Эволюция советских конституций и динамика советской системы

Курсовая работа

Эволюция советских конституций и динамика советской системы

Оглавление

Введение

1. Теоретические воззрения большевиков на конституцию

2. Формирование советского государства и Конституции 1918 и 1924 гг.

3. Эпоха И.В. Сталина и Конституция 1936 г.

4. Кризис советской системы и Конституция "общенародного государства"

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Современное общественное мнение, в отличии от бытовавшего в конце 80-ых середине 90-ых годов прошлого века, характеризуется более позитивным отношением к советскому прошлому. Очевидная ностальгия значительного числа населения России по эпохе СССР, приверженность социальным гарантиям, а не либеральным ценностям, усилившаяся в ходе мирового экономического кризиса, а так же возрастающая временная дистанция, выросшее поколение, сознательная жизнь которого не связана с СССР делают актуальным тему исследования и позволяют более объективно взглянуть на прошедшие годы и связанные с ними события.

Советские конституции не только этап развития отечественного конституционализма, без изучения которого невозможно полно понять проблемы и перспективы современного этапа развития, но и уникальный в мировой истории памятник опыта построения бесклассового общества, основанного на принципах справедливости и отрицания эксплуатации человека человеком. Последний экономический кризис, поразивший систему мирового капитализма, в очередной раз показал, что объявленный либеральными писателями "конец истории" еще не наступил и вектор исторического развития мировой цивилизации окончательно не определен.

Степень разработанности темы в научной литературе достаточно высока. Тема привлекала внимание исследователей еще в советский период. Советская система полно изучена в трудах историков. В целом не смотря на различные оценки советских конституций, вызванные сменой идеологических ориентиров, их эволюция фактологически прослежена и изучена.

В работах современных авторов присутствует критическая оценка советских конституций с либеральных позиций и развития общества к началу 21 века, при этом не вполне корректно с точки зрения принципа историзма игнорируется демократизм первых советских конституций по сравнению с конституциями подавляющего большинства современных им стран.

При написании работы в качестве источников использовались тексты конституций РСФСР 1918 г., СССР 1922 г., 1936 г. и 1977 г. и конституций РСФСР 1924 г. , 1936 г. и 1977 г. с внесенными в них поправками.

Объект исследования – конституции советского периода и советская система.

Предмет исследования – взаимосвязь между эволюцией советских конституций и динамикой советской системы.

Хронологически рамки работы ограничены периодом существования власти декларирующей коммунистические идеалы- 1917-1991 г. Формально советская власть существовала до 1993 г. и действовала конституция РСФСР 1978 г. , но фактически период 1991-1993 г. был переходным, так как был взят курс на построение капиталистического общества и происходившее первоначальное накопление капитала было несовместимо с демократизмом и подотчетностью народу советской власти. В действующую конституцию были внесены поправки о многообразии форм собственности, социализм перестал быть целью общественного развития, начался отход от принципа полновластия советов путем введения должности президента и создания конституционного суда. Смена конституционного строя произошла в полном соответствии с учением о "базисе и надстройке". Для проведения "чубайсовской приватизации" была необходима власть, отделенная от народа, мало подотчетная.

Территориально работа ограничена границами РСФСР и с 1922 г. СССР, конституции иных стран выбравших социалистический путь развития не рассматриваются.

Цель работы – характеризовать особенности советских конституций, проследить закономерности между эволюцией советских конституций и динамикой советской системы.

Для достижения данной цели анализируются теоретические воззрения большевиков на конституцию, последовательно рассматриваются и анализируются основные этапы изменения советской системы и советских конституций РСФСР 1918 г., СССР 1922 г., 1936 г. и 1977 г., и конституций РСФСР 1924 г. , 1936 г. и 1977 г. с внесенными в них поправками.

Работа основана на материалистическом подходе как в общефилософском смысле, согласно которому бытие определяет сознание, и отвергается всякое идеалистическое, в том числе религиозное толкование явлений, так и в конкретно научном понимании права как производного от политики и экономики. Представляется, что изменения в советских конституциях были предопределены динамикой советской системы, а не наоборот.

Применялись общенаучные методы — диалектико-материалистический, сравнения, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, системного и структурного подходов; специальные методы — социологический, исторический, функциональный; частнонаучные методы — логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод выработки правовых решений, метод толкования норм права и метод имитационного моделирования.

Автор признает диалектический метод и метод историзма как, безусловно необходимые. Советское общество рассматривается как единое взаимосвязанное целое.

Не отрицая объективности научного знания, автор исходит из того, что проблема отношений субъекта и объекта исследования в гуманитарных науках имеет более сложную природу, чем в естественных и точных, так как зачастую находится под существенным влиянием "социального заказа" и личных политических убеждений исследователя.

1. Теоретические воззрения большевиков на конституцию

Пришедшие к власти большевики имели достаточно логические и обоснованные идеологические воззрения на конституцию, которые базировались на положениях, выдвинутых классиками марксизма и лидером большевиков В. И. Лениным. В.И. Ленин применил марксизм к социально-политическим особенностям России начала XX в. (неравномерно развивающаяся, в основном аграрная страна с переходом в ряде отраслей к империалистической стадии капитализма), существенно отличавшимся от европейского капитализма середины 19 века описанного К. Марксом и Ф. Энгельсом. При этом необходимо учесть, что В.И. Ленин был не только теоретиком, перед ним стояла задача воплощения теоретических построений в жизнь, задача управления огромным государством в исторически очень сложных условиях гражданской войны, иностранной интервенции, экономической разрухи и т.д. Поэтому теоретические построения марксизма В.И. Лениным и последующими руководителями советского государства неизбежно корректировались.

Отношение большевиков к конституции неверно было бы рассматривать изолированно от общих положений марксизма-ленинизма: теории прибавочной стоимости, наличии в обществе антагонистических классов, эксплуатации человека человеком, классовой борьбы, государства как выразителя интересов господствующего класса, права как возведенной в закон воли господствующего класса и конечной цели в виде построения через пролетарскую революцию диктатуру пролетариата справедливого общества.

Не занимая по вполне естественным причинам центрального места в марксистско-ленинской идеологии, конституция четко была вписана в программу переустройства общества. Для либеральной идеологии выражающей интересы буржуазии характерно гипертрофированное внимание и пиетет к конституциям, проистекающие из-за того что в 18-19 веках буржуазия в ходе революций ограничила конституциями монархов, выражавших интересы феодальной аристократии, и закрепила в них основы капиталистического общества. А в 20 веке, когда избирательное право стало охватывать все большие слои населения, с помощью конституций буржуазия ограничивала суверенитет народа. Основные законы с прописанными в них буржуазными ценностями и в первую очередь "правом частной собственности" иногда спрятанной под видом "экономической свободы" и "многообразием форм собственности" стали "священными коровами" в жертву которым приносится право народа определять свою судьбу.

В Англии буржуазная революция завершилась успехом еще в 17 веке и буржуазия, пришедшая к власти, не нуждалась в конституции как ограничителе своей власти, всю полноту власти буржуазии выражал парламент, избираемый по имущественным цензам. Пример Англии показывает неуниверсальность конституции даже для буржуазного общества, а теория о "неписаной конституции" достаточно неуклюжая попытка прикрыть этот факт. История не терпит сослагательного наклонения, но если бы социалистическая революция произошла на британских островах, то вероятно обошлось бы без коммунистических конституций.

Коммунистическое движение, отчасти продолжавшее традиции буржуазных революционеров в борьбе против монархической власти и использовавшее общедемократическую терминологию переняла так же идею конституции.

К. Маркс и Ф. Энгельс основываясь на исторических данных, современных им событиях общественно политической жизни, считали, что конституция, является результатом классовых битв и устанавливается победившим классом, господствующим в обществе. После прихода к власти господствующие классы конституируют свою силу не только в виде государства, но и должны "придать своей воле … всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона". Конституция как основной закон естественно носит так же исключительно классовый характер. Указывая на классовый характер конституции, В. И. Ленин писал: "Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе".

Для большевиков конституция не результат соглашения, возникшего в результате мифического и исторически нигде не имевшего места быть "общественного договора", а итог реальной классовой борьбы, которая конечно зачастую заканчивается компромиссом выгодным в первую очередь победившему классу. Классовый подход к пониманию сущности конституции не то чтобы отказывает в праве на жизнь политическому компромиссу, но признавая его фактическое существование, расценивает компромисс как вынужденную, временную меру. В конституции всегда воплощается воля экономически господствующего класса, одержавшего политическую победу над другими классами и более мелкими социальными группами. Поэтому конституция в идеале должна выражать только интересы победившего в политической борьбе класса, занявшего экономические высоты, и владеющего средствами производства.

Ленин подчеркивал, что советская конституция не выдумывается какой-нибудь комиссией и не списывается с других конституций, не составляется в кабинетах, а разрабатывается на основе опыта борьбы трудящихся и организации пролетарских масс, вырастает из хода развития классовой борьбы. Ленин говорил, что все ранее существовавшие конституции "стояли на страже интересов господствующих классов. И только одна Советская Конституция служит и будет постоянно служить трудящимся...".

Еще К. Маркс тезисно изложил учение о диктатуре пролетариата. В работе "Критика Готской программы" К. Маркс писал, что "между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе". По мнению К. Маркса, "этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может не быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата". Длительное время эти положения носили гипотетический характер. Конституционное закрепление диктатуры пролетариата стало возможным после прихода к власти большевиков в условиях революционной обстановки, сложившейся в России.

Навряд ли стоит ставить в упрек большевикам, то, что они не следовали идеалам "правового государства" и "гражданского общества", поставив во главе своей программы не юридические построения, а выразив в первую очередь многовековые чаяния эксплуатируемого трудового народа на справедливость не на том, а на этом свете.

"Правовое государство" и "гражданское общество" не являются абсолютным ориентиром для всего человечества и в настоящий момент. Это изобретения европейских буржуазных мыслителей Нового времени и было бы наивно и методологически неверно мерить этой меркой все многообразие (в том числе цивилизационное) и глубину исторического процесса, а тем более изображать эти понятия мерой исторического прогресса и представлять историческое развитие как воплощение этих понятий в жизнь.

Нужно учитывать и незначительную роль юридических категорий в русской ментальности и присущий "правовой нигилизм", проистекающие не из "загадочных глубин русской души", а из-за отсутствия в течении столетий справедливого правосудия, и нахождения народа под властью государства, выражавшего интересы старых феодальных и нарождающихся буржуазных эксплуататоров.

Отрицание деления права на публичное и частное в конституционной политике, господство государства и публичных начал в советских конституциях имеет под собой иное понимание советского государства как неотделимого от трудового народа, выражающего его интересы. Это государство не враг, оно не предстает в образе библейского чудовища Левиафана, его не нужно ограничивать и делить на ветви власти.

Нет ничего странного, что советы находились под политическим контролем коммунистической партии, в любом представительном (законодательном) органе современного государства есть политическая партия имеющая большинство.

Разделение власти на ветви так же не было в исторической традиции России, суд от администрации был отделен только в ходе реформы Александра II и то не полностью, так как монарх оставался наделенным и судебными функциями, до 1905 г. не было представительных органов.

Система советской власти уникальна лишь для традиции европейского классического парламентаризма, но, по сути, представляет собой естественную, стихийную организацию общества и имеет много общего с традициями племенной демократии бесклассового общества зари человеческой истории.

В современном глобальном мире, где ключевые решения принимаются не органами управления национальных государств, а членами "билдебергских клубов" и "трехсторонних комиссий" выражающих интересы транснациональных корпораций приверженность принципам "разделения властей" изобретенным просветителями 18 века становиться все менее актуальным.

"Демократический централизм" основанный на простом логическом принципе гласящем, что целое больше части, обеспечивал целостность, внутренний контроль советской системы и отсутствие анархии. Советская система было едина и не знала формального деления власти на государственную и муниципальное самоуправление.

Советы не были профессиональными и постоянно действующими органами, для всех территориально больших государств со значительным населением является проблемой осуществление демократических принципов и представительная демократия не решает всех проблем. Современная Россия имеет парламент состоящий из профессиональных политиков и далекий от интересов большей части народа. При согласии общества относительно базовых принципов и целей развития, простоте экономической жизни, нет острой необходимости в постоянных заседаниях и дискуссиях, принятии лоббистских законов.

Важной особенностью советской системы в которой проявлялся ее демократизм был "императивный мандат", избранный депутат был подотчетен избирателям и мог быть ими досрочно отозван. Естественно что в ельцинской конституции одной из задач которой было прикрытие проведения первоначального накопления капитала за счет интересов подавляющего большинства населения этот принцип не был прописан и так же естественно, что этот принцип отсутствует в странах "развитой демократии" с армиями профессиональных "слуг народа" и системой лоббирования.

Советская власть впервые за тысячелетнюю историю России (если не учитывать опыт новгородской республики и традиции казачьего самоуправления) закрепила в конституциях и реализовала принципы выборности, подотчетности, и сменяемости власти в республиканской форме правления. Власть впервые после призвания варягов перестала быть клановой собственностью правящего семейства, связываться с наличием "голубой крови". Власть исходящая от народа не нуждалась более в сакральных обоснованиях, измышлениях о "божьем помазаннике".

В совестимое время было принято относительно много конституций, так как каждому этапу социалистического строительства соответствовала своя конституция. То что было принято несколько конституций за достаточно короткий срок не так уж и плохо, изменения в юридической сфере отражали развитие советского общества, а актуальный документ избавляет от необходимости как в североамериканской традиции проявлять чудеса схоластической казуистики в перетолковывании устаревшего документа и "вливать новое вино в старые мехи". В главном советские конституции сохраняли преемственность. Через все советские конституции красной нитью проходили программные положения, принятые на партийных съездах ращения о задачах развития общества становились основой для разработки и принятия новой конституции. И конституция выступала законодательным актом, в котором выражалась главная цель советского государства – построение коммунистического общества.

Ограничение политической и экономической свободы в советский период вряд ли стоит связывать с господством государственных начал в праве, само по себе государство не вещь в себе, не живет своей жизнью, оно средство, его политика выражает те или иные интересы, ряд политических свобод ограничивается в любом государстве. Экономическая свобода как идеологически-правовое выражение конкуренции и накопления буржуазной частной собственности действительна была ограничена в советских конституциях, но по причине того что они закрепляли основы общества построенного на принципиально других началах.

Буквально через несколько лет после социалистической революции в России и в западных странах в ходе борьбы с последствиями Великой депрессии принципы безусловной экономической свободы, эгоистичные интересы Homo economicus были так же ограничены. Яркий тому пример новый курс Рузвельта в США. Но если в западных странах ограничение происходило по утилитарным соображениям (необходимость регулирования анархии производства достигшего таких масштабов, что просчеты частных лиц в его организации стали носить катастрофический характер для всей страны) и не затрагивали принципиальных основ способа производства, то ограничение в СССР имели иной, в том числе, нравственный характер. Имеется в виду отношение к экономической деятельности, основанной на эксплуатации человека человеком в целях извлечения материальной выгоды как аморальной. Прописанный дословно в сталинской конституции 1936 г. по сути христианский принцип "кто не работает тот не ест" выразил отношение общества к капитализму как к греховному образу жизни, который невозможно искупить подачками благотворительности. При всей научности анализа капитализма и предшествующих формаций, проведенной классиками марксизма-ленинизма, вопрос построениях нового общества был освещен лишь в общих чертах, и дело не в том, что все предусмотреть невозможно и жизнь сложнее любых теорий. Не доказана неизбежность пятой формации именно как коммунистической, положения о новом обществе не ушли по сути дальше утопий средних веков, раннего христианства, древнего мира и ностальгии мифов о "золотом веке" и имеют в своей основе мечту о справедливости.

Классики марксизма-ленинизма не следовали теории "естественного права" и не признавали естественно- правовой природы прав человека, советские конституции признавали только права гражданина, при этом права были обусловлены рядом обязанностей. Следует отметить, что "человека вообще" не существует, человек социальное животное и без человеческого общества на данном историческом этапе организованного в государство человеком не является, специфически присущие человеку качества, отделяющие его от животных, развиваются только в человеческом обществе. Наличие прав обусловлено, выполнением обязанностей.

Дико с точки зрения историзма читать про какие-то "объективно существующие" и "неотчуждаемые права" на жизнь, на собственность, на свободу, в том числе на свободу печати и собраний. Особенно про "священное право" частной собственности, которого не только не было в первобытном обществе, у рабов в рабовладельческом, а так же при капитализме его фактически нет у большинства и только поэтому оно есть у немногих. Речь в данном случае идет не о квартирах, машинах, сотовых телефонах, имеется в виду не личная собственность, а собственность на средства производства и то, что часть наемных работников стала миноритарными акционерами дела не меняет. Личной собственность советские граждане могли распоряжаться свободно.

Содержание "естественных прав" человека изменялось в течение последних 200 лет с ходом истории и хотя бы, поэтому говорить о них как о абсолютных константах невозможно.

Для человека, в конечном счете, важны не теоретические рассуждения о природе его прав, а объем конкретных прав, которыми он обладает и их фактическая реализация. Советские конституции гарантировали права на бесплатное образование, социальное обеспечение, труд, отдых и др., а самое главное их фактически обеспечивали. Мало провозгласить права, в той или иной степени детально прописать их и процессуальные нормы. Важно как реализовать права. В Конституции 1993 г. лицемерно написали, что материнство и детство под охраной, а по факту годами не платили соответствующие пособия. Чтобы реализовать свои права в современном буржуазном обществе надо судиться, обращаться в инстанции, давать взятки, а это стоит денег, которые у буржуазии. Часто упоминаемая в качестве примера свобода слова в капиталистическом обществе попрана принципом наживы, монополизацией средств массовой информации и зависимостью их от воли собственников. Многое из декларированного в советских конституциях не было осуществлено на практике, но неверно было бы ставить в упрек советским конституциям их якобы особую "фиктивность", современное право и конституции многих стран в условиях фактического экономического неравенства остаются не более чем благими пожеланиями. До 60-ых годов 20 века в первой мире стране с писаной конституцией существовала расовая сегрегация. Попытаемся сделать сравнительный анализ советских Конституций с 1917 по 1977 год. За этот период принято четыре Конституции: 1918, 1924, 1936, 1977. Принятие каждой из них означало существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли.

2. Формирование советского государства и конституции 1918 и 1924 гг.

Первая советская конституция опиралась на широкую демократическую основу в отличие от цензовых монархических конституций XIX — начала XX в. Конституция закрепляла новую политическую реальность союза рабочих и крестьян.

Классовый подход к конституции был обоснованием применения насилия к бывшим эксплуататорским классам и их приспешникам, по естественным причинам не разделявшим цели революционного перехода к социалистическому обществу.

В отличие от либеральных конституций конца XVIII в. советская конституция выполняла не функцию ограничения государственной власти, а функцию обоснования политической власти, не ограниченной законом и правом и опирающейся на революционную законность и революционную целесообразность.

Для страны с совершенно новым государственным устройством необходимо было свое особое (новое) право. 10 июля 1918 г постановлением V Всероссийского съезда Советов, принята Конституция РСФСР. По сравнению со всеми последующими основными законами страны, первая Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития. Определяя основы устройства общества, она руководствовалась лозунгами, под которыми шли к власти большевики и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918-го года. Конституция закрепляла власть за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах.

Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Политическое значение диктатуры пролетариата сохранилось и в последующих советских конституциях, принятых после образования СССР. Положения о диктатуре пролетариата существовали в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг., а также в конституциях союзных республик, в частности, в Конституциях РСФСР 1925 и 1937 гг. В процессе политической эволюции социальная основа диктатуры пролетариата постепенно расширялась. Были ликвидированы социальные слои, существовавшие эксплуатацией человека человеком и спекуляцией. Через систему местных советов простые слои населения были привлечены к участию в управлении государством.

Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции.

К числу отличительных черт Конституции 1918-го года относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Документ включал формулировки политического характера, ориентированные на все мировое сообщество. Так, в статье 3 говорилось: "Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической ориентации общества и победы социализма во всех странах...".

Провозглашалась необходимость применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя.

Принятая на основе написанной В. И. Лениным "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", конституция определяла прежде всего тактику и способы разрушения всех старых основ государства. Основные принципы - отказ от долгов "как первый удар международному банковому, финансовому капиталу" и обещание идти по этому пути "вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала".

Первая конституция утверждала: "Эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов".

Принцип тайного голосования и разделения властей отвергался как "пережиток буржуазного парламентаризма". "Полномочные представительства трудящихся масс" избирались на собраниях открытым голосованием.

Говоря о верховных органах власти и конституционном контроле следует отметить: Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Следующая Конституция принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918-го года Конституцией 1924-го года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР. Конституция 1924 г. устанавливала, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции". Очередные задачи советской власти оставались все теми же, что и в первые месяцы революции. За прошедшее время большевики отстояли власть в гражданской войне, но ее еще предстояло укрепить и обезопасить. Очистить страну от скрытых и потенциальных врагов и превратить ее в плацдарм для дальнейшего завоевания мира.

Разруха, вызванная мировой и гражданской войной, интервенцией империалистических государств привели к остановке промышленности и голоду. Военный коммунизм и продразверстка имевшие эффект как временные меры не могли стать основой развития нового общества, не имея проработанного плана переустройства советская власть ввела "новую экономическую политику". Для либеральных исследователей априори капиталистическая экономика является более производительной и они видят причины экономических проблем советской власти в политике военного коммунизма и продразверстке, совершенно не учитывая вышеуказанные причины.

При НЭПе фактически не отменяя официальной идеологии большевики допустили существование частной собственности и связанных с ней экономических отношений.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством.

Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов.

По требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками. Центральные исполнительные комитеты союзных республик имели право опротестовывать декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИК СССР. В исключительных случаях ЦИК и республик и их президиумы имели право приостанавливать распоряжения народных комиссаров СССР (при явном их несоответствии постановлениям СНК или ЦИК СССР).

3. Эпоха И.В. Сталина и Конституция 1936 г.

После смерти В.И. Ленина и последовавшей внутрипартийной борьбы с левой и правой оппозицией к власти пришел И.В. Сталин. Одной из важнейших заслуг В.И. Сталина была победа над троцкизмом. Еще до того как ледоруб в руке Ромона Меркадера окончил грешный жизненный путь Лейбы Давидовича Россия была избавлена от судьбы стать базой для "перманентной революции" и сгореть в мировом пожаре. Проводившаяся в последствии СССР политика поддержки мирового коммунистического движения, национально –освободительных движений угнетенных народов было лишь идеологическим прикрытием имперской политики.

Победа над правой оппозицией и сворачивание НЭПА, как оборотная сторона медали проведенная индустриализация и коллективизация сделали из отсталой аграрной страны мощную индустриальную державу. И.В. Сталин в буквальном смысле слова получил страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. Чего в принципе не смогло бы добиться правительство Николая кровавого, экономическая политика которого состояла в торговле продуктами сельского хозяйства в ущерб потреблению собственного народа и современные властвующие адепты "свободной экономической деятельности" меняющие невозобновляемые природные ресурсы на долговые расписки частного клуба североамериканских банкиров.

Исследователи отмечают, что в период правления И.В. Сталина реальная власть была сосредоточена в его руках и в среде его ближайшего окружения, а не в органах советской власти, съезды советов долгое время не собирались, проводились репрессии.

Надо учитывать, что на практическую реализацию советской системы оказало большое влияние враждебное капиталистическое окружение, государство рабочих и крестьян развивалось не в тепличных условиях, это была осажденная крепость. Его история началась с иностранной интервенции, грамотная внешняя политика, игра на противоречиях между империалистическими государствами позволила провести индустриализацию и не остаться один на один в битве с фашизмом. От ядерного удара бывших союзников СССР спасли не принципы гуманизма, якобы исповедуемые "демократическими странами запада", а новая модель самолетов, показавшая высокую эффективность в корейской войне, созданный в кратчайшие сроки собственный ядерный потенциал и средства его доставки до территории "цивилизованных стран".

В те суровые годы великих и трагических событий усилиями командно-административной системы, принудившей народ к трудовым подвигами в кратчайшие сроки была создана индустриальная основа страны, не разрушенная до сих пор приватизацией и хозяйствованием новых собственников. История показывает, что большие свершения, требующие временного ограничения прав и потребностей населения для достижения коренных интересов не возможны без применения насильственных методов по причине его в целом несознательности.

Проводимые в годы правления И.В. Сталина репрессии не были иррациональными, не были продиктованы его личными качествами, кроме ликвидации политических противников на первой стадии, в последствии они имели так же целью держать в тонусе бюрократический аппарат. Должностное положение в то время не было синекурой, не означало спокойную жизнь, тихую старость, возможность коррупционного дохода и безответственность. На каждом партийно-государственном чиновнике лежала огромная ответственность, за невыполнение задач отправляли не в почетную отставку, а привлекали к суду. Добившаяся после смерти И.В. Сталина послаблений и неприкосновенности бюрократия погрязла в коррупции, безответственности, снизившаяся эффективность управления наряду с иными причинными привела к кризису 80-ых и гибели СССР.

Много говорится о значительной роли рабского труда в экономике сталинского периода, делаются утверждения о том, что уголовное законодательство специально было ужесточено, чтобы иметь бесплатную рабочую силу, для этой же цели развернулись репрессии. Думается проводимая политика по преобразованию общества лишившая экономической основы лиц привыкших жить чужим трудом (старые эксплуататорские классы, кулачество и нэпманы), их обслугу (в том числе и интеллектуальную), политических противников курса Сталина из самой большевистской партии дала власти и так достаточно недоброжелателей помноженных на членов семей "врагов народа" (вполне понятна обида и ненависть к власти лишившей семью средств к существованию и посадившую главу семейства, но вполне понятно и недоверие власти со всеми вытекающими последствиями к обиженным родственникам). Перевоспитать взрослого человека даже 10 годами лагерей тяжело и навряд ли такие цели ставились властью. Бесплатный труд в лагерях был не целью, а следствием проводимой политики и какой-то в мере искупительной жертвой за прошлое паразитарное существование.

Коренное отличие труда заключенных ГУЛАГА от труда негров на плантациях первого конституционного государства и труда рабов демократической Древней Греции и Республиканского Рима с развитым "гражданским обществом" было в том, что они трудились на общее благо народа, а не в целях наживы частного лица и между их незавидным положением и прошлыми заслугами была непосредственная связь. После ликвидации эксплуататорских классов был ликвидирован и ГУЛАГ, бесплатный труд заключенных не стал основой социализма.

Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Естественно возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР.

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению СССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан.

Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией было предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

4. Кризис советской системы и Конституция "общенародного государства"

Дискуссионная проблема роли личности в истории, объективных и субъективных факторов, закономерности и случайности, но факт что после смерти И.В. Сталина советское государство не имело достойных руководителей и шло к закату. Стояли менее глобальные задачи тяжелая промышленность была создана, оставалось развить легкую и обеспечить гражданам достойное существование. Но во время хрущевской "оттепели" все потекло и закапало, самодурство, кукурузно-целинные эпопеи, самоунижение XX съезда, в итоге получившая относительную безнаказанность бюрократия не смогла решить поставленных задач.

В стране началась инфляция, для уменьшения денежной массы правительство провело девальвацию и выпустило облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится "пирамида", которая потом благополучно разваливается - государство замораживает выплаты по облигациям. В тоже время государство спонсирует прокоммунистические режимы в странах Европы, Азии и на Кубе. В связи с нехваткой некоторых товаров создаются очереди. Возникают перебои в снабжении продуктами, сначала в центральной России, а потом и в больших городах.. В более мелких городах была введена карточно- талонная система на продукты питания. Растет импорт продовольствия. В условиях экономических проблем и снижения репрессивных функций государства стал расти теневой (по сути спекулятивно-капиталистический) сектор экономики и связанный с ним криминальный мир.

СССР был вынужден принять стратегию "мирного сосуществования двух систем" хотя бы для того, чтобы проще было покупать на мировом рынке потребительские товары, стратегические технологии и сбывать свой единственный товар - нефть. В результате СССР был интегрирован в экономическую систему, находившуюся под контролем мировой финансовой закулисы. Попав в экономическую зависимость от запада советское государство было обречено.

Принятие Брежневской Конституции было вызвано, в том числе и экономическими трудностями, которые испытывал СССР, бюрократия не способная решить насущные проблемы страны встала на путь популизма и лакировки действительности.

Уже в период правления Н. С. Хрущева стала формироваться доктрина общенародного государства, которая нашла воплощение в нормах Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных республик. Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность с прежней доктриной диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития.

Доктрина общенародного государства была призвана показать изживание классовых противоречий внутри советского общества, которое основывалось на союзе рабочих, крестьян и интеллигенции. Отсутствие социальных слоев, способных выражать несогласие или противостоять конституции, создавало видимость всеобщего согласия и политического одобрения социального и правового порядка. А. Н. Медушевский с позиций политической социологии считает, что "тезис об общенародном государстве, ставший венцом советской конституционно-правовой доктрины, выражал новую легитимирующую основу (не классового, а народного суверенитета), призван был придать патриархальной системе партийного абсолютизма некоторые популистские черты".

Конституция СССР 1977-го года на протяжении своего существования претерпела множество изменений и поправок. В первые годы Конституция характеризовала страну "развитого социализма", превращение советского государства из инструмента диктатуры пролетариата в общенародное государство, а сама диктатура трансформировалась в "ведущую роль рабочего класса". В тексте прямо отражалась роль коммунистической партии в качестве "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

Стратегическая цель превращения диктатуры пролетариата в режим народовластия повлияла на выработку концепции самоуправления трудящихся, которая предполагала повсеместную и широкую замену форм государственного управления формами общественного самоуправления. При этом на государственные посты стали допускаться беспартийные граждане, а на выборах стал выдвигаться единый блок "коммунистов и беспартийных".

Рамки "социалистической демократии" были расширены. Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и места жительства.

Конституция закрепила также более широкий перечень прав и свобод граждан, впервые включив в него право на жилище и охрану здоровья.

Конституционные личные и политические права и свободы, широко закрепленные в конституционном тексте, не имели развернутого механизма гарантий как на законодательном уровне, так и на уровне судебной защиты. Конституция не была актом прямого действия.

Конституция общенародного государства пока еще носила преимущественно коллективистский характер и ставила интересы государства и общества выше интересов личности.

Застой эпохи Брежнева после короткого периода перехода власти между кремлевскими старцами сменился "перестройкой" М.С. Горбачева. Трудно переоценить негативные последствия руководства страной "лучшего немца" и команды яковлевых-шеварнадзе, определить чего было больше глупости или предательства, потребуется упорный труд не одного поколения, чтобы вернуть утраченное в те годы.

С 1985 года реформирование Конституции осуществлял Съезд народных депутатов. Общий смысл более пятисот поправок, которые были внесены в ее текст заключался в отказе от "строительства коммунизма как общей цели государства". В Конституцию были введены типичные либеральные нормы о приоритете прав человека и гражданина, о частной собственности, об отказе от республики Советов, о переходе на парламентскую систему, о признании принципа разделения властей, о введении поста президента и установлении местного самоуправления. Страна начавшаяся двигаться к "социализму с человеческим лицом" через несколько лет столкнулась с жуткой гримасой капитализма и вкусила все его плоды.

После августа 1991 г. распад СССР оказался неизбежным, что привело к прекращению действия Конституции СССР 1977 г. с изменениями и дополнениями. Едва-ли у человека знакомого с историей хватит духа назвать процесс развала империи "возвращением России статуса суверенного государства" и праздновать 12 июня некий "день независимости". Конституция РСФСР 1978 г. из конституции крупнейшей, из союзных республик стала основным законом формально самостоятельного государства по размерам территории равной России 16 века.

Социалистическая революция произошла не в западных странах, где капитализм более развит и казалось бы должны быть к тому причины, а в относительно отсталой аграрной стране хоть под марксистскими лозунгами, но не по причинам указанным К. Марксом. Вопреки расхожим утверждениям СССР не был первым в мире государством рабочих и крестьян. История знает достаточно восстаний угнетенных завершившихся успехом, обычно это крестьянские восстания под религиозными лозунгами. Трудовой народ берет власть в свои руки, всех эксплуататоров - чиновников, феодалов убирают, назначают новых проходит в среднем 50-70 лет, меняется несколько поколений (нужно учитывать, что продолжительность жизни в те времена была меньше) и новая бюрократия перерождается в эксплуатирующий класс и государство погибает. Обычно захватывается внешним врагом, при этом население власть не поддерживает и активного отпора врагу не оказывает. Вот лишь некоторые примеры народных государств (488-528 государство маздакитов в Иране; поздняя династия Хань в Китае с 25 г. пришла к власти на народном восстании, а потом переродилась в эксплуататорскую; 15-16 века государство хуруфитов в Иране, 821-873 государство тахиридов в восточной Персии; 864 – 928 государство Алидов в Прикаспии; 1419-1452 государство таборитов в Чехии; 1090 по 1256 год государство ассасинов Южном Прикаспии).

История СССР по сути ничем не отличалась от истории этих народных государств, это был лишь краткий миг, такие государства обречены на гибель еще при рождении и дело не в субъективных факторах выражающихся в бездарности отдельных правителей и хитрости внешних врагов, что не отменяет трагизма минувших событий.

Заключение

Изменения советских конституций были предопределены изменениями советской политической системы.

Большевики имели достаточно логические и обоснованные идеологические воззрения на конституцию, которые базировались на положениях, выдвинутых классиками марксизма и лидером большевиков В. И. Лениным.

Отношение большевиков к конституции необходимо рассматривать неразрывно от общих положений марксизма-ленинизма: теории прибавочной стоимости, наличии в обществе антагонистических классов, эксплуатации человека человеком, классовой борьбы, государства как выразителя интересов господствующего класса, права как возведенной в закон воли господствующего класса и конечной цели в виде построения через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата справедливого общества.

Большевики не следовали идеям "правового государства", "гражданского общества", "разделения властей", "естественного права" поставив во главе своей программы не юридические построения, а выразив многовековые чаяния эксплуатируемого трудового народа на справедливость. Советские конституции признавали права гражданина, при этом права были обусловлены обязанностями.

Советская система было едина и не знала деления власти на государственную и муниципальное самоуправление.

Важной особенностью советской системы в которой проявлялся ее демократизм был "императивный мандат".

Советские конституции впервые в истории России реализовали принципы выборности, подотчетности, и сменяемости власти в республиканской форме правления.

Экономическая свобода как идеологически-правовое выражение конкуренции и накопления буржуазной частной собственности была ограничена в советских конституциях. Многое из декларированного в советских конституциях не было осуществлено на практике, но неверно было бы ставить в упрек советским конституциям их якобы особую "фиктивность", современное право и конституции многих стран в условиях фактического экономического неравенства остаются не более чем благими пожеланиями. Советская конституция выполняла не функцию ограничения государственной власти, а функцию обоснования политической власти, не ограниченной законом и правом и опирающейся на революционную законность и революционную целесообразность. Конституция утверждала установление диктатуры пролетариата, лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции. В Конституции 1918-го года одной из целей ставилась победа социализма во всех странах.

Конституция принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918-го года Конституцией 1924-го года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР. После смерти В.И. Ленина и последовавшей внутрипартийной борьбы с левой и правой оппозицией к власти пришел И.В. Сталин. Одной из важнейших заслуг В.И. Сталина была победа над троцкизмом, построение индустриального общества, победа в Великой Отечественной Войне.

В период правления И.В. Сталина реальная власть была сосредоточена в его руках и в среде его ближайшего окружения, а не в органах советской власти, съезды советов долгое время не собирались, проводились репрессии. Надо учитывать, что на практическую реализацию советской системы оказало большое влияние враждебное капиталистическое окружение.

Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. При объективных причинах гибели советского государства (перерождение бюрократии) важную роль сыграли субъективные факторы - после И.В. Сталина советское государство не имело достойных руководителей и шло к закату. Принятие Брежневской Конституции было вызвано, в том числе и экономическими трудностями, которые испытывал СССР, бюрократия не способная решить насущные проблемы страны встала на путь популизма и лакировки действительности.

Конституция СССР 1977-го года на протяжении своего существования претерпела множество изменений и поправок. В первые годы Конституция характеризовала страну "развитого социализма", превращение советского государства из инструмента диктатуры пролетариата в общенародное государство, а сама диктатура трансформировалась в "ведущую роль рабочего класса". В тексте прямо отражалась роль коммунистической партии в качестве "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

Конституция закрепила также более широкий перечень прав и свобод граждан, впервые включив в него право на жилище и охрану здоровья.

Общий смысл более пятисот поправок внесенных с 1985 г., заключался в отказе от "строительства коммунизма как общей цели государства". Страна начавшаяся двигаться к "социализму с человеческим лицом" через несколько лет пожинала все прелести первоначального накопления капитала.

Список источников и литературы

    Конституция РСФСР 1918 года. http://www.constitution.mvk.ru

    Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 года. http://www.constitution.mvk.ru

    Конституция (Основной закон) РСФСР 1937 года. http://www.constitution.mvk.ru

    Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической республики 1978 года. http://www.constitution.mvk.ru

    Конституционное право зарубежных стран М.1993. http://www.constitution.mvk.ru

    Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик 1924 года. http://www.constitution.mvk.ru

    Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 года. http://www.constitution.mvk.ru

    Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года. http://www.constitution.mvk.ru

    Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

    Кравец И. А. Сущность конституций и конституционный процесс (динамика социально-политического содержания российских конституций)// Правоведение. -2002. - № 2 (241). - С. 43 - 57

    Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. Санкт-Петербург, 2005.

    Коваленко А.И. Основы конституционного права РФ М.1994

    Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.

    Медушевский А.М. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1997

    Цаплин А. История российских конституций: от 1918-го до 1993-го. М. – 1993