Юридические лица (работа 3)
1. Юридические лица
а) Юридическим лицом, в соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
б) Признаки юридического лица1:
1) Организационное единство. Данный признак проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов юридического лица, обладающих собственной компетенцией; в четкой регламентации отношений между органами юридического лица, а также между его участниками. Организационное единство определяется действующим законодательством и учредительными документами.
2) Имущественная обособленность. Это выражается, в первую очередь, в том, что юридическое лицо имеет на вещном праве имущество, обособленное от имущества его учредителей (участников). Учетно-бухгалтерским отражением такой обособленности служит самостоятельный баланс (смета). Внешним выражением является также наличие у организации банковских счетов.
Имущественная обособленность присуща всем без исключения юридическим лицам с самого момента их создания, в то время как появление у конкретного юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного (складочного капитала).
3) Самостоятельная имущественная ответственность. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника (ст. 56 ГК РФ). Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.
Исключения могут устанавливаться Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ). Случаи ответственности участников либо собственника имущества установлены ст. ст. 75 (Ответственность полного товарищества по его обязательствам), 82 (Товарищество на вере), 87 (Общества с ограниченной ответственностью), 95 (Общества с дополнительной ответственностью), 96 (Акционерные общества), 107 (Производственный кооператив), 115 (Казенные предприятия), 116 (Потребительский кооператив), 120 (Учреждения).
Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Закон устанавливает лишь одно исключение из данного правила: учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 1 ст. 56, п. 2 ст. 120 ГК РФ).
4) выступление в гражданском обороте от собственного имени. Данный признак проявляется в следующем: возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.
в) Классификация.
1) По форме собственности:
– государственные (муниципальные) юридические лица;
– частные (негосударственные) юридические лица;
2) В зависимости от цели деятельности:
– коммерческие организации (преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности). (Хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы)2;
– некоммерческие организации (не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками)3;
3) в зависимости от характера прав участников:
– юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);
– юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) (п. 2 ст. 48 ГК);
– юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации);
4) По составу учредителей:
– юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации);
– учредителем может выступать только государство (унитарные предприятия и государственные корпорации);
– учредителем может выступать только физические лица (жилищный накопительный кооператив);
– учредителями которых могут выступать любые субъекты права;
5) В зависимости от объема прав юридических лиц на имущество:
– обладающие правом собственности;
– обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
– обладающие правом оперативного управления (учреждения и казенные предприятия);
6) В зависимости от объема правоспособности:
– юридические лица с общей правоспособностью;
– юридические лица со специальной правоспособностью;
7) По составу учредительных документов:
– договорные юридические лица (хозяйственные товарищества);
– договорно-уставные (общества с ограниченной ответственностью или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы);
– уставные юридические лица.
2. Основные теории юридических лиц
Основная научная проблема, вызывающая наибольшие дискуссии – это вопрос о том, кто или что является носителем свойств юридической личности, что стоит за понятием юридического лица.
Теории юридического лица можно разделить на две большие группы:
1) Теории, отрицающие реальность существования субъекта со свойствами юридической личности:
«теория фикции» (ее основоположником считается папа Иннокентий IV, заявивший, что корпорация существует лишь в человеческом воображении, что эта фикция, придуманная разумом, а потому она не подлежит отлучению от церкви; (немецкие цивилисты Фридрих Карл фон Савиньи, председатель ВС США Д. Маршалл, Б. Виндшейд). Юридическое лицо – субъект лишь в юридико-техническом смысле, свойствами субъекта (сознанием, волей) обладает только человек.
«теория целевого имущества» (теория «персонифицированной цели») (Алоиз фон Бринц). Поскольку целью института юридического лица является лишь управление имуществом, то юридическое лицо есть не что иное, как сама эта персонифицированная цель.
«теория коллективной собственности» (французский цивилист М. Планиоль, Ю.С.). ЮЛ – это коллективные имущества, которыми владеют более или менее многочисленные объединения.
«теория интереса» (германский ученый Р. Иеринг). Юридическое лицо – обращенная вовне форма выявления и опосредствования юридических отношений истинных субъектов-пользователей (людей). Поскольку пользователи меняются, законодатель создал абстракцию – юридическое лицо.
2) «Реалистические» теории юридического, исходят из тезиса о реальности существования юридических лиц как действительных, а не вымышленных образований.
«органическая теория» (основоположник – Карл Георг фон Безелер). Юридическое лицо – особый телесно-духовный организм, союзная личность, имеющая свою волю. Это – не продукт правопорядка, а реально существующий организм. Критика за биологизаторство. По Р. Саллейль, человеческое общество – не аморфная совокупность индивидов, оно может существовать лишь благодаря взаимодействию различных коллективов, союзов людей, которые столь же реальны, как и составляющие их лица. Интересы этих союзов не сводимы к интересам их участников, так же как возможности и потребности группы людей нетождественны возможностям и потребностям одного человека. Следовательно, закон не конструирует фиктивные юридические образования, а просто признает за реально существующими объединениями лиц качества самостоятельных субъектов права4.
Вопрос о сущности правосубъектности социалистических организаций – один из центральных в советской юридической науке, начиная с 20-х годов. Всплеск научных изысканий по данному вопросу приходится на 40–50-е годы.
Наиболее распространенными являются следующие концепции сущности государственных юридических лиц:
1) «Теория коллектива» (А.В. Венедиктов; поддержали – С.Н. Братусь, В.П. Грибанов, О.С. Иоффе). В основе гражданской правосубъектности госорганов лежит не только единство государственной собственности, но и оперативное управление ее составными частями. Оперативное же управление осуществляет возглавляемый руководителем коллектив рабочих и служащих. Именно данная концепция получила наиболее серьезную поддержку в советское время.
2) «Теория государства» (С.И. Аскназий). За каждым государственным юридическим лицом стоит советское государство в целом как всенародный организованный коллектив; «за каждым…предприятием оказывается один и тот же субъект, однако не в единстве всех своих функций, а организующий именно данный участок своей работы».
3) «Теория директора» (Ю.К. Толстой). Единственным субъектом, управомоченным выражать волю госоргана в сфере правоотношений, является его руководитель – директор, воля которого определяется волей государства и в то же время не зависит от воли работников.
4) «Теория социальных связей» (О.А. Красавчиков). ЮЛ – это определенное социальное образование, т.е. система существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое структурно и функционально дифференцированное социальное целое.
5) «Теория социальной реальности» (первоначально – Н.Г. Александров; С.И. Вильнянский, Д.М. Генкин, Б.Б. Черепахин). Теория отказывалась от выявления людского субстрата ЮЛ, усматривая в этом юридический натурализм. По словам О.С. Иоффе, «…сторонники теории…не столько решали проблему юридического лица, сколько уклонялись от ее разрешения».
6) «Теория персонифицированного имущества» (С.Н. Ландкоф). По словам последнего, «государственная собственность, разбиваемая по соображениям целесообразности на отдельные части, является той материальной базой, которая требует юридического олицетворения. Комплексное имущество объединения…является субъектом права с ограниченной ответственностью» (1928 г.).
3. Порядок возникновения и государственная регистрация юридических лиц
а) Порядок возникновения юридического лица
Юридическое лицо может быть создано путем учреждения либо путем реорганизации. В науке гражданского права в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица принято различать следующие основные порядки (способы) создания юридического лица:
– распорядительный, когда юридическое лицо возникает на основе распоряжения компетентного государственного органа без специальной государственной регистрации (элементы – казенные предприятия, государственные корпорации);
– явочный, когда юридическое лицо возникает также без специальной государственной регистрации, в силу самого факта волеизъявления учредителей;
– разрешительный порядок, когда возникновение юридического лица возможно при разрешении компетентного государственного органа;
– нормативно-явочный. Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит обязательной регистрации. Однако отказ в регистрации возможен лишь при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствии учредительных документов закону; отказ по мотивам нецелесообразности создания не допускается.
В ходе создания юридического лица путем учреждения можно выделить следующие обязательные этапы:
1) проведение учредительного собрания, которое оформляется протоколом,
2) подписание и (или) утверждение учредительных документов,
3) формирование имущественной базы для ряда юридических лиц, при этом на учредителей некоторых юридических лиц Законом может быть возложена обязанность по внесению вкладов,
4) государственная регистрация юридического лица.
б) Государственная регистрация юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №. 129-ФЗ (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 05.02.2007)). Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Чтобы зарегистрировать организацию в налоговой инспекции или стать индивидуальным предпринимателем, готовят документы, указанные Законом №129-ФЗ. От предпринимателей требуются заявление по форме N Р21001 и нотариально заверенная копия паспорта или заменяющего его документа (п. 1 ст. 22.1), от организаций – заявление по форме N Р11001 (в качестве заявителя обычно выступает руководитель), решение о создании и учредительные документы (ст. 12).
Необходимые документы (ст. 12 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ):
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
5) документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. На основании поданных документов регистрирующий орган вносит запись о создании юридических лиц в ЕГРЮЛ.
Для ряда некоммерческих организаций установлен особый порядок регистрации, которая осуществляется в два этапа. На первом этапе органы Минюста принимают решение о регистрации, а на втором этапе на основе принятого решения органы ФНС вносят запись в ЕГРЮЛ (ст. 13.1 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
4. Наименование и место нахождения юридических лиц
Наименование и место нахождения юридического лица регулируется ст. 54 ГК РФ:
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.
21. Согласно пункту 2 статьи 54 место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Порядок регистрации юридических лиц, в том числе определения места регистрации, должен быть установлен законом о регистрации юридических лиц (пункт 1 статьи 51). Учитывая, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц, при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов.
Что касается представительств и филиалов юридических лиц, то ст. 55 ГК РФ регулируется их наименование и местонахождения:
1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
5. Учредительные документы юридических лиц
Составление учредительных документов, государственная регистрация и порядок проведения учредительных документов регламентирован ст. ст. 51, 52, 53 и 54 ГК РФ.
В соответствии со ст. 52 ГК РФ:
1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Хотя согласно п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу с момента их государственной регистрации (или с момента уведомления регистрирующего органа), они распространяются на отношения с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений даже при отсутствии регистрации. В таких случаях юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации.
Статья 53 ГК РФ раскрывает состав и порядок деятельности органов юридического лица, которые должны отражаться в учредительных документах.
ГК РФ не содержит специальной нормы относительно дееспособности юридического лица, однако в ст. 53 Кодекса определен порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав – это может быть осуществлено через его органы, а в предусмотренных законом случаях – через участников (такой порядок приобретения прав предусмотрен, например, в отношении товариществ).
В п. 3 ст. 53 ГК РФ указаны требования для лица, выступающего от имени юридического лица: его действия должны быть добросовестны и разумны. Такой критерий ориентирует на проявление максимального внимания к интересам представляемой организации во избежание ответственности в виде возмещения убытков, причиненных юридическому лицу.
Отличия устава от учредительного договора:
– устав утверждается, договор заключается;
– как правило, устав подписывается специально уполномоченным лицом, учредительный договор всегда подписывают все учредители;
– основное назначение устава – урегулировать отношения между участниками и ЮЛ, а также определить правовой статус ЮЛ; договора – отношения между учредителями в процессе создания и деятельности ЮЛ;
– как правило, подписание учредительного договора предшествует во времени утверждению устава.
6. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Деятельность юридических лиц может прекратиться в результате:
– реорганизации
– ликвидации
– исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического из ЕГРЮЛ, указанное решение должно быть опубликовано в органах печати вместе со сведениями о порядке и сроках направления заявлений кредиторов или иных лиц, чьи интересы могут быть затронуты. Заявления могут быть направлены не позднее 3 месяцев со дня опубликования решения. В случае направления заявлений решение об исключении не принимается, осуществляется ликвидация юридического лица в установленном в Законе порядке.
– продажи или внесения имущественного комплекса предприятия или имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества (ст. 21.2 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
а) Реорганизация юридического лица – это процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающиеся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства к другому юридическому лицу.
Реорганизация юридического лица регулируется ст. ст. 57–60 ГК РФ, ст. ст. 15–20 ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. ст. 51–58 ФЗ от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общая процедура реорганизации:
1). Принятие решения о реорганизации. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ). В случаях, установленных законом, реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования, может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (см. ст. 27 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»);
2). Письменное уведомление кредиторов реорганизуемого юридического лица о реорганизации. При этом кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения убытков. Другой гарантией прав кредиторов является положение, в соответствии с которым если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ);
3). Инвентаризация имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица;
4). Утверждение передаточного акта (разделительного баланса), которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;
5). Утверждение учредительных документов создаваемых юридических лиц (изменений в учредительные документы существующих юридических лиц) (ст. 59 ГКРФ);
6). Государственная регистрация.
Реорганизация юридического лица имеет различные формы.
б) Ликвидация юридического лица – это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ).
Процедура ликвидации юридических лиц (ст. 61 ГК РФ):
– по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
– по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации заявляется государственным органом либо органом местного самоуправления в случаях, установленных законом;
– незамедлительное письменное сообщение о принятом решении органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
– назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора), к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица, и установление порядка и сроков ликвидации (п.п. 2,3 ст. 62 ГК РФ);
– совершение непосредственных действий по ликвидации (публикация данных о ликвидации, составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса, публичные торги, расчеты с кредиторами, составление и утверждение окончательного ликвидационного баланса, передача оставшегося имущества учредителям (участникам)) (см. ст. ст. 63, 64 ГК РФ);
– внесение записи о ликвидации в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Специфическим основанием ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). При этом, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ЮЛ может быть ликвидировано только по правилам о несостоятельности (банкротстве).
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32. (ред. от 26.06.2007).
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, №46. (ред. от 05.12.2006).
Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, №1. (ред. от 24.07.2007).
Федеральный Закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3. (ред. от 26.06.2007, с изм. от 19.07.2007).
Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, №7. (ред. от 27.07.2006).
Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, №43. (ред. от 19.07.2007).
Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 24.10.2007) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, №33 (часть I). (ред. от 19.07.2007).
Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, №33 (часть I). (ред. от 19.07.2007).
Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // «Российская газета», №162, 27.07.2006.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, 1996, №9.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №90, Пленума ВАС РФ №14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» // «Вестник ВАС РФ», 2000, №4.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 №2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ», 2001, №1.
Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2006 №5-В06–25. Дело по иску о признании сделки недействительной направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неполным исследованием судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Признание сделки недействительной при наличии нескольких оснований (В.Г. Лазарев) // Закон, 2007, №5.
«Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 01.04.2003 №222-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.04.2003 №4468) // Вестник Банка России, №24, 08.05.2003.
«Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 09.10.2002 №199-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.11.2002 №3948) // Вестник Банка России, №66, 10.12.2002. (ред. от 26.12.2006)
Письмо ФНС РФ от 28.08.2006 №09–1–03/4151@ «О представлении документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании доверенности» // Официальные документы, №42, 31.10.2006 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).
Приказ Минюста РФ от 01.07.2002 №184 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Бюллетень Минюста РФ», №11, 2002. (ред. от 19.01.2005).
Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. – 6-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев (и др.). – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 776 с.
1 Признаки юридического лица – это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.
2 Перечень устанавливается Гражданским кодексом РФ.
3 Перечень некоммерческих организаций не устанавливается ГК РФ, предусматривается другими законами.
4 Егоров Н.Д., Елисеев И.В. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- С.148.