Военно-политический основы военной доктрины Российской Федерации

Введение

Доктрина (лат. doctrine) - учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип.

Военная доктрина - система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы ее ведения... Основные положения военной доктрины определяются характером общественного строения, политикой государства, уровнем развития средств ведения войны и военной науки.

Военная доктрина РФ представляет собой систематизированную и сконцентрированную в едином документе совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Доктрина вводится в действие указом Президента Российской Федерации, следовательно, согласно Конституции России, ее положения являются обязательными на всей территории страны для всех органов исполнительной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), на которые российским законодательством возложена, в пределах их обязанностей и полномочий, ответственность за решение задач военной безопасности.

Современная военная доктрина развивает «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» 1993 г. и конкретизирует применительно к военной сфере установки концепции национальной безопасности Российской Федерации. Она опирается на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на выводы системного анализа содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

Военная доктрина Российской Федерации имеет сугубо оборонительный характер, что обусловлено сочетанием в ее содержании последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Правовую базу военной доктрины составляют Конституция РФ, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международные обязательства России в области обеспечения военной безопасности.

Реализация военной доктрины достигается единым централизованным государственным и военным управлением, скоординированной деятельностью, в пределах их компетенции, всех ветвей и органов государственной власти, общественных объединений и граждан по осуществлению комплекса политико-дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Военная доктрина Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года № 706).

Военная доктрина Российской Федерации (далее именуется - Военная доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

1. Источники военной опасности

Военная сфера - часть сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, связанная с обеспечением военной безопасности.

Оборонная сфера - важнейший компонент военной сферы, связанный с обеспечением обороны страны.

Военная безопасность - составная часть национальной безопасности, означающая устойчивое состояние защищенности личности, общества и государства от военных угроз.

Оборонная безопасность - часть военной безопасности, связанная с обеспечением безопасности личности, общества и государства в оборонной сфере.

Военная опасность - это состояние международных, межгосударственных, в первую очередь военно-политических, отношений, которые заключают в себе вероятность возникновения вооруженного конфликта, войны, вообще применения вооруженного насилия (здесь еще нет субъекта и объекта применения насилия).

Военная угроза - это реальная, действительная опасность, которая исходит от определенных носителей (субъекта) военно-политических отношений и направлена против другого носителя (для первого объекта) этих военно-политических отношений. Тем самым военная угроза вырастает из потенциальной военной опасности.

Военная угроза - это специфическая часть общего спектра угроз национальной безопасности, связанная с прямым или опосредованным применением (с использованием различных, в том числе нетрадиционных, непрямых, неконтактных форм и способов действий) военной силы.

Военная сила - вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы государства, а также иные силы, средства и ресурсы, привлекаемые государством для обеспечения военной безопасности и достижения военно-политических целей.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

    Политическая безопасность

    Экономическая безопасность

    Экологическая безопасность

    Духовная безопасность

    Социальная безопасность

    Научно-техническая безопасность

    Военная безопасность

    Информационная безопасность

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗМОЖНЫХ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ:

    Передел транснациональными корпорациями топливно- энергетических регионов мира (в пределах России их три - Каспийский, Кавказский и Восточно-Сибирский).

    После 2015 года Россия может стать главной ареной ожесточенной борьбы за источники сырья и другие природные богатства.

    Недопущение возрождения на территории России нового Евроазиатского центра силы и мощного конкурента на мировой политической и экономической арене.

ВОЗМОЖНЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.

Россия граничит с 16 государствами. Протяженность границ 60 932,3 км (сухопутных - 14 509,3 км; морских - 38 807 км; речных - 7 141 км; озерных - 475 км). Площадь исключительной экономической зоны составляет 8,6 млн. км2. Граница, унаследованная от СССР, оформленная в международно-правовом отношении, составляет 9 850 км (8 сопредельных государств). В то же время граница, не оформленная в международно-правовом отношении - 13 599 км (8 сопредельных государств). Из 89 субъектов России - 45 (51%) являются приграничными. Из них 24 субъекта оказались приграничными впервые.

    Качественное и количественное наращивание мощи вооруженных сил другими странами в регионах, прилегающих к нашей Государственной границе.

    Интенсивная и противоправная разведывательная деятельность других государств.

    Территориальные притязания, неурегулированность вопросов о разграничении территории, экономических зон и континентального шельфа

    Ущемление экономических интересов государства и посягательства на его природные богатства.

    Наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи границ России и ее союзников.

    Нравственно-психологическая экспансия.

    Международный терроризм.

СПОСОБЫ РАЗВЯЗЫВАНИЯ ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ.

Первый: Ввод группировок войск (сил) потенциального агрессора на территорию России под видом миротворческого контингента для обеспечения стабильности с широкими полномочиями по решению ООН, ОБСЕ, ЕС с задачами становления контроля за ядерными силами, стабилизации экономики и т. д.

Второй: Вовлечение России в военные конфликты на территории сопредельных государств или иных государств с последующей их эскалацией и переносом военных действий на территорию России.

Третий: Прямая агрессия против России после частичного или полномасштабного стратегического развертывания войск (сил). В условиях массированного применения высокоточного оружия полномасштабное стратегическое развертывание может не осуществляться.

Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются противоборством двух тенденций: с одной стороны, к утверждению однополюсного мира, для которого характерно доминирование одной сверхдержавы, военно-силовое решение ключевых проблем мировой политики, с другой - к формированию многополюсного мира, основанного на равноправии народов и наций, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, реализации основополагающих норм международного права.

С окончанием «холодной войны» произошел распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших, в том числе и защитную функцию. Столь масштабная деформация геополитического пространства обозначила для России новые группы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, а точнее, ее ядро благополучное экономическое и жизненное пространство.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии против Российской Федерации и ее союзников в традиционных формах предотвращается проведением активного внешнеполитического курса, поддержанием на достаточном уровне российского военного потенциала ядерного сдерживания.

Вместе с тем ряд потенциальных внешних и внутренних угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в том числе крупномасштабных, сохраняется, а на ряде направлений усиливается.

ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ:

- стремление США и их союзников принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООП и ОБСЕ;

- опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

- укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего, расширением НАТО на Восток;

- появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз (Узбекистан, Таджикистан, Грузия, Киргизия);

- продолжающееся распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- усиление центробежных процессов в СНГ;

- возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы России и внешних границ СНГ (Таджикистан, Абхазия, Молдова и др.);

- территориальные притязания к России.

ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ:

(Военная доктрина РФ, ст. 5)

1) территориальные претензии к Российской Федерации;

2) вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;

3) попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

4) наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

5) создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

6) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

7) ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

8) создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

9) нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

10) действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;

11) враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия;

12) дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;

13) международный терроризм.

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СЕВЕРЕ:

1. Неурегулированность с Норвегией вопроса границы континентального шельфа и между экономическими зонами.

2. Постепенный отход от традиционного нейтралитета Финляндии и Швеции.

3. Широкомасштабное изучение США под видом научно-исследовательских работ Арктического бассейна.

4. Территориальные претензии на Северо-Западе к России:

Эстонии - на Кингисепский район Ленинградской области;

Латвии – на район Псковской области;

Финляндии – на часть Карелии.

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАПАДЕ:

1. Дальнейшее продвижение блока НАТО на Восток.

2. Выдвигаемые в Литве, Польше и ФРГ требования уменьшить группировку российских войск, а затем полностью демилитаризовать Калининградскую область.

3. Активное вовлечение стран Восточной Европы и Балтии в сферу военного влияния НАТО через программу "Партнерство во имя мира".

4. Дискриминация русскоязычного населения в странах Балтии.

5. Территориальные притязания Литвы на отдельные районы, в частности на Куршскую косу, местность в районе озера Выштитис.

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЮГО-ЗАПАДЕ:

    Возрастание происламских настроений в Закавказье и среднеазиатских республиках СНГ.

    Усиление сепаратизма и исламского экстремизма.

    Взаимоотношения между Азербайджаном и Арменией.

    Конфликтная ситуация вокруг нефтегазодобычи на континентальном шельфе Каспийского моря (Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран).

    Нерегулируемый рост мусульманско-татарского населения в Крыму.

    Ситуация в Чеченской Республике.

    Взаимоотношения между Грузией и Абхазией.

    Проамериканская позиция Грузии.

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЮГЕ:

    Активность стран НАТО в регионе Черного моря.

    Рост влияния в регионе Турции и Ирана.

    Нестабильность внутриполитической обстановки в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении.

    Внутриполитическая обстановка в Афганистане.

    Стремление Украины в НАТО.

    Проблемы взаимоотношений между Азербайджаном, Туркменией, Узбекистаном, Киргизией, Казахстаном.

    Проамериканская позиция Киргизии, Таджикистана, Узбекистана.

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВОСТОКЕ:

    Усиление позиции в регионе Японии и Китая.

    Взаимоотношения Северной Кореи и Южной Кореи.

    Территориальные претензии Японии (острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи) и спорные территории (остальные Курильские острова и Южный Сахалин).

    Экономическая экспансия Китая против России.

    Территориальные претензии Китая (остров Уссурийский и др.).

    Незаконное проникновение китайских переселенцев на территорию России (в некоторых приграничных районах Приморья китайцев в 1,5 - 2 раза больше, чем русскоязычного населения).

    Быстроразвивающиеся экономика и рост численности населения Китая более чем миллиардное население Китая (25 % населения мира) растет на 1,1 % в год, тогда как экономика растет еще быстрее - более чем на 10% в год.

Суммирование наиболее неблагоприятных факторов и тенденций развития международной обстановки позволяет определить наиболее уязвимое с точки зрения безопасности направление. Им является стык Европейского и Центрально-Азиатского стратегического районов, и в особенности Юго-Западное направление.

во-первых, здесь проходит линия соприкосновения двух геополитических частей России - европейской и азиатской части, причем в первой сосредоточен основной экономический, интеллектуальный, демографический потенциал и центры, обеспечивающие существование государства как суверенного субъекта мировой цивилизации (утрата европейской части России - это реальная угроза существованию государства в целом);

во-вторых, данный район характеризуется повышенной конфликтностью и способностью при определенных условиях обеспечить дальнейшее расширение зоны конфликта на север между Уралом и Волгой за счет сепаратизма отдельных субъектов Федерации;

в-третьих, происходящие на Кавказе вооруженные конфликты уже перекинулись на территорию России, а усиление боевого потенциала Турции и форсированное решение ею курдской проблемы при помощи военной силы свидетельствуют о предпосылках превращения этой страны в реального военного противника России на юге;

в-четвертых, фланговые ограничения России по Парижскому соглашению, а также полностью деформированная структура военного строительства, в результате развала Советского Союза, наиболее остро проявились на юге России, а непосредственная близость к Крыму "завязывает" данный район на ход и результаты разрешения противоречий между Украиной и Россией, между Россией и Турцией;

в-пятых, после западного направления это наиболее короткое расстояние к европейскому центру России.

ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ:

(Военная доктрина Российской Федерации, ст. 6)

1) попытка насильственного свержения конституционного строя;

2) противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

3) планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

4) создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

5) незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

6) организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ:

Угрозы в социальной сфере:

- расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан;

- увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;

- рост безработицы;

- усиление социальной напряженности.

Угрозы экономической безопасности:

- нестабильное и уязвимое геоэкономическое и торгово-политическое положение страны;

- разрушение прежних экономических союзов;

- сохранение дискриминационных ограничений во взаимоотношениях с западными странами;

- уход с традиционных рынков.

Угрозы истощения природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации:

- преимущественное развитие топливно-энергетических отраслей промышленности;

- неразвитость законодательной основы природоохранной деятельности;

- отсутствие или ограниченное использование природосберегающих технологий;

- низкая экологическая культура.

Угрозы терроризма и организованной преступности:

- нарастание масштабного, зачастую конфликтного изменения форм собственности;

- обострение борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов.

Угроза криминализации общественных отношений.

Угроза физическому здоровью нации:

- кризисное состояние систем здравоохранения и социальной защиты населения.

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА:

Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами:

• снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;

• формирование и укрепление региональных центров силы;

• усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;

• активизация сепаратизма;

• распространение локальных войн и вооруженных конфликтов;

• усиление региональной гонки вооружений;

• распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;

• обострение информационного противоборства.

Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:

• попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);

• использование военно-силовых акций в качестве средства "гуманитарного вмешательства" без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;

• нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;

• использование субъектами международных отношений информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;

• деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;

• расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности.

2. Задачи государства в области обеспечения военной безопасности

Обеспечение военной безопасности - важнейшее направление деятельности государства. Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимной выгоды и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 6, 7, 8).

Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.

Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.

В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях.

При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.

Российская Федерация не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

1) сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

2) эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;

3) достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

4) соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

5) ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Российская Федерация:

    исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;

    сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников;

    проводит совместную с Республикой Белоруссия оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств - участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства;

    придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;

    рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;

    отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях;

    строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;

    пунктуально выполняет международные договоры Российской Федерации по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности;

    выступает за придание универсального характера режиму нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, за решительное повышение эффективности этого режима путем сочетания запретительных, контрольных и технологических мер, за прекращение и всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний;

    содействует расширению мер доверия между государствами в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНСТИ.

(Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)

В мирное время:

    формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;

    поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории РФ;

    развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;

    создание и совершенствование системы обороны РФ и ее союзников;

    всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;

    подготовка системы мероприятий по переводу ВС РФ и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию);

    совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;

    защита объектов и сооружений РФ в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;

    охрана и защита государственной границы РФ в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов;

    поддержка (при необходимости) политических акций РФ путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, а также военно-морского присутствия;

    подготовка к территориальной и гражданской обороне;

    развитие необходимой военной инфраструктуры;

    обеспечение безопасности и защита граждан РФ от военных угроз;

    формирование сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны;

    осуществление контроля за взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;

    обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

(Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)

В угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта):

    своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач;

    координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии;

    организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

    принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;

    перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;

    организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;

    оказание помощи союзникам Российской Федерации, привлечение и реализация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);

    предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;

    использование возможностей ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях, восстановления международной безопасности и мира.

3. Цели и основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации

Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и вооруженных конфликтов исключительно в целях предотвращения, отражения и пресечения агрессии, защиты независимости, суверенитета государственной и территориальной целостности, обеспечения военной безопасности России и ее союзников.

Военная доктрина классифицирует современные войны и вооруженные конфликты по трем основаниям.

Классификация современных войн

Военно-политические цели

Применяемые средства

Масштабы

Война может быть

справедливой

ядерной

локальной (ограниченной по целям и масштабам с участием двух или относительно небольшого числа государств в границах их территории в пределах одного региона)

несправедливой

обычной

региональной (локальные войны обычно ведутся при прямой или косвенной поддержке крупных держав, которые могут использовать их как повод для раздувания региональной, крупномасштабной войны и для применения своих ВС)

мировой (война между коалициями, союзами, блоками)

Вопросы применения Вооруженных Сил РФ определяются Федеральным законом "Об обороне", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Военной доктриной РФ.

Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.

Применение Вооруженных Сил РФ осуществляется совместно с другими войсками РФ.

Все задачи выполняются Вооруженными Силами РФ и другими войсками скоординировано, в тесном взаимодействии и в соответствии с их функциями, установленными федеральным законодательством.

Кроме своего основного предназначения (отражение агрессии, направленной против Российской Федерации), Вооруженные Силы РФ и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, и для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ и федеральным законодательством.

Цели применения Вооруженных Сил РФ и других войск:

- в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

- в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях;

- нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

- во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции РФ и федерального законодательства;

- в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Основные формы применения Вооруженных Сил РФ и других войск:

- стратегические операции, операции и боевые действия - в крупномасштабной и региональных войнах;

- операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

- совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;

- контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;

- миротворческие операции.

Вооруженные Силы РФ и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей. Одновременно Вооруженные Силы РФ должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Основные задачи Вооруженных Сил РФ и других войск:

- по обеспечению военной безопасности:

• своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

• поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

. поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

• содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;

• несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами;

• качественное и в полном объеме выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, воспитания личного состава войск (сил);

• поддержание готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;

• охрана и защита государственной границы РФ;

• развитие противовоздушной обороны РФ как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами противовоздушной обороны;

• создание условий для безопасности экономической деятельности, защита национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;

• охрана важных государственных объектов;

• предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

• предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;

• организация гражданской и территориальной обороны;

• обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;

• обеспечение информационной безопасности;

- по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и (или) ее союзников:

• частичное или полное стратегическое развертывание;

• ведение стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях;

• поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных Военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;

• локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;

• поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;

• защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;

• выполнение союзнических обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Решение задач по отражению вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационным планом Вооруженных Сил РФ, указами Президента РФ по вопросам военной безопасности, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документами;

- во внутренних вооруженных конфликтах:

    разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;

    восстановление законности и правопорядка;

    обеспечение общественной безопасности и стабильности;

    поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта;

    локализация и блокирование района конфликта;

    пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;

    изъятие оружия у населения в районе конфликта;

    усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта. Выполнение задач по предупреждению и пресечению внутренних вооруженных конфликтов, локализации и блокированию районов конфликтов, уничтожению незаконных вооруженных формирований, банд и террористических групп возлагается на создаваемые на временной основе объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими;

- в операциях по поддержанию и восстановлению мира:

• разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;

• обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;

• блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;

• создание предпосылок для политического урегулирования.

Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на Вооруженные Силы РФ. Для подготовки к выполнению этих задач выделяются специально назначенные соединения и воинские части. Наряду с подготовкой к применению по прямому предназначению они обучаются по специальной программе. Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое обеспечение, обучение, подготовку российских контингентов, планирование их применения и оперативное управление ими в соответствии со стандартами и процедурами ООН, ОБСЕ и Содружества Независимых Государств.

Силы и средства Вооруженных Сил РФ и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Для решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ и другими войсками, создаются группировки войск (сил) на территории Российской Федерации с учетом:

- степени потенциальной военной опасности на конкретных стратегических направлениях;

- характера взаимоотношений Российской Федерации с сопредельными государствами;

- расположения жизненно важных для Российской Федерации промышленных районов и районов стратегических ресурсов, особо важных объектов;

- возможности стратегического развертывания на угрожаемых направлениях при максимальном снижении объемов перевозок, а также межрегионального маневра;

- возможности своевременного вывода войск (сил) и материально-технических запасов из-под вероятных ракетно-авиационных ударов;

- условий для расквартирования и обеспечения жизнедеятельности войск, решения социальных и бытовых проблем;

- наличия и состояния базы мобилизационного развертывания;

- общественно-политической обстановки в конкретных регионах.

В целях формирования и поддержания стабильности, обеспечения адекватного реагирования на возникновение внешних угроз на ранних стадиях ограниченные контингенты Вооруженных Сил РФ и других войск могут размещаться в стратегически важных регионах за пределами территории Российской Федерации в составе объединенных или национальных группировок и отдельных баз (объектов). Условия такого размещения определяются соответствующими международно-правовыми документами.

При создании смешанных воинских формирований Содружества Независимых Государств они комплектуются военнослужащими государств-участников в соответствии с их национальным законодательством и принятыми межгосударственными соглашениями. Военнослужащие - граждане РФ проходят службу в таких формированиях, как правило, по контракту.

Формирования российских войск, находящиеся на территориях иностранных государств, независимо от условий размещения входят в состав Вооруженных Сил РФ и других войск и действуют в соответствии с установленным в них порядком, с учетом требований Устава ООН, резолюций Совета Безопасности ООН, двусторонних и многосторонних договоров Российской Федерации.

Заключение

Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твердое выполнение Военной доктрины.

Литература

    Конституция Российской Федерации.

    Федеральный Закон Российской Федерации «Об обороне».

    Военная доктрина Российской Федерации.

    Морская доктрина Российской Федерации до 2020 г.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года.

    Общественно-государственная подготовка: Учебное пос. / В.Г. Шамаев, Е.М. Локтев. - Воронеж: ВГУ, 2004. -С. 179-196.

Приложение

Основные термины и понятия, применяемые в законе "Об обороне"

Статья 18. Состояние войны

1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Статья 19. Военное положение

1. Военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственно угрозы агрессии против Российской Федерации.

2. В период военного положения Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.

3. Органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при введении военного положения является Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статья 20. Мобилизация

1. С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, а также по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

2. Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется федеральным законом.

Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

12) развитие науки в интересах обороны;

13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

16) другие мероприятия в области обороны.