Федеральная инспекция труда, функции, полномочии органов

БАШКИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Реферат

По дисциплине: « Трудовое право »

На тему: «Федеральная инспекция труда, функции, полномочии органов»

Выполнил студент:

Очного отделения

Юридического факультета

Группы О-05-19

Диргамов Р.Р.

Проверила преподаватель:

Исламгулова. И.М.

с. Иванаево

2008 года.

Введение

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

Главный государственный инспектор труда РФ назначается и освобождается от должности Правительством РФ.

Содержание

Введение

1. Федеральная инспекция труда

2. Функции Федеральной инспекции труда

3. Полномочия органов Федеральной инспекции труда

4. Заключение

5. Список использованной литературы

1. Федеральная инспекция труда

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

Главный государственный инспектор труда РФ назначается и освобождается от должности Правительством РФ.

Структура Федеральной инспекции труда включает руководителя Федеральной инспекции труда — главного государственного инспектора труда РФ в ранге заместителя министра по труду и социальным вопросам РФ, его аппарат и департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В состав департамента входят несколько отделов, в том числе отделы по правовому надзору и контролю в ряде отраслей экономики и промышленности и отделы надзора и охраны труда в соответствующих отраслях экономики и промышленности.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. Ч9 78 утверждено «Положение о Федеральной инспекции труда».

Государственная инспекция в субъекте Федерации является территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по государственному контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В субъектах РФ она образована на базе государственной инспекции труда, подведомственной Гострудинспекции.

Государственная инспекция труда входит в состав Федеральной инспекции труда — единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей.

Государственная инспекция труда является юридическим лицом. деятельность ее финансируется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России.

Основная задача государственной инспекции труда— государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

2. Функции Федеральной инспекции труда

Государственная инспекция труда выполняет следующие функции:

• осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях по решению главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъект та РФ (железнодорожный, воздушный, водный транспорт, спецстроительство);

• расследует несчастные случаи на производстве, анализирует их причины, разрабатывает предложения по их недопущению впредь;

• рассматривает дела об административных правонарушениях; + ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;

• информирует органы власти и местного самоуправления о выявленных фактах нарушения законодательства о труде и охране труда;

• участвует в работе по распространению знаний законодательства о труде и охране труда;

• обобщает и анализирует опыт применения законодательства о труде и охране труда;

• готовит и представляет в Министерство труда и социального развития Россия отчет о соблюдении законодательства о труде и охране труда в соответствующем субъекте РФ.

§5. Принципы деятельности и задачи органов Федеральной инспекции труда

В соответствии со ст. 355 ТК РФ деятельность органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:

• обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

• обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

3. Полномочия органов Федеральной инспекции труда

Полномочия органов Федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ.

В соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан,

3) осуществляют в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют Мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

7) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

8) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих основы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

9) анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по ею профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно,

10) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных доцентов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевые и межотраслевые правил по охране труда;

11) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

12) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

13) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

14) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

15) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

16) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

17) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту РФ и Правительству РФ

Заключение

Полномочия органов Федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ.

В соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан,

3) осуществляют в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют Мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

7) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

8) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих основы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

9) анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по ею профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно,

10) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных доцентов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевые и межотраслевые правил по охране труда;

11) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

12) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

13) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

14) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

15) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

16) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

17) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту РФ и Правительству РФ

Список использованной литературы

Смоленский М.Б., Мажинского Н.Г. Трудовое право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К»,; Ростов н /Д: Наука-Пресс, 2007.