Государственное управление в хозяйственной сфере деятельности

Нижегородский государстенный университет им. Н.И. Лобачевского

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

Курсовая работа по административному праву РФ по теме № 7

Государственное управление в сфере хозяйственной деятельности.

Работу выполнила:

студентка 2 курса гр.

Зачётная книжка № 011828

Н. Новгород

апрель 2003г.

План.

1

2

3

4

5

Введение.

Основные черты экономики в переходный период.

Управление промышленностью.

Органы управления промышленностью.

Управление транспортным комплексом.

Управление агропромышленным комплексом.

Заключение.

Список литературы.

3

4

10

11

21

27

30

31

Введение.

Управление экономикой – это целенаправленная организационная деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, органов управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства. Управление заключается в правовом обеспечении хозяйственной деятельности, в разработке целевых программ развития отраслей, организационном обеспечении управления хозяйством, контроле, оперативном управлении хозяйственными субъектами.

Непосредственное управление отраслями хозяйства осуществляют органы специальной и отраслевой компетенции: министерства, ведомства, администрация хозяйственных субъектов. Управление негосударственными хозяйственными организациями возложено на негосударственные органы с соблюдением действующего законодательства1.

Государственное управление по основаниям его осуществления можно разделить на общее, осуществляемое государством и его органами, и особенное, когда государство выступает в качестве собственника, управляя своими имущественными фондами.

По содержанию государственного воздействия оно подразделяется на создание и прекращение субъектов хозяйствования, планирование, регулирование и контроль. Любое государственное воздействие представлено в виде конкретного юридического акта, например, планового акта, целевой программы, разрешения, квоты, лицензии, предписания, контракта.

Государство обладает достаточным количеством правовых рычагов для эффективного регулирования хозяйственной деятельностью в стране. Однако, действующее законодательство обозначило конкретные границы полномочий государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйственных субъектов. Так, последнее может осуществляться только в случаях нарушения правил противопожарной безопасности; нарушения установленных санитарных норм; необходимости защиты экологии, необходимости обеспечения социальной защищённости наёмных работников; ценового и антимонопольного регулирования; изменения налоговой политики; угрозы безопасности и здоровью граждан; наличия угрозы обороноспособности страны; нарушения законодательства о предпринимательской деятельности; трудового законодательства.

В то же время государство осуществляет непосредственное оперативное управление казёнными предприятиями и хозяйственными субъектами.

Цель данной работы состоит в изучении государственного управления в сфере хозяйственной деятельности.

1.Основные черты экономики в переходный период.

Начиная с 1992 г. содержание государственного управления экономикой непрерывно изменяется по ряду причин.

1.С декабря 1991 г. Российская Федерация, Россия, стала правопреемницей бывшего СССР. Это повлекло изменения в системе органов государственного управления и их функциях, так как возникли новые проблемы во взаимоотношениях с иностранными государствами но поводу государственных долгов, а также во взаимоотношениях с быв­шими республиками Союза ССР по поводу раздела его имущества, административно-территориального устройства, статуса юридических лиц и т.д.

Россия обязалась выплачивать одна за все страны СНГ долги бывшего Советского Союза и вступает в новое тысячелетие со значитель­ным грузом внешних обязательств. Необходимость обслуживать накопленные Советским Союзом и Россией долги в размере более 130 млрд. долларов США (а ежегодные проценты по ним составляют от 15 до 20 млрд долларов до 2005 г.) уже определяет и будет определять развитие российской экономики в течение ряда лет2. Это накладывает заметный отпечаток также на функционирование всей системы орга­нов государственного управления экономикой, а в конечном счете не­гативно сказывается на благосостоянии населения страны. Надо учи­тывать и то, что высокий уровень внешнего долга России используется некоторыми странами для воздействия на нее при принятии экономи­ческих, а иногда и политических решений.

2.Отличительной чертой современной России является смешанный характер ее экономики: наряду с государственным сектором экономики сложился негосударственный, основанный на рыночных, в том числе частнособственнических, отношениях. К концу 1996 г. частный сектор превысил государственный и продолжает расширяться. Естественно, что управлять негосударственным, частным сектором экономики надо по-новому, больше того, это вообще вряд ли управление в его подлин­ном, властном смысле, скорее, — та или иная форма стимулирующего воздействия.

Под рыночной экономикой подразумевается развитое кредитное хозяйство с неотвратимой экономической ответственностью всех участников (включая государство) за своевременный возврат долгов путем их взыскания с должника. Для этого нужны соответствующая законодательная база и органы судебной власти, обеспечивающие «ры­ночную» законность в хозяйственных отношениях. Рынок — постоян­ный напряженный труд, жесткая производственная и деловая дисцип­лина, высокая персональная ответственность, арена конкуренции и риска.

В России государственное регулирование распространяется прежде всего на государственный сектор экономики, а по отношению к него­сударственному сектору применяются в основном экономические ме­тоды воздействия: налоги, гарантии, кредиты, дотации, таможенные тарифы и пошлины. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. «О по­ставках продукции для федеральных государственных нужд» устанав­ливает общие правовые и экономические принципы и порядок форми­рования, размещения и исполнения на конкретной (договорной) осно­ве заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждения­ми независимо от форм собственности». То же предусматривается и Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для госу­дарственных нужд». При этом должны соблюдаться положения Феде­рального закона от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государст­венных нужд». Государственное регулирование распространяется на производство и реализацию этилового спирта и алкогольной продук­ции. на продажу природного газа, электроэнергии и некоторые другие виды хозяйственной деятельности, имеющие существенное значение для увеличения доходов государства. Особо важную роль играет Феде­ральный закон от 9 января 1996 г., содержащий новую редакцию Закона РФ «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения, возни­кающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение товаропро­изводителей, продавцов и потребителей, государственную и общест­венную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации утих прав.

При переходе от внеэкономических отношений к экономическим, от взаимоотношений «начальник - подчиненный» к отношениям «производитель — потребитель» государство все большее внимание уделяет защите интересов потребителя. В интересах своего бизнеса производители могут объединяться, образуя союзы, ассоциации, что и происходит сейчас в России. Потребители же разрознены и потому нуждаются в защите государства. И поскольку одним из важнейших признаков рыночной экономики является то, что государство отчужде­но от производителя и представляет интересы потребителя, именно в этом случае возможно равновесие на арене противоборства производи­тель — потребитель.

Роль государственного регулирования в хозяйст­венной сфере в переходный период все больше сводится к тому, чтобы создавать, обеспечивать условия для функционирования общества, живущего по законам рыночной экономики.

3.Переход России к рыночной экономике вызвал необходимость разработки и принятия огромного количества новых нормативных актов, касающихся функционирования исполнительной власти в хозяйственной сфере. Появились ранее не существовавшие хозяйствую­щие субъекты, потребовалось определить правовое положение предприятий, в том числе банкротов, как объектов управления, урегулировать переставшую быть монополией государства внешнеэкономическую деятельности т.д. Особое внимание потребовалось уделить правовому регулированию предпринимательства.

Предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Правовые аспекты предпринимательства разно­образны. Первооснову здесь составляют понятия о формах собствен­ности и конкуренции, а сущность правового регулирования касается прежде всего определения круга субъектов предпринимательства, их прав и обязанностей перед государством, пределов хозяйственной самостоятельности и ответственности за нарушения законодательства, Цель государства — создать условия для возникновения как можно большего числа самостоятельно хозяйствующих субъектов, для разви­тия конкурентной среды на рынке товаров и услуг.

Одной из форм стимулирования предпринимательства является ор­ганизация зон свободного предпринимательства (свободных экономи­ческих зон). Товары должны ввозиться в них и вывозиться оттуда без вмешательства таможенных органов, а главное — в этих зонах сущест­вует льготное налогообложение. Не случайно около 60% всех мировых инвестиций направляется именно в такие зоны3.

Неотъемлемая часть рыночной экономики и необходимая состав­ляющая современней модели конкурентного хозяйства — малый биз­нес, иди малое предпринимательство. Создание и развитие именно этого сектора экономики должно привести к появлению массового слоя предпринимателей-собственников, которые смогли бы. наконец, не только повернуть экономику к потребностям людей, но и составить социальную базу реформ.

На федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации возложена задача при разработке государственных экономических программ предусматривать возмож­ность участия в их реализации малых негосударственных предприятий.

4.Значительное влияние на содержание государственного управления экономической сферой после избрания рыночного пути развития стали оказывать расширение экономических связей России со странами дальнего зарубежья, а также изменение ее географического положения как морской державы.

Знамением времени стало включение России в европейские и меж­дународные экономические организации (фонды, банки), тесное со­трудничество с теми из них, которые выражают готовность оказывать материальную и техническую помощь нашей стране в осуществлении ее перехода к рыночным отношениям. Это приносит определенные выгоды (например, при реструктуризации российского долга западны­ми государствами).

Важным событием явилось принятие России в Европейский Союз в 1996 г. Однако все существовавшие ранее дискриминационные огра­ничения на российские товары на западных рынках пока сохраняются, что не позволяет расширить экспорт. Особенно большое противодей­ствие со стороны Западной Европы и США наблюдается в сфере тор­говли оружием и военной техникой.

Кризис в экономике России серьезно ослабил возможности по сохранению ее присутствия в Мировом океане. Поэтому постановлением Правительства от 10 августа 1998 г. утверждена Федеральная целевая программа «Мировой океан». Основной ее целью является комплекс­ное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использо­вания ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономи­ческого развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ.

5.Немаловажное значение имеет наметившееся укрепление экономических связей между странами СНГ, оказывающее влияние на содержание управления экономикой России.

Несмотря на явно выраженное стремление каждого из государств проводить свою незайис политику, стало ясно, что обойтись без координации действий в хозяйственной сфере не удастся. После образования СНГ весь прежний отлаженный хозяйственный механизм был уничтожен раньше, чем появились и обрели устойчивость на пространстве бывшего СССР новые, рыночные институты и рычаги. Это привело не только к ос­лаблению управления, но в значительной мере и к утрате контроля над экономическими процессами. В то же время ряд объективных обстоятельств требует сохранения прежних экономические связей. Чтобы в период перехода к рынку остановить спад производства в бывших союзных республиках, а ныне независимых государствах, необходимо осуществлять межгосударственное регулирование экономических процессов.

Поэтому характерной чертой современного государственного управления экономикой стало образование ряда координационных структур СНГ К ним относятся: Совет глав государств, Совет глав правительств, ряд других организационных структур, созданных на по­стоянной и временной основе для формирования и развития общего экономического пространства и проведения экономической реформы.

2.Управление промышленностью.

Промышленность представляет собой важнейшую часть экономи­ки страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Это лицо страны и показатель уровня ее развития, так как является средо­точием ее научно-технического интеллектуального потенциала. Назна­чение промышленности — обеспечить народное хозяйство машинам и, оборудованием и другими современными средствами производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: военно-промышленный (или обо­ронный), лесопромышленный, топливно-энергетический, атомный, агропромышленный. Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия и организации.

В условиях рыночной экономики важной формой организации промышленности стало создание финансово-промышленных групп, действующих на основе Федерального закона от 30, ноября 1995 г4. финансово-промышленная группа формируется в целях объедине­ния материальных и финансовых ресурсов ее участников для по­вышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных свя­зей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-техни­ческого прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций.

Постановлением Правительства от 2 февраля 1998 г.5 функции уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвида­ции финансово-промышленных групп возложены на Министерство экономики РФ.

Однако основной точкой приложения сил экономических преобра­зований и реформ являются предприятия. Большинство из них ц ре­зультате приватизации перестали быть собственностью государства.

За долгие годы в России сложился мощный военно-промышлен­ный комплекс (ВПК), вобравший в себя лучшие научные и производ­ственные силы. О его возможностях можно судить хотя бы по тому факту, что на предприятиях ВПК проводилось более 60% всех нацио­нальных научных исследований и разработок военного и гражданского характера. Был создан целый ряд уникальных высоких технологий, по которым наша страна даже в нынешних сложных условиях продолжает опережать ведущие страны мира на много лет6.

Особое значение для выживания и расцвета оборонного комплекса имеет увеличение экспорта российского оружия и военной техники. У России есть все возможности для того, чтобы занять лидирующее положение на международном рынке оружия. Этому должно способст­вовать образование новых управленческих структур в соотвстстваии с Указом Президента от 25 мая 1999 г.7 — российских агентств по обычным вооружениям, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления.

Учитывая, что в России нет госструктуры, которая управляла бы российским ВПК, а мировой опыт свидетельствует о целесообразности объединения под одной крышей авиа- и космической промышленнос­ти, где выполняются схожие задачи, в марте 1999 г. «опросы координа­ции и регулирования деятельности авиационной промышленности были переданы из Министерства экономики в Российское авиацион-но-космическое агентство. Положение об агентстве утверждено поста­новлением Правительства от 25 октября 1999 г.

Сегодня топливно-энергетический комплекс — это. «половина страны»8. В объеме промышленного производства доля ТЭК составля­ет 40%. .

Значительная часть федерального бюджета (42%) формируется за счет поступлений от орган изаци и топливно-энергетнческого комплек­са, основная деятельность которых связана с производством электри­ческой, тепловой энергии, добычей и транспортировкой природного газа, нефти и нефтепродуктов. Поэтому государство уделяет особое внимание обеспечению бесперебойной работы этих организаций, со­вершенствованию системы управления топливно-энергетическим комплексом, сбережению энергоресурсов. Это нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации», постановлениях Правительства от 20 но­ября 1997 г. «О совершенствовании управления угольной промышлен­ностью», от 5 июля 1999 г. «Об обеспечении надежного энергоснабжения стратегических организаций» и правительственной программой «Энергоснабжение России в 1998 — 2005 годах».

Для топливно-энергетического комплекса характерна организация крупных производственных объединений — таких, как-РАО «Газпром» АО «Нефтяная компания «ЮКОС» и т.п.

Сейчас экономика России посажена на «нефтяную иглу». Добывай мое в отдаленных районах топливо становится изначально дорогим, необходимость использования в России только сухопутного транспор­та увеличивает стоимость горючего. Ни одна странав мире не допускает подобной монозависимости. Затраты на производство энергии, как и транспортные расходы, уже давно превысили мировой уровень.

В условиях ужесточающейся конкуренции на мировых рынках электроэнергия может стать для России одним из наиболее привлека­тельных экспортных товаров. Причем наиболее прибыльными, с этой точки зрения являются прежде всего атомные киловатты, себестои­мость которых в России примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. Однако в атомной энергетике, которая является стратегичес­ки важной отраслью промышленности, в последние годы сложилось кризисное финансово-экономическое положение. Причины кризи­са — общее состояние экономики страны, а также неплатежи за отпу­щенную атомными станциями электрическую энергию. Поэтому в целях недопущения дальнейшей дестабилизации атомной энергетики постановлением Правительства от 21 июля 1998 г. утверждена Про­грамма развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005 годы и на период до 2010 года.

Программа основывается на необходимости развития атомной энергетики как неотъемлемой части топливно-энергетического комплекса страны с размещением АЭС в регионах, для которых получены соответствующие согласования на их строительство. Предусматривается повышение безопасной эксплуата­ции действующих АЭС, замещение выбывающих АЭС и ТЭС энерго­блоками АЭС нового поколения, экономия органического топлива и улучшение экологической обстановки.

3.Органы управления промышленностью.

Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики России) играет важную роль в решении экономических проблем и уп­равлении промышленностью. Это - генеральный штаб ре­форм, где должны вырабатываться стратегические направления эконо­мического развития.

Особенность Минэкономики состоит в том, что, кроме управления рядом отраслей промышленности, которыми ранее руководили упраздненные Министерство промышленности и Государственный ко­митет по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, оно выполняет многие межотраслевые функции.

Согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 9 февраля 2000 г9., — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и реализацию государст­венной социально-экономической политики, определение путей раз­вития экономики и разработку методов ее эффективного регулирова­ния, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации, а также, координацию деятель­ности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи Минэкономики России:

    анализ экономического положения страны, определение принци­пов и методов регулирования в социально-экономической сфере;

    разработка и проведение государственной политики по обеспече­нию устойчивого развития страны;

    разработка принципов, механизмов и форм реализации государст­венной структурной, промышленной, инновационной и инвестицион­ной политики в стране;

    проведение единой государственной промышленной политики и осуществление управления в сфере металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, меди­цинской, машиностроительной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;

    экономическое обоснование федеральных государственных нужд- в том числе расходов, связанных с обеспечением обороны и государст­венной безопасности;

    формирование проекта государственного оборонного заказа в целом и участие в установленном порядке в обеспечении выполнения этого заказа;

    разработка основных принципов региональной экономическом по­литики, экономических основ федеративных отношений;

    реализация государственной стратегии экономической безопаснос­ти страны, а также выполнение других задач и функций, указанных в Положении.

В Приложении к постановлению Правительства от 9 февраля 2000г. дан Перечень организаций, находящихся в ведении Минэкономики России (464 государтсвенных унитарных предприятий и 20 государственных учреждений).

В соответствии с Указом Президента от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» часть функций Минэ­кономики России передана вновь образованным российским агент­ствам но обычному вооружению, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления.

Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ), согласно По­ложению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 31 января 2000 г.10, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, регулирую­щие и другие функции в сфере промышленности обычных вооружений, включая научные исследования, разрабогку, производство, модерниза­цию и утилизацию бронетанковой техники, стрелково-пушечного и артиллерийского вооружения, ракетных комплексов, высокоточного оружия, нагроновстрелкового оружия, оптико-электронных систем и при­боров для образцов вооружения и военной техники, и других иидон тех­ники гражданского назначения. Агентство обеспечивает реализацию государственной политики в сфере промышленности обычных воору­жений, является государственным заказчиком федеральных нелепых программ и работ научного и социально-экономического назначения в сфере промышленности обычных вооружений, выгюлняемыхдля госу­дарственных нужд, В его ведении находятся государсгвенные предпри­ятия и организации промышленности обычных вооружений.

Основные задачи Агентства:

    формирование и обеспечение реализации совместно с заинтересо­ванными федеральными органами исполнительной власти государст­венной научно-технической и промышленной политики в сфере про­мышленности обычных вооружений, направленной на обеспечение конкурентоспособности производимой продукции, развитие и эффективное использование научно-технического и производственного по­тенциала, внедрение прогрессивных технологий;

    участие совместно с Министерством обороны и другими государст­венными заказчиками в формировании государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа;

    разработка совместно с заинтересованными федеральными органа­ми исполнигельной власти и организациями и представление проектов федеральных целевых и межгосударственных программ в сфере про­мышленности обычных вооружений, доведение их до соответствую­щих предприятий и организаций;

    обеспечение совместно с Министерством обороны и другими госу­дарственными заказчиками выполнения государственной программы вооружения, государсгвенного оборонного заказа в сфере промышлен­ности обычных вооружений на предприятиях и в организациях, нахо­дящихся в ведении Агентства и т.д.

Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), согласно постановлению Правительства от 6 августа 1999 г.11, является федераль­ным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области промышленности боеприпасов, специальной химии и химического разоружения. Оно осуществляет функции, ранее выполнявшиеся Минэкономики России и упразднен­ным Комитетом по конвенциальным проблемам химического и био­логического оружия при Президенте, в части:

    формирования и реализации программ развития научно-техничес­кого потенциала, координации и государственного регулирования де­ятельности предприятий и организаций по разработке, производству, ремонту и утилизации комплектных боеприпасов, комплектующих элементов вооружения и военной техники и взрывчатых материалов гражданского назначения;

    осуществления функций национального органа для-выполнения обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, взаимодействия с Организацией по запрещению химического оружия и другими государствами — участниками Конвенции;

    осуществления на территории Российской Федерации националь-мого контроля за выполнением международных договоров в области эапрещения химического и биологического оружия, законодательных и иных нормативных правовых актов;

    организации разработки и реализации мер по широкому использо­ванию технологий двойного назначения в военном и гражданском про­изводстве на предприятиях промышленности боеприпасов и специаль­ной химии;

    лицензирования деятельности по разработке, производству, ремон­ту и утилизации продукции промышленности боеприпасов;

    регулирования оборота взрывчатых материалов гражданского на­значения;

    формирования совместное Министерством обороны и другими го­сударственными заказчиками государственной программы вооруже­ния, государственного, оборонного заказа, а также других функции, указанных в постановлении Правительства.

Российское агентство по судостроению (Россудостроение). согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 21 декабря 1999 г.12, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разреши­тельные, регулирующие и другие функции в сфере судостроитель­ной промышленности, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию продукции военного и гражданского судостроения. Оно обеспечивает реализацию государ­ственной политики и области судостроительной промышленности. является государственным заказчиком федеральных целевых про­грамм и работ научно-технического назначения в сфере судострое­ния, выполняемых для государственных нужд. В его ведении нахо­дятся государственные организации и предприятия судостроительной промышленности.

Российское агентство по системам управления (РАСУ), согласно По­ложению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 23 декабря 1999 г.13, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, разрешительные, регули­рующие и другие функции в сфере радиоэлектроники и систем управ­ления, включая научные исследования, разработку, производство, мо­дернизацию и утилизацию специальных систем управления и радио­электронных комплексов, систем противоракетной обороны, преду­преждения о ракетном нападении и контроля космического простран­ства, систем и средств противовоздушной обороны и радиоэлектрон­ной борьбы и т.д.

Агентство обеспечивает реалиазцию государственной политики в области радиоэлектронной промышленности.

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России) осуществляет руководство топливно-энергетическим комплексом страны, атакже координа­цию деятельности предприятии к организаций электроэнергетики, нефтедобываюшей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности и других организаций топ-ливно-энергетического комплекса по вопросам, отнесенным к его ве­дению.

Среди важнейших задач Министерства — обеспечение потребнос­тей народного хозяйства и населения страны в различных видах топлива.

Минтопэнерго призвано активно проводить государственную энер­гетическую политику. На него возлагается дальнейшая реализация структурной перестройки, развитие конкурентной среды, изменение отношений собственности, выполнение программы демонополизации в отрасли. Но наряду с этой работой Министерство нe должно ослаб­лять государственный контроль за рациональным использованием нефти, газа, угля. Оно обязано заниматься регулированием развитии и использования сырьевой базы.

Топливо и энергетика играют немаловажную роль в установлении добрососедских отношений со странами СНГ, налаживании делового сотрудничества с ними. проведения производственной кооперации в отраслях ТЭК. На специалистов Минтопэнерго возлагается обязан­ность подготовки материалов для Президента и Правительства, необ­ходимых для переговоров и заключения международных договоров.

В системе государственного управления промышленностью суще­ствует Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) — федеральный орган исполнительной власти, на ко­торый возложены государственное регулирование в сфере обеспечения промышленной безопасности, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Свои функции и полномочия он осуществляет непосредственно и через образуемые им региональные органы (управления округов и инспекции).

Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом

России) является федеральным органом исполнительной власти, обес­печивающим проведение государственной политики в области созда­ния и ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов и атомной энергетики, осуществляющим государственное управление использо­ванием атомной энергии, а также координирующим в случаях, уста­новленных федеральными законами, указами Президента и постанов­лениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Его основными задачами являются:

    обеспечение ядерной, радиационной и пожарной безопасности предприятий и организаций ядерного комплекса;

    формирование и реализация во взаимодействии с Советом Безопас­ности и федеральными органами исполнительной власти государст­венной политики в ядерном комплексе, а также в области международ­ного научно-технического и экономического сотрудничества в этой сфере;

    обеспечение мобилизационной подготовки предприятий и органи­заций ядерного комплекса в пределах своей компетенции;

    обеспечение координации фундаментальных, прикладных исследо­ваний и разработок в области высоких энергий, ядерной физики, уп­равляемого термоядерного синтеза и радиохимии, проводимых на предприятиях и в организациях ядерного комплекса;

    проведение государственной научно-технической, инвестицион­ной, структурной и конверсионной политики в области использования атомной энергии;

    управление в пределах своей компетенции деятельностью предпри­ятий и организаций ядерного комплекса;

    обеспечение эффективного использования научно-технического и производственного потенциала предприятий и организаций ядерного комплекса, рационального разделения труда и развития кооперации и т.д.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) выполняет следующие функции: государственное регули­рование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, радио­активных веществ и изделий; лицензирование деятельности в области использования атомной энергии; надзор за соблюдением законода­тельства с целью обеспечения безопасности. Госатомнадзор имеет свои территориальные органы (управления округов и инспекции).

4.Управление транспортным комплексом.

Транспортный комплекс состоит из шести разновидностей: автомобильный, речной, мор­ской, железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт. Причем каждая из перечисленных разновидностей обладает серьезными особенно­стями, оказывающими большое влияние на организацию управления.

Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации (п. "и" ст. 71) находятся федеральный транспорт, пути сообщения. Кроме того, органы ис­полнительной власти субъектов РФ сами организуют транспортное обслужи­вание населения, контролируют его состояние и др.

Далее, в сфере транспортного комплекса действуют специализирован­ные органы управления - Министерство транспорта РФ, Министерство пу­тей сообщения РФ, другие органы.

Управление транспортом осуще­ствляется в разных организационно-правовых формах14.

Положение о Министерстве транспорта РФ утверждено Правительством РФ в апреле 1997 г15.

Обратим внимание на ряд существенных моментов.

Во-первых, Министерство транспорта РФ (Минтранс России) - феде­ральный орган исполнительной власти, проводящий государственную по­литику и осуществляющий государственное управление транспортным комплексом. Причем в его ведении находится непосредственное управле­ние морским, речным и автомобильным транспортом.

Во-вторых, транспортный комплекс - зарегистрированные на террито­рии РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осущест­вляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном (кроме системы МПС) транс­порте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, рабо­ты, связанные с обслуживанием водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений.

В-третьих, Минтранс России: формирует и реализует государственную транспортную политику в подведомственных отраслях транспорта; осуществляет государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей компетенции; руководит деятельнвавтыо своих территориальных органов и подчинен­ных предприятий; контролирует условия и эффективность использования лицензий на пе­ревозочную деятельность в транспортном комплексе; осуществляет контроль в отношении морского судоходства и государст­венный надзор за соблюдением законодательства о торговом мореплавании; организует регистрацию морских и речных судов; контролирует эксплуатацию внутренних водных путей; выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическим лицам и отдельным предпри­нимателям, приостанавливает или аннулирует их, участвует в приватиза­ции средств морского и речного транспорта, координирует взаимодействие, видов транспорта в транспортных узлах, утверждает устав Российского морского регистра судоходства.

Свою компетенцию Минтранс России осуществляет во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами.

В состав Минтранса России входят отраслевые департаменты, Российская транспортная инспекция (с отделами и филиалами в субъектах Феде­рации).

Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов Минтранса России преобразованы Правительством РФ в бассейновые управления водных путей и судоходства, которые производят эксплуата­цию и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооруже­ний, осуществляют регулирование деятельности хозяйствующих субъек­тов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечени­ем безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности.

Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находится в веде­нии органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправ­ления.

К числу нормативных правовых актов, регулирующих вопросы статуса и системы управления железнодорожным транспортом, относится Феде­ральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 авгу­ста 1995 г.16 В этом Законе железнодорожный транспорт характеризуется как основа транспортной системы РФ, разновидность транспорта общего пользования.

Железнодорожный транспорт представляет собой единый производст­венно-технический комплекс, обеспечивающий во внутреннем и междуна­родном железнодорожных сообщениях потребности населения в перевоз­ках и производства в транспортных услугах, жизнедеятельность всех сфер экономики. Управление в области железнодорожного транспорта осуществ­ляет Министерство путей сообщения РФ (МПС России).

МПС осуществляет проведение государственной политики в сфере же­лезнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной дея­тельности железных дорог, других предприятий и учреждений федераль­ного железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса.

В систему МПС России входят: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торго­вые и снабженческие предприятия; предприятия, обеспечивающие дея­тельность и развитие железнодорожного транспорта. Главным оператив­ным звеном этой системы является железная дорога (унитарное предпри­ятие, имеющее полную самостоятельность).

МПС России устанавливает границы железных дорог и их отделений, утверждает их уставы; по согласованию с органами исполнительной вла­сти субъектов РФ закрывает железнодорожные линии; создает, реорганизу­ет и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспор­та (кроме железных дорог); вносит в Правительство РФ предложения по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог.

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирова­ние железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу ус­луг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомствен­ными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок ра­боты железнодорожного транспорта; руководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; орга­низует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утвер­ждает графики движения поездов по сети железных дорог, нормативы ис­пользования вагонов и контейнеров, нормативные документы по техниче­ской эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движе­ния поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Оно также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транс­порте.

Функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Фе­деральной службой железнодорожных войск.

Управление в области связи и нформатизации осуществляет Министер-ство Российской Федерации по связи и информатизации. Положение о Министерстве РФ по связи и информатизации (Минсвязи России) утвер­ждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 265.

Данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области связи (электрической и почтовой) и информатиза­ции, а также координацию в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти.

Минсвязи осуществляет руководство службой государственного надзо­ра за деятельностью в области связи и информатизации, а также управле­ние находящимися в его ведении государственными и иными предпри­ятиями и учреждениями.

Основными задачами Министерства являются:

    разработка и реализация государственной политики в области электро­связи, почтовой связи и информатизации;

    регулирование деятельности в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначе­ния, за исключением вопросов, касающихся присвоения и эксплуатации радиочастот и орбитальных позиций спутников связи гражданского назна­чения для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуни­каций и распространения средств массовой информации;

    государственный надзор за деятельностью в области связи и информа­тизации;

    обеспечение работы государственных комиссий по электросвязи, ра­диочастотам и информатизации.

В компетенцию Минсвязи в соответствии с возложенными на него зада­чами входят следующие функции. Оно:

    осуществляет регулирование в установленной сфере деятельности, на­правленной на более полное удовлетворение потребностей органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физи­ческих лиц в услугах электросвязи, информатизации и почтовой связи;

    разрабатывает и проводит научно-техническую политику в области раз­вития федеральной связи и информатизации с учетом обеспечения устой­чивости и информационной безопасности;

    организует разработку и реализацию концепций, основных направле­ний и схем развития сетей электросвязи, почтовой связи и систем информатизации на основе разрабатываемых прогнозов развития средств и услуг связи и средств информатизации;

    разрабатывает в установленном порядке федеральные и отраслевые программы развития связи и информатизации в Российской Федерации;

    разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных ак­тов РФ, относящихся к сфере ведения Министерства;

    организует работы по созданию и развитию национальной информа­ционно-телекоммуникационной инфраструктуры;

    осуществляет с участием Министерства промышленности, науки и тех­нологий РФ координацию и организацию работ по внедрению новейших технологий, созданию интерактивных систем и информационного обслу­живания, оказанию новых услуг в области связи и информатизации и т.д.

5.Управление агропромышленным комплексом.

Агропромышленный комплекс как отрасль экономики включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение.

Знания и сведения о системе управления в рассматриваемой сфере мож­но получить путем ознакомления и изучения нового Земельного кодекса РФ и анализа статуса Министерства сельского хозяйства РФ (Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия от 30 мая 1997 г.17).

В укрупненном, институциональном плане основные функции этого Ми­нистерства состоят в проведении государственной политики и осуществле­нии управления в агропромышленном комплексе, включая мукомольно-крупяную. комбикормовую, хлебопекарную, макаронную промышленность и элеваторы, в продовольственном обеспечении страны, а также в координа­ции деятельности в названных сферах других органов власти.

Минсельхоз России ответствен за продовольственное обеспечение стра­ны. Соответственно на него возложены: разработка и реализация политики государственного регулирования сельского хозяйства, сферы переработки и производства ресурсся^проведение мер по развитию предпринимательст­ва на основе агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной коопе­рации; проведение аграрных и земельных преобразований; создание орга­низационно-технических и иных условий для функционирования государст­венного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мел­котоварного секторов сельского хозяйства; разработка и реализация меро­приятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в порученных отраслях сельскохозяйственного производства (полеводство, животноводст­во и т.п.), в пищевой и перерабатывающей промышленности.

Минсельхоз России также содействует развитию рыночных отношений, всех форм собственности и хозяйствования; разрабатывает меры по приватизации и демонополизации, по созданию продовольственных опто­вых рынков и ярмарок; осуществляет правовое регулирование хозяйствен­ной деятельности в рамках своей компетенции. Оно участвует в разработке и осуществлении ценового регулирования в отраслях сельскохозяйствен­ного производства; оказывает государственную поддержку сельскохозяй­ственных производителей; осуществляет государственный контроль за целевым использованием централизованных финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов.

Государственным заказчиком по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды для феде­ральных государственных нужд также является Минсельхоз России.

В компетенцию Министерства входит размещение государственного за­каза на создание и производство сельскохозяйственной техники; организа­ция экономического и научно-технического сотрудничества в области сельского хозяйства и продовольствия с зарубежными странами; выдача разрешений на импорт химических средств защиты растений.

Минсельхоз России является специально уполномоченным государст­венным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира; осуществляет государственное управление охотничьим хозяйством, контролирует его ведение, осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдает удостоверения на право охоты и раз­решения (лицензии) на добычу охотничьих животных.

Функции регулиро­вания использования животного мира реализуются через Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и его терри­ториальные органы.

Значительны функции и полномочия Департамента ветеринарии. В его функции входит организация деятельности ветеринарной службы РФ по предупреждению болезней животных, осуществлению контроля за вы­пуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В его систему входят научно-исследовательские ветеринарные институты, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления.

Департамент разраба­тывает и реализует федеральные целевые программы по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных; охраняет территорию Российской Федерации от заноса заразных болезней живот­ных из иностранных государств; определяет перечень карантинных и осо­бо опасных болезней животных. Начальник Департамента - главный госу­дарственный ветеринарный инспектор России - назначается Правительст­вом РФ.

В составе Минсельхозпрода России действует также Департамент жи­вотноводства и племенного дела, на который возложены функции специ­ального уполномоченного государственного органа по управлению пле­менным животноводством.

Заключение.

Таким образом, в деятельности органов исполнительной власти в России после того, как она стала новым самостоятельным государством и избрала путь перехода к рыночной экономике, вопросы управления в хозяйст­венной сфере занимали и занимают ведущее место. Положительным итогом напряженных практических действий органов исполнительной власти стало создание негосударственного сектора экономики, прове­дение широкомасштабной приватизации, придание реформе социаль­ной направленности, расширение самостоятельности, регионов, либе­рализация внешнеэкономической деятельности, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы реформ.

Однако реализовать намеченные планы, к сожалению, не удалось, Положение экономики Российской Федерации остается сложным и противоречивым. При сохранении низкой инвестиционной активнос­ти не удалось ускорить структурную перестройку экономики. Неотла­женная система регулирования деятельности государственных пред­приятий снижала результативность усилий, направленных на стабили­зацию объемов производства. Медленно осуществлялась аграрная ре­форма. Низкая степень исполнения федерального бюджета не позво­лила улучшить финансовое положение страны, увеличены размеры внутреннего и внешнего государственного долга. По-прежнему не­удовлетворительной остается финансовая дисциплина хозяйствующих субъектов, что является одной из основных причин кризиса неплате­жеспособности. Продолжала нарастать напряженность на рынке труда, усилилась дифференциация в уровнях доходов различных групп насе­ления. Серьезную опасность для дальнейшего продвижения по пути реформ представляет рост организованной преступности, коррупция и криминализация предпринимательства.

Все это вызывает необходимость принятия срочных мер по дальнейшему реформированию и развитию российской экономики.

Список литературы.

    Административное прво. // Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 2000.

    Административное право. Ч.II. // Под ред. А.П. Коренева. – М., 2001.

    Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. -М., 1995.

    Овсянко Д.М. Административное право. – М., 2002.

    Правовое положение коммерческой организации. // под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 2001.

    Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. М., 1999.

    Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М., 1992.

    Райзберг Б.А. Основы бизнеса. - М., 1996.

    Российская газета. 1999. 12авг.

    Российская газета. 1999. 12 марта.

1 Административное право. Ч.II. // под ред. А.П. Коренева. – М., 2001. С. 257.

2 Российская газета. 1999. 12авг.

3 Правовое положение коммерческой организации. // под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 2001. С. 97.

4 СЗ РФ. 1995. № 49. Ст.4697.

5 СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 738.

6 Овсянко Д.М. Административное право. – М., 2002. С. 262.

7 СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2727.

8 Российская газета. 1999. 12 марта.

9 СЗ РФ. 2000. Ст. 810.

10 СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 765.

11 СЗ РФ. 1999.№ 33. Ст. 4122.

12 СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6411.

13 СЗ РФ. 2000.№ 2. Ст. 2319.

14 Административное прво. // Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 2000. С. 562.

15 СЗ РФ. 1997. №. 24. Сть. 2758.

16 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 2019.

17 СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 2608.