Электронное правительство (работа 3)

Содержание

1. Понятие электронного правительства

2. Три стадии электронного правительства

3. Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства

4. Электронное правительство в матрице виртуальных взаимоотношений

Вывод

Список использованной литературы

1. Понятие электронного правительства

Последние 20 лет прошлого века и с которым ученые и политики связывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества. Существует множество определений этого термина. Суть их всех сводится к следующему: электронное правительство - это есть новые возможности управления государством, созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд. Электронное правительство имеет две стороны: первая - взаимоотношения власти и общества, и вторая - внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный), и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. По сообщениям российской прессы, по состоянию на июль 2010 года близко к идеалу электронное правительство работает только в Сингапуре и Эстонии.1

Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство "одного окна" станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным."

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

    оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

    повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

    поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

    рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Внедрение электронного правительства в стране гармонизирует отношение власти и населения, уменьшает недовольство властью, смягчает политическое противостояние благодаря конструктивному электронному диалогу всего общества и власти. В итоге формируется новая парадигма государственного управления, основанная на взаимодействии посредством Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации.

2. Три стадии электронного правительства

Обычно в процессе внедрения электронного правительства выделяют три стадии.

Стадия 1 (публичность). На данной стадии средства ИКТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним "через одно окно". Данную стадию в Беларуси фактически реализует веб-сайт президента, дополненный сайтами правительства, министерств, исполкомов и других органов власти.

Стадия 2 (онлайн-транзакции). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через "одно окно" (упомянутый выше правительственный портал).

Стадия 3 (участие). На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения. Типичный пример веб-форума организован совсем недавно в Беларуси по вопросам белорусской государственной идеологии.

3. Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства

Законодательные и регуляторные барьеры.

Для того чтобы электронные услуги нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им "бумажные" процедуры. Кроме того, существующие нормы основаны на предпосылке об автономности организаций. Это касается, например, принципов управления, пределов прозрачности и ограничений в распространении информации, что препятствует взаимодействию. Необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-line смогут успешно развиваться.

Другая проблема - неоднозначность юридических норм. Действующие структуры должны чётко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего в сферах информационной безопасности и технических стандартов. Особого упоминания заслуживают малые структурные подразделения с ограниченными ресурсами, нерациональное использование которых при разработке проекта по электронному правительству вкупе с применением ложных стандартов служит потенциально препятствующим фактором.

Бюджетные нормативы могут ограничивать инициативы по электронному правительству

Во многих странах ОЭСР бюджетные проекты в реальности оказываются противодействующими введению эффективного электронного правительства в силу традиционных подходов в финансировании, расходящихся с признанием затрат на ИКТ в качестве инвестиций. Организациям необходимы стимулы для реализации работ межведомственных проектов и механизмы, позволяющие оценивать предполагаемую прибыль на инвестиции. Этого можно достичь за счет полномасштабной государственной оценки и преимуществ электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии.

Финансирование бесперебойных правительственных услуг и общей инфраструктуры, предполагает такое бюджетное регулирование, которое способствует созданию механизмов совместного финансирования, таких как скоординированные финансовые предложения для новых фондов и слияние фондов. Кроме того, затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, с учетом будущей прибыли и определенных гарантий будущего финансирования. Вложения в ИКТ, таким образом, будут осуществляться с акцентом на выработку экономически эффективных решений.

Решения по электронному правительству могут не отвечать темпам научно-технологического прогресса.

Органы управления сталкиваются с проблемой стимулирования развития электронного правительства, хотя до сих пор всё ещё существует значительная неопределенность, касающаяся научно-технологических подвижек и негативных последствий (например, уязвимость систем и незаконные виды деятельности). Технологические разработки прогрессируют очень быстро, поэтому трудно точно спрогнозировать будущие последствия в деталях.

Обширный ряд подходов, обеспечивающих жизнеспособность новых технологий, включает: нейтральные законодательство и нормы, регулирующие сферу технологий; гибкость в пределах широких регуляторных нормативов и адаптацию действующих законов к "цифровому миру"; первоочередное внимание рабочим характеристикам при внедрении новых технологий в сравнении с техническими спецификациями; усиленное внимание международному сотрудничеству с целью гармонизации подходов, относящихся к транснациональным проблемам.

Цифровое неравенство - тормоз для использования преимуществ электронного правительства. Доступ в режиме on-line имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме off-line, например, обобщение информации, возможности независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако между странами - членами ОЭСР существует значительное различие в уровнях обеспечения доступа к ИКТ и Интернету. Можно сказать, что большинство стран, испытывающих трудности, имеет минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие страны не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства.2

Российский вариант электронного правительства.

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция "электронное правительство". Согласно этой концепции "электронное правительство" будет создаваться в два этапа:

2008 год - разработка и утверждение необходимых документов

2009-2010 годы - практическое внедрение

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы) “".

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Согласно, положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП "Почта России", ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС "Управление"), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.3

В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.

Официальное определение "Электронного правительства Российской Федерации"

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Готова ли Россия сегодня к переходу на электронные формы взаимодействия в самых важных сферах жизни государства - государственного управления и обеспечения основных конституционных прав граждан? Чем могут обернуться для нас предлагаемые извне изменения?

СМИ активно пропагандируют удобства и преимущества электронной формы существования гражданина и работы ведомств. Мотивация внедряемых изменений - весьма туманна. Из публикаций и даже официальных выступлений руководителей государства трудно понять, чем вызвана "штурмовая" форма модернизации и коренного реформирования нашего общества и деятельности власти. Называется набор причин - "очереди за справками, коррупция, оплата штрафов, получение разрешений, работа медучреждений". Как говорится, все в "одном флаконе". В качестве панацеи для решения всех проблем предлагается одно общее лекарство, по рецепту Евросоюза. Ведь у этой наднациональной организации в период кризиса "нет других забот", кроме как "избавить граждан России от стояния в очередях и искоренить коррупцию именно в России". Очень настораживает тотальное "пожарное" и, по сути, принудительное внедрение систем, об опасности которых предупреждают российские специалисты.

Заседание Госсовета, 23 декабря, Президент Дмитрий Медведев: "К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госсуслуги в электронный вид".

По сообщению газеты Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г. на совместном заседании Госсовета по развитию информационного общества Дмитрий Медведев пригрозил увольнять губернаторов, если не будут заниматься переводом системы государственных услуг в электронную форму.4

В "Концепции формирования информационного общества в России" от 28 мая 1999 года 32 заявлено: "В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, и неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество".

Несмотря на полную неготовность России к "тотальной электронизации", мы как всегда "впереди планеты всей".

Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года: "Россия призвана стать ключевым звеном в глобальной информационной инфраструктуре. В следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и получения библиографической информации из государственных фондов. Через два года в такой электронной форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг.

Интернет уничтожает расстояния и резко расширяет горизонт привычного рынка. Что может дать использование Web-технологий экономике России?

Минимизация прибыли поставщиков.

Такие механизмы закупок, как обратные аукционы в Интернет, "дожимают" поставщика, вынуждая его принимать близкие к убыточным условия поставок, лишь бы остаться в бизнесе. При нормальном аукционе покупатели конкурируют за право приобрести товар, азартно повышая предлагаемую за него цену. На обратном аукционе соревнование идет между продавцами, стремящимися выиграть контракт, понижая запрашиваемую ими за поставку товара или услуги цену. Интернет позволяет участвовать в обратном аукционе конкурирующим поставщикам со всего мира в реальном масштабе времени.

Экономия на сокращении бюрократии.

Главная затратная статья в бюджете большинства корпораций развитых стран - оплата квалифицированного персонала. Перевод закупок на Интернет позволяет автоматизировать процесс, резко сократив число необходимых сотрудников и объем бумажного делопроизводства.

Двигателем электронной коммерции в западных странах стал так называемый В2В-сектор, а перевод госзакупок в электронную форму только начинается. К 2005 году оборот от сектора В2В на Западе, по разным оценкам, составит от 3 до 6 трлн. долларов. И лишь 70 млрд. долларов составят правительственные закупки. Это соотношение миллиардов и триллионов показывает насколько относительно малой является роль государственных закупок в общем объеме электронной коммерции в западном Интернет-бизнесе. В нашей стране иная ситуация. В России столь же логично "запускать" механизм электронной коммерции из сектора В2G. Бюджетные средства для этого не нужны - их вполне можно привлечь из частных источников. Необходима ясная государственная политика в этой сфере, политическая воля, которая позволила бы прорвать неизбежное сопротивление коррумпированного чиновничества, которое при внедрении обратных аукционов в реальном масштабе времени и других подобных инноваций потеряет немало незаконных доходов.

Преимущества перевода ряда правительственных функций в Интернет не сводятся лишь к экономии расходов. Налицо возможность достичь значительного выигрыша и в доходной его части. Не случайно уже не первый год американскому налогоплательщику не просто дают возможность внести подоходный налог электронным путем, но и поощряют его за это материально. Большая экономия средств и значительные удобства для населения возможны и при электронной уплате различных сборов, штрафов, коммунальных платежей.

Чрезвычайно важен и антикоррупционный потенциал электронного правительства (e-government). С взрывным развитием Интернет возникла озабоченность судьбой приватности, неприкосновенности частной жизни. Коммерческие структуры имеют право на коммерческую тайну, но никак не на неприкосновенность их "частной жизни". Прозрачность их взаимоотношением с законом - в интересах общества. Электронное правительство, считает докладчик, значительно улучшит возможности правоохранительных органов по предупреждению и выявлению коррупции и правонарушений.

4. Электронное правительство в матрице виртуальных взаимоотношений

Граждане

Правительство

Бизнес

Третий

сектор

Наука

Граждане (С)

C2C

C2G

C2B

C2N

C2S

Правительство (G)

G2C

G2G

G2B

G2N

G2S

Бизнес (В)

B2C

B2G

B2B

B2N

B2S

Третий сектор (N)

N2C

N2G

N2B

N2N

N2S

Наука (S)

S2C

S2G

S2B

S2N

S2S

Юридическими лицами являются и правительственные учреждения. Поэтому важна прозрачность также и "в обратную сторону" - прозрачность деятельности правительства для граждан, которая также выйдет на качественно новый уровень с введением элементов электронного правительства. Доступ по Интернет к информации, которой располагают государственные учреждения, - от подзаконных нормативных актов и ведомственных инструкций до текущей информации о пробках на дорогах - изменит не только условия жизни граждан, но и само их отношение к властям.

Известно, что первыми получили преимущества от перевода своего бизнеса в Интернет, компании, продающие компьютерные и телекоммуникационные услуги и оборудование. В силу самой природы их бизнеса, сотрудники и клиентура этих компаний освоили соответствующие технологии первыми. Представляется логичным и в России начать с централизации и перевода в Интернет всех государственных закупок компьютерного, телекоммуникационного и иного подобного оборудования (например, сложного медицинского).

Каковы наиболее очевидные ожидаемые последствия такого старта? Прежде всего, ранняя стандартизация методов электронной коммерции. Если финансово заинтересованное государство начнет процесс по определенным правилам, можно ожидать что частные хозяйствующие субъекты примут именно эти стандарты и правила также и для В2В-сектора.

Ранняя стандартизация важна критически. Сегодня ни в России, ни в мире еще нет устоявшихся стандартов для электронной торговли. Более того, возможность быстро и без организованного сопротивления развернуть именно свой стандарт в масштабах всей России, и даже СНГ, окажется весьма привлекательной для любой западной корпорации, пытающейся продвинуть свое решение на международные рынки. Привлекательной настолько, что при грамотном ведении переговоров, все необходимые инвестиции в эту новейшую технологическую революцию в государственном управлении могут быть привлечены извне.

Если Россия не упустит времени и станет пионером развертывания электронных государственных закупок, велика вероятность, что страны бывшего советского блока примут именно выбранные Россией стандарты, что стало бы важным фактором в деле консолидации околороссийского экономического пространства.

Скептики могут сказать, что все это не более чем "электронные мечтания" в стране, до сих пор имеющей лишь 20% -ю телефонизацию. Однако относительная отсталость инфраструктуры связи в условиях стремительного развития телекоммуникационных технологий вполне может обернуться национальным преимуществом. Нет никаких причин, препятствующих тому, чтобы большая часть российских граждан получила скоростной доступ в Интернет раньше, чем они услышат гудок в трубке своего телефона. Более того, телефон и модем могут быть и вовсе не нужны. Их способна заменить более дешевая и приспособленная к технологическому будущему голосовая связь по интернетовскому протоколу. Однако для этого надо строить национальную сеть передачи данных, а вовсе не телефонную. Отраслью связи же по-прежнему руководят телефонисты, и это может дорого обойтись стране: возможность скачка в телекоммуникациях утекает между пальцев прямо на глазах.

Перевод на электронные начала бюджетных закупок сначала, в качестве пилотного проекта, в одном-двух субъектах федерации, а затем федерального бюджета и бюджетов остальных губерний сэкономит немало средств, поможет преодолеть коррупцию и неэффективность, сформирует новый стандарт как для всей электронной коммерции, так и для отвечающего за госзакупки чиновничьего корпуса и таким образом поможет "запустить" маховик электронного правительства и электронной коммерции в масштабах России и части всего пост-советского экономического пространства.

Немало разногласий возникает в самой трактовке термина "Электронное правительство" (e-government). Начальник Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ, советник генерального секретаря ООН по коммуникационным и информатизационным технологиям Андрей Коротков в докладе "Преодоление цифрового неравенства как основное условие для эффективной работы электронного правительства России" дал следующее определение: "Электронное правительство - это коммуникационная среда, где взаимодействуют властные структуры и гражданское общество".

Одна из проблем, препятствующих распространению электронной торговли и развитию электронного правительства у нас в стране, - это проблема цифрового неравенства, иными словами, неравные возможности получать информацию, используя средства электронных коммуникаций. В России цифровое неравенство будет возрастать. По мнению докладчика, трудно рассчитывать на серьезный успех различных Интернет-проектов, в том числе и таких как электронное правительство, не решив проблему доступа в Сеть.

По оценкам различных исследовательских агентств только 7 млн. россиян хотя бы один раз использовали Сеть. По данным компании Комкон5, аудитория Интернет в России за 1999-2000 гг. выросла более чем в 2 раза. Согласно исследованиям РОЦИТ не менее 12 млн. россиян желают стать пользователями Сети.

По данным других исследований, в России сегодня насчитывается 8-10 млн. персональных компьютеров, из них не менее 5 млн. способны работать с самым современным программным обеспечением. По данным Минсвязи РФ, реальная телефонная плотность в России составляет 42 человека из 100. Наиболее быстрыми темпами развитие Интернет происходит в Москве и Санкт-Петербурге. В последнее время наметилась тенденция к преобладанию в среде пользователей Интернет людей со средним достатком. Факт обнадеживающий - Интернет перестает быть игрушкой для новых русских.

По данным исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), 11% россиян по своему материальному положению могли бы пользоваться Интернет, но не делают этого, из них только 7% россиян, у которых есть материальная возможность, станут пользоваться Интернет в будущем, остальные 4% или не имеют желания или даже не слышали об Интернет и его возможностях. Многие даже не понимают, какие преимущества они могут получить от использования Сети. Возможно, что многих пугает широта выбора, которую предоставляет Интернет. Людям не так просто сменить привычки. Ни для кого не секрет, что многие предпочитают получать информацию из одной газеты, по одному каналу ТВ.

В России только 3% пользователей Сети делают покупки через Интернет-магазины, но при этом уже более 30% пользуются Интернет для поиска информации о товаре или услуге. Чтобы серьезные Интернет-проекты, например, электронное правительство смогли нормально развиваться в нашей стране, необходимо урегулировать правовую базу, судебную систему и т.п.

И все-таки "электронизация" постепенно проникает во все сферы жизни. Совсем недавно и аппарат правительства РФ перешел к безбумажной форме работы с документами. Теперь для этих целей используется электронная почта.

Как отметил заместитель руководителя департамента торговой политики и многосторонних переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ Александр Ананьев в докладе "Деятельность органов государственной власти по развитию электронного правительства", для того чтобы в нашей стране нормально смогли развиваться Интернет-проекты, например, e-government, нужны государственные программы, поддерживающие развитие новых технологий. Только на базе новых технологий возможен скачок вперед, развитие электронной торговли и электронного правительства в России.

Российский портал развития (РПР) является продолжением другой инициативы Всемирного банка - Глобального портала развития (ГПР). В Институте развития информационного общества рассматривают РПР как проект, который будет способствовать ускоренному развитию России через использование информационных и коммуникационных технологий. В ГПР существенная роль принадлежит именно инициативам стран.

Планируется, что к 2003 году в Глобальном Портале Развития примут участие 50 стран. Финансирование ГПР на первом этапе будет производиться из Всемирного Банка и составит 39 млн. долларов. В Российский Портал развития на первом этапе планируется вложить 100 тыс. долларов. Необходимо учитывать, что эта сумма рассчитана лишь на стадию планирования, которая продлится полгода. Дальнейшее финансирование будет во многом зависеть от того, насколько качественно производилась работа. При благоприятных условиях ожидаются гранты и кредиты, коммерческие поступления и т.п.

С самого начала РПР предполагалось создавать как независимый проект. И хотя в его названии присутствует слово "портал", проект подразумевает не только создание Web-сайта. Никогда не подразумевалось, что это будет второй Yahoo! Конечно, Web-портал будет важным элементом, но главное не в этом. В понимании создателей проекта, РПР станет общей платформой для партнерства с правительством, донорами, частным сектором, гражданским обществом и т.п. Одновременно портал должен стать мощным Web-сайтом, содержать информацию по всем включенным в него разделам, стать своеобразным координатором деятельности, вовлеченных в его создание людей, но при этом Web-портал - всего лишь инструмент, рамочная структура, которая никогда собой не заменит взаимодействие людей. Суть и содержание портала будут определять партнеры и пользователи.

Три "е"

Электронное правительство

(е-government)

Электронная администрация

(e-administration)

Электронное правление

(e-governance)

Координация и внедрение государственной политики, предоставление услуг в онлайн-режиме

Составляющая управления государственным сектором

Стимулирование взаимодействия между гражданами, правительственными организациями и чиновниками, включая процессы государственного управления и выработки государственной политики

Разработка программ, ориентированных на интересы граждан

Стратегическое планирование перехода к электронной форме предоставления услуг

Технологии (в частности, Интернет) преобразовывают процесс государственного управления

Стимулирование и усовершенствование участия граждан в обсуждении проблем государства

Количественная оценка эффективности электронной формы предоставления услуг по затратам

Электронная вертикаль (изменение взаимоотношений между разными уровнями власти); электронная демократия (повышение степени гражданского участия, онлайн-голосования, вопросы этики, безопасности и неприкосновенности частной жизни, повышение уровня прозрачности)

Совершенствование предоставления услуг в онлайн-режиме методами анализа и оценки, измерение эффективности по сравнению с другими формами предоставления услуг и установление целевых ориентиров

Установление целевых ориентиров и оценка результатов деятельности

Среда для выработки законодательства и государственной политики: политические инициативы правительств; регуляторная среда; внедрение таких инициатив, как легализация электронной цифровой подписи; большая степень гражданского участия в выработке государственной политики (электронная демократия)

Присвоение странам рейтингов (оценка результатов деятельности): анализ правительственных веб-порталов, веб-сайтов

Вопросы управления человеческими ресурсами, например, обучение и подбор персонала, его размещение и максимизация доступных ресурсов

Изменения на международном уровне: ослабление границ вследствие информационного обмена; утверждение мировых стандартов и лучшего опыта; управление информацией и знаниями в рамках электронных правительств

Зачем такой проект нужен России? Прежде всего, он призван помочь в разрешении таких проблем, как неравномерность информационно-коммуникационной инфраструктуры, устранить существенный разрыв в уровне развития центральных и отдаленных регионов России. Сегодня в нашей стране неразвита практика оказания государственных услуг гражданам, низкий уровень прозрачности государственных структур, слабая информированность населения о возможностях информационно-коммуникационных услуг для жизни и работы. По замыслу создателей, РПР должен ликвидировать эти проблемы.

В краткосрочные задачи РПР входит разъяснение правительством государственным организациям и рядовым гражданам потенциала экономики страны, провоцирование дискуссий экспертов по различным вопросам, помощь российским компаниям в выходе на международный рынок, помощь при разработке моделей мобилизации частного капитала, государственная поддержка российских предприятий.

Долгосрочные задачи: активизация использования местных ресурсов, создание мощного стимула для обучения и образования через Интернет и самая амбициозная долгосрочная задача - полноправное участие России в глобальной экономике.

В сервисные функции РПР войдут модули дистанционного обучения (доступ к научным исследованиям, описание достижений), будет размещаться коммерческая информация; новости, информация о том, где найти работу, и многое другое. Все эти сервисы будут направлены на удовлетворение потребностей специфических групп пользователей: инвесторов и доноров, руководителей и подчиненных, ученых и учащихся. Каждый регион России должен быть представлен в РПР. Уже сейчас активно привлечены 4 региона: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Казань.

Илья Митричев, руководитель рабочей группы Государственной Думы РФ по разработке пакета законодательных инициатив по электронной коммерции, выступил с докладом "О применении законодательства в практике, электронной коммерции". Докладчик считает, что несмотря на то, что Россия сейчас экономически слаба и неспособна делать серьезные капиталовложения в информационные технологии, она имеет некое существенное преимущество перед Западом. Как ни парадоксально, то, что мы технологически отстаем от Запада, дает России возможность технологического прорыва. Дело в том, что внедрение принципиальных новаций в хорошо отлаженную систему, например электронной коммерции, достаточно сложно и очень дорого. Иногда такие изменения могут привести к развалу всей экономики государства. Россия же, еще не имеет хорошо отлаженных систем электронной коммерции. Россия все строит заново. Новое строить - даже выгоднее, и этой слабости и состоит преимущество России перед Западом. Кроме того, страна обладает высоким интеллектуальным потенциалом, в том числе в области информационных технологий. Но электронная коммерция в России сейчас работает в некотором правовом вакууме, балансируя на грани запрещенного и разрешенного. Это во многом сдерживает инвесторов. В настоящее время в определенной мере сложилась некоторая законодательная поддержка сферы бизнеса В2В. В сфере В2С производятся периодически попытки адаптировать, или точнее говоря интерпретировать существующие законодательные акты к этой области. Однако, даже если говорить о В2В в России, электронной можно назвать только часть этого бизнеса. Множество операций по-прежнему приходится выполнять в "бумажном" виде, так как не существует законов, которые позволили бы перенести весь бизнес в Интернет.

Сейчас в Думе на рассмотрении находится 12 законопроектов, 9 из которых касаются электронной торговли в чистом виде. Однако Илья Митричев полагает, что "когда законов много - это хуже, чем когда их нет совсем".

Если Россия планирует стать участником ВТО, то необходимо как можно быстрее разрабатывать эти законопроекты. Иначе страна рискует быть отброшенной за борт в электронном бизнесе.

Эндрю Б. Сомерс, президент Американской Торговой Палаты в России, уверен, что Гражданский Кодекс РФ уже содержит все необходимые положения для развития электронной коммерции в России. Только следует сделать эти законы федеральными. В докладе "Роль американского бизнеса в развитии Интернет-экономики России" Эндрю Б. Сомерс рассказал, что сейчас Американская Торговая Палата создает центр по электронной коммерции и в рамках деятельности этого центра надеется более тесно сотрудничать с Российской Торговой Палатой. Приоритет в сотрудничестве уделяется двум направлениям: аутсорсинг (разработчики российского ПО) и электронное правительство. Эндрю Б. Сомерс порекомендовал не слишком увлекаться законотворчеством. По его мнению, основным препятствием для развития электронных форм ведения бизнеса у нас в стране является не отсутствие законодательства, а постановления и деятельность различных органов власти на местах. А также огромное количество различных документов, которые необходимо заполнять и заверять в различных инстанциях при ведении бизнеса, например, такие проблемы возникают с таможней или налоговой инспекцией. Таким образом, это скорее административные проблемы, чем законодательные.

Таким образом, Россия может получить множество преимуществ от устойчивого и здорового рынка электронной торговли: повсеместный рост предприятий местной экономики вне зависимости от форм собственности, возможность проведения тендеров на закупку товаров для государственных нужд, получение прозрачности бюджетных расходов на эти цели, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей.

Для того, чтобы государство могло воспользоваться всеми этими преимуществами, должны быть разъяснены многие неясные вопросы.

Важные моменты участия государства в электронной торговле:

Госзакупки и возможность проведения тендеров для закупки товаров для государственных нужд посредство Интернет. Особенности государства, как хозяйствующего субъекта, определяют осторожность, с которой чиновники относятся к применению электронных технологий в торгово-закупочной деятельности государства. Если Интернет, как информационный ресурс уже давно принят в официальных органах, то использование его средств для получения коммерческой выгоды для государства только развивается. Электронная торговля помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Государству уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов.

Прозрачность расходования бюджетных средств. Безусловно, этот аргумент "за" является одновременно и аргументом "против" использования электронных технологий неблагонадежными специалистами (чиновниками). Но государству такой аспект, как прозрачность расходования бюджетных средств, приносит колоссальные прибыли. Преимущества электронной торговли очевидны; российское правительство, российские предприятия и потребители получат большую выгоду от развития электронной торговли. Можно упомянуть о том, что электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат.

Тем не менее, важно отметить, что развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых мошенничество, не гарантированность финансовых сделок, сложность проверки благонадежности партнера и т.д., хотя эти риски характерны и не только для электронной торговли.

Несмотря на то, что эти риски реальны и потенциально могут стать еще более разнообразными по мере развития электронной торговли, в настоящее время компаниям и правительствам разных стран удается регулировать их таким образом, который не дает разрушить электронную торговлю. В целях избежания подобных рисков компаниям, занимающимся развитием электронной коммерции в России, Правительству и заинтересованным лицам необходимо формировать коалиции с целью совместной выработки соответствующих решений для урегулирования потенциальных угроз электронной торговле. Учитывая, что государство получает значительные доходы от развития электронной торговли и участия в ней, данное сотрудничество представляется более чем реальным.6

Вывод

Новые технологии вынуждают правительства быть особенно внимательными к такой категории как время. В отличие от других областей, находящихся в поле зрения правительства, технологии эволюционируют очень быстро и оборудование морально изнашивается, не отвечая современным требованиям. Решения, принимаемые административными органами сегодня, рассчитаны на будущее, которое стремительно меняется и не всегда чётко просматривается. Ошибки очень дорого обходятся в финансовом плане, но особенно настораживают из-за возможного подрыва доверия граждан и сферы бизнеса, а именно у этих двух категорий высок уровень ожиданий. Для всех стран - членов ОЭСР переход к электронному правительству дает возможность правительствам продемонстрировать свои способности в адаптации к новым условиям. Отставание в проведении реформ, сопутствующих внедрению электронного правительства, в нашем конкурентном, быстро меняющемся мире станет платой в экономическом продвижении.

Вместе с тем традиционное государственное управление медленно адаптируется к информационной революции, рассматривая её как один из множественных вызовов, с которыми приходится сталкиваться.

и должны действовать, но - разумно и используя надлежащие инструменты

Для того чтобы принимать верные решения и избегать разрушительных последствий, правительства должны формулировать и решать насущные проблемы переходного периода, когда традиционное и электронное правительства сосуществуют. Не сосредотачиваясь исключительно на внедрении ИКТ, правительствам нужно также делать определенный выбор, направлять и контролировать процесс трансформации обычного правительства в электронное. Это радикальное изменение в формах и традиционных методах государственного управления происходит на основе налаживания реального сотрудничества, как между государственными органами, так и правительственными структурами различных уровней. Мониторинг и оценка результатов будут важными инструментами для политиков, позволяющими предельно избежать ошибок при претворении новых стратегий в жизнь. И наконец, предоставление услуг - предмет пристального внимания - лишь часть функций потенциального электронного правительства. Одновременно необходимы и существенные подвижки в использовании ИКТ с целью большей вовлеченности граждан и деловых кругов в процесс принятия государственных решений.

До тех пор пока перечисленные меры не будут успешно применены на практике, электронное правительство будет оставаться обманчивым, "косметическим" образованием.

Список использованной литературы

1. Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах: Материалы VII международной научной конференции, 9 ноября 2005 г., Минск / Отв. ред. Б.Н. Паньшин. - Мн.: БГУ, 2001. - с.;

2. ООН, Benchmarking E-government: A Global Perspective - Assessing the UN Member States, pp.54-55, http://www.unpan.org/egovernment2.asp;

3. www.publicus.net;

4. www.unpan.org/egovernment.asp;

5. Россия может стать третьей страной мира с электронным правительством // Вести.Ru, 16.07.2010;

6. Аналитическое исследование "Необходимость внедрения электронного правительства: основные выводы" (подготовлено Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию).;

7. "Белый дом и Смольный: подключения электроников" "Деловой Петербург" ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на Правительство России, 16 августа 2007 года;

8. Газета Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г.;

9. http://www.comcon-2.ru/;

10. http://www.e-commerce.ru/

1 Россия может стать третьей страной мира с электронным правительством // Вести.Ru, 16.07.2010

2 Аналитическое исследование "Необходимость внедрения электронного правительства: основные выводы" (подготовлено Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию).

3 «Белый дом и Смольный: подключения электроников» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на Правительство России, 16 августа 2007 года

4 газета Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г.

5 (http://www.comcon-2.ru/)

6 (e-commerce.ru) Информационный портал.