Деятельность структурных подразделений ОВД

Содержание

Введение

1. Сущность и назначение дежурных частей ОВД

1.1 Исторический аспект

1.2 Основные функции дежурных частей

1.3 Организационная структура дежурных частей ОВД

2. Комплексное использование сил и средств ОВД в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности

2.1 Служба общественного порядка. Задачи, функции

2.2 Задачи, функции и система органов, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность

3.Задачи, функции и система вневедомственной охраны при УВД

Заключение

Библиографический список

Введение

Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требует повышения эффективности работы всех правовых органов, в том числе и органов внутренних дел (далее ОВД).

В выполнение задач и функций, возложенных на ОВД, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами.

Административная деятельность ОВД – это институт, включающий в себя административно-правовые отношения в сфере управления внутренними делами, личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, правового положения ОВД, системы структуры и основных задач служб и подразделений ОВД, деятельности по предупреждению и пресечению наиболее распространенных правонарушений. Данный институт дает понятие о сущности общественных отношений, регламентирующих содействие ОВД гражданам, должностным лицам государственных и общественных образований, определяет задачи, формы и методику такой работы.

Административная деятельность выступает в качестве учебной дисциплины и имеет огромное значение в подготовке сотрудников Министерства внутренних дел (далее МВД).

В настоящей работе мы затронем вопросы административной деятельности при охране общественного порядка и общественной безопасности, организации несения службы в дежурных частях ОВД, а так же рассмотрим задачи, цели и структуру вневедомственной охраны при управлении внутренних дел (далее УВД).

Из перечня поставленных на изучение вопросов вытекает и актуальность темы. В настоящее время прослеживается рост преступности. А именно деятельность органов внутренних дел и их структурных элементов направлены на борьбу с преступлениями и правонарушениями.

При подготовке данного исследования использовались материалы нормативно – правовых актов, учебной литературы и периодических изданий. Учитывалось мнение следующих авторов: Бахраха Д. Н., Сальникова В. П., Коренева А.П., Кобозева А.А., Овсянко Д. М., Прямицкого Д. К. и др.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

    Сущность и назначение дежурных частей ОВД

1.1 Исторический аспект

Для более глубокого понимания сущности и назначения дежурных частей ОВД представляется целесообразным кратко остановиться на историческом аспекте их становления и развития в системе органов внутренних дел.

Ещё в период формирования полицейских органов России, в XVIII веке, возникла необходимость в общедоступном, постоянно функционирующем органе, куда в любое время суток можно было обратиться за помощью для восстановления и защиты нарушенных прав. С принятием в 1782 году полицейского Устава, данная функция в городах возлагалась на управы благочиния.

В середине XIX века, в каждой части Санкт-Петербурга был так называемый «съезжий дом», в котором располагались частные приставы, городовые унтер-офицеры, имелись помещения для арестантов.

Существенные изменения в дежурной службе связаны с проведенной в конце 1930 года реорганизацией милиции и уголовного розыска. 25 мая 1931 года СНК СССР закрепил эту реорганизацию, утвердив Положение о рабоче-крестьянской милиции. Объединение милиции и аппаратов уголовного розыска обусловили необходимость приспособления дежурной службы к новым условиям деятельности милиции. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин перестройка деятельности дежурной службы была проведена формально1.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 28 февраля 1956 года численность органов внутренних дел была значительно сокращена, что в свою очередь отрицательно сказалось как на состоянии дел по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью в Российской Федерации, так и на развитии дежурной службы ОВД.

В 80-е годы дежурные части ОВД получили дальнейшее развитие: улучшилось их оргштатное и материально-техническое обеспечение, правовое регулирование.

Пройдя нелегкий путь становления и развития, к началу 90-х годов дежурные части ОВД стали занимать важное место в структуре аппарата управления органами внутренних дел.

В настоящее время деятельность дежурных частей ОВД, направленная на выполнение общих задач милиции, получила нормативное закрепление в Наставлении по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел, утверждённом приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г. в соответствии с которым дежурная часть ОВД обеспечивает:

    непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке;

    прием, регистрацию поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также своевременное реагирование на них;

    безотлагательную организацию действий по обеспечению общественного порядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;

    непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;

    организацию разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными;

    контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц;

    сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества;

    прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;

    контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания органа внутренних дел и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью и санитарным состоянием;

    передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним2.

1.2 Основные функции дежурных частей

Деятельность дежурной части, как органа оперативного управления силами и средствами может быть представлена следующими функциями:

Оперативная информационно-аналитическая функция. Эта функция деятельности дежурной части заключается в обязанности дежурной смены полностью владеть оперативной обстановкой на обслуживаемой органом внутренних дел территории. Для реализации этой функции дежурная смена обязана непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные об оперативной обстановке, ее изменении, докладывать о них начальнику ОВД с предложениями о мерах реагирования3.

Оперативно-организационная функция. Реализация этой функции нарядом дежурной части связана с организацией таких важных направлений деятельности как:

    организация безотлагательного реагирования на сообщения о чрезвычайных ситуациях и происшествиях;

    организация пресечения и раскрытия преступлений «по горячим следам»;

- организация непрерывного управления силами и средствами, задействованными на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, немедленное принятие мер по реагированию на нарушения общественного порядка.

Оперативно-обеспечивающая функция. Успех выполнения управленческих решений, вырабатываемых и доводимых до исполнителей дежурной сменой, невозможен без обеспечения условий их выполнения. Следовательно, процесс оперативного управления дежурной сменой, силами и средствами горрайоргана неразрывно связан с осуществлением обеспечивающей функции. При этом положительный эффект организационных направлений деятельности, осуществляемых дежурной частью, может быть достигнут лишь при условии оперативного осуществления обеспечивающей функции4.

1.3 Организационная структура дежурных частей ОВД

Эффективность функционирования каждого органа внутренних дел зависит от согласованности действий его подсистем (аппаратов, служб и подразделений), соблюдения ими общих принципов и требований всей системы.

В соответствии с типовыми штатами дежурных частей все горрайорганы внутренних дел поделены на четыре группы. От того, к какой из них относится ГРОВД, и зависит штатная численность его дежурной части. В данной классификации за основу взято количество населения, проживающего на территории обслуживания ОВД:

1) 100 тыс. чел. и более;

2) от 50 до 100 тыс. чел.;

3) менее 50 тыс. чел. и к четвертой группе отнесены РОВД, обслуживающие население сельского района. В последнем случае количество населения на обслуживаемой территории на штатную численность дежурной части не влияет5.

Штатная численность современной дежурной части ГРОВД, имеющей в своей организационной структуре штатные СОГ и ГНР, только в одну смену составляет 15-20 сотрудников. С учетом же ее работы в четыре смены - 60-80 человек6.

По нашему представлению, организационная структура современных дежурных частей органов внутренних дел должна рассматриваться как самостоятельная служба. Кроме того, оперативный характер выполняемых ею функций и как органа оперативного управления, и как аппарата непосредственного исполнения позволяет сделать вывод о том, что наиболее правильным было бы рассматриваемую организационную структуру именовать «службой оперативного реагирования».

Рассмотрев вопрос становления дежурной части, как структурного звена ОВД, подведем итог.

Дежурная часть как самостоятельный элемент получила право на существование еще в XVIII веке, в период формирования полицейских органов России. С формированием новых тенденций правоохранительной системы, дежурная часть реформировалась, часть ее функций дополнялись, другие убирались.

В настоящее время деятельность дежурных частей ОВД, направленная на выполнение общих задач милиции, получила нормативное закрепление в Наставлении по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел, утверждённом приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г7.

2. Комплексное использование сил и средств ОВД в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.

2.1 Служба общественного порядка. Задачи, функции

В соответствии с законодательством милиция состоит из Криминальной милиции и Милиции общественной безопасности. Последняя в свою очередь включает в себя три ведущих службы: службу обеспечения общественного порядка, государственную автоинспекцию безопасности дорожного движения и вневедомственную охрану при органах внутренних дел.

Главная особенность службы обеспечения общественного порядка состоит в том, что в отличие от других линейных служб милиции общественной безопасности, выполняющих специфические функции по обеспечению безопасности дорожного движения и охране объектов, службы обеспечения общественного порядка фактически участвует в решении всех задач, возложенных на милицию общественной безопасности. Таким образом, службы обеспечения общественного порядка – это одна из основных служб, выполняющих все задачи милиции общественной безопасности и являющейся самой многочисленной службой по своей структуре и численности личного состава8.

Основными задачами службы обеспечения общественного порядка являются:

- обеспечение безопасности личности;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в других общественных местах;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;

- розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Из основных задач службы обеспечения общественного порядка вытекают ее функции, в которых задачи находят свою конкретизацию и практическое воплощение.

К основным функциям службы обеспечения общественного порядка можно отнести следующие:

- предупреждение правонарушений несовершеннолетних;

- осуществление контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

- обеспечение административно – правовыми средствами предупреждение пьянства, наркомании и правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности;

- охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- участие в контроле за соблюдением правил регистрации граждан и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;

- участие в контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

- участие в осуществлении лицензионно – разрешительной работы и контролю за частной детективной и охранной деятельностью и др9.

2.2 Задачи, функции и система органов, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность

Для выполнения основных задач и многочисленных функций служба обеспечения общественного порядка, как основной субъект осуществления данной деятельности, имеет свое организационное построение, которое включает в себя: систему аппаратов, силы, средства и специализированные учреждения.

Первый уровень данной системы – Департамент общественного порядка МВД России – осуществляет общее руководство обеспечения общественного порядка, реализуя свои функции через нижестоящие аппараты. Он действует на основании Положения о Департаменте охраны общественного порядка МВД России, утвержденного приказом министра от 20 ноября 2004 г. № 766.

Основными задачами Департамента охраны общественного порядка являются следующие:

    выработка предложений и совершенствование нормативно – правового регулирования по основным направлениям государственной политики в установленной области деятельности;

    принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в установленной области деятельности;

    организационно – методическое руководство подразделениями милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ;

    координация мер по обеспечению охраны общественного порядка, в том числе при чрезвычайных ситуациях;

    в пределах своих полномочий организация предупреждения, выявления, раскрытия и расследование преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, исполнения административного законодательства;

    организация работы по лицензированию отдельных видов деятельности и осуществлению государственного контроля за оборотом оружия, негосударственной детективной и охранной деятельность, а также участие в организации контроля за оборотом взрывчатых веществ, порохов, пиротехнических изделий промышленного и невоенного назначения;

    осуществление взаимодействия с Федеральной миграционной службой10.

К основным функциями Департамента относятся:

- осуществление анализа и прогнозирования, реализация государственной политики в установленной области деятельности;

- прогнозирование оперативной обстановки и тенденций в обеспечении общественного порядка, разработка предложений руководству Министерства по формированию стратегии государственной политики в этой сфере;

- анализ эффективности мер, принимаемых МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, и выработка проектов управленческих решений по реализации ОВД государственной политики в сфере охраны общественного порядка, предупреждения преступлений и административных правонарушений, лицензионно-разрешительной деятельности;

- разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование механизма правового регулирования в сфере охраны общественного порядка, предупреждения преступлений и административных правонарушений, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ промышленного назначения;

- участие в формировании федеральных целевых программ, перспективном и текущем планировании в установленной сфере деятельности;

- формирование и введение информационно – поисковых систем в сфере оборота оружия, предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и по иным направлениям деятельности;

- обеспечение координации деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по вопросам участия общественных объединений, населения в предупреждении правонарушений, охране общественного порядка, противодействия террористическим и экстремистским акциями;

- выполнение иных функций11.

Второй, региональный уровень рассматриваемой системы составляют управления и отделы обеспечения общественного порядка МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. Эти аппараты действуют на основе положения о них и руководят подчиненными им строевыми подразделениями и специальными учреждениями.

Например, Управление обеспечения общественного порядка действует на основе Положения, утвержденного приказом ГУВД Санкт – Петербурга и Ленинградской области.

В структуру Управления входят:

- первый отдел – организационно – методический;

- второй отдел – по обеспечению массовых мероприятий;

- третий отдел – по организационно – методическому обеспечению патрульно–постовой службы милиции Санкт – Петербурга и строевых подразделений ГУВД;

- четвертый отдел – по организационно – методическому обеспечению патрульно–постовой службы милиции Ленинградской области;

- канцелярия.

Как видим, в данную структуру не включены подразделения по осуществлению паспортно–визовой службы и лицензионно – разрешительной работы, поскольку для выполнения этих видов административной деятельности образованы специальные управления12.

К основным задачам Управления отнесены:

1. разработка в пределах своей компетенции мер по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, общественного порядка, предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

2. обеспечении координации, анализа и контроля деятельности курируемых подразделений милиции общественной безопасности районных управлений внутренних дел, управлений и отделов внутренних дел, отдельных батальонов ППСМ и отряда милиции особого назначения при ГУВД;

3. оказание практической помощи горрайорганам внутренних дел, работающим в наиболее сложных условия, в организации общественного порядка и общественной безопасности, в том числе при проведении массовых мероприятий;

4. осуществление контроля за исполнением горрайоганами внутренних дел законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Санкт – Петербурга и Ленинградской области, МВД России и ГУВД в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

В целях реализации указанных задач Управление обеспечения общественного порядка осуществляет следующие функции:

а) обеспечивает изучение, анализ и оценку оперативной обстановки по охране общественного порядка и общественной безопасности, разработку на их основе управленческих решений по совершенствованию оперативно – служебной деятельности в курируемых подразделениях;

б) подготавливает предложения руководству ГУВД по оперативному реагированию на осложнение оперативной обстановки на улицах и других общественных местах;

в) организует и контролирует ход проведения оперативно – профилактических, контрольных и иных мероприятий по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий;

г) участвует в организации взаимодействия курируемых подразделений горрайорганов внутренних дел с криминальной милицией в исполнении возложенных на нее обязанностей;

д) совместно с другими управлениями и отделами ГУВД разрабатывает и реализует меры реагирования на возникновение угрозы социальных, межнациональных и иных конфликтов;

е) обеспечивает правовое информирование, правовую пропаганду среди сотрудников курируемых подразделений;

ж) участвует в направлении отряда милиции особого назначения и сотрудников курируемых подразделений в другие регионы для проведения неотложных мероприятий по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных обстоятельств, а также при проведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий13.

Третий уровень службы обеспечении общественного порядка представлен в виде отделов и отделений обеспечения общественного порядка городских, районных ОВД и линейных ОВД на транспорте. Распределение функций между инспекторским составом аппаратов данного уровня происходит по линейному принципу.

Большой объем задач и функций, возложенных на службу обеспечения общественного порядка, предопределяет специфику ее организационного построения. Данная служба располагает не только определенными силами и средствами, как и другие крупные службы милиции общественной безопасности, но также и специализированными подразделениями.

К силам службы обеспечения общественного порядка, кроме сотрудников перечисленных аппаратов относятся:

1. подразделения в виде полков, батальонов, рот, взводов и отделений патрульно – постовой службы милиции;

2. подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых также виде полков, батальонов, рот, взводов и отделений охранно – конвойной службы;

3. подразделения по подбору и вытрезвлению граждан, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;

4. подразделения по исполнению постановления суда об административном аресте.

Этим силам присущ ряд характерных особенностей, заключающихся в том, что они:

а) являются наиболее многочисленными силами ОВД, в процессе реализации своих функций, непосредственно выступающими в различные отношения с гражданами;

б) представляют собой вооруженный отряд, осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства, специальных уставов и положений;

в) ежедневно использует в своей деятельности различные виды убеждения и принуждения.

Для выполнения возложенных на нее задач и функций служба обеспечения общественного порядка располагает различными средствами: транспортными, связи, вооружения, специальными средствами.

Кроме того данная служба имеет в своем распоряжении служебных животных – лошадей и собак.

Служба обеспечения общественного порядка отвечает за организацию и деятельность специализированных учреждений ОВД:

- изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- медицинских вытрезвителей;

- специальных приемников для лиц, подвергнутых административному аресту;

- центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей14.

Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса мы пришли к следующему: обеспечение порядка и безопасности – важная и фундаментальная функция милиции. Но наиболее отчетливо она просматривается в перечне функций и задач Службы обеспечения общественного порядка. Это структурный элемент, выполняющий все задачи милиции общественной безопасности, имеет, как уже обозначилось, очень широкий перечень функций и систему аппаратов, которая в свою очередь разграничивает полномочия между структурными подразделениями службы обеспечения общественного порядка.

3.Задачи, функции и система вневедомственной охраны при УВД

Защита собственности от преступных посягательств, охрана экономических интересов граждан и общества — одна из основных функций государства, для реализации, которой в государственной системе охраны создана и играет значительную роль служба вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации15 вневедомственная охрана создается для защиты имущества собственников на договорной основе и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законом «О милиции», другими законами России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями территориальных органов государственной власти и управления, нормативными актами МВД России.

Задачи и функции вневедомственной охраны.

В настоящее время сложились следующие субъекты управления вневедомственной охраны:

— Главное управление вневедомственной охраны (ГУВО) МВД России;

— управления вневедомственной охраны при МВД, УВД субъектов Российской Федерации;

— отделы, отделения вневедомственной охраны при городских и районных органах внутренних дел.

Непосредственную охрану субъектов осуществляют четыре вида вневедомственной охраны:

1) строевые подразделения, состоящие из отрядов и групп;

2) строевые подразделения, состоящие из бригад сторожей;

3) строевые подразделения милиции вневедомственной охраны (полки, дивизионы, взводы и отделения);

4) пункты централизованной охраны объектов (ПЦО).

В соответствии с Законом «О милиции» (ст. 9) подразделения милиции вневедомственной охраны относятся к милиции общественной безопасности, а их создание, реорганизация и ликвидация осуществляются в порядке, определяемом Министром внутренних дел России.

Перечень объектов собственности, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 11 ст. 10 указанного Закона, милиция, в соответствии с поставленными перед ней задачами, обязана охранять на основе договора с собственниками принадлежащее им имущество, инспектировать подразделения охраны предприятий, учреждений и организаций. Эта функция реализуется вневедомственной охраной.

Милиция вневедомственной охраны выполняет в той или иной степени все шесть задач, предусмотренных ст. 2 Закона «О милиции»16.

Так, обеспечение личной безопасности граждан реализуется посредством широкого применения кнопок тревожной сигнализации в офисах различных учреждений, а также в квартирах граждан, обеспечивающих оперативное прибытие групп немедленного реагирования вневедомственной охраны на место происшествия и предотвращение угрозы жизни, здоровью и имуществу граждан, возникающей вследствие чьих-либо противоправных действий.

На предупреждение и пресечение имущественных преступлений ориентирована основная деятельность службы, осуществляемая в форме установки средств сигнализации, выезда на сигналы тревоги с охраняемых объектов, выставления стационарных постов милиции, военизированной и сторожевой охраны, сопровождения грузов и ценностей и т. д.

Участие вневедомственной охраны в раскрытии преступлений заключается в задержании правонарушителя на месте совершения хищения либо по горячим следам.

Работая в единой дислокации служб и подразделений милиции общественной безопасности, вневедомственная охрана» вносит существенный вклад в охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

И, наконец, оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям в осуществлении их законных прав и интересов реализуется через обеспечение надежной охраны их собственности.

Положение о вневедомственной охране при органах Внутренних дел Российской Федерации установило в числе основных задач вневедомственной охраны следующие:

а) охрана имущества собственников на основе договоров;

б) участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;

в) проведение на территории России единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания17.

В соответствии с этими задачами вневедомственная охрана осуществляет ряд функций.

Охрана имущества предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности). Она представляет собой систему мероприятий по непрерывному наблюдению за объектом, на котором расположены материальные ценности, в целях предотвращения и пресечения их хищений и проникновения на объект посторонних лиц.

Охрана личного имущества граждан. Такая охрана является централизованной, т. е. осуществляемой с помощью приборов, подключенных к пультам централизованного наблюдения. В этом случае граждане заключают договор на охрану находящегося в телефонизированной квартире имущества. При заключении договора вневедомственная охрана берет на себя следующие обязательства: принимать квартиру под охрану в любое время суток, на любой срок; в период охраны обеспечить полную сохранность имущества; осуществлять ремонт и эксплуатационное обслуживание сигнализации; возместить ущерб в результате кражи в пределах суммы договора, если проникновение в квартиру произойдет через заблокированные места и не будет пресечено18.

Внедрение в охрану современных технических средств. Последовательное осуществление этой функции позволяет в значительной степени сделать технологию охраны «безлюдной», что, в свою очередь, экономит огромные средства, расходуемые ал охрану в настоящее время, и обеспечит минимальное вмешательство в сферу прав и законных интересов граждан.

Следует подчеркнуть, что проведение монтажных работ по оборудованию средствами сигнализации является обязанностью вневедомственной охраны только в отношении помещений с личным имуществом граждан. Средства сигнализации на принимаемых под охрану хозяйственных объектах устанавливаются в основном другими специализированными, в частности негосударственными, организациями. Вневедомственная охрана осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, за использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, на обслуживание и ремонт. На некоторых объектах эти работы проводятся охраной на договорной основе19.

Инспектирование ведомственной охраны. В соответствии с законодательством на объектах некоторых министерств и ведомств имеется своя ведомственная охрана. Перечень таких объектов ежегодно уточняется. Инспектирование осуществляется, как правило, один раз в год. Задача инспектирования — повышение надежности охраны объектов, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению краж. В инспектировании принимает участие инспекторский состав вневедомственной охраны. При этом проверяются организация охраны объектов, технические и другие средства усиления охраны, вопросы несения службы, служебная подготовка личного состава охраны, состояние хранения оружия и боеприпасов и другие вопросы. В результате инспектирования составляется акт, в котором делается вывод о соответствии или несоответствии охраны задачам обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и вносятся конкретные предложения по улучшению охраны. Исполнение предложений контролируется руководством соответствующего подразделения вневедомственной охраны.

Обеспечение общественного порядка в зонах расположения охраняемых объектов. Эту функцию осуществляют в - первую очередь милицейские подразделения вневедомственной охраны. Наряды милиции вневедомственной охраны включаются в план единой дислокации и им вменяется в обязанность предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений в районе постов и маршрутов патрулирования, обеспечение общественного порядка. Несмотря на то, что эта функция для службы охраны является как бы «дополнительной», вклад милиции службы охраны в дело обеспечения общественного рядка весьма значителен.

Организация патрульно-постовой службы милиции вневедомственной охраны по единой дислокации с другими силам милиции значительно увеличивает плотность милицейских рядов и расширяет возможности органов внутренних дел борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

Таким образом, вневедомственная охрана в комплексе выполняет три основные функции:

— техническую — организация разработки, серийного производства, внедрения и эксплуатации средств охранно-пожарной сигнализации;

— охранную — обеспечение оперативного реагирования специальных милицейских групп задержания, которым представлены все права по пресечению противоправных действий;

— страховую — гарантированное возмещение клиенту ущерба в случае ненадлежащего выполнения охраной своих обязательств.

В этом принципиальное отличие службы от большинства действующих в настоящее время многочисленных негосударственных охранных ассоциаций, предприятий и служб безопасности. Как показала практика, они способны решать лишь отдельные вопросы защиты собственности, тогда как служба вневедомственной охраны является общепризнанным лидером в деле охраны имущества государства, общества и отдельных граждан.

В рядах вневедомственной охраны насчитывается более 400 тыс. сотрудников, в том числе 160 тыс. работников милиции.

Четвертая часть милиции общественной безопасности — это милиция вневедомственной охраны. В городах и поселках городского типа расположено около 3 тыс. пунктов централизованной охраны (ПЦО), где дежурные части круглосуточно руководят группами задержания и нарядами милиции охраны.

Более чем в тысяче населенных пунктов России, где отсутствуют подразделения патрульно-постовой службы бюджетной милиции, группы задержания пунктов централизованной охраны являются единственными мобильными нарядами милиции, которые фактически круглосуточно, наряду со своими обязанностями по защите имущества собственников, выполняют функции обеспечения общественного порядка.

Мобильность нарядов и групп задержания подразделений милиции вневедомственной охраны обеспечивают почти 18 тыс. единиц автотранспорта и 55 тыс. единиц средств радиосвязи.

Ежегодно милицией охраны задерживается около 130—140 тыс. преступников за совершение краж и иных преступлений, а также свыше 4 млн. административных правонарушителей.

Вневедомственной охраной обеспечивается сохранность ценностей более чем на 330 тыс. объектах, в том числе на таких особо важных, как телевизионные и радиовещательные компании, хранилища исторических, культурных и художественных ценностей, учреждения банковской системы, крупные гидротехнические сооружения, транспортные и энергетические коммуникации20.

В соответствии с Законом «О милиции» и согласно Положению о вневедомственной охране, подразделения охраны осуществляют более 20 видов нетрадиционных до недавнего времени охранных услуг, основными из которых стали охрана и сопровождение ценных грузов; проведение проектно-монтажных работ по оборудованию средствами сигнализации, в частности объектов фирм и представительств, гаражей, дач; сервисное обслуживание этой аппаратуры; инспектирование ведомственной охраны; охрана денежных средств при инкассации, техническое укрепление жилых помещений; хранение ценных вещей и бумаг, ювелирных изделий и др.

Происходящие в стране социально-экономические процессы существенно изменили структуру охраняемых объектов.

Резко возросло количество охраняемых банков, коммерческих организаций, увеличилось число объектов культуры, сберегательных банков, помещений с оружием, автостоянок и автозаправочных станций.

Подразделения вневедомственной охраны выплачивают в федеральный и местные бюджеты в виде налогов около 70 млн. рублей.

Таким образом, государственная служба вневедомственной охраны является составной частью милиции общественной безопасности, обладает высоким уровнем технической оснащенности и хорошо отлаженным механизмом предотвращения преступных посягательств на охраняемые объекты и квартиры граждан. Основу службы составляет централизованная охрана.

Это значит, что на объекте в отсутствии людей за его безопасность «отвечают» технические средства, по сигналу которых реагируют специально обученные, мобильные и экипированные милицейские наряды.

Заключение

Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требует повышения эффективности работы всех правовых органов, в том числе и органов внутренних дел.

В выполнение задач и функций, возложенных на ОВД, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами.

Административная деятельность ОВД – это институт, включающий в себя административно-правовые отношения в сфере управления внутренними делами, личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, правового положения ОВД, системы структуры и основных задач служб и подразделений ОВД, деятельности по предупреждению и пресечению наиболее распространенных правонарушений. Данный институт дает понятие о сущности общественных отношений, регламентирующих содействие ОВД гражданам, должностным лицам государственных и общественных образований, определяет задачи, формы и методику такой работы.

В настоящей работе мы затронули вопросы административной деятельности при охране общественного порядка и общественной безопасности, организации несения службы в дежурных частях ОВД, а так же рассмотрим задачи, цели и структуру вневедомственной охраны при управлении внутренних дел.

Дежурная часть как самостоятельный элемент получила право на существование еще в XVIII веке, в период формирования полицейских органов России. С формированием новых тенденций правоохранительной системы, дежурная часть реформировалась, часть ее функций дополнялись, другие убирались.

Обеспечение порядка и безопасности – важная и фундаментальная функция милиции. Но наиболее отчетливо она просматривается в перечне функций и задач Службы обеспечения общественного порядка. Это структурный элемент, выполняющий все задачи милиции общественной безопасности, имеет, как уже обозначилось, очень широкий перечень функций и систему аппаратов, которая в свою очередь разграничивает полномочия между структурными подразделениями службы обеспечения общественного порядка.

Государственная служба вневедомственной охраны является составной частью милиции общественной безопасности, обладает высоким уровнем технической оснащенности и хорошо отлаженным механизмом предотвращения преступных посягательств на охраняемые объекты и квартиры граждан. Основу службы составляет централизованная охрана.

Это значит, что на объекте в отсутствии людей за его безопасность «отвечают» технические средства, по сигналу которых реагируют специально обученные, мобильные и экипированные милицейские наряды.

Библиографический список

Нормативно – правовые акты:

    Конституция Российской Федерации // СПС Консультант плюс, 2010.

    Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1. // СПС Консультант плюс, 2010.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СПС Консультант плюс, 2010.

    Положение о Департаменте охраны общественного порядка МВД России, утвержденного приказом министра от 20 ноября 2004 г. № 766 // СПС Гарант, 2010.

    Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589.

    Концепция развития вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на ближайшую перспективу утверждена Приказом Министра внутренних дел России от 6 сентября 1998 г. № 499

    Наставление по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утверждено приказом МВД России № 201 от 15.06.1994 г.,

    Наставление по организации службы военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны, утверждено приказом МВД России №121 от 22.03.1993 г.

    Наставление по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел, утверждённом приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г.

Периодические издания и литература:

    Административное право. Учебник для вузов. / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова - М.: Юристъ, 2005. – 459 с.

    Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В. П. Сальникова. Ч. 1. – М: ЦОКР МВД России, 2005. – 464 с.

    Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. - М.: МЮИ МВД России, 1997. – 513 с.

    Административно-правовая деятельность органов внутренних дел. Общая часть / Под ред. Коренева А.П. - М.: Издательство «Щит-М», 1997г – 481 с.

    Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 2006. - 690 с.

    Карамурзаев Т. Д. «Коллизии административного законодательства» // Юрист. - № 6, 2005г. - С. 15- 18.

    Круглов В.А. Административная деятельность ОВД. Учебное пособие. – Минск: Академия МВД РБ, 1999. – 316 с.

    Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону РФ «О милиции» 3-е издание –М.: Проспект, 2003. - 118 с.

    Кобозев А.А. Правовые и организационные вопросы деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности. - М.: Моногр. – Домодедово - ВИПК МВД России, 2001.

    Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие для студентов юридических факультетов и институтов. - М.: Юристъ, 2005. – 320 с.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993.

    Прямицкий Д. К. «Особенности административного законодательства на современном этапе в России». - М.: Прогресс, 2006 г. – 58 с.

    Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыши и др. - М.: Наука. 1995. – 183 с.

    Рохлин В.И.. Стуканов А.П. Актуальные проблемы борьбы с административными правонарушениями // Правоведение. - № 3. 1998. – С. 8-10.

    Социология. Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин – М.: Владос, 1995. – 192 с.

    Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие. - М., Новый Юрист, 2004.- 459 с.

1 Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыши и др. М.: Наука. 1995. С. 20.

2Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыши и др. М.: Наука. 1995. С. 23.

3 Административное право. Учебник для вузов. / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова М.: Юристъ, 2005. С. 178.

4 Административное право. Учебник для вузов. / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова М.: Юристъ, 2005. С. 184.

5 Кобозев А.А. Правовые и организационные вопросы деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности. М.: Моногр. – Домодедово - ВИПК МВД России, 2001.

6 Наставлении по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел, утверждённом приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г.

7 Наставлении по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел, утверждённом приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г.

8 Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В. П. Сальникова. Ч. 1. М: ЦОКР МВД России, 2005. С. 374.

9 Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В. П. Сальникова. Ч. 1. М: ЦОКР МВД России, 2005. С. 376.

10 Положение о Департаменте охраны общественного порядка МВД России, утвержденного приказом министра от 20 ноября 2004 г. № 766 // СПС Гарант, 2010.

11 Положения о Департаменте охраны общественного порядка МВД России, утвержденного приказом министра от 20 ноября 2004 г. № 766 // СПС Гарант, 2010.

12 Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В. П. Сальникова. Ч. 1. М: ЦОКР МВД России, 2005. С. 378.

13 Административно-правовая деятельность органов внутренних дел. Общая часть / Под ред. Коренева А.П. М.: Издательство «Щит-М», 1997г. С360.

14 Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Издательство БЕК, 2006. С. 480.

15 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589.

16 Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1. // СПС Консультант плюс, 2010.

17 Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589.

18 Концепция развития вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на ближайшую перспективу утверждена Приказом Министра внутренних дел России от 6 сентября 1998 г. № 499

19 Круглов В.А. Административная деятельность ОВД. Учебное пособие. Минск: Академия МВД РБ, 1999. С. 159.

20 Административно-правовая деятельность органов внутренних дел. Общая часть / Под ред. Коренева А.П. М.: Издательство «Щит-М», 1997г. С. 231.