Хозяйственные процессуальные правоотношения и их субъекты
План
1.Хозяйственные процессуальные правоотношения и их субъекты
2.Хозяйственные суды и должностные лица хозяйственных судов
1.Хозяйственные процессуальные правоотношения и их субъекты
В хозяйственном судопроизводстве участвуют не только суд, но и другие лица (стороны по делу, третьи лица, прокурор и т. д.). Однако это участие нельзя рассматривать как совместное с судом отправление правосудия. Деятельность по осуществлению правосудия входит в компетенцию только суда. Участие же в хозяйственном процессе заинтересованных лиц заключается в возбуждении деятельности суда и содействии в разрешении дела по существу.
Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению и решению споров осуществляется в определённой логической последовательности, по стадиям процесса. На каждой стадии хозяйственного процесса разрешаются различные вопросы. Правоотношения, возникающие при этом, имеют специфический характер, который зависит от разрешаемых вопросов, т. е. от предмета правоотношений, субъектного состава участников правоотношений, содержания и целей процессуальных действий, осуществляемых на конкретной стадии.
На отдельных стадиях хозяйственного процесса судья решает разные вопросы: от принятия иска к производству и возбуждения производства по делу до вынесения решения и выдачи исполнительного документа.
Объектом процессуальных действий и правовой оценки хозяйственного суда на стадиях принятия иска, возбуждения дел, рассмотрения спора и вынесения решения является предъявленное исковое заявление со всеми приобщёнными к нему материалами.
В ходе реализации всех стадий хозяйственного процесса конфликтующие стороны вступают в отношения с судом (судьей). Эти отношения называются процессуальными отношениями. Хозяйственные процессуальные правоотношения возникают между хозяйственным судом (судьёй) и другими участниками процесса рассмотрения и разрешения экономических споров, споров в сфере хозяйственной деятельности и управления ею. Таким образом, хозяйственные процессуальные отношения можно определить как общественные отношения между судом и участниками процесса, возникающие и развивающиеся при осуществлении правосудия по конкретному делу, урегулированные нормами хозяйственного процессуального права.
Процессуальное правоотношение в хозяйственном судопроизводстве состоит:
а) из права (и обязанности) хозяйственного суда рассмотреть данное дело и вынести по нему судебное решение;
б) из прав лиц, участвующих в деле, на судебную защиту. В праве (и обязанности) хозяйственного суда рассмотреть
конкретное дело проявляется его компетенция. Это право возникает вследствие обращения к суду за защитой заинтересованного лица (истца, заявителя) или органов, на которых закон возлагает защиту прав и интересов других лиц (прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы).
Право (и обязанность) хозяйственного суда рассмотреть дело является основным элементом хозяйственного процессуального правоотношения. Однако это право (и обязанность) возникает и осуществляется в тесной и взаимной связи с осуществлением права на судебную защиту лиц, участвующих в деле. К таким правам относятся: право на обращение в суд с иском о защите определённого субъективного материального права; право противной стороны на защиту своих интересов в процессе и аналогичное право других лиц на защиту своих прав и интересов, когда они участвуют в процессе. Тем самым определяются субъекты процессуального правоотношения: с одной стороны — суд, судья, а с другой — лица, участвующие в деле.
Право (и обязанность) суда рассмотреть конкретное дело в связи с правами на судебную защиту лиц, участвующих в деле, образует единое процессуальное правоотношение, т. е. отношение между судом и участвующими в деле лицами, сложившееся вследствие применения норм процессуального права.
Хозяйственное процессуальное правоотношение является осуществлением норм процессуального права в определённом хозяйственном деле. Процессуальное правоотношение выражает руководящую роль в хозяйственном процессе хозяйственного суда, органа государственной власти; суд направляет всё исследование по делу, разрешая вопросы возбуждения, движения и окончания разбирательства, а также разрешает спор между сторонами по существу. Вместе с тем эта роль суда осуществляется в тесном сочетании с использованием лицами, участвующими в деле, их права на судебную защиту своих законных интересов.
Хозяйственные процессуальные отношения характеризуются рядом присущих им качеств. Они возникают и существуют только между хозяйственным судом (судьёй) и другими участниками процесса по конкретному делу.
Между участниками хозяйственных споров существуют материальные правоотношения. Именно в связи с нарушением материальных прав у сторон возникает спор и необходимость разрешения его в юрисдикционном органе. Процессуальные правоотношения складываются в процессе разбирательства дела между судом (судьёй) и участниками спора. Между участниками спора хозяйственные процессуальные отношения не возникают.
Хозяйственный суд — обязательный субъект процессуальных правоотношений, поэтому все ходатайства, просьбы, требования обращены к судье хозяйственного суда или суду при коллегиальном рассмотрении дела. Полномочия хозяйственного суда носят властный характер по отношению к другим участникам процесса: суд привлекает лицо в качестве ответчика, обязывает участвующих в деле лиц выполнить определённые действия и т. д.
В материальных (регулятивных) правоотношениях стороны равны. В процессуальных отношениях положение участников процесса (стороны, третьи лица, судья, суд) не одинаковое, хотя и те и другие имеют определённые права и обязанности. Например, суд несёт обязанности перед участвующими в хозяйственном процессе лицами. Он обязан: принять исковое заявление, отвечающее предъявленным требованиям, выслушивать объяснения сторон, разрешать заявленные ходатайства и т. п. Хозяйственный суд несёт обязанность перед сторонами и государством правильно и в соответствии с законом рассматривать и разрешать подведомственные ему споры. Однако надо иметь в виду, что хозяйственные процессуальные правоотношения могут быть только в правовой форме и не существуют как фактические отношения, т. е. они существуют постольку, поскольку существует сам хозяйственный процесс, урегулированный нормами права. Участники хозяйственного процесса совершают только те процессуальные действия, которые предусмотрены нормами хозяйственного процессуального права.
Объектом хозяйственных процессуальных отношений являются экономические споры организаций, индивидуальных предпринимателей между собой и иные споры, возникающие в экономической сфере.
Субъектный состав хозяйственных процессуальных отношений представлен участниками хозяйственного процесса: судьёй хозяйственного суда — при единоличном рассмотрении спора, судом — при коллегиальном рассмотрении спора. При этом имеются в виду суд первой инстанции, апелляционный суд, суд кассационной и надзорной инстанций; стороны; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов; заявители и иные заинтересованные лица (в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об экономической несостоятельности (банкротстве)), а также свидетели, эксперты, переводчики, представители.
Хозяйственные процессуальные правоотношения как самостоятельный вид общественных правоотношений имеют ряд специфических особенностей:
возникают только в связи с рассмотрением и разрешением экономических споров и споров в экономической сфере, а потому могут существовать только в процессуально-правовой форме и не существуют в форме фактических отношений, вне хозяйственного процесса;
основанием к возбуждению дела в хозяйственном суде и возникновению хозяйственных процессуальных правоотношений является предполагаемое нарушение или оспаривание прав или охраняемых законом интересов другого субъекта хозяйствования;
правильное и оперативное разрешение хозяйственных споров осуществляется в целях обеспечения законности в хозяйственных отношениях;
субъекты хозяйственного процесса в своей деятельности по разрешению споров связаны нормами хозяйственного процессуального права, создающими формализованный порядок их отношений и действий при разрешении споров.
В соответствии с законодательством для участия в хозяйственном процессе субъекты должны обладать хозяйственно-правовой право- и дееспособностью.
Процессуальная правоспособность представляет собой способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Процессуальная правоспособность признаётся в равной мере за всеми юридическими лицами, организациями, не являющимися юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, обладающими в соответствии с ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах правом на судебную защиту в хозяйственном суде своих прав и законных интересов.
Помимо правоспособности участники хозяйственного процесса должны обладать процессуальной дееспособностью — т. е. способностью своими действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности. В хозяйственном суде процессуальная дееспособность принадлежит юридическим лицам, организациям, не являющимся юридическими лицами, индивидуальным предпринимателям и гражданам.
Процессуальная право- и дееспособность юридического лица (субъекта хозяйствования) и индивидуального предпринимателя наступает с момента государственной регистрации; у государственных органов — с момента их создания и определения соответствующей компетенции, согласно которой они выступают в хозяйственном процессе. Организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут наделяться процессуальной право- и дееспособностью в случаях, предусмотренных законом. Так, например, физическое лицо, обратившееся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, в случае отказа в регистрации приобретает право обжаловать решение регистрирующего органа в хозяйственном суде.
В целях обеспечения прав и обязанностей недееспособных граждан и граждан, ограниченных судом в дееспособности, в хозяйственном суде защищают их законные представители.
Лица, участвующие в деле, наделяются в соответствии со статьёй 55 ХПК следующими правами:
— в порядке, установленном хозяйственным судом, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать за свой счёт копии этих материалов;
— заявлять отводы;
— представлять доказательства, знакомиться до начала судебного разбирательства с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств;
— с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле;
— заявлять ходатайства, подавать заявления;
— давать хозяйственному суду в письменной и устной форме объяснения;
— приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела;
— знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против их ходатайств, доводов;
— получать копии судебных постановлений, принимаемых в виде отдельного документа;
— обжаловать судебные постановления;
— знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле;
— осуществлять иные процессуальные права, предоставленные им ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах (например, право на переводчика и др.).
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах или возложенные на них хозяйственным судом, в соответствии с указанными законодательными актами. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечёт за собой для этих лиц последствия, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими. Злоупотребление процессуальными правами влечёт за собой для этих лиц различные неблагоприятные последствия.
Лица, не участвующие в деле, в отношении прав и обязанностей которых хозяйственный суд принял судебное постановление, вправе обжаловать его в порядке, установленном ХПК. Со дня принятия соответствующим хозяйственным судом к производству жалобы (апелляционной, кассационной, в порядке надзора) или протеста эти лица пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные ХПК для лиц, участвующих в деле.
Особый статус судей как субъекта хозяйственных процессуальных правоотношений подчёркивается требованиями, предъявляемыми к кандидатам в судьи хозяйственных судов.
Кандидатом на должность судьи хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь:
— достигший 25-летнего возраста;
— владеющий белорусским и русским языками;
— имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»;
— стаж работы по специальности не менее трёх лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом*;
— не совершивший порочащих его поступков;
— сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.
Помимо указанных требований существует ряд ограничений. На должность судьи не могут быть назначены:
— лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
— лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;
— лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.
При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи.
Судьи Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
2. Хозяйственные суды и должностные лица хозяйственных судов
В Республике Беларусь действует двухзвенная система хозяйственных судов, состоящая из хозяйственных судов областей и г. Минска и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (ВХС). По представлению Председателя ВХС Президентом Республики Беларусь в системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.
Хозяйственный суд области (г. Минска) и специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.
В хозяйственном суде области (г. Минска) могут образовываться:
судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;
апелляционная судебная коллегия;
судебная коллегия по банкротству;
судебная коллегия по налоговым спорам;
судебная коллегия по административным делам.
В компетенцию хозяйственных судов областей и г. Минска входит:
— рассмотрение в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;
— изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;
— подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
— осуществление иных полномочий в соответствии с законодательными актами.
В отличие от областных и Минского городского хозяйственных судов специализированные хозяйственные суды не наделены в соответствии с законодательством правом рассматривать дело в качестве суда апелляционной инстанции.
Деятельностью хозяйственных судов областей и г. Минска, а также специализированных судов руководят председатели соответствующих судов. Для назначения на должность председателя суда необходимо совместное представление министра юстиции Республики Беларусь и Председателя ВХС. Председатель назначается на должность Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет. Одновременно с этим председатель в соответствии со статьёй 63 Кодекса о судоустройстве и статусе судей является судьёй соответствующего суда.
Систему хозяйственных судов Республики Беларусь возглавляет Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, представляющий собой высший судебный орган, который осуществляет правосудие путём разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
ВХС состоит из судей ВХС, в том числе Председателя ВХС, первого заместителя и заместителей председателя. Высший Хозяйственный Суд наделяется широким кругом полномочий, осуществление которых позволяет не только выполнять судебные функции, но и контролировать соблюдение законности при осуществлении хозяйственного судопроизводства, а также принимать меры, направленные на повышение эффективности деятельности судебной системы.
В пределах своей компетенции ВХС:
рассматривает дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвёртой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, даёт разъяснения по вопросам применения законодательства;
осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами Республики Беларусь постановлений Пленума ВХС;
оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства;
разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
проверяет деятельность хозяйственных судов, заслушивает отчёты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы, совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь проверяет кадровое обеспечение хозяйственных судов;
ведёт и анализирует судебную статистику и организует работу по её ведению в хозяйственных судах;
осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь по их кадровому обеспечению и самостоятельно — по другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
решает вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Председатель ВХС наделён следующими полномочиями:
— организует деятельность ВХС и иных хозяйственных судов;
— утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приёму квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей;
— созывает Пленум ВХС, организует работу Президиума ВХС и председательствует на их заседаниях;
— вносит представления Президенту Республики Беларусь по вопросам, отнесённым к его компетенции настоящим Кодексом;
— осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В целях повышения эффективности своей деятельности ВХС действует в составе:
Пленума ВХС;
Президиума ВХС;
Кассационной коллегии ВХС;
судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции ВХС;
судебной коллегии по банкротству ВХС;
судебной коллегии по налоговым спорам ВХС.
При ВХС создаётся научно-консультативный совет.
В состав Пленума ВХС входят Председатель ВХС, первый заместитель и заместители председателя ВХС, судьи ВХС, председатели хозяйственных судов областей (г. Минска), специализированных хозяйственных судов.
Законодательством установлен перечень лиц, имеющих право принимать участие в заседаниях Пленума ВХС. Таким правом наделяются:
— Президент Республики Беларусь и его представители;
— председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь;
— премьер-министр Республики Беларусь и его заместители;
— Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместители;
— Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители;
— Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители;
— Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместители;
— министр юстиции Республики Беларусь и его заместители;
— министр по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместители;
— министр экономики Республики Беларусь и его заместители.
В пределах, установленных законом, Пленум ВХС исполняет следующие полномочия:
— рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
рассматривает материалы, обобщающие судебную практику разрешения хозяйственных (экономических) споров, су дебную статистику, и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
— принимает решения о приведении постановлений Пленума ВХС, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь;
— рассматривает представления Председателя ВХС о несоответствии постановлений Пленума ВХС, содержащих разъяснения, законодательству;
— рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
— заслушивает председателей судебных коллегий ВХС и председателей хозяйственных судов областей (г. Минска), специализированных хозяйственных судов о деятельности соответственно судебных коллегий ВХС, судов;
— избирает по представлению Председателя ВХС из числа судей ВХС секретаря Пленума ВХС, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;
— утверждает по представлению Председателя ВХС составы судебных коллегий ВХС;
— утверждает по представлению Председателя ВХС регламент Пленума ВХС;
— избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии судей хозяйственных судов из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности квалификационной коллегии судей хозяйственных судов;
— осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
По мере необходимости председателем ВХС может созываться Президиум ВХС.
Последний образуется в составе Председателя ВХС, первого заместителя, заместителей председателя и судей ВХС в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВХС.
Персональный состав Президиума ВХС утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению председателя ВХС. При этом правом принимать участие в заседаниях Президиума ВХС наделены Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители. По приглашению Председателя ВХС в заседании Президиума могут принимать участие судьи и работники аппаратов хозяйственных судов, а также иные лица.
В соответствии с законодательством Президиум ВХС:
— рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
— рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума ВХС;
— рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвёртой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
— рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата ВХС, председателей и судей нижестоящих хозяйственных судов;
— заслушивает председателей судебных коллегий ВХС и председателей нижестоящих хозяйственных судов о деятельности соответствующих судебных коллегий и судов;
— избирает по представлению Председателя ВХС из числа судей ВХС, входящих в состав Президиума, секретаря Президиума ВХС;
— осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Хозяйственные суды первой инстанции рассматривают дела как в коллегиальном составе, так и единолично. При рассмотрении дела хозяйственным судом в коллегиальном составе в него должны входить не менее трёх (нечётное количество) судей хозяйственного суда, один из которых является председательствующим, он назначается председателем хозяйственного суда или его заместителем.
Помощь судье хозяйственного суда в реализации предоставленных ему прав и исполнении возложенных на него обязанностей оказывает секретарь судебного заседания — помощник судьи, который по поручению судьи хозяйственного суда выполняет действия, необходимые для подготовки дела к рассмотрению и рассмотрения его в судебном заседании.
Судья хозяйственного суда не может участвовать в рассмотрении дела и обязан заявить самоотвод, если:
— является близким родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей, а если лицом, участвующим в деле, является юридическое лицо, — близким родственником должностных лиц этого юридического лица, его учредителей (участников), собственников;
— при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нём в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса является недопустимым;
— при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нём в качестве секретаря судебного заседания — помощника судьи, эксперта, переводчика, прокурора, представителя одной из сторон или свидетеля;
— при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нём в качестве судьи иностранного суда, международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда;
— лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.