Права ребенка (работа 2)
1. Конвенция ООН о правах ребенка и право ребенка на содержание
Право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи закреплено в Семейном кодексе РФ (п. 1 ст. 60). Поэтому оно обычно рассматривается в семейно-правовом аспекте, в качестве субъективного права, существование которого характерно для различных видов семейно-правовых связей, имеющих ряд особенностей, отличающих их от гражданско-правовых отношений.
Вместе с тем представляется, что чисто отраслевой подход к пониманию права ребенка на содержание является узким и не способствует формированию действенного внутригосударственного механизма жизнеобеспечения детей, особенно детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Это право может быть рассмотрено сквозь призму основных международно-правовых документов, касающихся прав и свобод человека, в том числе с помощью положений Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., в единой системе с другими неотъемлемыми правами детей.
Одно из фундаментальных прав каждого человека, в том числе и ребенка, - его естественное право на жизнь (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 6 Конвенции о правах ребенка). Хотя юридически это право нередко сводится к недопустимости посягательств на жизнь человека, ценность человеческой жизни заключает-, ся, конечно же, не только в биологическом существовании человека. В современном достаточно развитом обществе полноценная жизнь предполагает существование в такой социальной среде, которая благоприятна для самореализации человека и формирования его социально позитивных личностных качеств. Только при этом условии развитие человеческого общества действительно может идти по пути социального прогресса. В Декларации социального прогресса и развития 1969 г. говорится, что "социальный прогресс и развитие основываются на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости ..." (ст. 2).
Поэтому на международно-правовом уровне право на жизнь неразрывно связывается с другими правами - на труд, образование и т.д., в том числе с правом на развитие. Согласно Декларации ООН о праве на развитие 1986 г., "право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы ..." (п. 1 ст. 1). В связи с этим государства, участвующие в Декларации, вправе и обязаны определять соответствующую национальную политику развития, направленную на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех отдельных лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и в справедливом распределении создаваемых в ходе его благ, а также несут ответственность за создание национальных и международных условий, благоприятных для осуществления права на развитие (п. 3 ст. 2, п. I ст. 3). В любом демократическом, а тем более правовом социальном государстве создаются реальные условия для осуществления прав и свобод человека.
Особенностью Конвенции о правах ребенка является то, что наряду с правом на жизнь в ней провозглашаются такие права детей, как - право на сохранение индивидуальности (ст. 8); право пользования наиболее совершенными услугами системы здравоохранения (ст. 24) и благами социального обеспечения (ст. 26) и др. Право на жизнь более отчетливо связывается с правом на развитие, признание права на жизнь непосредственно сопряжено с обязательством государств-участников создавать условия для развития детей. В ст. 6 Конвенции говорится: "Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь" (п. 1); "Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (п. 2). Следуя этой идее, Конвенция закрепляет за каждым ребенком особые права - право "на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка" (п. 1 ст. 27) и право "пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование" (п. 1 ст. 26). Это вполне объяснимо, поскольку именно несовершеннолетние дети в силу своего возраста не только не способны самостоятельно профессионально трудиться и обеспечивать себя средствами существования, но при этом особо нуждаются в благоприятных условиях для всестороннего развития своей личности.
Право на развитие находит отражение и в региональных международных актах, а также в национальном законодательстве. Для обеспечения эффективной реализации прав детей и молодежи находиться в среде, которая содействует наиболее полному развитию их личности, государства - участники Европейской социальной хартии 1996 г. взяли на себя обязательство принять для этого необходимые меры и, в частности, обеспечить детям и молодым людям с учетом прав и обязанностей их родителей заботу и помощь, образование и воспитание, в которых они нуждаются; обеспечивать защитой и специальной государственной помощью детей и подростков, временно или постоянно лишенных родительского попечения (ст. 17 Хартии).
В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ч. 1), где "обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...". В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 54 С К РФ ребенок имеет право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие.
Еще одним из фундаментальных положений Конвенции о правах ребенка является уважение ответственности, прав и обязанностей родителей, иных лиц, несущих по закону ответственность за ребенка (ст. 5). Поэтому в ней отчетливо проводится принцип разграничения между указанными частными лицами и государствами, участвующими в Конвенции, ответственности за судьбу ребенка и за реализацию его прав. Государства-участники "обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону" (п. 2 ст. 3). Согласно Конвенции, родитель (родители) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. В свою очередь государство принимает необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении их права на уровень жизни, который требуется для всестороннего развития, и в случае необходимости оказывает материальную помощь, поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27).
В Конституции России также проводится разграничение ответственности между государством и членами семьи за заботу о нетрудоспособных лицах, в первую очередь о детях. С одной стороны, "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (ч. 1 ст. 39), а с другой - констатируется, что "забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей" (ч. 2 ст. 38).
Конституционные положения о необходимости заботы о детях конкретизируются в СК РФ, где сказано: "Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования" (ст. 63). Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60). При отсутствии родителей, невозможности взыскания с них алиментов закон допускает возложение обязанности содержания на других членов семьи (гл. 15 СК). Возможность получать содержание предусмотрена и в нормах иных отраслей российского права. Так, в гражданском праве предусмотрено, в частности, право на возмещение вреда, понесенного в случае смерти кормильца (ст. 1089 ГК РФ), право на обязательную долю в наследстве (ст. 1149 ГК РФ) и др.
Таким образом, право ребенка на содержание выступает как один из закрепленных в российском национальном праве с помощью отраслевого законодательства правовых способов реализации права на развитие и достаточный жизненный уровень. Содержание может доставляться за счет частных лиц или за счет общества. Наиболее развернуто система жизнеобеспечения ребенка за счет частных лиц представлена в институте алиментирования. В силу международно-правовых обязательств государства наряду с этими социально-правовыми формами содержания должна развиваться эффективная система мер социального обеспечения детей и поддержки семей, в которых воспитываются несовершеннолетние. Поэтому для регулирования общественных отношений, связанных с предоставлением содержания, могут использоваться и частноправовые, и публично-правовые методы.
Социальная значимость права на содержание обусловливает необходимость поиска и использования эффективных межотраслевых гарантий его осуществления и защиты. Несмотря на значительное обновление российского законодательства, которое произошло за последнее десятилетие, здесь все еще существуют проблемы. Не функционирует действенный механизм ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей, который гарантировал бы их надлежащее жизнеобеспечение. Но прежде чем говорить о юридической ответственности, следует учитывать, что сама возможность привлечения к ней, а во многом и эффективность избранных законодателем и применяемых на практике мер изначально определяются общим уровнем нравственной зрелости самого общества, выработанных им адекватно условиям своего исторического развития представлений о семье, о допустимых и должных рамках поведения людей.
В современном российском обществе такие социальные ценности, как детство, материнство, отцовство, к сожалению, значительно девальвированы. Дети и забота о них перестали восприниматься большинством граждан как неотъемлемая составляющая их полноценной жизни. Отсюда и отказ от рождения детей, и невиданные ранее масштабы "социального сиротства", и вопиюще многочисленные факты уклонения родителей (обычно отцов) от уплаты алиментов на собственных детей и др.
Говорить об однозначной отрицательной оценке общественным мнением этих фактов, к сожалению, излишне. Планка нравственной ответственности за невыполнение родительского долга в обществе значительно снизилась. Стабильно низкий уровень благосостояния значительной части граждан нередко приводит к моральному оправданию родителей, не выполняющих своих обязанностей по отношению к - детям, а также к их самооправданию. В правовой сфере это проявляется, в частности, в том, что на фоне углубляющихся процессов криминализации общества и роста числа тяжких преступлений злостное уклонение от уплаты алиментов рассматривается правоохранительными органами и судами как малозначительное преступление. Снижается количество зарегистрированных преступлений по ч. 1 ст. 157 УК РФ, многие уголовные дела не доходят до рассмотрения судом, а судьи, как правило, ограничиваются условным осуждением. Пьянство и маргинальный образ жизни малообеспеченных родителей придают еще один негативный аспект алиментированию - делают объективно невозможным удержание с них каких-либо средств в пользу детей.
Нравственное оздоровление общества, обращение его к традиционным жизненным ценностям даже при реализации самых оптимистичных прогнозов его развития - дело не одного десятилетия. Однако для культивирования в обществе семейного образа жизни, семейных ценностей, ответственности родителей за судьбу детей многое могли бы сделать средства массовой информации - один из признанных лидеров в формировании общественного сознания.
Конечно, с помощью права, в том числе и семейного, вряд ли можно обязать родителей заботиться о своих несовершеннолетних детях и любить их, но все же, рассматривая право на содержание как важнейшую юридическую составляющую права на развитие, в современном российском праве безусловно следует закрепить эффективные гарантии его надлежащего осуществления. Конституционное положение об обязанности родителей заботиться о детях нуждается в дальнейшей отраслевой конкретизации.
Наиболее радикальной семейно-правовой санкцией, предусмотренной в СК и направленной на защиту интересов несовершеннолетних детей, является лишение родительских прав в связи со злостным уклонением от уплаты алиментов (ст. 69 СК). Однако при ее применении возникают вопросы, например: какое уклонение следует считать "злостным"? уместен ли при толковании этого термина тот же подход, что и при конструировании состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, тем более что законодательно этот термин не раскрывается? При отсутствии законодательного решения особую актуальность приобретает необходимость соответствующего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Следуя уголовно-правовому подходу при толковании термина "злостное уклонение от уплаты алиментов", приходится признать, что для обеспечения жизненных нужд детей лишение родительских прав ничего не дает, поскольку и до вынесения судом решения о лишении родительских прав и взыскании алиментов уже имеется основание для взыскания с плательщика алиментов - судебное решение, которое в силу виновного поведения плательщика не выполняется. Состоявшееся в отношении лица, ранее злостно не выполнявшего своей обязанности по жизнеобеспечению ребенка, решение о лишении родительских прав вовсе не гарантирует ее выполнение в будущем. С позиций "частных" интересов нерадивых родителей, не заботящихся о своих собственных детях, лишение родительских прав - это скорее узаконенный обрыв последних межличностных связей с ребенком, официальное освобождение от ответственности за его судьбу. Единственный "положительный" эффект применения этой санкции - переход ребенка в категорию детей, оставшихся без попечения родителей, и как следствие - помещение его на воспитание и содержание в соответствующее государственное или муниципальное учреждение.
В действующем УК РФ установлены санкции за злостное невыполнение родителями алиментной обязанности (ч. 1 ст. 157). Они применяются в случае злостного уклонения родителей от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей. Имея в виду жестко формальный подход к конструированию составов преступлений, неясно, почему законодатель не учел в редакции этой нормы, что, согласно действующему законодательству, помимо судебного решения существуют и иные основания исполнения, например судебный приказ. Налицо отсутствие межотраслевого согласования в решении этого вопроса. Поэтому ч. 1 ст. 157 УК, очевидно, нуждается в дополнении указанием на то, что предусмотренные в ней меры ответственности могут применяться и при злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей, взыскиваемых на основании судебного приказа.
В специальной литературе вполне обоснованно отмечается неэффективность в плане реальной защиты прав несовершеннолетних таких предусмотренных ч. 1 ст. 157 УК мер уголовного наказания, применяемого к злостным неплательщикам алиментов, как обязательные работы и арест. Они не только не способствуют исполнению обязанности по содержанию ребенка, но исключают саму возможность принудительного исполнения алиментного обязательства, поскольку труд осужденного должника либо не оплачивается, либо мера наказания вообще исключает принуждение к труду. Единственной отвечающей интересам ребенка мерой уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 УК, являются исправительные работы, так как они предполагают трудоустройство должника, а значит, и возможность удержаний из заработной платы по алиментным платежам. Не прибегая к применению исправительных работ, взыскать что-либо и когда-либо с должника, не располагающего доходом или иным имуществом, становится нереальным. Поэтому совершенствование уголовно-правовых гарантий права ребенка на содержание возможно путем расширения применения этой меры наказания, а также поиска новых мер. Однако в целом от уголовной ответственности не так уж сложно уйти - лица, осужденные по ст. 157 УК, обычно амнистируются.
Не прибавляет оптимизма и установленная в ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. В качестве мер ответственности этой статьей предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа, что опять-таки не гарантирует жизнеобеспечение детей. Как видно, административно-правовые и уголовно-правовые санкции, призванные обеспечивать право ребенка на содержание, имеют отчетливую публичную направленность и в полной мере не гарантируют имущественные интересы несовершеннолетних, связанные с их жизнеобеспечением.
В Семейном кодексе законодатель в целях защиты права на содержание обратился к традиционным гражданско-правовым способам защиты и использует в качестве мер ответственности за несвоевременную уплату алиментов уплату зачетной неустойки и возмещение убытков (ст. 115). С нашей точки зрения, это вовсе не означает, что благодаря использованию таких способов защиты алиментные обязательства изменили свою природу и слились с гражданскими правоотношениями. В то же время имущественный объект алиментных обязательств, его особая роль в жизнеобеспечении нетрудоспособных лиц в силу принципа приоритетности их интересов, действующего в семейном праве (п. 3 ст. 1 СК), вполне позволяют использовать уплату неустойки как способ защиты права ребенка на содержание (п. 2 ст. 115 СК). В механизме правового регулирования отношений по предоставлению содержания эта штрафная санкция обретает качества принципиально новой меры семейно-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение соответствующей обязанности, хотя при ее применении также возникает проблема реального взыскания средств в пользу ребенка. Необходимо отметить и то обстоятельство, что в п. 2 ст. 115 СК речь идет об ответственности за просрочку уплаты алиментов, взыскиваемых только по решению суда, в то время как иные судебные акты - основания для принудительного исполнения (судебный приказ, определение о временном взыскании алиментов) - не упоминаются. Возникший пробел в законе можно восполнить с помощью аналогии (ст. 5 СК), так как имеется в виду один и тот же вид правонарушений в тождественных по своей сущности правовых связях. Но все же для единообразия решения этого вопроса целесообразнее внести соответствующие дополнения в п. 2 ст. 115 СК.
2. Нормативное регулирование социальной защиты граждан в РФ
Для социальных работников данная тема хорошо знакома и освещена в процессе изучения смежных дисциплин, попытаемся осветить лишь ключевые моменты законодательного регулирования социальной защиты граждан. Российская Федерация в своём исключительном ведении регулирует основы социальной политики в области социального развития и защите прав человека и гражданина (ст. 71 Конституции РФ). Нормативно-правовая база, закрепляющая правовой и социальный статус пожилых граждан, представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Так же выделяется несколько уровней законодательства о социальной защите граждан. Первый уровень (законодательство общего характера) – это Конституция РФ. В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае> >болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.
41 статья Конституции установила, что пожилые люди наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.
Второй уровень (специальное законодательство) – это Федеральные законы. Остановимся на некоторых из них. В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Более того, ст. 332 установлен "продлённый" срок действия трудового договора с отдельными категориями работников. Так срок пребывания в должности ректора, проректора или руководителя филиала может быть продлён до достижения ими возраста семидесяти лет.
"Пенсионное" законодательство представлено федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, оно многогранно и даёт ответы практически на все вопросы в отношении пенсионного обеспечения граждан.
Социальное законодательство в отношении ветеранов представлено федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995г. №5-ФЗ. Хотя в настоящее время после локальных войн контингент граждан, отнесённых к категории "ветеран" значительно помолодел, но закон охватывает большую часть пожилых и старых граждан. Меры социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны отражены в ст. 14, 15 Закона и достаточно многогранны, позволяющие оказать им реальную помощь. Наиболее значимые это:
– обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
– оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), в том числе членами семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
– оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, – топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;
– внеочередная установка квартирного телефона;
– сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации – законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
– обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
– внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Законодательство о здравоохранении представлено Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487. В соответствии со ст. 2 Основ основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Право на доступную и гарантированную законодателем медицинскую помощь признаётся в равной степени за всеми гражданами РФ, вне зависимости от их возраста.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим, в том числе и пожилым гражданам. В состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Статья 5 Закона установила, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. А это уже третий уровень законодательства – региональный.
Подведя некоторые итоги необходимо отметить, что существующая система оказания социальной помощи гражданам в РФ имеет многоуровневый характер, что позволяет говорить о её многогранности и эффективности. Конституционное закрепление прав граждан на социальную помощь является приоритетным и главенствующим в развитии государственной системы оказания социальной помощи в РФ.
3. Дети России
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.
К работе детского сада преимущественно имеют следующие документы:
Конституция РФ и Конвенция ООН - ст. 19, 31, 37, которые устанавливают права ребёнка и защищают его;
Семейный Кодекс РФ обеспечивает права ребёнка в семье. К работе педагогического коллектива ДОУ непосредственное отношение имеет Глава 11 "Права несовершеннолетних детей", ст.54, 56, 69 и 77;
Уголовный Кодекс РФ предусматривает наказания за противоправные действия по отношению к детям – ст. 106,134,135,150,151,154,155,156,157;
Гражданский Кодекс защищает гражданские права несовершеннолетних - ст.20 (2), с 31 по 37, с 57 по 61, 1073,1075;
Закон "Об образовании";
Закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации";
4. Цели и задачи государственной политики по защите прав детей
В Конституции Российской Федерации провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.
В соответствии с Конституцией принято несколько сотен федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных материалов федеральных министерств и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих права детей в Российской Федерации.
Это нормативно-правовые документы, как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей.
С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, в том числе сформирована новая законодательная база правовой защиты детства.
К важнейшим законам, закрепляющим права детей в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Гражданский кодекс Российской Федерации (1994), Трудовой кодекс Российской Федерации (2000)[1], и Жилищный кодекс Российской Федерации (2004), Уголовный кодекс Российской Федерации (1996)[2], Уголовно-исполнительный кодекс (1997)[3].
Базовым законом, основанным на Конвенции ООН о Правах ребенка, является Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"[4].
Таким образом, в основном, законодательно обеспечены основные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.
В основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей.
В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году[5], Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей[6] и План действий по ее осуществлению на 90-е годы, принятые в 1991 году в Нью-Йорке на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, и подписанные Президентом Российской Федерации в январе 1992 года. Учтены также положения Международного пакта инвалидов и Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского здоровья, духовных ценностей, труда подростков, их прав и свобод, Европейская социальная хартия. Российская Федерация присоединилась к Пекинским правилам[7], определяющим порядок содержания несовершеннолетних в местах с ограничениями свободы.
Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей после принятия упомянутых выше Конвенции и Декларации, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года №543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы"[8]. Благодаря Указу обеспечение прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.
В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой основе – посредством разработки федеральной программы "Дети России" и соответствующих региональных программ.
Эти программы содержали конкретные меры по улучшению положения детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Севера, детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также по общим проблемам защиты детства (обеспечению детским питанием, охране материнства и детства, планированию семьи, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитию системы социального обслуживания семьи и детей, организации летнего отдыха детей и др.).
Указом Президента Российской Федерации 14 сентября 1995 года № 942 были утверждены "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)"[9].
В этом документе были провозглашены главные цели государственной политики в отношении детей: преодоление негативных тенденций, стабилизация положения детей и создание реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики условий жизнедеятельности детей.
В Национальном плане действий в интересах детей до 2000 года были поставлены следующие конкретные задачи в области правовой защиты детства:
а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; определение правового статуса ребенка, его права на жизнь, развитие, воспитание в семье, охрану здоровья, жилище, благоприятные условия жизни, обучение, отдых, спорт, культуру;
б) обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;
в) определение ответственности родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;
г) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков.
Планы конкретных мероприятий по поэтапной реализации данного Национального плана утверждались в 1996 и 1998 годах Правительством Российской Федерации.
Анализ итогов реализации раздела "Правовая защита детства" Национального плана действий в интересах детей до 2000 года показывает, что, в основном, указанный раздел выполнен.
В то же время не удалось реализовать следующие законодательные меры:
- гарантировать правовые механизмы обеспечения прожиточного минимума каждому ребенку;
- заключить со всеми государствами СНГ межправительственные соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области выплаты алиментов, социальных выплат и компенсационных пособий семьям с детьми;
- учредить специальные суды по делам семьи и несовершеннолетних;
- создать систему реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Федеральные законы № 131-ФЗ[10], №95 –ФЗ и 122-ФЗ, определили новую нормативную и финансовую основу разработки и реализации государственной "детской" политики.
Суть изменений заключается в переносе центра тяжести по работе с детьми с федерального на региональный уровень. В условиях разграничения полномочий и предметов ведения между центром и регионами особая роль в социальной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства отводится сегодня субъектам Российской Федерации.
С одной стороны, они получили большую свободу в выборе форм и способов такой поддержки с учетом социальных, демографических и национальных особенностей своих территорий.
С другой стороны - их ответственность неизмеримо возрастает. Перед региональными органами законодательной и исполнительной власти стоит сложная задача формирования правовых, финансовых, организационных, институциональных, информационных, пропагандистских, консультационных, научных, кадровых механизмов обеспечения региональной семейной политики.
Одновременно возрастает роль федерального центра, который должен взять на себя методическую поддержку проводимой реформы, обеспечить гарантированные федеральным законодательством нормы социальной поддержки детей и семей с детьми, внедрение положительного опыта регионов в реформировании социальной политики.
В переходный период реформирования важно также учесть, что в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ и передачей ряда полномочий и ответственности в проведении государственной семейной политики в субъекты Российской Федерации, произошла отмена некоторых федеральных гарантий государственной поддержки семей.
8 февраля 2007 года Российское правительство одобрило федеральную целевую программу "Дети России" на 2007-2010 годы[11]. Ее реализация на обновленной концептуальной основе предполагает сосредоточить усилия на ряде приоритетных направлений. Среди них - обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте. Также в числе приоритетных направлений - укрепление семьи как социального института, развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности поддержки социально уязвимых семей с детьми, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение числа детей в детских интернатных учреждениях.
Программа предполагает комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество. Также планируется создание условий для выравнивания возможностей выявления и развития природных задатков одаренности в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности всех категорий детей. ФЦП "Дети России" включает подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья".