Уголовный закон и пределы его действия
1
Тема: Уголовный закон и пределы его действия
Оглавление
Введение
Глава 1 Действие уголовного закона во времени и пространстве
1.1. Действие уголовного закона во времени
1.2. Действие уголовного закона в пространстве
Глава 2 Выдача лиц, совершивших преступление
Заключение
Список литературы
Введение
Опыт прошлых лет и самого последнего времени, свидетельствует о том, что в связи с принятием нового уголовного закона перед органами дознания, следствия, прокуратуры и судом нередко встают сложные вопросы квалификации и назначения наказания за деяния, совершенные еще в период действия старого закона, совершенные вне пределов территории России.
Издаваемые органами законодательной власти страны отдельные уголовные законы, включающие несколько уголовно-правовых норм или одну такую норму, подлежат включению в Уголовный кодекс (ч.1 ст.1 УК РФ). Например: Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 158-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен двумя нормами, предусматривающими ответственность: за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции – ст.171.1; за изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок и знаков соответствия их использование ст.327.1
Уголовный закон относится, прежде всего, к Уголовному кодексу, который можно считать систематизированным законодательным актом, представляющим уголовное законодательство Российской Федерации и содержащим совокупность уголовно-правовых норм.
Таким образом, уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых и составляет уголовное право.
Уголовный закон – единственный источник уголовного права, поскольку нормы уголовного права содержатся лишь в уголовных законах и только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость деяния.
Уголовный закон должен соответствовать экономическим, политическим и идеологическим условиям жизни общества, его интересам, потребностям, а в случаях утраты такого соответствия уголовный закон или его отдельные нормы изменяются законодателем или отменяются.
Уголовный закон и правильное, точное его применение играют огромную роль в борьбе с преступностью и в предупреждении преступлений.
Данная тема актуальна, прежде всего, потому, что ей затрагивается вопрос применения закона, которым определяется наказание, общественная опасность действий того или иного лица. Ошибочное же применение уголовного закона, может привести к ошибкам в уголовном процессе и неверном наказании лиц, что просто недопустимо.
На первый взгляд, не должно возникнуть трудностей в оценке вновь принимаемого закона - устраняет он наказуемого или вновь, на какую территорию и на каких лиц распространяется. Однако оказалось, что все не так просто.
Опираясь на нормы Основного закона Российской Федерации, действующего Уголовного кодекса и ныне не действующие нормативные акты, а также на научную литературу, последовательно рассмотрим вопросы действия уголовного закона во времени и пространстве.
Глава 1Действие уголовного закона во времени и пространстве
1.1 Действие уголовного закона во времени
Статья 54 Конституции РФ закрепляет: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В отечественном уголовном законодательстве неоднократно менялись подходы к проблеме регулирования действия уголовного закона во времени.
В начале века профессор Н.С.Таганцев писал, что все главнейшие теории относительно обратного действия уголовных законов, могут быть сведены к следующим группам:
«1. К преступному деянию может быть применяем только закон, действовавший в момент его учинения.
2. К преступному деянию может быть применяем только закон, действующий во время его учинения, но законы более мягкие или более снисходительные к преступнику всегда получают обратную силу.
При этом более мягкими признаются:
а) объявляющие ненаказуемым деяние, до того момента обложенное наказанием;
б) отменяющие род наказания или без замены его новым, или с заменой новым, но более мягким для преступника;
в) уменьшающие меру ответственности без изменения рода.
3. Всегда применяется новый закон, но закон новый, более строгий, не распространяется на прежние деяния.
4. Новый закон применяется ко всем деяниям, признававшимся преступными, до его издания, но подлежащим суду и наказанию после его издания».
В прошлом нарушались общепринятые принципы действия уголовных законов во времени. Это приводило к тому, что те или иные деяния объявлялись тяжкими преступлениями и им еще придавалась обратная сила.
Так, например, было с постановлением Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929г. «Об объявлении вне закона должностных лиц – граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР». Этот Закон, известный как «Закон о невозвращенцах», рассматривал лиц, отказавшихся вернуться в СССР, как перебежчиков в лагерь врагов, квалифицировал их действия как измену, влекущую объявление вне закона, последствием чего были конфискации всего имущества осужденного и расстрел его через 24 часа после удостоверения личности. В ст.6 постановления было сказано: «Настоящий закон имеет обратную силу».
Известны исключения и из «правила об обязательном придании обратной силы законам, смягчающим ответственность.
Ныне не действующий УК РСФСР 1960 г. Исключил из числа преступных более 60 деяний, известных прежнему уголовному законодательству. Лица, совершившие эти преступления, были освобождены от уголовной ответственности и наказания. В то же время Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 января 1961 г. «О порядке введения в действие Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» в изъятие из общего правила смягчение наказания не было распространено на лиц, осужденных за особо опасные государственные преступления, предусмотренные разделом 1 гл.1 Особенной части УК РСФСР, а также за бандитизм, умышленное убийство и ряд других преступлений, если приговоры в отношении этих лиц вступили в силу до 1 января 1961 г. т.е. до введения в действие УК РСФСР 1961г.
Сейчас, когда положения Конституции в силу ее ст.15 имеют прямое действие, во всех необходимых случаях конституционная норма может применяться непосредственно. Последнее важно подчеркнуть и потому, что содержание вышеназванной нормы вполне соответствует требованиям норм международного права: «Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением… Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника».
Для уголовного права ответственность за совершенное преступление определяется по закону, действующему в момент его совершения. Это значит, что закон принят в установленном порядке и вступил в законную силу. В соответствии с требованиями Конституции законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Порядок опубликования и вступления в силу законов Российской Федерации определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Под законом, устанавливающим ответственность, понимается закон, которым вводится та или иная ответственность за правонарушение, до того не существовавшая.
Под законом, отягчающим ответственность, имеется в виду закон, устанавливающий более строгий вид ответственности, например вместо административной – уголовную, либо более строгое наказание в рамках одного и того же вида ответственности.
Под обратной силой закона следует понимать распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в силу. Если закон обратной силы не имеет, это значит, что он не распространяется на деяния, совершенные до его вступления в силу.
Положения, содержащиеся в ч.1 ст. 54 Конституции РФ, изложены в Уголовном Кодексе в формулировке, отражающей специфические особенности этой отрасли законодательства. Так, в ч. 3 ст. 6 УК записано: «Закон, устанавливающий наказуемость деяния или устанавливающий наказание, обратной силы не имеет».
Поскольку уголовное наказание может применяться только к лицам, совершившим преступление, в качестве закона, устанавливающего наказуемость деяния, может рассматриваться закон, объявляющий то или иное противоправное наказание, основное либо основное и дополнительное, из числа предусмотренных в УК. Это может быть дополнением Особенной части УК путем включения в нее новой статьи или включения в уже имеющуюся статью нового состава преступления, ранее не рассматривавшегося в качестве преступления, в том числе под каким бы то ни было наименованием.
Закон может рассматриваться как усиливающий наказание, если в нем увеличиваются максимальная или минимальная санкции, вводится более строгое основное наказание, вводится дополнительное наказание, преступлению дается иная квалификация, хотя м не влекущая изменение уголовных наказаний, но приводящая к иным отрицательным уголовно-правовым последствиям, например к признанию преступления тяжким, сокращению возможности условно-досрочного освобождения.
В ст. 9 УК РФ сформулировано общее правило, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Это означает, что как правило, уголовный закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на преступления, совершенные до его вступления в силу. По действующему закону можно квалифицировать только те преступления, которые были совершены после вступления в силу. Преступления, совершенные в период действия прежнего уголовного закона, должны квалифицироваться по этому закону, независимо от того, что расследование и рассмотрение дела в суде производились уже во время действия нового.
Новой для российского уголовного права является лишь ч. 2 ст. 9 УК РФ, в которой на законодательном уровне решен вопрос о времени совершения преступления. Ранее эта проблема была предметом дискуссий.
Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия), независимо от времени наступления последствий. Эта новелла позволяет сделать однозначный вывод: уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления с так называемыми отдаленными последствиями, следует считать закон, имеющий силу в момент выполнения деяния, предусмотренного этим законом, а не тот, который действовал в момент наступления последствий этого преступления.
Причем под «совершением преступления» следует понимать как оконченное, так и неоконченное преступление, то есть покушение на преступление и приготовление к нему.
Уголовный закон считается действующим с момент а вступления его в Сиду. В соответствии с Федеральным законом от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Все законы РФ, в том числе и уголовные, вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в законе не указана иная дата. Федеральным законом «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» указано, что настоящий УК РФ вступает в силу с 1 января 1997 г. (РГ, 18 июня 1996 г.). В соответствии со ст. 2 этого закона с 1 января 1997 года утрачиваю силу УК РСФСР 1960 г. И все законы, которыми он был изменен или дополнен.
Часть 2 ст. 9 УК РФ имеет важное практическое значение в особенности для тех случаев, когда между совершенным действием (например, нарушением правил безопасности при размещении объектов энергетики) и наступившими последствиями (например, заражением окружающей среды) имел место значительный разрыв во времени. В этом случае уголовная ответственность наступает по закону, действовавшему во время нарушения указанных правил независимо от времени наступления указанных в ст. 215 УК тяжких последствий.
Время совершения длящихся и продолжаемых преступлений определено в постановлении Пленума Верховного Суда СССР «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» от 4 марта 1929 г. с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 14 марта 1963 г. Временем совершения длящихся преступлений, то есть преступлений, характеризующихся непрерывным осуществлением определенного преступного поведения (например, побег из мест лишения свободы) является время совершения действия (бездействия), образующего состав преступления. Временем совершения продолжаемого преступления, то есть преступления, характеризующегося совершением ряда тождественных действий, направленных к единой цели и совершенных по единому умыслу, является совершение первого такого действия.
Отношение к данному положению закона со стороны юридической общественности неоднозначно. Например, в комментарии под редакцией
Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева прямо говорится о том, что положение закона вызывает серьезные возражения. Аргументы автора комментария ст. 9 УК РФ А.Н. Игнатова следующие: «…предыдущая ст.8 УК РФ указывает, что основанием уголовной ответственности является совершения деяния, содержащего все признаки состава преступления. В так называемых материальных составах преступления последствия являются необходимым признаком состава преступления. Совершение общественно опасного действия, еще не повлекшего последствий, может рассматриваться только как покушение на преступление. Поэтому указание, что временем совершения преступления является время совершения преступного действия (бездействия), а не наступления предусмотренных уголовным законом последствий, находится в противоречии со ст. 8 УК РФ. Получается, что уголовная ответственность за оконченное преступление может наступать и тогда, когда для этого нет предусмотренных Уголовным кодексом оснований».
Статья 10 УК РФ подробно регулирует применение обратной силыуголовного закона, поэтому законодатель сформулировал эту норму в самостоятельной статье.
Исходной позицией для уголовно-правового регулирования является ст. 54 Конституции Российской Федерации, в которой устанавливается основное правило: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это конституционное предписание закрепляется во второй фазе ч.1 ст. 10 УК РФ, говорящей о неприменении нового уголовного закона, устанавливающего уголовно-правовой запрет, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего преступление. УК 1996 г. содержит свыше 60 новых уголовно-правовых запретов, усиливает наказание за многие тяжкие и особо опасный рецидив. Все эти нормы в соответствии со ст.10 УК не имеют обратной силы.
Часть 1 ст.10 УК РФ формулирует исключения из общего правила, то есть предусматривает случаи применения нового УК к деяниям, совершенным до его вступления в силу. Эти исключения, основанные на принципах справедливости и гуманизма, касаются трех случаев. Два из них известны и прежнему законодательству: закон имеет обратную силу, если он декриминализирует какое-либо деяние или он смягчает наказание за его совершение. Новый Уголовный кодекс декриминализировал несколько десятков преступлений УК РСФСР. В частности таких, как Комментарий к УК РФ. Общая часть / Под ред. проф. Ю.И.Скуратова и проф. В.М.Лебедева. М., 1996. С. 9 вредительство (ст.69 УК РСФСР), призывы к совершению преступлений против государства (ст.701 УК РСФСР), уклонение от лечения венерической болезни (ст.1151 УК РСФСР), присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного чужого имущества (ст.1484 УК РСФСР) и др.
Под смягчением наказания следует понимать снижение максимума либо минимума соответствующего наказания, предусмотренного в санкции, исключение из санкции дополнительной меры наказания либо включение в нее такой альтернативной меры, которая дает суду возможность назначит виновному лицу более мягкую меру наказания.
Новым является предписание ст. 10 УК РФ о применение обратной силы
Нового уголовного закона к случаям, когда закон иным образом смягчает ответственность лица. Здесь имеются в виду многие случаи. Например, по УК 1996 г. сняты ограничения в применении условно-досрочного освобождения, сокращены сроки давности, установлено обязательное смягчение наказания за неоконченные преступления, предусмотрены новые виды освобождения от уголовной ответственности для лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести и т.д. Все эти нормы имеют обратную силу, то есть применяются к лицам, совершившим преступления до 1 января 1997 г.
Вполне возможны ситуации, когда , например, содеянное необходимо квалифицировать по УК РФ, а наказание назначить в соответствии с требованиями УК РСФСР. Или наоборот.
Ст. 10 УК РФ уточняет круг лиц, на которых распространяется обратная сила нового УК. Кроме лиц, дела которых за совершенные ими преступления не были рассмотрены до 1 января 1997 г., обратная сила нового УК распространяется также на лиц, отбывающих наказание, и лиц имеющих судимость за преступления, совершенные до 1 января 1997.
Попов А.Н. Уголовный закон и его обратная сила: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе» / Науч. редактор проф. Б.В. Волженкин. СПб., 1998. С. 18
Попов А.Н. Уголовный закон и его обратная сила: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе» / Науч. редактор проф. Б.В. Волженкин. СПб., 1998. С. 18
В соответствии со ст. 3 Закона о введении в действие6 нового УК пересмотр всех уголовных дел для выяснения вопроса о возможности применения обратной силы нового УК возлагается на соответствующие органы по месту совершения преступления или по месту отбывания наказания. В случае применения обратной силы уголовное дело, не рассмотренное судом, подлежит прекращению, в какой бы стадии уголовного процесса оно ни находилось. Если дело было рассмотрено и лицу было назначено наказание , это наказание подлежит сокращению. При этом ч. 2 ст. 10 УК РФ определяет обязанности суда: наказание должно быть снижено до максимума, установленного санкцией соответствующей статьи нового УК; если эта санкция не предусматривает того дополнительного наказания, к которому было приговорено лицо, суд должен освободить это лицо от такого дополнительного наказания.
Итак, установив принципиальное положение, что новый уголовный закон, каким-либо образом ухудшающий положение лиц, ранее совершивших преступление, обратной силы не имеет, необходимо выяснить, как определять сроки лишения свободы при смягчении или ужесточении наказания. Например, старый уголовный кодекс предусматривал лишение свободы от двух до десяти лет, а новый закон за такое же преступление – от трех до восьми лет. Какой закон является более мягким? В доктрине уголовного права высказывались мнения, что более мягкий закон – это закон с более низким минимальным сроком наказания, и наоборот сопоставлять строгость законов следует по высшему, а не по низшему пределу наказания.
Последняя позиция представляется предпочтительной, поскольку в необходимых случаях суд может назначить наказание ниже низшего предела санкции или даже назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом. Назначить же наказание более строгое, чем установлено законом, суд не может ни при каких обстоятельствах.
Одной из острых проблем, возникших в процессе применения уголовного законодательства с момента принятия нового Уголовного кодекса, является проблема реализации нормы об обратной силе законы. Причем реализации этой нормы в связи с предписаниями Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».
Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» был опубликован в «Российской газете» 18 июня 1996 г., а следовательно, 29 июня вступил в законную силу.
Такой порядок регламентируется Федеральным законом от 14 июля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», в ст. 6 которого указывается, что законы и акты палат Федерального Собрания «вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу». Но с момента вступления названного Закона в силу в уголовном законодательстве возникло некоторое противоречие.
С одной стороны, еще полгода действуют нормы УК РСФСР, с другой – названный Закон предписывает прекращать все возбужденные уголовные дела о деяниях, не признающихся преступлениями в соответствии с УК РФ, вводимым в действие с 1 января 1997 г.
Если бы в Федеральном законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» было указано, что именно с 1 января 1997 г. должны прекращаться находящиеся в производстве судов, органов предварительного следствия и органов дознания уголовные дела о деяниях, которые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации не признаются преступлениями, то никаких проблем не возникло.
В ряде случаев уголовные дела по ныне декриминализированным деяниям прекращались до 1 января 1997 г. в соответствии с указанным Федеральным законом.
Законодатель, 27 декабря 1996 г., принимает Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», суть которых заключается в определении момента, с которого прекращаются уголовные дела по тем составам, которые декриминализированы.
Однако противоречия рассматриваемого Федерального закона фактом внесения в него изменений и дополнений не только сняты, но и стали более обостренными.
Если Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» позволял прекращать уголовные дела за деяния, которые по новому Уголовному кодексу не являются преступлениями, то начиная с 29 июня 1996 г., то Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г. требовал вновь возбуждать эти уголовные дела. Таким образом, законодатель придал закону обратную силу, ухудшающую положение лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела, подлежащие прекращению, поскольку они должны были прекращаться уже не с 29 июня 1996 г. (как было до принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений…», а с 1 января 1997 г.
Законодатель предложил правоприменителю как бы «забыть» несовершенную формулировку закона и начинать реализацию его положений с чистого листа, то есть с 1 января 1997 г.
Рассматриваемая проблема привела к постановке крайне важного вопроса с теоретической и в большей мере с практической (правоприменительной) точек зрения. Имеется ли общественная опасность в деяниях, признаваемых законодателем с определенного момента неприступными?
В нашем примере новый УК РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. т.То есть на момент принятия нового УК РФ законодателем дана окончательная правовая оценка, какие деяния являются преступными, а какие не являются таковыми. Декриминализировав, в частности, куплю-продажу гражданам иностранной валюты, законодатель признает, что в этом деянии отсутствует самый важный первичный признак преступления – общественная опасность. Но, вероятно, будет неверным предполагать, что общественная опасность декриминализированных норм будет сохраняться до момента вступления УК РФ в действие. Поскольку именно отсутствие у конкретного деяния общественной опасности явилось для законодателя побудительным мотивом признания этого деяния неприступным.
Наконец, именно в таких ситуациях и предусмотрено применение конституционного положения о ретроактивном действии (обратная сила) закона. Когда закон вводится через полгода, а нормы, смягчающие уголовную ответственность или устраняющие ее вовсе, начинают действовать непосредственно после его официального принятия.
Подтверждением этим рассуждениям должны служить не только нормы Конституции России и уголовного права, но прежде всего здравый смысл и целесообразность, на которых и ведется закон, регулирующий отношения граждан в демократическом правовом государстве.
В итоге выясняется, что законодатель с самого начала был прав, и «оплошность» свою он допустил намеренно, хотя и был не до конца последовательным. В Федеральном законе о введении в действие УК РФ должна была найти отражение норма, предусматривающая немедленное (то есть с 29 июня 1996 г.) исключение из УК РСФСР составов, предусматривающих уголовную ответственность за деяния, не признаваемые преступными по новому УК РФ.
Проблемы при право применении норм уголовного закона возникают также при квалификации преступлений, совершенных при соучастии нескольких лиц. Нетрудно представить, когда организатор, подстрекатель или пособник совершили деяние до 1 января 1997 г. (или же до вступления в силу дополнений уголовного кодекса) исполнитель – позднее этого срока, т.е. после вступления в силу нового кодекса. Преступность и наказуемость действий исполнителя преступления (равно как и соисполнителя) в таком случае будет определяться по УК РФ 1996 г. В отношении других соучастников возможны различные варианты в зависимости от того, как они соотносятся с принципами, закрепленными в ст. 10 УК. В случае устранения преступности и наказуемости деяния применению подлежит вновь принятый закон.
В ч. 5 ст. 34 УК РФ 1996 г. закреплено положение о том, что в случае не доведения исполнителем преступления до конца по независящим от него обстоятельствам, остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушению на него. Однако приведенное положение ч. 5 ст. 34 УК РФ находится в некотором противоречии с ч. 1 этой же статьи, согласно которой ответственность соучастников определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Из этого можно сделать вывод, что каждый участник отвечает за лично им содеянное, следовательно, у каждого из них «индивидуальное основание» уголовной ответственности.
Если руководствоваться ч. 1.ст. 34 нового УК, можно сделать вывод, что здесь реализуется принцип самостоятельной ответственности соучастников. Из этого следует, что временем совершения соучастниками преступления является не тот момент, в который исполнитель реализовал объективную сторону состава преступления, а тот, когда их них совершил те деяния, которыми определялось его участие в преступлении, и применению подлежит уголовный закон, который действовал во время фактического участия лица в осуществлении единого преступления. Однако, как отмечалось выше, новые положения УК РФ 1996 г. не содержат четких критериев для правильного и единообразного применения нового УКРФ в отношении лиц, совершивших «групповое» преступление. Таким образом, реформирование института действия уголовных законов во времени еще не завершено.
Нормы Уголовного кодекса РФ 1996 г. в целом можно классифицировать на три группы (по действию их во времени).
К первой относятся нормы немедленного действия; это та категория норм, которая является действующей на момент вынесения решения по уголовному делу и поэтому к нему применяется. К ним могут относится любые нормы УК в тех случаях, когда одна и та же норма являлась действующей и во время совершения преступления, и во время рассмотрения дела в суде.
Во вторую группу входят нормы, которым не может быть предана обратная сила – т.е. те, которыми устанавливается преступность деяния, усиливается наказание либо иным образом ухудшается положение лица (обвиняемого, подсудимого, осужденного, отбывшего наказание). К таковым относятся, например, нормы, составляющие главу 23 УК РФ (Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях); главу 28 (Преступления в сфере компьютерной информации) и другие, которыми криминализирован целый ряд новых для российского уголовного законодательства деяний.
К нормам, усиливающим ответственность, можно отнести и те, которыми в ранее известные уголовному законодательству составы включаются новые квалифицирующие обстоятельства. Так, ч. 2 ст. 105 УК РФ, по сравнению со ст. 102 УК РСФСР 1960 г., пополнилась новыми квалифицирующими признаками: п. «в» - убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека или захватом заложника; п. «м» - убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего и др.
Новым кодексом повышены санкции на целый ряд преступлений против личности. К примеру, по ч. 1 ст. 105 УК РФ 1996 г. (умышленное убийство) на три года увеличен минимальный срок лишения свободы и на пять лет максимальный размер санкции по сравнению со ст. 103 УК РСФСР.
Эти и другие нормы, усиливающие ответственность и наказуемость, не распространяются не деяния, совершенные до вступления в силу нового Уголовного кодекса, т.е. до 1 января 1997 г.
К этой же группе норм, не обладающих силой, относятся нормы, иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление.
К примеру, в ст. 10 УК РСФСР 1960 г. в перечне преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет, отсутствовали такие составы, как вымогательство, вандализм, насильственные действия сексуального характера. Включение их в ст. 20 нового Уголовного кодекса, определяющую, с какого возраста наступает уголовная ответственность, расширило круг субъектов, попадающих под действие Уголовного кодекса, а значит, в отношении указанных деяния ст. 20 УК РФ не имеет обратной силы (ст. 10 УК РФ 1996 г).
Аналогичным образом следует оценивать и изменения законодательства, содержащиеся в ст. 18 УК РФ 1996 г. В ней зафиксированы понятия рецидива и опасного рецидива. Причем, согласно ч. 5 ст. 18 УК РФ рецидив преступлений влечет более строгое наказание. Тем самым увеличено число оснований для применения более суровых мер уголовно-правового воздействия.
Ст. 63 УК РФ содержит более широкий перечень обстоятельств, отягчающих наказание. Это, в частности: особо активная роль в совершении преступления (п. «г»); привлечение к совершению преступления лица, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами, либо находятся в состоянии опьянения (п. «д»); совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (п. «е») и др. Указанные обстоятельства не могут вменяться лицами, совершившим преступление до 1 января 1997 г.
К числу норм, ухудшающих положение виновного, могут быть отнесены и статьи Кодекса, регламентирующие порядок назначения наказания. Так ч. 2 ст. 68 УК РФ содержит указание на то, что при рецидиве преступлений срок наказания не может быть ниже половины максимального срока наиболее строгого наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
После вступления в силу нового Уголовного кодекса вышеприведенная норма, согласно с. 10 УК РФ, не может применяться судом в отношении лица, совершившего преступление до 1 января 1997 г., поскольку ею предусматриваются границы, ниже которых суд не вправе определить размер наказания, что существенно ухудшает положение подсудимого по сравнению с ранее действовавшим законом.
Нормы, определяющие сроки давности привлечения к уголовной ответственности, также могут быть отнесены к числу ухудшающих положение лица, совершившего преступление. Так, п. 1 ст. 49 УК РСФСР 1960 г. в качестве такого срока определяет один год со дня совершения ряда преступлений. По новому же Кодексу (ч. 1 ст. 78 ) минимальный давностный срок для привлечения к ответственности составляет два года после совершения преступления небольшой тяжести (к таковым ч. 2 ст. 15 УК РФ 1996 г. относит умышленные и неосторожные деяния, наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы).
Эта норма не будет иметь обратного действия с тем, чтобы не продлить давностные сроки в отношении лиц, совершивших, указанные выше преступления до вступления в силу нового Уголовного кодекса, но привлекаемых к уголовной ответственности после 1 января 1997 г.
К третьей группе относятся нормы, обладающие обратной силой. Как отмечалось, к ним могут быть причислены не только те из них, которые устраняют преступность деяния, смягчают наказание, но также и нормы, иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление. Эта последняя категория включает значительное число норм Общей части УК РФ.
Некоторые нормы, содержащиеся в ст. 78 УК РФ 1996 г., можно отнести к числу улучшающих положение виновного. Так, п. «а» этой статьи, с одной стороны, удлиняет сроки давности освобождения от уголовной ответственности для некоторых составов преступлений (по сравнению со старым кодексом), а с другой стороны – на год сокращает эти сроки в отношении остальных преступлений, за совершение которых может быть назначено лишение свободы на срок не свыше двух лет (п. 2 ч. 2 ст.48 УК РСФСР для этой категории преступлений предусматривал трехгодичный давностный срок против двух лет по новому Кодексу).
Таким образом, один и тот же пункт ст. 78 УК РФ не будет иметь обратной силы для некоторых преступлений (перечень их дан в ст. 48 УК РСФСР) и в то же время будет распространять свое действие на все другие преступления небольшой тяжести, совершенные до 1 января 1997 г. Следовательно, лица, их совершившие, не должны будут освобождаться от уголовной ответственности в связи с истечением двухгодичного срока давности, независимо от того, что не истек еще трехгодичный давностный срок, установленный законом, действовавшим о время совершения этого преступления.
К нормам, улучшающим положение виновного иным образом, можно отнести и многие другие.
Так, ст. 76 УК РФ 1996 г. вводит новое для отечественного законодательства основание освобождения от уголовной ответственности – примирение с потерпевшим, если впервые совершено преступление небольшой тяжести, виновное лицо загладило причиненный потерпевшему вред. Эта норма может применяться к лицам, совершившим соответствующие преступления до введения ее в действие.
Улучшающей положение виновного можно считать и ст. 73 УК РФ 1996 г. сократившую на полгода минимальный предел испытательного срока по сравнению со ст. 44 УК РСФСР 1960 г.
Обратной стороной будут обладать и нормы, содержащие новые (помимо необходимой обороны и крайней необходимости) обстоятельства, исключающие преступность деяния. Это: ст. 40 (физическое или психическое принуждение); ст. 41 (обоснованный риск); ст. 42 (исполнение приказа или распоряжения); ст. 38 (причинение вреда при задержание лица, совершившего преступление) УК РФ. При пересмотре приговоров в целях приведения их в соответствие с УК РФ 1996 г. лица, совершившие преступления при наличии вышеуказанных обстоятельств до введения УК РФ в действие, должны быть освобождены от уголовной ответственности и считаться несудимыми.
Тщательный анализ и правильное применение не практике норм нового УК РФ о действии уголовного закона во времени работниками органов дознания, следствия, прокуратуры и в особенности судов имеет принципиальное значение для обеспечения законности.
Такой анализ норм уже действующего на протяжении более пяти лет Уголовного кодекса имеют практическую ценность, так как процесс дополнения и декриминализации уголовного кодекса перманентен, то есть постоянно развивается.
1.2 Действие уголовного закона в пространстве
Действие уголовного закона в пространстве предполагает раскрытие и уяснение положений, изложенных в ст. 11 УК РФ, построенной на принципе гражданства и других принципах, и ст. 13 УК РФ, построенной на международном принципе о выдаче преступников.
Итак, рассмотрим сначала ст. 11 УК РФ, которая в своих четырех частях содержит правила о действии уголовного закона в отношении Российского государства.
Основополагающим является территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Ст. 11 УК РФ закрепляет этот принцип действия уголовного закона. Общее правило, принятое в развитых государствах, означает, что применяется уголовный закон места совершения преступления. Поэтому на всей территории РФ в отношении всех лиц, совершивших преступление, применяется уголовный закон РФ.
Территория РФ признается суша в пределах государственных границ, территориальные морские воды – в пределах 12-мильной зоны, исчисляемой от линии наибольшего отлива, а также воздушный столб в пределах государственных границ и территориальных вод.
Действие УК РФ распространяется также на преступления. Совершение на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (ст. 253).
Следует иметь в виду, что ширина территориальных вод и экономической зоны устанавливается национальным законодательством. Например: Великобритания традиционно придерживается 3-мильной ширины территориальных вод.
Сущность принципа территориальности, выраженная в ст. 11 УК РФ состоит в том, что все лица, совершившие преступления на территории РФ, независимо о того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, несут уголовную ответственность по УК РФ.
Так как сказано, что государственной границей является линия, определяющая пределы сухопутной и водной территории РФ. Вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, является границей воздушного пространства и недр РФ.
Понятие «воздушное пространство» включает все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией РФ, в том числе и над территориальными водами.
Недра – это пространство под поверхностью сухопутной и водной территории, очерченной государственной границей РФ. Каких-либо ограничений глубины недр, являющихся РФ, не существует.
Континентальный шельф – это поверхность и недра дна за территориальными водами до глубины 200 м. и глубже. Пока глубина накрывающих морское дно вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. Сюда же относиться исключительна экономическая зона РФ, но лишь на преступления связанные с суверенными правами государства в пределах экономической зоны (незаконное создание в экономической зоне РФ зон безопасности; исследование, разведка, разработка естественных богатств исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения ). Также под территорией РФ понимается и считается гражданское судно РФ. Любое лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящимся в открытом море или воздушном пространстве, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, поскольку водное или воздушное судно несет флаг РФ В случае нахождения гражданского водного или воздушного судна РФ в территориальных водах или воздушном пространстве другого государства на них распространяется юрисдикция этого государства.
Военный корабль или иное военное воздушное судно под флагом РФ считается территорией РФ, где бы оно не находилось, поэтому лица, совершившие преступление на военном корабле в период его нахождения в иностранном порту, подлежит ответственности по УК РФ. Из содержания и смысла ст. 30 УК РФ следует, что преступление считается совершенным на территории РФ, если приготовление или покушение осуществляется за границей, а оконченное преступление совершено или преступный результат настал на территории РФ. В соответствии с положениями ст. 33, 34, 35, 36 УК РФ преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории Российской Федерации или наоборот, соучастие имело место в Российской Федерации, а исполнитель преступления – за границей.
В ч. 4 ст. 11 УК РФ указывается, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается дипломатическим путем. В этом случае территориальности имеет исключение Это экстерриториальность, т.е. внеземельность. Иногда это исключение называют дипломатическим, или правовым иммунитетом. Лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности, подвергнуть задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям.
Согласно Положении. О дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Российской Федерации личной неприкосновенности и иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советник, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и секретари-архивариусы, а также члены их семей, не являющихся гражданами России и проживающие совместно с ними.
Ограниченным иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации на началах взаимности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций. Круг лиц, пользующихся правом экстерриториальности, может быть расширен или сужен по договоренности заинтересованных сторон.
Иммунитет распространяется и на территории посольств и дипломатических представительств, а также на основании международных договоров, на месте расположения иностранных войск соединений на территории другого государства.
Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для выполнения следственных действий – осмотра, обыска, задержания и ареста подозреваемых, поэтому в международной практике много случаев предоставления убежища в помещении посольства лицам, преследуемым правоохранительными органами государства, в котором аккредитовано представительство.
Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания. Как правила, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушения законов РФ, например: совершение шпионажа, объявляются персоной «нон грата» и водворяются за пределы России.
Теперь перейдем к рассмотрению ст. 12 УК РФ, в которой территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства. Это принцип выражен в ч. 1 ст. 12 УК РФ и заключается в том, что как граждане Российской Федерации, так и постоянно, проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат ответственности по УК РФ.
В УК РФ это принцип так же предусматривается (ст. 2 – 5). Однако в ней содержалось указание на то, что если лица за совершения преступления понесли наказание за границей, суд может соответственно назначенное им наказание или полностью освободить виновного от отбывания наказания. Это положение основывалось на тезисе, что приговор иностранного суда для советских судов не является обязательным, он может учитываться, а может и не учитываться. Поэтому советские граждане, совершившие преступление за границей и даже отбывшие там наказание, могут повторно привлекаться к уголовной ответственности по советским законам.
В настоящее время закон регламентирует принципиально иное решение вопроса. Ст. 50 Конституции РФ устанавливает, что «никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление». Это же положение зафиксировано и в ч. 2 ст. 12 УК РФ. Поэтому УК РФ допускает возможность привлечения к уголовной ответственности осуждение за преступления совершенные за границей. Граждан РФ и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, только в случаях, если они не были осуждены в иностранном государстве и если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено.
В этих положениях находят выражение идеи международно-правового сотрудничества в борьбе с преступностью, уважения законодательства других суверенных государств.
Если лицо совершило деяние, которое в стране не признается преступлением, но считается таковым в России, привлечение его к ответственности было бы неоправданным.
Следует иметь в виду, что большая часть обще - уголовных преступлений (посягательства на личность или собственность, контрабанда, наркобизнес, фальшивомонетчество и др.) предусмотрены уголовным законодательством всех государств.
В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном государстве деяние не считается преступлением, но запрещено в стране, представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с совершением аборта, который рассматривается, как преступление в ряде стран.
Если же Российский гражданин совершил за границей преступление и не был там осужден, он по прибытию в Россию может быть осужден и привлечен к уголовной ответственности.
Назначенное ему наказание не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной за данное преступление законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.
Таким образом, российский суд должен учитывать иностранное уголовное законодательство.
Принципы справедливости и гуманизма в данном случае, находят отражение в том, что нельзя наказывать строже, мог бы быть наказан виновный по закону места совершения преступления.
Особый порядок ответственности предусматривается в отношении военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся в иностранном государстве.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 12 УК РФ военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ за преступления совершенное на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:
- за преступление должностные лица и против порядка несения воинской службы военнослужащие, находящиеся за границей несут ответственность по законодательству своей страны;
- за преступления, совершенные вне территории расположения воинской части и носящий обще – уголовный характер (убийство, изнасилование , грабеж, торговля наркотиками и т.д.) военнослужащие несут ответственность по законодательству страны пребывания.
Комментарий к УК РФ. Общая часть / Под ред. проф.Ю.И. Скуратова и проф.В.М. Лебедева. М., 1996. С. 9
Положение данной ч.2 ст.12 УК РФ сформулированы , по существу на основе так называемого оккупационного принципа действия уголовного закона в пространстве, являющегося фактически изъятием из территориального принципа и проявляющегося в применении к преступлениям, совершенным на оккупированной территории, законов государств, совершившего оккупацию.
Применение оккупационного принципа, обычно происходит на основе договора с государством, на территорию которого введены войска во время войны или при других обстоятельствах после войны.
Например, оккупационный принцип, применявшийся после Второй мировой войны в отношении американских военнослужащих, находящихся в Японии, означал, что они неподсудны японским судам и не отвечают по японским законам за многие преступления, совершенные на территории Японии.
В ч.3 ст.12 УК РФ впервые в уголовном законодательстве России закреплен реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается в возможности привлечения любого лица, в том числе иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление совершенное за границей, если оно направлено против интересов России, а так же в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Под интересами России следует принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы своих граждан.
Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который так же именуется космополитическим, исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключается в том, что каждое государство имеет право применить свой уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями.
Глава 2 Выдача лиц, совершивших преступление
В практике международных отношений, связанных борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории другого государства. Вообще проблема выдачи преступников не имеет отношения к вопросам действия уголовного закона во времени или в пространстве.
Положения ст. 13 УК РФ относят к действию уголовного закона в пространстве и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников.
В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление или против которого оно было направлено, либо гражданами которого они являются. Вопрос о выдаче преступников регулируется двусторонними договорами, например договором о взаимной правовой помощи.
Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в Конституции РФ. Так, в ст. 61 говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Эта позиция закреплена и в УК РФ.
В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным причинам и мотивам.
Лица, совершившие не политические, а обще - уголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Но единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось.
В связи с этим, практически вопрос о выдаче лица или представлении ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории, которой они находятся.
Нужно отметить, что аналогичное решение содержится в законодательстве многих развитых государств.
Исключением из правил о выдаче преступников является право политического убежища, гарантированного в нашей стране Конституцией (ст. 63).
Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено «Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ, которое вступило в силу с 1 августа 1995 г. Политическое убежище в РФ предоставляется Указом Президента РФ (ст. 3 Положения).
Уголовный кодекс РФ в ст. 13 устанавливает возможности выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в следующих случаях, когда:
- преступление совершено на его территории;
- преступник является гражданином этого государства;
- преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом независимо от того, в каком государстве был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления совершенные им в разных странах. Выдача преступника предполагает обычно соблюдение двух условий:
- преступление, за совершенное которого предъявлено требование о выдаче, признается преступлением и по законам страны, в которой находится преступник;
- если по законам страны, требующий выдачи за преступление, предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия предоставления властями государства требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена, не будет.
К примеру, такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власть, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохранили и по сегодняшний день. Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда. Возможно также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он является, для отбывания наказания.
Во всех случаях выдача преступника является суверенным правом государства. Однако в случае отказа в выдаче преступника государство обязано осуществлять уголовное преследование в соответствии с собственным законодательством за преступления, совершенные на территории иностранного государства.
Заключение
Итак, в конце хотелось бы сделать вывод обо всем выше сказанном.
На мой взгляд, был сделан крупный шаг в поведении судебной реформы, совершенствовании системы защиты прав и свобод личности, демократизации (в отличие от прошлого) отечественного законодательства. Также существуют такие понятия, как криминализация и декриминализация, без которых нынешнему законодательству не обойтись.
Отечественное законодательство вызвано к жизни с происходящими в современной России коренными, экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Кодекс призван максимально содействовать становлению нового общества, утверждения в нем законности, правопорядка основополагающих принципов международного права, касающихся свободы и безопасности человека.
Устаревшее законодательство не могло эффективно работать на происходящие в России общественные перемены. Не в состоянии оно было обеспечить и переходный период страны к рыночным отношениям, т.к. основывалось на принципах жесткого централизованного планирования в экономике. Прежнее законодательство во многом было несовместимо и с концепцией демократического правового государства. Многие положения ранее действовавшего законодательства уже не отвечали ни экономическим, ни политическим, ни социальным потребностям современного российского общества, ни тем более международным нормам о правах человека.
Произошло принципиальное изменение в расстановке ценностно-нормативных приоритетов в сфере борьбы с преступностью. В Кодексе также признано, что человек в цивилизованном мире является высшей социальной ценностью. Новое уголовное законодательство последовательно проводит принципы демократизации и гуманизации. К ним, в соответствии со ст.3 – 7 УК РФ, относятся принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, ответственности и гуманизма. Новый Кодекс закрепляет приоритет международного договора, касающегося вопросов уголовной ответственности перед внутригосударственным правом, а также воспроизводит в конкретных нормах положения международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Таким образом, хотя принятие нового Уголовного Кодекса РФ и положило начало реформе уголовного законодательства, для реального осуществления ее требуется решить еще немало проблем, с которого уже столкнулись правоохранительные органы России.
Будем надеяться, что с начала третьего тысячелетия правоохранительные органы будут справляться со всеми новыми проблемами четко и профессионально, с точной квалификацией преступлений.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования. Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г.
2. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). Текст Пакта опубликован в «Библиотечке Российской газеты», выпуск № 22-23, 1999 г.
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ. Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., № 25,ст. 2954, « Российской газете» от 18 (ст.ст.1 -96), 19(ст.ст. 97 – 200), 20(ст.ст. 201 – 265), 25(ст.ст. 266 – 360) июня 1996г.
4. Федеральный закон от13 июня 1996 г. № 64 – ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., № 25, ст. 2955, «Российской газете» от 18 июня 1996 г.
5. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395 – I (в ред. Федерального закона от 03.03.95 № 27 – ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
6. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. № 187 – ФЗ // собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст.4694.
7. Закон РФ «О государственной границе» от 1 апреля 1993 г. № 4730 - I (с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 10.08.94.
№ 23-ФЗ; от 29.11.96. № 148-ФЗ; от 31.07.98. № 153-ФЗ; от 31.05.99.
№ 105-ФЗ) // Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. № 17, Ст. 594; Собрание законодательства РФ. 1998.№ 31. Ст. 3831; 1999. № 23. Ст.2808
8. Федеральный закон РФ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17декабря 1998 г. № 191 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.
9. Федеральный закон «О гражданстве» от 31.05.2002. № 62 – ФЗ.
10. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям». Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924 – 1977, часть 2.-М, «Известия», 1978.
11. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960.
12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общей редакцией С.И.Никулина. – М. : Издательство «Менеджер» совместно с издательством «Юрайт», 2001. С. 1184
13. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.И.).
14. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.).
15. Лесниевски -Костарева Т.А. «Уголовное право. Словарь – справочник». М.; Инфра-М, норма, 2000.С.432
16. А.И.Рарога «Уголовное право России» М. 2006.