Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
План
Введение
Глава 1. Правовое регулирование деятельности юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений
Глава 2. Совершенствование механизма правового регулирования оказания услуг в области таможенного дела
Заключение
Литература
Введение
Значительную роль в экономическом развитии страны играют таможенные органы, осуществляющие регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Однако исполнение таможенными органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности невозможно без участия иных субъектов правоотношений - юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере. Деятельность таких лиц реализуется таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными брокерами (представителями) при условии включения их в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
Создание рынка таможенных услуг обусловлено потребностями рынка и внешнеторгового оборота. Допуск профессиональных участников, не имеющих, по сути, прямого отношения к перемещаемым товарам через таможенную границу Российской Федерации, в сферу таможенного дела позволяет в значительной мере ускорить процесс прохождения таможенных формальностей и, как следствие, свести до минимума расходы участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, при осуществлении услуг такими хозяйствующими субъектами существенно снижается риск нарушения установленных таможенным и административным законодательством предписаний и, следовательно, привлечения лиц к ответственности, предусмотренной Таможенным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами, регулирующими внешнеторговую деятельность.
Немаловажным является также и то, что установленные государством при допуске таких субъектов реализации услуг в области таможенного дела дополнительные гарантии защиты прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности (выражающиеся в обязательном страховании риска гражданской ответственности) позволяют снизить риск "невозмещения" возможного ущерба, нанесенного профессиональными участниками таможенных правоотношений - юридическими лицами.
Значимость темы реферата обусловлена также и новизной правовой базы, регулирующей правовое положение юридических лиц как субъектов правоотношений в области таможенного дела. Так, начиная с 2001 г. было обновлено законодательство в сфере административного и таможенного права. В 2001 г. был принят Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а в 2003 г. - новый Таможенный кодекс Российской Федерации. Заложенные в основе нового Таможенного кодекса принципы в целом корреспондируются с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. (Киотской конвенции), к которой наша страна в ближайшее время планирует присоединиться. Это, на взгляд многих ученых, является не менее актуальным, поскольку присоединение к названной Конвенции послужит дополнительным стимулом для развития внешнеторговой деятельности России и, следовательно, активизации дальнейшего формирования "околотаможенной инфраструктуры", в качестве которой выступают юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного регулирования.
Глава 1. Правовое регулирование деятельности юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений
Произошедшие в России за последние годы социально-экономические преобразования дали возможность нашей стране реально присоединиться к процессам международной торговой интеграции путем более интенсивного сотрудничества в экономической области с иностранными государствами. Особое внимание уделяется объективным причинам, оказавшим определенное воздействие на динамику развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Важную роль при осуществлении внешнеторговой деятельности хозяйствующими субъектами играет так называемая "околотаможенная инфраструктура", в качестве которой выступают юридические лица - таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные брокеры (представители). При этом профессиональные услуги, оказываемые такими лицами, позволяют таможенным органам более успешно реализовывать определенные задачи по регулированию правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров через государственную границу Российской Федерации.
Отмечено, что современный этап развития общества характеризуется уменьшением публично-правового регулирования и выражается в делегировании некоторых своих функций субъектам, не являющимся органами управления - субъектам частного права - юридическим лицам, оказывающим услуги в таможенной сфере.
С учетом принятого в 2003 году Таможенного кодекса Российской Федерации показаны основные изменения в части правового регулирования деятельности юридических лиц в области таможенного дела. В частности, новым Таможенным кодексом Российской Федерации не предусмотрена необходимость получения лицензии для осуществления данных видов деятельности. Формой допуска на рынок услуг в области таможенного дела является включение в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и выдача соответствующего Свидетельства. При этом если ранее таможенные органы взимали за выдачу лицензии юридическим лицам установленные законодательством сборы, то в соответствии с новым Таможенным кодексом включение в соответствующие Реестры производится безвозмездно.
На основе проведенного анализа представлена общая характеристика и раскрываются особенности деятельности отдельно взятых юридических лиц, выполняющих услуги в сфере таможенного регулирования. Так, в рамках реализации услуг по хранению товаров под таможенным контролем при одинаковом субъектном составе (где сторонами являются владелец склада временного хранения и таможенный орган) правоотношения могут иметь различный характер. Деятельность по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, реализуется в правоотношениях двух видов: административно-правовых и гражданских. При этом владелец склада временного хранения выступает стороной административных отношений при осуществлении таможенными органами таможенного контроля и при привлечении его к ответственности за совершение таможенных правонарушений. Сама оказываемая услуга по хранению товаров связана с административным правоотношением, в основном, только в части учета и отчетности по товарам, находящимся на временном хранении.
С учетом проведенного исследования автором сделан вывод, что деятельность юридических лиц в сфере таможенного регулирования представляет собой проведение операций и юридически значимых действий с товарами, имеющими для таможенных целей статус товаров, находящихся под таможенным контролем до их выпуска для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными брокерами (представителями).
Специальная правосубъектность в различных отраслях публичного права, в которых действует принцип власти-подчинения, имеет свои специфические разновидности. Правосубъектностью и определенным правовым статусом в таможенных правоотношениях может обладать лишь лицо, являющееся участником таких отношений, т.е. уполномоченным субъектом. Таможенная правосубъектность юридических лиц, реализующих услуги в сфере таможенного регулирования, может быть исключительно пассивной, поскольку такие участники подчиняются императивным предписаниям таможенных органов. При этом таможенные органы, как особые субъекты правоотношений, наделены активной правосубъектностью исходя из осуществляемых государственно-властных полномочий.
Предпосылкой возникновения специального правового статуса является законодательно закрепленное право юридических лиц на осуществление деятельности в области таможенного дела, которым они наделяются при условии включения их в соответствующие Реестры и выдачи Свидетельства о включении в такие реестры. Соответственно, в случае исключения из Реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, или в случае отзыва Свидетельства о включении в один из таких Реестров названные субъекты утрачивают право на осуществление услуг в таможенной сфере (но при этом не утрачивают права выступать участниками иных правоотношений).
Автором определены общие условия включения в соответствующие Реестры (например, обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом, наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности и др.). Выделены дополнительные условия включения в Реестр отдельных юридических лиц. В частности, для таможенных перевозчиков - осуществление деятельности по перевозке грузов не менее двух лет (п.1 ст.94 Таможенного кодекса); наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для таможенных брокеров (представителей) - наличие в штате не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат; наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя (п. п.1, 2 ст.140 Таможенного кодекса).
В рамках данного параграфа автор детально анализирует законодательно закрепленные права и обязанности таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного брокера (представителя) с учетом узкой направленности их рода занятий.
Проведенное исследование позволило придти к выводу, что отличительной чертой правового статуса всех названных юридических лиц является регламентированная обязанность по заключению договора с иными субъектами (публичный договор). Отказ при наличии возможности осуществить определенные услуги в рамках договора не допускается. Вместе с тем таможенный брокер (представитель) обладает правом на установление в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения этим лицом своих обязательств в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, факт совершения таможенным брокером (представителем) таких операций не возлагает на него обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также исполнения иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом возлагаются на иных лиц (т.е. на лиц, обязанных совершить таможенные операции для выпуска товаров).
Изучение данного вопроса показало, что в большинстве случаев международно-правовая регламентация, касающаяся деятельности юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере, является необходимой исходя из специфичности таможенных правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Нахождение России на завершающей стадии вступления в ВТО обуславливает необходимость максимального приближения национального законодательства к сформировавшимся в таможенной сфере международным стандартам. Немаловажным в этом процессе является и то, что Россия находится на пороге присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции 1999 г. (Киотской конвенции). Названная Конвенция содержит основные нормы международного таможенного законодательства с целью упрощения таможенных правил, процедур и таможенного контроля, а также рекомендации ВТО.
Для решения поставленных задач в данном диссертационном исследовании проведен подробный сопоставительный анализ российского таможенного законодательства и Киотской конвенции, включающей Генеральное приложение (содержащее базовые принципы и подходы) и ряд Специальных приложений. Указанные приложения посвящены различным таможенным процедурам и регламентируют отдельные аспекты деятельности юридических лиц, осуществляющих услуги в области таможенного дела. При этом отмечается, что важной особенностью Киотской конвенции является положение об обязательном присоединении любой стороны к Генеральному приложению. Что касается принятия Специальных приложений, то присоединение к ним не является обязательным. При этом автором отмечается, что, несмотря на планируемую Россией ратификацию Генерального приложения, не стоит исключать потребность государства в будущем дополнительного принятия Специальных приложений.
В результате проведенного сопоставительного анализа Генерального приложения и норм Таможенного кодекса диссертант приходит к выводу о том, что многие понятия ("перевозчик", "таможенный контроль" и др.) практически аналогичны. Некоторых определений, содержащихся в Конвенции, Таможенный кодекс не включает ("грузовая декларация"). Ряд терминов различен, но отражает одно и то же явление ("таможенный режим" в ТК России и "таможенная процедура" в Конвенции). В общей сложности, названные нормативно-правовые акты содержат относительно одинаковое число определений понятий (27 - в Киотской конвенции, 31 - в ТК России), при этом только 9 из них полностью сопоставимы друг с другом. При более широком рассмотрении Специальных приложений в них выявляются еще несколько определений понятий, идентичных или близких по значению соответствующим определениям в Таможенном кодексе.
Подводя итоги, автором отмечается, что в целом таможенным законодательством созданы необходимые предпосылки для формирования современной, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условиям для развития таможенной инфраструктуры Российской Федерации. Но вместе с тем проводимая в целях адаптации национальной правовой системы работа по приближению к международным требованиям не является завершенной и требует в свете предстоящего вступления России в ВТО и присоединению к Киотской Конвенции приложения немалых усилий.
Глава 2. Совершенствование механизма правового регулирования оказания услуг в области таможенного дела
Несоблюдение требований, предъявляемых к осуществляемой юридическими лицами деятельности в сфере таможенного регулирования, влечет наложение санкций как нематериального (например, лишение свободы, лишение права заниматься определенной деятельностью), так и материального характера (например, конфискация, штраф). В отличие от частных правоотношений, ответственность в публичном праве, как правило, наступает независимо от воли потерпевшей стороны и размера понесенного ущерба.
Отмечается, что в таможенных правоотношениях основной гарантией защиты законных прав и интересов как участников внешнеэкономической деятельности, так и таможенных органов в целом, является, в первую очередь, предупреждение совершения профессиональными субъектами при реализации коммерческих услуг правонарушений.
В рамках настоящего раздела подробно изучена ответственность юридических лиц - субъектов таможенных правоотношений. В результате совершения правонарушений и наложения санкций, регламентированных таможенным и административным законодательством, управомоченные субъекты лишаются права на осуществление деятельности в сфере таможенного дела. К числу таких мер ответственности относится, например, отзыв Свидетельства о включении в соответствующий Реестр. Согласно положениям Таможенного кодекса Российской Федерации перечень оснований, по которым Свидетельство о включении в соответствующий Реестр может быть отозвано, носит исчерпывающий характер. К примеру, неоднократное привлечение к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодательством предусмотрен общий порядок исключения юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. При этом подчеркивается, что исключение юридического лица из соответствующего Реестра не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем.
Особое внимание автором в данном разделе отведено институту таможенного контроля, играющего немаловажную роль в реализации таможенными органами задач по соблюдению законодательства субъектами таможенных правоотношений и пресечению возможных правонарушений.
Совершенствование механизма оказания услуг должно реализовываться одновременно в нескольких направлениях. Одним из таких направлений должно быть совершенствование национального законодательства и приведение в соответствие с международным законодательством, в частности с Киотской конвенцией. К примеру, автор полагает целесообразным рассмотреть возможность внесения в Таможенный кодекс ряда изменений, носящих общий характер, с целью унификации терминологии (например, внесения понятия "таможенная процедура", "грузовая декларация" и др.).
Другим направлением совершенствования рынка осуществления таможенных услуг представляется необходимость усовершенствования механизма реализации таможенного контроля. В этом вопросе важным аспектом работы таможенных органов является отказ от сплошного контроля в пользу системы, позволяющей управлять рисками, что соответствует международным требованиям и стандартам. В основе данной системы лежит принцип выборочности, использование оперативной информации правоохранительных органов и специальных служб, информатизация и аналитическая работа таможенных органов по выявлению и предупреждению правонарушений в области таможенного дела, основными критериями которой являются, к примеру, нарушения, имеющие устойчивый характер.
Исследование показало, что неотъемлемой частью дальнейшего развития системы управления рисками является использование информационных технологий, имеющих двоякое значение: регулирование применения в качестве сбора и обработки информации уполномоченными органами, а также регулирование отношений между субъектами предпринимательской и иной деятельности, в частности, деятельности юридических лиц, уполномоченных на осуществление услуг в таможенной сфере.
Заключение
На основании проведенного анализа сделан вывод, что реализация таможенного контроля в полной мере распространяется и на юридических лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного дела. Так, по мнению диссертанта, осуществление контроля за деятельностью таможенных брокеров (посредников) представляется наиболее необходимым, поскольку перед таможенными органами стоит задача - вывести российский институт таможенных брокеров (представителей) на уровень развития, сопоставимый с уровнем таможенных посредников европейских стран, а также максимально увеличить объемы товаров, оформляемых таможенными брокерами (посредниками).
Еще одним важным направлением совершенствования рынка таможенных услуг, на взгляд диссертанта, является формирование современной таможенной культуры в соответствии с выделяемыми типами культуры экономического развития общества, включающих культуру выживания, культуру обмена, культуру потребления и коммуникационную культуру.
В настоящее время культура российской таможни находится на второй стадии и нуждается в переходе на третью. Второй этап развития таможенной культуры характеризуется "открытием границ". Таможня при этом работает в режиме своеобразного фильтра, пропускающего людей и товары, разрешенные к перемещению, и, напротив, задерживающего товары, запрещенные к ввозу или вывозу. Третий же этап развития культуры таможни характеризуется прежде всего приоритетной ориентацией на интересы клиентов, усиление связи с ними и развитием информационной инфраструктуры.
Переход к третьему этапу развития культуры таможни во многом будет способствовать лучшему пониманию интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также приближению к общепринятым мировым стандартам, в частности, принятым в сфере оказания услуг в области таможенного дела. Вместе с тем необходимо отметить, что на протяжении последних лет нашим государством уже проведена большая работа по адаптации механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ВТО, призванной формировать культуру мировой торговли. В рамках сказанного можно выделить уже реализованные в этом направлении меры: признание принципа свободы торговли, право каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки и др.
По мнению диссертанта, формирование современной таможенной культуры, как одного из направлений совершенствования механизма рынка таможенных услуг, предполагает осуществление мероприятий, направленных на совершенствование правоохранительной деятельности таможни, преодоление низкой правовой культуры, "культа таможни" в общественном сознании и политической практике, преодоление консерватизма таможенной деятельности и др.
Литература
1. Аруев М.К. Совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела // Бизнес в законе. 2008. № 2.
2. Григорьева Е.В. Использование системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. - М.: МАРТИТ, 2006. № 19 (41). Право.
3. Денисова М.С. Правовой статус участников оказания услуг в сфере таможенного регулирования // Стратегия и факторы инновационного развития социально-экономических систем. - М.: Издательство РАГС, 2006.
4. Денисова М.С. Правовое регулирование оказания услуг в сфере таможенного регулирования // Стратегия и факторы инновационного управления социально-экономическими системами. - М.: Издательство РАГС, 2006. № 2.
5. Денисова М.С. Правовой статус таможенного перевозчика // Новое в экономике и управлении. - М.: МАКС Пресс, 2006.
6. Денисова М.С. Ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг // Новое в экономике и управлении. - М.: МАКС Пресс, 2008. № 17.