Юридическое лицо как субъект гражданского права
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний"
Кафедра гражданского права
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему "Юридическое лицо как субъект гражданского права"
Новокузнецк, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность юридического лица
2. Понятие и признаки юридического лица
3. Виды юридических лиц
Заключение
Список использованной литературы и источников
ВВЕДЕНИЕ
Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Актуальность данной темы заключается в том, что жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Сейчас законодательство позволяет находить оптимальные формы опосредованного выражения интересов самых различных субъектов предпринимательской деятельности. Однако в данной сфере требуются текущая корректировка и возможно постепенное реформирование законодательства в связи с изменением социально-экономических отношений.
Объектом данного исследования стало юридическое лицо.
Предметом исследования является юридическое лицо как субъект гражданского права.
Цель исследования – охарактеризовать сущность юридического лица как субъекта гражданского права. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- охарактеризовать сущность юридического лица,
- определить понятие и признаки юридического лица,
- дать характеристику видам юридических лиц.
Пристальное внимание вопросам теории юридического лица уделялось в работах цивилистов советского и постсоветского периода: А.С. Аскназия, С.Н. Братуся, C. М. Корнеева, И.Б. Новицкого, Е.А. Флейшиц, и др. Данную проблематику исследуют и современные ученые: Ю.Г. Басин, И.П. Грешников, С.И. Карелина, Д.В. Ломакин, Д.И. Степанов, Ю.А. Тихомиров, Е.Б. Хохлов и др. Работы названных и некоторых других авторов составили теоретическую основу данного исследования.
Методологическую основу исследования составляет совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов, в том числе конкретно-исторический, диалектический и формально-логический.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Юридические лица являются одной из излюбленнейших тем в цивилистической науке. Многие ученые пытались объяснить то обстоятельство, что некое общественное образование рассматривается и действует в обороте как единичный реальный человек, как физическая личность (personal vicem fiuigitur).
В юридической науке существуют различные теории юридического лица. Первая- теория фикции, автором которой считают папу Иннокентия IV. В 1245году, отвечая на вопрос: может ли корпорация (юридическое лицо) быть отлучена от Церкви, допускаться к присяге, быть восприемницей детей при крещении, основываясь на положениях Corpus Juris Civilis, - он заявил, что корпорация не имеет души, а существует лишь в воображении людей, будучи persona ficta, т.е. фиктивным, не существующим в реальности лицом. Правда, следует отметить, что спустя некоторое время другой папа- Иоанн XXII - признал, что, хотя корпорация как юридическое лицо не имеет души и у нее нет подлинной личности, она все-таки имеет фиктивную личность в силу юридической фикции и в силу этой же фикции имеет душу и потому может совершать правонарушения и может быть подвергнута наказанию.
Наиболее известными сторонниками теории фикции являлись немецкие юристы Савиньи и Виндштейн (один из авторов Германского гражданского уложения). Савиньи считал, что конкретное физическое лицо существует реально и только поэтому признается субъектом права, т.е. лицом, обладающим правоспособностью. Всвязи с этим, по его мнению, понятие "лицо" может испытывать двоякую модификацию - ограничительную и распространительную. Во-первых, правоспособность лица может быть ограничена в силу закона, а, во-вторых - переносима на нечто такое, что не есть отдельный человек, следовательно, искусственным образом возможно создание юридического лица, которое физически не существует, а поэтому рассматривается в качестве субъекта права лишь в силу воли государства, воплощенной в законе или акте о создании юридического лица (отсюда и название - юридическое лицо, т.е. лицо, созданное не природой, а правопорядком).
По мнению Савиньи, в силу своего искусственного характера юридическое лицо не может иметь естественной дееспособности. Поэтому дееспособность юридических лиц подобна дееспособности малолетних и лиц, страдающих психическим расстройством. В данном случае от имени юридического лица выступает его представитель, которым является не отдельный представитель организации (либо несколько участников), а само юридическое лицо. Подобных взглядов придерживался и А.М. Гуляев, который писал, что "юридическое лицо есть субъект воображаемый", "искусственно созданный субъект". Г.Ф. Шершеневич полагал, что "в основе юридического лица лежат не фиктивные, а настоящие, реальные потребности живых людей, но субъекты, которым даются права для охраны таких интересов, существа не реальные. Это искусственно созданные самой жизнью или законодателем субъекты".
По мнению большинства американских авторов, основой теории правовой фикции в англосаксонской системе права послужила знаменитая фраза Председателя Верховного Суда США Маршалла в деле Darthmouth College Case (1819г.): "Корпорация представляет собой искусственное существо, невидимое, неосязаемое и существующее только как измышление права. Будучи искусственным творением права, она обладает только теми свойствами, которые предусмотрены ее уставом".
В настоящее время судьей Кентом разработана новая трактовка теории фикции: "Корпорация - это привилегия, принадлежащая одному или нескольким лицам, которые существуют в качестве правовой единицы под особым наименованием, облеченной по воле закона "вечным" существованием и действующей в различных отношениях, независимо от действительного числа ее участников как один индивид".
Как уже упоминалось, сторонники теории фикции полагали, что субъектом права может быть только такое лицо, которое может лично для себя пользоваться своими правами, т.е. действительно наслаждаться. В связи с тем, что юридические лица не могут чувствовать, а следовательно, и наслаждаться, то они являются не реальными, а фиктивными субъектами права. Однако, как замечает Е.Н. Трубецкой, существует множество случаев, когда право принадлежит одному лицу, а пользуется, наслаждается им другое лицо. Поэтому представляется неверным отрицать возможности юридического лица выступать в качестве субъекта права на том основании, что оно не является субъектом пользования.
Данная концепция, базирующаяся на положении о реальности только физических лиц, могла привести к признанию фиктивным субъектом права наряду с юридическими лицами и государства. Всвязи с этим была высказана еще одна теория, отрицающая возможность существования юридических лиц, названная позднее теорией "целевого имущества". Ее автор - немецкий юрист Бринц. В предисловии к первому изданию своего учебника пандектов 1857г. он писал, что различать физические и юридические лица в юриспруденции то же самое, что в антропологии делить людей на действительных людей и садовые пугала. По мнению Бринца, нечто (т.е. какое-либо имущество или право) может принадлежать не только кому-нибудь, но и чему-нибудь.
Имущество богов, храмов, городов принадлежало чему-то, так как нельзя указать лица, кому бы оно принадлежало. Этим чем-то и выступает цель, для достижения которой оно (имущество) и предназначено. В этом случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с такой целью имущество. По традиции оно наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет никакой необходимости. Поэтому, вероятно, нет нужды в понятии "юридическое лицо", ибо в данном случае оно используется лишь в качестве метафоры, так как в действительности здесь нет субъектов прав и обязанностей, а есть лишь целевое имущество. Отсюда вывод: имущество, принадлежащее цели, не может принадлежать лицу.
Критики теории Бринца указывали, что он не отвечает на вопрос - кому принадлежит имущество юридических лиц, а говорит лишь о том, что имущество предназначается для достижения определенной цели. Так, Е.Н. Трубецкой писал: "К каким несообразностям может привести теория Бринца, легко видеть из следующего примера. Представим себе, что существуют два общества А и В, которые обладают каждое своим имуществом и преследуют одну и ту же цель. Если бы их имущество считалось принадлежностью той цели, которую они преследуют, то мы имели бы не два раздельных имущества, а одно "целевое" имущество. В действительности, однако, мы видим нечто совершенно другое. На самом деле имущество составляет принадлежность не цели, а принадлежность двух обществ как определенных, разделенных и самостоятельных субъектов права, из коих ни один не может распоряжаться собственностью другого. Наконец, права могут принадлежать обществам и там, где еще вовсе нет имущества; например за благотворительным обществом могут быть признаны права, даже если бы в начале своего существования оно и не имело имущества, - в предположении будущего имущества, которое может составиться из пожертвований и членских взносов. "Целевого" имущества здесь, стало быть, нет, а между тем существует общество, за которым закон признает правоспособность и которое поэтому должно быть признано субъектом права, юридическим лицом".
Близка по своему существу к теории фикции концепция, выдвинутая известнейшим немецким юристом Рудольфом фон Иерингом в XIX веке и названная впоследствии теорией интереса. Отношение Иеринга к юридическим лицам вытекает из его позиции, касающейся права вообще как в субъективном, так и в объективном смысле.
Под субъективным правом он понимал защищенный юридически интерес, который состоит в пользовании определенными благами; а под правом в объективном смысле - обеспечение жизненных условий общества. При этом способность воли не требуется для понятия субъективного права, важно лишь то, кто пользуется правом. По Иерингу, субъектами права могут быть лишь люди (пользователи), интересы которых защищаются законом: в библиотеке- это читатели, в акционерном обществе - акционеры, в университете - ректор, профессора, студенты и т.д. У юридического лица нет и не может быть своих собственных интересов, оно представляет собой своеобразный прием юридической техники, с помощью которой возможно удовлетворение интересов стоящих за юридическим лицом подлинных дестинаторов (пользователей) его субъективных прав.
В корпорации не юридическое лицо как таковое, а отдельные ее члены являются действительными субъектами права, поскольку создание корпорации направлено на удовлетворение их интересов, а правовая защита последних осуществляется при помощи иска, обращенного против корпорации ее участником.
В учреждении реальными субъектами права являются обслуживаемые им люди, причем круг этих людей может быть неопределенным. Из университета могут извлекать пользу профессора, студенты и т.д., а не сам университет, который не в состоянии извлекать для себя пользу из своих прав, не способен чувствовать и наслаждаться. Поэтому, по мнению Иеринга, не университет, а лица, которым он служит, должны признаваться субъектами права. При этом модель "юридического лица" используется для удобства участия в правоотношениях, так как пользователи (дестинаторы) часто меняются. В связи с этим права и обязанности юридического лица на самом деле принадлежат тем физическим лицам (т.е. дестинаторам), которые используют общее имущество и получают от него выгоды. Их общий интерес, по меткому замечанию Е.А. Суханова, и олицетворяет собой юридическое лицо. Само юридическое лицо неспособно к пользованию, не имеет интересов и целей и, следовательно, не может иметь прав.
Однако теория интереса также не лишена недостатков, которые верно подметил Г.Ф. Шершеневич: пользование правом не всегда принадлежит тому, чье право, предназначение имущества не разрешает вопроса о его принадлежности (например вор может фактически пользоваться и распоряжаться правами, связанными с владением вещью). Дестинаторы не могут требовать охраны их интересов на основании своего права. Если к ночлежному дому предъявлен иск, то ответчиком не может выступить тот или другой его посетитель.
В противоположность теории фикции юридического лица была выдвинута теория Гирке. Он предложил рассматривать юридическое лицо как некий союз лиц (организм), который не возникает в силу права, а существует реально. Если такое явление существует объективно, но не оформлено правом, то до момента такого оформления оно не может считаться юридическим лицом. Ученый сравнивает такое состояние с эффектом эмбриона, т.е. нечто находится в выжидательном состоянии, а после выполнения установленных законом процедур оно сразу приобретает права и обязанности (становится юридическим лицом). Подобный организм (правда, с некоторыми оговорками) он приравнивал к человеку, т.е. к живым организмам.
Юридическое лицо обладает специальной правоспособностью и может совершать действия лишь в соответствии с целями, ради которых оно создано, а также дееспособностью, ибо обладает собственной волей, которую выражают органы юридического лица. Поэтому неверно противопоставлять физических лиц юридическим на том основании, что последние могут действовать только через свои органы; ведь также действует и индивид. Но следует учитывать, что в отличие от физических лиц юридическое лицо имеет органы в юридическом смысле. Органы естественного лица существуют сообразно со строем индивидуального человеческого организма как орудия одушевляющего их единства; органы юридического лица проявляют действующее в них единство в юридической сфере сообразно с юридическим строем социального человеческого организма.
В Советском Союзе также был разработан ряд теорий юридического лица. Тогда цивилисты отвергали теорию юридического лица в качестве обособленного имущества, так как государственное имущество даже при создании на его базе какого-либо юридического лица все равно оставалось государственной собственностью. Как верно отмечает Е.А. Суханов, господствующей теорией в советской цивилистической науке считалась теория коллектива, разработанная впервые в трудах А.В. Венедиктова и поддержанная С.Н. Братусем, О.С. Иоффе и многими другими цивилистами.
Согласно этой теории в основе правосубъектности юридического лица лежит не только единство государственной социалистической собственности, но и оперативное управление ее частями. В данном случае единство государственной социалистической собственности означает, что за каждым юридическим лицом стоит собственник находящегося в его управлении имущества - Советское государство и весь советский народ. Оперативное же управление выделенной юридическому лицу частью государственного имущества по воле советского народа осуществляет коллектив работников юридического лица, возглавляемый назначенным государством ответственным руководителем.
В юридической литературе неоднократно высказывались критические замечания в адрес этой теории. Например, В.П. Грибанов указывал, что коллектив работников не имеет прав на имущество предприятия, учреждения, организации, не заключает гражданско-правовых сделок, не несет ответственности по обязательствам такого юридического лица, т.е. не выступает в качестве субъекта гражданских правоотношений. Однако здесь же В.П. Грибанов сам обосновывает теорию коллектива с помощью привлечения не двух, а трех коллективов - государства, рабочих и служащих, администрации- во главе с ответственным руководителем.
В противовес теории коллектива советскими учеными были выдвинуты три другие теории юридического лица.
Автор первой из них, которую иногда в науке называют теорией государства, - С.И. Аскназий. Он полагал, что поскольку единственным собственником имущества государственного юридического лица является государство, постольку и за государственным юридическим лицом всегда стоит государство, или "всенародный коллектив", являющийся действительным собственником его имущества. Индивидуализацию же юридических лиц следует искать не в людском коллективе, а в специфике того участка, на котором осуществляется его деятельность.
Однако такой подход таил в себе немало проблем:
- невозможно разграничить имущество и ответственность государства и созданных им юридических лиц;
- нельзя объяснить существование юридического лица как самостоятельной хозяйственной единицы, ибо тогда отношения между двумя государственными организациями приходится рассматривать как отношения государства с самим собой;
- если признать, что за каждым государственным юридическим лицом стоит государство как единое целое, то как объяснить тот факт, что государство не отвечает по долгам государственных юридических лиц, а последние не отвечают по долгам государства.
Другое толкование сущности юридического лица предложено Ю.К. Толстым, который исходил из того, что за каждым государственным юридическим лицом стоят:
1) само социалистическое государство как единый и единственный собственник предоставленного юридическому лицу государственного имущества;
2)руководитель хозяйственного органа, являющийся уполномоченным государства по управлению вверенным ему имуществом согласно планам, преподанным государством.
Поэтому Ю.К. Толстой утверждал, что только руководитель (директор) государственного органа выступает в качестве носителя гражданской правоспособности советского юридического лица. Он считал, что директор проводит в жизнь волю государства творчески, с учетом конкретной обстановки. Концепция, предложенная Ю.К. Толстым, впоследствии названа теорией директора.
Однако и у такого подхода к пониманию юридического лица немало недостатков: в соответствии с этой теорией происходило отождествление государственного юридического лица с его органом, каковым и являлся директор, хотя законодательством под юридическим лицом понималась организация, а не ее руководитель. Свои права и обязанности директор осуществляет от имени и в интересах организации в целом. Кроме этого, данная теория распространяется только на государственные юридические лица с единоличным руководителем.
С точки зрения теории социальной реальности, выдвинутой впервые Н.Г. Александровым в 1948 году (еще без использования данного наименования), юридическое лицо - это особое отношение между людьми по поводу имущества; отношение, заключающееся в том, что известный имущественный комплекс для обеспечения каких-либо общих интересов передается в управление тем или иным дееспособным лицам ("органам" юридического лица). Последние от имени юридического лица приобретают имущественные правомочия, реализуемые для пополнения данного имущественного комплекса, и принимают имущественные обязанности, выполняемые за счет средств этого комплекса. Подобных взглядов придерживался и Д.М. Генкин, рассматривающий юридическое лицо в качестве "социальной реальности", наделенной определенным имуществом для достижения общественно полезных целей или для peшения социально-экономических задач государства и общества.
В то же время следует согласиться с выводом Ю.К. Толстого о том, что в вопросе раскрытия сущности юридического лица в цивилистической науке, к сожалению, не наблюдается заметного продвижения. За последние двадцать лет опубликованы всего две монографии, посвященные проблемам теории юридического лица, - работа И.П. Грешникова, в которой автор отстаивает теорию фикции юридического лица, и учебное пособие Н.В. Козловой, посвященное анализу теорий юридического лица.
Как правило, анализируя юридическое лицо, ученые-цивилисты ограничиваются перечислением, а в лучшем случае - критикой уже высказанных теорий. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что вопрос о сущности юридического лица так и остается открытым.
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК).
Выделяют такие признаки юридического лица:
а) организационное единство;
б) имущественная обособленность;
в) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
г) участие в гражданском обороте от своего имени.
Организационное единство выражается в том, что юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших или входящих в нее участников (учредителей). Такая обособленность юридического лица закрепляется в учредительных и иных документах организации, определяющих порядок ведения ее дел.
Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица. При этом учредительными являются документы, на основании которых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация.
Гражданский кодекс в п. 1 ст. 52 указывает на три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов - устава и учредительного договора.
Законом установлено, что на основании учредительного договора действуют полные товарищества (ст.70 ГК РФ) и товарищества на вере (ст.83 ГК РФ); на основании устава и учредительного договора действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. 89, 95 ГК РФ), объединения юридических лиц (ст.122 ГК РФ); на основании устава - акционерные общества (ст.98 ГК РФ); общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные одним лицом (ст. 89, 95 ГК РФ), производственные и потребительские кооперативы (ст. 108, 116 ГК РФ), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.113 ГК РФ), фонды (ст.118 ГК РФ), общественные организации (объединения), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждения (ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
При создании акционерного общества в соответствии со ст. 98 ГК РФ учредители заключают между собой договор о создании общества, который является разновидностью договора о совместной деятельности (ст.1041 ГК РФ).
Пункт 2 ст.52 ГК РФ содержит требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов. Подобные требования носят императивный характер для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. В учредительные документы организации в обязательном порядке включаются сведения о наименовании, месте нахождения, органах управления юридического лица. В отношении отдельных видов юридических лиц этот перечень может быть конкретизирован ГК РФ и специальными законами об этих организациях (например, п.2 ст.70 ГК РФ относительно полных товариществ, п.3 ст.98 ГК РФ относительно акционерных обществ). Законом не запрещается включать в учредительные документы и иные положения, не предусмотренные действующим законодательством России, при условии, что они не противоречат ему.
Согласно ст.7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственная некоммерческая корпорация создается на основании закона, который заменяет ей все учредительные документы.
Наличие организационного единства предполагает также существование определенной внутренней структуры организации, которая отвечала бы целям и задачам юридического лица и выражалась в наличии у нее органов управления.
Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от ее учредителей (участников).
Пункт1 ст.48 ГК РФ указывает, что такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Большинство юридических лиц обладает имуществом на праве собственности (п.1 ст.48, ст.216 ГК РФ). Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.113, 114, 294 ГК РФ), обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения; а также учреждения (ст.120, ст.296, 298 ГК РФ) и казенные предприятия (ст. 115, 296, 297 ГК РФ), которым имущество принадлежит на праве оперативного управления.
Помимо этого, некоторые виды образовательных, культурных, научных учреждений вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также приобретенным на них имуществом (ст.298 ГК РФ).
Согласно абз.2 п.1 ст.48 ГК РФ юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс (а учреждение - также и смету его расходов, утвержденную собственником). Порядок ведения бухгалтерского баланса установлен Федеральным законом от 21 ноября 1996г. N129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Находящееся на балансе организации имущество характеризует его обособленность от имущества учредителей (участников). Однако далеко не всегда балансодержатель является единственным собственником числящегося на его балансе недвижимого имущества (п.11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998г. N8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Структурное подразделение юридического лица также может составлять отдельный баланс, который не является самостоятельным, так как в нем не отражается ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна. Кроме этого, данные подразделения не вправе без согласия юридического лица распоряжаться каким-либо его имуществом.
Самостоятельная имущественная ответственность организации заключается в том, что по своим долгам юридическое лицо отвечает только принадлежащим ему имуществом. Из этого следует, что ни учредитель (участник), ни собственник, ни третьи лица не отвечают по обязательствам юридического лица, кроме случаев предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Участие в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, т.е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права, в том числе в качестве истца и ответчика в суде.
Для индивидуализации юридического лица и выделения его из класса подобных лиц каждое юридическое лицо имеет свое наименование (ст. 54 ГК РФ).
Наименованием юридического лица является его название, под которым оно выступает в гражданском обороте. Наименование организации указывается в ее учредительных документах и должно включать в себя указание на ее организационно-правовую форму (например, п.3 ст.69, п.4 ст.82, п.2 ст.96, п.4 ст.118, п.5 ст. 121 ГК РФ).
Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно имени (наименования) и указания на организационно-правовую форму юридического лица. В юридической литературе, особенно дореволюционной, обозначение организационно-правовой формы юридического лица считалось корпусом наименования, а собственно имя (наименование) юридического лица- добавлением.
Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена, фамилии, условные обозначения, составные слова и аббревиатуры, а также иностранные слова), направленное на индивидуализацию данного юридического лица среди других субъектов гражданских правоотношений (например общество с ограниченной ответственностью "Успех").
При регистрации коммерческой организации в качестве юридического лица его наименование становится фирменным наименованием (п.4 ст.54 ГК РФ). Фирменное наименование наряду с товарным знаком и знаком обслуживания является объектом интеллектуальной собственности (ст.138 ГК РФ).
Согласно ст.150 и п.7 ст.152 ГК РФ юридическое лицо обладает также деловой репутацией, под которой понимается оценка деловых качеств лица в общественном мнении.
Анализ судебной практики по данному вопросу осуществлен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" и в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23сентября 1999г. N46 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации".
Помимо наименования и деловой репутации каждое юридическое лицо должно иметь свое место нахождения.
В соответствии с п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Организация может иметь юридический и фактический адреса. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент регистрации, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (п.1 ст.5 Федерального закона от 8августа 2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес- это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. У организации может совпадать юридический и фактический адреса.
3. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В соответствии с п.2 и п.3 ст.48 ГК РФ в зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:
1) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);
2)юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);
3)юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).
Указанная классификация не основана на единых критериях. В первом случае имеется в виду отношение участников к организации как к субъекту права; во втором - отношение учредителей к имуществу юридического лица.
Гражданский кодекс указывает, что все юридические лица могут создаваться только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом.
В зависимости же от основной цели деятельности (ст.50 ГК РФ) юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1 ст.2 Федерального закона от 12января 1996г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Гражданский Кодекс РФ (п.3 ст.50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что указанная деятельность служит достижению целей, ради которых она создана и которым соответствует. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций. При этом в юридической литературе высказываются сомнения относительно того, насколько оправданно получившее легальное закрепление деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с точки зрения как последовательности его проведения, так и связанных с ним практических последствий. Одни коммерческие организации наделяются общей правоспособностью, другие - специальной; банкротом может быть признана не только коммерческая организация (кроме казенных предприятий), но и некоммерческая (потребительский кооператив или фонд); одни кооперативы (производственные) относятся к коммерческим организациям, другие (потребительские) - к некоммерческим, хотя потребительские общества активно занимаются предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем следует признать, что такое деление юридических лиц является принципиальным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений.
В пункте 2 ст. 50 ГК РФ содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним относятся:
1)хозяйственное товарищество: а)полное товарищество (ст.69 ГК РФ); б)товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст.82 ГК РФ);
2)хозяйственное общество: а)общество с ограниченной ответственностью (ст.87 ГК РФ, Федеральный закон от 8февраля 1998г. N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"); б)общество с дополнительной ответственностью (ст.95 ГК РФ); в)акционерное общество (ст.96 ГК РФ, Федеральный закон от 26декабря 1995г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах");
3)производственный кооператив (артель) (п.1 ст.107 ГК РФ, Федеральный закон от 8мая 1996г. N41-ФЗ "О производственных кооперативах"), Федеральный закон от 1995г. N193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации");
4)государственное (муниципальное) унитарное предприятие (ст. 113 ГК РФ, Федеральный закон 14ноября 2002г. N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п.3 ст.50 ГК РФ, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. Однако, как верно отмечается в юридической литературе, не ограничив перечень форм некоммерческих организаций в Гражданском кодексе, мы тем самым открыли "ящик Пандоры". На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе.
Основные виды некоммерческих организаций, обозначенные в законодательстве Российской Федерации:
1)потребительский кооператив (п.1 ст.116 ГК, Закон Российской Федерации от 19 июня 1992г. N3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", п.1 ст.4 Федерального закона от 15 апреля 1998г. N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральный закон от 7 августа 2001г. N117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан", ст.110-134 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N188-ФЗ, Федеральный закон от 30 декабря 2004г. N215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах");
2)община малочисленных народов (Федеральный закон от 20 июля 2000г. N104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации");
3)общественное объединение (ст.117 ГК РФ, ст.6 Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 19мая 1995г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 28июня 1995г. N98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", ст.28 Федерального закона от 18июля 1995г. N108-ФЗ "О рекламе", Федеральный закон от 26сентября 1997г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", Федеральный закон от 17 июня 1996г. N74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 12 января 1996г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральный закон от 11 июля 2001г. N95-ФЗ "О политических партиях";
4)фонд (ст.118, 119 ГК РФ, ст.7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст.10 Федерального закона "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 11 августа 1995г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях");
5)негосударственный пенсионный фонд (ст.2 Федерального закона от 7 мая 1998г. N75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах");
6)учреждение (ст.120, 296-299 ГК РФ, ст.9 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст.11 Федерального закона "Об общественных объединениях";
7)объединение юридических лиц (ассоциация или союз) (ст.121 ГК РФ, ст.11, 12 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст.142 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.28 Федерального закона "О рекламе"; ст.22 Федерального закона от 29июля 1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от17 декабря 1999г. N211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", ст.1 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993г. N5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", ст.36.26 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", ст.57-59 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", ст.20 Федерального закона от 7 августа 2001г. N119-ФЗ "Обаудиторской деятельности");
8)объединение работодателей (Федеральный закон от 27ноября 2002 г. N156-ФЗ "Об объединениях работодателей"*);
9)некоммерческое товарищество (ст.291 ГК РФ, ст.135-153 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");
10)некоммерческое партнерство (ст.8 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст.4 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", ст. 36.26 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах";
11)автономная некоммерческая организация (ст.10 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст.23 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";
12)государственная некоммерческая корпорация (ст.7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 23 декабря 2003г. N177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации");
13)товарная биржа (ст.2 Закона от 20 февраля 1992г. "О товарных биржах и биржевой торговле").
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В юридической науке существуют различные теории юридического лица. Первая- теория фикции (искусственным образом возможно создание юридического лица, которое физически не существует, а поэтому рассматривается в качестве субъекта права лишь в силу воли государства, воплощенной в законе или акте о создании юридического лица). Другая теория – теория "целевого имущества", суть которой в том, что какое-либо имущество или право может принадлежать не только кому-нибудь, но и чему-нибудь. Поэтому нет нужды в понятии "юридическое лицо", так как в действительности нет субъектов прав и обязанностей, а есть лишь целевое имущество. Близка по своему существу к теории фикции концепция, выдвинутая Рудольфом фон Иерингом. По Иерингу, субъектами права могут быть лишь люди (пользователи), интересы которых защищаются законом.
В противоположность теории фикции юридического лица была выдвинута теория Гирке. Он предложил рассматривать юридическое лицо как некий союз лиц (организм), который не возникает в силу права, а существует реально. Если такое явление существует объективно, но не оформлено правом, то до момента такого оформления оно не может считаться юридическим лицом.
В Советском Союзе также был разработан ряд теорий юридического лица. Теория коллектива: в основе правосубъектности юридического лица лежит не только единство государственной социалистической собственности, но и оперативное управление ее частями.
В противовес теории коллектива советскими учеными были выдвинуты три другие теории юридического лица. Согласно теории государства единственным собственником имущества государственного юридического лица является государство, постольку и за государственным юридическим лицом всегда стоит государство, или "всенародный коллектив", являющийся действительным собственником его имущества. Другое толкование сущности юридического лица (предложено Ю.К. Толстым), заключается в том, что само социалистическое государство является единственным собственником предоставленного юридическому лицу государственного имущества, а руководитель хозяйственного органа является уполномоченным государства по управлению вверенным ему имуществом.
Сегодня, анализируя юридическое лицо, ученые-цивилисты ограничиваются перечислением, а в лучшем случае- критикой уже высказанных теорий. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что вопрос о сущности юридического лица так и остается открытым.
Рассматривая понятие и признаки юридического лица, отметим, что сегодня юридическим лицам посвящена глава 4 ГК РФ. В п.1 ст.48 ГК РФ дано определение юридического лица. Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В этом определении проявляются специфические признаки юридического лица: организационное единство; наличие у юридического лица обособленного имущества; самостоятельная имущественная ответственность юридических лиц; возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также выступать в качестве стороны гражданского спора (выступать в арбитражном, третейском суде).
Существует множество классификаций юридических лиц. В зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на: юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы); на юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); и юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).
Наиболее юридически значимая классификация юридических лиц - в зависимости от вида деятельности. Подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Перечень коммерческих юридических лиц является исчерпывающим. Перечень некоммерческих организаций открытый и не исчерпывается только ГК РФ. Основная цель коммерческих организаций - получение прибыли и распределение её между своими участниками. Некоммерческие организации не ставят основной целью извлечение прибыли и они не распределяют прибыль между своими участниками, даже если в результате своей деятельности и получаю какую-либо прибыль. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в той мере, чтобы выполнять свои цели.
Коммерческие организации: хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственные общества (акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью), производственные кооперативы (или артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые в свою очередь подразделяются на два вида: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия, заводы). Список закрывается.
Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), благотворительные и иные фонды и другие формы предусмотренные федеральными законами, напр., товарищество собственников жилья, некоммерческое партнерство, товарная биржа и т.д.
В ходе данного исследования был сделан вывод о необходимости установления исчерпывающего перечня форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе. Данная мера нужна для того, чтобы создать стройную систему юридических лиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. - N 32. Ст. 3301
Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 29 декабря 2004г. N188-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. -2005.- N1.- Cт.14
Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях [Текст]: [Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2003. N52.- Cт.5031
Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Текст]: [Федеральный закон от 21 ноября 1996г. N129-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. -2003. - N27. - Cт.2700
Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]: [Федеральный закон от 8августа 2001г. N129-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N52.- Cт.5037
Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: [Федеральный закон от 8февраля 1998г. N14-ФЗ] // Собрание законодательство РФ. -2002.- N12.- Cт.1093
Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах [Текст]: [Федеральный закон от 26декабря 1995г. N208-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N11. -Cт.913
Российская Федерация. Законы. О производственных кооперативах [Текст]: [Федеральный закон от 8мая 1996г. N41-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2002.- N12. - Cт.1093
Российская Федерация. Законы. О производственных кооперативах [Текст]: [Федеральный закон от 8мая 1996г. N41-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N24. - Cт.2248
Российская Федерация. Законы. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: [Федеральный закон 14ноября 2002г. N161-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N50.- Cт.4855
Российская Федерация. Законы. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон РФ от 19 июня 1992г. N3085-1] // Собрание законодательства РФ. – 2002.- N12. - Cт.1093
Российская Федерация. Законы. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан [Текст]: [Федеральный закон от 15 апреля 1998г. N66-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N35. - Cт.3607
Российская Федерация. Законы. О кредитных потребительских кооперативах граждан [Текст]: [Федеральный закон от 7 августа 2001г. N117-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2001. - N33. - Cт.3420
Российская Федерация. Законы О жилищных накопительных кооперативах [Текст]: [Федеральный закон от 30 декабря 2004г. N215-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2005. - N1. - Cт.41
Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 20 июля 2000г. N104-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N35. - Cт.3607
Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях [Текст]: [Федеральный закон от 19мая 1995г. N82-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N27. - Cт.2711
Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений [Текст]: [Федеральный закон от 28июня 1995г. N98-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004.- N35. - Cт.3607
Российская Федерация. Законы. О рекламе [Текст]: [Федеральный закон от 18июля 1995г. N108-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N45. - Cт.4377
Российская Федерация. Законы. О свободе совести и религиозных объединениях [Текст]: [Федеральный закон от 26сентября 1997г. N 125-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N27. - Cт.2711
Российская Федерация. Законы. О национально-культурной автономии [Текст]: [Федеральный закон от 17 июня 1996г. N74-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004. -N35. - Cт.3607
Российская Федерация. Законы. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Текст]: [Федеральный закон от 12 января 1996г. N 10-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N27. - Cт.2711
Российская Федерация. Законы. О политических партиях [Текст]: [Федеральный закон от 11 июля 2001г. N95-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2005. - N1.- Cт.9
Российская Федерация. Законы. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях [Текст]: [Федеральный закон от 11 августа 1995г. N 135-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N27. - Cт.2708
Российская Федерация. Законы. О негосударственных пенсионных фондах [Текст]: [Федеральный закон от 7 мая 1998г. N75-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N2. - Cт.166
Российская Федерация. Законы. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 29июля 1998г. N135-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N35. - Cт.3607
Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от17 декабря 1999г. N211-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2003. -N50. - Cт.4855
Российская Федерация. Законы. О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 7 июля 1993г. N5340-1] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N50. - Cт.4855
Российская Федерация. Законы. Обаудиторской деятельности [Текст]: [Федеральный закон от 7 августа 2001г. N119-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2005. - N1. - Cт.45
Российская Федерация. Законы. Об объединениях работодателей [Текст]: [Федеральный закон от 27ноября 2002 г. N156-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N48. - Cт.4741
Российская Федерация. Законы. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 23 декабря 2003г. N177-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2003. - N52. - Cт.5029
Российская Федерация. Законы. О товарных биржах и биржевой торговле [Текст]: [Федеральный закон от 20 февраля 1992г.] // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N27. - Cт.2711
Российская Федерация. Высший Арбитражный Суд. О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав [Текст]: [Постановление Пленума от 25 февраля 1998г. N8] // ВВАС РФ. - 1998, N10
Российская Федерация. Верховный Суд. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц [Текст]: [Постановление Пленума от 24 февраля 2005 г. N3] // Российская газета. - 2005. - N50
Российкая Федерация. Высший Арбитражный Суд. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации [Текст]: [Информационное письмо от 23сентября 1999г. N46]" // ВВАС РФ. – 1999. - N11
Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" [Текст] / Ответственные редакторы Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2006.- 302
Александров,Н.Г. Трудовое правоотношение [Текст] /Н.Г. Алксандров.- М.: Проспект, 2009.- 342 с
Аскназий,С.И. Об основаниях правовых отношений между государственными социалистическими организациями [Текст] /С.И. Аскназий //Ученые записки Ленинградского юридического института. Вып.4. - Л.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947.- 5-47
Генкин,Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве [Текст] /Д.М. Генкин // Проблемы социалистического права.- 1939.- N1.- С.90-98
Гражданское право России. Общая часть: курс лекций [Текст] / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М.: БЕК, 2001. – 704 с
Гражданское право: Актуальные проблемы теории и практики [Текст] / В.А. Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007. – 993 с
Гражданское право: учеб.: в 2 т. Т.1 [Текст] / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2000. - 704 с
Грешников, И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве [Текст] / И.П. Грешников. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. – 331 с
Грибанов, В.П. Юридические лица [Текст] /В.П. Грибанов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961.- 115 с
Гуляев,А.М. Русское гражданское право [Текст] /А.М. Гуляев.- СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1913. – 500 с
Козлова,Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: учеб. пособие [Текст] / Н.В. Козлова.- М.: Статут, 2003. – 318 с
Покровский,И.А. Основные проблемы гражданского права [Текст] / И.А. Покровский. -М.: Статут, 1998. – 353 с
Суворов,Н.С. Об юридических лицах по римскому праву [Текст] /Н.С. Суворов.-М.: Статут, 2000. – 299 с
Толстой,Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР [Текст] / Ю.К. Толстой.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. – 219 с
Трубецкой,Е.Н. Лекции по энциклопедии права [Текст] /Е.Н. Трубецкой // Труды по философии права. - СПб.: Статут, 2001.- 227 с
Шершеневич,Г.Ф. Учебник русского гражданского права [Текст] / Г.Ф. Шершеневич. -М.: Статут, 2005.- 462 с