Таможенный контроль товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...2

Основная часть

Глава 1. Общие положения о таможенном контроле:

1.1. Понятие таможенного контроля……………………………….4

1.2. Сущность таможенного контроля……………………………..6

Глава 2. Сущность нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем:

2.1. Нахождение товаров и транспортных средств под

таможенным контролем……………………………………………11

2.2. Периоды нахождения товаров и транспортных средств под

таможенным контролем……………………………………………19

Глава 3. Формы таможенного контроля товаров и транспортных

средств под таможенным контролем:

3.1. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств под

таможенным контролем……………………………………………20

3.2. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств под

таможенным контролем……………………………………………22

3.3. Проверка маркировки товаров специальными марками……25

3.4. Таможенная ревизия…………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….34

Список используемой литературы……………………………………………...35

Введение

Актуальность темы работы.

Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы в любом государстве. Составить верное представление о роли данного института в государственном регулировании внешнеторговой деятельности можно, исходя из стандартного правила 6.1 Киотской конвенции1, предусматривающего, что все товары, а также транспортные средства, которые ввозятся на таможенную территорию или вывозятся с таможенной территории, в не независимости от того, облагаются ли они налогами и таможенными пошлинами, подлежат таможенному контролю.

В Таможенном кодексе РФ вопросам таможенного контроля уделяется большое внимание.

На сегодняшний день таможенный контроль осуществляется исключительно с целями обеспечить соблюдение таможенного законодательства. Стратегия развития правового регулирования таможенного контроля определяют исходя из принципа, который основан на использовании системы управления рисками. Вышеуказанное является новеллой законодательства.

Расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства можно назвать показателем эффективности таможенного контроля. В связи с тем, что больше всего данных нарушений совершают с целями сократить размеры уплачиваемых таможенных платежей, с помощью таможенного контроля государство обеспечивает выполнение собственных фискальных задач.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей таможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

    рассмотреть общие положения о таможенном контроле;

    рассмотреть сущность нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем;

    рассмотреть формы таможенного контроля товаров и транспортных

средств под таможенным контролем.

Объект исследования – особенности таможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей таможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок.

Основная часть

Глава 1. Общие положения о таможенном контроле

1.1. Понятие таможенного контроля

Согласно основным принципам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ (пункт 1 ст. 14 ТК РФ)1.

Требования данного принципа распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и они также обязательны. Такая функция таможенных органов, как осуществление таможенного контроля, связана с этим принципом (подпункт 1 ст. 403 ТК РФ).

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства проведения таможенного контроля.

В рамках таможенного контроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер. Широкое толкование, в свою очередь, обусловливает различие взглядов специалистов на соотношение понятий "таможенный контроль" и "таможенное оформление". Одни специалисты не видят необходимости эти понятия различать; другие подчиняют таможенный контроль как вспомогательные действия процедурам таможенного оформления; третьи считают таможенное оформление лишь документальным закреплением процедур таможенного контроля; четвертые указывают на неразрывную связь таможенного оформления и таможенного контроля, но устанавливают обоснованные нормативно-процессуальные различия этих понятий. Так, таможенный контроль рассматривается в качестве формы осуществления таможенного дела наряду с другими формами - нормативным регулированием порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей1.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 и п. 19 ч. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль реализует таможенное регулирование лишь в части, в которой таможенное регулирование устанавливается таможенным законодательством. Получается, что соблюдение норм иного законодательства таможенным контролем не охватывается.

По смыслу положений гл. 34 ТК РФ таможенный контроль в узком смысле - совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и обнаружения существенных нарушений таможенного законодательства Российской Федерации (ч. 1 ст. 358, ст. 366 ТК РФ). Характеристика таких нарушений, выделяемых среди других противоправных действий, приводится в ч. 2 ст. 358 ТК РФ. Наиболее часто таможенный контроль рассматривается специалистами в узком смысле.

1.2. Сущность таможенного контроля

Таможенный контроль представляет собой совокупность проверочных операций, проводимых таможенными органами, в целях определения и подтверждения статуса товаров, транспортных средств и лиц в таможенном деле, пресечения нарушений таможенных правил и реализации ответственности в сфере таможенного дела.

Таможенное оформление - это таможенные операции, осуществляемые таможенными органами и иными лицами, направленные на сохранение или изменение статуса товаров и удостоверяемые таможенными органами документально.

Меры таможенного контроля в узком смысле не только являются проверочными действиями, но и имеют принудительно-пресекательный характер. Кроме того, в ходе таможенного контроля таможенными органами реализуется система мер административной ответственности за нарушение таможенных правил. Такими принудительными мерами становятся меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания, урегулированные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Следовательно, можно говорить о таможенном контроле как системе реализации государственного принуждения в сфере таможенного дела, не ограничиваясь собственно проверочными мероприятиями, установленными ТК РФ. Такой подход к пониманию таможенного контроля до сих пор редко встречается в научной литературе, но находит свое обоснование в новом Таможенном кодексе РФ1. Так, исходя из буквального толкования п. 20 и 21 ч. 1 ст. 11 ТК РФ, следует заключить, что контрольно-проверочные действия, строго говоря, не являются таможенными операциями. Это таможенная деятельность принудительного предупредительно-пресекательного характера, обеспечивающая особый правовой режим, который распространяется на товары и транспортные средства в связи с их перемещением через таможенную границу.

В системе таможенного контроля новый ТК РФ вводит базовую категорию риска. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения участниками таможенных правоотношений таможенного законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 358). На основе этой категории строится система управления рисками и методов анализа рисков.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов, т.е. представляет качественное содержание современного таможенного администрирования. Под ресурсами таможенных органов следует понимать профессиональный кадровый состав таможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможенную инфраструктуру, информационные ресурсы1.

Формы проведения таможенного контроля представляют собой отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение и другие формы, см. ст. 366 ТК РФ).

Способы проведения таможенного контроля представляют собой меры, которые применяются таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести такие, как идентификация товаров и транспортных средств (ст. 390 ТК РФ), назначение экспертизы (пункт 1 ст. 378 ТК РФ), привлечение специалиста (пункт 1 ст. 384 ТК РФ), наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, пункт 1 ст. 391 ТК РФ), создание зон таможенного контроля (абзац 1 пункта 1 ст. 362 ТК РФ).

В качестве средств проведения таможенного контроля следует рассматривать:

    технические средства таможенного контроля (пункт 1 ст. 388 ТК РФ);

    морские (речные) и воздушные суда таможенных органов (пункты 2, 3 ст. 388 ТК РФ);

    информационные ресурсы таможенных органов (ст. 425, 387, абзац 2 пункта 2 ст. 358 ТК РФ);

    поисковых собак.

В соответствии с ТК РФ таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами.

К средствам производства таможенного контроля можно отнести и специальные средства, применяемые должностными лицами таможенных органов при выполнении служебных обязанностей "с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений" (ч. 5 ст. 375). Согласно ч. 1 ст. 416 ТК РФ устройства для вскрытия помещений относятся к специальным средствам. В ходе таможенного контроля может быть применена и физическая сила1.

Объекты таможенного контроля обладают специфическим статусом. Прежде всего, это статус товаров и транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем (п. 4 ч. 1 ст. 11, ст. 360 ТК РФ). Интересно отметить, что определение товаров, находящихся под таможенным контролем, по ст. 360 ТК РФ точнее и шире, чем по п. 4 ч. 1 ст. 11 Кодекса.

Другой статус имеют товары, выпущенные в свободное обращение (ст. 361).

Следует сказать, что кроме таможенных органов существуют иные государственные контролирующие органы, осуществляющие свои функции по отношению к перемещаемым через таможенную границу РФ товарам. В соответствии с ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»2 ветеринарные, фармакологические, технические, санитарные и другие требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, которые происходят из другого иностранного государства, таким же образом, каким они и применяются к похожим товарам российского происхождения. Поэтому ТК РФ обращено внимание на вопросы соотношения таможенного контроля и иных видов государственного контроля.

В соответствии с этим определена и компетенция таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и контроля товаров, подлежащих иным видам государственного контроля. К примеру, в соответствии с п. 3 ст. 77 ТК РФ таможенные органы обеспечивают координацию действий других государственных органов (по контролю за соблюдением запретов и ограничений на ввозимые товары) и их одновременное проведение1.

Согласно п. 2 ст. 383 ТК РФ, пробы и образцы товаров, которые находятся под таможенным контролем, сотрудники других государственных органов берут с письменного разрешения таможенного органа. Согласно п. 6 ст. 383 ТК РФ, сотрудниками других государственных органов при взятии проб и образцов товаров вправе присутствовать должностные лица таможенных органов. Таможенные органы должны быть извещены о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, которые взяли другие государственные органы (пункт 9 ст. 383 ТК РФ).

По результатам проведенного таможенного контроля таможенный орган принимает окончательное решение о выпуске товаров. При этом следует указать, что проверка документов и сведений, а также разрешительных документов, которые оформляются другими государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий является необходимой частью таможенного контроля.

Территориями зон таможенного контроля ограничены самостоятельные полномочия таможенных органов в отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, которые находятся под таможенным контролем. Органы внутренних дел, которые уполномочены в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии их с таможенными органами, осуществляют остановку транспортных средств в других местах (пункт 1 ст. 410 ТК РФ).

Исходя из целей и задач таможенного контроля можно обозначить его объект и предметы1.

В качестве объекта таможенного контроля выступает деятельность, подлежащая проверке (контролю) таможенными органами, а именно:

    перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (подпункты 7, 8, 9 пункта 1 ст. 11 ТК РФ), а также последующие операции с условно выпущенными товарами;

    деятельность в области таможенного дела (глава 3 ТК РФ);

    действия, предшествующие осуществлению операций по перемещению товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (например, подача предварительной таможенной декларации — ст. 130 ТК РФ; обращение в таможенный орган с заявлением о применении таможенных режимов переработки на (вне) таможенной территории — пункт 6 ст. 179, пункт 1 ст. 203 ТК РФ);

    совершение операций с товарами и транспортными средствами, ввезенными в РФ с нарушением таможенных правил (например, оптовая или розничная торговля товарами, ввезёнными на таможенную территорию РФ с нарушением таможенных правил, — пункт 2 ст. 375 ТК РФ, пункт 3 ст. 376 ТК РФ; приобретение товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенных правил — пункт 1 ст. 391 ТК РФ).

Глава 2. Сущность нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем

2.1. Нахождение товаров и транспортных средств под таможенным контролем

Для таможенных целей как находящиеся под таможенным контролем рассматриваются товары, незаконно перемещенные через таможенную границу России и обнаруженные у лиц, приобретших товары на территории России (ч. 1 ст. 391).

При определенном разнообразии статусов товаров и транспортных средств, подвергающихся таможенному контролю, необходимо утверждать, что в своей совокупности они образуют обобщенный статус товарного объекта таможенного контроля. Положения ТК РФ устанавливают принципиально временный характер указанного статуса с возможностью выделения периодов нахождения товаров в сфере таможенного контроля: например, основной (или обязательный) период, в основном соответствующий периоду таможенного оформления товаров, и факультативный (или возможный), определяемый таможенным режимом, специальной таможенной процедурой или условным выпуском товара (ч. 3 ст. 151), что определяет актуальность профиля риска на стадии таможенного процесса1.

В качестве самостоятельной формы таможенного контроля можно рассматривать проверку автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, в соответствии с порядком, установленным ст. 410 ТК РФ.

Проверке подлежат товары и транспортные средства, как перемещаемые, так и перемещенные через таможенную границу РФ. Такая проверка предусмотрена статьями:

    370 ТК РФ «Таможенное наблюдение»;

    371 ТК РФ «Таможенный осмотр товаров и транспортных средств»;

    372 ТК РФ «Таможенный досмотр товаров и транспортных средств»;

    373 ТК РФ «Личный досмотр»;

    374 ТК РФ «Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков».

Согласно ст. 360 ТК РФ, российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при вывозе их с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения таких действий, которые непосредственно направлены на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы1.

Обычно таможенный контроль товаров и транспортных средств заканчивается после завершения таможенного оформления и проставления должностным лицом таможенного органа на соответствующих документах штампа "выпуск разрешен" и личной номерной печати. Вместе с тем таможенные органы наделены правом проводить проверку достоверности представленных при таможенном оформлении сведений после выпуска, а также вправе запрашивать и получать информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами. Такая проверка может производиться в течение одного года со дня принятия решения о выпуске (ст. 361 ТК).

Зоны таможенного контроля создаются с целями проведения таможенного контроля в формах таможенного досмотра товаров и транспортных средств, хранения их и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля создаются:

    вдоль таможенной границы РФ;

    в местах производства таможенного оформления;

    в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;

    в местах временного хранения;

    в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;

    в других местах, которые определяются ТК РФ (например местах нахождения арестованных товаров - пункт 2 ст. 377 ТК РФ, на территории магазина беспошлинной торговли - пункт 4 ст. 260 ТК РФ).

Зоны таможенного контроля могут быть следующие: постоянные и временные.

Постоянные зоны таможенного контроля создают в случае непосредственно регулярного нахождения в них товаров, которые подлежат таможенному контролю1.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего):

    при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период времени совершения таможенных операций);

    если существует необходимость осуществления осмотра или досмотра товаров или транспортных средств, которые таможенными органами были обнаружены вне постоянной зоны таможенного контроля.

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначают специальными знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне "Зона таможенного контроля" на русском и английском языке "Customs control zone"2. Пределы временной зоны таможенного контроля могут быть обозначены оградительной лентой, а также указательными щитами, табло или же другими информационными указателями.

Таким образом, зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Следовательно, перемещение товаров и транспортных средств через границы зоны таможенного контроля и в пределах зоны допустимо только по специальному разрешению таможенного органа и непосредственно под его надзором.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств раскрывает важную сторону таможенного контроля как правового статуса товаров (транспортных средств). К примеру, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, которые находятся под таможенным контролем, допустимо только в порядке и на условиях, которые определены в ТК РФ.

Согласно п. 1 ст. 15 ТК РФ, никто не имеет право пользоваться и распоряжаться товарами до выпуска данных товаров (например, нельзя продавать товары, хранящиеся на СВХ и не задекларированные), когда такие товары находятся в процессе таможенного оформления.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ТК РФ после выпуска товаров или транспортных средств пользование и распоряжение такими товарами или транспортными средствами может быть осуществлено в соответствии с заявленным таможенным режимом (извлечение полезных свойств в режиме временного ввоза, транспортировка в режиме международного таможенного транзита, продажа физическим лицам в режиме беспошлинной торговли и другие дозволенные иными таможенными режимами действия)1.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товары и транспортные средства должны считаться находящимися под таможенным контролем непосредственно с момента пересечения таможенной границы и только до момента:

    выпуска для свободного обращения;

    уничтожения;

    обращения в федеральную собственность (например, в результате конфискации — подпункт 1 пункта 1 ст. 428 ТК РФ; отказа в пользу государства — подпункт 3 пункта 1 ст. 428 ТК РФ; изъятых при проведении специальной таможенной ревизии и невостребованных по истечении установленных сроков хранения — п. 9 ст. 377 ТК РФ; изъятых как незаконно ввезенные в РФ и запрещенные к ввозу в РФ, запрещенные в обороте на территории РФ, а также в отношении которых применяются количественные ограничения в соответствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» — пункты 3, 5 ст. 391 ТКРФ);

    реализации как невостребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на СВХ или на таможенном складе — ст. 352,429, 431 ТКРФ);

    реализации как незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ (согласно п. 5 ст. 391 ТК РФ, в случае отказа лиц, которые приобрели товары, которые были незаконно ввезены на таможенную территорию РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций);

    фактического вывоза с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в РФ — пункт 1 ст. 13 ТК РФ или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта — ст. 239 ТК РФ).

С момента принятия таможенной декларации или же с момента совершения действий, которые непосредственно направлены на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и непосредственно до пересечения таможенной границы, то есть фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, российские товары и транспортные средства считают находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации1.

Таким образом, товар или транспортное средство, находящиеся под таможенным контролем, — это всегда иностранный товар, а в отдельных случаях и российский товар, заявленный к вывозу (перемещаемый) за пределы таможенной территории РФ.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ на товары налагают арест или товары изымаются и помещаются на временное хранение, если таможенные органы обнаружат товары, которые были незаконно перемещены через таможенную границу. При этом указанное выше должно повлечь за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, которые приобрели товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Для таможенных целей указанные товары рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Таким образом, нахождение под таможенным контролем товаров и транспортных средств представляет собой определенный установленный ТК РФ промежуток времени, в течение которого товары и транспортные средства должны быть подвергнуты или могут быть подвержены определенным проверочным мероприятиям при ограничении прав пользования и распоряжения ими.

Режим нахождения российских товаров под таможенным контролем во многом отличен от аналогичного статуса находящихся под таможенным контролем иностранных товаров.

Это объясняется возможностью фактического невывоза части или всей партии товара за пределы таможенной территории РФ1. Так, например, в соответствии с пунктом 3 ст. 122 ТК РФ российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, которое заявлено при их помещении под конкретный таможенный режим, независимо от причин, по которым и произошло уменьшение количества товаров.

Следует отметить, что таможенные органы продолжают осуществлять контроль за исполнением обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее российских товаров и транспортных средств или об обратном ввозе продуктов их переработки при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенными режимами, к примеру, временного вывоза либо переработки вне таможенной территории (пункт 3 ст. 360 ТК РФ).

Кроме отмеченного необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность таможенного контроля, а именно, возможность его проведения после выпуска таких товаров в свободное обращение.

В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ таможенные органы в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем могут осуществить проверку достоверности сведений после выпуска товаров или транспортных средств. При этом таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля, как, например, таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ).

Таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, которые были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, с помощью проверки сведений, которые должны подтвердить выпуск таких товаров, а также с помощью проверки наличия на товарах маркировки или других идентификационных знаков, которые с целями подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации используются (пункт 3 ст. 361 ТК РФ). Какими-либо сроками возможность проведения данных проверок уже не ограничивается.

При проведении таможенного контроля таможенные органы могут временно ограничить права собственности на товары с помощью их ареста или изъятия1.

ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры и после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), и в таких случаях, как:

    обнаружение товаров, которые были ввезены в РФ с нарушением таможенных правил (к примеру, если на них отсутствуют специальные марки, идентификационных знаков — пп. 1 п. 1 ст. 377 ТК РФ; если не были уплачены таможенные пошлины, налоги или не были соблюдены запреты и ограничения, которые предусмотрены законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, — п. 1 ст. 391 ТК РФ);

    обнаружение отсутствия в коммерческих документах сведений о выпуске товаров или недостоверность таких сведений, а также отсутствия на товары конкретных коммерческих документов, в которых должны быть указаны данные сведения (пп. 2 п. 1 ст. 377 ТК РФ);

    обнаружение таких фактов, как пользование или распоряжение условно выпущенными товарами в других целях, но не в тех, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (пп.3 п. 1 ст. 377 ТК РФ).

2.2. Периоды нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем

Анализ положений ТК РФ, относящихся к таможенному контролю, позволяет выделить несколько периодов нахождения под таможенным контролем товаров и транспортных средств1.

Среди таких периодов необходимо выделить такие, как:

    основной или обязательный, который в основном соответствует периоду таможенного оформления товаров, то есть с момента пересечения границы при ввозе и до момента выпуска товаров или с момента подачи таможенной декларации и до вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ);

    факультативный или возможный, который зависит, к примеру, от заявленного таможенного режима, специальной таможенной процедуры или предоставляемых льгот по таможенным платежам, другими словами, в случае условного выпуска товаров последние продолжают находиться под таможенным контролем — пункт 3 ст. 151 ТК РФ).

Глава 3. Формы таможенного контроля товаров и транспортных средств под таможенным контролем

3.1. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств под таможенным контролем

Визуальным исследованием, которое проводится должностными лицами таможенных органов, но исследуется уже не деятельность (как это имеет место при таможенном наблюдении), а конкретные предметы, является таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

Товары и транспортные средства могут быть предметами осмотра.

Особенность таможенного осмотра товаров, а также транспортных средств состоит в том, что указанное исследование всегда является внешним исследованием. Также данное исследование не связано со вскрытием упаковки товаров, а также транспортного средства или же грузового помещения транспортного средства1.

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств должен быть проведен в присутствии декларанта, а также других лиц, которые обладают полномочиями в отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют такие случаи, как применение указанной выше формы таможенного контроля при нахождении товаров, а также транспортных средств в зоне таможенного контроля. При этом следует отметить, что заинтересованные в этом лица не должны изъявлять желание присутствия при производстве такой формы таможенного контроля, как таможенный осмотр.

В итоге результаты таможенного осмотра товаров, а также транспортных средств оформляются в виде акта, который составляется в двух экземплярах.

Обязательность письменного оформления указанных выше результатов зависит от одного из следующих условий:

    дальнейшее использование результатов осмотра;

    требование лица, которое обладает полномочиями в отношении осматриваемых товаров, а также транспортных средств1.

3.2. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств под таможенным контролем

Таможенный досмотр представляет собой визуальное (непосредственное или опосредованное) исследование товаров и транспортных средств, связанное со снятием печатей, пломб, а также других средств идентификации товаров, со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства или же емкостей, контейнеров и других мест, в которых находятся или же могут находиться товары2.

Согласно п. 3 ст. 132 ТК РФ, таможенный досмотр должен быть проведен после принятия таможенной декларации на товары, когда они приобретает статус документа, имеющего юридическое значение.

Исключения составляют следующие случаи:

    проведение таможенного досмотра до момента подачи таможенной декларации с такими целями, как идентификация товаров, которые ввозятся на таможенную территорию РФ;

    проведение таможенного досмотра с такими целями, как проверка информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации;

    проведения таможенного контроля на основании выборочной проверки.

Возможно проведение таможенного досмотра при участии понятых. При этом должен отсутствовать декларант, а также другие лиц, которые обладают полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей. Указанное выше проведение таможенного досмотра возможно непосредственно в следующих случаях:

    неявка указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;

    если существует угроза государственной безопасности, общественному порядку, а также угроза жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства. В том числе должны присутствовать признаки, которые бы указывали на то, что указанные товары имеют признаки взрывоопасного предмета, легковоспламеняющегося вещества, взрывчатого, отравляющего, а также опасного химически и биологически вещества, признаки психотропного, сильнодействующего, ядовитого, токсичного, радиоактивного вещества, ядерного материала, наркотического средства, а также других похожих товаров, если такие товары распространяют зловоние;

    пересылка указанных выше товаров в международных почтовых отправлениях;

    оставление товаров и транспортных средств на таможенной территории РФ в нарушение таможенного режима, который предусматривает вывоз товаров или транспортных средств.

По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств должен быть составлен в двух экземплярах акт1.

В зависимости от рисков проведения таможенного досмотра он может быть следующих видов:

    основной – обычный досмотр, который обусловлен технологией проверки таможенной декларации;

    повторный - проводится с целями проверки результатов основного таможенного досмотра, который был проведен в ходе таможенного декларирования товаров;

    направленный – проводится с целью проверки таких сведений, как перемещение товаров и транспортных средств в нарушение запретов и ограничений, которые установленных законодательством РФ, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля;

    идентификационный.

По степени таможенного досмотра товаров, а также транспортных средств необходимо выделить следующие его виды:

    досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;

    досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;

    досмотр со вскрытием всех грузовых мест;

    досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.

Если таможенные органы подвергли таможенному досмотру часть товаров, которые были указаны в таможенной декларации как товары одного наименования, то в таком случае результаты указанного досмотра распространяются на товары, которые указаны в таможенной декларации1.

Таможенный досмотр товаров, а также транспортных средств могут применять и как самостоятельную форму таможенного контроля, а также в качестве производной формы контроля.

3.3. Проверка маркировки товаров специальными марками

Проверка маркировки товаров специальными марками применяется в отношении товаров, которые не находятся под таможенным контролем. В частности, согласно п. 3 ст. 361 ТК РФ, в случаях и в порядке, которые предусмотрены в ТК РФ и других правовых актах РФ, таможенные органы производят таможенный контроль при обороте товаров, которые были ввезены на таможенную территорию РФ:

    с помощью проверки сведений, которые бы подтвердили выпуск таможенными органами указанных товаров согласно требованиям и условиям, которые установлены в ТК РФ;

    с помощью проверки наличия на товарах маркировки или же других идентификационных знаков, которые используются для подтверждения законности ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

Следовательно, целью проведения такой формы таможенного контроля, как проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков или других способов обозначения товаров можно назвать подтверждение легальности ввоза таких товаров на таможенную территорию РФ.

В частности, маркировке акцизными марками с целями контроля за их оборотом подлежат алкогольная продукция, табак, а также табачные изделия, которые ввозятся на таможенную территорию РФ и выпускаются для свободного обращения1.

Согласно ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требования обязательного подтверждения соответствия должны применяться к товарам, которые происходят из иностранного государства, так же, каким они применяются к похожим товарам российского происхождения. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О техническом регулировании»2 маркируется знаком обращения на рынке продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, который предусмотрен указанным выше Законом.

Правительство РФ устанавливает изображение знака обращения на рынке. Продукцию не могут маркировать знаком обращения на рынке, если не подтверждено соответствие такой продукции определенным требованиям технических регламентов.

Если таможенные органы обнаружили в ходе применения данной формы контроля факты отсутствие требуемых марок, идентификационных знаков, а также других способов обозначения товаров, то на лицо, у которого указанные товары были обнаружены (п. 2 ст. 374 ТК РФ), возлагается бремя опровержения таких выявленных фактов.

Следует отметить, что если таможенные органы обнаружили товары, которые были незаконно перемещен через таможенную границу, а также если это повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, которые приобрели товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, то в таком случае на данные товары может быть наложен арест или данные товары должны быть изъяты и помещены на временное хранение.

3.4. Таможенная ревизия

Пунктом 1 ст. 361 Таможенного кодекса РФ установлено, что после выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке и форме, предусмотренных главой 35 ТК РФ.

Пункт 2 ст. 361 ТК РФ устанавливает срок проверки достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Такой срок составляет 1 год с момента утраты этими товарами статуса товаров, находящихся под таможенным контролем. Перечень моментов, с которыми законодатель связывает случаи утраты этого статуса, установлен п. 1 ст. 360 ТК РФ. Согласно ее положениям срок 1 год может применяться после выпуска только к тем товарам, в отношении которых таможенные платежи уплачены полностью.

Пунктом 3 ст. 361 ТК РФ установлены исключения в отношении сроков проведения проверок таких товаров. Оговаривается право таможенных органов проводить проверки товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем и находящихся в обороте на территории РФ. Пресекательный срок в данном случае не установлен. Следовательно, такая проверка может проводиться в течение сроков хранения документов для таможенных целей, в течение 3 лет с момента утраты вышеуказанного статуса.

Новый по продолжительности срок таможенного контроля после выпуска товаров (пост-контроль) является новеллой Кодекса1.

Если незаконно ввезенный товар при проверке обнаруживается не у импортера, а у покупателя, то возникают проблемы юридического, а также этического порядка. Сегодня проверка покупателей товаров на внутреннем рынке весьма сомнительна. Следует отметить, что это абсолютно нормальная форма проведения таможенного контроля. Она может быть применена к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью в области оптовой и розничной торговли импортными товарами.

Здесь возникает проблема так называемого "добросовестного приобретателя", которая до сих пор не решена.

То, что сделка незаконна, не означает, что таможенные органы имеют право отобрать такой товар у добросовестного приобретателя или потребовать от него уплатить таможенные платежи за этот товар.

Товар уже продан, и имущественные права добросовестного приобретателя защищаются (как показывает судебная практика) в том же объеме и на тех же основаниях, как и права собственника.

Применить к добросовестному приобретателю какие-либо санкции или ограничения по владению, пользованию или распоряжению приобретенным им законным путем товаром, находившимся в обороте (пусть даже и незаконном) на территории РФ, таможенные органы вправе, только если ими будет доказано, что приобретатель незаконно ввезенного на территорию РФ товара знал о незаконности его ввоза.

В ТК РФ данная проблема разрешена следующим образом: если это коммерческая организация или предприниматель, то по гражданскому законодательству они несут определенный предпринимательский риск. Заранее презюмируется, что если лицо работает на устойчивое получение прибыли, то оно должно знать все обстоятельства, связанные с ввозом товара. Согласно логике законодателя, предприниматель и коммерческая организация, непосредственно не участвовавшие во ввозе товаров, для таможенных органов являются участниками таможенных правоотношений наряду с импортером, и таможенные органы имеют право проводить у них проверки1.

Думается, что окончательно эта проблема будет разрешена высшими судебными инстанциями, когда сформируется судебная практика по данному вопросу.

Основной формой осуществления таможенного контроля после выпуска товаров является проведение таможенной ревизии.

Пунктом 1 ст. 376 ТК РФ установлено, что таможенные органы проводят таможенную ревизию. В ходе таможенной ревизии таможенные органы проверяют факт выпуска товаров, а также достоверность сведений, которые указаны в таможенной декларации и других документах. Таким образом, таможенная ревизия - это не что иное, как старый, известный пост-контроль, то есть таможенный контроль, осуществляемый после выпуска товаров, предусмотренный ранее ст. 193 ТК РФ образца 1993 г.

Статьей 376 ТК РФ установлены две формы проведения таможенной ревизии: общая и специальная. В обоих случаях ревизия производится по письменному решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Специальная ревизия также может назначаться и руководителем (лицом, его заменяющим) вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения перед началом проведения таможенной ревизии вручается лицу, у которого данная ревизия должна производиться.

Общая, а также специальная таможенная ревизия имеют различный субъектный состав проверяемых лиц.

Общая таможенная ревизия может производиться таможенными органами в отношении декларантов, а также лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ. То есть в отношении российских лиц, заключивших внешнеэкономическую сделку, либо, если перемещение производилось вне рамок сделки, совершенной российским лицом, у лиц, которые обладают правом владения, пользования и распоряжения товарами на момент такого перемещения и после него, срок проведения общей таможенной ревизии ограничен тремя рабочими днями. Ревизия не должна препятствовать коммерческой деятельности проверяемого лица. Данная норма явно декларативна1.

Таможенные органы в ходе проведения общей ревизии имеют право на получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных, информационных систем проверяемого лица, а также ко всем его документам.

Целью общей ревизии является сопоставление данных, которые указаны в таможенных декларациях, а также других документах, которые были представлены при таможенном оформлении, с данными, которые есть в информационных системах и банках данных проверяемого лица, его бухгалтерских и иных коммерческих документах.

Согласно п. 3 ст. 376 ТК РФ специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами не только у лиц, в отношении которых возможно проведение общей ревизии, но также у таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков и у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными (импортными) товарами.

В отношении таможенных брокеров, а также владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков специальную таможенную ревизию могут назначить только при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушении учета товаров, либо предоставлении по ним отчетности с искажениями, либо несоблюдении данными лицами иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ1.

Основанием для проведения специальной таможенной ревизии в отношении лиц, которые осуществляют розничную или оптовую торговлю, является обнаружение данных, свидетельствующих, что товары, находящиеся у этих лиц, ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, которые установлены в ТК РФ или что в отношении данных товаров не уплачены или не доплачены таможенные пошлины и налоги, или в отношении этих товаров не соблюдены запреты и ограничения, которые установлены в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности2.

Следует обратить внимание на то, что основанием для назначения специальной ревизии является обнаружение данных, свидетельствующих о нарушении таможенных правил при ввозе товаров.

С другой стороны, п. 9 ст. 376 ТК РФ установлено, что при обнаружении в ходе таможенной ревизии признаков преступления или административного правонарушения ревизия прекращается. Одновременно составляется акт по ее результатам и производятся соответствующие процессуальные действия в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, в данном случае таможенная ревизия фактически является формой проверки данных, которые могут свидетельствовать о нарушении таможенных правил при ввозе товаров.

Пунктом 5 ст. 376 ТК РФ установлены сроки для проведения специальной таможенной ревизии. Она должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения. Максимальный срок установлен - 2 месяца. Вышестоящий таможенный орган вправе продлить продолжительность специальной таможенной ревизии на 1 месяц. Таким образом, предельный срок такой ревизии не может превышать 3-х месяцев. Однако это не означает, что таможенный орган обязан уложиться в 3 месяца.

В 5-м пункте имеется одна существенная оговорка: в указанный 3-месячный срок или 2-месячный по общему правилу не включается период времени между вручением лицу требований о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В течение проведения специальной таможенной ревизии может быть несколько раз вручено требование о представлении документов, и с этого момента 3-месячный предельный срок приостанавливается. Он начинает отсчитываться заново только после вручения истребованных документов.

Таким образом, в течение проведения ревизии в отношении вашего предприятия, фирмы или организации таможенный орган может затребовать от вас представление дополнительных документов и приостановить на это время срок ревизии. Такое действие может быть повторено неоднократно.

Следовательно, при "особо тщательном" отношении должностных лиц таможенного органа, проводящих ревизию, к проверке вашей фирмы, предприятия или организации срок проведения у вас таможенной ревизии может затянуться на неопределенное время1.

Как в отношении общей, так и в отношении специальной таможенной ревизии установлена оговорка о невозможности проведения повторной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров. Но поскольку любое лицо, которое занимается импортом товаров, перемещает эти товары регулярно, это означает, что таможенная ревизия может быть назначена и проведена таможенным органом по каждой поставке товаров, производимой данным лицом, или по каждой партии товаров, получаемых этим лицом. Теоретически таможенный орган может с помощью такого инструмента, как таможенная ревизия, парализовать коммерческую и производственную деятельность любого лица.

Пунктом 7 ст. 376 ТК РФ установлена возможность при проведении таможенной ревизии использовать результаты инвентаризации, аудиторского заключения либо проверок других государственных органов лица, в отношении которого проводится таможенная ревизия. Поэтому, если у лица в наличии имеются указанные акты, он может требовать у должностных лиц таможенного органа, проводящих ревизию, приобщить их к материалам ревизии, а также сделать запись о приобщении в итоговом акте по результатам таможенной ревизии.

Отказ должностных лиц таможенного органа приобщить их к материалам ревизии, а также сделать запись о приобщении этих актов в итоговом акте следует обжаловать в установленном порядке вышестоящему должностному лицу таможенного органа, проводящего ревизию, или в суд.

Можно ссылаться на эти акты при обжаловании результатов таможенной ревизии в случае несогласия с ними. В случае приобщения этих актов к материалам ревизии таможенный орган в итоговом акте должен будет указать, принимает ли он сведения и выводы, содержащиеся в этих актах, и как он их использует либо отклоняет, с обязательным указанием мотивов отклонения.

Пунктом 8 ст. 376 ТК РФ установлено, что результаты проведенной ревизии оформляются актом по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Сроки составления указанных актов: для общей ревизии - день, следующий за днем окончания ревизии. В отношении специальной ревизии - 10 дней после окончания ревизии1.

В процессе ревизии товары могут быть изъяты или на них может быть наложен арест.

Заключение

Итак, мы рассмотрели общие положения о таможенном контроле, сущность нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем, формы таможенного контроля товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Таможенный контроль в широком понимании представляет собой разновидность государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоза с этой территории. На таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль возложена функция координации различных видов государственного контроля при импорте и экспорте товаров.

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

В широком понимании таможенный контроль охватывает всю процессуальную деятельность таможенных органов, в том числе таможенное оформление. В рамках таможенного контроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер.

Таким образом, таможенный контроль представляет собой совокупность производств контрольно-надзорного типа, включающих меры принудительно-пресекательного характера, которые осуществляются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, а также законодательства и международных договоров Российской Федерации.

Контроль над их исполнением возложен на таможенные органы путем определения и подтверждения статуса товаров, транспортных средств и лиц, пресечения нарушений таможенных правил и реализации ответственности в сфере таможенного дела.

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

    «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» (Заключена в г. Киото 18.05.1973).

    «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 26.06.2008, с изм. от 24.11.2008) // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст. 2066.

    Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 02.02.2006) // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4850.

    Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 01.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.

Литература:

    Андриашин X. А., Свинухов В. Г., Балакин В. В. Таможенное право. М., 2008. С. 368.

    Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. М., 2009. С. 272.

    Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса // «Бизнес-адвокат», № 24, 2003.

    Завражных М. Л. Таможенное право России. М., 2007. С. 208.

    Кизлык А. Таможенное право России. М., 2008. С. 224.

    Косаренко Н. Н. Таможенное право. М., 2006. С 320.

    Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // «Законодательство и экономика», 2005, №12.

    Ноздрачев А. Ф. Таможенное право. М., 2007. С. 688.

    Самойлов А.В. Цепкая таможня: проблемы совершенствования таможенного контроля // «Административное право и процесс», 2007, № 2.

    Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного контроля // «Право и экономика», 2005, № 12.

    Тимошенко И. В. Таможенное право. М., 2008. С. 464.

    Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 136.

1 «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» (Заключена в г. Киото 18.05.1973).

1 «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 26.06.2008, с изм. от 24.11.2008) // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст. 2066.

1 Ноздрачев А. Ф. Таможенное право. М., 2007. С. 128.

1 Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 14.

1 Тимошенко И. В. Таможенное право. М., 2008. С. 238.

1 Ноздрачев А. Ф. Таможенное право. М., 2007. С. 135.

2 Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 02.02.2006) // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4850.

1 Завражных М. Л. Таможенное право России. М., 2007. С. 47.

1 Тимошенко И. В. Таможенное право. М., 2008. С. 242.

1 Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного контроля // «Право и экономика», 2005, № 12.

1 Завражных М. Л. Таможенное право России. М., 2007. С. 49.

1 Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 38.

2 Андриашин X. А., Свинухов В. Г., Балакин В. В. Таможенное право. М., 2008. С. 103.

1 Андриашин X. А., Свинухов В. Г., Балакин В. В. Таможенное право. М., 2008. С. 107.

1 Косаренко Н. Н. Таможенное право. М., 2006. С 174.

1 Андриашин X. А., Свинухов В. Г., Балакин В. В. Таможенное право. М., 2008. С. 107.

1 Тимошенко И. В. Таможенное право. М., 2008. С. 246.

1 Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. М., 2009. С. 169.

1 Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. М., 2009. С. 173.

1 Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 45.

2 Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. М., 2009. С. 174.

1 Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // «Законодательство и экономика», 2005, №12.

1 Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // «Законодательство и экономика», 2005, №12.

1 Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 52.

2 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 01.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.

1 Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 83.

1 Кизлык А. Таможенное право России. М., 2008. С. 80.

1 Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса // «Бизнес-адвокат», № 24, 2003.

1 Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 91.

2 Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса // «Бизнес-адвокат», № 24, 2003.

1 Самойлов А.В. Цепкая таможня: проблемы совершенствования таможенного контроля // «Административное право и процесс», 2007, № 2.

1 Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса // «Бизнес-адвокат», № 24, 2003.