Трудовое законодательство Украины (работа 1)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Кодекс законов о труде Украины и другие законодательные акты Украины, которые регулируют трудовые отношения
Кодекс законов о работе в Украине впервые было принято в конце 1922 г. Фактически он был разработан в России и как проект полученный Украиной в июне 1922 г. Сразу же началась работа относительно его рассмотрения, хотя значительных изменений в него внесено не было. Даже нумерация статей осталась такой же.
Но в России не могли допустить, чтобы даже разработанный в ней проект был утвержден в Украине раньше, чем это состоится в России. Эта практика нашла свое правовое закрепление в Советском Союзе, когда для «единства» законодательства стали разрабатываться Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, которые должны были быть дословно отображены в кодексах союзных республик.
Так, действующий Кзпп полностью воссоздал Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о работе, которые были утверждены Верховной Радой СССР 15 июля 1970 г. и введенные в действие с 1 января 1971 г. На основании этих Основ в союзных республиках были разработанные и принятые новые кодексы: в России - 9 декабря 1971 г., в Украине и Азербайджане -- 10 декабря 1971 г., в Узбекистане - 17 декабря 1971 г., в других республиках - уже в 1972 г.
Кзпп, утвержденный Верховной Радой Украины 10 декабря 1971 p., введенный в действие с 1 июня 1972 г. Он состоит из 18 глав, в которых объединенные 265 статей. За годы, которые прошли после принятия Кзпп, он дополнен главой Ш-А «Обеспечение занятости освобождающихся работников», главой XVI-A «Трудовой коллектив». Название главы XV «Трудовые споры» измененная на название «Индивидуальные трудовые споры». Измененные и дополненные 267 статей Кзпп, т.е. к отдельным статей изменения вносились по несколько раз. Примером этого может служить ст. 67, к которой в 1995 г. была внесенная ч. Из такого содержания: «В случае, когда праздничный или нерабочий день (статья 73) совпадает с исходным днем, исходный день переносится на следующий после праздничного или нерабочего».
На 1998 г. приходится пять таких дней, и Премьер-министр Украины сделал представление к Верховной Раде, которая Законом от 26 декабря 1997 г. признала эту норму утратившей силу хотя она и отвечала рекомендациям МОП. Такая практика «реформирование» трудового законодательства фактически є «штопаньем дырок». Поэтому не случайно в Основных направлениях социальной политики на 1997-2000 года сделаны вывод о том, что регулирование социально-трудовых отношений в новых условиях, обеспечение защиты трудовых прав граждан требуют принятия нового Кодекса законов о работе Украины.
Рядом из Кзпп, действуют другие законы Украины. Так, Верховная Рада 7 февраля 1991 г. приняла Закон Украины «О собственности», который дает определение права собственности как урегулированных законом общественного отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Владельцу предоставлено право использовать на договорной основе работу других граждан, обеспечив им социальные и экономические гарантии и права, предусмотренные законом. Имущество может использоваться и для предпринимательской деятельности.
Согласно Закону Украины «О предприятиях в Украине» предприятия представляют основное организационное звено народного хозяйства Украины. Закон определяет порядок создания предприятия и его регистрацию, создание и использование имущества, управление предприятием и самоуправление трудового коллектива, определяет хозяйственную, экономическую и социальную деятельность предприятия, взаимоотношения предприятия с государством, порядок ликвидации и реорганизации предприятий.
16 декабря 1993 г. Верховная Рада приняла Закон Украины «О государственной службе», который регулирует общественное отношения, которое охватывало деятельность государства относительно создания правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины права на государственную службу. Закон определяет общие основы деятельности государственной службы, правовой статус государственных служащих и их аппарата, порядок прохождения государственной службы, ее прекращение, материальное и социально-бытовое обеспечения государственных служащих, ответственность за нарушение законодательства о государственной службе.
Для реализации государственной политики занятости населения и обеспечение гражданам Украины гарантий в этой области Верховная Рада 1 марта 1991 г. приняла Закон Украины «О занятости населения», который оказывает содействие полной, продуктивной и свободно избранной гражданами занятости, гарантирует им право на занятость, предусматривает компенсацию в случае потери работы.
22 октября 1993 г. был принят Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», основными задачами которого являются создания надлежащих условий для поддержания здоровья и активного долголетия; организация социального и других видов обслуживания; выполнение целевых программ социальной и правовой защиты ветеранов войны; предоставление льгот, преимуществ и социальных гарантий в процессе трудовой деятельности согласно профессиональной подготовке и с учетом состояния здоровья.
Закон Украины от 16 декабря 1993 г. «Об основных основах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» определяет основные основы государственной политики относительно ветеранов труда, других граждан преклонного возраста, гарантирует им равные с другими гражданами возможности в экономической, социальной, политической сферах, благоприятные условия для полноценного образа жизни. Предусмотрено предоставления ветеранам труда, а ими признаются граждане, которые добросовестно проработали в народном хозяйстве: женщины - 35 лет, мужчины - 40 лет и вышли на пенсию, - ряд льгот.
Закон Украины от 21 марта 1991 г. «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» гарантирует инвалидам уровни со всеми другими гражданами возможности для участия в экономической, политической и социальной сферах жизни общества, создание необходимых условий, которые дают возможность инвалидам вести полноценный образ жизни согласно индивидуальным способностям и интересам.
Общие основы создания организационных, социально-экономических, политико-правовых условий социального становления и развития молодых граждан Украины в интересах личности, общества и государства, основные направления реализации государственной молодежной политики в Украине призван урегулировать Закон Украины от 5 февраля 1993 г. «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине».
Закон Украины от 14 октября 1992 г. «Об охране труда» определяет основные положения относительно реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровье в процессе трудовой деятельности, регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между владельцем предприятия или уполномоченным им органом и работником по вопросам безопасности, гигиены работы и производственной среды и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.
Основы законодательства Украины о здравоохранении, принятых Верховной Радой 19 ноября 1992 p., определили правовые, организационные, экономические и социальные основы здравоохранения в Украине. Они регулируют общественное отношения в этой области с целью обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан.
Закон Украины от 24 марта 1995 г. «Об оплате труда» определил экономические, правовые и организационные основы оплаты труда работников, которые находятся в трудовых отношениях на основании трудового договора с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и хозяйствование, а также с отдельными гражданами и сферы государственного и договорного регулирования оплаты труда. Закон направлен на обеспечение ответственности и стимулирующей функции заработной платы.
Законом Украины от 5 ноября 1991 г. «О пенсионном обеспечении» всем нетрудоспособным гражданам гарантируется право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий. Закон направлен на то, чтобы полнее учитывалась общественное полезная работа как источник роста благосостояния народа и каждого человека, гарантирует социальную защищенность пенсионеров.
15 ноября 1996 г. принятый Закон Украины «Об отпусках».
23 декабря 1997 г. принят Закон Украины «Об уполномоченном Верховной Рады Украины из прав человека», которым предусмотрен парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защита их прав на территории Украины в пределах ее юрисдикции.
Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании утверждены 14 января 1998 г.
10 февраля 1998 г. принят Закон Украины «О профессионально-техническом образовании», которая является составной частью образования Украины и направленная на формирование у граждан профессиональных знаний, умений, привычек, развитие духовности, культуры, соответствующего технического, технологического и экологического мышления с целью создания условий для профессиональной деятельности.
Из марта 1998 г. законодательный решен вопросы о порядке рассмотрения в Украине коллективных трудовых споров (конфликтов).
Все законы Украины, которые принимаются Верховной Радой, обнародуются за подписью Президента Украины. С целью упорядочения официального обнародования нормативно-правовых актов, которые принимают Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, предотвращение извращений их содержания, определение порядка вступления их в силу Президент Украины 10 июня 1997 года выдал Указ «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступление их в силу». Закон Украины, акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины не позднее чем в пятнадцат-дневной срок после их принятия в установленном порядке и подписания подлежат обнародованию государственным языком в официальных печатных изданиях. Согласно ст. 1 этого Указа официальными печатными изданиями есть «Официальный вестник Украины», «Ведомости Верховной Рады Украины», газета «Правительственный курьер».
Президент Украины выступает гарантом государственного суверенитета, независимости, неприкосновенности границ, национальной безопасности, территориальной целостности Украины, соблюдение Конституции и законов Украины, прав и свобод человека и гражданина. В пределах своих полномочий Президент Украины также выдает указы и распоряжение, которые являются обязательными для выполнения на всей территории Украины.
Но эти указы и распоряжения Президента Украины є не законодательными, а подзаконными актами.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ
Дифференциация трудового законодательства - это установленные государством отличия в содержании и объеме прав и обязанностей субъектов трудовых отношений на определенных основаниях. Современный цивилизованный мир старается более последовательно осуществлять принцип равенства граждан. Согласно этому государства обеспечивают единство правового регулирования трудовых отношений, которое осуществляется общим законодательством о работе, единым для всех работников.
В Украине единство правового регулирования трудовых отношений базируется на ст. 2 КЗоТ, которая юридическое закрепляет принцип равенства трудовых прав, которые конкретизируются в других статьях КЗоТ и законодательных актах о работе.
В то же время из целого ряда причин возникает необходимость дифференцированного подхода к регулированию трудовых отношений. Такая дифференциация проводится с помощью принятия специальных нормативных актов, которые распространяются только на определенную группу работающих, путем включения в общие законодательные акты о работе специальных положений, которые относятся лишь к той или другой группы работников, а также путем исключения возможности применения отдельных положений общего законодательства о работе к некоторым категориям трудящихся.
Дифференциация трудового законодательства не противоречит идеи социального равенства, поскольку установленные отличия в содержании и объеме прав и обязанностей работников и работодателей имеют своей целью не создания привилегий соответствующим социальным прослойкам, а достижение большего соответствия норм трудового права особенностям трудовых отношений. Дифференциация разрешает достичь более реального равенства в сравнении с той, что устанавливается общим законодательством о работе, которое распространяется на всех работающий. Больше того, за некоторыми исключениями самая дифференциация оправдана именно потому, что она направлена на установление такого уровня социального равенства, который выше за уровень, определенный принципом равноправия. Именно это разрешает выравнивать социальное положение определенных социальных групп, которые по фактическим условиям работы или вследствие других обстоятельств оказались в социальное ограниченном состоянии.
Законодательство Украины использует разные критерии дифференциации правового регулирования работы. Это отношение работника к имуществу предприятия, учреждения, организации (в дальнейшему сокращенно -- предприятие); национальная принадлежность средств производства (имущества предприятия); принадлежность предприятия к государственной (общегосударственной) формы собственности; общественная значимость трудовой функции, которая выполняется работником; особые естественные географическое и геологическое условия; условия повышенного риска для здоровья; продолжительность срока действия трудового договора (временная или сезонная работа); возможность заключения контракта, когда это предусмотрено законом; социально-демографические критерии.
Отношение к имуществу предприятия -- один из важнейших критериев дифференциации трудового права. На предприятии преимущественно работают нанимаемые работники. Но рядом с ними может работать и владелец этого предприятия. В такой ситуации есть очевидным социальное назначение трудового права -защита нанимаемых работников перед работодателем. Достижение баланса интересов между нанимаемыми работниками и владельцем исключает единство правового регулирования трудовых отношений этих субъектов.
Если предприятие частное, то работу владельца на своем предприятии вообще можно было бы исключить из сферы правового регулирования работы, поскольку в этом случае теряется самая цель правового регулирования. Только раздумья юридической техники и потребность в организационной простоте, желание унифицировать правовое регулирование диктуют выбор варианта, при котором на владельца частного предприятия, которое работает на своем предприятии рядом с нанимаемыми работниками, распространяется законодательство о работе.
Если же владельцев предприятия несколько, то возникает потребность в правовом регулировании трудовых отношений работников-владельцев с создаваемыми ими предприятием и уполномоченным владельцами органом. Работник-владелец также нуждается в защите от своих партнеров. Очевидно, что в данном разе нет потребности в такой степени защиты, которое государство обязано обеспечить нанимаемому работнику, так как работник-владелец имеет возможность защищать свои интересы, принимая участие в сборах владельцев предприятия. Статья 3 КЗоТ устанавливает, что законодательство о работе регулирует трудовое отношения работников всех предприятий независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, которые работают по трудовому договору с физический лицами. Особенности работы членов кооперативов и их объединений, коллективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством и их уставами. При этом гарантии относительно занятости, охраны труда, работы женщин, молодые, инвалидов предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством о работе.
Когда владельцы предприятия представляют большую группу людей, каждый из них отдельно значительно меньше может влиять на принятие решений сборами владельцев. Чем больше круг владельцев или судьба отдельного собственника представляет малую часть, тем меньше такой владелец может влиять на принятие решения владельцами предприятия. Поэтому в таких условиях трудовые отношения работников-владельцев должны подпадать под сферу действия трудового законодательства.
Изложенные формальные критерии размежевания сфер полного и частичного действия законодательства о работе имеют, на наш взгляд, основательное социально-экономическое основание. Но едва ли они могут быть восприняты законодателем в данное время. Всякая идея до того, как она будет взята в арсенал законодателя, должна быть признанная наукой.
Законодательство Украины в принципе признает необходимость дифференциации работы по критерию отношений к средствам производства. При этом особенности правового регулирования работы должны быть установленные не только относительно членов кооперативов, а и относительно других работников, которые в составе малых групп є совладельцами предприятия (коллективного предприятия, общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, коммандитного, полного общества).
Государство как владелец средств производства имеет право широко вмешиваться в трудовые отношения предприятий общегосударственной собственности. Тем более нуждается в установлении особенностей правового регулирования работа государственных служащих. Вместе с тем ст. 9 Закона Украины от 16 декабря 1993 г. «О государственной службе» из сферы действия этого Закона полностью исключает Президента Украины, Главу Верховной Рады и его заместителей, глав постоянных комиссий Верховной Рады и их заместителей, народных депутатов, Главу и члены Конституционного Суда, Главу и члены Верховного Суда Украины, Главу и судей Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора Украины и его заместителей. На трудовые отношения других государственных служащих, кроме указанных выше, общее законодательство о работе распространяется в части, которая не противоречит Закона Украины «О государственной службе».
Изменениями, внесенными в ст. 7 КЗоТ Законом Украины от 15 декабря 1993 p., исключенные как критерии дифференциации трудового законодательства отраслевые особенности условий работы. В связи с этим регулирование рабочего времени и времени отдыха на транспорте, на предприятиях и организациях связи осуществляется общим законодательством о работе. Но это не препятствует включать в коллективные договора и соглашения положения, которые в пределах законодательства будут регулировать соответствующие вопросы в этих областях.
Статья 7 КЗоТ устанавливает такой критерий дифференциации трудового права, как особые естественные географическое и геологическое условия. Пунктом 1 ст. 6 Закона Украины от 15 февраля 1995 г. «О статусе горных населенных пунктов Украины» устанавливаются льготы в оплате работы для лиц, которые работают в горных районах. Во исполнение этого Закона Кабинет Министров Украины постановлением от 11 августа 1995 г. № 648 определил, что на предприятиях, расположенных на территории горных районов, тарифные ставки и должностные оклады работников предполагаются генеральной, отраслевыми и региональными соглашениями как минимальные гарантии, а также Кабинетом Министров Украины или другим органом по его поручению повышаются на 25 процентов.
Следующим критерием дифференциации трудового права, который определен ст. 7 КЗоТ, есть повышен риск для здоровья. Для работников, которые заняты на роботах со вредными и трудными условиями, предусмотрен ряд льгот относительно продолжительности рабочего времени, времени отдыха, нормирование работы, ее оплаты и т.п.. Предусмотрено также льготы при пенсионном обеспечении таких рабочих и служащих.
Важное практическое значение имеет и такой критерий дифференциации трудовых отношений, как возможность заключения с работниками контрактов. Часть 3 ст. 21 КЗоТ устанавливает, что сфера применения контракта определяется законодательством. Термин«законодательство» в данном разе употребляется в понимании, что применение контракта при оформлении трудовых отношений может предполагаться не только законами, а и подзаконными нормативными актами.
Содержание нормативных актов, которыми предусмотренная возможность применения контракта, разрешает сделать вывод, что законодатель не всегда старается находить любые объективные основания, которые бы обгрунтували необходимость заключения контрактов. Разрешение заключать контракты с работниками товарной биржи, работниками системы образования, со всеми работниками национальных учебных заведений свидетельствует об отсутствии объективных оснований, что этот вопрос решался исходя из чисто субъективных соображений.
По нашему мнению, дифференциация правового регулирования работы путем разрешения заключать трудовые контракты должна допускаться в случае выполнения работниками особенно значащих трудовых функций, таких как государственные служащие высокого ранга, руководители государственных предприятий. Именно содержание ч. Со ст. 21 КЗоТ дает основания утверждать, что стороны контракта могут по своему усмотрению при общем согласии устанавливать для себя права и брать обязанности. Исходя из принципа добровольности оформления трудовых отношений, стороны могут достичь соглашения о разных видах договора -- трудовой договор или контракт -даже тогда, когда сфера применения контракта на определенную категорию работников не распространяется. Тем более контракт может применяться на предприятиях с новыми формами организации и оплаты труда - на арендных, акционерных, кооперативных и совместных предприятиях, в хозяйственных обществах, на частных предприятиях, т.е. там, где субъекты имеют большую самостоятельность в вопросах организации и стимулирование работы. Важным условием дифференциации правового регулирования есть также социально-демографические признаки работника. И хотя в ст. 2 КЗоТ отмечается, что Украина обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов и религиозных убеждений, государство одновременно устанавливает дополнительные гарантии трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите. К таким гражданам относятся женщины, которые имеют детей возрастом до шести лет или детей-инвалидов, а одинокие матери - при наличии ребенка возрастом до четырнадцати лет; молодежь, которая закончила среднюю общеобразовательную школу, профессиональные учебно-воспитательные учреждения; воины-интернационалисты; лица передпен-сійного возраста и некоторые другие категории работающих.
ОСНОВНЫЕ ТРУДОВЫЕ ПРАВА РАБОТНИКОВ
Право граждан Украины на труд, то есть на получение работы с оплатой труда не ниже установленного государством минимального размера, включая право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы, обеспечиваются государством. Государство создаст условия для эффективной занятости населения, содействует трудоустройству, подготовке и повышению трудовой квалификации, а при необходимости обеспечивает переподготовку лиц, высвобождаемых в результате перехода на рыночную экономику.
Работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии в учреждении, организации или с физическим лицом. Работники имеют право на отдых в соответствии с законами об ограничении рабочего дня и рабочей недели и о ежегодных оплачиваемых отпусках, право на здоровые и безопасные условия труда, на объединение в профессиональные союзы и на разрешение коллективных трудовых конфликтов (споров) в установленном законом порядке, на участие в управлении предприятием, учреждением, организацией, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в старости, а также в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, на материальную помощь в случае безработицы, на право обращения в суд для разрешения трудовых споров независимо от характера выполняемой работы или занимаемой должности, кроме случаев, предусмотренных законодательством, и другие права, установленные законодательством.
1. Конституция Украины провозглашает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (статья 3 Конституции).
2. Право на труд является одним из важнейших социально-экономических прав человека. Содержание комментируемой статьи значительно отличается от ст. 43 Конституции, которая также провозглашает право на труд:
«Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который он свободно соглашается.
Государство создает условия для полного осуществления гражданином права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.
Использование принудительного труда запрещается. Не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) служба, а также работа или служба, выполняемая лицом по приговору суда или другому решению суда или в соответствии с законом о военном и о чрезвычайном положении.
Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже установленной законом.
Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается.
Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения.
Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом».
3. Часть вторая ст.2 КЗоТ посвящена реализации права на труд и обеспечению иных трудовых прав. Например, согласно статье 45 Конституции Украины каждый работающий имеет право на отдых. Это право обеспечивается представлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня относительно отдельных профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время.
Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность отдыха и оплачиваемого ежегодного отпуска, выходные и праздничные дни, а также другие условия осуществления этого права тоже определяются статьей 2 КЗоТ и Законом Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года.
4. Граждане Украины имеют право на свободу объединения. В Украине гарантируется свобода деятельности общественных организаций. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (статья 36 Конституции Украины).
5. Согласно статье 46 Конституции Украины граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, утраты кормильца, безработицы по независящим от них причинам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом. Пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом. Эти же положения находят свое закрепление и в статье 2 КЗоТ.
6. Работники реализуют право на труд согласно части 2 статьи 2 КЗоТ путем заключения трудового договора. Однако трудовые отношения могут возникать не только на основе заключения трудового договора, но и на основе участия (членства) в деятельности хозяйствующего субъекта, Так, согласно статьям 19, 20, 21 Закона Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» от 14 февраля 1992 года выделяют две категории работников ~- членов предприятия и лиц, которые работают на основании заключения трудового договора.
В статье 23 Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20 декабря 1991 года в редакции Закона от 22 июня 1993 года применяются аналогичные термины.
7. К основным правам каждого работника относится право на условия труда, отвечающие правилам безопасности и гигиены. Нарушение этого права влечет юридическую ответственность конкретного собственника или уполномоченного им органа (дисциплинарную, материальную). Подробное содержание указанного выше права содержится в главе XI КЗоТ Украины «Охрана труда» (смотри соответствующий комментарий к данной главе).
8. Кроме того, в данной статье содержится важное указание о возможности судебной защиты нарушенного права (смотри статью 232 КЗоТ).