Участники хозяйственного процесса
Содержание
Введение 2
Глава 1 Судья в хозяйственном процессе 4
Глава 2. Стороны и их представители в хозяйственном процессе 6
Глава 3. Третьи лица в хозяйственном процессе 16
Глава 4 Прокурор в хозяйственном процессе 19
Глава 5. Иные участники хозяйственного процесса 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение
С принятием законодательства об хозяйственных судах, с созданием системы хозяйственных судов взамен системы государственных арбитражей в Республики Беларусь правосудие в области экономических, хозяйственно-правовых отношений действительно стало осуществляться только хозяйственным судом. Судом, рассматривающим специфические споры, возникающие в области предпринимательской деятельности и управления ею, а также области управления экономикой. В связи с этим представляется интересным рассмотреть правовое положение участников хозяйственного процесса, как субъектов этих правоотношений.
Совокупность правовых норм, регулирующих процессуальное положение организаций, граждан-предпринимателей и их представителей в процессе рассмотрения дел в хозяйственном суде, представляет собой самостоятельный процессуальный институт - участников хозяйственного процесса. Эти процессуальные правовые нормы в основном сосредоточены в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь. По смыслу ХПК РБ под лицами, участвующими в деле, понимаются те участники процесса, которые непосредственно заинтересованы в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, способные влиять на его ход, так как наделены определенным комплексом процессуальных прав, дающих им такую возможность. Исходя из правового, статуса участников хозяйственного процесса их можно разделить на несколько групп. Первую составляют суды (судьи), непосредственно разрешающие конкретное дело. Вторую группу составляют лица, участвующие в деле: стороны, третьи лица; заявители и иные заинтересованные лица - в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о несостоятельности (банкротстве) прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов. В третью группу входят лица, содействующие осуществлению правосудия, нормальному ходу разрешения спора. Они не являются лицами, участвующими в деле. Закон их называет "иными участниками хозяйственного процесса". Это - свидетели, эксперты, переводчики, представители. Обязательными участниками процесса являются хозяйственный суд (судья) и стороны или заявитель. Участие в процессе остальных лиц не всегда обязательно, а состав их зависит от обстоятельств дела.
В данной работе будут рассмотрены вышеуказанные участники хозяйственного процесса, с точки зрения их правового положения и непосредственного участия в нём.
В работе была использована юридическая литература специфического плана, касающаяся хозяйственных судов, ХПК РБ, иные законодательные акты.
Глава 1 Судья в хозяйственном процессе
Судьями хозяйственных судов в Республики Беларусь являются Председатель Высшего Хозяйственного Суда РБ, его заместители, судьи Высшего Хозяйственного Суда РБ, председатели, заместители председателя, судьи хозяйственных судов областей Республики Беларусь и г. Минска. Правовое положение судьи хозяйственных судов закреплено в действующем законодательстве и характеризуется его руководящей ролью в процессе и широким Кругом полномочий, направленных на защиту охраняемых законом прав и интересов предпринимательских структур и других участников хозяйственной деятельности.
Требования судьи обязательны для всех организации, предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления и иных органов, к которым они обращены. Закон подчеркивает, что все судьи равны между собой. Судья единолично решает вопрос о принятии искового заявления. При этом он может его не принять по основаниям, предусмотренным в законе: отказать в принятии или возвратить. Председательствующий в заседании судья не только открывает заседание, определяет порядок его ведения, но и руководит всем ходом процесса, обеспечивает выяснение обстоятельств дела, следит за правильным использованием участниками процесса своих прав и выполнением своих обязанностей. На стадии разрешения спора выявляют недостатки предыдущей стадии, подготовки к рассмотрению дела. Права судьи предусмотрены в целом ряде статей. Так, ХПК РБ наделяет хозяйственный суд правом при определенных условиях привлечь в процесс другого ответчика, произвести замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком, назначить экспертизу, решить вопрос об обеспечении иска, предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства и т.д. Однако следует иметь в виду, что хозяйственный судья в своей деятельности руководствуется только законом и пользуется только теми правами, которыми он наделен законом. Так, хозяйственный суд не обязывает, а предлагает сторонам представить дополнительные доказательства. Закон предусматривает возможность отвода судьи по основаниям, предусмотренным в ст.21 ХПК РБ. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей: если он при предыдущем рассмотрении дела участвовал в качестве эксперта, переводчика, прокурора представителя или свидетеля; если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. В состав суда рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой. При наличии этих и других оснований судья обязан заявить самоотвод. Право заявить отвод принадлежит лицам, участвующим в деле. Отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. Отвод в ходе рассмотрения дела допускается лишь в случаях, когда основания отвода стали известны лицу, заявившему отвод, после начала рассмотрения дела. Порядок разрешения заявленного отвода определен ст.24 ХПК РБ. Решая вопрос об отводе, хозяйственный суд должен выслушать мнение лиц, участвующих в деле, а также заслушать лицо, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем хозяйственного суда или председателем судебной коллегии. Вопрос об отводе судьи при коллегиальном рассмотрении дела разрешается составом хозяйственного суда, но при отсутствии судьи, которому заявлен отвод. В законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отвода или самоотвода хозяйственного судьи. Он не подлежит расширительному толкованию. Поэтому правомерно было отказано, например в отводе всего состава хозяйственного суда по мотиву родственных отношений представителя стороны и одного из руководителей этого суда, т.е. отвод всего состава суда законом не предусмотрен, а родственные связи участвовавшего в деле лица или его представителя с судьёй, не участвующим в разбирательстве дела, не может служить основанием для отвода судьи, в том числе и должностного лица хозяйственного суда. Не могут служить основанием для отвода хозяйственного судьи ссылки заявителя на то, что отводимый судья ранее по другому делу отказал заявителю в удовлетворении исковых требований и якобы теперь он с пристрастием будет относиться к решению нового дела или что другой судья ранее разбирал подобное дело и знаком с обстоятельствами рассматриваемого, а отводимому судье будет сложнее разобраться в существе спора и вынести справедливое решение. Подобные утверждения не могут служить поводом для сомнений в беспристрастности судьи. Отвод судьи допускается исключительно в случаях, предусмотренных законом.
Глава 2. Стороны и их представители в хозяйственном процессе
В хозяйственном процессе сторонами являются те из участвующих в деле лиц, между которыми возник спор из материального правоотношения. ХПК РБ сторонами называет истца и ответчика. Истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в своих интересах или в интересах которых предъявлен иск. Ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлено исковое требование. Термином "истец" охватывается и заявитель, возбудивший процесс о признании недействительными актов органов государственного управления и иных органов, когда такие акты не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя. Этим подчёркивается исковой характер подобного спора. В то же время заявление об установлении фактов имеющих юридическое значение, не вытекает из спора о материальном праве. В таких случаях заявитель при отсутствии спора с другим лицом или лицами просит хозяйственный суд установить факт, имеющий юридическое значение. Например, факт принадлежности ему на праве собственности конкретного имущества и т.п. В этом случае заявителю не противостоит никто, никто другой не претендует на его права. Поэтому такой заявитель не является истцом, а дела эти рассматриваются в особом производстве. В любом хозяйственном споре имеются, как минимум, две стороны: истец и ответчик. В большинстве случаев сторонами хозяйственного процесса выступают организации, являющиеся юридическим лицами. Понятие юридического лица в гражданском праве связано с понятием его правоспособности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, то есть с момента государственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации и исключения из государственного реестра. Правоспобность юридического лица не зависит ни от формы собственности ни от организационно-правовой формы. Таким образом, статус юридического лица позволяет организации выступать в хозяйственном суде как в качестве истца, так и в качестве ответчика. Сторонами хозяйственного процесса могут быть граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
В соответствии с Законом Республики Беларусь: "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" граждане имеют право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Правда, это возможно лишь в том случае, когда физическое лицо, гражданин является кредитором, то есть имеет имущественные требования к должнику, предприятию, о признании несостоятельности которого поставлен вопрос, поскольку вопрос о несостоятельности (банкротстве) предприятия разрешается только хозяйственным судом, то в хозяйственный суд может обратится и гражданин. Однако, ожидать широкой практики обращения граждан с указанными заявлениями в хозяйственный суд не следует. Сторонами хозяйственного процесса могут быть также иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Хозяйственный процессуальный кодекс РБ предусматривает возможность участия в определенных случаях и таких участников хозяйственного процесса, как государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, которые предъявляют иск в защиту государственных и общественных интересов (п.4 ст.38 ХПК РБ). Орган, предъявивший исковое заявление в защиту государства и общества, является процессуальным лицом, несет обязанности и пользуется правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Истцом в материально-правовом смысле является то лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск. Поэтому отказ этого органа от иска не лишает права истца требовать рассмотрения дела по существу. В то же время, отказ истца от иска, который был предъявлен в его интересах влечет оставление иска без рассмотрения. Законодатель предоставляет непосредственному истцу право на защиту или отказ от таковой. Вообще следует заметить, что названные органы выступают в защиту интересов государства или общества, которые они же, эти органы, и представляют. Так, налоговые органы, антимонопольные органы выступая в хозяйственном суде в качестве истца, защищают интересы государства, которое само не. может быть участником, истцом по хозяйственному делу. Эти органы не могут предъявлять иски в защиту других лиц. Они защищают только интересы государства и общества.
В деле одновременно может участвовать несколько истцов или ответчиков. Каждый из истцов или ответчиков выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение дела одному из соучастников. Стороны в хозяйственном процессе при разбирательстве дел пользуются равными процессуальными правами. Права и обязанности лиц, участвующих в деле, а следовательно и сторон, перечислены ст.39 ХПК РБ. Сторонам, помимо общих прав, принадлежат ещё и отдельные исключительные права. Так, истец вправе до принятия решения хозяйственным судом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска (ч.1 ст.43 ХПК РБ). Под основанием иска понимаются юридические факты на которых истец основывает свои требования к ответчику. К основаниям иска относятся обстоятельства, на которые ссылается истец. Кроме фактических различают и правовые основания иска. В законе подчёркивается, что в исковом заявлении должно содержаться указан на законодательство, на основании которого предъявляется иск. Это правовая норма или их совокупность и является правовым основанием иска. Эти правовые основания иска в процессе судебного разбирательства истец бесспорно может менять. Фактические же основания являются базой для содержания искового требования. Именно "фактические основания" составляют предмет иска, представляющий собой и предмет судебного разбирательства. Решая спор сторон, хозяйственный суд имеет дело с конкретным спорным материально-правовым отношением, и именно по нему суд должен вынести решение. Если же предмет требований меняется должен состояться новый хозяйственный процесс по поводу нового требования. Изменение самого предмета иска возможно осуществить путем предъявления нового иска на общих основаниях. И все хозяйственные суды обязаны рассматривать споры с изменением предмета и фактических оснований спора. Ответчику предоставлено право признать иск полностью или частично. Стороны могут закончить дело мировым соглашением в любой стадии.
Мировое соглашение сторон оформляется в письменной форме и утверждается хозяйственным судом, о чем выносится определение, в котором указывается о прекращении производства по делу. Хозяйственный суд в процессе не наделен правом вмешиваться в функции сторон, проявлять инициативу в пользу какой-либо стороны, выходить за рамки исковых требований в целях защиты прав сторон и т.д., поскольку это означало бы вмешательство суда в сферу их полномочий. Органу правосудия непозволительно то, что было позволено государственному арбитражу, защищавшему в первую очередь интересы государства. Вместе с тем, хозяйственный суд осуществляет в некоторой степени контроль за действиями сторон. В ч.4 ст.43 ХПК РБ предусмотрено: хозяйственный суд не принимает отказ от иска, уменьшение размера исковых требований, признание иска, не утверждает мировое соглашение, если это противоречит законам и иным нормативным правовым актам или нарушает права и законные интересы других лиц. Отказ от иска - отказ истца от материально-правовых требований к ответчику и, следовательно, от дальнейшего производства по делу. Дело в этом случае подлежит прекращению, если отказ принят судом. Признание иска полное или частичное - согласие ответчика с требованиями истца, сформулированными в исковом заявлении. Распорядительные действия сторон могут быть совершены в любой стадии процесса. Однако использование прав истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска ограничено моментом вынесения решения. Следовательно, эти права истец может использовать лишь в первой инстанции. Признание иска и мировое соглашение могут быть осуществлены в любой стадии. С процессуальными правами сторон тесно связаны их обязанности. Закон, предоставляя сторонам достаточно широкие процессуальные права, указывает на то, что лица, участвующие в деле, в том числе и стороны, несут обязанности, предусмотренные законом и должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Стороны не могут совершать действий, противоречащих либо нарушающих чьи-либо права и интересы. Хозяйственный суд в таких ситуациях в целях обеспечения законности в экономических отношениях, применяет в необходимых случаях санкции. Если дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров, (оставление претензии без ответа, не высылка истребованных документов), хозяйственный суд вправе отнести на это лицо судебные расходы независимо от исхода дела. Некоторые права сторон одновременно являются их обязанностями. Так, сторона имеет право давать объяснения по иску по поводу своих исковых требований, но это право является и ее обязанностью дать такие объяснения по требованию судьи хозяйственного суда. Предоставление доказательств по делу, с одной стороны, является правом стороны и в то же время ее обязанностью и т.д. В хозяйственном процессе в качестве истца или ответчика должно участвовать конкретное лицо. Возможны случаи, когда в судебном процессе выявляется, что истцу по делу спорное право не принадлежит или в качестве ответчика привлечено лицо, которое не должно отвечать по предъявленному иску. В подобных случаях в процессе участвуют ненадлежащие стороны, и спор по существу рассмотрен быть не может. Для рассмотрения спора по существу необходима замена ненадлежащей стороны надлежащей. Хозяйственный суд, установив во время разбирательства дела, что иск предъявлен не тем лицом, которому принадлежит право требования, или не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, может с согласия истца допустить замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком. Замена ненадлежащей стороны происходит при соблюдении определенных условий, предусмотренных в ст.42 ХПК РБ. Замена надлежащего истца может произойти по инициативе самого хозяйственного суда, но с согласия первого истца, не желающего уйти из процесса и с согласия надлежащего истца вступить в процесс. Если ненадлежащий истец не согласен выйти из процесса, то надлежащий может вступить в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора. В этих случаях рассмотрение спора продолжается. Если же ненадлежащий истец согласился выбыть из процесса, а надлежащий истец не дает согласия на вступление в процесс, суд должен прекратить производство по делу вследствие отказа первоначального истца от иска. Если ненадлежащий истец отказался выбыть из процесса, а надлежащий не дал согласия на вступление в процесс, дело рассматривается по существу с участием ненадлежащего истца и заканчивается вынесением решения об отказе в удовлетворении иска. Условия замены ненадлежащего ответчика несколько иные. Закон не требует согласия ненадлежащего ответчика на его замену, но для такой замены требуется согласие истца. Если истец согласен на замену ненадлежащего ответчика, то суд освобождает его от участия в деле и привлекает нового надлежащего ответчика. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо в качестве второго ответчика. В этом случае два ответчика (ненадлежащий и надлежащий) не являются соответчиками, поскольку имеют интересы, не противоречащие друг другу. Хозяйственный суд в этом случае решает вопрос по существу предъявленного искового требования. После того, как произошла замена ненадлежащей стороны рассмотрение дела производится с самого начала. При этом все действия, совершенные в процессе ненадлежащей стороной. не имеют никаких правовых последствий для надлежащей стороны. Замена ненадлежащей стороны может иметь место только в суде первой инстанции. Институт замены ненадлежащей стороны надлежащей имеет существенное практическое значение, поскольку позволяет разрешить спор сторон по существу с наименьшей затратой процессуальных средств, создает реальные условия для защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов. Известен также институт процессуального правопреемства. Оно имеет место в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением хозяйственного суда правоотношении (реорганизация, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина). В этих случаях суд проводит замену стороны ее правопреемником, указывая об этом в определении, решении или постановлении. Правопреемство возможно на любой стадии хозяйственного процесса, в отличие от замены ненадлежащей стороны надлежащей. Все действия, совершенные в процессе до его вступления в дело, обязательны в, той мере, в которой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил (ст.44 ХПК РБ). Замена стороны правопреемником происходит, как правило, в случаях перемены субъекта прав и обязанностей в правоотношении, когда новый субъект права (истец или ответчик) полностью или частично принимает на себя права или обязанности правопредшественника. В соответствии с ГК РБ при слиянии юридических лиц, права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическом улицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, в соответствии передаточным актом и т.д. Правопреемство в отдельном материальном правоотношении по гражданскому праву влечет за собой процессуальное правопреемство. Так, уступка требования по кредитному договору допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Однако не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника, а, следовательно, недопустимо и процессуальное правопреемство. С согласия кредитора допускается перевод должником своего долга на другое лицо. Таким образом, как при уступке требований кредитором другому лицу, так и при переводе долга на другое лицо должником, допускается правопреемство в хозяйственном процессе. Процессуальное правопреемство возможно на любой стадии хозяйственного процесса. Оно осуществляется в порядке, регулируемом законом. При необходимости осуществить процессуальное правопреемство хозяйственный суд приостанавливает производство по делу до вступления в процесс правопреемника выбывшего лица. Для допуска в дело правопреемника суду необходимо предъявить доказательства правопреемства (документы о реорганизации юридического лица, об уступке права требования или переводе долга) возобновляя производство по делу, хозяйственный суд выносит определение. Граждане могут вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по делу представителя. Руководители организаций, другие руководящие лица (председатель правления АО, председатель совета директоров) их заместители являются органом юридического лица и могут сами вести свои дела в хозяйственном суде. Свои полномочия они подтверждают в суде документом, удостоверяющим их служебное положение или полномочия. Но личное участие руководителя в рассмотрении хозяйственных споров не всегда возможно. Поэтому законодателем введён и применяется на практике институт представительства. Под представительством в хозяйственном процессе понимается деятельность представителя в судебном заседании, осуществляемая от имени представляемого с целью добиться для него наиболее благоприятного решения, а также для оказания помощи в осуществлении прав. Необходимость в представительстве обусловлена, главным образом, физической невозможностью руководителя лично вести все дела в хозяйственных судах, а также желанием сторон получить квалифицированную юридическую помощь при рассмотрении хозяйственных дел. Процессуально-правовой институт представительства в хозяйственном суде является гарантией обеспечения защиты прав организаций и граждан. Представителем в хозяйственном суде может быть любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в хозяйственном суде. В месте с тем закон устанавливает круг лиц, которые не могут быть представителями в хозяйственном суде. Это лица, не обладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры и работники аппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в процессе в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратуры или как законные представители. Полномочия представителей на ведение дела в хозяйственном суде должны быть оформлены в соответствии с требованиями закона, доверенности. Доверенность от имени организации выдается за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке, а также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, командованием соответствующей воинской части, если доверенность выдается военнослужащим. Доверенность лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы. Полномочия адвоката удостоверяются в порядке, установленном законом. Лица, не имеющие доверенности или иных документов удостоверяющих их полномочия на ведение дела в хозяйственном суде не могут быть допущены в процесс в качестве представителей. При наличии надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела представитель допускается в процесс и приобретает право на совершение всех тех процессуальных действий, которые в праве совершать сам представляемый в суде. Однако закон определяет круг процессуальных действий, право на совершение которых представителем должно быть специально оговорено в доверенности. К числу этих действий относятся: право на подписание искового заявления, передачи дела в третейский суд, полного или частичного отказа от исковых требований и признания иска, предмета или основания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалование, судебного акта хозяйственного суда, подписания заявления о принесении протеста, требования принудительного исполнения судебного акта, получения присужденных имущества или денег. Институт представительства в хозяйственном процессе распространяется не только на истца и ответчика, но и на других лиц, участвующих в деле и осуществляющих процессуальные действия (третьи лица, заявители в делах об установлении фактов) и представительство в хозяйственном процессе добровольное и может возникать только при наличии на это волеизъявления представляемого. Под личным представительством следует иметь в виду представительство непосредственно руководителем или заместителем, другим должностным лицом, действующим в силу полномочий, представляемых им учредительными документами. Под функциональным представительством понимается представительство, осуществляемое иным должностным лицом организации в силу его функциональных, должностных обязанностей. Под договорным представительством следует понимать представительство, осуществляемое посторонним для организации лицом по гражданско-правовому договору или трудовому соглашению
Глава 3. Третьи лица в хозяйственном процессе
ХПК РБ предусмотрено участие в хозяйственном процессе третьих лиц двух видов: заявляющих самостоятельные требования (ст.45 ХПК РБ) и не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора (ст.46 ХПК РБ). Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора могут вступить в дело до принятия хозяйственным решения. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца, кроме обязанности соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором. Это исключение вполне объяснимо, ибо в противном случае третьи лица вряд ли смогут вступить в начавшийся хозяйственный процесс. Третьи лица, не вступившие в "чужой" процесс, могут предъявить свои требования в общем порядке. Но вступление третьего лица в чужой процесс имеет определенные преимущества. Во-первых: сокращается дается срок восстановления нарушенных прав третьих лиц. Во-вторых, если спорное имущество будет передано первоначальному истцу или оставлено у ответчика, то они могут им распорядится что затруднит или сделает невозможным в последующем защиту прав третьих лиц. Заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, оплачивается государственной пошлиной в установленном порядке. Однако, расходы по государственной пошлине относятся на ответчика на ответчика в размере соотносимом с удовлетворенными требованиями. Третьи лица с самостоятельными требованиями следует отличать от соистцов, которые вступают в процесс одновременно в связи с возбуждением дела. Требования соистцов всегда направлены к ответчику по первоначальному иску. Требования же третьего лица с самостоятельными требованиями могут быть обращены как к истцу, так одновременно и к истцу, и к ответчику. Требования соистцов всегда тесно связаны между собой, требования же третьего лица и соистца носят взаимоисключающий характер. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требования на предмет спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия хозяйственным судом решения. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству сторон или по инициативе суда. Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, несут процессуальные обязанности и пользуются правами стороны, кроме права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, требование принудительного исполнения судебного акта. Третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в хозяйственном суде. Наиболее типичное основание вступления третьего лица без самостоятельных требований в дело, уже начатое - возможность регрессного иска одной из сторон спорного отношения третьему лицу после вынесения решения хозяйственным судом по основному спору. Интересы соответчика и третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика различны. Соответчик всегда противостоит истцу, несет перед ним непосредственно ответственность целиком или в части. Третье же лицо без самостоятельных требований на стороне ответчика находится в материальных правоотношениях лишь с ответчиком и непосредственно перед истцом ответственности не несет. На третье лицо ответственность может быть возложена лишь посредством регрессного требования ответчика в отдельном процессе. Третье лицо без самостоятельных требований не является предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения и не претендует на объект спора. Из этого вытекает и то, что на третьих лицах без самостоятельных требований не распространяется требование о соблюдении претензионного порядка, хотя это и не предусмотрено в законе. Участие третьих лиц без самостоятельных требований в хозяйственном процессе создает возможность заранее предотвратить присуждение с них определенных сумм, например, по последующему регрессивному иску, возможность заранее получить информацию о регрессном иске к третьим лицам. Третьи лица обоих видов могут вступить в хозяйственный процесс только до принятия хозяйственным судом решения, т.е. их участие возможно в суде первой инстанции и не возможно в апелляционном суде и в кассационной инстанции.
Глава 4 Прокурор в хозяйственном процессе
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (п.4 ст.38) наделяет правом на обращение в хозяйственный суд прокурора. Прокурор вправе обратиться в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов. Например, о признании недействительными актов государственных и иных органов, учредительных документов предприятий, о применении мер имущественной ответственности к нарушителям природоохранного законодательства, законодательства о приватизации и т.п. В отдельных случаях прокурор может предъявить иск в интересах организации, гражданина-предпринимателя, если ответчиками, которым предъявлены исковые требования, допущены нарушения, затрагивающие государственные и общественные интересы. Хозяйственный процессуальный кодекс РБ прямо не предусматривает право прокурора на предъявление исков в защиту интересов организаций и граждан-предпринимателей. Однако прокуроры продолжают предъявлять, а хозяйственные суды рассматривают иски в защиту прав предпринимательских структур. Если же в процессе заседания хозяйственного суда выяснится, что иск заявлен в интересах предпринимательской структуры и не затрагивает интересы государства или общества хозяйственному суду предоставляется право сообщить вышестоящему прокурору о нарушении законодательства. Причина предъявления прокурором исков в защиту интересов хозяйствующих субъектов проста: освободить предприятие от уплаты государственной пошлины. Исковое заявление прокурора "не оплачивается" даже при неудовлетворении его. А это порождает неравенство субъектов перед законом. Ведь в условиях рыночных отношении сохранение денежных средств в обороте даже на небольшой срок имеет немаловажное значение. Поэтому узаконение права прокурора на предъявление иска в интересах юридических лиц непременно должно сопровождаться такого правила при котором государственная пошлина по неудовлетворённым искам прокурора должна взыскиваться со стороны, чьи интересы отстаивал в хозяйственном суде прокурор. Уровень прокуроров, наделенных правом обратиться в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, определен законом.
Прокурор лишен лишь права на заключение мирового соглашения. И это верно. Ведь он в общем защищает не свои интересы, а интересы государства и общества, и вряд ли подобные дела могут заканчиваться мировым соглашением. В то же время прокурор может отказаться от предъявленного иска. Но истец при этом не лишается права требовать рассмотрения дела по существу. Отказ же истца от иска, который был предъявлен прокурором в его интересах влечёт оставление иска без рассмотрения. Поскольку прокурор, заявивший иск в хозяйственный суд в случаях, установленных в законе, пользуется практически всеми правами и несет обязанности истца, стороны по делу, то ему принадлежит право на подачу апелляционной и кассационной жалобы и участие в их рассмотрении в соответствующей инстанции. Как сторона по делу прокурор, подававший иск, имеет право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Протест на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов могут приносить только Генеральный прокурор РБ и его заместители в порядке, определяемом законом. Хозяйственное законодательство предусматривает вступление в хозяйственный процесс прокурора только по инициативе самого прокурора.
Глава 5. Иные участники хозяйственного процесса
В хозяйственном процессуальном законодательстве появился новый правовой институт - иные участники процесса. К ним законодатель относит свидетелей, экспертов, переводчиков, представителей, понятых. В соответствии со ст.51 ХПК РБ, свидетелем может быть любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора хозяйственным судом. Свидетель, таким образом, рассматривается законодателем как источник сведений о фактах, положенных в основание иска или возражений против него. Знание этих сведений судом и другими участниками хозяйственного процесса позволит вынести правильное решение. Поэтому свидетель обязан явиться в хозяйственный суд по вызову и сообщить известные ему сведения по делу. Законодатель обязывает свидетеля давать правдивые показания, отвечать на вопросы судьи и лиц, участвующих в хозяйственном процессе. За дачу заведомо ложных показаний или уклонение от дачи показаний свидетель несет уголовную ответственность. Законодатель не ограничивает круг лиц, могущих быть вызванными в хозяйственный суд для дачи объяснений, и может возникнуть проблема о правомерности вызова в качестве свидетелей таких лиц, представителей сторон, которым нужные сведения стали известны в связи с выполнением ими функций представителя или лиц, которым известны сведения, содержащие коммерческую или государственную тайну. Показания свидетелей фиксируются в протоколе судебного задания. По предложению хозяйственного суда, свидетель может изложить свои показания в письменном виде. Однако представление письменных свидетельских показаний по инициативе свидетеля или стороны по делу не предусмотрено. Нет в ХПК РБ и подробной регламентации порядка получения свидетельских показаний. По уголовному и гражданскому процессуальному кодексам требуется удаление из зала судебного заседания свидетелей по даче ими свидетельских показаний. Хозяйственные суды действуют аналогичным образом, чтобы не снижались гарантии достоверности информации.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, хозяйственный суд по хода лица, участвующего в деле, назначает экспертизу. В соответствии со ст.52 ХПК РБ экспертом может выступать лицо, обладающее специальными познания, необходимыми для дачи заключения. Нетрудно убедиться, что экспертиза может быть назначена для разрешения вопросов из любой отрасли науки, техники, искусства и т.д., кроме правовой. Лицо, которому поручено проведение экспертизы, обязано явиться по вызову хозяйственного суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или если он не обладает знаниями, необходимыми для выполнения возложенной на него обязанности. При необходимости эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в заседаниях хозяйственного суда, задавать вопросы, просить суд об истребовании дополнительных материалов. Лица, участвующие в деле, вправе представить хозяйственному суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, и предложения по кандидатурам экспертов. Но окончательная формулировка вопросов производится судом в выносимом им определении о назначении экспертизы. Отклонение вопросов, предложенных участвующими в деле лицами, суд обязан мотивировать в своём определении. Экспертиза проводится работниками экспертных учреждений либо иными специалистами, которым она поручена хозяйственным судом. Проведение экспертизы может быть поручено нескольким экспертам. ХПК РБ устанавливает, что экспертиза проводится в заседании хозяйственного суда или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднительности доставки материалов для исследования в заседании. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, если такое присутствие не мешает нормальной работе экспертов. Если проведение экспертизы поручено двум или более экспертам, они вправе совещаться между собой и дать общее заключение. Эксперт, не согласный с другими экспертами, дает отдельное заключение. Основная процессуальная обязанность эксперта состоит в даче объективного заключения по тем вопросам, которые поставлены на его разрешение, в соответствии с новейшими достижения науки, техники, ремесла и т.д. Отказ от дачи заключения эксперта возможен, если причины отказа были признаны судом уважительными недостаточность представленных материалов, отсутствие надлежащей квалификации эксперта, болезнь и т.п.). Закон представляет вполне определенные требования к форме и содержанию заключения эксперта. Оно даётся в письменной форме и должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате их выводы и ответы на поставленные хозяйственным судом вопросы. Эксперт вправе сделать выводы и о других обстоятельствах, в отношении которых вопросы поставлены не были. В случае недостаточной ясности ил неполноты заключения эксперта хозяйственный суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. При несогласии с заключением эксперта хозяйственный суд по ходатайству участвующего в деле лица может назначить повторную экспертизу, поручив ее проведение другому эксперту. Заключение эксперта исследуется в заседании хозяйственного суда и оценивается наряду с другими доказательствами. Эксперт не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу по основаниям, предусмотренным ХПК РБ: если он является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителем; если он при предыдущем рассмотрении дела участвовал в качестве переводчика, прокурора, представителя или свидетеля; если он лично, прямо пли косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Основаниями для отвода эксперта являются также: его служебная или иная зависимость в момент разбирательства дела или в прошлом от лиц, участвующих в деле, или их представителей; производство им ревизии, материалы которой послужили основание поводом для обращения в хозяйственный суд либо используются при рассмотрении дела. Участие эксперта в предыдущем рассмотрении дела в качестве эксперта не является основанием для его отвода. В соответствии с ХПК РБ судопроизводство в хозяйственном суде ведется на русском или белорусском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским или белорусским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в хозяйственном суде на родном языке. Нарушение указанных правил рассматривается как нарушение норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов. Права и обязанности переводчика предусмотрены в ст.53 ХПК РБ. Переводчиком является лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и назначенное судом для участия в хозяйственном процессе. Переводчик может быть назначен из числа предложенных участниками хозяйственного процесса лиц. Однако сами участники хозяйственного процесса не вправе принимать на обязанности переводчика, хотя бы они и владели необходимым для перевода языками. Переводчик обязан явиться по вызову суда и полно, правильно и своевременно, осуществлять перевод письменных доказательств и устных объяснений всех участников процесса. При этом переводчик вправе задавать присутствующим при переводе лицам вопросы для уточнения перевода. Как и эксперт переводчик подлежит отводу в тех же случаях что и эксперт. Кроме того, эксперт и переводчик при наличии оснований для отвода обязаны заявить самоотвод. Переводчик несет уголовную ответственность в случае заведомого неправильного перевода. Об участии в деле переводчика отмечается в решении суда. Оплата его услуг относится к хозяйственным расходам в форме издержек, связанных с рассмотрением дела, и относится на стороны в зависимости от исхода дел.
Заключение
Основным и обязательным участником хозяйственного процесса является хозяйственный суд, осуществляющий судебную власть. В хозяйственном законодательстве нет специальных норм определяющих правовое положение, права и обязанности хозяйственного суда (судьи) в хозяйственном процессе. Его положение определяется задачами хозяйственного судопроизводства: защита нарушенных или оспариваемых прав предпринимателей и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушении в предпринимательской и экономической деятельности. Из всех участников хозяйственного процесса только хозяйственный суд (судья) наделен правом и обязан вынести законное и обоснованное судебное решение.
Основными участниками хозяйственного процесса являются непосредственные стороны: истец и ответчик. В соответствии с принципом состязательности каждой из сторон в процессе обеспечиваются широкие возможности отстаивать занятую в споре позицию. Истец и ответчик должны указать факты, подлежащие исследованию, и представить доказательства, подтверждающие эти факты; они имеют право активно участвовать в исследовании имеющихся в деле доказательств, заявлять различные ходатайства, задавать представителям участников спора вопросы, высказывать свои мнения и соображения по всем возникающим в процессе рассмотрения дела вопросам, оспаривать доводы и соображения другой стороны. Стороны наделены также комплексом прав, защищающих стороны от необоснованных, неправильных решений суда, а именно проверка решений суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
ХПК РБ предусмотрено так же участие в хозяйственном процессе третьих лиц двух видов: заявляющих самостоятельные требования и не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь наделяет правом на обращение в хозяйственный суд прокурора. Прокурор вправе обратиться в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.
В новом хозяйственном процессуальном законодательстве появился новый правовой институт - иные участники процесса. К ним законодатель относит свидетелей, экспертов, переводчиков, понятых.
Итак, участники хозяйственного процесса, обладают и пользуются достаточно широким комплексом прав, позволяющих объективно и легитимно разрешить возникающие споры. В тоже время, широкий круг обязанностей позволяет создать гарантии для охраняемых законом прав и интересов граждан и юридических лиц, участвующих в хозяйственном процессе.
Список использованной литературы
Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997.
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Мн., 1999.
Гражданский кодекс Республики Беларусь. Мн., 1999.
Анохин В.С. “Предприниматель и хозяйственный суд” М. 1998
Арбитражный процесс. “Зерцало. ” М. 1995
Арбитражный процесс. / под ред. М.К. Треушникова. М., 2000.
Комментарий к ГК РБ “Спарк” М. 1995
Каменков В.С. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн., 2000.
Каменков В.С. Основные положения нового ХПК РБ. Мн., 1999.
Каменков В.С., Жандаров В.В. Справочник по хозяйственному процессу. Мн., 2001.