Компетенция Президента Российской Федерации (работа 3)
СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал ________________________________________
Представительство ________________________________________
Задание на курсовую работу
по дисциплине Конституционное (государственное) право России
Студента (ки) ________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№ контракта ____________, группа _______, направление ___________
1 Тема: № 39 «Компетенция Президента Российской Федерации»
Срок сдачи курсовой работы: __________________________________
3 Краткое содержание курсовой работы:___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Дата выдачи темы: __________________________________________
Задание выдано ______________________________ _______________
Ф.И.О. ответственного лица, должность подпись
«___» __________ 200__ г.
СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал ________________________________________
Представительство ________________________________________
Курсовая работа
по дисциплине Конституционное (государственное) право России
Тема: № 39 «Компетенция Президента Российской Федерации»
Выполнил студент (ка): _____________________________
Фамилия, имя, отчество
№ контракта ____________________
Направление ____________________
№ группы ____________________
Подпись студента ___ Дата сдачи работы «__» ____ 200__ г.
Нормоконтролер __________________________ _______________
Ф.И.О. подпись
«___» __________ 200__ г.
Работа принята для передачи на аттестацию___________ ____________
Ф.И.О. ответственного лица, должность подпись
«___» __________ 200__ г.
Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ ___________
Ф.И.О. подпись
«___» __________ 200__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Президент Российской Федерации: понятие института президентуры и конституционный статус Президента
1.1 Возникновение института президентства в Российской Федерации
1.2 Место Президента России в системе федеральных органов государственной власти
2 Компетенция Президента согласно Конституции Российской Федерации
2.1 Классификация полномочий Президента России
2.2 Правовые акты Президента России
2.3 Предоставление политического убежища как компетенция Президента РФ
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А Конституционный статус Президента России
Приложение Б Компетенция Президента России
ВВЕДЕНИЕ
Практике государственного строительства в советский период до 1990 г. не был известен институт президента. Только в 1990 г. был учрежден пост Президента Советского Союза, который избирался не непосредственно населением, а Съездом народных депутатов Советского Союза. Введение этой должности обосновывалось необходимостью обеспечить единство власти и ускорить принятие решений, которые требовались в тех сложных социально-экономических условиях, в которых оказалось государство в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века.
Институт Президента России был учрежден на основании Закона РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. [7]. После принятия этого Закона были внесены необходимые поправки в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. Президент России в отличие от Президента Союза Советских Социалистических Республик должен был получить свои полномочия не от представительного органа власти, а непосредственно от избирателей. Это само по себе придавало повышенную легитимность этой должности. Введение поста Президента России в значительной мере предопределялось логикой углублявшегося в то время противостояния высших органов власти Советского Союза и РСФСР.
Учреждению института президента предшествовали серьезные политические споры. Основными противниками института президента являлись коммунисты, которые полагали, что президент может разрушить сложившуюся конституционную систему организации власти, в которой центральное место играли представительные органы – Советы. На федеральном уровне они были представлены Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР.
Тем не менее, сторонники учреждения поста президента убедили принимавших решение депутатов, что никакой угрозы Съезду и Верховному Совету не существует, поскольку сама законодательная власть устанавливает полномочия президента, через бюджет контролирует деятельность президента и исполнительной власти, а президент может издавать только подзаконные нормативные акты, которые могут быть отменены законодательной властью в случае их противоречия Конституции и законам по заключению Конституционного Суда.
С учетом данных опасений в Закон «О Президенте РСФСР» была внесена статья, в соответствии с которой полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. Впрочем, как показало дальнейшее развитие событий, данная норма сама по себе не сыграла роль работающей гарантии по защите Конституции, когда в 1993 г. Президентом России Б.Н.Ельциным была прекращена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.
Президент России в соответствии с Законом «О Президенте РСФСР» и Конституцией РСФСР являлся высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти. Он наделялся правом законодательной инициативы, правом отлагательного вето на принятые законы, полномочия назначения Председателя Совета Министров с согласия Съезда народных депутатов, назначения министров, правом объявления чрезвычайного положения, полномочиями по решению вопросов гражданства и некоторыми другими. При этом за Съездом народных депутатов и Верховным Советом, помимо законодательных полномочий, сохранялись весьма существенные контрольные полномочия в отношении Совета Министров.
После августовских событий 1991 г. начался ускоренный процесс разрушения структур власти Советского Союза, закончившийся распадом страны. Дезинтеграционные процессы затронули и органы власти Российской Федерации. В этих условиях реальная власть в стране сосредоточилась у Президента России и в подчиненных ему структурах исполнительной власти. Было принято решение о проведении радикальной экономической реформы, и на время ее проведения были предусмотрены дополнительные полномочия Президента Российской Федерации. Всеми полномочиями, выходившими за рамки действовавшей Конституции, Президент России наделялся временно, до 1 декабря 1992 г.
После истечения этого срока Съезд народных депутатов отказался продлить эти полномочия Президента. Однако для Президента и возглавляемой им исполнительной власти возврат к прежней схеме взаимоотношений с представительной властью означал начало «конституционного кризиса», который впоследствии привел к приостановлению Президентом действия самой Конституции, роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, вынесению на голосование и принятие новой Конституции.
Ведущие российские и зарубежные ученые-теоретики государства и права, конституционного права и права государственного управления в монографиях, учебниках и научных статьях разработали теоретические основы учения о государственной власти, истоках становления российской государственности, базовых началах конституционного права России, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также отдельных институтов конституционного права, включая институт президентуры. Среди российских авторов необходимо назвать таких, как: С.А.Авакьян, С.С.Алексеев, Д.Н.Бахрах, Б.Н.Габричидзе, Ю.А.Дмитриев, Е.И.Козлова, А.Н.Кокотов, Е.И.Колюшин, М.И.Кукушкин, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев, В.О.Лучин, Б.А.Страшун, Ю.А.Тихомиров, Б.Н.Топорнин и др.
Конституцией Российской Федерации 1993 г. был существенно изменен статус Президента Российской Федерации [1].
Цель курсовой работы - проанализировать компетенцию Президента Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие института президентуры и конституционный статус Президента;
описать возникновение института президентства в Российской Федерации;
исследовать место Президента России в системе федеральных органов государственной власти.
Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.
1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТУРЫ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА
1.1 Возникновение института президентства в Российской Федерации
Термин «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». Сегодня президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства справедливо считают Соединенные Штаты Америки, чья Конституция 1787 г. установила принцип выборности населением главы государства.
В Российской Федерации институт президента был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента РСФСР определялся специальным Законом «О Президенте РСФСР» [7], основные положения которого были включены в текст Конституции РСФСР. В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Конституции 1993 г. [1].
Конституция не предусматривает принятия отдельного закона о Президенте, однако некоторые вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами. Вместе с тем основную роль в регулировании организации и деятельности института президентства играют акты самого Президента России. Данное обстоятельство вряд ли оправданно, поскольку основным регулятором в названной сфере должен быть закон.
Учреждение поста Президента в России определялось рядом объективных и субъективных факторов, задачами усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста позволило покончить и с искусственным соединением в рамках статуса бывшего председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что явно противоречило принципу разделения властей [15, с.336].
Известное влияние на появление института президентства в России оказало и учреждение этой должности в Советском Союзе в 1990 г. В свою очередь учреждение поста Президента Российской Федерации повлекло за собой появление этого института власти в большинстве республик в составе Российской Федерации.
Правовой статус Президента РФ основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Как и во многих других странах, имеющих институт президентства, в России используется право отлагательного вето, дающее возможность главе государства не подписывать закон, а передавать его на повторное рассмотрение парламента. Из зарубежного опыта восприняты содержащиеся в Конституции РФ процедура импичмента – отрешения Президента от должности, институт обращения с посланием к парламенту. Вместе с тем устройство президентской власти отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.
Важнейшие особенности организации института президентства в Российской Федерации закреплены в ее Конституции.
Российская конструкция президентской власти сочетает в себе признаки различных классических моделей института президентства.
Наука государственного права выделяет три формы института президентства:
«чистые» президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в т.ч. по формированию кабинета министров – Соединенных Штатов, Мексика, Коста-Рика;
парламентские республики, имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по формированию правительства, которым занимается парламент – Австрия, Германии, Индия, Ирландия, Италия;
так называемые смешанные, полупрезидентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежит значительные полномочия в осуществлении государственной власти – Франция, Португалия, Финляндия.
По ряду главных позиций российская модель тяготеет к чисто президентской республике. Ее главная черта – контроль за формированием и деятельностью правительства, руководство им. Конституция США не предусматривает правительство как отдельный орган исполнительной власти. Его функции исполняет президентская администрация.
В Конституции России Президент характеризуется как глава государства [1], он определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решения об его отставке. Назначение председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь решающее слово остается за Президентом.
Тем не менее, говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республике было бы не вполне обоснованно. В России глава государства не является одновременно главой правительства, а право председательствовать на его заседаниях отнюдь не тождественно функции непосредственного руководства. Отличительная особенность взаимоотношений парламента и Президента в России – наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов.
Организация президентской власти в России основана на использовании элементов и полупрезидентской республики. Особенно много общего у президентской власти в России с моделью ее организации во Франции. В обеих странах президенты имеют сходные права: право направлять принятый закон на новое обсуждение, право роспуска законодательной палаты парламента и др.
Однако и здесь российская модель обладает рядом принципиальных особенностей.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в то время как во Франции это прерогатива парламента.
Согласно ст.50 Конституции Франции, если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства. По российской же схеме Президент РФ вправе не отправлять Правительство в отставку, но может при известных условиях распустить Государственную Думу.
Следовательно, институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики.
1.2 Место Президента России в системе федеральных органов государственной власти
Согласно ст.80 Конституции РФ Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина [1]. Ст.80 обращена к деятельности самого Президента, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Выполняя названную функцию, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Если же Президент считает акты Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов Федерации неконституционными, он не может их отметить или приостановить действие. Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании таких актов неконституционными и прекращении их действия.
Акты органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту, он может по мотивам их несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина отменить либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом.
Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Конституции.
Выступая в роли гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент вправе с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех государственных структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначения.
Президент РФ обладает также рядом других правовых возможностей влиять на конституционную законность в стране. В послании Федеральному Собранию он может изложить свое видение этой проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни. Реализуя право законодательной инициативы, глава государства может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. В арсенале Президента и такие инструменты защиты прав граждан, как решение вопросов гражданства и политического убежища, осуществление помилования и др.
Конституция РФ связывает роль Президента как гаранта Конституции именно с его деятельностью по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина, поэтому главное в деятельности Президента - создание условий для осуществления конституционных прав и свобод человека. Безусловно и другое: реальное положение дел с правами и свободами граждан России – основной критерий оценки деятельности Президента.
Президент РФ в установленном Конституцией порядке обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности. Проблема защиты Президентом суверенитета и территориальной целостности России имеет как внешний, так и внутренний аспекты.
На деятельность Президента по охране и защите суверенитета, независимости и государственной целостности страны влияет незавершенный характер федеративных преобразований. С этим связаны были конфликтные ситуации, территориальные споры, стремление ряда субъектов Федерации повысить свой статус, в том числе и с нарушением соответствующих конституционных норм и процедур. Эта роль Президента наглядно проявилась в деятельности по подготовке и подписанию Федеративного договора, в урегулировании и разногласий между органами государственной власти Якутии и федеральными органами по поводу использования природных ресурсов первой и в других случаях.
Сейчас можно констатировать, что наиболее острый, чреватый угрозой распада России период федеративных преобразований прошел. Вместе с тем потенциал Конституции в сфере федеративного устройства не реализован, далек от завершения процесс формирования законодательства, разграничивающего полномочия федерального центра и органов власти субъектов Федерации.
Закрепляя анализируемую функцию Президента, Конституция РФ гласит, что она реализуется «в установленном Конституцией Российской Федерации порядке». Это означает, что перечень действий главы государства в данной сфере должен основываться на конкретных нормах Конституции, в том числе прямо устанавливающих его компетенцию.
Президент РФ в соответствии с Конституцией обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Разделение и самостоятельность властей не исключают необходимости координации их усилий, тесного взаимодействия при решении вопросов экономического и социального развития. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как на главу государства. Для этого он наделяется полномочиями, дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация наглядна при решении важнейших для страны кадровых вопросов. Президент взаимодействует и с Государственной Думой, и с Советом Федерации, и с Председателем Правительства. Безусловно, соответствующие полномочия Президента – это и его обязанности.
Необходимость подобной координации возникает и применительно к законодательной деятельности, где крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее мнение о судьбе законопроектов. Вот почему президент наделен правом законодательной инициативы.
Наличие у Президента РФ широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить о его особом месте в общей системе разделения властей. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства в известной мере ослабляет систему «сдержек и противовесов» [11, c.17], контроля за деятельностью главы государства со стороны других федеральных органов. Для теоретического обоснования подобного положения была предпринята попытка обосновать наличие специальной ветви власти – «президентской».
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эта формулировка не означает, что Президент единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Его выработка – результат сложного взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.
Основные параметры, направления государственной политики России определены в ее Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому деятельность Президента, нацеленная на определение основных направлений государственной политики, ограничена Конституцией. Важным механизмом выработки политики государства является Федеральное Собрание, в котором представлены не только различные политические партии и движения. Основной инструмент определения политики российского государства парламентом – законодательная деятельность. Посредством закона решаются крупные вопросы экономической, социальной политики, проблемы межнациональных отношений, борьбы с преступностью. Деятельность Президента должна соответствовать законам, что тоже ограничивает его влияние на государственную политику.
Вместе с тем Президент обладает большими полномочиями в области определения основных направлений внутренней и внешней политики России.
Они касаются кадровой политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участия в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политикой.
Отмеченные черты конституционного статуса Президента РФ во многом характеризуются специфику организации и функционирования института президентства в России. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, то она отражает общепринятую мировую практику [15, c.344].
2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Классификация полномочий Президента России
Условно полномочия Президента России моно разделить на следующие группы:
в области обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти и кадровой политики;
в законодательном процессе и при назначении референдума;
в области обороны страны и обеспечения ее безопасности;
в области внешней политики;
в отношениях с участием граждан [14, c.307].
Президент наделен обширными функциями. Они закреплены в Конституции, а также в ряде иных статей, регулирующих деятельность других государственных органов. В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных актах. Вместе с тем практика идет по этому пути. Вероятно, по мере укрепления правовой основы государственного механизма встанет вопрос о необходимости отказа от «саморегулирования» Президентом своих полномочий.
Полномочия по формированию исполнительной власти и руководства – взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наиболее тесные контакты с властью исполнительной. Объем полномочий Президента по отношению к ней, а также широко распространенная практика решения им конкретных управленческих вопросов дают основание говорить о Президенте как о главе не только государства, но и исполнительной власти. Обширен круг полномочий Президента по формированию Правительства и контролю за его работой. Именно Президент назначает председателя Правительства, но поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, глава государства при этом должен учитывать расстановку политических сил.
Президент полномочен назначать остальных членов Правительства. По предложению председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров. Согласия Государственной Думы на проведение кадровых перестановок не требуется.
Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента и Правительства является его право принять решение об отставке Правительства. Решение о недоверии Правительству может вынести Государственная Дума, но оно не является для Президента обязательным.
Неограниченное право главы государства отправлять в отставку Правительство может привести к нестабильности исполнительной власти, смене Правительства по конъюнктурным либо субъективным мотивам. Во избежание каких-либо негативных последствий необходимо в Конституции более четко прописать основания для принятия такого решения Президентом, а в Федеральном конституционном законе о Правительстве – урегулировать процедуру его обсуждения и принятия.
Роль Президента как фактического главы исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством. Президент назначает своих представителей в федеральные округа, каждый из которых включает несколько субъектов Федерации. Полноценные контакты Президента с палатами парламента должны обеспечивать его полномочные представители в Федеральном Собрании. Имеется представитель Президента и в Конституционном Суде России.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случаях их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России, нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения данного вопроса соответствующим судом.
Нормальное функционирование исполнительной власти обеспечивает и право Президента формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства.
Полномочия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и судебной власти – осуществление единой государственной власти возможно при тесном сотрудничестве, взаимодействии главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержек и противовесов». Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием.
Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.
Обширны полномочия Президента по участию в законодательной деятельности Федерального Собрания. Глава государства обладает правом законодательной инициативы, позволяющим ему ставить вопрос о принятии новых законов о внесении изменений и дополнений в действующие. Вместе с тем для упорядочения законопроектной работы, исключения дублирования, распыления сил необходима более тесная координация Президентом деятельности структур исполнительной власти.
Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путем использования права вето, т.е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. Конституция не указывает мотивы, которыми руководствуется глава государства. Это могут быть убеждение в нецелесообразности того или иного варианта решения вопроса в законе, противоречие его Конституции, действующему законодательству.
Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования.
Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный Конституцией институт послания Президента парламенту о положении в стране, о основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента парламенту четко законом не определена. С одной стороны, Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики, общие установки и конкретные поручения, содержащиеся в послании, имеют обязательный характер, а с другой – послание не является нормативным актом, не может противоречить законам, ограничивать правотворческую деятельность парламента.
В системе разделения властей Президент взаимодействует не только с законодательной, но и судебной властью. Однако глава государства не может в какой-либо форме вмешиваться в деятельность судебных органов. Его полномочия связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти, которые к тому же осуществляются совместно с Советом Федерации.
Полномочия в области безопасности и обороны – безопасность страны означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Как глава государства Президент наделен рядом важных полномочий в этой сфере. Он формирует и возглавляет Совет Безопасности. Этот орган рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России, касающиеся государственной, экономической, оборонной, экологической, иной безопасности, вырабатывает единую концепцию национальной безопасности страны, координирует деятельность иных государственных структур, занимающихся обеспечением безопасности.
Президент утверждает военную доктрину России, которая является частью общей концепции безопасности. По Конституции Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной практикой Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны.
В случае агрессии против России или непосредственной ее угрозы глава государства вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Угроза безопасности России может возникнуть не только в связи с военной агрессией, но и в силу внутренних причин. В этих случаях Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Полномочия в области внешней политики и международных отношений – полномочия Президента в сфере внешней политики сконцентрированы в ст.86 Конституции. Самое важное из них это – Президент осуществляет руководство внешней политикой России. Формы осуществления этой деятельности многообразны: подготовка посланий Федеральному Собранию, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
В качестве руководителя внешней политикой государства Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры России. На основании законов о ратификации международных договоров Президент подписывает ратификационные грамоты, его подпись скрепляется печатью и дополняется подписью министра иностранных дел.
Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемы при нем дипломатических представителей.
Верительная грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.
Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий. Среди них: назначение референдума; решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации; осуществление помилования [14, c.353].
2.2 Правовые акты Президента России
Для реализации своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. В самой Конституции не указывается отличия между этими двумя правовыми актами. В то же время в ряде федеральных законов устанавливается, что решение определенных вопросов должно оформляться указами Президента.
Указами Президента оформляются решения президента нормативного характера. Решения о назначении и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, решения, принимаемые в отношении отдельных граждан, по вопросам обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти. Распоряжениями Президента оформляются решения по оперативным, организационным и некоторым кадровым вопросам. По общему правилу они не должны носить нормативного характера.
Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов.
Конституцией России установлена юридическая сила указов и распоряжений Президента: они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации; не должны противоречить Конституции и федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и правовым актом Президента действует федеральный закон.
Суды, установив противоречие указа Президента федеральному закону, в силу требований ст.120 Конституции принимают решение в соответствии с законом [1]. Тематика нормативных указов Президента России и интенсивность «указного» нормотворчества претерпевали существенные изменения в различные периоды деятельности Президента. В соответствии с прежней Конституцией Российской Федерации указы Президента являлись подзаконными актами, и Съезд народных депутатов Российской Федерации имел право отменять указы по заключению Конституционного Суда [3]. На период проведения радикальной экономической реформы полномочия Президента по изданию указов расширялись: при соблюдении определенных процедур согласования с Верховным Советом допускалось издание указов по проблематике экономической реформы, противоречащих действующему законодательству.
Одновременно с роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета России в 1993 г. указами Президента было приостановлено действие ряда статей Конституции России и некоторых законов Российской Федерации. Впоследствии, в так называемый переходный период, т.е. принятия федеральных законов в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., Президентом РФ был издан ряд указов, которые фактически выполняли роль федеральных законов. Затем, по мере принятия федеральных законов, данные указы постепенно утрачивали юридическую силу [14, c.319].
В периоды конфронтации с Федеральным Собранием нередко имели место случаи принятия указов Президента, которые восполняли пробелы в законодательном регулировании. По мере принятия федеральных законов по вопросам, которые ранее регулировались указами Президента, такого рода практика в значительной мере утратила актуальность.
2.3 Предоставление политического убежища как компетенция Президента РФ
Политическое убежище - институт современного международного и внутригосударственного права - возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода.
Становление института права убежища было непростым и долгим.
Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию «Убежища в международном публичном праве». В ней право убежища было определено следующим образом: «Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет».
Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках Организации Объединенных Наций.
Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
В международной практике государств известны две формы убежища: территориальное и дипломатическое.
Убежище территориальное - предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.
Убежище дипломатическое - предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле.
Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.
Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища. Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем.
Признано, что право убежища является институтом, основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политических характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.
Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.
По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод.
Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства, а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке [17, с.562].
В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства, Такая просьба представляет собой попытку выйти из-под юрисдикции своего государства противоправным способом.
В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.
Во внутригосударственном праве право политического убежища - особое личное право, которое конституции и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Предоставление политического убежища является суверенным правом РФ как субъекта международного права. Принятие решений о предоставлении политического убежища - прерогатива Президента, который реализует свои конституционное полномочие от имени Российского государства с учетом государственных интересов России на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией. Этим вопросам посвящена ст. 63 и ст. 89 Конституции РФ [1].
Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища и защиты от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанными мировым сообществом, нормами международного права.
Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ акцентирует внимание на том, что предоставление убежища должно соответствовать государственным интересам России, не принижая при этом значения упоминаемых общепризнанных принципов и норм международного права, к которым отсылает конституционный текст. Однако сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления политического убежища не носят характера общепризнанных принципов и норм международного права хотя бы потому, что положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе являются рекомендательными.
Российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а что очень важно - за деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.
Преследование по политическим мотивам, согласно российским правилам должно быть направлено непосредственно против лица, которое обращается с ходатайством о предоставлении политического убежища.
Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории России, обязано в течение 7 дней по прибытию на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое затем направляется в Федеральную миграционную службу России.
Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключение Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища России.
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения.
Срок рассмотрения ходатайств во всех перечисленных выше органах не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.
Указ Президента РФ о предоставлении РФ политического убежища лица вступает в силу со дня его подписания.
Федеральная миграционная служба России в семидневный срок со дня издания указа Президента РФ уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством [18, с.52].
Согласия детей, не достигших 14 лет, не требуется.
Положением регулируется также порядок лишения российского политического убежища на основе указа Президента по соображениям национальной безопасности, а также в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если лицо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор.
Во внутригосударственном праве право политического убежища - особое личное право, которое Конституция и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция), в которых он насчитывает достаточно длительную историю и обширную историю практической деятельности. В то же время несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего молодого государства.
Российский Президент наделен широкими полномочиями, вытекающими, прежде всего, из его статуса как главы государства и обеспечивающими ему возможность выполнять закрепленные за ним в ст.80 Конституции функции.
Полномочия Президента в одних случаях носят прерогативный характер, т.е. принадлежат исключительно ему, в других, - реализуются в тесном взаимодействии с другими органами государственной власти.
Важнейшую группу полномочий Президента РФ составляют полномочия в сфере его взаимоотношений с Парламентом РФ - Федеральным Собранием. Существенный отпечаток на характер взаимоотношений парламента с Президентом накладывает четкое разграничение полномочий между государственной Думой и Советом Федерации.
Важной особенностью Конституции России 1993 г. по сравнению с Основным Законом 1978 г. - значительное усиление полномочий Президента. Это, безусловно, существенным образом сказывается на взаимоотношениях главы государства с Федеральным Собранием РФ. Анализ положений гл.4 новой Конституции свидетельствует о своеобразном перемещении центра тяжести государственной власти с представительных органов законодательной власти на исполнительную, прежде всего, на Президента России.
Конституционно-правовой статус российского Президента характеризуют основные направления его деятельности, указанные в ст.80 Конституции. Однако ст.80 Конституции не определяет, к какой из трех ветвей власти следует отнести институт Президента. Имеются существенные отличия от соответствующих положений Конституции, фиксирующих место Правительства (ст.110) и место Федерального Собрания (ст.94). Связано это с тем, что некоторые функции и задачи, возложенные на Президента, нельзя отнести к исполнительной и тем более к законодательной власти. Четкую характеристику места Президента в системе разделения властей можно дать только исходя из содержания его конкретных полномочий.
Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широкими полномочиями, вытекающими, прежде всего, из его статуса как главы государства и обеспечивающими ему возможность выполнять закрепленные за ним в ст.80 Конституции функции.
Полномочия Президента в одних случаях носят прерогативный характер, т.е. принадлежат исключительно ему, в других - реализуются в тесном взаимодействии с другими органами государственной власти. Президент РФ обладает значительным объемом полномочий в сфере формирования федеральных органов государственной власти, деятельности исполнительных органов государственной власти, деятельности палат Федерального Собрания РФ, во внешнеполитической и военной областях и др.
Значительной проблемой в государственном устройстве России является проблема взаимоотношений между Президентом РФ и исполнительной властью (прежде всего, Правительством РФ). Анализ конституционных положений позволяет сделать вывод о том, что Президент РФ обладает значительными полномочиями в отношении Правительства России и исполнительной власти в целом. Можно даже говорить о безусловном превалировании главы государства и о второстепенном характере должности главы исполнительной власти - Председателя Правительства РФ. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти позволяют рассматривать его фактически как главу Правительства - органа исполнительной власти Российской Федерации.
Рациональное устройство и функционирование института президентства в России представляется важным условием обеспечения конституционализма в российском государстве. Это объясняется, прежде всего, тем, что он является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Политическое развитие нашего государства последних лет свидетельствует об очевидных дефектах конституционного распределения полномочий между органами государственной власти федерального уровня.
На сегодняшний день особое значение приобрела проблема создания механизма, обеспечивающего самостоятельное функционирование всех ветвей власти, защищающего законодательный орган от возможного злоупотребления правом роспуска, представляющего законодательной власти реальные возможности контролировать власть исполнительную.
Наиболее приемлемым является способ решения данной задачи, состоящий в уменьшении (перераспределении) президентских полномочий. Необходимо постепенное совершенствование президентской власти в России. Прежде всего, требует изменений конституционное положение, регламентирующее взаимоотношения Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в процессе формирования Правительства РФ, а точнее назначения на должность его Председателя.
При совершенствовании конституционно-правового статуса Президента РФ, как представляется, следует стремиться не «ослабить» российского Президента, а усовершенствовать, повысить эффективность функционирования системы органов государственной власти России, создать наиболее оптимальные условия для их согласованного взаимодействия и функционирования.
ГЛОССАРИЙ
№ |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Глава государства |
- политико-правовой институт, который олицетворяет собой единство государства и государственной власти в целом |
2 |
Избирательное право |
- это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления |
3 |
Законодательные органы государственной власти |
- это образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную власть |
4 |
Исполнительные органы государственной власти |
- это формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность |
5 |
Конституционно-правовое отношение |
- это общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права и порождающее взаимные права и обязанности его участников с целью урегулирования отношений, являющихся предметом конституционного права |
6 |
Объективное избирательное право |
- это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления |
7 |
Президент |
- являясь главой государства, выступает в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина |
8 |
Почетные звания |
- разновидность государственных наград |
9 |
Субъективное избирательное право |
- это гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные государственные и местные органы |
10 |
Убежище территориальное |
- предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследования по политическим мотивам на своей территории |
12 |
Убежище дипломатическое |
- предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.
Конституция СССР 1977 г. (принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР 9 созыва 7 октября 1977 г. [текст] // Послед. обновл. 14.08.2009. [Электронный ресурс] - режим доступа http://garant.ru.
Конституция РСФСР от 12.04.1978 г. [текст] (ред. от 24.05.1991 г.) // Послед. обновл. 14.08.2009. [Электронный ресурс] - режим доступа http://garant.ru.
Закон СССР от 27 декабря 1990 г. «О всенародном голосовании (референдуме) СССР» [текст] // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 1. Ст. 10 / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.
Федеральный закон РФ от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (ред. от 19.07.2009) [текст]. – М.: Ось-89. – 224 с.
Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.» [текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.
Закон РСФСР от 24.04.1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» [текст] (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 25.04.1991. № 17. Ст.512 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.
Научная литература
Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.
Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.
Конституционное право России [текст] : учебник / Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2006. – 399 с.
Конституционное право России [текст] : учебник / Под общ. ред. С.Г.Сергеева. – М.: Дашков и К, 2008. – 576 с.
Конституционное право России [текст] : учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
Конституционное право России [текст] : учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.
Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России. – М.: Книжный мир, 2008. – 181 с.
Международное право [текст] : учебник / Под ред. А.Н.Вылегжанина. – М.: Юрайт-Издат, 2009. - 1016 с.
Матвеева Т.Д. Международное право [текст] : учебник. – М.: РАГС, 2007. – 252 с.
Международное право [текст] : учебник / Под ред. Гасанова К.К. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 408 с.
Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст] : учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.
Чиркин В.Е. Конституционное право России [текст] : учебник. – М.: Юристъ, 2008. – 448 с.
Приложение А
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
Приложение Б
КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ