Источники права (работа 2)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
Источники права
Владивосток 2010
Содержание
Введение
1. Понятие и классификация источников права
2. Нормативно правовые акты как источники права
3. Классификация нормативно правовых актов
4. Систематизация нормативно правовых актов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Данная курсовая работа будет посвящена различным формам (источникам) права, существующим на протяжении уже многих лет. Как мы полагаем, тема курсовой работы является актуальной. И является она таковой, потому что формы (источники) права это обязательный компонент правовых знаний человека, изучающего юриспруденцию. Источники права показывают, говоря обыденным языком, откуда берется право, как оно действует и существует. Также по источнику явления судят и о самом явлении, а это немаловажно.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, мы считаем недостаточным. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями. Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и незначительное число исследований источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права и т.д. Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приоритет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы, как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономерности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему источников права должна была представлять наша страна и другие социалистические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т.д. Третьей особенность подхода к данному вопросу являлись его ограниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие система источников права обычно заменялось понятием система законодательства.
В качестве источников материала для данной работы были использованы фундаментальные и специализированные труды В.Н. Хропанюка, М.Н. Марченко. Неоднократно мы обращались к юридическому энциклопедическому словарю А.Б. Барихина. Также базу научного исследования при написании работы составили статьи С.В. Бошно, опубликованные в Журнале российского права.
Целью данной работы является анализ источников (форм) права. В задачи работы входит следующее: соответственно определение понятия и сущности источников права, их классификация. Изучение нормативно правовых актов как источников права, анализ классификации нормативно правовых актов, и наконец, в четвертом вопросе данной работы мы рассматриваем их систематизацию.
1. Понятие и классификация источников права
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права. Категории источник права и форма права тесно связаны между собою, но не всегда совпадают. Поэтому мы считаем необходимым выяснить значение каждого понятия в отдельности и прийти к каким-нибудь итогам по этому поводу.
Форма права показывает, как содержание права организовано и выражено во вне (то есть определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов юридической формы, иными словами, как более узкого самостоятельного явления), а источник права – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Под источником также следует понимать три фактора: в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.), в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.), в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.
Отсюда и существующие разногласия по поводу употребления терминов форма или источник права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права – это синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность формы права (акты государственных органов, прецедентные решения судов и т.д.). В настоящей работе форма права будет рассматриваться как синоним источника права, т.к. мы не будем придавать принципиального значения тем незначительным по своему характеру смысловым нюансам, оттенкам и различиям, которые имеют термины форма и источник права.
Итак, в истории правовой мысли и на современном этапе развития представлений о праве можно встретить разнообразные подходы к объяснению их сущности и природы. Так, по мнению А.М. Васильева «форма (источник) права обозначает форму реального выражения и объективизации государственной воли господствующего класса, выраженной в нормах права». 1 В.С. Нерсесянц называет источниками права «как социальные факторы, определяющие содержание правовых норм, и государство как ту силу, которая творит право, так и источники информации о праве». 2А.Б. Венгеров представляет такое понимание источника права – « как объективированного закрепления и проявления содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и других источниках».3
Словом, мы убедились в том, что и здесь существуют разные подходы к определению источника права. Сейчас проанализируем каждое из вышеизложенных точек зрения. Определение источника права, принадлежащее Васильеву не присуще большинству ныне существующим государствам, так как на данное время в большинстве странах в нормах права закрепляется не воля господствующего класса, а воля всего народа. То есть это определение не является актуальным. Венгеров же в свою очередь не достаточно раскрывает сущность и понятие источников права, он рассматривает его лишь с одной стороны, не беря во внимание немаловажные причины и факторы их возникновения. Шире и глубже раскрывает определение источников права Нерсесянц. Он говорит и о причинах, послуживших их возникновению и формированию, а также и о силах их закрепляющих и формах выражения во вне. Поэтому нам ближе точка зрения Нерсесянца В.С.
Какие же источники права существуют? Все они права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов. Первое к чему мы обратимся это правовой обычай, т.к. он является наиболее древней формой права. По своей природе правовой обычай довольно консервативен, так как возник и результате многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, передающихся из поколения в поколение. Обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно. Далее переходим к рассмотрению судебного прецедента. Судебный прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство. Как форма (источник) права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта.
Мы также должны упомянуть о доктрине и религиозных текстах. Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII-XIX ввОсобенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения древних юристов, знатоков ислама здесь имеют официальное юридическое значение.
Нормативный договор, под которым понимается соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договора бывают внутригосударственными и международными. Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Такие договоры регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.
Следующая форма права это нормативно правовой акт. Нормативно правовой акт — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.) Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Более подробно мы рассмотрим нормативно правовой акт в следующих вопросах нашей работы.
Следует особо отметить, что представление об источниках права, так же, как и их виды, никогда не оставалось неизменным. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив свою какую-либо значимость, сохранили лишь историческую ценность. Разумеется, они варьировались и варьируются не только в зависимости от этапов развития общества, государства и права, но и в зависимости от особенностей самих правовых систем. Сравнивая между собой, например, романо-германскую правовую семью и семью общего права, известный французский юрист - теоретик права Р. Давид не без оснований отмечал, что если в странах романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится закон», т.е. в системе правовых регулятивных средств выделяются прежде всего акты высших законодательных органов - парламентов, то в странах, относящихся к семье общего права, «стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях».4
В этом вопросе мы рассмотрели понятие и классификацию источников права принятых юридической наукой, и, подводя итоги по всему вышесказанному, можем сделать вывод о том, что источниками права можно считать не только те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом, но и внешнее их выражение, способ закрепления. Источники имеют исключительное большое значение для укрепления законности в государстве.
Также необходимо упомянуть о том, что каждой правовой системе, а тем более в каждой современной правовой семье существует огромное разнообразие форм или источников права. И, естественно, не все они имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
2. Нормативно правовые акты как источники права
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. Его определения за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Мы рассмотрим несколько вариантов из их множества. Согласно юридическому энциклопедическому словарю нормативно правовой акт - «властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.) Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений».1 Имеются не только научные, но и официальные определения нормативного правового акта. Пленум Верховного Суда РФ сформулировал следующее определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».2 Конечно, понятие нормативно правового акта во втором случае раскрыто более точно и подробно, нежели в первом, однако смысл в них заложен одинаковый, нет никаких существенных различий между формулировками.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты».1
Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются? Во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок в обращении, чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.
Мы также должны упомянуть, что нормативно правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак - один из основных, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Так, М.Н. Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.»1 Нам следует отметить, что нормативно правовые акты как формы права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют. Проведем наглядно ряд сравнений нормативно правового акта с вышеперечисленными источниками права.
Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Приведем пример - действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Нам необходимо сказать о том, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ «Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер». 1 Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.
Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.
Подводя итоги по всему вышесказанному о нормативно правовых актах как источниках права мы можем с уверенностью утверждать, что они обладают следующими признаками:
Волевое содержание, официальный характер, входит в единую систему, нормативность, принимается по специальной процедуре, издается компетентными органами и лицами, регулирует общественные отношения, издается управомоченными органами и лицами, гарантируется принудительной силой государства, имеет форму и структуру, установленные законом.
Т.е. нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
3. Классификация нормативно правовых актов
Сейчас мы переходим к рассмотрению такого вопроса как классификация нормативно правовых актов. И в самую первую очередь считаем целесообразным ознакомиться с их группированием в зависимости от юридической силы. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы - законы и подзаконные акты. Мы придерживаемся взгляда о том, что юридическая сила нормативно правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Так как она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Итак, закон - это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: «это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.»1
Шершеневич еще в начале нашего столетия отмечал, что формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности.
Мы выделяем следующие виды законов:
1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Также классификация законов может проводиться по другим основаниям:
- по сроку действия (постоянные законы и временные);
- по характеру (текущие и чрезвычайные);
- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
- по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Ознакомившись с видами и возможными классификациями законов мы начинаем рассматривать подзаконные нормативные правовые акты.
Подзаконные нормативно правовые акты -это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. И подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.
Существуют такие виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты муниципальных органов;
7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:
-нормативные акты неопределенно длительного действия;
-временные нормативные акты.
Таким образом мы можем говорить о следующем: в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
4. Систематизация нормативно правовых актов
В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация нормативно правовых актов (законодательства) — «это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм». 1В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.
В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация. Они различаются в самом процессе упорядочения правового материала. Мы последовательно рассмотрим и дадим характеристику каждой из вышеперечисленных форм.
И начнем с самого простого вида систематизации – инкорпорации. Инкорпорация – «это объединение в сборники (собрания) действующих нормативно правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания.» 2
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Что это означает?
1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.
2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.
Инкорпорация бывает официальной, официозной и неофициальной. Официальная означает издание сборников действующих нормативно правовых актов компетентными органами либо правотворческим органом, либо официально уполномоченным органом. В отличии от официальной, неофициальная инкорпорация представляет собой собрание законодательства, которые издаются организациями, издательствами или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов. И официозными признаются сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа,но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения.
Следующая форма систематизации это кодификация. Кодификация - «деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений». 1Кодификация всегда носит официальный характер. В ее процессе отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификации присущи следующие признаки: ей занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий. Она также представляет собой деятельность, которая направлена на создание нового нормативно-правового акта, включающего нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших. Кодификационный акт является сводным актом, соединяющим воедино нормы различных актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений. Они рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они по содержанию и наименованию подразделяются на несколько основных видов.
1)Основы законодательства - такая модель кодификационного акта, которая устанавливает важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. В федеративных (союзных) государствах основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
2)Кодекс – традиционная форма кодификационного акта, детально регулирующего определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Создание кодексов - один из эффективных путей решен проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.
3)Устав – нормативно правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (устав железных дорог, общественные уставы).
4) Положение - это нормативно-правовой акт, детально регламентирующий группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения, организации).
5)Правила – нормативно правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.
И так, мы можем сделать вывод о том, что кодификация представляет собою наиболее сложную и совершенную форму систематизацию законодательства, имеющую правотворческий характер.
Согласно юридическому энциклопедическому словарю консолидация – «это форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно правовых актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений, в единый свод без изменения содержания».1Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По нашему мнению по форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.
В заключение этого вопроса мы можем с уверенностью сказать, что систематизация очень важна для правильного использования и нахождения нормативно правовых актов. Она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы, а также она является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную систему законодательства. В связи с этим мы считаем, что систематизация просто необходима.
Заключение
Написав работу на тему «Источники права» в заключение мы подводим итоги. Понятие «источник права» употребляется на протяжении многих веков и естественно, что за такой долгий период своего существования оно трактовалось разными правоведами по-разному. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития. Отсюда ключевая категория правоведения, источник права, традиционно является одной из самых дискуссионных. Говоря о дискуссионности данной темы, нам следует также сказать о том, что помимо различий в понимании сущности и определения понятия источника права существует проблема соотношения источника и формы права. На каждом витке человеческого бытия человеческой цивилизации ученые приходят к осознанию необходимости соглашения единообразном понимании и применения базовых научных понятий. В связи с этим правоведы различают внутреннюю и внешнюю формы права. Подобная дифференциация позволяет отождествлять понятие источник права и форма права в формально-юридическом смысле как внешнюю форму объективизации правовой нормы. Итак, под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. Форма права призвана:
во-первых, служить для выражения для нормативно закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена тем экономическим базисом, который существует в настоящее время;
во-вторых, чтобы политическая власть народа была закреплена и обеспечена этой формой права.
в-третьих, утвердить значение наиболее демократических форм, которые являются приоритетными.
в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и последующего прохождения актов нормативного характера в законодательном органе.
История человеческого общества выработало следующие источники права: нормативно правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина, нормативный договор. Их состав и система, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.) Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют судебные прецеденты. Нередко при решениях судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. При рассмотрении вопроса о нормативно правовых актах как источниках права мы пришли к выводам, что по сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
При изучении вопроса о систематизации нормативно правовых актов в нашей работе мы определили, что активизация правотворческой деятельности и связанная с нею устойчивая тенденция увеличения массива нормативных правовых актов обусловливают необходимость совершенствования их систематизации. Посредством систематизации выявляются и устраняются противоречия в законодательстве, производится его упорядочение. В данном аспекте эти два вида деятельности могут рассматриваться как изначальное (подготовка проектов новых актов) и последующее (приведение правовых нормативных актов в соответствие с новыми законодательными актами) правотворчество. Задача систематизации как правотворческой деятельности - упорядочение законодательства, выявление негативных тенденций в его развитии, подготовка предложений об их устранении.
Итак, в каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия. Формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. И юридическая наука призвана своевременно, готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993. 25 декабря.
2 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М.: Юристъ, 1999. – 672 с. - ISBN 5-7357-0196-7
3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – 384. c. - ISBN 5-978-5-370-00916-7
4 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с. - ISBN 5-98032-006-7
5 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. -.528 с. - ISBN 5-8401-0071-4
6 Колюшкина Л.Ю., Лавриенко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. – Москва: И КЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. – 304 с. – ISBN 241-00409-2
7 Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 2002. – 240 с. (Серия «подготовка к экзамену») – ISBM 5-7969-0068-4
8 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. 792 с. – ISBN 978-5-8041-0288-4
Электронные ресурсы
9 Infopravo – Законодательство России [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону».
10 Lawmix – актуальная правовая информация [Электронный ресурс]: Бошно С.В. - Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике. Журнал российского права, № 2, февраль 2004 год.
11 Бошно С.В. - Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов. Журнал российского права, № 12, декабрь 2004 год.
12 Юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ [Электронный ресурс]: Иванюк О.А. - Источник права: проблема определения. Журнал российского права, № 9, сентябрь 2007 год.
1 Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 167. ISBN 5-89123-361-4.
2 Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. 2002 г., 832 стр. ISBN 5-86225-910-4,
3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с. - ISBN 5-8401-0071-4
4 Р. Давид.Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 400 с. - ISBN 57133-0997-5
1 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. 792 с. – ISBN 978-5-8041-0288-4
2 Infopravo – Законодательство России [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону». Режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1993/ch02/akt13262.shtm
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Ст. 76
1 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с. - ISBN 5-98032-006-7
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Ст. 102 п.3, ст. 103 п.2
1 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. 792 с. – ISBN 978-5-8041-0288-4
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – 384. c. - ISBN 5-978-5-370-00916-7
2 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с. - ISBN 5-98032-006-7
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – 384. c. - ISBN 5-978-5-370-00916-7
1 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. 792 с. – ISBN 978-5-8041-0288-4