Взаимодействие органов, выполняющих функции обеспечения национальной безопасности
Взаимодействие органов, выполняющих функции обеспечения национальной безопасности
Широкий спектр задач, относящихся к обеспечению национальной безопасности, значительное число государственных органов, в чьи функции входит решение задач, связанных с обеспечением безопасности, различные уровни и содержание их основной и вспомогательной деятельности - все это требует эффективного взаимодействия государственных структур в сфере обеспечения безопасности страны.
Термин ”взаимодействие” может употребляться в двух смыслаx. В философии взаимодействие как категория означает всеобщую форму связей тел и явлений, осуществляющуюся в их взаимном изменении или процесс влияния тел друг на друга. Взаимодействие определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее свойства - Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать. Таким образом, в философии взаимодействие понимается как любое воздействие тел или явлений друг на друга.
В прикладных научных исследованиях понятие ”взаимодействие” рассматривается в различных аспектах и смыслах, Достаточно развернутое определение взаимодействия дается в уголовно - процессуальной деятельности - Так, применительно к взаимодействию органов внутренних дел с населением, В.Т. Томин формулирует взаимодействие как такое состояние связей между ними, которое характеризуется значимыми для результатов функционирования воздействием, взаимовлиянием указанных субъектов.
1. Там же – Ст. 24.
2. Философская энциклопедия - М., 1980. - Т.1 - С - 250.
3. Философский словарь. - 5-е изд. - М., 1986. - С - 65.
Применительно к деятельности частного детектива, его взаимодействие с участниками процесса в широком смысле есть такое состояние связи между ними, которое характеризуется взаимовлиянием, воздействием и включает обмен людьми, деятельностью, информацией с целью защиты законных интересов физических и юридических лиц.
Взаимодействие в узком смысле - это совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух и большего числа субъектов по достижению одной или нескольких целей. Данное определение отражает доминирующий в юридической литературе подход к раскрытию сути взаимодействия государственных органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность. Исходя из этого, данное определение можно взять за основу при рассмотрения взаимодействия применительно к деятельности органов государства по обеспечению национальной безопасности.
Таким образом, под взаимодействием органов обеспечения, национальной безопасности России следует понимать согласованную по месту и времени и закрепленную в законодательстве их совместную деятельность, направленную на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, то есть на создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.
Основную стратегию взаимодействия определяет Президент Российской Федерации. Конкретную деятельность по организации взаимодействия - системы обеспечения национальной безопасности осуществляет Совет Безопасности - Совет Безопасности в соответствии с положениями Закона "О безопасности” координирует деятельность государственных органов, входящих в систему безопасности, и осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе в области взаимодействия.
1. Томин В.Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением в борьбе с преступностью - Омск, 1975. - С - 50.
2. Агутин А.В. - Правовые и тактические аспекты частной сыскной деятельности. Дис. канд - юрид - наук - Н. Новгород, 1996. - С - 147.
3. Томин В.Т. - Проблемы оптимизации среды функционирования органов внутренних дел - Горький, 1978. - 0.106.
Каждый из органов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности, осуществляет свою деятельность во взаимодействии как с органами, отнесенными к системе обеспечения безопасности, так и с другими органами государственной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
В настоящее время вопросы взаимодействия определены на законодательном уровне, Так, ст.15 Федерального закона "Об органах ФСБ в Российской Федерации устанавливает, что органы Федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Органы ФСБ могут использовать возможность других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке.
Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам ФСБ в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
В области разведывательной деятельности органов внешней разведки Федеральным законом "О внешней разведке” установлены принципы и формы взаимодействия этих органов как между собой, так и с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность; с органами государственной охраны Российской Федерации; с предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации.
1. Российская газета - 1995. - 12 апреля.
Взаимодействие между вышеуказанными субъектами осуществляется на основе соглашений; совместных нормативных актов; договоров, в том числе договоров межведомственного характера; оно определяется как правами и полномочиями этих органов, так и законодательством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, (статьи 15-16 Ф3 "О внешней разведке”).
Соответствующие положения о взаимодействии закреплены на законодательном уровне и для других государственных органов, отнесенных к системе обеспечения безопасности России.
Закрепление положений о взаимодействии в законе несомненно имеет важное значение для деятельности органов, входящих в систему обеспечения 6030101100111. Однако эффективность взаимодействия непосредственно зависит от многих других факторов, в том числе и субъективного характера, В реальной действительности взаимодействие иногда не достигает эффективного уровня.
Совокупный опыт работы государственных органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, показывает, что необходимый уровень их взаимодействия достигается при соблюдении некоторых условий, основными из которых можно рассматривать следующие:
1) Взаимодействие должно охватывать всю систему органов, занимающихся вопросами обеспечения безопасности, сверху донизу,
2) Взаимодействие и координация деятельности государственных структур могут быть эффективными только на стабильной постоянно действующей основе - Они не могут быть разовыми мероприятиями,
3) Руководящая роль в организации взаимодействия должна принадлежать органу исполнительной власти, специально уполномоченному (законом или подзаконным актом) для исполнения этой функции,
4) Исполнительская деятельность по вопросам обеспечения безопасности должна принимать характер повседневной, живой, организаторской работы руководителей всех рангов,
5) Решение задач по взаимодействию различных структур возможно лишь при наличии единого понимания необходимости и целей, проводимых мероприятий.
Реальное взаимодействие предполагает создание межведомственных координационных структур (штабов, советов и т.д.).
Взаимодействие органов исполнительной власти в рамках координирующей структуры может приобретать различные формы.
Наиболее предпочтительными следует рассматривать:
проведение различного рода совещаний по отработке вопросов взаимодействия;
создание организационных структур по взаимодействию (рабочих групп, штабов, комиссий и др.);
планирование совместной деятельности, или мероприятий по взаимодействию;
взаимный обмен информацией;
разработка и принятие нормативных документов, регулирующих взаимодействие;
подготовка и проведение совместных оперативно-розыскных и других мероприятий, относящихся к сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства;
совместные мероприятия по повышению квалификации сотрудников взаимодействующих органов;
сотрудничество в вопросах использования специальных сил и средств в целях выявления и документирования противоправной деятельности;
коллективное обсуждение проблем взаимодействия и определение общий позиций по характеру и направлениям последующих действий и на перспективу.
Конкретные ситуации, складывающиеся в процессе взаимодействия при решении задач по обеспечению национальной безопасности, могут вызывать необходимость в использовании иных форм взаимодействия.
В каждом конкретном случае эти вопросы решаются путем нахождения оптимальных вариантов скоординированных действий в результате взаимного обсуждения.
В качестве примера взаимодействия органов, выполняющих функции обеспечения национальной безопасности на региональном уровне, можно привести следующие формы организации работы.
Постоянно действующие координирующие органы:
комиссия по чрезвычайным ситуациям
совет экономической безопасности при Губернаторе области
координационный совет правоохранительных органов
региональная антитеррористическая комиссия
Коллегия представителей федеральных органов исполнительной власти при полномочном представителе Президента России по Нижегородской области областная межведомственная коллегия по внешнеэкономической деятельности.
Для решения возникающих острых текущих проблем создаются временные комиссии из заинтересованных ведомств.
Так для ликвидации последствий кризиса августа 1998 года была создана областная антикризисная комиссия - после введения государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции образована соответствующая межведомственная комиссия.
Как уже выше отмечено, взаимодействие различных органов в решении задач обеспечения безопасности обусловливается рядом объективно существующих факторов, Успешное обеспечение национальной безопасности России возможно лишь при взаимодействии субъектов обеспечения безопасности, основанном на четком определении сфер взаимодействия, порядка его осуществления, созданием единой системы информационного обеспечения, рациональной организации исполнительской деятельности.
Краткие выводы:
1. Государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является основной силой решения проблем безопасности, Он охватывает всю систему властных структур сверху донизу.
С помощью этого механизма создаются определенные условия для развития страны, обеспечивается устранение или нейтрализация угроз национальным интересам России, защищаются права и свободы граждан, материальные и духовные ценности государства и общества.
2. Получившая некоторое распространение позиция по поводу дополнения государственного механизма обеспечения безопасности негосударственным (общественным) механизмом аргументирована недостаточно.
Тем не менее, она заслуживает внимания и ее обсуждение могло бы быть предметом дальнейших научных исследований и дискуссий.
3. В системе государственных органов, наделенных полномочиями по обеспечению национальной безопасности, важное место занимает Федеральная служба 60301011001-11.
Ее полномочия, определенные законом, охватывают все основные сферы и виды обеспечения безопасности, включают не только исполнительскую, но и некоторые стороны управленческой деятельности в области обеспечения безопасности.
Следовательно, качественный уровень и содержание деятельности ФСБ в значительной степени определяет общее состояние безопасности страны.
4. Важнейшим фактором эффективного функционирования всей системы и механизма обеспечения национальной безопасности является взаимодействие и координация деятельности субъектов обеспечения безопасности на всех уровнях.
Заключение
Национальная безопасность Российской Федерации является важнейшим фактором ее дальнейшего поступательного развития.
Никакие послабления в сфере обеспечения безопасности страны не могут быть допущены. Не случайно поэтому проблемам безопасности на всех уровнях государственной власти придается первостепенное значение.
Достаточно назвать лишь законодательные акты, принятые в последние годы по вопросам обеспечения безопасности, чтобы осмыслить всю остроту и значимость рассматриваемой проблемы - На высоком уровне понимания оценивается данная проблема как в обществе в целом, так и большинством граждан России.
На современном уровне знаний под национальной безопасностью Российской Федерации понимается такое ее положение (состояние), которое обеспечивает благоприятные условия для развития личности, общества и государства, способствует реализации национальных интересов страны и исключает возможность ее ослабления как субъекта международного права.
Состояние национальной безопасности на том или ином историческом этапе развития страны определяется исходя из постоянно или временно действующих факторов, главными из которых являются национальные интересы страны и угроза ее безопасности. На основе учета этих двух факторов дается оценка реально существующего состояния национальной безопасности и создается система ее эффективного.
Вследствие многообразия национальных интересов России и множественности угроз их безопасности система национальной безопасности приобретает достаточно сложную структуру, включающую государственные органы законодательной, исполнительной и судебной властей, а также привлекаемые к обеспечению безопасности общественные организации (объединения) и отдельных граждан.
1. Закон РФ "О безопасности” 1992 г., Федеральный закон "06 оперативно-розыскной деятельности” 1995 г., Концепция национальной безопасности 1997 г., ряд федеральных законов, регламентирующих деятельность государственных органов, в функции которых входит обеспечение национальной 6030101100141.
Основной составляющей системы безопасности является государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включающий ряд государственных органов, наделенных полномочиями по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Координирующим органом системы является Совет Безопасности Российской Федерации.
В структуре механизма обеспечения национальной безопасности существенную роль играет Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ), наделенная специальными полномочиями в данной сфере деятельности (в том числе некоторыми правами управленческого характера).
Деятельность ФСБ осуществляется по основным направлениям, обеспечивающим своевременное обнаружение и противодействие угрозам национальной безопасности.
Созданная в Российской Федерации система национальной безопасности по своим количественным и качественным характеристикам, в основном, соответствует реалиям общественно-политической и оперативной обстановки в современный период.
Вместе с тем, ее эффективность в значительной степени зависит от исполнительской деятельности входящих в систему составляющих и уровня взаимодействия между ними.
Эффективность системы безопасности непосредственно также зависит от уровня контроля за данной сферой деятельности со стороны властных структур государства.
Исходя из значимости данного фактора, в соответствии с конституционными требованиями и положениями федеральных законов контроль за состоянием и обеспечением национальной безопасности возлагается на высшие органы государственной власти страны.
Изложенные в диссертационной работе позиции по некоторым аспектам национальной безопасности не исчерпывают всего многообразия проблем, возникающих в данной сфере, в особенности в исполнительской деятельности по обеспечению безопасности.
Различные аспекты проблемы национальной безопасности еще требуют как научных исследований, так и проработок на различных уровнях властных структур.
Заслуживает, в частности, внимания вопрос о принятии Концепции национальной безопасности на законодательном уровне.