Юридические факты, их роль в правовом регулировании
Новый Российский Университет
Курсовая работа
По дисциплине «Теория государства и права»
По теме:
«Юридические факты, их роль в правовом регулировании»
Написала студентка группы №211
заочного отделения
юридического факультета
Овечкина Ю.А.
Проверил Тыртышный А.А.
Москва 2009г.
Содержание
Введение
1. Определение понятия, признаков юридических фактов
2. Исходная классификация юридических фактов
3. Определение понятия юридического состава, классификация
4. Определение роли юридического факта в механизме правового регулирования
Заключение
Используемая литература
Введение
Правовому регулированию общественных отношений, в том числе месту юридических фактов в этом процессе, уделено значительное внимание в советской и современной научной литературе по теории права и гражданскому праву, а так же другим отраслям права. Практический смысл и научная ценность теории юридических фактов заключается в том, что она изучает один из аспектов фактической обоснованности правового регулирования. Система юридических фактов, четко очерченных в законодательстве и достоверно установленных, является одной из важнейших гарантий законности в государстве.
Отечественное законодательство, как и ранее, не знает специальной части или раздела, посвященного юридическим фактам. Действующий Гражданский кодекс РФ лишь иногда объединяет некоторые виды юридических фактов в статьях, посвященных основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 8), сделкам (ст. 153), основаниям прекращения права собственности (ст. 235), основаниям возникновения обязательств (п. 2 ст. 307), и в некоторых других. Такое положение, вероятно, и служит объяснением того, что до сих пор рассмотрение проблем юридических фактов обычно ведется лишь применительно к отдельным их видам, что не может быть признано правильным.
Важность изучения юридических фактов для гражданского и иного права вряд ли можно оспаривать: только наступление юридических фактов влечет возникновение соответствующих юридических последствий и, напротив, отсутствие первых не дает появиться вторым.8
Эффективная ответственность невозможна без четкого определения условий ее наступления, т.е. юридических фактов.
С помощью хорошо продуманной шкалы (набора) юридических фактов, т.е. путем придания юридического значения тем или иным жизненным обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов, направлять их в нужное русло.
Юридические факты - это одна из основных проблем юридической практики. Неверная оценка фактов ведет к тому, что одним обстоятельствам не придается должного правового значения, а другим приписываются не свойственные им качества. Умение работать с фактами является необходимым элементом общей правовой культуры.
Актуальность темы – обусловлена центральным местом, которое занимают юридические факты в механизме регулирования общественных отношений.
Целью данной работы является:
Исследовать понятие юридического факта, определить роль юридического факта в механизме правового регулирования.
Задачи данного исследования:
1. Определение понятия, признаков юридического факта;
2. Исходная классификация юридических фактов;
3. Определение понятия юридического состава, классификация;
4.Определение роли юридического факта в механизме правового регулирования.
5. Заключение.
1. Определение понятия, признаков юридического факта
Юридический факт, как явление реальной действительности и как научное понятие, отражающее его, имеет свою историю.
Так, в римском праве основаниями для возникновения прав и обязанностей признавались контракты, пакты, обязательства как бы из договора, обязательства из деликтов и т.д. Однако юридическая мысль не смогла достичь такого уровня абстрактности, при котором разнообразие существующих оснований, порождающих права и обязанности, можно было бы свести к «единому знаменателю».5
Это произошло значительно позже. Термин «ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ» ввел в научный оборот Савиньи, который в работе «Система современного римского права» писал: «Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношения юридическими фактами».6
Первоначальное развитие теории юридических фактов было связано с гражданским правом (Г. Дернбург, Р. Зом, Г. Пухта, А. Тон, Е. Цительман, Л. Эннекцерус и др.) и это вполне объяснимо. Набирающий силу капитализм требовал тщательной, детальной регламентации имущественных отношений: оснований возникновения права собственности, отдельных обязательств, наследования, наступления несостоятельности и так далее. На этой основе складывается общее понятие юридического факта.
Категория "юридический факт" возникла не как результат умозрительного развития какой-либо схоластической философской системы. Она развилась из потребности юридической практики, из стремления охватить единым понятием разнообразные предпосылки движения конкретных правовых отношений.
Теория юридических фактов привлекла внимание и русских юристов – Е.В. Васьковского, Д.Д. Гримма, Н.М. Коркунова, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича и других. С позиции теории юридических фактов они рассматривали вопросы исковой давности, условий действительности и недействительности сделки, основания представительства и другие.
Во французской научной литературе вопросы юридических фактов рассматриваются главным образом в курсах гражданского права в связи с проблемой возникновения обязательств. Оценивая положение дел в этой области, известный французский юрист Л. Жюллио де ла Морандьер, в свое время писал: "Каждое из обстоятельств, за которым наше право признает силу фактора, порождающего право, производящего его переход или прекращение его, определяется особыми правилами, причем наше право не исходит из какой бы то ни было общей теории юридических фактов".
Несколько большее внимание уделяется проблеме юридических фактов в немецкой и итальянской литературе. Немецкий и итальянские юристы (К. Ацомайт, Е. Кюне, А. Манигк, Э. Бетти, К. Майорка и др.) не уклоняются от рассмотрения общего понятия юридического факта и состава, приводят их классификации, анализируют роль юридических фактов в обеспечении автономии личности в правовых отношениях.
В английской и американской правовой доктрине не создано развернутой теории юридических фактов. Следуя традициям своей правовой системы, английские и американские юристы скептически относятся к абстрактным юридическим понятиям. Юридические факты определяются ими в процессуальном смысле, как обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для разрешения дела и тому подобное.
В российской научной литературе проблемы юридических фактов рассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках по теории государства и права и по отраслевым юридическим наукам.
Можно выделить две группы источников. Во-первых, работы общетеоретического характера. В них рассматриваются понятие и виды юридических фактов, анализируется их роль в правовом регулировании, связь с правовыми отношениями. Не случайно вопросы теории юридических фактов излагаются главным образом в работах по теории правовых отношений. Вторая группа работ посвящена юридическим фактам в отраслях права. Естественно, что авторов волнуют прежде всего особенности отраслевых юридических фактов и составов, способы их установления, доказательства и так далее.
Значительное количество исследований выполнено "на стыке" теории юридических фактов и других разделов юридической науки. Это работы посвящены гражданским, уголовным, трудовым, семейным, процессуальным правоотношениям, срокам, сделкам, административным актам, трудовым договорам, деликтам и другим. Наряду с другими аспектами проблемы, в них рассматриваются и вопросы юридических фактов.10
В современной юриспруденции юридические факты исследуются как в качестве самостоятельных фрагментов правовой действительности, так и в механизме правового регулирования общественных отношений.
Юридические факты – факты реальной действительности, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий, т.е. возникновение, изменение гражданских правоотношений. Посредством юридических фактов реализуется создаваемая предпосылками возможность возникновения, изменения правоотношений в действительность – участник регулируемого правом общественного отношения становится связанным правами и обязанностями.7
Вышеприведённое и иные высказывания в основном сводятся к признанию юридических фактов реальной действительностью, жизненными обстоятельствами, предусмотренными нормами права. В плане функциональном за юридическими фактами признаётся роль «рычажков», приводящих нормы объективного права в действие, условий, обеспечительных возможностей возникновения, изменения, изменения и прекращения правоотношений.
Так каковы же признаки юридических фактов?
Во-первых, большинство юридических фактов носит волевой характер. Как отмечает Р.О. Халфина, юридические факты в подавляющем большинстве случаев таят в себе акт поведения, который по воле лица, или помимо его воли приводит в действие механизм правового регулирования.9
Весьма определённо на этот счёт высказался русский ученый В.И. Синайский: «Юридический факт есть понятие чисто юридическое. Само по себе никакое обстоятельство не может вызывать юридические последствия, если за таким обстоятельством право не признаёт свойства производить такие последствия».
Во-вторых, никакие события сами по себе не могут порождать, изменять или прекращать правоотношения. Эта роль возлагается на волевые акты в статусе юридических актов. Наступление события (смерть, рождение человека, истечение срока и т.п.) – это физические, химические, биологические и иные явления, которые в качестве условий лишь побуждают соответствующих субъектов сформировать в этой связи волевой акт в качестве юридического факта.
Смерть человека или его рождение, в юридическом смысле не является чем-то негативным или позитивным. Право к этим оценкам нейтрально. Поэтому смерть или рождение как физические явления – лишь предпосылки для формирования волевого акта как юридического факта, порождающего или прекращающего определённые правоотношения. В итоге, юридическим фактом для данного примера будет являться акт регистрации рождения или смерти гражданина. Именно с ним связаны все исходные последствия в тех правоотношениях, в которых находился гражданин.5
Юридическим фактам свойственна единичность, конкретность. Они несут информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования.
В юридических фактах нет ни грамма материального, если не считать тот внешний материальный носитель (бумажный или электронный), на котором фиксируется правовая информация (юридический акт, договор, акт государственно регистрации и т.п.) Юридические факты – всецело правовые нормы, выполняющие только им присущую регулирующую роль.
Истинность юридических фактов имеет практическое правовое значение. Истинность – свойство юридических фактов в аспекте их как идеальных явлений.
В связи с необходимостью более точно отразить в нормах права фактические обстоятельства в качестве юридических фактов, существует (В.Б. Исаков) особый фактографический язык, благодаря которому используются слова и термины, единообразно понимаемые всеми субъектами, реализующими правовые нормы.6
Учитывая, что признаки юридических фактов должны быть только правовыми, резюмируя вышесказанное, можно обозначить следующие признаки:
1. Это волевые акты субъектов права.
2. Это правовые акты, а не политические, социальные, экономические или духовно-идеологические.
3. Закрепляются в нормах права с той или иной степенью конкретности.
4. Посредством юридических фактов обеспечивается возникновение, изменение и прекращение прав (объективных и субъективных).
5. Это самый существенный элемент механизма правового регулирования.5
2. Исходная классификация юридических фактов
Классификация по последствиям, к которым приводит юридический факт.
Традиционно по этому критерию юридические факты подразделяются на:
1. Правообразующие;
2. Правоизменяющие;
3. Правопрекращающие;
Исходя из того, что всякое гражданское правоотношение в своем движении, как правило, проходит три этапа – возникновение, изменение и прекращение.
К правообразующим юридическим фактам относят те из них, которые вызывают возникновение гражданского правоотношения, "вдыхают жизнь" в правоотношение. Это гражданско-правовые сделки, причинение вреда, публичные акты и т. п.
Правоизменяющие юридические факты влекут за собой изменение уже существующих гражданских правоотношений: изменения обнаруживаются в субъектном составе или содержании правоотношения, при этом само гражданское правоотношение в целом сохраняется (соглашение об изменении условий договора, замене его объекта и т. д.).
Правопрекращающими в гражданском праве называют такие юридические факты, которые влекут прекращение гражданских правоотношений в целом. К этой разновидности юридических фактов относят, например, гибель индивидуально-определенной вещи, потребление вещи, исполнение возложенной обязанности, смерть лица, слияние должника и кредитора в одном лице, соглашение сторон о расторжении договора и т. п.8
Однако, нельзя отрицать, что юридические факты, взаимодействуя между собой, влекут в одних случаях образование прав и обязанностей, в других – прекращение прав и обязанностей, в третьих – препятствуют наступлению иных юридических фактов и т. п. И здесь, несомненно, речь идет о выполнении юридическими фактами разнообразных динамических функций, то есть воздействии юридических фактов друг на друга и на гражданское правоотношение.
Анализ функций юридических фактов позволяет уяснить взаимодействие юридических фактов между собой в юридическом составе и возможности влияния единичных юридических фактов или целых юридических составов на гражданское правоотношение. Иными словами, большое практическое значение имеет исследование именно функций юридических фактов, которых одновременно можно увидеть за каждым юридическим фактом несколько, чему было приведено немало примеров.
Так, юридические факты могут одновременно выполнять функции правопрекращения и правообразования; либо правообразования, правоизменения и правопрекращения; либо правовосстановления и правообразования; либо правообразования и правопрепятствования и т. п. Словом, один и тот же юридический факт может выполнять одновременно две и более функций.8
Классификация по волевому критерию
"Волевой" признак позволил создать главенствующую в отечественной теории юридических фактов классификацию: на основании признака зависимости от наличия проявления воли в юридических фактах был проведен основной раздел юридических фактов на две большие группы – юридические события и юридические действия.
Так, разграничение юридических фактов на факты по волевому признаку делятся на две группы: события и действия. 8
События - это юридические факты, не связанные с волей субъектов правоотношения. Среди них выделяют абсолютные события, т.е. юридические факты, которые возникают вне человеческого влияния. Например, землетрясение, наводнение, т.е. природные явления, стихийные бедствия.
Но событие может быть порождено волей других лиц, не являющимися участниками правоотношения, субъекты которого не в состоянии повлиять на наступление этого события. Например, событием в наследстве по завещанию будет вступление в силу завещания, которое является волей умершего, но не связано с волей родственников. Такие юридические факты называются относительными событиями.
Практическое значение такого разграничения событий заключается в том, что если явления, выражением которых выступают абсолютные события, порождают только один ряд юридических последствий, то явления, выражением которых выступают относительные события, могут порождать два ряда последствий. В последнем случае правовые нормы могут связывать правовые последствия не только с событиями, как таковыми, но и с причиной, их породившей. Иногда правовые последствия одного ряда влияют на последствия другого ряда. Например, лицо, признанное виновным в убийстве наследодателя (первый ряд последствий, вызванных неправомерным действием), исключается из числа наследников (второй ряд последствий, вызванных событием).
Многие авторы, в том числе В.Б. Исаков, выделяют такую разновидность юридических фактов - событий как сроки.9
По его мнению, сроки - такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе вне связи с ситуацией, иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим как срок чего-либо с четко обозначенными границами его начала и окончания, например срок исковой давности, срок заключения, ограничения свободы.
В отличие от событий действия - это юридические факты, которые связаны с волей субъектов правоотношения; это поведение людей; внешнее выражение воли человека. Отличительная черта данного вида юридических фактов состоят в том, что нормы права связывают с ними юридические последствия именно в силу волевого характера юридических действий.
Через волевое поведение людей юридические нормы и оказывают свое направляющее и преобразующее влияние на общественные отношения. При помощи правового регулирования можно добиться либо сокращения числа действий, не соответствующих интересам государства и общества, либо увеличения числа действий, отвечающих потребностям социума. Волевое поведение людей может быть предметом регулирования лишь тогда, когда оно так или иначе соприкасается с движением правоотношений.
Исходя из того, что юридическое действие представляет собой единство воли и волеизъявления, можно говорить о том, что для всякого юридического действия недостаточно только наличия воли – воля должна себя реально проявлять. Вследствие сказанного дальнейшая классификация производится в зависимости от особенностей внешнего проявления воли, или, как принято говорить, изъявления воли. 8
Классификация юридических действий на правомерные и неправомерные
Неправомерные действия - действия, нарушающие требования правовых норм. Иначе неправомерные действия называются правонарушениями. Правонарушения подразделяются на уголовные правонарушения (преступления), административные, дисциплинарные, гражданские проступки.
Неправомерные действия противоречат требованиям закона или других нормативных актов. Поэтому совершение неправомерного действия влечет за собой применение предусмотренных законодательством санкций к правонарушителю. В силу ст. 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу юридического лица, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме.
В качестве основания возникновения таких обязательств выступают сами неправомерные действия (деликты), поэтому возникающие на их основе обязательства принято называть деликтными обязательствами.
Хотя деликтные обязательства и возникают из неправомерных действий, направлены они на достижение правомерного результата – например, восстановление нарушенного имущественного положения участков экономического оборота. На достижение такого же результата направлены и обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения. В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правомерные действия - действия, не нарушающие требования правовых норм гражданского законодательства. В правомерных действиях реализуются, претворяются в жизнь требования правовых норм, с их помощью и достигаются цели, преследуемые законодателем при издании норм права.
По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты.
Юридические поступки - это такие правомерные действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо, а иногда и вопреки намерению человека, совершившего юридический поступок. Так, авторское правоотношение возникает в момент создания писателем произведения в доступной для воспроизведения форме независимо от того, стремился ли он при написании произведения к приобретению авторских прав или нет.
В отличие от юридических поступков юридические акты - это такие правомерные действия, которые порождают соответствующие юридические последствия лишь тогда, когда они совершены, со специальным намерением вызвать эти последствия. К числу юридических актов относятся административные акты и сделки.
Классификация юридических фактов (по М. Рожковой).
Схема 1.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
ДОЗВОЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
НЕДОЗВОЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ДВУХ (МНОГО)СТО-РОННИЕ СДЕЛКИ
ОДНОСТОРОННИЕ ДЕЙСТВИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЕ АКТЫ
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПУБЛИЧНЫЕ АКТЫ |
ОДНОСТОРОННИЕ СДЕЛКИ |
3. Определение понятия юридического состава, классификация
Для возникновения юридических последствий нередко недостаточно одного юридического факта. Необходимо наличие нескольких юридических фактов, которые составляют сложное образование – юридический состав.
Под юридическим составом следует понимать сочетание юридических фактов, в силу нормы права необходимую для наступления юридических последствий.
Юридический состав является совокупностью отдельных юридических фактов, каждый из которых в иных случаях мог бы выступать в качестве самостоятельного юридического факта. Так, в условии, что объектом является сделка купли-продажи, сама по себе влечет переход прав на имущество. То есть входящим в юридический состав элементам – юридическим фактам – присуще свойство автономности по отношению друг к другу.
И особенностью юридического состава является то, что для наступления необходимых юридических последствий нужен не один юридический факт, а именно совокупность юридических фактов. То есть юридические факты, призванные образовать юридический состав, несколько ограничиваются в своей "автономности", но вступление в юридический состав не лишает их этого свойства вообще.
Таким образом, юридический состав может быть образован сочетанием самостоятельных юридических фактов. И здесь особенно четко проявляется сложность отграничения состава юридического факта от юридического состава, которые нередко отождествляют.
Характеризуя юридический состав, О. А. Красавчиков отмечал, что элементы юридического состава не следует смешивать с элементами юридического факта и наоборот. В частности, он указывал, что вред и вина, не являясь сами по себе юридическими фактами, являются элементами юридического факта.7
Исходя из понимания состава юридического факта как совокупности условий наступления жизненного обстоятельства, требование о которых вытекает из нормы права и при наличии которых оно признается юридическим фактом и влечет установленные юридические последствия, сделан следующий вывод:
Состав юридического факта охватывает как сами жизненные обстоятельства (явления и процессы), так и отличающие их признаки, свойства, качества и условия, требования о которых вытекают из нормы права.
Опираясь на понятие юридического состава как сочетания юридических фактов, в силу нормы права необходимую для наступления юридических последствий, можно говорить о том, что в юридический состав входят самостоятельные юридические факты (со всеми отличающими их признаками, свойствами, качествами и т. д., относящимися к самому обстоятельству, его субъектам или объекту).7
В качестве примера рассмотрим Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями), Раздел IX , ст. 49 «Экспертиза временной нетрудоспособности»:
«Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.
При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).
В отдельных случаях по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения экспертиза временной нетрудоспособности граждан в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.»
Таким образом, юридический состав является более "крупным образованием", который объединяет в себе несколько реальных жизненных обстоятельств (юридических фактов), каждое из которых должно отвечать требованиям, установленным в отношении него нормой права. Иными словами, юридический состав включает в себя два и более составов юридических фактов. Все признаки, условия, характеристики и т. д., относящиеся к входящим в состав юридического факта жизненным обстоятельствам, рассматриваются как относящиеся к юридическим фактам и самостоятельного юридического значения не имеют.
Существование юридических составов объясняется нередко усложнением современных общественных отношений и необходимостью учета в этих условиях разнообразных фактов. В этих обстоятельствах можно, вероятно, говорить и о множественности оснований, которые позволили бы разграничивать юридические составы на различные виды.
Вместе с тем здесь представляется нужным разобрать лишь наиболее важные для целей настоящей работы разновидности юридических составов:
1. Завершенные (полные) – те юридические составы, процесс накопления юридических фактов в которых закончен и они порождают конечные (решающие) юридические последствия. Например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст 37, раздел VII, «Медицинская стерилизация»:
«Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, получивших лицензию на медицинскую деятельность.
Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.» На данном примере видно, что юридический состав завершён, и порождает определённые юридические последствия.»
2.Незавершенные (промежуточные) – это составы, в которых процесс накопления юридических фактов еще не закончен и они могут порождать лишь промежуточные юридические последствия. Выполнив свою временную миссию, промежуточные юридические составы далее не учитываются и "поглощаются", уступая место завершенным (полным) юридическим составам, порождающим итоговые юридические последствия. Например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст 24 «Права несовершеннолетних»:
«В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) утратил силу с 1 января 2005 г.
3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
Несовершеннолетние - больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих основ.
Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации». На данном примере можно увидеть, что процесс накопления юридических фактов ещё не закончен, о чем свидетельствует отсылка с другим статьям рассматриваемого нормативного акта.
В зависимости от взаимосвязи юридического факта с гражданским правоотношением юридические составы разделяют на простые и сложные.
Проводя такое разграничение, правоведы обычно к сложным составам относили юридический состав, в который в качестве специального юридического факта включали гражданское правоотношение; соответственно простой юридический состав не предусматривал включения в свой состав такого элемента как гражданское правоотношение. Как уже было отмечено, гражданское правоотношение не является юридическим фактом, это одна из общих предпосылок наступления юридических последствий. Вместе с тем, исходя из того, что праву и практике известно немало случаев, когда гражданское правоотношение является одной из общих предпосылок для возникновения другого правоотношения, эта классификация нуждается в сохранении, но с учетом некоторых корректив.
Под сложным юридическим составом следует понимать состав, начало накопления которого требует наличия третьей общей предпосылки наступления юридических последствий – гражданского правоотношения. Так, всегда сложным будет юридический состав, юридическим последствием которого является изменение или прекращение правоотношения, поскольку тут налицо необходимость в наличии связывающего стороны гражданского правоотношения.
Например ст. 61, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, «Врачебная тайна»:
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.
О механизме обеспечения прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования см. Методические рекомендации Федерального фонда ОМС, утвержденные Федеральным фондом ОМС 27 октября 1999 г.
О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну см. приказ Федерального фонда ОМС от 25 марта 1998 г. N 30
С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в пункт 3 части четвертой статьи 61 настоящих Основ внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.
3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 настоящих Основ, для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 6 части четвертой статьи 61 настоящих Основ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Фонда социального страхования РФ от 17 мая 1995 г. N 25 при оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и других медицинских документов специальные печати или штампы учреждения, организации используются без указания его профиля».
Юридический состав, юридическим последствием которого будет возникновение, например, обеспечительного обязательства, требует наличия основного обязательственного правоотношения и также является сложным.
Те юридические составы, накопление которых не требует наличия такой "усложняющей" его общей предпосылки как гражданское правоотношение, безусловно, относятся к простым юридическим составам. Так, простым будет юридический состав, юридическим последствием которого является возникновение основного гражданского правоотношения. При этом большое число юридических фактов, входящих в простой юридический состав, может свидетельствовать лишь о том, что он большой, но не о том, что он сложный.
В современной литературе высказывается мысль о том, что юридические составы по характеру связи между юридическими фактами делятся на свободные, связанные и смешанные.
1. Свободный юридический состав представляет собой совокупность юридических фактов, между которыми существует свободная связь: факты могут накапливаться в любом порядке, который не регламентирован нормой права. Здесь важен лишь момент, когда они оказались накопленными. Этой разновидности юридических составов, несомненно, более свойствен эффект накопления.
2. Связанный юридический состав подразумевает под собой совокупность юридических фактов, между которыми существует временная последовательность и жесткая зависимость: наступление фактов происходит в строго определенном порядке. Такого рода юридические составы обычно имеют место в тех случаях, когда норма права прямо предусматривает для возникновения юридических последствий прохождение определенной процедуры. Например, заключение договора на торгах предусматривает последовательное осуществление ряда действий, которые должны совершаться в предусмотренном ст. 447 ГК РФ порядке.
Связанным юридическим составам нередко присущ эффект поглощения. В рассмотренном ранее примере процедура заключения договора предусматривает направление и получение оферты (от лат. offero предлагаю) и акцепта (согласие заключить договор на предложенных условиях), которые в итоге поглощаются моментом совпадения воли и волеизъявления сторон – совершением гражданско-правовой сделки.
3. Смешанный юридический состав есть совокупность юридических фактов, связь между которыми частично свободная, а частично связанная. Исследуя юридические составы, правоведы обычно классифицируют их по степени определенности в праве на бланкетные и определенные юридические составы (такая классификация используется и применительно к юридическим фактам). Между тем указанная классификация ярко демонстрирует отождествление понятий "правовая модель совокупности обстоятельств" и "юридический состав": по названному критерию могут подразделяться именно правовые модели, но никак не юридические составы.
Под определенным составом следует понимать такую правовую модель совокупности обстоятельств, все элементы (обстоятельства) которой предусмотрены гипотезой нормы права (правда, трудности иногда вызывает то, что элементы одной модели юридического состава содержатся в гипотезах нескольких норм права). В норме права прямо закреплены все типовые обстоятельства, которые необходимы для наступления предусмотренных этой нормой последствий. Ярким примером является статья 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, регламентирующая права пациента, четко закрепляя все обстоятельства наступления последствий:
«При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
Согласно постановлению Фонда социального страхования РФ от 17 мая 1995 г. N 25, приказу Минздравмедпрома РФ от 17 мая 1995 года N 128 при оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и других медицинских документов специальные печати или штампы учреждения, организации используются без указания его профиля;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.»
4. Определение роли юридического факта в механизме правового регулирования
Являются ли юридические факты элементом механизма правового регулирования?
В научной литературе даётся различный ответ на этот вопрос. Некоторые ученые полагают, что значение юридических фактов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования (регламентации общественных отношений) к другой стадии (правоотношению), и что они не образуют по этой причине самостоятельного элемента в механизме правового регулирования. "Сам по себе юридический факт (Ю. И. Гревцов) является жизненным обстоятельством, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юридический факт - необходимая предпосылка правового отношения и не больше". В противовес этому существует мнение, что юридические факты выполняют в механизме правового регулирования ряд самостоятельных задач и являются его элементом. "Понимание юридических фактов лишь как предпосылки движения правоотношения, - считает С.И.Реутов, - обедняет их подлинное значение - важнейшей составной части механизма правового регулирования"
Юридические факты, представляют собой самостоятельный элемент в механизме правового регулирования. Этот вывод основывается, во-первых, на характере связей юридических фактов с другими элементами правового механизма. Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм - одна из задач, стоящих перед правотворческими органами при разработке нормативно-правовых актов.
Полное, точное и достоверное установление юридических фактов - необходимая предпосылка для применения правовых норм. Юридические факты, следовательно, связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами механизма правового регулирования. Во-вторых, роль юридических фактов не исчерпывается образованием, изменением, прекращением правоотношений. Сказанное свидетельствует об относительной самостоятельности юридических фактов, заставляет признать их самостоятельным элементом в механизме юридического действия права.
Каковы функции юридических фактов? В общественных науках понятие "функция" употребляется в различных значениях. В наиболее общем виде ее определяют как "воздействие друг на друга элементов целостной системы, а также ее взаимодействие с другими системами (вещами), обеспечивающее ее устойчивое существование". Понятие "функция" позволяет исследовать взаимодействие различных элементов внутри более сложного образования, рассматриваемого как система, выявить задачи, которые осуществляет каждый элемент по отношению к иным элементам и к системе в целом.
Функциональный (структурно-функциональный) подход широко используется в юридической науке. Наиболее развито исследование функций государства и его органов, права, правосознания. Перспективным представляется структурно - функциональный подход в теории правового регулирования. Наряду с социальными функциями правового регулирования в целом он может и должен вскрыть функции его элементов - норм права, правоотношений, юридических фактов. В философской литературе обоснованно подчеркивается, что структурно-функциональный подход - не какое-то модное течение, а объективная тенденция современной науки. В своем непосредственном применении он призван конкретизировать общие теоретические идеи, приблизить их к практике, обеспечить их проверку в социологических исследованиях.
Функции юридических фактов - обобщенная характеристика их роли в механизме правового регулирования. Поскольку, как уже отмечалось, правовое регулирование - сложная, многоплановая система, соответственно не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. Можно выделить:
Основную;
Дополнительные;
Специальные функции юридических фактов.
1. Основная функция юридических фактов в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия. Правильно понять и оценить значение указанной функции можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим его элементом выступают юридические нормы. Именно они содержат властную программу (модель) поведения субъектов. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение - конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом - основная функция юридических фактов в механизме правового регулирования.
Как отмечается в научной литературе, весомый процент ошибок правоприменительных органов связан с установлением юридических фактов. Значительная часть судебных приговоров, решений, административных актов и т.п. отменяется по причине неполного либо неправильного установления фактических обстоятельств дела. Сказанное позволяет сделать вывод, что возникновение, изменение и прекращение правоотношений - сложный "узел" правового регулирования.
Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному функционированию всей системы правового регулирования.
2. Дополнительные функции. Функциональному подходу, как и любому другому теоретическому подходу, свойственно противоречие абстрактного и конкретного. С одной стороны, он предполагает обобщенную характеристику функций фактов в регулировании общественных отношений. С другой стороны, функции юридических фактов в конкретных отношениях неповторимы. В возникновении семейных правоотношений эти функции одни, в возникновении, трудовых правоотношений - другие. Юридические факты столь же уникальны, сколь уникальны и возникающие из них правоотношения. Задача теории заключается в том, чтобы на основе изучения закономерного вернуться к конкретному, дать ему научное объяснение. Применительно к юридическим фактам это означает, что их функции в правовом регулировании не исчерпываются триадой "обеспечить возникновение, изменение, прекращение". Многие юридические факты наряду с основной функцией несут "дополнительные обязанности".
В ряде правовых отношений юридические факты выполняют функцию гарантий законности. Применительно к юридическим фактам термин "гарантии законности" имеет два различных смысла. Закрепление в нормах права юридических фактов, их установление правоприменительными органами призвано очертить точные условия, при которых (и только при которых!) могут наступать правовые последствия. "Юридические факты..., - пишет Н.П. Воронина, - служат не только предпосылкой возникновения субъективного права на жилище, но и его гарантией, обеспечивающей реализацию названного права, позволяющей устранить произвол обязанных лиц и контролирующих их органов, так как являются объективным критерием, с помощью которого компетентный орган судит о наличии (отсутствии) субъективного права". В этом смысле любой юридический факт, закрепленный в норме права, выступает гарантией законности. Но слову "гарантии законности" можно придать другой, более узкий смысл. Существуют юридические факты, связанные с особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состояние законности, например - законное принятие искового заявления или возбуждение уголовного дела. Эти юридические факты - "ключевые точки" правового регулирования, поскольку предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление указанных юридических фактов не только служит возникновению, изменению правоотношений, но и выступает как важная гарантия законности.
Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать. Юридические факты, таким образом, не пассивный элемент механизма правового регулирования. Они могут использоваться и реально используются законодательством как средство воздействия на поведение субъектов.
Предварительное действие норм через юридические факты не одинаково. В фактических составах, включающих "абсолютное" событие, оно наименьшее. Закрепление таких юридических фактов может иметь лишь некоторое предупредительное значение, ориентировать на принятие мер, которые предотвращали бы вредоносные последствия стихии. Более выражено активизирующее действие сроков. Своевременные действия субъектов позволяют избежать отрицательных последствий, наступающих в связи с истечением сроков. Наибольшая нагрузка лежит на юридических фактах, обусловливающих предоставление (либо непредоставление) определенных социальных благ - пенсии, премии, условно - досрочного освобождения от наказания и др. Основной социально полезный эффект в данных случаях наступает именно от появления юридических фактов. Можно выделить в итоге две формы предварительного воздействия норм на поведение субъектов. Когда юридические нормы очерчивают границу правомерного и неправомерного поведения, их предварительное воздействие носит пассивно-предупредительный характер. Оно выражается в том, что субъекты не совершают запрещенных действий. Напротив, когда норма права закрепляет положительные последствия, она имеет активно-стимулирующее значение, поощряет субъектов к совершению указанных в ней действий.
В научной литературе рассматриваемые функции юридических фактов обычно не отделяют от функций правовых норм. Однако некоторые авторы (В.Б. Исаков) считают, что это не вполне точно. Функции всех элементов механизма правового регулирования связаны с действием юридических норм, и юридические факты - не исключение, однако это не лишает их самостоятельного значения. В рассматриваемых ситуациях позитивный эффект в общественной жизни связан с появлением (либо непоявлением) юридических фактов. Именно через них осуществляется предварительное воздействие правовых норм. Это позволяет говорить об особой дополнительной функции юридических фактов в правовом регулировании общественных отношений.
Юридические факты осуществляют и некоторые другие дополнительные функции - они ограничивают пределы свободного усмотрения, служат предотвращению правонарушений и преодолению их вредоносных последствий. Существование дополнительных функций подтверждает активный характер юридических фактов, их самостоятельную роль в правовом регулировании.
3. Специальные функции юридических фактов связаны с включением их в качестве элементов в фактические составы, представляющие собой систему фактов. В силу этого обстоятельства юридические факты осуществляют определенные функции не только по отношению к "большой системе" - правоотношению, но и по отношению к "малой" - фактическому составу. В нем юридические факты выполняют, прежде всего правопорождающую функцию. Она заключается в том, что юридические факты могут вызывать наступление промежуточных правовых последствий (например, правообразовательного правомочия, предварительного организационного правоотношения) либо окончательных правовых последствий всего состава в целом. Юридические факты могут выполнять в составе и прямо противоположную правопрепятствующую функцию. Юридические факты могут выполнять в составе и некоторые другие функции, например правоуничтожающую. Данная функция заключается в том, что юридический факт может аннулировать юридическое значение других фактических обстоятельств. Например, прекращение срочного трудового договора по истечении срока его действия (ст.79 ТК РФ).
Противоположная функция юридических фактов - правовосстанавливающая. Так, если в течение года работник не подвергается новому взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ст. 194 ТК РФ). В механизме правового регулирования юридические факты наиболее тесно контактируют с правоотношениями. Именно в связи с ними осуществляется основная функция юридических фактов.
В научной литературе проблема связи юридических фактов и правоотношений исследована достаточно обстоятельно. Показано, что юридические факты выступают в роли "рычажков", приводящих в действие нормы права, связующих звеньев между нормами права и правами (обязанностями) субъектов. "Необходимость определенного юридического факта для возникновения и развития правоотношения, - отмечает Р.О. Халфина, - с особенной четкостью подчеркивает неразрывную связь реального поведения и правовой формы, невозможность в реальной жизни отделить одно от другого".
Динамика правоотношения складывается из его возникновения, изменения, прекращения, которые нередко отдалены друг от друга во времени и пространстве. Тем не менее, они не какие-то изолированные стадии, а этапы единого процесса.
Отсюда вытекает вывод, имеющий принципиальное значение для теории юридических фактов: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие юридические факты следует рассматривать не как изолированные фактические предпосылки (именно так они чаще всего рассматриваются), а как звенья единого процесса развития фактической основы правоотношения.
Эта фактическая основа проходит этап формирования, на котором накапливаются правообразующие элементы состава (действия, события, сделки, акты), затем, после возникновения правоотношения, на нее накладывается новый "слой" юридических фактов (прежде всего это акты реализации прав и обязанностей), и, наконец, завершающим звеном выступают правопрекращающие факты.
С прекращением правоотношения социальные факты, бывшие его фактической основой, сами по себе, конечно, не исчезают. Меняется их юридическое качество. Они либо утрачивают юридический характер, либо меняют свое юридическое значение - образуют фактическую основу нового правоотношения, продолжающего первое. Например: (ст. 446 УПК РФ) Возобновление уголовного дела в отношении лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера:
«Если лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство и к которому была применена принудительная мера медицинского характера, признано выздоровевшим, то суд на основании медицинского заключения в выносит постановление о прекращении применения к данному лицу принудительной меры медицинского характера и решает вопрос о направлении руководителю следственного органа или начальнику органа дознания уголовного дела для производства предварительного расследования, в общем порядке».
Сравнивая начало правоотношения и его завершающий этап, можно увидеть, что за время его существования социальные отношения, как правило, проходят значительный путь развития: урегулируются взаимоотношения субъектов, разрешается конфликтная ситуация. При нормальной реализации правовой связи социальные отношения в конце цепочки всегда более организованы и упорядочены, чем в ее начале.
Развитие фактической основы правоотношения происходит двумя способами. Во-первых, путем наслоения новых фактов на какую-то фактическую основу. Преимущественно этим путем происходит развитие трудовых, процессуальных и некоторых иных правоотношений. На исходные юридические факты наслаиваются новые фактические обстоятельства (поступки, акты, события), приводящие к изменению либо к прекращению правового отношения. Так, правоотношение студента и вуза возникает при наличии успешной сдачи вступительных экзаменов, приказа о зачислении и ряда других юридических фактов, входящих в правообразующий фактический состав. К этой фактической основе присоединяются факты сдачи предусмотренных учебным планом экзаменов и зачетов, прохождение практики, приказы о переводе на следующий курс и, наконец, решение Государственной экзаменационной комиссии. Правопрекращающий состав возникает на основе всей цепи правоизменяющих фактов.
Юридические факты, вызывающие развитие правоотношения, могут быть вероятными либо маловероятными, позитивными, негативными либо нейтральными.
Вероятные факты порождают массовые, типичные варианты развития правоотношений. Маловероятные - редкие, исключительные. В правотворческой и правоприменительной практике вероятные изменения нуждаются в обстоятельной регламентации, вышестоящие суды должны регулярно обобщать по ним текущую практику, анализировать ошибки. Второе деление дает оценку социального содержания фактов. Позитивные факты свидетельствуют, что отношение идет по социально полезному пути развития, негативные - наоборот. К нейтральным относятся факты, не несущие ярко выраженного позитивного либо негативного содержания. В развитии трудового правоотношения позитивными фактами будут, например, повышение квалификации, совмещение профессий, работы и учебы; негативными - нарушение трудовой дисциплины, причинение материального ущерба; нейтральными - временный перевод для замещения отсутствующего работника, командирование и т. п. Результатом негативного развития правоотношения является временное снижение индивидуального правового статуса участника, лишение его некоторых прав, льгот и преимуществ.
Изменение правового отношения может быть подразделено также на количественное и качественное. Это деление особенно важно для понимания роли юридических фактов в динамике длящихся правоотношений. Очередной взнос квартирной платы, поставка части продукции в рамках долгосрочного хозяйственного договора, отбытие части срока наказания и т.п. влекут изменения в правоотношении, служат своеобразным (причем, правомерным) "шагом" в его развитии. Но подобное развитие носит чисто количественный характер, оно не меняет юридического качества правовой связи. Перепланировка жилплощади, изменение вида режима осужденному - юридические факты, вызывающие качественные изменения, которые охватывают значительный объем содержания правовой связи, носят стабильный характер и отражаются на всем последующем движении правового отношения.
Качественные изменения правоотношения не всегда легко отграничить от прекращения прежней правовой связи и возникновения новой, продолжающей первую. Вместе с тем изменение правоотношения и его прекращение (с возникновением нового правоотношения) имеют неодинаковое правовое значение. Например, в трудовом праве при увольнении работника и, следовательно, прекращении трудовых правоотношений прерывается в известных случаях трудовой стаж, теряется ряд льгот и преимуществ. При переводе (изменении трудового правоотношения) этого не происходит. Вот почему в трудовом праве уделяется значительное внимание разграничению правоизменяющих и правопрекращающих юридических фактов.
Какие критерии существуют для отграничения изменения правоотношения от его прекращения, за которым следует возникновение нового правоотношения? За основу разграничения необходимо взять степень изменения основных структурных элементов правоотношения - его субъектов, объекта, содержания (прав и обязанностей). "Длящиеся пенсионные правоотношения, - пишет, например, Т.М.Кузьмина, - могут изменяться. При этом меняются либо объект правоотношения (вид пенсии), либо субъект (как выплачивающий пенсию, так и получающий ее, например, при изменении состава семьи), либо содержание (например, при пересмотре размера пенсии в связи с приобретением непрерывного или общего стажа работы, дающих право на надбавку)". Представляется, что изменение одного из перечисленных элементов - это, как правило, изменение правоотношения. Изменение двух и тем более трех элементов почти всегда влечет прекращение прежней связи и возникновение новой.
В развитии правоотношений не редкость такая ситуация, когда одни и те же юридические факты обусловливают возникновение одних правоотношений, изменение или прекращение других. Например, призыв на действительную военную службу прекращает трудовые правоотношения, порождает целый комплекс прав и обязанностей дисциплинарного характера. Это затрудняет установление функций юридических фактов. Однако нельзя не видеть, что подобное объединение функций - отражение объективной взаимосвязи регулируемых правом отношений, присущих им "взаимопереходов". Изучение роли юридических фактов в динамике правоотношений, раскрытие их многообразных функций в правовой системе - одна из важных задач, непосредственно связанная с укреплением законности, повышением эффективности правового регулирования в современном обществе.5
Заключение
1. Юридические факты проявляются в определенном пространстве и времени, действуют и влияют на определенный круг лиц. Являясь зеркальным отображением состояния общественных отношений, в качестве юридически значимых выступают лишь те из них, которые затрагивают права и интересы общества, государства, социальных коллективов, личности, наций и этнических групп. Факты, не имеющие социальной значимости, не влекут за собой юридических последствий.4
2. Правовой характер юридических фактов вытекает из их философии. Обычно фактом называют фрагмент действительности, что является первой ступенью его формирования. Вторая ступень формирования - это такой элемент действительности, который дан человеку в восприятии, чувственном опыте. На третьей ступени формируется понятие «эмпирический факт» как воспринятое определенным образом, запечатленное, оформленное и осмысленное явление действительности.4
3. Юридические факты - разновидность социальных фактов, каждый из которых - не случайное изолированное явление, а результат жизнедеятельности социума, закрепленный конкретной правовой нормой. И функцией правоприменительного органа является установление объективно существующих фактов, а не создание их в правовой норме. При этом установление одних и тех же обстоятельств должно приводить к тождественным результатам вне зависимости от круга лиц и средств, устанавливающих, закрепляющих, доказывающих данный факт.
4. Проблемой правоприменительной практики является единство и системность юридических фактов, их связь с правовыми нормами. Структура и содержание юридического факта должно полностью вписаться в содержание правовой нормы, что и будет свидетельством точной и правильной классификации содеянного.
5. Отечественная доктрина толкования юридических фактов имеет свои издержки. Законодательство доктринально часто толкуется в отрыве от реально существующих юридических фактов. Замкнутость и ограниченность подходов к соотношению категорий юридических фактов и правовых норм сдерживают развитие теории юридических фактов. Достижением юридической науки в этой части в настоящее время является, раскрытие понятия, классификации функций юридических фактов и их доказывание. Бурное эволюционное, революционное развитие общественных отношений часто вступает в противоречие с действующим законодательством.4
6. Подчас в законе невозможно предусмотреть все нюансы юридических фактов. Таким образом, юридические факты в правоприменении обычно согласуются с общими отраслевыми правовыми принципами, вытекающими из отрасли права или национальной правовой системы.
Используемая литература
1. ТК РФ (введён в действие 1.02.2002г).
2.УПК РФ (введён в действие 18.12.2001г, №174-ФЗ).
3. ГК РФ (введён в действие часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ).
4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.
5.С.А. Зинченко. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер 2007.
6.В.Б.Исаков. Юридические факты в российском праве. М.: Юридическая литература, 1998, с. 12.
7.О.А. Красавчиков. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958 с. 50.
8.М. Рожкова. Юридические факты в гражданском праве. М.,«Хозяйство и право». 2006. приложение к № 7.
9. В.Б.Исаков. Юридические факты в советском праве. М.: Юридическая литература, 1984, с. 45 - 66.
10. В.Б.Исаков. Юридические факты в российском праве. М.:, 1998.стр.14-15.