Конституционное право (работа 8)
КОНСТИТУЦИОНОЕ ПРАВО
1 Понятие, формы, виды и юридические свойства конституции
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.
Термин "конституция" происходит означает "установление", "устройство". Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Форма конституций - это способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция, может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов, составляющих конституцию, является то, что все они в равной мере обладают высшей юридической силой.
Виды конституций:
- Писаные конституции (основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, отличном от порядка принятия и изменения других законов):
а) кодифицированные конституции;
б)некодифицированные конст-ии.
- Смешанные конституции
-Неписаные конституции (незафиксированный документ, существует временно).
Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основном закона государства:
- Конституция как основной закон – главный источник национального права, ядро всей правовой системы, юридическая база текущего законодательства.
- Верховенство конституции, означающее приоритетное положение в системе источников права, которое обеспечивается особым порядком принятия и изменения конституции и придания ей высшей юридической силы.
- Стабильность конституции – важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством.
2. Кон.РФ: стр-ра, особен.содержания, порядок пересм.и внесения поправок
Конституция (с лат. установление) – основной закон гос-ва, имеющий высшую юрид.силу. К яв-ся первоосновой - не сущ-т нормативного акта, регулир-х К. Но можно отметить, что некоторые положения К РФ взяты из медународных актов, н-р Всеобщей декларации прав чел (1948 г). Осуществляя ГМУ органы власти должны прежде всего руководствоваться К. По мнению Баглая М.В. К – прежде всего юрид.док-т, основа государственности, законности и правопорядка, а также полит.док-т, т.к. оказ-т регулир-е воздействие на полит.отношения в общ-ве. К РФ была принята на всенародным голосованием 12.12.1993 (изм.от 30.12.2008-ст.81,96) и заменила К от 12.04.1978г.
Стр-ра.К сост.из преамбулы и 2разделов, пер.из кот.охват.все ее статьи, объединен.в 9 глав, а второй сод-т заключит.и переходные положения.
Сод-е. В мировой конституц-прав.теории нет единого взгляда на сод-е конст в связи с различием ист-х условий их принятия и уровня конст-го правосознания. К РФ закрепляет основные принципы гос.строя, высшие правовые гарантии прав и свобод чел.и гражданина, стр-ру и взаимоотношения орг.гос.вл.и упр-я. К РФ сод-т след.главы: 1.основы конст.строя 2.права и свободы чел.и гажд. З.федеративное устройство 4.Президент РФ 5.ФС РФ 6.Пр-во РФ 7.суд.власть 8.МС 9.конст-е поправки и пересмотр К.
Предложения о поправках и пересмотре К РФ могут вносить През.РФ, СФ, ГД, Прав.РФ, законода.орг.суб.РФ, группа числ-ю не менее 1/5 членов СФ или деп.ГД. Положения гл.1,2,9 не м.б.пересмотрены ФС, но если предложение о пересм.будет поддержано3/5 голосов от общего числа членов СФ и деп. ГД созыв.Конст-е Собрание, кот.либо подтверждает неизменность К РФ, либо разр-т проект нов.К, кот.приним-ся Конст.Собранием 2/3 голосов от общего числа членов или выносится на всенарод.голосование (приним-ся, если проголосовало более половины избир-й). Поправки к гл 3-8 К РФ приним-ся в пор-ке, предусм-м для принятия ФКЗ, и вступ.в силу после их одобрения орг.закон.вл.не менее чем 2/3 суб.РФ. Изменения в ст.65 К РФ, определ-ю состав РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в е составе нов.суб-та, об измен-и конст-прав.статуса суб.РФ. Изменения наименований Суб.РФ нов. наименование подлежит включению в ст.65 К РФ.
Т.о. Конституция РФ – основной закон РФ, имеющий высшую юрид.силу на ее тер-и и имеющий св. стр-ру, содержание и особенности пересмотра и внесения поправок.
Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008.
3. Понятие и осн.черты констит-го строя РФ
Конст.стой – порядок, при кот.соблюдаются права и свободы человека и гржданина, а гос-во действует в соответ-и с конст-ей. Установление конст-го строя нач-ся с определения принципов организации гос-ва в его соотнош-и с личностьи и гражд-м общ-м, сост-е фундамент конст-го строя. Эти принципы состав-т сод-е гл.1 К РФ «Основы конст-го строя». В ч.2 ст.16 К РФ гов-ся, что никакие другие положения К не могут противоречить основам конст-го строя РФ, т.о. они польз-ся наивысшей юрид.силой. РФ – Россия опред-ся К как демокр-е федеративное правовое гос-во с респ-й формой правления. Высшей ценностью объявл-ся чел-к с его правами и свободами, признаваемыми, соблюд-ми и защищ-ми гос-м. Многонац-й народ РФ есть носитель сувер-та и един-й источник власти, высшим непосред-м выражением кот.яв-ся референдум и своб-е выборы; запрещ-ся присвоение власти. Под суверен-м РФ наход-ся вся ее тер-я, на кот.верховенство им-т К РФ и ФЗ. Суб-тя РФ равноправны, а федератив-е устр-во РФ основано на ее гос-й целостности, един-ве системы гос.власти, разрг-я прем.ведения и полномочий м-у ОГВ РФ и ее суб-в, равноправии и самоопред-и народов. Гражданство РФ – единое и равное независимо от оснований его приобр-я. Гарантир-ся един-во эк-го простр-ва РФ и своб-е перемещение тов-в, услуг и фин-х средств. К опред-т РФ как соц-е гос-во и устан-т гарантии соц.защиты. К провозгл-т признание равную защиту всех форм собст-ти, свободу эк-й деят-ти и поддержку конкур-и. Земля и иные прир-е рес-сыисп-ся и охра-ся как основа жизни и деят-ти народов, прожив.на соотв.тер. гос-я вл. Разделена на зак-ю, исп.и суд. К признает и гарант-т МСУ. К провозгл-т идеолог-й и полит.плюрализм. Гос.яв-ся светским. Страшун Б.А. выд-т след.осн.принципы конст.строя: 1.Пр-пы, призван-е боеспеч.верховенство права в стране (К РФ им-т не только высш.юрид.силу, но и прямое действие и подлежит прим-ю на всей тер.РФ, а люб.пр.акты не д.ей противоречить. 2.Конст-й пр-п, согласно кот.принц.и нормы междунар.права и междунар.дог-рф Рф яв-ся сотав-й частью ее прав-й системы, а междунар.дог-ры им-т приор-т перед законами. Бахрах М.В. выд-т след.нормы-принципы: 1.гуманистич-е основы конст.строя 2.осн-е хар-ки Рос-го гос. 3. эк-е и полит.основы конст.строя 4.основы организ-и гос.власти. Изложен-е в гл.1 К принципы, образ-е основы конст.строя РФ, конкрет-ся в послед.главах. Конст.право заруб.стран обычно не польз.терм.»основы конст.строя». Такой спец.главы нет в К США,ФРГ,Японии.
Но нормы-принципы, относ-ся к понятию основ конст.строя, присут-т в разных главах кост-и, в спец.законах или призн-ся суд.прак-ой во всех цивилиз-х странах. По мнению Бахраха К РФ включ.отд.главу об основах конст.строя с целью укрепления прав-х гарантий против подавления свободы народа.
ГК РФ, ТК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ, ВК РФ, БК РФ от 31.07.1998 (2008), Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об основах соц обслуживания нас-я в РФ», ФЗ от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О соц обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ от 31.05.2002 (2008)«О гражданстве РФ», ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред от 2005)«О судебной системе РФ», ФКЗ от 21.07.1994 (ред 2007) №1-ФКЗ «О Конст-м Суде РФ», ФКЗ от 25.12.2000 (ред 2001) №1-ФКЗ «О гос флаге», №3-ФКЗ «О гос гимне», о гос гербе, ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих пр-ц орг-и МС в РФ», ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах орг-и законод-х (предст-х) и ИОГВ суб РФ», ФКЗ «2-ФКЗ «О Прав-ве РФ», Указ През-та РФ «О сист и стр-ре ФОИВ» (изм.от 12.05.2008), Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008, К РБ, Законом РБ 07.07.1997 № 105-з (ред. от 07.11.2005) "О соц обслуживании нас-я в РБ", Постановление Правительства РБ от 23.07.2007 № 202 «О программе повышения уровня жизни населения РБ на 2007-2010 годы»и др.
4. Понятие и формы народовластия:
В ст.3 К РФ гов-ся «Носителем суверенитетеа и единств источником власти в РФ яв-ся ее многонац-й народ». Понятие сувер-та означ-т верховную власть, независимость. Оно было создано еще в 16 в. Ж. Боденом. Суверен-т народа неразрывно связан с правами и свободами чел-ка и гр-на. Осущ-е власти народом происх-т в 2 формах: 1 непосредственно; 2 через ОГВ и ОМС. Высшим непосред-м выраж-м власти народа яв-ся референдум и свободные выборы. Данное право принадл-т только гражд-м РФ (ст 32 К РФ). В соотв-и со ст 130 К РФ возможны и др. формы волеизъявл-я гр-н, но в К они не раскр-ся (по мнению Бахраха М.В. это м.б. собрания избирателей, собрания гр-н села, р-на, петиции, индив-е и кол-е сообщения в гос. орг. и ОМС). Референдум – это осущ-ое путем тайного голосования утвержд-я (или неутвержд-я) гражд-ми проекта к-либо док-та или решения, согласие (или несогл-е) с теми лили иными действ-ми парламента, главы гос-ва или правит-ва. Сущ-т реф-м на ур-не гос-ва, суб-в РФ, мест ур-не. Правовая основа рефма: К РФ, ФКЗ от 28.06.2004 №5-ФКЗ (2008)«О референдуме РФ», ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избират-х прав и права на участие в референдуме гр-н РФ», ФЗ № 131-ФЗ, К РБ. Выборы – это участие гр-н в формировании ОГВ и МС путем тайного голосования. Они им-т смысл только тогода, кода яв-ся свободными, предс-т гр-м возмож-ть выбрать одного из неск-х канд-в, а их рез-тя не фальсифиц-ся. В К РФ отсут-т самост-я глава об избир-м праве (только нормы о выборах Презд). Пор-к выборов в ГД РФ опред-н ФЗ, в ОГВ суб. РФ –конст, уставами, закон-и, МС – выбор-ми ОМС в соотв-и с ФЗ и закон суб РФ. ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении констит-х прав гр-н РФ избирать и быть избранными в ОМС», Кодекс РБ о выборах от 06.12.2006 № 380-з (ред. от 16.11.2007). Форма опосредов-го осущ-я власти народа – ОГВ и ОМС. Они прямо или косвенно формир-ся с участием гр-н. К РФ устан-т право гр-н уч-ть в управлении делами гос-ва как непосред-но, так и через своих представ-й; право гр-н избирать и быть избранными в ОГВ и ОМС, право обжаловатьдействия орг вл в суде, равный доступ к гос службе и ряд др норм служат гарантиями суверенитета народа в рассматр-й обл. Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей гос власти. По мнению Бахраха сущ-т проблемы осущ-я контроля за деят-ю исп-х орг-в и обеспеч-я независ-ти судов. Многочисл-й народ не может непоср-но управлять гос-м – это треб-т професс-ма. Контроль за деят-ю орг-в и учрежд-й не м.б. всенародным, но д.б. демократ-м, носить гласный хар-р с допущением законом обусловл-й законом секрет-ти. Важную роль призваны играть СМИ. Строгое соблюдение дем-х принципов в формир-и и деят-ти гос аппарата – важная сторона народовластия.
Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008
5. Понятие и принц конст-прав статуса личности
В соот-и со ст 64 К РФ основы прав-го статуса личности сост-т гл 3 К РФ «Права и свободы чел-ка и гр-на» и м.б.изменены только в ор-ке, уст-й К РФ. Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008. Правовой статус личности — это совокуп-ть прав, свобод и обязанностей физ-х лиц, юрид-х гарантий их реализации, закрепляемых нормами права, а также законных интересов личности как субъекта права. «Статус» — место, кот субъект занимает в правовом отношении. «Статус» как правовое понятие определяет состояние субъекта по отношению к другим субъектам. Констит-й статус — это сов-ть прав, свобод и обязанностей гражданина, закреп-ых в К. Стр-ра прав-го статуса включает в себя различные наборы элементов: 1. Правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражд-ву и регулир-ем отношений по поводу гражданства. Гражданство — один из основных эл-в прав-го статуса личности. Обладание гражд-ом яв-ся всеобщим универсал-м условием полной правосубъектности. 2. Юрид-ки закреп-е общие принципы статуса личности, кот прояв-ся во всех сферах реализации ее правоспособности. Конст-е принципы прав-го статуса личности — закрепленные в Кон-и основополаг-е требования, в соот-и с кот должна формир-ся система осн-х прав и свобод чел и гр-на. Принципы статуса личности харак-ют общие начала и закономерности, присущие конст-но-правовому институту прав и свобод чел. К этим принципам относятся: непосредственность действия конст-ых прав и свобод; неотчуждаемость прав и свобод; равенство чел и гр-на; обязанность гос-ва признавать, соблюдать и защищать права и свободы; приоритет общеприз-ых принц-в и норм междунар-го права и междун-х договоров РФ. 3. Осн-е права, свободы и обязанности, т.е. те, кот неотделимы от чел, гр-на. Они прин-т всякому лицу. Бахрах М.В. делит права и свбоды на 3гр: 1 личные (право на жизнь, свободу, личн неприкосн, неприкосн частной жизни, жилища, свободу совести, мысли и слова, юрид защиту и др.) 2 полит-е (право на объединение, проведение собр-и, митингов и демонстр-й, избирать и быть избр-м и др) 3 эконом, соц, культур-е (свобода предприн-ва, творчества, право част собств, на труд, отдых, соц обеспечение, жилище, образование, уч-ие в культ жизни и др). Гос вправе огранич-ть действия людей, чтобы осущ-е прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод др. Обязанности, по мнению Бахраха М.В. – это составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и своб чел и гр-на (также сод-ся в гл.2 К РФ). Ч. 2 ст. 6 К РФ устан-т принцип равенства обяз-й, т.е. ни один гр-н не должен освоб-ся или уклон-ся отобяз-й. В К РФ выд-ся след-е обяз-ти: 1 соблюдение Кост и законов (ст. 15); 2 уважение прав и свобод других лиц (ст. 17); 3. забота о детях и нетрудосп-х родителях (ст. 38) – гражд-е и семейное законод-во регламентир-т правоотн-я , вытек-е из рассматр-х обяз-й; 4 получение осн-го общего образования (ст 43); 5 забота о памятниках истории и культуры (ст 44) – Закон РФ «Об охране и исп-и пам-в ист-и и кул-ры», Указом През РФ от 20.02.1995 утвер-н перечень объектов ист-го и культ-го наследия фед-го значения; 6. Уплата налогов и сборов (ст 57) – НК РФ; 7. Сохранение природы и окруж-й среды (ст 58) – ФЗ 10.01.2002 №7-ФЗ (ред 24.06.2008) «Об охране окруж среды», ЗК РФ 25.10.2001 №136-ФЗ (ред 13.05.2008), Лесной код РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред 13.05.2008), ФЗ от 24.04.1995 №52-ФЗ (ред 2007)«О животном мире»; 8. Защита Отечества (ст 59) – ФЗ 28.03.1998 №53-ФЗ (2008) «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ 27.05.1998 №76-ФЗ (2008) «О статусе военнослуж-х», ФЗ от 25.07.2002 №113-ФЗ (2006) «Об альтерн-й гражд службе» и др.
6. Понятие и класиф-я конст.прав, свобод и обяз-й
Конст.права и свободы – наиболее важные права и свободы чел.и гражданина, раскрыв-е естественное состояние свободы и получающие высшую юрид.защиту. Прав.основа: Всеобщая деклар.прав чел-ка от 10.12.1948, Европейская конвенция о защите прав чел.от 04.11.1950, конвенции и рекомендации, прин-е МОТ. Указ-е междунар-пр-е акты послужили базисом для соотв-й 2гл.в К РФ. В соотв-и со ст.2 К РФ чел-к, его права и свободы яв-ся высшей цен-ю. Признание, соблюдение и защита прав и свобод чел и гр-на - обязанности гос-ва. Признание означ-т закрепление в К и законах всего объема прав и свобод, предусмотр-х общепризн-ми нормами междунар-го права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытек-х из естеств.права. Соблюдение требует от гос.орг.нетолько воздерж-ся от люб.действий, наруш-х или ущем-х права и свободы, но и созд-ть усл-я для их реализ-и людьми. Зашита предусм-т действия суд. И админ.орг.по восстан-ю наруш-го права или недопущению такого наруш-я, создание сооств-х прав-х гарантий. Отличие права чел и права гр-на заключ в том, что права чел яв-ся исходными, присущи всем людям от рождения независ. От того, яв-ся они гр-ми гос., в кот живут или нет, а права гр-на включ.в себя теправа, кот закреп-ся за лицом только в силу его принадлежности к гос-ву (гражд-во). Бахрах М.В. делит права и свбоды на 3гр: 1 личные (право на жизнь, свободу, личн неприкосн, неприкосн частной жизни, жилища, свободу совести, мысли и слова, юрид защиту и др.) 2 полит-е (право на объединение, проведение собр-и, митингов и демонстр-й, избирать и быть избр-м и др) 3 эконом, соц, культур-е (свобода предприн-ва, творчества, право част собств, на труд, отдых, соц обеспечение, жилище, образование, уч-ие в культ жизни и др). Гос вправе огранич-ть действия людей, чтобы осущ-е прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод др. Обязанности, по мнению Бахраха М.В. – это составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и своб чел и гр-на (также сод-ся в гл.2 К РФ). Ч. 2 ст. 6 К РФ устан-т принцип равенства обяз-й, т.е. ни один гр-н не должен освоб-ся или уклон-ся отобяз-й. В К РФ выд-ся след-е обяз-ти: 1 соблюдение Кост и законов (ст. 15); 2 уважение прав и свобод других лиц (ст. 17); 3. забота о детях и нетрудосп-х родителях (ст. 38) – гражд-е и семейное законод-во регламентир-т правоотн-я , вытек-е из рассматр-х обяз-й; 4 получение осн-го общего образования (ст 43); 5 забота о памятниках истории и культуры (ст 44) – Закон РФ «Об охране и исп-и пам-в ист-и и кул-ры», Указом През РФ от 20.02.1995 утвер-н перечень объектов ист-го и культ-го наследия фед-го значения; 6. Уплата налогов и сборов (ст 57) – НК РФ; 7. Сохранение природы и окруж-й среды (ст 58) – ФЗ 10.01.2002 №7-ФЗ (ред 24.06.2008) «Об охране окруж среды», ЗК РФ 25.10.2001 №136-ФЗ (ред 13.05.2008), Лесной код РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред 13.05.2008), ФЗ от 24.04.1995 №52-ФЗ (ред 2007)«О животном мире»; 8. Защита Отечества (ст 59) – ФЗ 28.03.1998 №53-ФЗ (2008) «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ 27.05.1998 №76-ФЗ (2008) «О статусе военнослуж-х», ФЗ от 25.07.2002 №113-ФЗ (2006) «Об альтерн-й гражд службе» и др. Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008.
7. Гражданство РФ
Европейская конвенция о гражданстве от 06.11.1997, Конвенция о статусе беженцев от 28.07.1951, ФЗ от 31.05.2002 №62-Ф (31.12.2008)«О гражданстве РФ», К РФ, Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008. Гражданство – это устойчивая прав-я связь лица с данным гос-м, выражающаяся в сов-ти их взаимных прав и обяз-ей. Сост-ие гражд-ва созд-т права и обяз-ти не только на тер-и св гос-ва, но и зарубежом. Значит-я часть прак-х вопр-в, связ-х с поред-м гражд-ва, разр-ся с помощью междунар-го права. Апатриды – лица, не имеющие гражд-ва или яв-ся ин-ми гр-ми. Бипатриды – лица, им-е двойное гражд-во. Различия правовом положении не означ-т дискриминации неграждан, гос-во защ-т их права, т.к. многие права согласно междунар-му праву прин-т чел-ку независимо от гражд-ва. В соотв-и со ст 6 К РФ Гражданство РФ яв-ся единым и равным независимо от оснований приобретения. Каж-й гр-н РФ облад-т на ее тер-и всеми правами и несет равные обяз-ти, предусм-е К РФ. Гр-н РФ не м.б.лишен св гражданства или права изменить его. Согласно ст 61 К РФ гр-н РФ не м.б.выслан за пределы РФ или выдан др.гос-ву. РФ гарант-т св гр-м защиту и покровит-во за ее пределами. Ст 62: Гр-н РФ может иметь гражд-во ин-го гос-ва (двойное гр-во). Наличие у гр-на РФ такого гражд-ва не умаляет его прав и свобод и не освоб-т от обяз-й, вытек-х из рос-го гражд-ва. Ин-е гр-не и лица без гражд-ва польз-ся в РФ правами и несут обяз-ти наравне с гр-ми РФ. Ст 63: РФ предодост-т полит-е убежище ин-м гр-м и лицам без гражд-ва. В РФ не допуск-ся др гос-ам лиц, преследуемых за полит-е убеждения, а также за действия (или безд-я), не признаваемые в РФ преступл-ем. Выдача лиц, обвин-х в соверш-и прест-я и передача осужденных для отбывания наказания в др гос-х осущ-ся на основе ФЗ или междунар-го дог-ра РФ. Гражд-во в РФ относ-ся к ведению РФ. В наст.время гр-ми РФ призн-ся все гр-не бывшего СССР, пост-но прожив-ие на тер-и РФ на тер-и РФ на день вступл-я силу Закона о гражд-ве от 06.02.1992. ФЗ «О гражд-ве РФ» устанавливает, что гражд-во приобрет-ся: 1) по рождению – не связано с волеизъявлением лица,не треб-т соверш-я к-либо действий, свидет-х о его желании приоб-ти гражд-во, осущ-ся автом-ки на основе действ-го законод-ва; 2)в рез-те приема в гражд-во – ин-е гр-не и лица без гражд-ва, достиг-е возр-та 18 лет, облад-е дееспособ-ю, вправе обрат-ся с заявл-м о приеме в гражд-во РФ приусловии, что они прожив-т на тер-и РФ в теч-е 5 лет непрерывно, обяз-ся соблюд-ть К и законод-во РФ, им-т закон-й источник ср-в к существ-ю, обрат-сь с заявл-м об отказе от им-ся иного гражд-ва, влпад-т рус.яз. В ФЗ предусм-ны также условия сокращ-я срока прожив-я на тер РФ до 1 года (наличие выс-х достиж-й в науке и др.) и прием в гражд-во РФ в упрощ-м порке (им-т хотя бы 1 родит-ля, им-го гражд-во РФ и прожив-го на тер РФ и др.); 3) восстановл-я в гражд-ве – ин-е гр-не и лица без гражд-ва, ранее им-ие гражд-во РФ, м.б.восстан-ны в гражд-ве РФ в соответ-и с прав-ми приема в общем пор-ке (срок прожив-я – 3 года); 4) по иным основ-м, утанов-м ФЗ или междунар-ми дог-ми РФ. Основания отклон-я заявл-яо приеме или восстан-и в гражд-ве: лица, подав-е заявлие выступ-т за насильствн-е изм-е основ конст-го строя РФ, исп-ли подлож-е док-ты, им-т не снятую или не погаш-ю судим-ть идр.Выход из гражд-ва РФ лица, прожив-го на тер-и РФ, осущ-ся на основ-я добровол-го волеизъявл-я такого лица в общем пор-ке, за искл-м случ-в, предус-х ФЗ (если гр-н РФ им-т не выпол-ое перед РФ обяз-во, привлеч-н к угол-й ответ-ти, обвинит-й приговор суда, гр-н не им-т др гражд-ва и гарантии его приобр-я). Выход из гражд-ва РФ в упрощ-м пор-ке: лицо, прожив-е на тер ин-го гос, ребенок, 1 из родит-й кот им-т гражд-во РФ, а др – иностр гр-н.
8. Федеративное устр-во Рос-го гос
По форме тер-го устр-ва гос делят на федерации, конфедерации, унитар-е гос. Гос-е устр-во Росси основано на принципе федерализма – гос-во сост-т из неск-х равноправных суб-в. Основы конст-го строя в обл гос устр-ва сформул-ны в ст 5 К РФ: 1) РФ сост-т из респ, краев, обл, гор фед знач, авт обл, авт округов – равноправных суб РФ; 2) респ (гос-во) им-т конст-ю и законод-во, др суб – св устав и законод-во; 3) федерат-е устр-во основано на гос-й целостности, единстве системы гос власти, разгр-я пред ведения и полномочий м-у ОГВ РФ и ее суб, равноправии и самоопред-и народов РФ; 4) во взаимоотн-х с ФОГВ все суб РФ м-у собой равноправны. В гл 3 К РФ урег-но феретив-е устр-во страны. В К перечислены све суб-ты РФ (83): 21 респ, 9 краев, 46 обл, 2 гор фед значения, 1 авт обл, 4 авт округов. Статус суб-та м.б.изменен по по взаимному согласию РФ и суб РФ в соотв-и с ФКЗ. Столица – Москва. Гос языком РФ на всей ее тер-и яв-ся рус яз. Респ-ки вправе устан-ть св.гос-е яз, наход-ся в офиц употреб-и наряду с рус-м. Всем народам гарантир-ся право на сохр-е родного яз, созд-е усл-й для его изучения и развития. Особо гарантир-ся права коренных малочисленных народов. В Кост-и уст-ны перечни предметов и полномочий, отнес-х к ведению Фед-и и ее суб-в. Вне пределов и полн-й по вопросам совмест-го ведения суб РФ обладают всей полнотой гос власти. По пред ведения РФ прин-ся ФКЗ, ФЗ. По пред-м совм-го ведения – ФЗ, законы, иные НПА суб РФ, кот не д.противор-ть ФЗ. На тер-и РФ не допуск-ся установ-е тамож-х границ, пошлин, сборов и др препятствий для своб-го перемещ-я тов-в, услуг и фин-х ср-в. Ден-я ед-ца – рубль. Ден-я эмиссия рсущ ЦБ. Система ОГВ суб РФ уст-ся ими сам-но. ФОИВ м.созд-ть св тер-е органы и назн-ть соотв долж лиц. В ст 5 К РФ респ наз-т гос-м. По мнению Бахраха по своему внутр-му устр-ву они яв-ся унитарными. Бахрах также выделяет ряд проблем в сфере федерат-го устр-ва: трудно совместить принцип равноправия суб-в РФ с тем, что одни из них яв-ся гос-ми (респ), а др – только гос образованиями; яв-ся ли устав суб РФ по св.юрид силе равноценным конст-и, и если да, то почему они по-разному наз-ся, если нет, то можно ли гов-ть о равноправии и др. вопросы. Бахрах считает, что для того, чтобы не порождать консти-е кризисы, потреб-ся прав-е разъясн-е этих вопросов через решения Конст-го Суда РФ или принятие ФЗ, или они будут отрегулир-ны путем вошедших в силу обычаев.
К РФ, ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах орг-и законод-х (предст-х) и ИОГВ суб РФ», БК РФ от 31.07.1998 (2008), ГК РФ, ФКЗ от 25.12.2000 (ред 2001) №1-ФКЗ «О гос флаге», №3-ФКЗ «О гос гимне», №2-ФКЗ «О гос гербе», Закон РФ от 15.04.1993 №4802-1 (ред от 26.06.2007) «О статусе столицы РФ», ФЗ от 01.06.2005 №53-ФЗ «о гос яз РФ», ФЗ от 17.12.1998 №191-ФЗ (2008) «Об исключ эк-й зоне РФ», ФЗ «О ЦБ РФ», К РБ , Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008
9. Система органов государственной власти РФ: общая характеристика
Конст. система ОГВ — совокупность закрепленных в КРФ гос. органов, осущ-щих гос. власть в РФ. Согласно КРФ (ч. 1 ст. 11) этими органами являются Президент РФ, Фед. Собрание РФ (Совет Федерации и Гос. Дума), Прав-во РФ, суды РФ. Кроме ФОГВ гос. власть в РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 11 КРФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему ОИВ, зак-ные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы.
Совокупность
этих органов и учреждений составляет
гос. механизм, который должен действовать
как единая и эффект. система властвования.
Единство
системы ОГВ
РФ — конст. принцип федератив. устройства,
выражающийся в наличии ФОГВ, олиц-ющих
собой высшую гос. власть и объединяющих
всю сов-сть ОГВ суб-в РФ. Складывается,
т. Об., единая по своей сути система
органов власти. Законод. органы правомочны
принимать законы, исп-ьные — организуют
их исполнение, осуществляют операт.
текущее гос. Упр-е. При этом каждый орган
гос. власти, действуя в соответствии со
своей компетенцией, реализует общие
гос.е цели и задачи. КРФ определяет
способ и порядок образования ОГВ.
Президент РФ и Гос. дума, напр., избираются
непосредственно гр-нами на основе
всеобщего, равного, прямого избир. права
при тайном голос-ии, а судьи Констит.
суда, Верх. суда РФ и Высшего арб. суда
РФ назначаются на должность Советом
Федерации Фед. Собрания РФ, как и Ген.
прокурор РФ. Председатель Прав-ва РФ
назначается по представлению През-та
Гос. Думой; члены Прав-ва назначаются
През-м по представлению Председателя
Прав-ва РФ.
ОГВ м. б. созданы, преобразованы
или ликвидированы не только законами,
но и подзак. актами, нап. указами Президента
РФ или главы исп. власти суб-та РФ. Это
касается, прежде всего, стр-ры и полномочий
ОИВ. Для органа гос. власти характерно
то, что он создается для осуществления
задач гос. власти, осуществления
деятельности российского государства.
Так, напр., Федеральное собрание является
представительным и законодательным
органом РФ, Президент является главой
государства, а Правительство осуществляет
исполнительные функции. Задачи и функции
органов государственной власти субъектов
РФ определяются их Конституциями,
уставами и другими законодательными
актами. Признаком органа гос. власти
являются его властные полномочия. Это
означает, что его решения носят общеобяз.
характер, и для их осуществления при
необходимости может быть использовано
гос. принуждение. Гос. орган имеет опред.
права, которые выступают для него и в
качестве обяз-тей, имеет четко устан.
сферу применения этих прав, пределы их
терр. Исп-ния. Для органа гос. власти
хар-ен особый, как правило, установленный
Конст-ией порядок его деят-сти. Он более
детально реглам-ван в отношении Гос.
думы, Совета Федерации и суд. органов,
причем последние действуют в рамках
уголовного и гражд. судопроизводства,
и менее четко - в отношении Президента,
Прав-тва и других ОИВ, порядок деятельности
которых устанавливается специальными
конституционными законами.
Система ОГВ РФ строится на опред. принципах, которые в совокупности позволяют гос. механизму осуществлять свои функции. 1.принцип суверенитета гос. власти, т.е. ее полной незав-сти внутри страны и на междунар. арене. 2. принцип единства системы гос. органов. (вся система ОГВ должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного гос-ва). 3. принцип разграничения предметов ведения и полномочий между ОГВ субъектов РФ. 4. принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представ. органов РФ и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших долж. лиц субъектов Федерации.5. принцип участия граждан в формировании и деятельности ОГВ. Граждане участвуют в выборах представительных ОГВ и в выборах ОМСУ. 6. принцип гласности и открытости (предполагает широкое освещение деят-ти ОГВ в средствах массовой информации, периодич. информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. 7. принцип разделения властей, на котором строится система ОГВ в РФ и ее субъектах. В соот. с этим принципом ОГВ РФ делятся на органы законод., испол. и суд. власти, которые соот. осуществляют основные функции гос. власти (правотвор., исполнительно-распорядительную и правоохран.). Эти органы образуют основу конст. системы органов росс. государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно скоординирована. Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства.
Конституционные основы организации публичной власти в РФ
Обратимся к конст. основам публичной власти в РФ.
Как закреплено в ч.1 ст.1 Конституции РФ «РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Таким образом, РФ – государство с респуб. формой правления. По вопросу о форме правления в РФ нет единства мнения: некоторые ученые считают Россию президентской республикой, другие - суперпрезидентской, а ряд ученых полагает, что в России смешанная форма правления: президентская республика с элементами парламентаризма. Но представляется более правильным считать Россию президентской республикой, тем более учитывая последние государственно-правовые тенденции. Ст. 3 КРФ закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демокр. государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публ. власти. Носителем суверенитета в РФ является ее многонац. народ, кот. выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через ОГВ и ОМСУ. Высшим непосредст. выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В соот. со ст.10 КРФ гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законод., испол. и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Гос. власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Гос. Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (п.1 ст.11 Конституции РФ).
Система сдержек и противовесов согласно КРФ выглядит след. образом. Законод. орган – Фед. Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс. Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства. Президент РФ, являясь главой государства, фактически и юридически "присутствует" во всех властях. Глава государства издает нормативные указы (ст.90 КРФ), которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство Российской Федерации, выполняет отдельные квазисудебные функции (ст. 85 Конституции РФ).
Судебная власть включает в себя суды РФ. Конституционный, Верх. и Высший Арб. суды РФ имеют право законод. инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие ФОГВ. В системе разделения властей на федер. уровне особое место принадлежит Конст. Суду РФ. Это проявляется в особых полномочиях, закрепленных за ним КРФ. Гос. власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ осуществляется КРФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (п.3 ст.11 Конституции РФ).
Вернемся к рассмотрению принципа разделения властей по действующему законодательству РФ. Как известно, принцип разделения властей в системе государственной власти устанавливает такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Можно ли говорить о таком «сдерживании» в РФ настоящее время? Безусловно, что конституционные основы для этого есть, однако есть некоторые законодательные тенденции, снижающие эффективность принципа разделения властей.
Здесь следует подробнее остановиться на проходящий в Российской Федерации административной реформе. В последнее время в зарубежных и российских СМИ, зарубежных органах власти звучит отрицательная оценка проходящих реформ, и уже произошедших изменений, их неконституционность. Так, например, можно выделить Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. №159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установивший порядок «избрания» глав субъектов РФ. В этой связи заметим, что Конституция РФ не регулирует детально порядок формирования и функционирования некоторых органов государственной власти. С одной стороны, следует согласиться с исследователями, отмечающими, что Конституция и не должна детально регулировать абсолютно все элементы органов власти; с другой стороны – любой пробел оставляет почву для возможных будущих (или настоящих спекуляций). Тем самым проходящие в стране реформы прямо не нарушают положений Конституции РФ, что впрочем, не значит, что данные изменения сделаны в русле конституционализма и духа Конституции РФ.
Экономические и политические основы конституционного строя РФ
К
основам конституционного строя относятся
закрепляемые Конституцией принципы,
характеризующие основы гражданского
общества, отношения государства к формам
собственности, устройство самого
государства (его суверенитет, форма
правления, форма государственного
устройства, субъекты государственной
власти, формы ее реализации и другие
основы функционирования политической
организации общества). Экономическими
основами конституционного строя являются
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, поддержка
конкуренции, а также многообразие и
равная защита различных форм собственности
(в том числе на землю и другие природные
ресурсы). К принципам
организации и функционирования
гражданского общества
следует отнести экономический,
политический и идеологический плюрализм,
провозглашение России светским и
социальным государством:
а) экономический
плюрализм.
Одним из самых коренных изменений,
происшедших в России в 90-е гг. XX в., явился
переход к признанию и закреплению в
Конституции многообразия форм
собственности, в том числе и частной
собственности. Конституция не только
провозглашает признание многообразия
форм собственности, но и закрепляет
обязанность государства равным образом
защищать все эти формы. Следует обратить
внимание на порядок перечисления этих
форм. Вопреки обычно избираемому
алфавитному порядку Конституция ставит
на первое место частную форму собственности,
тем самым подчеркивая ее особую роль и
значение в новый период развития
Российского государства (ч. 2 ст. 8). Вполне
логично, что среди экономических
приоритетов, наряду с единством
экономического пространства, гарантируется
поддержка конкуренции и свободы
экономической деятельности.
В ст. 35
Конституции РФ устанавливается, что
право частной собственности охраняется
законом, каждый вправе иметь свое
имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как
единолично, так и совместно с другими
лицами. Все это свидетельствует о том,
что Россия стремится создать рыночное
хозяйство;
б) запрещая устанавливать
в качестве государственной или
обязательной какую-либо одну идеологию,
Конституция закрепляет идеологическое
многообразие
(ст. 13), признавая все виды идеологических
учений, если они не проповедуют насилие
и рознь;
в) в России признается
политическое
многообразие, многопартийность;
общественные объединения провозглашаются
равными перед законом; запрещаются те
общественные объединения, которые
стремятся к насильственному изменению
основ конституционного строя, нарушению
целостности и подрыву безопасности
государства, а также к другим
антиобщественным действиям (ч. 3, 4, 5 ст.
13). Запрещается вопреки воле граждан
вовлекать их в общественные организации
и насильственно удерживать их в этих
организациях. Это позволяет гражданам,
имеющим различную политическую
ориентацию, оказывать влияние на
политический процесс, принятие
государственных решений, постепенно
активизировать участие в общественной
жизни;
г) провозглашая Россию светским
государством,
Конституция запрещает устанавливать
какую-либо религию государственной или
обязательной, гарантирует равенство
религиозных конфессий, в том числе и
путем отделения религиозных объединений
от государства (ст.14);
д) провозглашая
Россию как социальное
государство,
Конституция ставит перед ней задачу и
цель направить свою политику на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека (ст. 7).
12.Конституционный основы МСУ
Наряду с органами гос. власти, КРФ закрепляет создание и функц-ние ОМСУ, которые в соответствии с КРФ не входят в систему ОГВ. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также хар-рны основные признаки органа гос. власти – устан. законом порядок создания, структуры и функц-ния этих органов, их властные полномочия.
МСУ - это не гос. власть, но оно не м. функц-вать без соотв-щих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответ-сти, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих власт. полномочий и т.д. Особенностью ОМСУ является то, что они формируются нас-ем опред. Терр. единицы, прямо не подчинены ОГВ РФ или ее суб-в и занимаются в основном делами, имеющими мест. Знач-е. Особ-сти развития законод-тва в сфере МСУ предопределяются тем, что его сам-ность имеет пределы, установленные КРФ и ФЗ; само МСУ интегрировано в общую систему упр-я делами гос-ва и общества, что и определяет природу власти муниц. сообществ и специфику их полномочий. В КРФ включена отдельная глава 8, непосред-но рег-щая вопросы МСУ (ст. 130 – 133). Следует принять во внимание, что эти нормы базируются и закрепляются другими важными положениями КРФ, определяющими основу конст. строя, права и свободы граждан, федерат. устройство государства, орг-цию публ. власти и судебную систему страны.
КРФ устанавливает право населения сам-но решать вопросы мест. значения, владения, пользования и распор-я мун. собственностью, а также право сам-льно осущ-ть упр-е мест. делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие ОМСУ (ст. 130). Рассматривая население как субъект местного самоуправления, КРФ гарантирует каждому жителю муниципального образования равные права независимо от пола, расы, нац-сти, происхождения, имущества и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19). Гражданам предоставляется право избирать и быть избранными в ОМСУ и участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32).
На ОМСУ возлагается констит.я обязанность обеспечить каждому возможность знакомиться с материалами и док-ми, непосредственно затраг-ми его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), устан-ся право личного обращ-я и направления индив. или коллективных обращений в органы местного самоуправления (ст. 33).
В упомянутой статье в общем виде сформулировано поле деят-сти МСУ – «вопросы местного значения». В их перечень КРФ включила строительство и распределение жилья, указав на обязанности мун. власти поощрять жилищное строительство, создавать условия для реализации права граждан на жилье, а малоимущим гражданам предоставлять бесплатно или за доступную цену жилье из муниципального фонда (ст. 40).
В сфере мун. здравоохранения к вопросам мест. значения отнесено оказание бесплатной мед. помощи за счет средств мест. бюджета, страх. взносов и иных поступлений (ст. 41). Гаран-ся общедоступное, беспл. дошкольное, основное общее и среднее проф. образование в мун. Образ. учреждениях (ст. 43).
Поскольку правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следует учитывать, что перечень вопросов, отнесенных к полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов РФ (п. «н» ст. 72) и конкретизироваться в НПА МСУ.
Определяя терр. основы МСУ, КРФ предусматривает его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях, а изменение границ мун. образований допускается с учетом мнения населения соот. территорий (ст. 131).
КРФ устанавливает право МУ управлять мун. собственностью, утверждать и исполнять свой бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения и осуществлять отдельные государственные полномочия (ст. 132).
КРФ устанавливает право МСУ управлять мун. собственностью, утверждать и исполнять свой бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения и осуществлять отдельные гос. полномочия (ст. 132).
В соответствии с КРФ в РФ признается и защищается наравне с другими формами собственности муниципальная собственность (ч. 2 ст. 8), к которой могут относиться земля и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9).
Важное место занимают конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления. В соответствии с КРФ местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, или запрета на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133). Упомянутая норма согласуется с характеристикой Российской Федерации как демократического правового государства (ч. 1 ст. 1), а также признанием права граждан на самоуправление непосредственно действующим и обеспечиваемым правосудием (ст. 18).
Вместе с тем в целом КРФ создала правовую основу становления и развития местного самоуправления, усиления его роли в системе органов публичной власти РФ – правового демократического государства.
13. Конституционно – прав. основы орг-ции и деятельности суд. власти и прокуратуры РФ
СУД. ВЛАСТЬ — обусловленный хар-ром разделения властей вид гос. власти, связанный с осущ-ем специализ. органами гос-ва правосудия посредством констит., гражд., адм. и уг. судопр-ва. Суд.власть независима от зак-ной и исп-ной отраслей власти. Сама суд. система устанавливается КРФ (гл. 7 "Суд. власть"), ФКЗ "О суд. системе в РФ" 1996 г. и др. ФЗ. Как важнейший гос.-прав. институт С.в. призвана удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обяз-стей субъектов правоотношений. В то же время природа С.в. не исчерпывается осущ-нием правосудия. Органы, олиц-щие С.в., осущ-ют правотвор. Деят-сть, создавая прецедентное право; в сферу суд. Деят-ти входит и осуществление судебного надзора — важного инструмента обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц.
КРФ устанавливает, что С.в. в РФ осущ-тся только судом. Присвоение властных полномочий наказывается в соотв. с угол. законом. В демокр. прав. гос-ве суды: а) разрешают конфликты, споры на основе закона; б) осущ-ют конст. контроль — проверку на соответствие законов, иных НПА, а также действий и решений гос. органов нормам Конституции; в) защищают, восст-ют наруш. права и свободы граждан; г) применяют меры юр. Ответ-сти в виде наказания за виновные противоправ. деяния. Сов-сть дейст-х в РФ судов образует ее суд. систему.
С.в. хар-ует непререкаемость и обяз-сть решений и действий суд. органов. Вступившие в законную силу суд. акты, иные законные распоряжения, треб-я, поручения, вызовы и др. обращения фед. судов, мир.судей и судов суб-в РФ обязательны для всех без исключения ОГВ, ОМСУ, общ. Объед-й, долж. лиц, физ. и юр. лиц и подлежат беспрекословному исп-ю на всей терр. РФ. Неисполнение суд.решения, иное проявление неуважения к суду влечет ответ-ость, предусмотренную федеральным законом.
Высокий статус С.в. обеспечивается гар-ным фин. обеспечением. В соот. с ФЗ от 22 января 1999 г. "О фин-ании судов РФ" в фед. бюджете ежегодно предусм-тся выделение средств отдельными строками на обеспечение деят-сти Конст. Суда РФ, Верх. Суда РФ и всей системы судов общей юрисдикции, Суд. департамента при Верх. Суде РФ, Высш. Арб. Суда РФ и системы арбитражных судов.
ПРОКУРАТУРА РФ — централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение) законности на всей территории РФ. В гл. 7 КРФ "Судебная власть" содержится специальная статья, закрепляющая конституционно-правовой статус П. РФ. В то же время, являясь специализированным правоохранительным органом государства, П. РФ не входит в судебную систему страны. В соответствии с КРФ (ст. 129) П. РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. Организация и порядок деятельности органов П. РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом РФ "О прокуратуре РФ" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г.), другими законод. актами РФ. На П. РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законод. актами.
Деятельность П. РФ базируется на таких принципах, как: единая централиз. система органов и учреждений; независимость от ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, общ. объединений; гласность. Основной целью прокурор. надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. Для этого П. РФ осуществляет надзор: а) за исполнением законов фед. Мин-вами, гос. комитетами, службами и иными ФОИВ, представ. (законодательными) и исп. органами субъектов РФ, ОМСУ, органами воен. управления, органами контроля, их долж. лицами, а также за соотв. законам издаваемых ими правовых актов; б) за исполнением законов органами, осущ-щими оперативно-розыскную деят-сть, дознание и предвар. следствие; в) за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предвар. заключения, в местах исполнения наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, и др. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Систему органов П. РФ составляют Ген. прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, городов и районов, иные терр. прокуратуры. Ген. прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность сроком на 5 лет и освобождаемый от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Ген. прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры городов и районов, а также специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Ген. прокурором РФ, они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Ген. прокурору. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Ген. прокурора РФ. Из числа названных лиц, а также других прокурорских работников в Ген. прокуратуре образуется коллегия.
Конст. – прав. статус Президента РФ
Глава 4 КРФ посвящена статусу Президента РФ
В системе ОГВ Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По КРФ 1993 г. РФ имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент. Прав. положение президента в отличие от главы государства в монархических странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый КРФ срок, внутри страны и на междунар. арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, существует принцип ответ-сти президента, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха. На учреждение поста Президента в РФ повлияли причины внутреннего характера, необходимость усиления испол. власти, проведения реформ во всех сферах гос. и полит. жизни, соверш-ния всего гос. механизма. КРФ 1993 г. впервые по отношению к президенту ввела термин "глава гос-ва". Причем КРФ установила не презид. и не парлам. республику, а республику смешанного типа, но фактически тяготеющую больше к презид. форме республик с широкими полномочиями президента - главы гос-ва и фактически полным подчинением ему испо. власти, по образцу полупрезидентской республики во Франции. Конст. должности Президента заключаются в том, что он является главой государства, Верх. главнокомандующим Воор.силами РФ и Председателем Совета безопасности РФ. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ — сфера деятельности и совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей Президента РФ, объем и характер которых обусловлены его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. Важнейшей составляющей К.П. РФ (кроме предметов его ведения и осуществляемых функций) являются полномочия. По своему значению все полномочия Президента подразделяются на две группы: 1) имеющие прерогативный характер, т.е. принадлежащие исключительно Президенту как главе гос-ва, 2) для осуществления которых Президент в соотв. с принципом разделения властей взаимодей-т с др. ОГВ. По характеру взаимодействия с др. ОГВ полномочия Президента РФ подразд-ся на след. группы: 1) полномочия по взаимод-ю с Фед. Собранием (полномочия назначать выборы Гос. Думы, в устан. порядке распустить Гос. Думу, право законод. инициативы и др.); 2) полномочия по формированию Прав-тва РФ; полномочия, связанные с влиянием на деятельность ИОГВ (назначение с согласия Гос. Думы Председателя Правительства, назначение на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства, фед. министров; принятие решения об отставке Правительства; отмена постановлений и распоряжений Прав-ва, противоречащих КРФ, фед. законам и указам Президента, и др.); 3) полномочия по взаимоде-ю с судебной властью (выдвижение кандидатур для назначения Советом Фед. на должность судей высших суд. органов; назначение на должность всех судей фед. судов; право Президента предлагать кандидатуры к назначению на должность Ген. прокурора РФ и право предлагать отстранение от должности Ген. прокурора РФ); 4) полномочия по взаимодействию с ОГВ субъектов РФ (назначение полномочных представителей Президента в субъектах РФ; приостановление действия актов ОИВ субъектов РФ в случае их противоречия обяз-вам РФ или нарушения прав и свобод чел-ка и гражданина; использование Президентом согласительных процедур при возникновении спора между ОГВ РФ и ее субъектов либо между самими субъектами РФ; назначение на должность и освобождение от должности глав адм-ции субъектов РФ, если они не заняли эту должность в результате выборов); 5) полномочия в области обороны и безопасности страны (по КРФ Президент является Верх. Главнокомандующим Воор. силами РФ; утверждает военную доктрину; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности; в необходимых случаях и в порядке, предусмотренном КРФ, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение); 6) полномочия в сфере внешней политики (Президент осуществляет руководство внешней политикой, определяет ее основные направления; ведет переговоры и подписывает междунар. договоры РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Фед. Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и междунар. организациях; в качестве главы государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей); 7) полномочия по вопросам гражданства, помилования и наград (решение вопросов гражданства — приобретения гражданства РФ, выхода из гражданства РФ, приобретения двойного, почетного гражданства, а также предоставление политического убежища; награждение государственными наградами; присвоение почетных званий РФ (заслуженного учителя, юриста и т.д.); помилование лиц, осужденных за совершенные ими преступления (право амнистии принадлежит Гос. Думе).
В соот.с поправками в конституцию РФ, срок полномочий президента повышен с 4 лет до 6.