Понятие государства и права, их признаки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО "АмГУ")
Кафедра Конституционного права
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ "Понятие государство, право и их признаки"
Выполнила студентка Вохмянина Н.А.
Группа
Проверила преподаватель Ковтун И.П.
БЛАГОВЕЩЕНСК 2009
Содержание
Введение
1. Понятие и основные признаки государства
1.1 Определение понятия государства
1.2 Основные признаки государства
2. Понятие и основные признаки права
2.1 Определение понятия права
2.1 Основные признаки права
Заключение
Литература
Введение
Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
1. Понятие и основные признаки государства
1.1 Определение понятия государства
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему обращались все философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.
В ранней и более поздней вплоть до современной истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, методом проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для государства и для общества были, как правило, далеко не однозначными, а нередко, как показывает опыт бывшего СССР, весьма плачевными.
Совершенно прав был российский автор А. Паршин, когда писал, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства, практически невозможно грамотное, квалифицированное им управление. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанию о нем.
При определении понятия государства важно учитывать не только не одинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность, и многогранность самого государства, как явления.
Кроме того, как верно подмети известны и австрийский юрист Г. Кельзен: " Трудности в определении понятия "государство" усугубляются еще и тем, что данным термином обозначаются самые разнообразные предметы и явления". Так этом термин иногда используется в самом широком смысле, а именно - "для обозначения общества как такового, или же какой либо особой формы общества". Нередко же он применяется и в очень узком смысле - для обозначения какого - либо особого органа или органов общества, например органов управления или субъектов управления, а так же нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.
В каких смыслах, по мнению Кельзена - одного из основателей правового нормативизма, может употребляться и употребляется понятие государства?
Во-первых, понятие государства употребляется в юридическом смысле. Оно может представляться как юридическое лицо, "правовой феномен", как своеобразная корпорация. От других корпорации государство отличается " лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком". В силу этого "с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка". Причем государство выглядит не иначе, как " такой образ действий и порядок поведения людей, который мы обычно называем правовым порядком".
Государство, как юридический феномен предполагает, что "отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом". Это значит, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно, как и индивид, в "своем поведении и действиях связано с правом".
Во-вторых понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая "социологическая общность", "социальная реальность, существующая не зависимо от её правового порядка и правовой реальности".
Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является рассредоточение власти по различным органам. Фактически, замечает автор, " не существует таких государств, где все акты и действия исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур".
В-третьих, понятие государство может определяться, как живой, "естественный организм". В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе, как форма "социальной биологии".
В-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками - нормативистами, как "система норм", как "нормативный порядок" или же, как политически организованное общество", как "государство - власть".
Государство, как подчеркивает автор, имеет политический характер, проявляется, прежде всего, как политическая организация потому, что оно устанавливает " порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы".
Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны и субъективность его восприятия различными авторами - с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования".
С учетом этого становится вполне понятен сам факт возникновения в различные этапы развития общества множества определений понятия государства и их активного использования.
А как же определялось государство на различных этапах его развития?
Один из величайших мыслителей античности Аристотель считал, что государство - "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся, ни от кого не зависящее".
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственного интересов.
Крупный французский мыслитель 16 - го столетия Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".
Английский философ - материалист Джон Локк представлял государство, в совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного закона.
В Российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений. Государство определяется как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих её волей и мужественными поступками.
Оно рассматривается и в качестве союза свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти".
Нередко государство представлялось как особая организация силы, "организация насилия для подавления какого либо класса" (после 1917 года).
В последние десятилетия, начиная с 1985 года, когда в политике и идеологии на первый план стали выступать "общечеловеческие ценности", классовая тональность стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью.
Государство вновь пытаются определять в качестве организации "всех и для всех".
В свете сказанного наиболее приемлемым определением государства, по сравнению с ранее предложенными, было бы определение, в соответствии с которым государство рассматривается, как "организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества".
1.2 Основные признаки государства
Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию?
Прежде всего, это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни духовных, ни материальных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными частями аппарата государственной власти являются органы законодательной власти, исполнительной власти, суды, прокуратура и т.д.
Основным признаком государства является наличие аппарата принуждения. Он состоит из отрядов вооруженных людейввиде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью, предавая ей первостепенное значение.
Среди основных признаков государства выделим такой, как разделение людей по территориальным единицам. Под территорией государства обычно понимается пространство в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты:
Земля и её недра, образующие сухопутную территорию;
Реки, озёра, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства);
Воздушное пространство над сухопутной и водноё территорией (воздушная территория государства);
Объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства и другие, принадлежащие государству объекты).
Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательства в дела своего общества и государства иностранных властей (принцип территориальной целостности, территориальной неприкосновенности, территориального верховенства). Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут административно - территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно - территориальных единиц (округа, провинции, области, края, графства, районы и т.д.). Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.
Одним из основных признаков государства является суверенитет. Что он означает?
Верховенство государственной власти внутри страны;
Независимость её на международной арене.
Основным признаком государства, наряду с отмеченными, являются займы и налоги. Первоначально они были необходимы лишь для того, что бы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.
Кроме названных основных принципов каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государства есть свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу, приветствия.
2. Понятие и основные признаки права
2.1 Определение понятия права
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества еще римские юристы обращали внимание, что оно не исчерпывается каким - либо одним смыслом. Право, писал один из них (Павел) употребляется, по меньшей мере, в двух смыслах. Во-первых оно означает то, что "всегда является справедливым и добрым", т.е. естественное право. Во - вторых, право - это то, что "полезно всем или многим в каком - либо государстве, каково цивильное право". По мере развития общества у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в модернизированном виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как собственность, наследование, купля - продажа и многих других.
Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и продолжают использоваться при разработке гражданских кодексов и иных нормативно - правовых актов и в других странах. Подобное влияние римского права на правовые системы многих стран, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а так же на определении понятия самого права.
В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами о неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи "регулирующей нормой политического общения", право, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить "критерием справедливости".
Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики положения, касающиеся естественного права.
Идеи и основные положения естественного права нашли своё отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции Российской Федерации предусмотрено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 ч.2). Это значит, что они не даруются и не устанавливаются свыше, а возникают и существуют в силу естественных ни от кого не зависящих причин. Влияние идей естественного права просматривается и в Конституции Японии, провозглашающей, что народ беспрепятственно пользуется основными правами человека" и что эти права "предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав".
Важную роль в представлении о содержании и сущности права, а также в его определении играют и такие факторы, которые связанны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.
Общепризнан тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет, прежде всего, волю и интересы стоящих у власти социальных классов, слоев, групп, прослоек. Нет права "вообще". Оно всегда конкретно и реально.
В чем это проявляется? История развития права свидетельствует, что в первую очередь оно освещает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя. Не подлежит никакому сомнению тот факт (и это подтверждается повседневной государственно-правовой практикой), что право в любом обществе и государстве выражает волю и интересы в первую очередь экономически и политически господствующего при данной системе отношений класса или слоя, что оно обслуживает, прежде всего, стоящие у власти классы и слои.
Говоря о выражении в праве воли и интересов различных слоев общества, нации, классов, социальных групп следует также иметь ввиду, что западная социология, а отчасти и другие гуманитарные науки традиционно не только оперируют классовой структурой общества, но и рассматривают его под углом зрения деления на "страты" (горизонтальное деление общества на вполне определенные и отличающиеся друг от друга части общества, такие как слои, касты, классы и пр.). Некоторые авторы в процессе изучения общества и возникающих на его базе государственно-правовых явлений пользуются исключительно стратификацией. Другие же наоборот предпочитают классовую градацию.
Однако независимо от того, чему отдается предпочтение, важно, что бы в праве, рассматриваемом, как явление в целом или же в его отдельных отраслях и институтах в полной мере учитывались интересы не только части общества в виде господствующего класса, слоя, но и всего общества. В этом помимо всего прочего состоит залог эффективности права и его социальной значимости. В этом его ценность как элемента культуры человечества. Данное утверждение в равной мере относится как к национальному, так и к международному праву.
В юридической литературе, отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен.
Разработкой такого рода определений, когда право рассматривается в весьма абстрактном и одностороннем виде, как "институт принуждения поведения человека" или как "правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством", нередко увлекаются западные юристы. Отечественные же авторы, предпринимавшие попытки выработки общего понятия права в силу объективных и субъективных причин чаще всего ссылались на отдельные специфические черты, касающиеся "воли" того или иного господствующего класса, рассматривали право исключительно как классовый регулятор общественных отношений.
Анализ приведенного в качестве примеров определений показывает, что они пока довольно далеки от совершенства. Следовательно, окончательно не сформировавшись в единое, полностью удовлетворяющее потребностям государственно-правовой теории общее понятие, они не могут служить эффективным средством или путем преодоления негативных последствий множественности и противоречивости представлений о праве.
Не могут служить этой цели и "ходячие", по выражению известного немецкого теоретика права Иеринга, или "наиболее распространенные" (выражение Л. Петражицкого) воззрения на право как на "принудительные нормы, пользующиеся признанием и защитою со стороны государства", как на "совокупность, действующих в государстве принудительных норм". Ибо при всей своей "общепризнанности" и широкой распространенности они отражают лишь отдельные стороны этого многогранного явления.
2.1 Основные признаки права
Среди широко признанных признаков и черт национального права отечественными и зарубежными авторами выделяются такие, как:
Системность и упорядоченность;
Нормативность;
Императивный, чаще - государственно-волевой, властный характер;
Общеобязательность, общедоступность;
Формальная определенность;
Проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам;
Обладание регулятивным характером;
Всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.
Разумеется, исходя из сложности, многослойности и противоречивости такого явления как право трудно говорить об исчерпаемости и бесспорности названных признаков и черт. Однако они дают общее и наиболее четкое представление о праве и помогают решать традиционные проблемы правопонимания и связанные с ними проблемы сравнительного правоповедения.
Не имея возможности обстоятельно рассмотреть названные признаки и черты национального права, ограничимся анализом только некоторых из них.
Обратим внимание, прежде всего на то, что право - это, прежде всего совокупность, а точнее система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выделенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой.
Право - это не простая система норм, а система норм, подавляющее большинство которых установлено или санкционировано государством. Создавая нормы права, государство действует через свои уполномоченные на то органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.
Право всегда выражает государственную волю, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.
Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с ней развивается и изменяется, и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.
Право охраняется и обеспечивается, прежде всего, государством, а в случае нарушений требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам им издаваемым или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и их гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.
Заключение
Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно - право и государство развиваются.
Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.
Литература
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева - М. Юрист, 1996 - 472 с.
Основы государства и права: Учебное пособие / Под общей ред. С.А. Камарова - М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.
Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко - М. Юридический колледж МГУ, 1995г. - 228с.
Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк - М., 1992 г.
5. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 416с.
Правоведение. Учебник / Под ред. С.А. Комарова. М.: Юристъ, 2000