Хозяйственное право (работа 7)
1. Состав комплексного механизма управления на примере акционерного предприятия. В него входят следующие механизмы:
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:1.1.Механизм конкуренции и рыночного ценообразования.1.2.Акционерный механизм инвестирования и реинвестирования в развитие производства. 1.3.Механизм воспроизводства амортизированных основных фондов. 1.4.Механизм заемных средств, инвестируемых в развитие производства. 1.5.Механизм государственного регулирования и государственной поддержки.2. МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ:2.1.Механизм мотивации научно-технического развития производства. 2.2.Механизм мотивации высококачественного труда.2.3.Механизм мотивации предпринимательства. 2.4.Механизм мотивации хозяйствования. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ:3.1.Структурные механизмы. 3.2.Организационно-административные механизмы. 3.3.Информационные механизмы. 4. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ:4.1.Правоотношения с государственными органами. 4.2.Правоотношения по поводу способа действий и организации предприятий. 4.3.Правоотношения в хозяйственной деятельности.4.4.Правоотношения при арбитражном рассмотрении хозяйственных споров. 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:5.1.Социально-экономическая политика. 5.2.Внешнеэкономическая политика. 5.3.Научно-техническая политика. Следует отметить, что состав комплексного механизма управления предприятием зависит от его организационно-правовой формы. Так, в экономическом механизме акционерного общества присутствует акционерный механизм инвестирования и реинвестирования в развитие производства. На предприятиях иных форм механизм инвестирования построен на других принципах. Имеются также различия в механизмах заемных средств и государственной поддержки.Мотивационный механизм является более универсальным для всех организационно-правовых форм предприятий. Однако и в нем могут иметь место различия как в конкретном содержании мотивов, так и в мотивационной значимости целей деятельности.
Дифференциация организационных механизмов по организационно-правовым формам касается, в основном, структурных механизмов.Управление развитием производства носит многоуровневый характер. Основным звеном управления является предприятие. Механизм управления на микроуровне формируется под влиянием закономерностей производственного процесса и его связей с рыночной средой. На механизмы, действующие на микроуровне, должны ориентироваться государственные и региональные органы управления при формировании стратегии экономического развития и разработке норм хозяйственного права.
2. Комплексный характер хоз.права
В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, земельное и таможенное, а также из обособленных элементов хозяйственного права, регулирующих хозяйственные правоотношения. Ряд подотраслей и институтов права одновременно принадлежит как соответствующей отрасли права, так и комплексному хозяйственному праву (например, акционерное право в составе гражданского права, налоговое право в составе финансового права, арбитражное процессуальное право в составе процессуального права и т. п.).
В последнее время с развитием предпринимательства образуются новые подотрасли различных отраслей права, нормы которых распространяются на специфические области деятельности. Таково, например, коммерческое право, совокупность норм которого образуется преимущественно из норм хозяйственного, гражданского и финансового отраслей права, а также из специфических правовых норм, характерных для правоотношений участников коммерческой деятельности.
Основной сферой коммерческого права являются правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности, непосредственно направленной на получение прибыли:деятельность на товарных рынках (купля-продажа в интересах материально-технического снабжения производства и сбыта изготовленной продукции); деятельность по экспорту и импорту товаров; деятельность на рынках нововведений; деятельность на рынках производственных активов и предприятий; деятельность на фондовых рынках (купля-продажа акций, облигаций и других ценных бумаг); деятельность в свободных экономических зонах и в оффшорных зонах; посредническая деятельность, приносящая прибыль.
Каждая отрасль и подотрасль права должны иметь системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого складывается вся система соответствующей отрасли (подотрасли) права. В гражданском праве это - Гражданский кодекс, в трудовом праве - Трудовой кодекс, в таможенном праве - Таможенный кодекс и т.д. Хозяйственное право не имеет своего системообразующего правового акта, что затрудняет формирование данной отрасли права как системы правовых норм хозяйственной деятельности. Не имеют своих системообразующих правовых актов и подотрасли хозяйственного права, формирование которых целесообразно осуществлять по функциям деятельности предприятия.
Образование хозяйственного права как комплекса правовых норм, формируемого из норм различных отраслей права.
3. Законодательство, регулирующее хоз.деятельность
Источники предпринимательского права – это различные нормативно-правовые акты органов власти и управления, регулирующие предпринимательское и другие тесно связанные с ними отношения.
Существует множество оснований классификации источников: по органу их принявшему, по форме, по сфере действия, по степени обобщенности и др.
Дадим классификацию источников предпринимательского права по юридической силе:
1. Конституция РФ. Являясь основным законом нашей страны, она содержит нормы различных отраслей права, в том числе и предпринимательского. Так статья 34 Конституции определяет, что «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью».
2. Далее среди источников предпринимательского право следуют назвать кодексы: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный, Жилищный, Семейный и др. В частности ГК РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности и организационно правовых формах ее осуществления, и заканчивая видами предпринимательских договоров.
3. Федеральные законы:
- «О государственной регистрации юридических лиц»
- «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»
- «О несостоятельности (банкротстве)»
- «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
- «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.
4. Указы Президента РФ: «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории РФ» и др.
5. Постановления Правительства РФ: «Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ», «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» и другие.
6. Законы субъектов РФ: Закон Самарской области «О поддержке малого предпринимательства на территории Самарской области» и др.
7. Локальные нормативные акты. Они принимаются самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальном актом является приказ о перечне сведений, составляющий коммерческую тайну и т.п.
8. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки ему.
9. Также к источникам предпринимательского право относятся общепризнанные признаки и нормы международного права и международные договоры РФ.
Между тем, источниками предпринимательского права не являются акты арбитражных судов, в частности постановления Пленума ВАС РФ. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников предпринимательского права.
4. Правовой статус хозяйствующих субъектов.
Субъектами (участниками) регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Эти отношения регулируются преимущественно гражданским, административным и финансовым законодательствомПрава и обязанности сторон в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским правом (гражданские права и обязанности), возникают:из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему; из актов государственных органов власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законом в качестве основания для возникновения таких прав; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества на законных основаниях; в результате создания научной и (или) научно-технической продукции; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения.
Защита гражданских прав (прав участников хозяйственных отношений) осуществляется путем:признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты прав; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; иными способами, предусмотренными законом. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, - орган исполнительной власти и управления в административном порядке.
5. Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов
Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом".
В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих.
В субъектах РФ созданы соответствующие органы, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом. В столице это Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы.
6. Правовое регулирование рынка ценных бумаг.
В соответствии со ст. 2 Закона о РЦБ эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, которая характеризуется одновременно следующими признаками:закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Закон предусматривает обращение на рынке в качестве эмиссионных ценных бумаг акций и облигаций.Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме, быть именными или на предъявителя.
Ценные бумаги на предъявителя выпускаются только в документарной форме. Форма эмиссионных ценных бумаг определяется эмитентом. Эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером выпускаются в одной форме.
Правовое регулирование в данной сфере осуществляется законодательными и подзаконными нормативными актами. Назовем основные из них.
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ) регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также устанавливает основы государственного регулирования данного рынка.Федеральный закон от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, в том числе услуг на рынке ценных бумаг.
Особое место среди источников правового регулирования рынка ценных бумаг занимают акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, принимаются и иными органами в пределах их компетенции: Министерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ, Банком России.
Следует сказать и о нормативных актах, определяющих правовой режим ценных бумаг. Это в первую очередь Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 ноября 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др.
Некоторые отношения, возникающие при осуществлении деятельности в рассматриваемой сфере, регулируются актами других отраслей права. Например, Налоговым кодексом РФ.
7. Правовое обеспечение качества товаров и услуг.
Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Такими актами Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", Федеральный закон от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах" и др. Основополагающая роль в специальном законодательстве, регулирующем данную сферу отношений, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации , сертификации и единство измерений.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости; качества продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Правовые основы стандартизации в РФ установлены Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О стандартизации".Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют следующие виды стандартов: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Кроме того, в Российской Федерации применяются международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.
Правовые основы сертификации установлены Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг". Сертификация - это осуществляемая независимой от изготовителя и потребителя организацией процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26) определяют цели, принципы сертификации, правовое положение участников сертификации, порядок проведения работ в области сертификации, организационную структуру системы сертификации. Для контроля за соблюдением требований, предъявляемых к качеству, важно обеспечить единство измерений различных параметров продукции, работ, услуг. Деятельностью, направленной на обеспечение единства величин, занимается метрологическая служба в структуре Госстандарта России. Правовые основы обеспечения единства измерений определяются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обеспечении единства измерений".
8. Правовое обеспечение конкуренции
В широком смысле слова конкуренция есть соревнование, состязательность между различными лицами (конкурентами) в достижении одной и той же цели. В предпринимательстве конкуренция означает соперничество между участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и получение на этой основе максимально возможных прибылей. Характер и формы конкуренции неодинаковы на различных рынках и в различных ситуациях, что существенно влияет на поведение хозяйствующих субъектов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и др параметров предпринимательской д-ти. Выделяют четыре вида структур рынка: 1.совершенная (свободная) конкуренция – на рынке имеется множество независимых хозяйствующих субъектов, самостоятельно решающих, что создавать и в каких кол-вах, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим; 2. чистая монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции, при ней продукция создается единственным хозяйствующим субъектом и не имеет эффективных заменителей; 3.монополистическая конкуренция – предполагает наличие значительного числа хозяйствующих субъектов, кот производят и реализуют дифференцированную продукцию, существует небольшой барьер для входа на рынок соответ товаров новых продавцов; 4.олигополия – при олигопольной конкуренции на рынке преобладает несколько крупных фирм, вступление в отрасль новых хозяйствующих субъектов возможно, но затруднено, что обеспечивает высокую прибыль нескольким господствующим субъектам. Ст. 5 закона о конкуренции содержит пять форм недобросовестной конкуренции: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки др хозяйствующему субъекту или нанести ущерб деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских св-в, качества товаров; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами др хозяйствующих субъектов; продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной д-ти и пользованием результатов интеллектуальной д-ти; получение, использование, разглашение научно-тех, производственной или торговой информации, в том числе ком тайны, без согласия ее владельца
9.Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной д-ти.
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Основными законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее - Закон об инвестиционной деятельности), Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в РФ", Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах» и др.
В зависимости от содержания традиционно выделяют следующие виды инвестиционной деятельности:прямая, когда происходит непосредственное вложение ценностей в производство товаров (работ, услуг). К примеру, прямой является инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений. ссудная, осуществляемая в форме предоставления займа, кредита; "портфельная" - вложение инвестором средств в ценные бумаги. Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи. Источниками финансирования деятельности инвесторов могут быть:собственные средства, такие как прибыль, амортизационные отчисления; заемные финансовые средства, например банковские и государственные кредиты, займы; привлеченные финансовые средства, например получаемые от продажи ценных бумаг; инвестиционные ассигнования из государственного или муниципального бюджета. Хозяйственная компетенция инвестора должна позволять ему принять решение о распоряжении данными средствами путем инвестирования.Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и др. Иностранными инвесторами в РФ признаются иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранные граждане, лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ, иностранные государства, международные организации. На территории РФ могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам.
10. Правовое регулирование иновационной деятельности
Под инновациями (нововведениями) понимают конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги).
Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли.
Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, прО1рамм для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров. Правовой режим некоторых объектов инновационной деятельности сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).
Инновационные отношения регулируются также международными договорами и оглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).
Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием инноваций в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.
11. Правовые основы информационного обеспечения хозяйственной деятельности.
Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон об информации). В субъектах РФ приняты свои законодательные акты. Объектом правоотношений данные законодательные акты определяют документированную информацию (документы), составляющую информационные ресурсы. Документированная информация, или документ, - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документированная информация составляет информационные ресурсы, которые могут складываться из отдельных документов, отдельных массивов документов, документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и др.).
Правовой режим информационных ресурсов представляет собой совокупность правил, определяющих:а) порядок документирования информации; б) собственника данного вида ресурсов; в) категорию информации по уровню доступа к ней;г) порядок пользования информационными ресурсами; д) порядок правовой защиты информации. По категории доступа информационные ресурсы могут быть открытыми (общедоступными) или с ограниченным доступом. В свою очередь, документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. По общему правилу государственные информационные ресурсы являются открытыми, исключения предусматриваются законами. Правовой режим частных информационных ресурсов определяется собственником. Индивидуальные предприниматели и организации могут установить режим конфиденциальности в отношении какой-либо информации в порядке, не противоречащем законодательству. Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Под конфиденциальной понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188.
12. Правовые основы ценообразования и цен
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений. Можно выделить следующие виды цен:
1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ. Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Политика цен - это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределен основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизация темпов роста, прибыли или объема продаж. В соответствии с избранными целями строится политика и стратегия ценообразования организации.
Стратегия ценообразования представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике. Ценовая политика организации может быть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.Активное ценообразование - установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода). По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.). Правовые основы современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен". В настоящее время они определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен". В эти акты неоднократно вносились изменения и дополнения.
13. Правовое регулирование реализаии товаров, работ и услуг.
Пр. формами я-ся договор поставки, оптовые купли-продажи, мены, контрактации, энергоснабжения. Целью таких договоров я-ся получение прибыли, предмета им-ва от предпринимательской д-ти. Поставки для гос нужд производятся для удовлетворения потребностей РФ в продукции, необходимой для решения общенац проблем, реализации соц-эконом, оборонных, научно-тех, природно-эконом и др фед целевых программ для обороноспособности, безопасности и др задач. Правительство подбирает заказчиков. В контракте могут быть обговорены конкретные льготы, условия. По договору поставки потавщик-продавец осуществляя предпринимательскую д-ть, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской д-ти. Основные особенности договора поставки: 1.пр статус поставщика – юр лицо или индивидуальный предприниматель; 2.цель приобретения товара; 3.срок исполнения об-ва поставки как существенное условие; 4.возможна оптовая продажа либо в срок, либо отдельными партиями в течении периода; 5.момент заключения не совпадает с момента исполнения. Договор мены – гр-пр договор, по кот каждая сторона обязуется передать в собственность др стороне один товар в обмен на др. Это консенсуальный возмездный договор. Применяются правила по договору о купли-продажи. Договор контрактации – разновидность договора купли-продажи и договора поставки в силу чего к нему применимы правила, относящиеся как к договору поставки, так и к договору поставки для гос нужд. По договору производитель обязуется передать, выращенную, произведенную им сельскохоз продукцию заготовителю, т.е. лицу, закупающему такую продукцию для переработки или продажи. Договор энергоснабжения – при заключении договора применяются общие положения о д-ре. Это публичный договор, заключается со всеми потребителями энергии. Заключение договора возможно, если потребитель выполнил тех условия по присоединению энергопринимающего устройства к действующим энергетическим сетям, что должно быть удостоверено гос энерго надзором.
13. Правовое регулирование реализации товаров, работ, услуг
Под реализацией понимается передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; передача результатов выполненных работ; оказание услуг другому лицу.
Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ не рассматривается как реализация:осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты; и т.д
Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на нормативное и организационное.
Нормативное регулирование выражается в установлении в нормативно-правовых актах требований к реализации товаров, работ, услуг. В частности, установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены, налогообложению полученной прибыли.
Организационное регулирование осуществляется различными государственными органами: Министерством экономического развития и торговли РФ, Государственным комитетом РФ по государственным резервам, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством финансов РФ и др.
Государственное регулирование в данной области может быть прямым и косвенным.
К прямому государственному регулированию относится установление случаев обязательного заключения договоров, например, для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др.
Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот. Например, предусмотрено предоставление льгот предпринимателям, которым присвоено звание "Поставщик продукции для государственных нужд России".
Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках. Конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта - это та прибыль (убыток), которую получает предприниматель в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в результате осуществления внереализационных операций.
14. Правое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности
Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.
Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).
Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости or источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое.
В рыночных условиях хозяйствования 1теударство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам; предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации; предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств;
15. Правовое регулирование в области рекламы.
Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;
ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ;
контрреклама - опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий;
рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;
рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;
потребители рекламы - юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
Ст. 3. Законодательство РФ о рекламе
Законодательство РФ о рекламе состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
15.Правовое регулирование в области рекламы. ФЗ «О рекламе» от 18 июля 95г. урегулировал об-венные от-ния, возникающие в области создания, размещения рекламы на рынке труда и услуг. Реклама (от лат. – выкрикивать) - распространяется в любой форме с помощью любых средств, информация о физ лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц. Основными субъектами рекламной д-ти я-ся рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы. В соответ со ст. 30 вина субъектов перечисленных выше регламентируется перед потребителями по критерию вины за совершенное. Ненадлежащая реклама – недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, к кот допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных з-вом РФ. Недобросовестная реклама – это реклама, кот проводит некорректное сравнение рекламного товара с товаром др рекламных лиц, а также содержит др образы, высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, или вводит в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации, копирования, подражания общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, муз или звуковых эффектов, используемых в рекламе др товаров, либо посредством злоупотребления доверием физ лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной ин-ции. Недостоверная реклама – реклама, в кот присутствуют не соответ действительности сведения в отношении х-к товара, наличия товара на рынке, стоимости (цены) товара, дополнительные условия оплаты, доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара, гарантийных об-в, сроков службы, сроков годности, исключительных прав на результаты интеллектуальной д-ти, прав на использование гос символов, официального признания, получение призов, медалей, наград, предоставления ин-ции о способах приобретения полной серии товара, если он я-ся частью серии, результатов исследований и испытаний, сравнение с др товаром, фактического размера спроса на товар, ин-ция о самом рекламодателе. Неэтичная реклама – реклама, кот содержит текстовую, зрительную, звуковую ин-цию, нарушающие общепринятые нормы гуманности и морали, порочит объекты искусства, порочит гос символы, нац валюту РФ и иного иностранного гос-ва, религиозные символы, какое-либо физ или юр лицо, какую-либо д-ть, профессию, товар. Заведомо ложная реклама – реклама, с помощью которой рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Скрытая реклама – реклама, кот оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования спец видеовставок и иными способами. Гос контроль в области рекламы возложен на антимонопольный фед орган и его тер органы, в обязанности кот входят предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Имеет право подавать иски в суды, арбитражные суды в связи с неправомерной д-тью в области рекламы. Адм от-ть в виде предупреждения или штрафа. Угол от-ть (ст.182) – заведомо ложная реклама. Санкция – штраф от 200 до 500 МРОТ или в размере з/п за период от до до мес либо обяз работы от 180 до 240 часов либо арестом от 3 до 6 мес, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.
16. Правовые способы обеспечения исполнения обязательств
Субъекты хозяйственных правоотношений имеют вещные и обязательственные права.
Вещные права определяются правом собственности на принадлежащее им имущество; обязательственные права - обязательствами, которые субъекты приняли на себя, вступая в хозяйственные отношения.
Вещные и обязательственные права юридических лиц установлены Гражданским кодексом.
Обязательственное право - это совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих гражданские (в том числе хозяйственные) правоотношения, возникающие из договоренности сторон, принимающих на себя определенные обязательства и приобретающих в связи с этим определенные права.
Понятие и стороны обязательства. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных законодательством.
В обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Выбор способа обеспечения исполнения обязательства во многом зависит от существа самого обязательства. Например, для обязательств, вытекающих из договоров подряда, банковского счета, предпочтительнее использовать неустойку, так как интерес кредитора заключается не в получении от должника денежной суммы, а в достижении определенного результата. Для обязательств, возникающих из договора займа, кредитного договора и т. п., лучше использовать такие способы обеспечения обязательств, как залог, банковская гарантия, поручительство.
17. Внешнеэкономическая деятельность субъектов хоз.отношений
Под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Как следует из определения, внешнеторговая деятельность является одним из видов внешнеэкономической деятельности.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные органы. Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также специальными актами. Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами. В качестве основных актов, регулирующих данный вид предпринимательской деятельности, необходимо выделить следующие:
Федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" - определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти в данной сфере.
18. Охрана и защита прав и интересов субъектов хозяйственныйх отношений
Права потребителя: 1.на безопасность товара; 2.на информацию об изготовителе, о товарах; 3.на компенсацию морального вреда, вследствие нарушения изготовителем прав потребителя; 4.на устранение недостатков товара ненадлежащего качества изготовителем; 5.на замену товара ненадлежащего качества изготовителем; 6.на возврат денег в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Защита прав потребителей осуществляется судом, иски предъявляются по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Среди фед органов исполнительной власти важное место отводится Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальным органам, они осущ гос контроль за соблюдением всего массива законов, в том числе ГК РФ и иных пр актов в области защиты прав потребителей. Серьезную угрозу для потребителей представляют работы, товары, услуги некачественные, а также опасные для жизни и здоровья человека, его им-ва и окр среды. В целях обеспечения безопасности товаров фед орган стандартизации, метрологии и сертификации, фед орган санитарно- эпидемиологического надзора, фед орган по охране окр среды и природных ресурсов и др фед органы исполнительной власти, контролирующие качество и безопасность товаров в переделах своей компетенции осущ; 1.контрольза соблюдением требований к безопасности товаров; направляют предписания об устранении нарушений правил безопасности товаров; предъявляют иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований безопасности товаров. Органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории МО вправе: рассматривать жалобы потребителей, при выявлении некачественных и опасных для здоровья товаров незамедлительно извещать об этом фед органы исполнительной власти, осущ контроль за качеством и безопасностью товаров, обращаться в суды в защиту прав потребителей. Граждане могут создавать об-венные объединения, кот вправе: участвовать в разработке требований к безопасности товаров, стандартов, проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, вносить в фед органы исполнительной власти предложения о мерах по повышению качества товаров, участвовать совместно с фед органами испол власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен, вносить в органы прокуратуры и фед органы испол власти материалы о привлечении к от-ти лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, не соответ установленным
20. Правовое регулирования банкротства
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юр лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по ден об-вам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответ об-ва не исполнены им в течении 3 мес с момента наступления даты их исполнения. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Правом на обращение в ар суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением ден об-в обладают должник, кредитор и прокурор, а в связи с неисполнением об-ти по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые органы. Должнику представлено не только право, но и установлена его обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о своем собственном банкротстве, в противном случае он несет юр от-ть. Процедуры банкротства: 1.наблюдение – процедура, применяемая к должнику с момента принятия ар судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в целях обеспечения сохранности им-ва должника и проведения анализа фин состояния должника; 2.внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему; 3. конкурсное производство – процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмеренного удовлетворения требований кредиторов (учредители-участники должника по об-вам, вытекающим из такого участия); 4.мировое соглашение – процедура банкротства, состоящая в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании им-венного спора на определенных им условиях.
21.Правовое регулирование внутрифирменной деятельности
Акционерное общество, как и предприятия других организационно-правовых форм, представляет собой производственно-хозяйственную, социальную и экологическую систему, деятельность которой определяется ее внутренней организацией и отношениями с внешней средой (другими субъектами хозяйствования). Способ действия производственной системы, ее эффективность при заданном состоянии внешней среды зависят от внутренней организации системы, которая только укрупненно может быть регламентирована законодательными нормами (как, например, гражданский кодекс устанавливает основные параметры внутренней организации предприятий различных организационно-правовых форм). Более детально параметры внутренней организации производственной системы и правовые нормы, регулирующие отношения внутри организации, устанавливаются корпоративными (внутрифирменными) документами. В связи с этим корпоративное право стало неотъемлемой частью правовой системы. Корпоративное право - это система правил организации деятельности и правил поведения, разработанных на предприятии (в организации) и выражающих согласованную волю собственника имущества и коллектива, руководствующихся этими правилами.
В хозяйственном праве предметом корпоративного правового регулирования являются:
Организация деятельности компании (предприятия, организации) в целом, в том числе:общие основы организации деятельности (нормы устанавливаются уставом);управление деятельностью (нормы устанавливаются системой нормативных документов на основе разработки оргпроекта системы управления); ответственность за деятельность (нормы устанавливаются на основании разработки оргпроекта системы ответственности).
Организация внутрифирменного предпринимательства, в том числе организация и деятельность:автономных предпринимательских подразделений; интрапренерских подразделений интрапредприятий), осуществляющих инновационную деятельность; подрядных подразделений; подразделений, работающих на условиях аренды и лизинга.
3. Ассортимент и качество выпускаемой продукции (нормы устанавливаются стандартами предприятий, техническими условиями, договорами с потребителями).
4. Механизмы деятельности и управления, в том числе:внутренние цены предприятия; внутренние финансовые отношения; ценные бумаги корпораций.
22. Правовое регулирование производственной деятельности
Правовыми регуляторами производственного процесса выступают система стандартизации, система сертификации, система обеспечения единства измерений, правовые нормы охраны окружающей среды и промышленной безопасности, лицензирование деятельности.
Имеется также ряд экономико-правовых регуляторов производства. К ним относятся государственная поддержка предпринимательства, нормы амортизации технологического оборудования, правила учета затрат и исчисления себестоимости продукции (вычетов), государственное регулирование цен на продукцию в интересах общества, налоги, имеющие регулирующую и фискальную функции.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
По определению международной организации по стандартизации ИСО, сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативно-техническому документу. В Российской Федерации правовые основы сертификации продукции установлены Законом "О сертификации продукции и услуг"Сертификация осуществляется в целях:создания условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции;защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Точные и объективные измерения являются обязательным условием обеспечения эффективности производства, проведения научных исследований по созданию новых видов продукции и новых технологий, разработки и выпуска высококачественной продукции.
Для обеспечения единства измерений следует выражать результаты измерений в стандартных единицах. Кроме того, должна быть точно известна погрешность выполненных измерений. Для достижения требуемой точности погрешность измерений не должна превосходить предельно допустимых значений.
Правовые основы обеспечения единства измерений установлены Законом РФ "Об обеспечении единства измерений"Закон регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
23. Правовое регулирование расчетов
Расчетные отношение – урегулированные нормами права об-венные отношения, в кот должник рассчитывается ден средствами с кредитором по обязательству ч/з учреждения банка. Существует две формы расчетов: наличные и безналичные. Расчеты с участием граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской д-ти, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы и в безналичном порядке. Расчеты между юр лицами, а также с участием граждан-предпринимателей производятся, как правило, в безналичном порядке. Расчеты между указанными лицами могут также производиться и наличными деньгами, но размер расчетов наличными деньгами по одному платежу ограничен. Под наличными деньгами понимаются расчеты банковскими билетами, монетами. Банковские билеты (банкноты) гарантируются золотом и серебром и я-ся безусловными обязательствами Банка России. ГК устанавливает 4 формы безнал расчетов: п/п, по аккредитиву, чеками и расчеты по инкассо. Гр з-вом предоставлено прав ЦБ РФ устанавливать др формы безнал расчетов, а также правила, сроки, стандарты и иные условия проведения расчетных операций.Субъектами расчетных правоотношений я-ся: плательщик, банк плательщика, получатель, банк получателя.
Правила осуществления безналичных расчетов.
ГК РФ предусматривает 4 наиболее важные формы безналичных расчетов – это расчеты п/п, по аккредитиву, чеками и расчеты по инкассо. Безналичные расчеты производятся ч/з банки, в кот открыты счета, если иное не вытекает из существа расчетных отношений. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах различных субъектов РФ. Субъектами расчетных правоотношений я-ся: плательщик, банк плательщика, получатель, банк получателя. Каждый из участников выполняет свои ф-ции. Плательщик дает п/п банку, кот его обслуживает (банку плательщика), списать сумму со своего счета и перечислить получателю. Банк плательщика списывает указанную сумму и перечисляет ее в банк получателя, кот зачисляет оплаченную сумму на счет получателя и уведомляет его об этом. Получатель проводит сумму поступления по своим бух документам и возвращает документы об оплате в обратной последовательности. Любой п/п документ должен содержать необходимые реквизиты: наименование документа, номер и дату его выписки, номер и код банка плательщика и его фирменное наименование, наименование плательщика и номер его счета в банке, наименование получателя, номер его счета в банке, наименование банка получателя, номер, код банка, назначение платежа (в чеке и векселе не указывается), сумму платежа (цифрами и прописью). Первый экземпляр расчетного документа подписывается руководителем юр лица и удостоверяется печатью юр лица.
Среди источников правового регулирования расчетов следует назвать Гражданский кодекс РФ, в главе 46 которого закреплены основные положения, связанные с осуществлением безналичных расчетов, Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Наибольший массив актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, составляют акты Центрального банка РФ. В соответствии с п. 2 ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
24. Правовое регулирование бух. Учета и отчетности
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; Построение и ведение бухгалтерского учета осуществляется организациями по определенным правилам, закрепленным в источниках его правового регулирования.
На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.
Первый уровень - законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Третий уровень системы - методические указания, рекомендации, инструкции. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России. Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику. Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и не противоречат стандартам бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Основным нормативным актом, определяющим правовые основы формирования и представления бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Кроме того, состав, содержание, методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме банков и бюджетных организаций, установлены в Положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденном Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N° 43н. Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В качестве примера можно указать Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
24. Правовое регулирование бух. Учета и отчетности
Бух. отчетность – единая система данных об имущ-ном и финансовом положении орг-ции и о рез-тах ее хоз. деят-сти, составляемая на основе данных бухучета по установленным формам.
Система прав. регул-ния: осн. норм. актом, опред-щим основы формирования и представления бухотчетности явл. Ф/з «О бухучете», Положение по бухучету «Бухотчетность орг-ции» от 06.07.99 г. Типовые формы бухотчетности разраб-ся Минфином РФ (Н-р, Приказ Минфина от 13.01.00 «О формах бухотчетности орг-ций»).
Состав бухотчетности: 1) бух. баланс (харак-ет имущ. и фин. полож-е орг-ции по состоянию на отчетную дату; есть самост-ный баланс ЮЛ и сводный баланс – сис-ма показ-лей, отраж-щих имущ. и фин. полож-ена отчетную дату группы взаимосвяз-х орг-ций; харак-ся данными о хоз. ср-вах – активах, и их ист-ках - пассивах); 2) отчет о прибылях и убытках (содержит показ-ли: выручки от продажи товаров, себестоим-сть проданных товаров, валовая прибыль, разл. расходы, разл. доходы, налог на прибыль, чистая прибыль); 3)приложения к ним (отчет о движ-и капитала, соц. показ-ли); 4) пояснит-ная записка (крат. хар-ка деят-сти орг-ции, осн. показ-ли); 5) аудитрское закл-ние, подтв-щее достоверность бухотчетности орг-ции, если орг-ция подлежит обязат-ному аудиту (в бухотчетность вкл-ся только итог. часть ауд-ского закл-я)
Все орг-ции за искл-ем бюджетных предст-т годовую бухотчетность в соотв-вии с учредт. док-тами учредителям, уч-кам орг-ции или собс-кам имущ-в, террит. органам гос. статистики. Квартальная бухотчетность д.б. представлена в теч. 30 дн. по оконч-и квартала, годовая – в теч. 90 дн. по оконч-и года. Отч-ный год – 1.01 по 31.12
25. Правовые основы аудиторской деятельности
аудит – предпринимательская д-ть по независимой проверке бух учета и фин (бух) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита я-ся выражение мнения о достоверности фин (бух) отчетности аудируемых лиц и соответ порядка ведения бух учета з-ву РФ. Помимо проверок аудит д-ть вкл оказание различного рода услуг: 1.ведение бух учета для различных предприятий и организаций; 2.восстановление бух учета; 3.составление бух фин отчетности; 4.совершенствование и модернизация систем бух учета; 5.потсановка бух учета; 6.экономический финансовый анализ; 7.проведение семинаров; 8.консультационные услуги; 9.повышение квалификации бух персонала предприятия; 10издание методических пособий по бух учету, по налогообложению, автоматизации бух учета. Вместе с тем аудиторы не могут заниматься никакой др д-тью. Аудитором я-ся физ лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным фед органом и имеющий квалификационный аттестат аудитора. Аудиторская организация – ком организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Права аудиторских организаций и аудиторов: 1право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита; 2.проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хоз д-тью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого им-ва, учтенного в этой документации; 3.получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверке вопросам; 4.отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности фин (бух отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации, выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности фин (бух) отчетности аудируемого лица; 5.осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие з-ву РФ. Обязанности аудиторских организаций и индивидуального аудитора: 1.осуществлять аудиторскую проверку в соответ с з-вом РФ; 2.предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую ин-цию о требованиях з-ва РФ, касающихся проведения аудиторской проверки; 3.в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг; 4.обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за искл случаев, предусмотренных з-вом РФ; 5. исполнять иные обязанности, вытекающие из существа договора об оказании аудиторских услуг, и не противоречащие з-ву РФ. Обязательной аудиторской проверке подлежат: 1.банки и др кредитные организации; 2.страховые ор-ции, общества взаимного страхования; 3.холдинговые компании, инвестиционные фонды; 4.внебюджетные фонды; 5.благотворительные фонды, источниками кот я-ся благотворительные взносы граждан и юр лиц; 6.эконом субъекты, если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов. Занимаются аудит д-тью можно на основе лицензии и квалификационного аттестата. Виды аудита: инициативная аудиторская проверка – выявить недостатки, но по решению самого экономического субъекта; внешний аудит – проводится на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценке достоверности бух учета; внутренний – проводится штатными аудиторами, кот подчиняются руководителю предприятия. Договор аудита относится к типу подрядных. В нем указывается: риск аудитора, задание экономического субъекта, использование спец знаний аудитора, обязательно указывается обязанность аудитора по установлению достоверности бух отчетности. Если аудитор оказывает др отдельные услуги, то заключается договор подряда или договор оказания услуг.
25 Правовые основы аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, т.е. аудируемых лиц. Аудиторская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности. Поэтому ей присущи все признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность, риск, направленность на систематическое получение прибыли, зарегестрированностъ.Помимо аудита, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услугу- К ним, в частности, относятся:постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности, бухгалтерское консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование; управленческое, правовое консультирование; представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; оценка стоимости имущества, предприятий как имущественных комплексов, предпринимательских рисков; разработка и анализ инвестиционных роектов, составление бизнес-планов; проведение обучения и оказание других услуг по профилю своей деятельности.
При осуществлении своей деятельности аудиторы должны руководствоваться принципами независимости, полноты, конфиденциальности. Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе предавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться и тогда, когда разглашение или распространение информация о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба. Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от профиля аудиторской проверки и соответствующего ему типа квалификационного аттестата выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и общий аудит (аудит иных экономических субъектов).
Аудит может быть внешним или внутренним. Под термином "внешний аудит" понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией). Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативнойПравовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите). Нормы об аудите содержатся и в иных федеральных законах.