Деятельность надзорной инстанции
Содержание
1. Понятие, значение, порядок приостановления предварительного расследования и его возобновление
2. Сущность и значение производства в надзорной инстанции
3. Задача
Список используемой литературы
Понятие, значение, порядок приостановления предварительного расследования и его возобновление
Приостановить, т.е. временно прекратить совершение процессуальных действий по уголовному делу закон разрешает как при его предварительном расследовании, так и тогда, когда оно поступит в суд – в стадиях подготовки судебного заседания или судебного разбирательства (ст. 238 и 253 УПК РФ). Поэтому вполне можно утверждать, что рассматриваемый в данной работе процессуальный институт приостановления предварительного расследования – одна из нескольких разновидностей приостановления производства по уголовному делу в целом.
Практическое значение этого института велико, прежде всего, для стадии предварительного расследования, причем преимущественно тогда, когда оно (расследование) осуществляется по правилам предварительного следствия.
В законе отсутствует понятие приостановления предварительного следствия. В связи с этим в науке нет единого подхода к правовой сущности этого явления. Большинство ученых-процессуалистов рассматривают приостановление предварительного следствия как временное прекращение процессуальных действий по уголовному делу, возникающее по основаниям, предусмотренным законом. В литературе существует ряд определений, подтверждающих данную позицию. Например, под приостановлением предварительного следствия понимается:
1. Перерыв в производстве следственных действий по уголовному делу, вызванный наличием одного из предусмотренных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему расследованию;
2. Перерыв в производстве следственных действий по делу, оформляемый постановлением следователя, прокурора при наличии основания и соблюдении условий, указанных в законе, в целях приостановления процессуальных сроков следствия.
Как видно из определений, в них отмечается, что приостановление предварительного следствия – это, прежде всего, перерыв в производстве следственных действий в целях приостановления процессуальных сроков. Приостановление предварительного следствия является достаточно сложным институтом уголовного процесса и его эффективность во многом зависит от своевременности и законности принятия соответствующего решения, от соблюдения процессуальных норм в дальнейшей деятельности следователя и органов дознания по приостановленному делу, некоторые аспекты которой будут освещены в данной работе.
Уголовное дело, расследуемое дознавателем или следователем, завершается, как правило, составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) или постановления о его прекращении. Однако на практике иногда возникают такие обстоятельства, когда лицо, производящее дознание, или следователь не могут продолжать расследование по уголовному делу до устранения определенных причин. В связи с этим расследование по уголовному делу приостанавливается, но не по личному желанию или усмотрению дознавателя или следователя, а только при наличии предусмотренных в законе оснований и условий.
Основания приостановления – это обстоятельства дела, которые препятствуют продолжению и окончанию предварительного расследования. О перечне оснований, при наличии которых допускается возможность приостановления предварительного следствия, и их содержании можно судить в первую очередь по тому, что сказано в ч. 1 ст. 208 УПК. Перечень этот содержит описание конкретных обстоятельств, при выявлении которых правомерно рассмотрение вопроса о временном прекращении следственных и иных процессуальных действий по конкретному делу. К обстоятельствам такого рода отнесены следующие:
1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
2) обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
3) место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;
4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. Психическое или иное тяжкое заболевание обвиняемого может служить основанием для приостановления производства по делу, если болезнь по своему характеру является: а) тяжкой; б) временной; в) излечимой. Наличие болезни, ее тяжесть и характер должны быть удостоверены, как сказано в законе, врачом, работающим в медицинском учреждении. Это может быть справка лечащего врача, заключение соответствующей экспертизы (судебно-психиатрической, судебно-медицинской).
Для приостановления следствия достаточно одного из указанных оснований (ч. 1 ст. 208 УПК). Если по делу привлечено два или несколько обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, дело может быть выделено и приостановлено в отношении отдельных обвиняемых (ч. 3 ст. 208 УПК).
Однако, приведенный перечень оснований исчерпывающим не является, несмотря на иные утверждения многих комментаторов УПК РФ. Законом о Конституционном Суде предусматривается еще одно основание для приостановления предварительного расследования уголовных дел. Оно может возникнуть, когда гражданин, реализуя свое право, предоставленное ему ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, решит обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой о состоявшемся или предстоящем применении по конкретному делу закона, который нарушает или нарушит его конституционные права и свободы. Такая жалоба, естественно, может быть подана и в ходе расследования уголовного дела. В соответствии со ст. 98 Закона о Конституционном Суде данный суд, в случае принятия к рассмотрению жалобы, уведомляет об этом орган, в производстве которого находится дело. Последний, получив уведомление, может приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом РФ.
Для приостановления производства по делу на стадии предварительного расследования требуются также условия, которые должны быть установлены перед принятием соответствующего решения при наличии любого из указанных оснований. Такими общими для всех случаев приостановления предварительного следствия условиями являются:
– выявление достаточных доказательств, подтверждающих, что событие преступления, по поводу которого ведется следствие, действительно было;
– выполнение до приостановления производства по делу всех следственных действий, которые возможны в отсутствие обвиняемого.
Этих общих условий достаточно для приостановления производства предварительного расследования в случаях, когда соответствующее решение принимается в связи с тем, что обвиняемый находится в дальнем плавании, в месте стихийного бедствия, на территории иностранного государства, которое отказывается выдать его российским властям, и т.п. (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК), а также в связи с психическим или иным тяжким его заболеванием (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК).
Однако, их недостаточно для приостановления производства предварительного следствия по двум другим основаниям (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК). В таких случаях дополнительно требуются непременно еще два условия, а именно:
– истечение установленного законом срока предварительного следствия;
– принятие всех мер к обнаружению обвиняемого, который скрывается или местопребывание которого неизвестно, а равно всех мер к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч. 5 ст. 208 УПК).
Если в течение установленного законом срока предварительного расследования по делу эти меры принять не удалось и для их принятия требуется производство каких-либо дополнительных следственных действий, то срок предварительного расследования должен быть продлен.
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ч. 1 ст. 208 УПК, а также соответствующих условий следователь или иное должностное лицо, осуществляющее расследование, принимает решение о вынесении мотивированного постановления о приостановлении производства по делу. Его копия направляется прокурору. После приостановления предварительного расследования производство следственных действий не допускается (ч. 2 ст. 208 и ч. 3 ст. 209 УПК).
После вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия следователь направляет уведомление об этом потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям. Обвиняемому, его защитнику и законному представителю уведомление о приостановлении предварительного следствия направляется только в случае приостановления следствия по основаниям, предусмотренным п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК. Защитник и законный представитель обвиняемого также извещаются о приостановлении производства по делу в случае, если обвиняемый скрылся от следствия. В уведомлении в обязательном порядке должны быть указаны основание, по которому приостановлено предварительное следствие, а также порядок обжалования постановления о приостановлении.
Постановление о приостановлении предварительного следствия может быть обжаловано прокурору или в суд по месту проведения предварительного расследования.
В случаях, когда обвиняемый скрылся от следствия или когда его местонахождение не известно по иным причинам, в постановление о приостановлении предварительного следствия включается решение об объявлении розыска соответствующего лица, который поручается органам дознания. О проведении розыска может быть вынесено и отдельное постановление.
Говоря о процессуальном порядке и правовых последствиях приостановления предварительного следствия, необходимо иметь в виду, что все принятые в период предварительного расследования и неотмененные решения следователя, прокурора или суда (в том числе об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения, о наложении ареста на имущество, об отстранении обвиняемого от должности и др.) сохраняют свою силу и при наличии к тому оснований продолжают исполняться и после приостановления предварительного следствия. Однако с учетом обстоятельств дела, личности обвиняемого, оснований приостановления производства по делу следователю надлежит в каждом конкретном случае рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения тех или иных примененных им в отношении обвиняемого мер процессуального принуждения.
При характеристике рассматриваемого института важно иметь в виду также те реалии, в которых он претворяется в жизнь. Приостановление предварительного следствия по конкретному делу воспринимается, прежде всего, как факт его незавершенности: такого рода дело, как говорится, числится за следователем или иным должностным лицом, ответственным за расследование, «висит» на нем, что может послужить поводом для служебных или прокурорских проверок обоснованности приостановления, а вместе с этим – и отношения к своим обязанностям того, кто отвечает за расследование такого дела. Данное обстоятельство является «питательной средой» для различного рода уловок и ухищрений, к которым порой вынуждены прибегать названные должностные лица, а нередко – и их непосредственные руководители для того, чтобы создавать видимость отсутствия у них «висячих уголовных дел» и усердного соблюдения жестких сроков, установленных для своевременного раскрытия преступлений и принятия итоговых решений.
Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено в следующих случаях:
– когда отпадают основания для приостановления дела (обвиняемый, скрывающийся от следствия, найден и его участие в производстве по делу обеспечено; для обвиняемого или подозреваемого, который не имел реальной возможности участвовать в деле, удалось обеспечить такую возможность;
– обвиняемый выздоровел и может участвовать в следственных действиях; лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установлено и его реальное участие в следственных действиях обеспечено;
– получено решение Конституционного Суда РФ, не препятствующее дальнейшему производству по делу);
– при необходимости производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого в случае отмены начальником следственного отдела или прокурором вынесенного следователем постановления о приостановлении следствия; отмена начальником следственного отдела или прокурором постановления о приостановлении предварительного следствия производится в случае его незаконности или необоснованности. Постановление о приостановлении предварительного следствия может быть признано незаконным или необоснованным также судом, однако при этом суд может только обязать прокурора принять меры к устранению допущенных при вынесении постановления нарушений.
– при возникновении необходимости дополнительных следственных действий, которые можно выполнить в отсутствие обвиняемого. В таких случаях возобновление производства оформляется мотивированным постановлением следователя или иного должностного лица, расследующего данное дело (п. 2 ч. 1 ст. 211 УПК).
В случае возобновления предварительного следствия прокурор, осуществляющий надзор за следствием, должен принять решение о продлении срока предварительного следствия не более чем на один месяц. Если для производства следственных действий, в связи с необходимостью которых предварительное следствие было возобновлено, или для совершения иных процессуальных действий, необходимых для окончания предварительного расследования, требуется более одного месяца, дальнейшее продление срока предварительного следствия осуществляется соответствующими прокурорами в порядке, установленном ст. 162 УПК.
Возобновляя предварительное следствие, следователь обязан сообщить об этом обвиняемому, его защитнику, законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, а также прокурору.
В случае истечения по приостановленному уголовному делу установленных УК РФ сроков давности привлечения к уголовной ответственности уголовное дело подлежит прекращению. Прекращение уголовного дела за истечением срока давности, однако, невозможно, если производство по нему было приостановлено в связи с тем, что обвиняемый скрылся от следствия. В таких случаях течение сроков давности должно быть приостановлено, и возобновляется оно лишь при условии задержания обвиняемого или его добровольной явки в органы, осуществляющие уголовное судопроизводство.
Производство по возобновленному уголовному делу (включая исчисление сроков следствия, сроков применения принудительных мер и т.д.) осуществляется в общем порядке.
Сущность и значение производства в надзорной инстанции
Вступление приговора (как обвинительного, так и оправдательного) в законную силу означает конец состязания сторон. Вследствие этого, становится недопустимым любое требование обвинителя, несущего всю тяжесть бремени доказывания, вернуться к вопросу о наступлении или усилении уголовной ответственности лица, в отношении которого состоялось данное судебное решение, за то же самое деяние, если он в отведенное законом для состязания сторон время не сумел всесторонне доказать виновность лица в соответствующем. Напротив, бывший обвиняемый, освобожденный в силу закона от бремени неблагоприятных последствий доказательственной деятельности, может вновь ставить вопрос о пересмотре состоявшегося судебного решения в свою пользу. Не исключается постановка вопроса «в пользу обвиняемого» и по инициативе прокурора, выступающего в данном случае как орган надзора за законностью, и даже потерпевшего. Такой пересмотр принял в российском уголовном процессе форму производства в порядке судебного надзора.
Надзорное производство – это самостоятельная стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по протесту уполномоченных на его принесение должностных лиц, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений любого суда, действующего на территории РФ, независимо от того, подлежат ли они кассационному обжалованию и опротестованию или нет.
В стадии надзорного производства решаются прежде всего общие задачи уголовного судопроизводства, изложенные в ст. 2 УПК РФ. Суды надзорной инстанции, исправляя допущенные нижестоящими судами ошибки, отменяя необоснованные и незаконные судебные решения, изменяя приговоры и прекращая дела производством, обеспечивают правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Предметом пересмотра в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому предметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора (если дело поступает в вышестоящую надзорную инстанцию).
Надзорное производство имеет своей задачей проверить решения нижестоящих судебных инстанций и внести в них необходимые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения.
Очевидно, что пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном Суде РФ и имеет важное значение для судей всех судов, поскольку в решениях судов надзорных инстанций обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.
Решения, принятые судами рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.
Изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ и решений, принятых при рассмотрении в порядке надзора, публикуемых в Бюллетене Верховного Суда РФ, необходимо для понимания сущности и задач производства в надзорной инстанции, устранения ошибок, допускаемых нижестоящими судами.
Производство в порядке надзора имеет некоторые общие черты с производством в кассационной инстанции. Они проявляются в единстве задач и целей производства в этих стадиях, в общих принципах уголовного судопроизводства, в таком общем для этих двух форм проверки законности и обоснованности приговора правиле, как запрет «поворота к худшему» в результате рассмотрения дела в вышестоящем суде, в единых основаниях отмены или изменения приговора, определения или постановления и др.
Вместе с тем, кассационное производство, с одной стороны, и производство в порядке надзора – с другой имеют и весьма существенные различия:
1. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением не вступивших в законную силу приговоров и постановлений мировых судей (ч. 3 ст. 354 УПК), а в порядке надзора – решения, которые уже вступили в силу (ст. 402 УПК);
2. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационной инстанции. Так, в кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры или иные решения суда первой инстанции, а также суда апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 355 УПК). В порядке же надзора помимо этих актов возможен пересмотр определений кассационной инстанции, а также постановлений нижестоящей надзорной инстанции (ст. 403 УПК);
3. Различны и судебные органы, пересматривающие эти решения. Судами кассационной инстанции являются те, которые указаны в ч. 3 ст. 355 УПК. А в порядке надзора судебные решения пересматривают суды, названные в ст. 403 УПК;
4. Различны и субъекты, наделенные правом кассационного обжалования, с одной стороны, и заявления ходатайства о пересмотре судебных решений в порядке надзора – с другой. В первом случае, это осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, государственный обвинитель, потерпевший и его представитель, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, которые вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска (ч. 4 и 5 ст. 354 УПК), а во втором – осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор (ч. 1 ст. 402 УПК);
5. Лицо, подавшее кассационную жалобу или представление, может быть уверено в том, что суд обязательно их рассмотрит. Рассмотрение же надзорных жалоб и представлений зависит от решения судьи, их проверявшего (ст. 406 УПК);
6. В соответствии с ч. 2 ст. 360 УПК суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касаются жалоба или представление. А суд надзорной инстанции действует в ревизионном порядке: он не связан доводами надзорных жалоб или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых их них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных (ч. 1 и 2 ст. 410 УПК);
7. Возможность принесения кассационной жалобы или представления ограничена определенными сроками (ст. 356 УПК). А принесение протеста в порядке надзора никакими сроками не ограничено.
Таким образом, надзорное производство является одной из гарантий защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Суды надзорной инстанции всей своей деятельностью способствуют укреплению законности, предупреждению преступности, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения законов.
Задачи и значение производства в надзорной инстанции во многом совпадают с задачами и значением кассационного (и апелляционного) производств.
Наличие в уголовном процессе рассматриваемой стадии процесса позволяет обеспечить осуществление судебного надзора за правосудностью также тех судебных решений, которые (по тем или иным причинам) не рассматривались в кассационном (или апелляционном) порядке, а равно обеспечить названный надзор за кассационными определениями и решениями, принятыми в порядке надзора. Таким образом, в порядке надзора может проверяться правосудность значительно большего круга судебных решений, чем в кассационном порядке.
Производство в надзорной инстанции содействует законности, единообразию кассационной практики, которой принадлежит важная роль в обеспечении законности при осуществлении правосудия судами первой инстанции.
Единство (в своей основе) задач производства в кассационном и надзорном порядке обусловливает наличие существенно общего, присущего этим стадиям процесса, что проявляется: в единстве оснований отмены и изменения приговоров в названных стадиях; наличии запрета преобразования к худшему; единстве (за определенным исключением) круга субъектов, пользующихся правом на принесение кассационных и надзорных жалоб.
Задача
Расследуя дело об автомобильной катастрофе, следователь выяснил, что происшедшее наблюдал ученик 1 класса Пуговицин Юрий. Решив допросить Пуговицина в качестве свидетеля, следователь вызвал его на допрос вместе с матерью. В назначенное время Пуговицин вместе с матерью прибыли на допрос. Удостоверившись в личности отца и свидетеля, следователь приступил к допросу Пуговицина в присутствии матери. Составив протокол допроса свидетеля, следователь предложил матери Пуговицина подписать протокол за сына и подписал его сам.
Оцените правильность действий следователя.
Изложите особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.
В данном случае действия следователя считаю незаконными, т.к. в соответствии со ст. 191 УПК РФ «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля», допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
В изложенной же задаче педагог не приглашался, в связи с чем составленный протокол допроса будет считаться недопустимым доказательством по уголовному делу.
Производство допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля отличается рядом особенностей, предусмотренных ст. 191 УПК.
Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя – и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводится с участием педагога. В зависимости от личности допрашиваемого в качестве педагогов могут вызываться учителя, имеющие педагогическое образование работники отделов образования при местных органах самоуправления, воспитатели дошкольных детских учреждений.
Участие педагога в допросе свидетелей в возрасте до четырнадцати лет является обязательным, потому что допрос несовершеннолетних в указанном возрасте требует специальных познаний в области педагогики, детской и юношеской психологии. При допросе несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участие педагога имеет место по усмотрению следователя.
При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать также его законный представитель.
Перед началом допроса педагогу, законному представителю несовершеннолетнего разъясняются их права, в том числе право присутствовать на допросе, знакомиться с протоколом допроса и делать замечания, подлежащие занесению в протокол.
Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно ст. 42 и 56 УПК, им указывается на необходимость говорить только правду.
С учетом быстрой утомляемости несовершеннолетних их допрос целесообразно сопровождать перерывами для отдыха и проводить в течение непродолжительного времени по согласованию с участвующим в допросе педагогом, законным представителем.
По окончании допроса составляется протокол по правилам ст. 190 УПК, в котором несовершеннолетний потерпевший, свидетель, а также присутствовавшие при допросе лица и следователь своими подписями удостоверяют правильность записи показаний.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России)
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года [Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г.]. – М.: ИНФА М, 2009. – 213 с.
3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / отв. ред. проф. И.Л. Петрухин. М.: Проспект, 2004
4. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2004
5. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. – 4 е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 704 с.
6. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов (под ред. К.Ф. Гуценко). – Изд-во «Зерцало», 2005 г.
7.
Уголовно-процессуальное право Российской
Федерации: Учебник
/под ред. П.А. Лупинской/
Юристъ, 2005
8. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2002. 704 с.
9. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. Радченко В.И. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2006. – 784 с.
10. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. Рыжакова А.П. 3-е изд., испр. и доп. – М.: НОРМА, 2004. – 704 с.
11. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебное пособие в схемах. – М.: 2008. – 395 с.