Военная служба и порядок её прохождения (работа 1)
Введение
Вооруженные Силы России являются неотъемлемым элементом государственности, который, как и все сферы нашего общества, находится в процессе реформирования. Успех этого сложнейшего процесса и функционирование армейского механизма непосредственно зависят от эффективности каждого его элемента. Все, от Верховного Главнокомандующего и до конкретного солдата (матроса), имеют свои полномочия и обязанности в сфере обороны Отечества. Успешная деятельность государственных и военных органов управления, должностных лиц и военнослужащих является вкладом в дело укрепления обороноспособности Отечества и развитие реформы Вооруженных Сил России.
В целях защиты Отечества, обороны страны государство осуществляет систему различного рода мероприятий политического, экономического, социального, военного и правового характера. Однако защита Отечества – это дело и самих граждан, всего народа.
В современных условиях защита Отечества – одна из важнейших конституционных обязанностей всех граждан России. «Защита Отечества, – записано в статье 59 Конституции, – является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В соответствии с Конституцией в целях обеспечения надежной защиты Отечества, обороны страны Федеральным законом «Об обороне» закрепляется создание Вооруженных Сил, а также установлена воинская обязанность граждан.
Военная служба – важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. В силу значимости военной службы государство законодательно определяет основные вопросы ее содержания и порядка прохождения, права, обязанности и ответственность военнослужащих.
Основной функцией вооруженных сил всегда являлась оборона страны от нападения извне. Человек в военной форме – привычная фигура в каждой стране.
Военнослужащим в Российской Федерации признается гражданин, проходящий военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах безопасности, иных государственных воинских формированиях.
Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах. В Вооруженных Силах – это непосредственное участие в боевых действиях, повседневная боевая подготовка, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней службы, соблюдение воинской дисциплины и все другие виды подготовки и обучения.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, в настоящее время, в процессе реформирования Вооруженных Сил и других силовых структур, происходят постоянные изменения в военном законодательстве, в результате чего возникают различные проблемы в правовом регулировании вопросов, касающихся порядка прохождения военнослужащими военной службы.
Во-вторых, знание офицером правовых основ и особенностей прохождения военнослужащими военной службы по призыву и по контракту является важнейшим условием эффективности его практической деятельности.
В-третьих, исследование данных вопросов представляет большой научный и практический интерес.
Таким образом, актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы курсовой работы.
Проблема воинской обязанности и военной службы является достаточно изученной в научной литературе. Кроме этого, вопросы, связанные с порядком прохождения военной службы уже давно стали одним из приоритетных направлений законотворческой работы законодательных органов власти.
Однако, как показывает практика по реализации правовых норм, регламентирующих порядок прохождения военной службы, многие из них уже в недостаточной степени отвечают условиям развития нашего общества и объективным изменениям, происходящим в Вооруженных силах и других силовых структурах. Данное противоречие привело к необходимости изменения отдельных положений военного законодательства.
Объектом исследования в рамках данной курсовой работы является – военная служба, как один из видов государственной службы, имеющая свои особенности, в силу специфики выполняемых военнослужащими задач.
Предметом исследования является порядок прохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту.
Выявление особенностей военной службы и исследование правовых норм, регламентирующих порядок её прохождения военнослужащими по призыву и по контракту, является целью данной курсовой работы.
Для реализации цели курсовой работы необходимо было решить следующие задачи:
Изучить правовые источники и учебную литературу, раскрывающие порядок прохождения военнослужащими военной службы по призыву и по контракту.
Ознакомиться с новыми законодательными актами по вопросам прохождения военной службы.
Осуществить сравнительный анализ правовых норм, действующих в настоящее время и регламентирующих порядок прохождения гражданами военной службы с правовыми нормами, вступающими в силу с 1 января 2005 года.
Курсовая работа подготовлена с учетом изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение этих задач обеспечивает научную и практическую значимость курсовой работы.
Во-первых, это позволит более глубоко изучить правовые нормы, регламентирующие процесс комплектования и прохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту.
Во-вторых, выявить и проанализировать изменения в военном законодательстве, касающиеся правовых основ прохождения военной службы.
В-третьих, на основе этого анализа, даст возможность представить перспективы своей практической деятельности в качестве военного юриста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Военная служба является особым видом государственной службы, имеющим свои принципы построения и особенности осуществления.
2. Статус военнослужащего – это его положение в обществе, определяемое местом в структуре общественных отношений и важностью военной службы для обеспечения безопасности государства.
3. Статус военнослужащего обеспечивается предоставлением ему особых прав и гарантий, а также возложение на него обязанностей и ответственности.
4. Статус военнослужащего, определяющий его положение в обществе, является одновременно и юридическим статусом, имеющим юридическую силу.
5. Порядок прохождения гражданами военной службы зависит от оснований зачисления их на военную службу.
6. Основными критериями отличия военной службы по призыву и по контракту являются:
– порядок поступления граждан на военную службу;
– определение должностного положения военнослужащих;
– присвоение и лишение их воинских званий, снижение и восстановление в воинских званиях;
– военно-профессиональное обучение и подготовка;
– исполнение военнослужащими обязанностей военной службы, определение и предоставление им времени отдыха;
– аттестация военнослужащих;
– увольнение военнослужащих с военной службы;
– выполнение военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов.
1. Правовые и теоретические основы прохождения военной службы
1.1 Правовые основы и особенности прохождения военной службы
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах1.
Правовой основой прохождения военной службы является Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры.2
Конституция Российской Федерации закрепляет основы обороны и безопасности государства.
Правовой основой создания Вооруженных Сил РФ явились Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил РФ»
В указе подчеркивается, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил является создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту.
Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву.
В пределах своих полномочий Верховный Главнокомандующий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых законами предусмотрена военная служба.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Правительство Российской Федерации должно осуществлять меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан к военной службе.
Гражданин Российской Федерации в соответствии с федеральным законом обязан защищать Отечество – Российскую Федерацию. Статья 12 Закона РФ «Об обороне»1 гласит, что комплектование ВС РФ осуществляется в добровольном порядке – по контракту, а также на основании призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Законодательство об обороне регламентирует порядок призыва граждан на военную службу, условия прохождения военной службы, а также устанавливает сроки военной службы военнослужащих. Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на военном учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную службу.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральным законом.
Содержание и порядок прохождения военной службы в мирное время определяется Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и воинскими уставами.
Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ»2, утверждены и вводятся в действие с 1 июля 1994 года Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ и Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Министру обороны РФ поручено утвердить и ввести в действие Строевой устав ВС РФ.
Особенность правового регулирования в рассматриваемой сфере состоит в том, что общевоинские уставы ВС РФ, распространенные на военнослужащих других министерств и ведомств РФ, закрепили изменение, которые произошли в войсках, требования по повышению их боевой готовности, усилению ответственности военнослужащих при выполнении служебного долга.
Выполнение обязанностей военной службы, предусмотренное и осуществляемое в составе государственных военных организаций, есть выполнение государственных обязанностей. Другими словами, военная служба – есть служба государственная со всеми присущими ей основными чертами и принципами государственной службы в Российской Федерации.
В числе первых основных принципов государственной службы (закрепленных в законодательстве) назван принцип законности, означающий организацию и осуществление государственной службы на основе и в соответствии с действующим в государстве законодательством, что присуще и военной службе.
К военной службе относятся и другие принципы государственной службы в Российской Федерации и, в частности, такие как:
– обязательность решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц для нижестоящих государственных органов и должностных лиц;
– подконтрольность и подчиненность государственных органов и государственных служащих;
– внепартийность государственной службы. В государственных органах не создаются структуры политических партий и движений. Государственные служащие руководствуются законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений;
– равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
– ответственность государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
– социальная защищенность государственных служащих и стабильность государственной службы.
Вместе с тем, военная служба, основываясь на основных принципах государственной службы, в силу специфического предназначения Вооруженных Сил, других государственных военных организаций, характера обязанностей военнослужащих (в конечном итоге – вооруженная защита государства), имеет существенные отличия или особенности по сравнению с другими видами государственной службы. Эти отличия дают основания называть военную службу особым видом государственной службы.
Особенности военной службы представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. К ним относятся:
принятие военнослужащими военной присяги;
наличия у военнослужащих воинских званий;
обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан;
деятельность правового регулирования военно-служебных отношений;
беспрекословность воинского повиновения;
особенности в защите прав участников военно-служебных отношений;
право на хранение, ношение, применение и использования оружия;
специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.
Граждан, впервые поступивших на военную службу или не проходившие военной службы и впервые призваны на военные сборы, приводятся к военной присяге на верность своему народу, своей Родине – Российской Федерации.
Факт приведения к присяге имеет не только моральные, но и существенные правовые значения. Этот торжественный акт – принятие присяги – характерен только для военной службы.
Только с приведением к присяге военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы).
Строгое соблюдение требований военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью. Нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.
Отказ от привлечения к Военной присяге не допускается, поскольку в силу статьи 59 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации при поступлении на военную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.1
После привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения.
За не должное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей военной государственной службы. Так, за несоблюдение обязанностей государственным служащим, он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации влекут уголовную ответственность военнослужащих.
Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общественными Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы; защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках.
К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу предъявляются определенные, как правило, повышенные требования к состоянию здоровья (физическим данным), общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.
Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников) – также одна из характерных особенностей военной службы. Этот принцип военно-служебных отношений закрепляется в военной присяге, общевоинских уставах. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил устанавливает, в частности, обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться приказу командира (начальника).
Для военной службы характерно более существенное влияние воинских званий военнослужащих на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов (специальных званий) других государственных служащих на условия их службы.
Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих.
Для военнослужащих устанавливаются необходимые виды и формы одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации. При этом различные виды военной формы одежды могут иметь знаки различия по воинскому званию, персонифицированные, а также по принадлежности к Вооруженным Силам, другим войскам, виду Вооруженных Сил, родам войск (служб), различным командованием, конкретным воинским формированиям. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия устанавливаются Министром обороны или руководителем того ведомства, в котором предусмотрена военная служба.
Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.
Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые допустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации только по федеральному закону, которым является Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Установленные указанным Законом запреты соответствуют ограничениям, установленным для государственных служащих. Их назначение: обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих служебным положением; установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для независимости служебной деятельности.
Целью воинской обязанности и военной службы является оборона. Для её обеспечения создаются Вооруженные Силы РФ. В Федеральном законе «Об обороне» определен порядок комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими.
Согласно указанной норме оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, то есть воинские части укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дислокации этих воинских частей.
Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Таким образом, правовой основой прохождения военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно – правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры. Они определяют основы обороны и безопасности государства, принципы военной службы как разновидности государственной службы, цели, задачи и особенности её осуществления.
1.2 Правовой статус военнослужащих
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, связанными с особенностями их службы.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации1.
Таким образом, статус военнослужащего включает:
– права, свободы, определенные Конституцией РФ и законом «О статусе военнослужащих»;
– обязанности и ответственность, установленные законами и иными нормативными актами;
– социальные гарантии и компенсации, предоставляемые государством.
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты. Правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах.
Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Права и свободы военнослужащих определены Конституцией РФ и российским законодательством. Они определяют1:
1. Защиту свободы, чести и достоинства военнослужащих. Военнослужащие находятся под защитой государства. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Право на свободу передвижения и выбор места жительства. Оно связано с определенными ограничениями и реализуется с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы (ст. 6).
3. Право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Однако, военнослужащие, реализуя это право, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира (ст. 7).
4. Свободу совести и вероисповедания. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. В то же время, военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии (ст. 8).
5. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления (ст. 9).
6. Право на труд, которое реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту назначение на высшие воинские должности, повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора, увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж (ст. 10).
Закон «О статусе военнослужащих» кроме прав, определяет и ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей. Военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы; заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение; использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы; получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами и др;
7. Право на отдых. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, (за исключением боевого дежурства, учений, походов кораблей и другие мероприятия), не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется в соответствии с требованиями закона «О статусе военнослужащих».
Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени приводится в Приказе ФСБ РФ от 26 декабря 2001 г. №685, Приказе Федеральной службы охраны РФ от 18 июня 1999 г. №197, Приказе Минобороны РФ от 10 ноября 1998 г. №492
Для отдыха военнослужащим различных категорий, предоставляется: ежегодный основной отпуск, учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительных экзаменов, каникулярные отпуска во время перерывов в учебных занятиях, творческие отпуска, отпуска по болезни, отпуск по личным обстоятельствам. Военнослужащим-женщинам предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком (ст. 11).
8. Денежное довольствие, которое заключается в выплате определенного денежного вознаграждения каждому военнослужащему за выполнение служебных обязанностей по военной службе.
Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности1.
9. Продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание военнослужащих. Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:
– организация питания по месту военной службы
– выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера;
– выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
– выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок.
10. Право на жилище. Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Предоставление жилых помещений военнослужащим осуществляется в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» и жилищным законодательством РФ.
При этом необходимо учитывать, что в порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, существенно изменился, в результате принятия новых нормативных актов. Среди них, особое значение имеют: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (вступающий в силу с 1 января 2005 года), Федеральный закон от 20 июля 2004 г. №71-ФЗ, Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. №80, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ (вступающие в силу с 1 января 2005 г.).
В зависимости от условий, указанных в Законе «О статусе военнослужащих», в настоящее время военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения или жилые помещения на общих основаниях (ст. 15).
11. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, в порядке установленном Правительством РФ1.
12. Страховые гарантии военнослужащим. Право на возмещение вреда. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (ст. 18).
13. Право на образование и права в области культуры. Военнослужащие – граждане имеют право на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на получение послевузовского образования) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих.
Порядок приема военнослужащих в указанные образовательные учреждения и обучения в них определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения (ст. 19).
14. Проезд на транспорте и почтовые отправления. Эти права военнослужащих, в связи с принятием новых правовых норм, с 1 января 2005 года, будут существенно изменены.
Так, например, военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе:
– железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;
– на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно1.
Что касается остальных прав военнослужащих на транспорт, то они, в основном сохранены, за исключением того, что «бесплатный проезд» заменён на «проезд на безвозмездной основе» (ст. 20).
15. Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий.
Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Изменения в законодательстве, затрагивают, прежде всего, льготы и социальные гарантии военнослужащих.
2. Эти изменения не смогут коренным образом повлиять на правовой статус и социальную защищенность военнослужащих, если своевременно будут приняты меры компенсационного характера.
Законодательством на военнослужащих возлагаются и определённые служебные обязанности. По своему содержанию они подразделяются на:
– общие;
– должностные;
– специальные.
Общие обязанности распространяются на всех военнослужащих, независимо от их должностного положения, воинского звания, принадлежности к виду или роду войск, воинскому формированию. Они изложены в статье 26 Закона «О статусе военнослужащих» и в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ. В них выражается существо воинского долга, который обязывает военнослужащих быть:
– быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
– строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
– дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
– совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
– быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
– соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ст. 26).
Должностные обязанности военнослужащих определяются соответствующими законодательными актами, воинскими уставами, другими нормативными документами применительно к должностям, которые могут занимать военнослужащие.
Специальные обязанности возникают в связи с возложением на военнослужащих заданий, выполнение которых выходит за рамки его повседневных обязанностей по занимаемой должности. А именно, при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлечении для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах.
Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Исполнение служебных обязанностей военнослужащими, связано с большой ответственностью.
Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.
За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выводы
1. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах.
2. Организация прохождения военной службы имеет своей целью обеспечить необходимые условия и наиболее целесообразный порядок выполнения воинского долга всеми гражданами, обязанными по закону проходить военную службу, а также добровольно избирающими почетную профессию служить Отечеству.
3. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. В последнее время, законодатели внесли существенные изменения в правовые нормы, касающиеся прав, гарантий и льгот военнослужащих, которые определяют их статус.
2. Порядок прохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту
2.1 Порядок прохождения военной службы по призыву
Под прохождением военной службы понимается изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическим фактами (явлениями, событиями), в период исполнения военной службы.
Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.
Таким образом, прохождение военной службы – это регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида федеральной государственной службы с момента поступления их на военную службу и до ее окончания.
Содержание прохождения военной службы составляют юридические факты, связанные:
– с поступлением граждан на военную службу;
– с определением должностного положения военнослужащих;
– с присвоением, лишением воинских званий, снижением и восстановлением в воинских званиях военнослужащих;
– с военно-профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) военнослужащих;
– с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, определением и предоставлением им времени отдыха;
– с аттестацией военнослужащих;
– с увольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе;
– с выполнением военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов;
Исходя из оснований зачисления на военную службу, военнослужащие объединены в две группы: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие ее по призыву.
К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования (после заключения контракта), а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по контракту.
Сержанты, старшины, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта считаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.
Условия и особенно порядок прохождения военной службы определяются военным законодательством и устанавливаются дифференцированно применительно к составам военнослужащих и в зависимости от того, зачислены ли граждане на военную службу по призыву или на основе добровольного поступления – по контракту.
Порядок прохождения военной службы регламентируется Конституцией РФ, Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №1237 (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.)
Положение о порядке прохождения военной службы определяет порядок прохождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, предусмотренных Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе», в мирное время, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также другие вопросы, которые в соответствии с Федеральным Законом, относятся к сфере его регулирования1.
На основе ст. 22 Закона «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе);
б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (далее – граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера).
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Прохождение военной службы осуществляется:
а) солдатами, матросами, сержантами, старшинами – по призыву или по контракту;
б) прапорщиками и мичманами – по контракту;
в) офицерами – по призыву или по контракту.
Курсанты военно-учебных заведений, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (ст. 2 Положения).
Началом военной службы для проходящих ее по призыву является день убытия гражданина из военкомата субъекта РФ к месту службы. С этого момента гражданин становится военнослужащим, на которого распространяется действие законов о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих, льготах для них и членов их семей. С этого момента военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной или иным видам юридической ответственности по правилам военного законодательства.
Таким образом, начало прохождения военной службы является юридическим фактом, с которым связано распространение на гражданина статуса военнослужащего, то есть приобретение им права и возложение на него обязанностей и ответственности.
Однако статус военнослужащего распространяется на него в полном объеме. Дополнительные обязанности на военнослужащего распространяются на него только с вступлением в должность, то есть написанием им рапорта и изданием соответствующего приказа. В соответствии со статьей 332 УК Российской Федерации «Неисполнение приказа», военнослужащий, отказывающийся от вступления в должность, может быть привлечен к уголовной ответственности.
Сроки военной службы для этих военнослужащих составляют 24 месяца, а для тех из них, кто имеет высшее образование, – 12 месяцев. Для офицеров, проходящих военную службу по призыву, – 24 месяца.
Срок военной службы истекает для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву.
Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В срок военной службы не засчитывается:
а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;
в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принят только после достижения гражданином возраста 18 лет, то есть если гражданину на момент призыва не исполнилось восемнадцати лет, данному призыву он не подлежит. Момент призыва можно рассматривать как момент принятия решения призывной комиссией о призыве гражданина в ряды Вооруженных Сил. Поэтому, если гражданину не исполнилось восемнадцати лет, он не может быть вызван на заседание призывной комиссии, в отношении него не может быть принято решение о призыве на военную службу и, как следствие ему не может быть вручена повестка о явке его на призывной пункт для отправления к месту прохождения военной службы.
Воинские звания «рядовой», «матрос» присваиваются призванным на службу одновременно с зачислением их в список части. Звания «ефрейтор» и «старший матрос» присваиваются рядовым и матросам, образцово выполняющим свои обязанности по службе, имеющим хорошие и отличные показатели в учебе и примерную дисциплину, а также при назначении их на должности, для которых штатами предусмотрены звания «ефрейтор» или «старший матрос».
Первичные сержантские (старшинские) звания окончившим учебные части присваиваются при условии сдачи экзаменов по программе подготовки сержантов (старшин), а солдатам, матросам, исполняющим должности сержантов и старшин, – после успешной сдачи испытаний по установленной программе.
Последующие сержантские и старшинские звания присваиваются при наличии определенных условий. Воинские звания присваивают:
– до старшины (главного корабельного старшины) – командиры соединений,
– до старшего сержанта (главного старшины) – командиры воинских частей (полка, корабля первого ранга и им равных),
– до ефрейтора (старшего матроса) или курсанта – командиры воинских частей.
Снижение в воинском звании сержантов и старшин в качестве меры дисциплинарного взыскания производится на основаниях, указанных в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ. Снижение в воинских званиях может сопровождаться переводом на низшую должность. Лишение сержантского (старшинского) звания допускается только по приговору суда в случаях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины назначаются на штатные должности в соответствии с полученной специальностью и присвоенным воинским званием. Право назначения на должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшины (главного корабельного старшины), принадлежит командирам воинских частей.
Продвижение по службе солдат, матросов, сержантов и старшин производится в зависимости от наличия вакантных должностей и служебного соответствия данных лиц этим должностям.
Солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск продолжительностью 20 или 30 суток в зависимости от занимаемой должности. Указанным военнослужащим могут предоставляться отпуска по болезни и по личным обстоятельствам.
Отпуск по болезни предоставляется на основании заключения военно-врачебной комиссии. По личным обстоятельствам отпуск предоставляется на срок до 10 суток: в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего или лица, на воспитании которого находился военнослужащий; в случае пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или родственника военнослужащего.
Отпуск по личным обстоятельствам может быть предоставлен военнослужащему и в других исключительных случаях, когда командир части решит, что присутствие военнослужащего в семье необходимо.
Продолжительность основного отпуска и отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток для проезда к месту отпуска и обратно.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву, увольняются с военной службы по истечении сроков их военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков части. Военнослужащие до старшины (главного корабельного старшины) увольняются с военной службы командирами воинских частей.
2.2 Порядок прохождения военной службы по контракту
Условия и порядок прохождения военной службы солдатами и матросами, сержантами и старшинами, поступившими на службу в добровольном порядке – по контракту, отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.
Заключение первого контракта о прохождении военной службы допустимо с гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба). Контракты заключаются на срок 3, 5 или 10 лет. Однако с гражданином, впервые поступающим на военную службу на воинскую должность, замещаемую солдатами, матросами, сержантами, старшинами, контракт может заключаться только на три года.
Ко всем гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются следующие требования. На службу может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями. Такому освидетельствованию поступающие на военную службу подвергаются в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Помимо требования годности к военной службе по медицинским показаниям, они должны отвечать требованиям по общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.
Эти требования и нормативы устанавливаются министром обороны РФ (или руководителями других ведомств, в которых предусмотрена военная служба). Определение соответствия граждан, поступающих на службу и проходящих ее по контракту, установленным требованиям возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.
Солдаты и матросы, сержанты и старшины, поступающие на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшины (главного корабельного старшины), назначаются командирами воинских частей. Для этих военнослужащих, так же как и для лиц, проходящих военную службу по призыву, установлены войсковые или корабельные воинские звания.
Очередное воинское звание присваивается в день истечения срока службы в предыдущем звании, но при условии, если военнослужащий занимает должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем звание, которое он получает. За особые личные заслуги очередное воинское звание может быть присвоено досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им должности (после истечения срока службы в предыдущем звании). Лишение воинских званий допустимо только по приговору суда за тяжкое или особо тяжкое преступление. Снижение воинского звания для этих лиц законодательством не предусмотрено.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и устанавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностей военной службы связано с тяжелым физическим трудом или повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, продолжительность основного отпуска увеличивается до 15 суток. Во всех случаях продолжительность основного отпуска увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Помимо основного отпуска, могут предоставляться и дополнительные отпуска (по болезни, по личным обстоятельствам и др.), которые в счет основного отпуска не засчитываются.
В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.
Основными задачами аттестации военнослужащих являются:
а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;
б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;
в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;
г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;
д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;
е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.
Срок военной службы по контракту устанавливается условиями контракта. Следовательно, увольнение с военной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этому времени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы. Однако общая продолжительность военной службы ограничивается достижением предельного возраста пребывания на военной службе: для солдат и матросов, сержантов и старшин – 45 лет. Только с отдельными военнослужащими может быть заключен новый контракт о дальнейшем прохождении военной службы после достижения предельного возраста. Но это относится к военнослужащим, владеющим одной из военно-учетных специальностей, перечень которых должен быть указан в Положении о порядке прохождения военной службы.
Законодательством предусмотрено и досрочное увольнение граждан с военной службы. До истечения сроков увольнению с военной службы подлежат те военнослужащие, которые признаны военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе или которым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы и лишения воинского звания. Допускается досрочное увольнение с военной службы и в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также за невыполнение военнослужащими условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, или если военнослужащий перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям. Решение командования о досрочном увольнении военнослужащего может быть обжаловано в суд.
Военнослужащий имеет право на досрочное увольнение и по своей инициативе в случае признания его ограниченно годным к военной службе военно-врачебной комиссией, невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит службу. Такое же право возникает у него, если он занят уходом за членом семьи, нуждающимся в постороннем уходе при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять этому члену семьи содержание и заботиться о нем; если имеет ребенка, воспитываемого без матери, а также, если мать военнослужащего имеет двух и более детей до 8 лет и воспитывает их без мужа.
Солдаты и матросы, сержанты и старшины, уволенные из Вооруженных Сил, но годные к военной службе и не достигшие 50-летнего возраста, зачисляются в запас (резерв), который создается для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации по мобилизации и в военное время. Кроме лиц, уволенных с военной службы, в запас зачисляются и граждане, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением им отсрочек, а также прошедшие альтернативную службу по основаниям, не связанным с их убеждениями. Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Общая продолжительность военных сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.
Выводы
1. В настоящее время, в процессе реформирования Вооруженных Сил и других силовых структур, происходят постоянные изменения в военном законодательстве, в результате чего возникают различные проблемы в правовом регулировании вопросов, касающихся порядка прохождения военнослужащими военной службы.
2. Знание офицером правовых основ и особенностей прохождения военнослужащими военной службы по призыву и по контракту является важнейшим условием эффективности его практической деятельности.
Заключение
Военная служба устанавливается в целях обеспечения обороны и военной безопасности государства, решения иных стоящих перед государством специфических задач как в военное, так и в мирное время, требующих высокой степени организованности и связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с оружием в руках и с риском для жизни.
Выявлению правовых основ и особенностей военной службы, изучению правовых норм, определяющих статус военнослужащего, а также исследованию порядка прохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту посвящена данная курсовая работа.
В ходе написания курсовой работы, особое внимание уделялось анализу тех изменений, которые были внесены в законодательство Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ.
По итогам проделанной работы целесообразно выделить следующие положения, характеризующие военную службу:
1. Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер и является особым видом государственной службы, имеющим свои принципы построения и особенности осуществления. Поэтому ей присущи все основные свойства государственной службы: деятельность в составе государственных организаций и органов; военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства и общества в целом; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок исполнения и прохождения военной службы определяются государством.
2. В военной службе можно обнаружить ряд аспектов, характерных для государственной службы.
а) Социологический аспект, т.е. военная служба как социальная категория – это осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности военнослужащими, проходящими военную службу в государственных органах и организациях.
б) Под политическим аспектом следует понимать исполнение государственных поручений в интересах государства и от имени государства. Посредством прохождения военной службы через деятельность специально учрежденных военных органов реализуются функции отдельных государственных органов, возложенные на них государством в целях обороны и безопасности, т.е. военная служба исполняется в специфической сфере жизни общества – обороны и безопасности государства.
в) Юридический аспект представляет собой юридическое установление военно-служебных отношений в сфере безопасности и обороны, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий военнослужащих и компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу.
3. Правовое регулирование прохождения военной службы включает в себя Конституцию РФ, Федеральные Законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Положение о порядке прохождения военной службы» и иные законодательные акты, закрепляющие особенности прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, а также международные договоры Российской Федерации в указанной области.
4. К особенностям военной службы, кроме выполнения специфических функций и задач, принято относить: принятие военнослужащими Военной присяги; наличие у военнослужащих воинских званий; обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан; детальность правового регулирования военно-служебных отношений; беспрекословность воинского повиновения; особенности в защите прав участников военно-служебных отношений; право на хранение, ношение, применение и использование оружия; специфику ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.
5. С особенностями военной службы тесно связан статус военнослужащих.
Статус военнослужащего – это его положение в обществе, определяемое местом в структуре общественных отношений и важностью военной службы для обеспечения безопасности государства. Он обеспечивается предоставлением ему особых прав и гарантий, а также возложением на него особых обязанностей и ответственности.
Служебные обязанности по своему содержанию подразделяются на общие, должностные, специальные.
Исполнение служебных обязанностей военнослужащими несет в себе большую ответственность. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
6. Порядок прохождения гражданами военной службы зависит от оснований зачисления их на военную службу. Основными критериями отличия военной службы по призыву и по контракту являются: порядок поступления граждан на военную службу; определение должностного положения военнослужащих; присвоение и лишение их воинских званий, снижение и восстановление в воинских званиях; военно-профессиональное обучение и подготовка; исполнение военнослужащими обязанностей военной службы, определение и предоставление им времени отдыха; аттестация военнослужащих; увольнение военнослужащих с военной службы; выполнение военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов.
7. Изменения в законодательства, касающиеся правого статуса военнослужащих, значительно расширяют права органов исполнительной власти в регулировании правового положения военнослужащих.
8. Военнослужащие лишаются многих натуральных льгот, которые планируется заменить денежными выплатами, однако механизмы компенсации утраченных льгот еще не определены. В случае не своевременного принятия правовых мер по компенсации утраченных льгот, социальное положение военнослужащих ухудшится, что может привести к социальной напряженности.
Таким образом, военная служба как особый вид государственной службы является деятельностью по исполнению обязанностей военнослужащими, наделенными законом особым статусом, в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных специфических задач.
Список нормативных актов и литературы
Нормативные акты:
1. Конституция РФ. – М.: «Омега», 2002
2. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
3. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
4. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа 2004 г.). Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа 2004 г.). Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
6. Федеральный Закон РФ «Об обороне» от 31.05.1996 г. Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
7. Положение о порядке прохождения военной службы (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.). Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №1237. Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
8. Приказ Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. №30 «Об утверждении руководства по комплектованию ВС РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами». Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
Учебная и научная литература:
Военная администрация. Учебник. – М.: ВКИ, 1990
Военное право. Учебник для военно-учебных заведений ВС РФ / Под редакцией Кузнецова Н.И. – М., 1996
Военное право. Учебник / Под редакцией Мигачева Ю.И., Тихомирова С.В. – М.: Изд «Бизнес Консалтинг центр», 1998
Периодическая печать:
1. Военное право: состояние и перспективы развития./ «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Государство и право, 1994, №№8–9
1 Федеральный Закон « О воинской обязанности и военной службе». Ст. 2.
2 Федеральный Закон « О воинской обязанности и военной службе». Ст. 3.
1 . ВВС. 31.05.1996 года №42. ст. 2331.
2 .САПП. 1993г. № 51 ст. 4931.
1 . Конституция РФ. Ст. 59
1 Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. на 22 августа 2004 г.)
1 Там же.
1 Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, п. 4, ст. 100
1 Там же, п.9, ст. 100
1 Там же. п.12, ст. 100
1
1 Положение о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.)