Имперский внешнеполитический курс СССР: практика и результаты (середина 40 – середина 80-х гг.)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По истории отечественного государства и права
Тема:
Имперский внешнеполитический курс СССР: практика и результаты (середина 40 – середина 80-х гг.)
План:
Введение
Послевоенная международная политика СССР
Конфликт США и СССР
Проблема разоружения
Политика мирного сосуществования
Советский Союз в начале 80-х годов
Заключение
Литература
Введение
Имперский внешнеполитический курс СССР с 1940-1980 гг. был направлен на восстановление страны после военных потрясений и на переход к политике взаимопомощи.
Советский союз сумел восстановить довоенное производство в очень короткие сроки, что смутило соседние страны. На протяжении этого небольшого периода времени СССР пытался внедрить свои идеи и цели во все страны, сотрудничавшие с ним, что также нашло свое отражение в соотношениях со странами, придерживавшимися иной политики.
Так конфликт с США и другими странами приостановил активную деятельность Советского Союза в отношении внешней политики. Но советский государственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны.
Война подразумевает откат назад того или иного государства в развитии. А СССР в ходе войны сумел не только усовершенствовать свои вооруженные силы, но и поддерживать культурный и национальный дух своего народа.
1. Послевоенная международная политика СССР
Война 1941-1945 гг. принесла немалые потери всем своим участникам. Но Советский Союз сразу начал активное восстановление экономики, хозяйства, внутренней и внешней политики.
Международная обстановка в ряде стран, тесно сотрудничавших с СССР, накалилась. Советский Союз на протяжении нескольких лет регулировал эти отношения.
В мае 1955 г. СССР, Болгария, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия и ГДР заключают Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В середине 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС, советское правительство предприняло меры, направленные на смягчение международной обстановки, ослабление ранее проводившегося жестокого курса. В результате в 1955 г. при активном участии СССР был решен австрийский вопрос (установление постоянного нейтралитета Австрии).
Летом 1955 г. по инициативе Советского Союза в Женеве было созвано Совещание глав правительств СССР, США, Англии и Франции, что способствовало смягчению напряженности в международной обстановке.
Также Советский Союз оказывал политическую и экономическую помощь странам Азии, Африки и Латинской Америки, которые боролись за освобождение от колониальной зависимости. В 1960 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о предоставлении независимости всем колониальным странам и народам.
Прямая или косвенная советская помощь позволяла различным странам в период завоевания независимости ускорить этот процесс, принимать более радикальные решения, чем в других условиях. Со своей стороны советская внешняя политика выступала с осуждением колониализма, вызывая симпатии в молодых государствах. Старые связи с антиколониальным движением соответствовали ее интересам великой державы, соперничающей с США.1
В 1954 г. при активном содействии СССР была прекращена война в Индокитае. Франция отозвала свои войска из Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. В 1956 г. Советский Союз при поддержке миролюбивых стран содействовал прекращению военных действий, которые вели Англия, Франция и Израиль против Египта и выводу войск этих стран с египетской территории.
Ключевое место в отношениях СССР с социалистическими странами занимало экономическое и культурное сотрудничество. Оно преследовало цель повышения экономического потенциала и улучшения материального благосостояния и культурного уровня жизни населения этих стран.
Также в рассматриваемый период был сделан определенный поворот в сторону усиления демократических начал в общественной и государственной жизни СССР, что было закреплено в Конституции СССР 1977 г.
Глава 1
Политическая система
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.
Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу (…).
Статья 3. (…) выборность всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетность их народу, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих (…).1
2. Конфликт США и СССР
Внешнеполитическое положение советского государства определялось существованием двух социально политических систем – мировой системы социализма и мировой системы капитализма, противостоянием двух крупнейших держав – СССР и США, что и послужило началом «холодной войны» между ними. Она имела огромное значение для стран, сотрудничавших с США и Советским Союзом.
Основополагающим принципом внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем. Этот принцип получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1997 г.
Глава 4
Внешняя политика
Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество.
Внешняя политика СССР направлена на обеспечение благоприятных международных условий для построения коммунизма в СССР, защиту государственных интересов Советского Союза, укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс, на предотвращение агрессивных войн, достижение всеобщего и полного разоружения и последовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем.
В СССР пропаганда войны запрещается.1
СССР извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире. В то же время в области некоторых видов военной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого в западных регионах претерпел огромные потери.2
Таким образом, урегулирование отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем (СССР и странами Варшавского Договора) и империалистическим лагерем (США и странами НАТО) было невозможным. США не устраивало расширение сферы влияния социалистических идей Советского союза. Он тоже начинает искать себе союзников и создавать организации, поддерживающие антикоммунистические идеи (НАТО).
Правительство СССР боялось, что США применит свои новейшие военные разработки и технологии, а особенно ядерное оружие. Поэтому он ищет себе союзников, таким образом укрепляя собственную безопасность.
3. Проблема разоружения
После второй мировой войны в результате действия ряда факторов многократно возросло значение проблемы разоружения. Научно-техническая революция была направлена империализмом, прежде всего, на цели создания все более разрушительных и смертоносных средств массового уничтожения. Продолжало быстро расти производство и модернизация тех вооружений, которые принято называть обычными, - танков, артиллерии, стрелкового оружия.
В послевоенный период в Советском Союзе достижение разоружения диктовалось настоятельной необходимостью скорейшего перевода военной экономики страны на мирные рельсы, восстановления огромного числа разрушенных фабрик, заводов, подъема и развития отраслей хозяйства, культуры и т.д.
Совершенно иную позицию заняли Соединенные Штаты Америки. Сразу же после окончания войны, опираясь на свою экономическую и военную мощь, они взяли курс на то, чтобы обеспечить за собой военное превосходство над всеми мировыми державами. Это было основано на создании единственной в мире атомной бомбы. Потом США планировал переход вооруженных сил всех его союзников по НАТО в общее наступление с целью оккупации территории социалистических государств Восточной Европы и Советского Союза.
В свою очередь СССР выдвигал предложения о заключении международной конвенции, запрещающей атомное оружие, что поддержали страны Запада. Также по инициативе СССР вопрос об атомной энергии был поднят на совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии в декабре 1945 г. в Москве.
Правительство США пыталось создать видимость готовности пойти на устранение атомного оружия из национального вооружения. Оно стремилось максимально долго сохранять свою монополию в этой области. США даже предложил ввести систему «контроля» над атомной энергией, которая предоставляла бы им возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других государств, и подчинило бы экономику этих государств американским монополиям. В первую очередь эта система была направлена против Советского Союза.
Историческое значение борьбы СССР вместе с прогрессивными силами всех стран за запрещение атомного оружия в 1946-1952 гг. состоит в том, что в результате мобилизации мирового демократического общественного мнения был создан определенный барьер против использования американским империализмом атомного оружия ради своекорыстных целей. Мощь Советского Союза, его искусная внешняя политика и поддержка со стороны широких демократических кругов различных стран привели к тому, что американские империалисты не решились применить ядерное оружие в период своей монополии на него.1
4. Политика мирного сосуществования
Широкое распространение в США и других западных странах пропаганды новой войны и прямых призывов к организации нападения на социалистические страны побудило СССР выступить на II сессии Генеральной Ассамблеи 18 сентября 1947 г. с предложением о принятии мер против пропаганды. Это предложение получило поддержку демократических кругов в различных странах. На основе этого в ноябре 1947 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающая «любую форму ведущейся в любой стране пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии».
Также СССР выступил в ООН с рядом конкретных предложений, направленных на создание атмосферы доверия между государствами, способствующей достижению договоренности по вопросам разоружения. Но это не входило в расчеты агрессивных империалистических кругов.
Отвергнув миролюбивые предложения Советского правительства, руководители США проводили политику сколачивания военно-политических блоков против СССР и стран народной демократии, втягивая другие капиталистические государства, зависимые от США, в орбиту своей авантюристической политики.
США также настраивал республики, входящие в состав СССР, выступить против социалистических идей и целей. В Конституции СССР 1977 г. говориться о возможности любой республики в любой момент выйти из состава СССР:
Глава 8
СССР – союзное государство
Статья 70. Союз Советских Социалистических республик – единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик.
СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.
Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.1
Начатая империалистами «холодная война» привела к резкому обострению международной напряженности. На Дальнем Востоке империалистические силы во главе с США перешли даже к прямым вооруженным действиям против социалистических стран.
Курсу на подготовку новой мировой войны, выдвинутому претендентами на мировое господство, Советское правительство противопоставило развернутую программу мирных отношений между государствами, основанную на равноправии и дружественном сотрудничестве. Она содержала предложения по таким важнейшим проблемам, как мирное сосуществование и сотрудничество великих держав, участвовавших в антигитлеровской коалиции, укрепление ООН, разоружение и др. В ООН Советский Союз обращал внимание на важность сотрудничества великих держав на основе взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела друг друга. Также СССР решительно выступил за то, чтоб организация ООН базировалась на принципе равноправия государств, а не на господстве одних над другими.
Одной из главных гарантий равноправия государств в ООН, защиты их от диктата и произвола империалистов является правило единогласия пяти постоянных членов Совета Безопасности, в число которых входит Советских Союз.
5. Советский Союз в начале 80-х годов
Пришедшее к власти в 1985 г. новое руководство СССР во главе с Горбачевым М.С. столкнулось с проблемой продолжающегося ухудшения социально-экономического положения в стране в сравнении с развитыми капиталистическими странами. В этих условиях оно выбрало путь реформирования социализмом, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических и экономических догматов социализма.
Демократизация внутрипартийных отношений привела к отказу от важнейшего принципа партийного строительства – партийного единства. Отсутствие единства в партии привело к фактической невозможности жестокого руководства со стороны партийных органов государством и обществом еще до того, как соответствующая статья Конституции была отменена.
В обществе свободно начинают обсуждаться актуальные вопросы общественной и государственной жизни, отменяется цензура. Появляются новые газеты, журналы и другие издания, а впоследствии телевизионные и радиовещательные организации и программы.
Формируются общественные движения и политические партии. Возрождается многопартийность.
Для прекращения конфронтации и установления доверительных отношений с Западом необходимо было отказаться от антибуржуазной идеологии и допустить развитие рыночных отношений внутри страны, а во внешней политике – решить, во-первых, вопрос о Германии, во-вторых, проблему общеевропейской и глобальной безопасности, в-третьих, отказаться от поддержки на государственном уровне мирового коммунистического движения и борьбы государств и народов социалистического мышления. Внешняя политика СССР последних лет его существования и реализовывалась в этом направлении.
Ее результатом становится ликвидация социалистического военно-политического блока и экономического союза, что выразилось в роспуске Организации Варшавского Договора и целого ряда других организаций. Уходит в прошлое двухполюсный мир, возглавляемый двумя великими державами – СССР и США, и прекращается конфронтация между ними – «холодная война».
Заключение
В 50-60-е годы XX в. внутренняя политика СССР характеризуется обилием реформ, где общей тенденцией стало стремление децентрализовать управление государством, что приводит к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления.
1960-1980 годы характеризуются контрреформами, которые начали этот отдельный период в истории России, а заканчивается он существенным поворотом, изменившим ход истории (перестройка). В эту эпоху также происходит замыкание социалистической системы и осуществляется переход к капитализму, так как социализм оказался чересчур гуманной политикой.
Взяв курс на мирное сосуществование государств с различным общественным строем, Советский Союз уверенно пробивал себе дорогу в практике международных отношений.
Задачи, поставленные еще в 30-е годы: «догнать и перегнать передовые капиталистические страны», на деле оказались трудноосуществимыми.
Но в этот период была также принята Конституция 1977 г., которая урегулировала нормы различных прав и свобод в СССР.
Освобождаясь от бремени гонки вооружений, бессмысленной растраты природных богатств, интеллектуального потенциала, человечество закладывало предпосылки гигантского скачка вперед.
Литература
Верт Н. История Советского государства. М., 2006.
Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.
Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.
История государства и права России учебник под ред. Титова Ю.П. М., 2002.
История внешней политики СССР 1945-1985, том 2 под ред. Громыко А.А., Пономарева Б.Н. М., 1986.
История отечественного государства и права, сборник документов, ч. 2, УрГЮА. Екатеринбург, 2003.
1 Боффа Дж. История Советского Союза. М., 1994, стр. 234.
1 История отечественного государства и права, сборник документов, ч.2. Екатеринбург, 2003, стр. 331-332.
1 История отечественного государства и права, сборник документов, ч.2. Екатеринбург, 2003, стр. 334.
2 Верт Н. История Советского государства. М., 2006, с. 361.
1 История внешней политики СССР 1917-1985 под ред. Громыко А.А., Пономарева Б.Н. том 2. М., 1986, стр. 83-93.
1 История отечественного государства и права, сборник документов, ч.2. Екатеринбург, 2003, стр. 339-340.