Возбуждение дела как стадия хозяйственного процесса
Содержание
Введение 2
1. Понятие и виды стадий хозяйственного процесса 4
Апелляция 10
Кассация 12
Пересмотр в порядке надзора 13
2. Предпосылки права на обращение в хозяйственный суд 21
3. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения. Форма и содержание искового заявления 30
Заключение 47
Список использованных источников 48
Введение
Белорусское государство придерживается всех общепризнанных в демократических странах принципов правосудия, в числе которых независимость судов и подчинение их только закону; запрет на вмешательство в деятельность судов и преследование по закону таких действий; равенство сторон; открытость и гласность судопроизводства; равное право на доступ к юридической помощи; обязательность исполнение судебных решений всеми гражданами и организациями, включая государственные органы, относящиеся к исполнительной ветви власти. Этими же принципами руководствуются и суды, отправляющие экономическое правосудие.
Разрешением экономических споров в Республике Беларусь занимаются хозяйственные суды, систему которых составляют Хозяйственные суды областей и г. Минска (всего 7 судов), это суды, условно говоря, первого уровня и Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь - вышестоящая судебная инстанция.
Хозяйственный процесс является не просто совокупностью действий, урегулированных нормами хозяйственного процессуального права, а их определенной системой. Процессуальные действия, совершаемые участниками хозяйственного процесса, в зависимости от процессуальной цели их совершения и их содержания образуют стадии хозяйственного процесса. Таким образом, стадия хозяйственного процесса - совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных их процессуальной целью.
Прохождение дела по всем стадиям хозяйственного процесса не является обязательным, а определяется в конечном счете заинтересованными лицами - участниками производства по данному делу.
Степень сложности и количество совершаемых процессуальных действий на каждом этапе развития той либо иной стадии хозяйственного процесса зависит от задач, которые выполняет конкретная стадия. Наиболее полно регламентируются этапы возбуждения дела, подготовки к разбирательству и самого этапа разбирательства в стадии производства в хозяйственного суде первой инстанции. В той либо иной степени возбуждение соответствующей стадии, подготовка к рассмотрению и разбирательство имеют место и в последующих стадиях хозяйственного процесса.
1. Понятие и виды стадий хозяйственного процесса
Гражданский процесс по любому делу последовательно происходит несколько этапов, называемые стадиями процесса.
Под стадией процесса следует понимать совокупность ряда процессуальных действий, объединённых соответствующей процессуальной целью.
Стадия процесса относится к движению дела и цель достигается, когда в результате совершения процессуальных действий создаются условия для перехода дела из одной стадии в другую.
Чаще всего выделяют следующие стадии гражданского судопроизводства:
1. Возбуждение гражданского дела - это первое и очень важное звено в системе процессуальных действий, последовательно сменяющих друг друга и образующих гражданский процесс. На этой стадии судья действует единолично (ст.129 ГПК). Принимая заявление или жалобу, судья в день обращения заинтересованного лица должен принять решение о возбуждении дела, т.к. никакой срок для этого законом не предоставляется.
Суд приступает к рассмотрению гражданского дела:
а) по заявлению лица, обращающегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса;
б) по заявлению прокурора;
в) по заявлению органов государственного управления, профсоюзов, организаций, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций или отдельных граждан в случаях, когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.
По делам искового производства подаются исковые заявления, по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, и по делам особого производства - жалобы и заявления.
Иногда обращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулировать возникшие разногласия между собой.
2. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству - это стадия гражданского процесса, заключающаяся в деятельности её участников при определяющей роли судьи по созданию условий для современного и эффективного рассмотрения и разрешения спора по существу.
Задачи этой стадии сформулированы в ст.141 ГПК:
1) уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;
2) определение характера правоотношений сторон и нормы закона, которой следует руководствоваться при осуществлении правосудия;
3) разрешение вопроса о субъективном составе участвующих в деле лиц;
4) определение доказательств, которые каждая сторона представить в обоснование своих утверждений.
В соответствии с принципом состязательности суд должен определить предмет доказывания и указать каждой из сторон, какие доказательства она представляет в обоснование своих требований и возражений; стороны же должны быть максимально активны в сборе всех необходимых доказательств, представление которых было рекомендовано судьёй, поскольку сам суд этим заниматься не должен.
Порядок подготовки дела к судебному разбирательству определён ст.142 ГПК. Подготовка дела начинается с момента приёма заявления и должна быть завершена в срок не выше 7 дней. В исключительных случаях судья мотивированным определением может продлить этот срок до 20 дней.
С целью определения предмета доказывания судья опрашивает истца по существу заявленных требований, выясняет у него возможные со стороны ответчика возражения, предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства, разъясняет истцу его процессуальные права и обязанности.
Судья, когда сочтёт это необходимым, аналогичным образом вызывает и опрашивает ответчика. Это становится обязательным, когда из искового заявления ясно, что у ответчика имеются заслуживающие внимания возражения против иска.
При участии в деле соистцов, соответчиков или третьих лиц судья должен опросить и их. Судья также должен, в необходимых случаях, решить вопрос о замене ненадлежащей стороны.
Судья также даёт точную юридическую квалификацию спорным правоотношениям сторон.
В необходимых случаях судья решает вопрос о привлечении заинтересованных в исходе дела граждан и организаций в качестве третьих лиц, а также соистцов и соответчиков, когда соучастие по делу бывает необходимым.
Обязательному обсуждению подлежит вопрос об участии в деле прокурора: в одних случаях его участие прямо предусмотрено законом, а в других - этот вопрос решает судья в зависимости от сложности и значимости дела.
Поскольку важное значение для рассмотрения дела имеет представление сторонами необходимых доказательств, судья предлагает лицам, участвующим в деле, представить имеющиеся у них доказательства ко дню разбирательства дела; решает вопрос о вызове свидетелей в судебное заседание; по просьбе сторон требует от граждан и организаций письменные и вещественные доказательства или выдаёт лицам, участвующим в деле, запросы для представления в суд; назначает экспертизу и экспертов для её проведения; в случаях, не терпящих отлагательства, производит с извещением участвующих в деле лиц осмотр на месте письменных и вещественных доказательств.
О подготовке дела к судебному разбирательству судья выносит определение, в котором указывает, какие действия следует произвести.
Судья направляет либо вручает ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требования истца, и предлагает представить в установленный срок доказательства в обоснование своих возражений.
3. Разбирательство дела по существу в суде первой инстанции. В этой стадии процесса суд выполняет основные поставленные перед ним задачи: решить дело по существу; урегулировать конфликтные спорные правоотношения между сторонами; обеспечить воспитательное воздействие судебной деятельности; восстановить нарушенные права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
Согласно ст.144 ГПК разбирательство гражданских дел происходит в судебном заседании указанных задач осуществляется только в случае строго соблюдения гражданско-процессуальных норм, всех принципов гражданско-процессуального права. В ст.146 ГПК установлены принципы этой стадии - непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства.
Разбирательство дела происходит устно и при неизменённом составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела должно быть произведено с самого начала.
Согласно ст.164 ГПК рассмотрение дела по существу начинается докладом дела председательствующим или народным заседателем. Затем председательствующий спрашивает, поддерживает ли истец свои требования, признаёт ли ответчик требования истца и не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением.
В соответствии со ст.166 ГПК после доклада дела суд заслушивает объяснения:
истца и участвующего на его стороне третьего лица;
ответчика и участвующего на его стороне третьего лица;
других лиц, участвующих в деле.
Затем суд устанавливает порядок исследования доказательств по делу: порядок допроса свидетелей, экспертов и исследования других доказательств1. Стороны принимают участие в обсуждении порядка исследования доказательств и могут ходатайствовать об изменении этого порядка.
О порядке исследования суд выносит определение.
Исследование доказательств, как правило, начинается с допроса свидетелей.
Каждый свидетель допрашивается отдельно, в отсутствие других, ещё не допрошенных. Допрошенный свидетель остаётся в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешит ему удалиться раньше.
Допрос свидетеля начинается с выявления председательствующим отношения свидетеля к лицам, участвующим в деле. Затем свидетелю предлагается сообщить суду всё, что ему лично известно по делу. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы.
Судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.
Председательствующий вправе отклонить вопрос, не относящийся к предмету доказывания.
Допускается повторный допрос свидетеля или очная ставка между свидетелями для устранения противоречий в их показаниях.
Показания свидетелей, собранные в порядке обеспечения доказательств, исполнения судебного поручения или при отложении предыдущего судебного заседания, оглашаются в судебном заседании, а затем исследуются по общим правилам.
При допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и до 16 лет, обязательно присутствие педагога. В случае необходимости возможен также вызов родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних свидетелей. По окончании допроса несовершеннолетний свидетель удаляется из зала судебного заседания, если суд не сочтёт необходимым его присутствие при дальнейшем рассмотрении дела.
Эксперты свои заключения дают в письменной форме, а в судебном заседании они подлежат оглашению. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы.
При недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу.
Письменные доказательства или протоколы их осмотра, составленные в соответствии со статьями 51, 57 и п.11 ст.41 ГПК, оглашаются в судебном заседании и предъявляются лицам, участвующим в деле, представителям, а в необходимых случаях - экспертам и свидетелям 1.
Вещественные доказательства подвергаются осмотру судом и предъявляются лицам, участвующим в деле, представителям, а в необходимых случаях - экспертам и свидетелям. Вещественные доказательства, осматривающиеся вне судебного заседания в порядке исполнения судебного поручения либо обеспечения доказательств, исследуются по составленным в ходе их расследования протоколам.
Вещественные и письменные доказательства, которые нельзя доставить в суд, осматриваются и исследуются по месту их нахождения всем составом суда.
Заключения органов государственного управления, привлечённых судом к участию в процессе или вступивших в процесс по собственной инициативе, оглашаются в судебном заседании, после чего лица, участвующие в деле, и представители могут задавать уполномоченным этих органов вопросы в целях разъяснения и дополнения заключений (ст.182 ГПК).
В конце рассмотрения дела по существу председательствующий предоставляет участникам процесса возможность внести имеющиеся у них дополнения, и затем суд переходит к заслушиванию судебных прений и заключения прокурора. Далее суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения. Согласно ст. 203 ГПК решение должно выноситься немедленно после разбирательства дела.
Постановляемое решение излагается одним из судей в письменной форме.
Судья, не согласный с решением, тем не менее, обязан подписать его, но может изложить своё особое мнение в письменном виде (статьи 16 и 196 ГПК).
Апелляция
Апелляцией (апелляционной жалобой) называется просьба, подаваемая одной из спорящих сторон в апелляционный суд о повторном рассмотрении дела ввиду неправильности решения суда первой инстанции, постановленного в пользу противной стороны.
Это понятие "чистой", или классической, апелляции, под которой понимается просьба стороны, считающей решение суда первой инстанции во всем или в определенной части неправильным, о новом рассмотрении и повторном рассмотрении дела судом высшей инстанции. При этом безразлично, по каким основаниям оспариваются решения:
из-за неправильного установления фактических обстоятельств;
из-за неточного применения закона;
из-за неполноты предоставленного стороной материала.
Лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести протест на решение хозяйственного суда первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста. В случаях принесения прокурором протеста в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защиты интересов индивидуальных предпринимателей или граждан прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на принесение такого протеста.
Апелляционные жалобы (протесты) рассматривает хозяйственный суд апелляционной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда.
Состав хозяйственного суда апелляционной инстанции назначается председателем соответствующего хозяйственного суда или его заместителем в количестве не менее трех судей хозяйственного суда.
Апелляционная жалоба (протест) может быть подана в течение пятнадцати дней после принятия хозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления.
По ходатайству лица, подающего жалобу (протест), пропущенный срок подачи апелляционной жалобы (протеста) может быть восстановлен хозяйственным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство заявлено не позднее одного месяца со дня принятия обжалуемого судебного постановления и причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста) хозяйственным судом признаны уважительными.
О восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) указывается в определении хозяйственного суда о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству. Об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) хозяйственный суд выносит определение, которое направляется лицу, заявившему ходатайство, в установленные сроки.
Определение хозяйственного суда об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано).
Кассация
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь 1998 года не предусматривал деятельности апелляционной инстанции. Поэтому кассационные инстанции были в хозяйственных судах областей и города Минска. В связи с унификацией хозяйственного законодательства, в первую очередь с Российской Федерацией, была введена апелляционная инстанция. Апелляция позволяет повторное рассмотреть дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. Суд с учетом дополнительных доказательств может вынести новое решение. В связи с вступлением в силу нового Хозяйственного процессуального кодекса апелляционные инстанции начали работать в хозяйственных судах области и города Минска, а кассационная инстанция - переместилась в Высший Хозяйственный Суд, придя на смену надзорной коллегии.
С точки зрения теории процесса такое нововведение более прогрессивно, потому что раньше с надзорной жалобой обращались к должностному лицу и просили должностное лицо принести протест на судебный акт. Таким образом, жалоба рассматривалась не судом, а должностным лицом. Сейчас жалоба рассматривается судом в коллегиальном составе в открытом судебном заседании. Сохраняется принцип непосредственности, который не был строго регламентирован в надзорной инстанции. Принцип непосредственности судебного разбирательства - это, в первую очередь, участие сторон. Можно их заслушать в процессе, получить какие-то пояснения. И судьи оценивают доказательства как с точки зрения соответствия их законодательству, так и по внутреннему убеждению. Внутреннее убеждение формируется, в том числе, и исходя из принципа непосредственности, когда представители сторон что-то говорят, складывается какое-то мнение, ведь не всегда на бумаге можно изложить то, что можно сказать вслух. Такой подход считается более справедливым, более объективным. Но здесь очень важно сохранить беспристрастность.
Жалоба, рассмотренная на первом заседании кассационной коллегии, поступила в суд, по сути, как надзорная жалоба, но по содержанию она соответствовала требованиям, которые предъявляются к кассационной жалобе, поэтому ее приняли к производству.
В соответствии с нормами нового ХПК кассационная жалоба подается в хозяйственный суд, который рассматривал это дело. И он направляет жалобу в Высший Хозяйственный Суд вместе с делом. У кассационной коллегии было формальное право вернуть эту и другие жалобы, поскольку они назывались надзорными. Однако было принято решение о том, что если жалоба по содержанию соответствует требованиям нового Хозяйственного процессуального кодекса на первых порах истребовать дела и принимать жалобы к рассмотрению. Таким образом, переход на новые формы процессуального производства пройдет менее напряженно. А количество непосредственно кассационных жалоб на сегодняшний день увеличилось в два раза по сравнению с количеством надзорных жалоб, которые поступали за аналогичный период. Это говорит о большем доверии к новой инстанции.
Пересмотр в порядке надзора
Вступившие в законную силу судебные постановления хозяйственных судов в Республике Беларусь могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц, указанных в статье 301 ХПК Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Если последующие судебные постановления не отменяют (изменяют) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, срок подачи жалобы в порядке надзора исчисляется со дня вступления в силу этого судебного постановления. Пропуск указанного срока является основанием для возвращения жалобы в порядке надзора, за исключением случаев, когда обжалуемое судебное постановление препятствует принятию законного решения по другому делу либо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Протесты в порядке надзора вправе приносить:
Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь - на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь - на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь является Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Жалобу в порядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу. Жалоба в порядке надзора принимается к рассмотрению, если заявителем исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций, а также если причины, по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба, признаны уважительными.
Хозяйственный суд надзорной инстанции вправе:
оставить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции без изменения, а протест - без удовлетворения;
отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и направить дело на новое рассмотрение;
отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
оставить в силе одно или несколько судебных постановлений, вынесенных по делу;
изменить либо отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции и вынести новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального и (или) процессуального права, но все обстоятельства дела установлены полно и правильно и подтверждаются необходимыми доказательствами.
Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены принявшим их хозяйственным судом по вновь открывшимся обстоятельствам.
Основаниями для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
обстоятельства, опровергающие выводы хозяйственного суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду;
установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по делу;
установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные в связи с этим делом;
отмена судебного постановления хозяйственного суда или другого суда либо постановления иного органа, послуживших основанием для принятия этого судебного постановления, и принятие соответствующего постановления, противоположного по содержанию соответствующему акту (в целом или его части), на основании которого было принято судебное постановление по этому делу;
признание вступившим в законную силу судебным постановлением хозяйственного суда или общего суда недействительной сделки, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по делу;
признание Конституционным Судом Республики Беларусь законодательных актов, примененных хозяйственным судом в деле, не соответствующими в целом или их части Конституции Республики Беларусь либо не соответствующими в целом или их части нормативным правовым актам большей юридической силы.
Производство о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по заявлению лиц, участвующих в деле, а также по представлению должностных лиц, имеющих право принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции.
Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается заявителем (должностным лицом).
Заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано не позднее трех месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств. Для внесения представления сроки не устанавливаются.
В заявлении (представлении) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:
наименование хозяйственного суда, в который подается заявление (представление);
обоснованная просьба о возбуждении производства о возобновлении дела;
судебное постановление, подлежащее отмене, и основания для его отмены;
доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств, и момент их открытия;
доказательства, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий заявления (представления) о возобновлении дела и приложенных к нему документов;
полное имя (наименование) лица, подающего заявление (представление), а также дата его подачи.
О возбуждении производства о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам хозяйственный суд выносит определение.
Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам в целях отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции рассматривается хозяйственным судом, принявшим это постановление, при условии, что хозяйственные суды апелляционной, кассационной или надзорной инстанций не вносили в него изменений.
Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам в целях отмены судебных постановлений хозяйственных судов апелляционной, кассационной и (или) надзорной инстанций, которыми изменено или принято новое судебное постановление, рассматривается хозяйственным судом той инстанции, в которой изменено или принято новое судебное постановление.
Хозяйственный суд после рассмотрения заявления (представления) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам вправе: удовлетворить заявление (представление), отменить судебные постановления, ранее принятые по делу, и возобновить дело по вновь открывшимся обстоятельствам; отказать в возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
При отмене судебных постановлений, ранее принятых по делу, и возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам хозяйственный суд принимает решение, которое может быть обжаловано.
После принятия решения об отмене судебных постановлений, ранее принятых по делу, и возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам это дело рассматривается в том же хозяйственном суде.
Исполнительное производство - это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу.
Исполнение судебных решений совершается в процессуальной форме:
1) порядок деятельности органов исполнения регламентирован законом;
2) заинтересованным лицам обеспечена возможность участия в исполнительном производстве;
3) заинтересованным лицам предоставляются определённые процессуальные права.
Исполнительное производство возбуждается, как правило, по заявлению взыскателя или иного управомоченного лица. По некоторым делам исполнительное производство возбуждается судом без заявления взыскателя: дела о взыскании алиментов, возмещении вреда, связанного с повреждением здоровья или смертью кормильца, о конфискации имущества, взыскании, денежных сумм в доход государства и др.
Взыскатель - лицо, в пользу которого вынесено решение и в интересах которого ведется исполнительное производство.
Статьёй 358 ГПК предусматриваются меры принудительного исполнения:
1) обращение взыскания на имущество должника путём наложения ареста и продажи имущества;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника;
3) обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящегося у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определённых предметов, упомянутых в решении суда;
5) иные меры, указанные в решении в соответствии с законом.
Однако в ходе исполнения могут возникнуть обстоятельства, препятствующие его продолжению. В этих случаях возможно приостановление или даже окончание производства без приведения решения в исполнение.
Приостановление исполнительного производства представляет собой перерыв в производстве на неопределённый срок. Оно может быть обязательным (ст.361 ГПК) и факультативным (ст.362 ГПК). Возобновляется исполнительное производство после наступления обстоятельств, указанных в ст.363 ГПК, по заявлению взыскателя или по инициативе судьи.
Прекращение исполнительного производства - его окончание без исполнения решения без права на возобновление производства в будущем. Основания прекращения исполнительного производства предусмотрены ст.364 ГПК.
Ещё одна форма окончания исполнительного производства без исполнения решения - возвращение исполнительных документов взыскателю. При этом за взыскателем сохраняется право вновь предъявить исполнительный документ к взысканию в пределах срока давности, исчисляемого со времени возвращения ему исполнительного листа.
Любое действие судебного исполнителя по исполнению решения может быть обжаловано в суд. Право на обжалование имеют:
взыскатель;
должник;
другие лица, права и интересы которых нарушены действиями по исполнению.
Жалобы и протесты на действия судебного исполнителя рассматриваются судьёй в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и прокурора, принесшего протест. Рассмотрение заканчивается вынесением определения.
2. Предпосылки права на обращение в хозяйственный суд
Существование любого права связано с наличием определенных обстоятельств, его предопределяющих. Не составляет исключения и право на обращение в хозяйственный суд. Указанные обстоятельства получили наименование процессуальных предпосылок права на обращение в хозяйственный суд или права на предъявление иска. К числу таких предпосылок ХПК относит:
возможность рассмотрения данного дела в хозяйственных судах.
отсутствие соглашения сторон о передаче данного спора на разрешение третейского суда.
отсутствие в производстве другого органа, разрешающего споры, дела между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или отсутствие ранее вынесенного решения по данному делу.
Возможность рассмотрения дела в хозяйственных судах поставлена в зависимость от его подведомственности хозяйственным судам, процессуальной правоспособности лиц, обращающихся за защитой нарушенных или оспариваемых прав и интересов, а также связана с отсутствием иных обстоятельств, когда в принятии искового заявления может быть отказано. К числу последних можно отнести наличие прямого законодательного запрещения рассматривать в любом порядке возникший спор, удовлетворение претензии, ранее имевшее место прекращение производства по делу, в отдельных случаях истечение срока для предъявления претензии.
Хозяйственно-судебная подведомственность позволяет очертить круг споров, подлежащих рассмотрению в хозяйственных судах. В основу определения сферы юрисдикции хозяйственных судов положены два критерия: специфический субъектный состав (субъективный критерий) и определенный характер спорного правоотношения (объективный критерий).
Что касается субъектного состава спорного правоотношения, то хозяйственным судам подведомственны споры с участием юридических лиц (далее организаций) и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке, т.е. граждан-предпринимателей
По объективному критерию рассмотрению в хозяйственных судах подлежат все споры с участием организаций и граждан-предпринимателей, возникающие в сфере гражданского оборота или тесно связанные с этой сферой. По своей правовой природе указанные споры делятся на две большие группы: экономические споры и споры в сфере управления.
Первую группу образуют споры между организациями и гражданами-предпринимателями резидентами Республики Беларусь, возникающие из гражданско-правовых, по природе сходных с ними правоотношений, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности сторон, а также от суммы требований. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие - "экономические споры".
Хозяйственно-процессуальный закон не содержит исчерпывающего перечня экономических споров, подведомственных хозяйственным судам, допуская, что это могут быть споры по любым основаниям. Все же, несмотря на это в ст.27 ХПК законодателем предпринята попытка очертить примерный круг экономических споров, которые находятся в юрисдикции хозяйственных судов. Условно указанный перечень споров можно разделить на три группы: преддоговорные, договорные и внедоговорные споры.
В отличие от ранее действовавшего хозяйственного законодательства споры по вопросу заключения договоров подведомственны хозяйственным судам при наличии соглашения сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение хозяйственного суда либо если такая передача предусмотрена законодательными актами.
Решение сторон о передаче возникшего при заключении договора спора на разрешение хозяйственного суда может составлять предмет самостоятельного соглашения либо может быть включено как одно из существенных условий заключаемого договора.
Некоторые преддоговорные споры могут быть отнесены к компетенции хозяйственных судов отдельными законодательными актами. Например, Закон РБ "О поставках продукции для государственных нужд" предусматривает, что предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственного контракта в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от производства продукции.
На рассмотрение хозяйственного суда может быть передан любой спор, связанный с исполнением, изменением и расторжением договора.
Наконец, границы хозяйственно-судебной подведомственности распространяются на споры, возникающие из отношений, не опосредованных договором. К ним могут быть отнесены споры по поводу защиты вещных прав, как-то: о праве собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск), об устранении нарушений прав собственника или законного владельца, не связанные с лишением владения (негаторный иск). Содержание хозяйственно-судебной компетенции составляют споры, возникающие из деликтных правоотношений (например, споры о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности), а также споры о защите неимущественных прав организаций и граждан-предпринимателей, хотя в ст.20 ХПК и нет упоминания об этих категориях споров.
Совершенно иной подход действует в отношении споров, возникающих в сфере управления. Юрисдикция хозяйственных судов распространяется только на те споры в сфере управления, которые прямо отнесены ХПК или законодательными актами к их компетенции.
Согласно ст.п.8 ст.27 ХПК предметом хозяйственного разбирательства могут быть споры о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, в том числе решений представительных органов власти и администрации, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций или граждан-предпринимателей, равно как и споры о возмещении убытков, причиненных такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам-предпринимателям.
В соответствии с п.11 ст.27 ХПК в хозяйственный суд может быть обжалован отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации в установленный срок организации или предпринимательской деятельности гражданина.
Взаимоотношения организаций с бюджетом основаны на праве контролирующих органов в бесспорном порядке списывать их денежные средства в погашение задолженности перед бюджетом. Так, Закон РБ "Об основах налоговой системы Республики Беларусь " предусматривает, что взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, установленных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке.
Юридические лица или граждане-предприниматели, считающие подобные действия незаконными, могут обратиться в хозяйственный суд с требованием о возврате из бюджета бесспорно взысканных сумм.
Если же законодательством не предусмотрена возможность бесспорного списания налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и других экономических санкций, то соответствующие органы могут обратиться в хозяйственный суд с требованием об этом (п.12 ст.27 ХПК).
Особую категорию споров в сфере управления составляют дела о признании предприятий-должников неплатежеспособными (банкротами).
Применение ХПК в отношении указанных споров, в том числе и касательно определения подведомственности, носит субсидиарный характер в части, не урегулированной данным законом.
Решая вопрос о границах хозяйственно-судебной подведомственности, следует иметь в виду, что в хозяйственных судах могут быть рассмотрены не все споры с участием граждан-предпринимателей, а только те из них, которые вытекают из предпринимательской деятельности. Их споры, находящиеся за рамками отношений в сфере предпринимательства, подлежат разрешению в системе общих судов.
Например, спор о праве собственности на строение, используемое гражданином-предпринимателем для постоянного проживания, подведомственен судам общей юрисдикции. Аналогичный же спор о строении, которое является для гражданина-предпринимателя средством извлечения прибыли, должен разрешаться в системе хозяйственных судов.
Подводя черту сказанному, следует отметить, что в зависимости от характера спорного отношения хозяйственным судам подведомственны дела, возникающие из гражданских и сходных с ними правоотношений (экономические споры), а в случаях, прямо предусмотренных законом, - споры в сфере управления, связанные с предпринимательской деятельностью.
Некоторые международные соглашения содержат оговорку о рассмотрении споров с участием иностранных инвесторов в системе хозяйственных судов. Среди таковых особо следует выделить Соглашение стран Содружества независимых государств "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", подписанное 20 марта 1992 года. Исходя из содержания п.1 ст.4 Соглашения, на территории Республики Беларусь споры с участием хозяйствующих субъектов стран-участниц подлежат рассмотрению в хозяйственных судах. В силу этого вне зависимости от согласия сторон все споры организаций стран-участниц Соглашения на территории Беларуси должны быть переданы на разрешение хозяйственных судов.
Необходимой предпосылкой права на рассмотрение дела в хозяйственном суде является наличие у сторон процессуальной правоспособности. Под процессуальной правоспособностью следует понимать способность лица иметь процессуальные права и обязанности, включая право обращения в хозяйственный суд и обязанность отвечать по заявленному требованию.
В соответствии с ХПК процессуальной правоспособностью обладают предприятия, учреждения, организации, наделенные правами юридического лица, и граждане-предприниматели, т.е. граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и без права использовать наемный труд.
В предусмотренных законом случаях правом на обращение в хозяйственный суд наделены органы государственной власти и управления (налоговые инспекции, и т.д.).
Например, налоговые инспекции вправе предъявлять иски о ликвидации предприятий по основаниям установленным законодательством. Кроме того, они вправе возбуждать в хозяйственных судах дела о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием.
Действующее хозяйственно-процессуальное законодательство допускает возбуждение прокурором в хозяйственном суде дела, имеющего общественное и государственное значение (ч.2 ст.4 ХПК). В каждой конкретной ситуации оценку значимости дела дает прокурор, которому по закону предоставлено право обращения в хозяйственный суд.
Право на предъявление иска по делам, подведомственным, хозяйственным судам, неразрывно связано с отсутствием третейской записи, т.е. соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда. Это дает основания рассматривать последнее обстоятельство в качестве одной из предпосылок права на предъявление иска в хозяйственный суд.
Для отнесения спора к компетенции третейского суда важно наличие трех условии:
спор должен быть подведомственен хозяйственным судам;
спор возник или может возникнуть из экономических отношений;
наличествует соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда.
Предметом договора третейской записи может быть спор, отнесенный законодательством к юрисдикции хозяйственных судов. Согласно закону это исключительно возникший или могущий возникнуть экономический спор. Тем самым невозможно отнесение к компетенции третейских судов подведомственных хозяйственным судам споров в сфере управления.
Соглашение сторон о передаче дела в третейский суд должно содержать обязательство сторон передать на разрешение третейского суда возникший или могущий возникнуть конкретный спор, определенную категорию или все споры между ними, возникающие по любому правоотношению. Подобное соглашение может быть выражено в виде оговорки в договоре или отдельного соглашения.
Если третейская оговорка отражена в самом договоре, то она является неотъемлемым элементом его содержания. Вместе с тем ее следует рассматривать изолированно от других условий в ситуации, когда речь идет о признании такого договора недействительным. Как самостоятельное соглашение в рамках конкретного гражданско-правового договора третейская оговорка в подобных случаях сохраняет свою юридическую силу.
В числе предпосылок права на предъявление иска ХПК называет отсутствие в производстве другого органа, разрешающего споры, дела между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (п.1 ст.96 ХПК).
Это правило в первую очередь исключает обращение в хозяйственный суд или иные юрисдикционные органы с тождественными исковыми требованиями. В теории тождественными исками признано считать иски, в которых совпадают предмет, основания и стороны.
Предмет иска образует правоотношение, в рамках которого возник спор, переданный на рассмотрение и разрешение хозяйственного суда.
Основания иска составляют обстоятельства, с которыми истец как с юридическими фактами связывает свое исковое требование.
Наконец, в тождественном иске должны совпадать стороны спора. При этом следует иметь в виду, что стороны (истец и ответчик) будут совпадать и при повторном обращении с аналогичным требованием их правопреемников.
Существование подобной предпосылки права на обращение в хозяйственный суд призвано исключить вынесение по одному и тому же спору нескольких решений. В противном случае это поколебало бы весь механизм исполнения решений. Исполнительные органы стали бы перед дилеммой, какое из нескольких решений исполнять.
Основанием для отказа в возбуждении дела в хозяйственном суде должно служить нахождение тождественного дела на рассмотрении иного юрисдикционного органа или наличие ранее вынесенного этим органом решения.
На практике довольно часто можно встретить ситуацию, когда тот или иной юрисдикционный орган разрешает по существу спор ему неподведомственный. В первую очередь сказанное касается распределения сферы компетенции между общими судами и хозяйственными.
Если решение уже вынесено органом, который не был на то управомочен, заинтересованное лицо может ставить вопрос о пересмотре решения в кассационном или надзорном порядке со ссылкой на неподведомственность спора органу, его рассмотревшему. Опять-таки это вызвано стремлением исключить множественность решений по одному и тому же делу, облегчить в будущем исполнение решения.
Итак, как уже отмечалось, вышеперечисленные обстоятельства по своему правовому значению образуют предпосылки права на обращение в хозяйственный суд. Отсутствие хотя бы одной из указанных предпосылок предполагает отсутствие и самого права, что влечет отказ в принятии искового заявления.
Поскольку все предпосылки права носят неустранимый (объективный) характер, то заинтересованное лицо лишено возможности их восполнить и приобрести желаемое право на предъявление иска в хозяйственный суд. Из этого вытекает важное процессуально правовое последствие отказа в принятии искового заявления: отказ в принятии искового заявления лишает заинтересованное лицо возможности повторного обращения в хозяйственный суд.
Если отсутствие права на предъявление иска обнаружено уже после возбуждения дела, то хозяйственный суд должен прекратить производство по делу, что влечет аналогичные процессуально правовые последствия.
3. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения. Форма и содержание искового заявления
В соответствии со статьей 6 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь заинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленным ХПК Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 6 ХПК в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в хозяйственный суд вправе обращаться:
юридические лица;
индивидуальные предприниматели;
организации (граждане), не являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективы работников), - в случаях, предусмотренных законодательными актами. Например, по искам об отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьей 47 ХПК. В качестве истца в таком деле будет выступать еще не зарегистрированная и соответственно не являющаяся юридическим лицом организация либо гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем.
В целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов вышеуказанных лиц и в случаях, предусмотренных законодательными актами, право на обращение в хозяйственный суд имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы.
Согласно статье 39 ХПК РБ хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, - с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан. Хозяйственный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.
Статья 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь указывает, что филиалы (равно как и представительства) не являются юридическими лицами, то есть не являются организациями, обладающими правоспособностью (статьи 45 и 46 ГК РБ), и не могут рассматриваться в качестве обладающих правом на подачу искового заявления и участие в судебном процессе в качестве истца или ответчика.
Согласно статье 7 ХПК Республики Беларусь право на обращение в суд реализуется путем подачи:
искового заявления - по хозяйственным (экономическим) спорам;
заявления - по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности (банкротстве); об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); о признании недействительным постановления; о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам; о возбуждении исполнительного производства; о выдаче судебного приказа на принудительное исполнение решения третейского суда; о признании и приведении в исполнение решений судов иностранных государств, принятых ими по спорам и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (далее - решение иностранного суда), и решений иностранных международных арбитражных (третейских) судов, принятых ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (далее - иностранное арбитражное решение).
Исковое заявление - это документ, к форме и содержанию которого законодательство предъявляет особые требования. Так, статья 159 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь предусматривает, что исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме, текст искового заявления должен быть разборчив и различим, выполнен на белорусском или русском языке (ст.17 Конституции Республики Беларусь, ст.20 ХПК Республики Беларусь). Исковое заявление с неразборчивым или трудно читаемым текстом подлежит оставлению без движения (162 ХПК РБ). В исковом заявлении должны быть указаны:
1. наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление;
2. полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты;
3. цена иска, если иск подлежит оценке;
4. обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
5. доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
6. расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
7. требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
8. сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;
9. перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
Рассмотрим каждое из этих требований подробнее.
1. Указание наименования хозяйственного суда, в который подается исковое заявление.
В соответствии со статьей 49 ХПК иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Таким образом, зная место нахождения (или место жительства) ответчика, без труда определяется хозяйственный суд, в который будет направлено исковое заявление. Имеются некоторые особенности данного пункта:
нельзя путать местонахождение ответчика (юридический адрес юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя) с местонахождением его торгового места, склада или обособленного структурного подразделения. Здесь следует помнить, что иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения (филиала или представительства), все же может быть предъявлен по месту нахождения такого обособленного подразделения юридического лица;
если истцом является иностранное юридическое лицо (кроме государств - участников СНГ), то исковое заявление к такому ответчику будет подсудно не хозяйственным судам областей и приравненным к ним (хозяйственному суду города Минска), а Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь. (постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь N 9 от 06.04. 2005 года). Данное правило распространяется в случае, когда одной из сторон в споре является республиканский государственный орган.
2. Указание полных имен (наименований) лиц, участвующих в деле, их почтовых адресов, банковских реквизитов.
Несмотря на кажущуюся очевидность действий, в этой части искового заявления также нередко допускаются ошибки. Указываемые в исковом заявлении адреса лиц, участвующих в деле, должны отвечать требованиям достоверности. Иногда наименование юридического лица (истца или ответчика) указывается не в соответствии с его учредительными документами и свидетельством о государственной регистрации, а произвольно, "на слух".
Таким образом, в исковом заявлении указывается наименование (имя, отчество, фамилия - для индивидуального предпринимателя) истца (ответчика), содержащееся в его свидетельстве о государственной регистрации или учредительных документах (включая указание на организационно-правовую форму и фирменное наименование), а также адрес местонахождения (места жительства - для индивидуального предпринимателя), соответствующий его учредительным документам (свидетельству о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя), и банковские реквизиты, включая:
расчетный счет;
наименование банка, где открыт счет;
адрес банка;
код банка.
Хотелось бы отметить, что указание банковских реквизитов ответчика является обязательным в тех случаях, если в исковое заявление включается ходатайство истца о применении в качестве меры обеспечения иска наложение ареста на денежные средства ответчика, находящиеся на его банковском счете (ст.85 ХПК РБ).
3. Указание цены иска. Уплата государственной пошлины. Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы.
Цена иска указывается в исковом заявлении, если иск носит имущественный характер, и определяется в соответствии с ч.1 ст.128 ХПК РБ. цена иска определяется путем арифметических вычислений (например, необходимо сложить сумму основного долга (стоимость поставленного товара), сумму неустойки (штрафа, пени) по договору и сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 366 ГК РБ) Если истец ограничен в финансовых возможностях и не в состоянии платить госпошлину с цены иска, включающей неустойку и проценты, он (истец) вправе определить цену иска в размере суммы основного долга.
Цена иска, не связанного с взысканием денежных средств, а также иска, содержащего несколько отдельных требований, определяется в соответствии со статьей 128 ХПК РБ.
Пункт 29 Инструкции о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственной пошлины, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь N 47 от 26.05. 2000 года, предусматривает, что цена иска определяется в той валюте, в которой производились или должны были производиться расчеты между сторонами договора. При предъявлении иска в иностранной валюте в исковом заявлении указывается также эквивалент цены иска в денежных единицах Республики Беларусь, который определяется по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на день предъявления иска.
От цены иска, связанного с взысканием денежных средств, зависит размер госпошлины.
Ставки госпошлины за подачу в хозяйственные суды заявлений и жалоб устанавливаются пунктом 3 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь N 402 от 26.03. 2003 года (далее - Постановление).
Госпошлина за подачу искового заявления имущественного характера (включая и иск о взыскании денежных средств) не может быть менее размера базовой величины, установленной на день подачи иска. Пошлина рассчитывается в процентном соотношении к цене иска. При цене иска, составляющей менее 1000 базовых величин, размер госпошлины равен пяти процентам от цены иска, но не менее одной базовой величины (подпункт 3.1 Постановления). Тем не менее, неисполнение этого требования является частым основанием для оставления искового заявления без движения.
Еще одной часто встречающейся ошибкой является уплата госпошлины за подачу иска в хозяйственный суд не в республиканский бюджет, что противоречит статье 127 ХПК, а также нарушение порядка оформления документов, подтверждающих уплату пошлины, установленного Инструкцией. Самым распространенным здесь нарушением является несовершение банком на платежном поручении об уплате госпошлины надписи: "Зачислено в доход бюджета _______________ рублей (прописью)". Эта надпись заверяется подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скрепляется печатью банка с проставлением даты выполнения платежного поручения (пункт 9 Инструкции). Отсутствие такой записи или незаверение ее подписями уполномоченных лиц и печатью банка рассматривается судом как непредставление документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, и является основанием для возврата иска (пункт 32 Инструкции).
Кроме того, платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату пошлины именно по тому исковому заявлению, к которому документ приобщен, либо просьбу заявителя о зачете ранее уплаченной пошлины по другому делу. Такие платежные документы представляются только в оригинале.
Пошлина может уплачиваться в свободно конвертируемой валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату подачи искового заявления. Уплата пошлины, произведенная в свободно конвертируемой валюте (в том числе российских рублях или украинских гривнах), должна быть подтверждена справкой инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о фактическом зачислении пошлины в доход республиканского бюджета.
При предъявлении иска в иностранной валюте в исковом заявлении указывается также эквивалент цены иска в денежных единицах Республики Беларусь, который определяется по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на день предъявления иска.
Несмотря на то, что статья 159 ХПК РБ не обязывает указывать в исковом заявлении сумму перечисленной в республиканский бюджет госпошлины, на практике она чаще всего указывается.
Расчет цены иска не обязательно должен быть включен непосредственно в текст иска. Если расчет цены иска производится не в самом исковом заявлении, а прилагается к нему, то такой расчет должен быть подписан руководителем предприятия или лицом, уполномоченным на это по доверенности (доверенность прикладывается к иску) и содержать наименование, позволяющее установить, к какому именно исковому заявлению данный расчет относится.
4. Указание обстоятельств, на которых основаны исковые требования, и доказательства, подтверждающие основания исковых требований.
В этой части искового заявления излагаются все обстоятельства, которые имели место и касаются правоотношений, возникших между сторонами в связи с заключением и исполнением договора поставки, а также обстоятельства, послужившие основанием для иска. В числе фактов, которыми истец обосновывает свои требования, должны быть указаны обстоятельства материально - правового характера. Предопределившие возникновение спорного обязательства, его исполнение, факты, являющиеся основанием для применения мер ответственности. Такие обстоятельства излагаются в произвольной форме, но с использованием формулировок, доступных для понимания.
Каждый факт, указанный в иске, должен быть подтвержден доказательствами. Например, факт заключения договора поставки, имеющего обязательную силу для покупателя, подписанного лицом, уполномоченным покупателем по доверенности, должен быть подтвержден ссылкой на таковую и ее обязательным приложением к иску. Факт поставки товара, помимо прочего, подтверждается отметкой о приеме товара, произведенной уполномоченным лицом покупателя в товарно-транспортной накладной в соответствии с требованиями законодательства. Ссылаясь на это обстоятельство, мы в исковом заявлении указываем номер и дату ТТН с предъявлением ее оригинала суду. Указание в исковом заявлении конкретного основания иска не исключает возможности его дополнения или изменения на более поздних стадиях процесса (ч.1ст.63 ХПК РБ).
5. Требования истца со ссылкой на акты законодательства.
Это одна из важнейших частей искового заявления. В ней истец квалифицирует правоотношения, возникшие между ним и ответчиком по договору поставки и в связи с его исполнением, а также указывает, какие нормы законодательства, по его суждению, должны быть применены в данном случае. Так, например, в исковом заявлении об установлении факта ничтожности сделки или признании оспоримой сделки недействительной истец обязан указать конкретную статью Гражданского кодекса Республики Беларусь, по признакам которой он просит установить факт ничтожности сделки либо признать ее недействительной. В исковом заявлении о применении последствий недействительности сделки истцом должно быть указано, какие именно последствия в отношении каждой из сторон в отдельности он просит применить (п.27-28 постановления Пленума ВХС РБ "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок" от 27.05. 2005г. №11
6. Сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.
Важное значение имеют сведения о соблюдении истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора. Такой порядок законодательством Республики Беларусь предусмотрен по делам о сделках, связанных с перевозкой грузов, обжалованием действий должностных лиц государственной налоговой инспекции и т.п.
О соблюдении такого порядка перед обращением в хозяйственный суд истец обязан указать в исковом заявлении и подтвердить это соответствующими документами.
Досудебный порядок урегулирования спора устанавливается законодательными актами в одной из двух форм: юрисдикционной и неюрисдикционной.
При юрисдикционной форме досудебного порядка заинтересованное лицо обязано до предъявления соответствующего требования в хозяйственный суд обратиться за разрешением своего требования в несудебный юрисдикционный орган.
В соответствии с п.30-32 Порядка организации и проведения проверок решение о применении экономических санкций должно быть принято до предъявления заинтересованным лицом в хозяйственный суд заявления о его оспаривании, обжаловано данным лицом в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему должностному лицу) в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа (вышестоящее должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в 30-дневный срок со дня ее поступления и принять одно из следующих решений: оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения; отменить решение полностью или частично; отменить решение и назначить проведение дополнительной проверки (ревизии). Копия решения по жалобе в 5-дневный срок с даты вынесения решения направляется подававшему жалобу заинтересованному лицу (вручается его уполномоченному представителю). Последнее вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением об оспаривании решения о применении экономических санкций при несогласии с решением должностного лица вышестоящего контролирующего органа (вышестоящего должностного лица) об отказе (полностью или частично) в удовлетворении жалобы, если ответ на нее не получен, либо по истечении месячного срока со дня подачи. Однако соблюдения досудебного порядка при оспаривании в хозяйственном суде решения о применении экономических санкций не требуется, если специальным законодательным актом предусмотрена возможность его оспаривания непосредственно в хозяйственный суд. Так, в соответствии с п.3.1 Указа Президента "О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты" от 02.06. 1997г. №311 решения органов Комитета государственного контроля, инспекций Министерства по налогам и сборам, управлений Национального банка о применении экономических санкций, предусмотренных данным Указом, могут быть обжалованы непосредственно в хозяйственный суд в 14-дневный срок со дня их доведения до заинтересованного лица. Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в данном случае не требуется.
Решение вышестоящего административного органа, вынесенное по жалобе субъекта предпринимательской деятельности на решение о применении экономических санкций, может быть оспорено в хозяйственном суде только в случае, если решением вышестоящего органа вносятся в решение нижестоящего органа изменения, нарушающие права и законные интересы субъекта (п. 19 Обзора практики применения судами правовых норм, регулирующих вопросы подведомственности споров хозяйственным судам, утв. постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда от 25.09. 2003 № 24). В этом случае решение вышестоящего органа может быть оспорено в хозяйственном суде без соблюдения досудебного порядка.
Если вышестоящий орган откажет в удовлетворении жалобы на решение о применении экономических санкций вследствие пропуска заинтересованным лицом установленного 5-дневного срока на подачу жалобы, это обстоятельство не препятствует оспариванию заинтересованным лицом решения в хозяйственный суд. Досудебный порядок в этом случае должен считаться соблюденным.
Согласно ст.86 Налогового кодекса Республики Беларусь решения налоговых органов (включая решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) и пени), действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд. Таким образом, соблюдения заинтересованным лицом досудебного порядка при оспаривании в суде решений (действий, бездействий) налоговых органов не требуется. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа не препятствует хозяйственному суду рассмотреть по существу дело, возбужденное по идентичному заявлению (жалобе) плательщика или иного обязанного лица (п.17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 19.05. 2005 № 21). Однако решения налоговых органов о применении экономических санкций за нарушения налогового законодательства могут быть оспорены в хозяйственный суд при условии соблюдения досудебного порядка в соответствии с п.30-32 Порядка организации и проведения проверок (письмо Высшего Хозяйственного Суда от 05-11. 2004 № 04-03/2882). О порядке оспаривания в хозяйственный суд решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), пени и применении экономических санкций за нарушение налогового законодательства, оформленного в виде единого документа, см. комментарий к ст.162 ХПК.
В соответствии со ст.34 Закона от 05.01. 2004г. "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" лица, обратившиеся с заявкой на сертификацию или с заявкой о регистрации принятой ими декларации о соответствии, могут обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) аккредитованного органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра) только после подачи жалобы в Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров.
Таким образом, при юрисдикционной форме досудебного порядка урегулирования спора заинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд, если несудебный юрисдикционный орган не удовлетворил соответствующую жалобу заинтересованного лица либо не рассмотрел ее в срок, установленный актами законодательства.
При неюрисдикционной (претензионной) форме досудебного порядка заинтересованное лицо до обращения в хозяйственный суд обязано предъявить обязанному в материальном правоотношении лицу (потенциальному ответчику) требование (претензию) о добровольном исполнении им своих обязанностей.
В соответствии со ст.751 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление к нему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Аналогичные нормы содержатся и в специальных законодательных актах, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении отдельных видов перевозок. В силу ч.1 ст.87 Закона от 21.07. 2001"Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" до предъявления любого иска, вытекающего из автомобильной перевозки (т.е. не только иска к перевозчику), обязательно предъявление соответствующей претензии в порядке, предусмотренном законодательством.
В то же время иски, вытекающие договора из международной автомобильной перевозки, подпадающей под действие Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов (г. Женева, 1956 г), участницей которой является Республика Беларусь, должны приниматься к производству хозяйственными судами без соблюдения досудебного порядка, так как данной Конвенцией не предусмотрена обязательность предъявления претензий перевозчику (п.5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 26.04. 2005г. №13 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов").
Исковое заявление об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной договора в хозяйственный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п.2 ст.422 ГК). Данное предложение должно содержать определенное требование стороны изменить или расторгнуть договор, а, например, не предложение исполнить какие-либо вытекающие из договора обязательства.
Особенности имеет и досудебный порядок урегулирования спора по делам о расторжении договора аренды. В случае предъявления арендодателем искового заявления о расторжении договора аренды арендодатель согласно ст.590 ГК до обращения в суд обязан направить арендатору не предложение о расторжении договора, а письменное предупреждение о необходимости исполнения в разумный срок вытекающих из договора обязательств. При ненаправлении такого предупреждения досудебный порядок урегулирования спора является несоблюденным. В случае же предъявления искового заявления о расторжении договора аренды арендатором последний до обращения с иском должен направить арендодателю предложение расторгнуть договор по общим правилам п.2 ст.422 ГК (п.11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 19.05. 2005 №20 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из арендных правоотношений").
Исходя из п.4 ст.60 ГК предъявление в суд иска к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, возможно только после предварительного предъявления кредитором требования в ликвидационную комиссию этого юридического лица и отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требования или нерассмотрения ликвидационной комиссией данного требования. В силу ст.38 Закона от 15.12. 2003г. "О почтовой связи" пользователь услуг почтовой связи до обращения в суд с иском к оператору почтовой связи, вытекающим из неисполнения или ненадлежащего исполнения последним обязательств по оказанию услуг почтовой связи, обязан предъявить к оператору почтовой связи соответствующую претензию. Только после отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные указанной статьей закона (15 дней или один месяц в зависимости от основания претензии) пользователь услуг почтовой связи вправе обратиться в суд.
Следует учитывать, что необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора может быть установлена только законодательными актами (законами, декретами и указами Президента). При наличии таких указаний в законодательных актах стороны не могут исключить обязательность досудебного порядка урегулирования спора соглашением между собой. Однако иными актами законодательства (например, актами министерств, государственных комитетов, иных центральных органов государственного управления, Национального банка, актами местных органов управления и самоуправления) обязательность соблюдения досудебного порядка по каким бы то ни было категориям дел (требованиям) установлена быть не может. Нормы, содержащие указания на необходимость соблюдения досудебного порядка, включенные в акты законодательства, не являющиеся законодательными актами, не должны приниматься хозяйственными судами во внимание при решении вопроса о возбуждении производства по делу.
7. Документы, прилагаемые к исковому заявлению.
В статье 160 ХПК содержится перечень документов, которые должны быть приложены к исковому заявлению. Большинство этих документов необходимы для проверки хозяйственным судом соблюдения истцом установленного законом порядка реализации права на предъявление иска, среди них:
уплата государственной пошлины в установленном порядке и размере (оригинал платежного поручения с отметкой банка или иной документ, предусмотренный инструкцией);
соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором (копия претензии и уведомление о вручении почтового отправления);
обстоятельства, на которых основаны исковые требования (договор поставки; доверенность на лицо, подписавшее договор, если он подписан не руководителем предприятия; ТТН, доверенность лица, уполномоченного покупателем на получение товара у продавца; неакцептованное банком покупателя платежное требование продавца, если по условиям договора товар оплачивается путем выставления платежного требования; расчет цены иска, если он не приведен непосредственно в исковом заявлении; и т.д.);
государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации), а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их юридический статус (легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной компании (международной организации) в соответствии с законодательством страны ее учреждения, переведенная на белорусский (русский) язык (при этом подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена);
полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска (доверенность лица, подписавшего иск (если он подписан не руководителем предприятия) и / или доверенность лица, предъявляющего иск в суд).
К иску прилагается его копия (для отправки ее судом в адрес ответчика) или несколько их экземпляров (если иск предъявляется к нескольким ответчикам), соответствующих количеству ответчиков.
Документы, прилагаемые к иску, могут быть направлены в суд в виде удостоверенных копий (за подписью руководителя и печатью предприятия с простановкой надписи "Копия верна"). В последующем, в ходе подготовительного судебного заседания или в судебном разбирательстве, суду должны быть представлены оригиналы таких документов для обозрения.
Исковое заявление должно быть подписано самим истцом или его представителем:
от юридического лица исковое заявление подписывается его руководителем;
от имени ликвидируемого юридического лица - председатель ликвидационной комиссии;
от имени юридического лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве и открыто конкурсное производство - антикризисный управляющий;
от имени филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений юридического лица вправе подписать руководитель филиала, при наличии у них специальной доверенности, соответствующей требованиям статей 78,79 ХПК Республики Беларусь.
Несоблюдение указанных выше требований к форме и содержанию искового заявления влечет оставление искового заявления без движения, согласно статьи 162 ХПК Республики Беларусь.
Заключение
Хозяйственно-процессуальная форма защиты прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности призвана обеспечить принудительную реализацию их прав в сфере гражданского оборота. В соответствии с этим ст.2 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, принятого Национальным собранием в 1998 году, предоставляет право обращения в хозяйственный суд за защитой нарушенных или оспоренных прав и законных интересов всем предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, а также гражданам, занятым в сфере предпринимательской деятельности. Вместе с тем существование права на возбуждение конкретного дела связано с наличием определенных предпосылок и соблюдением заранее установленного законодательством порядка обращения в хозяйственный суд. Отсутствие предпосылок или нарушение порядка реализации права на обращение в суд делают невозможным возбуждение хозяйственного производства, в рамках которого материально-правовой спор рассматривается и разрешается по существу.
Список использованных источников
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0.
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. № 314-З // (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 138-139, 2/1064)
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Мн., 1999.
Закон Республики Беларусь "О государственной пошлине".
Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", от 12 февраля 2001 года.
Закон Республики Беларусь "О хозяйственных судах в Республике Беларусь" от 9 декабря 1998 г. № 217-З.
Закон Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь", от 13 января 1995 г. №3514-12.
Закон Республики Беларусь "Об основах налоговой системы Республики Беларусь".
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 1999 г. №1706 "О внесении изменений в ставки государственной пошлины".
Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 декабря 200 г. № 26 "О введении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам".
В. Блажеев. Возбуждение и рассмотрение дел в арбитражных судах. М., 1994.
Каменков В.С. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн., 2000.
Каменков В.С. Основные положения нового ХПК РБ. Мн., 1999.
Каменков В.С., Жандаров В.В. Справочник по хозяйственному процессу. Мн., 2001.
Арбитражный процесс. / под ред. М.К. Треушникова. М., 2000.
Арбитражный процесс. / под ред. Р.Е. Гукасяна. М., 1996.
Арбитражный процесс. / под ред. В. В. Яркова. М., 1998.
Арбитражный процесс: Россия, Украина, Беларусь. Н. Новг., 1993.