитательный, психологический и тому подобное. Как Основный Закон общества и государства конституция регулирует наиболее высокий уровень поведения - способ жизнедеятельности общества. Такой общеконституционный уровень обуславливает согласованность основных институтов конституции, их сбалансированность и взаимодействие.
Институты - это блоки, которые охватывают ту или иную сферу конституционно-правовых отношений: институт конституционного порядка, прав и свобод граждан, территориальной организации страны, принципов деятельности государственных органов и тому подобное. Им присущ особый механизм реализации, где рядом с обычными нормами конституции большую роль играют иные нетипичные предписания, практика, взаимосвязи с другими, в том числе отраслевыми институтами и тому подобное.'
Здесь институты конституции переходят в институты областей права - трудового, гражданского, административного и тому подобное.
Принципиальное значение имеет вопрос о непосредственном действии конституционных норм, что особый вес приобретает в современных условиях развития украинского государства. До недавнего времени такой вопрос не имело предметного, практического значения, поскольку "советская" конституция была преимущественно декларацией, политико-правовым документом, что не во всех отношениях применялся. В частности, совсем не было судебных решений, вынесенных (принятых) на основе конкретных статей Конституции. Иными словами: непосредственно обращаться к суду за защитой своих конституционных прав не было смысла.
Между тем конституция не может не быть непосредственным действующим правом. Такой характер имеет положение п. 27 ст. 106 Конституции о том, что Президент Украины "осуществляет помилование". Для реализации таких полномочий Президенту не нужны иные нормативные акты, кроме Конституции. Но совсем иной характер имеет, например положение относительно осуществления избирательных прав граждан , которые находятся за пределами Украины. Реализовать избирательные права такая категория граждан может лишь при наличии соответствующего закона.
Возникает целиком закономерный вопрос: как реализовать некоторые права и свободы граждан, что хоть и провозглашены в Конституции, но соответствующего закона нет? Есть основания думать; что отсутствие подобных законов и процедур реализации прав и свобод граждан не возражает наличие и реальность таких прав.
Конституция Украины - акт всеохватывающего действия
Она распространяет свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества, причем это влияние имеет идейно-политический; нравственно-психологический и юридический характер, Это обуславливает содержание и особенности механизма осуществления Конституции, что состоит из двух относительно самостоятельных частей: социального и юридического механизма,
В социальном механизме воплощены качества Конституции Украины как политического документа, в юридическом - как особого акта национальной системы права.
Осуществление Конституции нельзя сводить к отдельным действиям в границах конкретного юридического процесса. Оно значительно глубже. Сущность такого осуществления определяется прежде всего социальным назначением Конституции, что объединяет качества нормативного акта и политико-правового документа. Иными словами: осуществление Конституции в единстве всех ее сторон обеспечивает не только конкретные правовые результаты, желательное поведение субъектов конституционно-правовых отношений, а и достижение целей и интересов конституционного регулирования, А такими социальными интересами есть осуществление полновластия украинского народа, его консолидация, обеспечение высшего развития всех этносов, которое проживают на территории республики, реализация разнообразных экономических, социальных, экологических и иных программ, обеспечение прав и свобод граждан Украины и тому подобное
Таким образом, осуществление Конституции в целом, ее отдельных норм - не что другое, как достижение конституционных целей путем правомерной деятельности субъектов конституционного права
Реализация - это преобразования, воплощение конституционных норм в фактической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан.
Соблюдение норм Конституции означает воздержание от осуществления запрещенных нею действий. Это – особое обязательство всех государственных органов, должностных лиц и граждан И юридические, и физические лица должны удерживаться от действий, запрещенных нормами права. Здесь реализуется их пассивная обязанность, когда действия не нужны вчиняти, а достаточно удерживаться от их осуществления. Это, естественно, материализуется в запрещающих нормах, которых в Конституции Украины чрезвычайно много.
Видом реализации конституционных предписаний есть их выполнение, то есть обязательное осуществление предусмотренных законом тех или иных действий. Здесь реализуются активные правовые обязанности, конституционные нормы. Так, принятие Закона о Конституционном Суде Украины 3 июня 1992 г. есть исполнением ст. 112 Конституции Украины.
На выполнение предписаний Конституции Украины были приняты десятки законов, которые опосредствуют отношения в сфере экономики, политики, обороны республики и тому подобное.
Нормы Конституции реализуются также путем их использования, то есть осуществления участниками конституционных отношений разрешенных нормами права действий, осуществление ими своих прав. Причем в таких случаях творения права и применения права, законности правопорядка, служит своеобразным нормативным ориентиром
2.4 Правовая охрана Конституции Украины
Правовая охрана Конституции есть непремененным условием обеспечения ее верховенства и стабильности, высоко-эффективности действия ее положений во всех сферах жизнедеятельности нашего государства.
Надлежащий уровень правовой охраны Конституции - необходимый атрибут правового государства, что есть самым важным фактором построения гражданского общества.
Правовая охрана, как свидетельствует мировая практика, осуществляется в разнообразных формах, главными с которых есть конституционный контроль и конституционный надзор.
Что же представляют собою обе формы, их соотношение? Это - давняя проблема, и есть различные взгляды на ее содержание и пути решения - от отождествления обоих форм к полному возражению контроля за конституционностью законов. Основное отличие между ними – в мерах воздействия при нарушении Конституции, которые могут быть применены соответствующими органами
Сущность конституционного контроля состоит в том, что соответствующие органы могут непосредственно вмешиваться в деятельность подконтрольных органов, отменять или приостановлять незаконные акты
Органы конституционного надзора подобных полномочий не имеют; их основное назначение в том, чтобы сообщить о неконституционности принятого правового акта. Приверженцы такой точки зрения считают, что в противоположном случае, то есть при осуществлении конституционного контроля в форме конституционной юстиции, это поставит под угрозу верховенство парламента, будет так или иначе ущемлять суверенитет украинского народа. Правда, таких взглядов становится меньше, тем более, что в условиях настоящего правового государства будет обеспечено реальное равновесие различных ветвей властей, где посягательств на полномочие парламента не будет.
Реальную политико-правовую базу для внедрения конституционного надзора в жизни было учреждено Декларацией о государственном суверенитете, где власть делится на законодательную, исполнительскую и судебную. На основе этого положения Закон "Об изменениях и дополнении Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" от 24 октября 1990 г. предусмотрел создания Конституционного надзора. Совокупность органов, способных выполнять функции охраны Основного Закона, составляет систему конституционного контроля.
Зарубежная теория и практика предоставляет преимущество судебным органам конституционного контроля, то есть конституционной юстиции и конституционной юрисдикции. Это полностью совпадает с идеей раздела властей, с идеей господства права, что исключает или минимизирует не только политическое, а и парламентское влияние на конституционную юстицию. Еще Г. Кельзен, один из основоположников нормативистской школы, утверждал, что любая судебная деятельность, связанная с применением закона, есть вместе с тем и проверкой его конституционности.
Конечно, проблема этим не исчерпывается, поскольку речь идет о созидании права органами конституционной юстиции, принятие ими актов нормативно-правового характера.
Во-первых, по мнению некоторых авторов, спор о конституционности того или иного закона или нормативно-правового акта есть исключительно юридическим, а потому подлежит рассмотрению органом, что обладает для этого соответствующей квалификацией;
во-вторых, право судей проверять конституционность законов и, таким образом, контролировать деятельность законодательных властей вытекает из принципа раздела властей;
в-третьих, независимость присуща представителям судебных властей в силу их специфики, освобождают их от влияния любых политических сил и служат гарантией того, что решение по делу будет базироваться на действительно правовой основе;
в-четвертых, правила судопроизводства, которые выходят с принципов состязательности и гласности процесса, предусматривают вынесение мотивированного решения, обеспечать наиболее полное и всестороннее рассмотрение дела.
Различают различные виды и формы конституционного контроля. Прежде всего - предыдущий, то есть когда нормативно-правовой акт еще разрабатывается и не вступил в законную силу, и следующий контроль, когда такая проверка осуществляется после принятия акта.
По правовым результатам контроль может быть как обязательным, так и факультативным.
По форме различают абстрактный и конкретный конституционный контроль. За абстрактным - вопрос о соответствии определенного акта Конституции рассматривается вне конкретными обстоятельствами его применения. Орган конституционного контроля в таком разе подтверждает конституционность данного акта или лишает его юридической силы.
Конкретный конституционный контроль, наоборот, может быть лишь следующим и связанный с обстоятельствами, которые произошли в процессе применения соответствующего нормативно-правового акта. В таком случае сторона, справа которой решенная или решается на основании соответствующего нормативно-правового акта, оспаривает такое решение, мотивируя это тем, что акт, на основе которого решено дело, на ее взгляд, не отвечает Конституции. Довольно часто такой контроль осуществляется при рассмотрении конкретного дела в суде.
В конце концов, для Конституционного Суда процедура деятельности должна быть специфической.
Правовой статус, порядок формирования, состав и полномочия Конституционного Суда Украины определен в ст. 147-153 Раздела XII Конституции Украины и в Законе Украины "О Конституционном Суде Украины" от 16 октября 1996 г.
Заключение
Таким образом, мы подошли к завершающей стадии нашей работы, а именно подведению логического итога.
Конституция – это один из источников правовой системы Украины.
Функции Конституции неразрывно связаны общественных методов, усовершенствование старых просто диктуется временем.
Наряду с изменениями в организации государства и общества и благодаря им происходят изменения в правовой системе в целом. С первых лет независимости было принято значительное количество принципиально новых законодательных актов Украины вместо прежних союзных актов ы подзаконных актов и существенно оновлено немало действующих законов. Налаживается качественно новая система права Украина, в том числе ее основная отрасль – конституционное право.
Принятие Конституции Украины стало важным этапом в образовании украинского государства и создании законодательной базы, в развитии общества и государства. Эта Конституция провозгласила Украину суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым государством, признала человека высшей социальной ценностью и утвердила реальное народовластие. Она обобщила прежнее развитие общества и государства, создала объективно необходимые правовые основы их функционирования и дальнейшего развития, обусловила неотвратимость этих процессов и новое отношение к Украине других государств и международных органов и организаций.
Новая Конституция создала основу для качественно новой системы права Украины, всех ее отраслей и, прежде всего такой ведущей отрасли, как конституционное право Украины. Принятые на основе Конституции в развитие ее положений новые законодательные акты способствовали становлению большинства основных институтов конституционного права, прежде всего, – государственного и общественного устройства, прав и свобод человека и гражданина, форм демократии, организации государственной власти и местного самоуправления и других.
Конституция Украины, как источник права является не только Основным Законом, но главным двигателем развития правовой системы общества, а значит служит важнейшим документом в жизнедеятельности государства.
Список использованной литературы
Конституція України, Закон України від 28.06.1996 р.
Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.
Алексєєв С. С. Государство и право. - М., 1993.
Алексеев А.А. Общая теория права в 2 т. М., 1988.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998.
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. – Г.: Юристъ. 1999.
Колодий А.М.: Копейчиков В.В.и др. Теория государства и права. - К. Юринформ. 1995.
Коркунов Н. М. Русское государственное право. Спб., 1904. Т.1.
Кошкин. Ф. Русское государственное право. Г., 1908.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций.: Юристъ. –М.,1997.
Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х томах. Т. 1. / Под ред. Марченко М.Н.. –М.: Зерцало, 1998.
Г.Омельяненко, Нова Конституція України і питання судів і судочинства, Право України № 10, 1996р.
Шаповал В. Верховенство закону, як принцип Конституції, Право України, № 6, 1999 р.
Шишкін В. Організація судоустрою у світлі вимог ст 6 Європейської Конвенції, Право України, № 9, 2000 р.
Шишкін В. Диспозитивність – принцип судочинства, № 6, 1999 р.
Шишкін В. Змагальність – принцип судочинства в кримінальному процесі, Право України, № 1, 1999 р.
1 Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.
2 Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.
3 Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.
4 Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.
1