Трудовые пенсии в РФ, их виды и условия назначения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОФСОЮЗОВ

КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ"

Дисциплина: Право социального обеспечения РФ

Контрольная работа.

Тема: Трудовые пенсии в РФ, их виды и условия назначения

Выполнила: студентка 4 – ЮСО

Проверила: к. ю. н., Басалаева С.П.

Красноярск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 5

Глава 2 6

Заключение 28

Литература 29

Введение

Существовавшая пенсионная система, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений, даже модернизированная не могла в изменившихся социально-экономических условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Все это обусловило необходимость перевода системы трудовых пенсий на страховую основу с добавлением накопительного элемента. Вместе с тем подобные глобальные изменения пенсионной системы не могли не затронуть и иные виды пенсий.

17 апреля 2001 года Правительство РФ одобрило программу пенсионной реформы. Суть этой реформы - постепенный переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе накопительной. Это значит, что будущие пенсионеры начнут зарабатывать себе пенсию уже с первого дня своей трудовой деятельности.

Практическая реализация пенсионной реформы началась 1 января 2002 года, после вступления в силу ряда федеральных законов. Основополагающими законодательными актами, которые в настоящее время устанавливают нормы и условия пенсионного обеспечения, являются следующие:

- Федеральный закон от 15.12.01 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11.11.03 N 141-ФЗ);

- Федеральный закон от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Вряд ли будет преувеличенным утверждение, что пенсионные системы представляют ядро, основу национальной системы социального обеспечения указанных граждан в современном обществе. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище, одежде, услугах и т.д., подобно денежной форме оплаты труда. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, бесплатные услуги, содержание и обслуживание в домах-интернатах и пр). Признаком государственной пенсии является установление условий и норм пенсионного обеспечения государством наряду с определением им порядка образования и расходования соответствующих фондов для ее выплаты (обязательное пенсионное страхование, ассигнования из государственного бюджета). 1

Глава 1

Пенсия - прежде всего наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, она имеет денежную форму.

В ст.2 Федерального закона от 15.12. 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" дано определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В зависимости от источника финансирования пенсии подразделяются на два вида: трудовые пенсии и пенсии по государственному обеспечению. Первые из названных пенсий финансируются за счет средств страхователей (работодателей), которые перечисляют часть единого социального налога в федеральный бюджет и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Финансирование же государственного пенсионного обеспечения производится только за счет средств федерального бюджета.

В зависимости от причин получения пенсий их делят на пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Отныне все виды пенсий состоят из нескольких частей: базовой, страховой и накопительной. Пенсии по старости и инвалидности состоят из трех частей, а пенсия по случаю потери кормильца только из двух - базовой и страховой.

Размер базовой части устанавливает государство, он одинаков для всех и не зависит от величины пенсионных отчислений. Эта часть пенсии гарантирована всем, кто имеет страховой стаж в размере пяти лет. Путем установления базовой части пенсии в новой пенсионной системе происходит защита малоимущих граждан, не имевших на протяжении трудовой деятельности высоких заработков.

Страховая часть, наоборот, напрямую зависит от величины пенсионных отчислений. Ее размер устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование этой части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности. По достижении работником пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его счете.

А что касается накопительной части, то она зависит от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо, и инвестиционного дохода. Эта часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии. Отметим, что фактически выплата накопительной части трудовой пенсии начнет осуществляться только с 2013 года, то есть со времени, когда пенсионного возраста достигнет первая категория граждан, с заработной платы которых в настоящее время уплачиваются страховые взносы на нее (мужчины 1953 г. р. и женщины 1957 г. р).

Глава 2

Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Статья 5 Закона "О трудовых пенсиях" перечисляет виды и структуру трудовых пенсий:

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий и их составные части:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

2. Трудовая пенсия по старости и т рудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части;

3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части.

4. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".

Захаров М.Л., Севостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. считают, что определение трудовой пенсии, данное в Законе, не в полной мере соответствует, теоретическим постулатам, которые исповедуются уже многие годы в большинстве развитых стран, как и в России. Согласно Закону пенсия - это денежная выплата в целях компенсации заработной платы или иного дохода. В действительности назначение пенсии - материальное обеспечение человека при наступлении определенных событий - страховых случаев. Ими являются наступление старости, инвалидности или смерть кормильца. Компенсация утраченного заработка при прекращении или изменении трудовой деятельности - это всего лишь способ определения размера пенсии - исчисление уровня пенсии на основе заработка. Закрепление в Законе указанного выше понятия пенсии означает не что иное, как попытку подведения теоретической базы для установления в дальнейшем ограничений в выплате пенсий работающим пенсионерам.

Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством РФ.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемым Федеральным законом N 166-ФЗ.

Право на трудовую пенсию имеют граждане России, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими определенных условий. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России или ее международным договором.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается только одна пенсия по их выбору.

Главой II Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрены условия назначения трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости.

Пенсионный возраст, как и до принятия этого Федерального закона N 173-ФЗ, сохранился и по общему правилу составляет для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет. Для получения пенсии по старости необходимо не менее пяти лет трудового стажа.

Однако ст.27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрена возможность досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан и лицам, работающим на определенных видах работ.

Трудовая пенсия назначается ранее достижения установленного по общим правилам возраста следующим лицам:

- мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам - 45 лет, если они проработали не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев соответственно на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и при этом имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно. В случае если эти лица проработали на перечисленных работах не менее половины указанного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается с уменьшением установленного возраста на один год за каждый полный год такой работы - и мужчинам, и женщинам;

- мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - 50 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет соответственно и имеют страховой стаж не менее 25 лет и 20 лет соответственно:

    на работах с тяжелыми условиями труда. Если эти лица проработали на таких работах не менее половины указанного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается с уменьшением установленного возраста на один год за каждые 2 года и 6месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

    в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей, непосредственно занятых в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

    в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

    в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

    женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет в качестве трактористов - машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

    женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

    мужчинам по достижении 55 лет, женщинам - 50 лет, если они проработали не менее 20 и 15 лет соответственно и имеют страховой стаж 25 и 20 лет соответственно:

    в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

    в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

    в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

    лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, - независимо от возраста, если они работали на таких работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, - если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

    мужчинам и женщинам, проработавшим не менее 25 и 20 лет соответственно на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота рыбной промышленности;

    мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам - 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам - не менее 15 лет.

Условия назначения досрочной пенсии по старости применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих работах не менее половины требуемого срока по состоянию здоровья на 1 января 2003 г., а в случае назначения указанной пенсии в период с 1 января по 31 декабря 2002 г. - на день, с которого назначается эта пенсия. Лицам, проработавшим менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 г., устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующими федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 утверждены списки производств, работ и профессий и должностей с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Кроме того, при назначении досрочной пенсии применяются аналогичные списки (с дополнениями и изменениями), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ. Так, к работникам, занятым:

    в качестве рабочих и локомотивных бригад и к работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272;

    в качестве рабочих, мастеров, в том числе старших, непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, - Список профессий и должностей рабочих, мастеров, в том числе старших, непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 273;

    непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах, включая личный состав горноспасательных частей, по добыче угля, сланцев, руды и других полезных ископаемых и на строительстве рудников, Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 11 сентября 1991 г. N 481;

    на отдельных видах судов морского, речного флотов и флота рыбной промышленности, - Список работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет работникам и специальностям, работающим на отдельных видах судов морского, речного флотов и флота рыбной промышленности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 7 июля 1992 г. N 467;

    в летном составе гражданской авиации, - Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459;

    инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516.

В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию (далее - стаж), зачисляются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено законодательством, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов и засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход (для определенных видов деятельности).

Если указанные периоды работы выполнялись в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, за исключением работ, дающих право на досрочную пенсию в соответствии с подп.13 п.1 ст.27 и подп.10-12 п.1 ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ, они исчисляются по фактически отработанному времени. Этому же правилу подчиняются периоды работ, определяемых Минтруда России по согласованию с ПФР или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно.

При переводе работника с работы, дающей право на досрочную пенсию на другую работу, не дающую такого права, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к предшествующей переводу. Период испытания при приеме на указанную работу включается в стаж независимо от того, выдержал ли испытание работник.

Период начального профессионального обучения (переобучения) без отрыва от работы на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в стаж в тех случаях, когда в списках, установленных ст.27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ, указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.

При переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочную пенсию, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. Это правило действует и в том случае, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве.

Не включается в периоды работы, дающей право на досрочную пенсию, отстранение от работы (недопущения к ней), если работник был отстранен по следующим причинам:

    появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

    на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, кроме периода, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением;

    по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных законодательством;

    в случае, если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний, навыков в области охраны труда;

    в случае, если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;

    в других случаях, предусмотренных законодательством.

Кроме ранее указанных категорий лиц досрочная пенсия назначается следующим гражданам:

- женщинам, родившим пять и более детей и воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитывающим их до достижения ими возраста 8 лет, - по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

- инвалидам вследствие военной травмы - мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно;

- инвалидам по зрению, имеющим ограниченные способности к трудовой деятельности III степени - мужчинам по достижении 50 лет и женщинам 40 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 и 10 лет соответственно;

- гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам - мужчинам по достижении 45 лет и женщинам 40 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно;

- мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в приравненных местностях считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением установленного возраста на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах;

- лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - по достижении 40 лет либо независимо от возраста;

- мужчинам по достижении 55 лет, женщинам - 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Минюста России не менее 15 и 10 лет соответственно и имеют страховой стаж не менее 25 и 20лет соответственно;

- мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России;

- лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста;

- лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - независимо от их возраста;

- лицам, осуществляющим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от него;

- мужчинам по достижении 50 лет, женщинам - 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим не менее 25 и 20 лет соответственно в качестве оленеводов, рыбаков, охотников - промысловиков.

При назначении трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, использовавшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере, по состоянию на 31 декабря 2001 г.

Пунктом 3 ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия, в частности лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения такой пенсии утверждаются Правительством РФ. Однако каких-либо нормативных актов, регулирующих вопрос пенсионного обеспечения указанных лиц, не принято. Поэтому нормативные правовые акты, которые регулировали пенсионное обеспечение медицинских работников за выслугу лет за периоды работы до 1 января 2002 г., не утратили силу и могут применяться при назначении досрочной пенсии по нормативам подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ в части, не противоречащей этому Закону.

Органы, осуществлявшие пенсионное обеспечение медицинских работников до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, руководствовались Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 (в ред. от 19 марта 2001 г. N 130). В связи с этим периоды работы до 1 января 2002 г. и после указанной даты, в отношении которых может применяться п.2 постановления СМ РСФСР и п.2 и 3 названных Правил, исчисляются с применением льготного порядка, предусмотренного этими нормативными актами, в пределах, необходимых для определения права на досрочную пенсию по нормам подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ. Например, п.2 постановления СМ РСФСР, применяемого за периоды работы до 1 января 1999 г., установлено льготное исчисление выслуги лет, а названными Правилами, которые применяются в отношении периодов работы после 1 ноября 1999 г., предусмотрено льготное исчисление определенных периодов.

Работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в соответствующем Списке, 1 год работы в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) считается за 1 год и 3 месяца. Ниже перечисленным категориям медицинских работников 1 год в указанных должностях и подразделениях засчитывается за 1 год и 6 месяцев:

    врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров;

    врачам - анестезиологам-реаниматорам (реаниматологам), среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии;

    врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящих патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала;

    врачам - судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящих судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала.

При этом врачам и среднему медицинскому персоналу, имеющим так называемую смешанную выслугу, т.е. работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за 1 год и 3 месяца.

Вместе с тем врачам и медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях, указанных в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев, периоды работы засчитываются с применением указанной льготы при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Перечень содержит конкретные наименования структурных подразделений и наименования должностей. К числу врачей и среднего медицинского персонала, пользующихся правом на льготное исчисление специального стажа, относятся:

- оперирующие врачи - специалисты всех наименований, в том числе заведующие; операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных п.1 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1066, а также клиник медико-санитарных частей следующего профиля: акушерского физиологического; акушерского обсервационного; акушерского патологии беременности; гинекологического; гнойной хирургии; кардиохирургического; колопротоктологического; микрохирургического; нейрохирургического (в том числе спинномозговой травмы); операционного блока (оперблока); ожогового; онкологического; ортопедического; отоларингологического; офтальмологического; портальной гипертензии; реконструктивной и пластической хирургии; рентгенохирургических методов диагностики и лечения; родового (родильного); сосудистой хирургии; травматологического (в том числе травмы кисти); травматолого-ортопедического; туберкулезного для больных костно-суставным туберкулезом; туберкулезного для больных урогенитальным туберкулезом; туберкулезного легочно-хирургического (в том числе по пересадке почки);

- хирургического; хирургического лечения сложных нарушений ритмов сердца и электрокардиостимуляции; хирургическо-торокального; челюстно-лицевой хирургии (стоматологического); эндоскопического; кабинета рентгенохирургической диагностики и лечения;

- врачи-анестезиологи, в том числе заведующие; медицинские сестры-анестезисты, в том числе старшие, медицинские сестры отделений (групп, палат, выездных бригад скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, клиник и медико-санитарных частей;

- врачи - патологоанатомы, в том числе заведующие, и средний медицинский персонал, проводящий патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала патологоанатомических отделений государственных и муниципальных учреждений, а также клиник и медико-санитарных частей, отделений (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института);

- врачи - судебно-медицинские эксперты, в том числе заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала отделов (отделений) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами по пенсионному обеспечению, одновременно с назначением этим лицам трудовой пенсии, но не позднее 1 января 2013 г. (п.9 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ). При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ.

Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц может осуществляться по их выбору в установленном порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Таким образом, при конвертации медицинским работникам следует учесть весь имеющийся стаж по состоянию на 1 января 2002 г. Это означает, что для конвертации пенсионных прав застрахованных лиц (в том числе пенсионеров) на указанную дату могут быть приняты во внимание периоды работы, включаемые для подсчета как общего трудового стажа, так и специального, дающего право на досрочную пенсию, в связи с его увеличением после назначения этой пенсии. Особо отметим: ранее перерасчет выслуги лет в связи с ее увеличением не производился лицам, которым была назначена пенсия за выслугу лет. Кроме того, конвертация пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится без применения льготного порядка исчисления стажа на соответствующих видах работ, т.е. календарно.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных застрахованным по состоянию на 1 января 2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного капитала. Его величина определяется как эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в ПФР до указанной даты и устанавливается обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Телетайпограммой Минтруда и ПФР от 13 декабря 2001 г. N 8804-ЮЛ/ЛЧ-06-27/10324 разработана технология перерасчета с 1 января 2002 г. размеров пенсий органами по пенсионному обеспечению. Конвертация производится в связи с введением в действие Федерального закона N 173-ФЗ, т.е. носит разовый характер. При этом предполагается, что необходимые сведения для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. должны находиться в распоряжении пенсионного органа в полном объеме. В течение переходного периода, т.е. до 1 января 2013 г., когда должна быть окончательно произведена оценка пенсионных прав всех застрахованных лиц, в том числе и пенсионеров, определение размера пенсионного капитала не может считаться процессуально завершенным без получения заявления пенсионера о выборе варианта конвертации (при наличии права на такой выбор).

Трудовая пенсия по инвалидности.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II, I степени, определяемой по медицинским показаниям. Особо следует отметить, что при назначении до 1 января 2004 г. трудовых пенсий, установленных лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени, применяются соответственно III, II, I группы инвалидности. При этом трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. Однако при полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба здоровью, что установлено в судебном порядке, назначается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ.

При наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, признанного инвалидом, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается этому лицу не ранее достижения им стандартного пенсионного возраста, а инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, - независимо от возраста; лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - не ранее достижения ими возраста, предусмотренного ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ.

Под индивидуальным лицевым счетом понимается совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации об этом лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионный фонд РФ (ПФР) и иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с российским законодательством, а под специальной частью указанного счета - раздел индивидуального (персонифицированного) учета в ПФР, в котором отражаются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, о доходе от их инвестирования и выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений. Пенсионные накопления - это совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленном нанесении ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждаются Правительством РФ.

Пенсия по случаю потери кормильца.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены его семьи, состоявшие на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если его безвестное отсутствие удостоверено в установленном порядке. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Такая пенсия устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причин и времени наступления его смерти. Если у умершего кормильца полностью отсутствует страховой стаж или наступила его смерть вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, назначается социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ. В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке следующим лицам: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям), а во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в ПФР определить конкретных лиц из указанного числа или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними средства. При отсутствии такого заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Недееспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

- дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет или обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

- один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

- родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. Причем пенсия по случаю потери кормильца - супруга сохраняется при вступлении другого супруга в новый брак;

- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 лет для мужчины и 55 лет для женщины либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. При этом несовершеннолетние дети, имеющие право на указанную пенсию, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на такую пенсию наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, что подтверждается в порядке, определяемом Правительством РФ. .

Заключение

Одной из важнейших задач реформы является сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами до ее начала, то есть до 1 января 2002 года. Поэтому с введением в действие закона о трудовых пенсиях началось преобразование пенсионных прав граждан в пенсионный капитал (конвертация). Конвертация будет продолжаться вплоть до 2013 года. Она коснется и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто, заработав тот или иной объем прав в рамках старой пенсионной модели, будет продолжать работу до достижения пенсионного возраста или после него. Естественно, разным категориям населения пенсионные права конвертируются по-разному. При этом пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера.

Для того чтобы каждому застрахованному лицу учесть весь его трудовой стаж, выработанный до 1 января 2002 года, работодатели должны представить на каждого работника (за исключением пенсионеров) сведения обо всех периодах его работы или иной деятельности и иных периодах (служба в армии, периоды получения пособия по безработице и др.).

Литература

    Федеральный закон от 15.12. 2001г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

    Коток А.Н., Тимофеева З.Д. Пенсии и льготы. Домашний адвокат. Л., 2005 г.

    Афанасьев С.Н., Воронин Ю.М. Конвертация пенсионерам: практический комментарий к п.6 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". Социальное обеспечение. 2002 г. . № 3.

    Захаров М.Л., Севостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. - М.: ООО "ТК Велби", 2003 г.

1 Захаров М.Л., Севостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. - М.: ООО "ТКВелби", 2003 г., с. 241 – 253.

-3-

 Коток А.Н., Тимофеева З.Д. Пенсии и льготы. Домашний адвокат. Л., 2005 г., с. 8-9.

 Захаров М.Л., В.Б., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004 г., с. 217 – 236.

 Афанасьев С. Н., Воронин Ю.М. Конвертация пенсионерам: практический комментарий к п.6 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". Социальное обеспечение. 2002 г.. № 3 – С. 30.

 Коток А.Н., Тимофеева З.Д. Пенсии и льготы. Домашний адвокат. Л., 2005 г., с. 24 -55.

-21-