Сущность государства. Понятие и признаки государства. Проблема относительной самостоятельности государства
Тема 1. Сущность государства
В чем же заключается сущность государства? Какова Ваша точка зрения по этой проблеме? Приведите обоснование своей позиции.
Сущность государства выявляется в противоречии между классовым и общечеловеческим. В этом смысле сущность государства как бы «раздваивается». Так, уже возникновение государства было связано с необходимостью обслуживания не только интересов определенной группы людей (класса собственника), но и общих интересов всего населения. Несмотря на то что представители разных классов или каст получали равного удовлетворения своих интересов, все же некоторые общие интересы (защита от внешних нападений, обеспечение общественных работ, санитарных условий и пр.) государством защищались. Чем дальше в своем развитии по пути цивилизации продвигалось государство, тем в большей степени оно оказывалось способным обеспечивать общие интересы населения. Государство есть институт общества, обслуживающий его общие интересы и преследующий цель достижения общего блага. Это одна сторона медали, один аспект сущности государства.
Другой, не менее важный, состоит в том, что государство возникло не только для выполнения общих дел, но и в условиях социально асимметричного общества. В силу этого оно выходит из-под контроля общества, ограничивает, а то и подавляет естественное саморазвитие общества, свободу личности. Возникнув в условиях социальной асимметрии общества, государство нередко становится на сторону самого сильного социального слоя, навязывая обществу волю этого слоя. В периоды политического противостояния государство не может быть ничем иным, как организацией классового господства. И лишь со снятием социальной напряженности между основными социальными силами государство преодолевает эту односторонность и становится политической организацией всего общества.
Тема 2. Понятие и признаки государства
Сущность государства; признаки государства, отличающие его от власти в первобытном обществе; признаки, отличающие государство от других организаций в государственно-организованном обществе. Как Вы считаете, имеются ли в этих определениях расхождения в понимании сущности государства, и какие?
Государство – универсальная публично-правовая и суверенная организация, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применения легитимного принуждения. Государство с этой точки зрения есть господствующая в обществе система власти или социально организованная сила, обособленная от общества и способная подчинить это общество, пусть даже и принудительными средствами, целям политики. Признаки государства характеризуют его как особую, отличную от всякой иной организации структуру общества, призванную в интересах всего этого общества либо преимущественно в интересах определенного слоя, класса, социальных группировок осуществлять государственную власть.
Тема 3. Проблема относительной самостоятельности государства
Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу?
Принудительный характер власти государства, монополия на применение насилия делает его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стремится поставить предел групповому эгоизму, могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самой общественной системы.
Исходя из этого, государство – это универсальная политическая организация политической системы общества. Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Тема 4. Классификация форм государства
Посредством анализа соответствующих статей Конституции Российской Федерации определите характер формы правления, государственно-территориального устройства и политического (государственного) режима современного Российского государства. При ответах делайте ссылки на эти статьи.
Конституция устанавливает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п.1 ст.2 Конституции РФ). Конкретизирует это понятие глава 3 Конституции, имеющая название «Федеративное устройство». В этой главе приведен перечень субъектов Российской Федерации, установлены их статус и права, разделены предметы ведения, объекты управления, полномочия Федерации и ее субъектов, регламентированы денежные отношения между Федерацией и субъектами Федерации.
Статья 67 говорит о том, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом законом и нормами международного права. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
П. 2 ст. 70 называет столицей Российской Федерации город Москва.
Согласно Конституции представительным и законодательным органом Российской Федерации является парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).
В главе 6 Конституции «Правительство Российской Федерации» (ст.110 – 117) определены структура Правительства, осуществляющего исполнительную власть в стране, порядок рассмотрения и утверждения кандидатур Председателя Правительства и членов Правительства, функции Правительства, осуществляемые им меры и полномочия по управлению экономикой, финансами, бюджетом, обеспечению обороны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики, охране собственности, борьбе с преступностью.
Согласно п. 2 ст. 110 Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Ст. 118 Конституции устанавливает осуществление правосудия только судом. В свою очередь судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Также глава 7 Конституции говорит о независимости суда, несменяемости и неприкосновенности судей, открытости разбирательства дел в судах.
Тема 5. Классификация функций государства
Чем вызван интерес в государственно-правовой науке к новому варианту классификации государственных функций (на экономические, политические и др.) без их разделения на внутренние и внешние? Как Вы считаете, в чем заключается особое значение экологической функции государства в современных условиях?
Функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода сущности другого порядка.
Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы).
В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны – сферах экономики, политики, культуры и других – зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических, культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и т.д. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно.
Охрана природы, окружающей среды – насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы – дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Тема 6. Проблема легитимности государственной власти
Обоснуйте наиболее приемлемую, на Ваш взгляд, классификацию легитимности государственной власти.
Понятие «легитимность власти» впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. В политической науке наиболее популярна составленная им классификация легитимности власти. Он предложил выделять три ее вида:
- традиционная легитимность, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах;
- рациональная (демократическая) легитимность – основана на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях. Этот тип имеет нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах;
- харизматическая легитимность – эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизмой) переносится общественным мнением на всю систему власти. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры.
Я считаю, что это наиболее приемлемая классификация легитимности государственной власти.
Тема 7. Определение механизма государства и вопросы его совершенствования
Какую точку зрения Вы считаете более правильной? Аргументируйте свою позицию.
Я согласна с мнением большинства ученых, что механизм государства – более широкое понятие, чем государственный аппарат. Так как функции, предписываемые государству, осуществляются через его механизм, а механизм есть та материальная сила, посредством которой государство действует, достигает своих целей и задач. Механизм – это то, из чего состоит государство, есть его конституция. Он имеет сложную организацию, подчиненную осуществлению задач и функций государства. Структура государственного механизма такова:
1) государственный аппарат – совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти;
2) государственные учреждения и государственные предприятия. Не имеют властных полномочия, но их деятельность непосредственно направлена на реализацию функций государства. Государственные учреждения – это некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах. Например, организации образования, здравоохранения, библиотеки. Государственные предприятия – это коммерческие организации, их деятельность тесно связана с осуществлением функций государства. Например, монетные дворы, аффинажные заводы и т.п.
Тема 8. Проблемы соотношения государства, права и личности
Рассмотрите существующие в литературе различные определения понятия о правовом статусе личности, выберите из них наиболее точное, на Ваш взгляд, и определите его отличие от других определений.
В любой правовой системе личность гражданина занимает центральное место и выступает в ней во многих качествах — гражданина, субъекта права, правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она — объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления и категории, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.
Личность взаимодействует с государством в основном через право, законы, другие нормативные акты, которые непосредственно определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответственность. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Специальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. Правовой статус — комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Поэтому очень важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения».
Тема 9. Проблема определения роли государства в регулировании экономики
Какие, на Ваш взгляд, вопросы экономической сферы должны быть в обязательном порядке урегулированы государством?
Государству принадлежит немалая часть общественного (национального) богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной (и возрастающей) части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
Капитал-монополия, присваивая на устойчивой основе прибыль выше средней, через механизм монопольно высоких и монопольно низких цен перераспределяет в свою пользу созданную в обществе прибавочную стоимость. В результате, с одной стороны, потребители вынуждены оплачивать монополиям их сверхвысокие прибыли, с другой стороны, появляются отрасли, где возникает нехватка инвестиционных ресурсов (структурно-больные отрасли), в противоположность тем секторам хозяйства, где хозяйствуют капиталы-монополии.
Очевидно, что это напрямую ущемляет интересы и потребителей, и производителей структурно-больных отраслей. Такое положение вещей в целом негативно сказывается и на общей хозяйственной ситуации, создавая узлы трудноразрешимых в рамках рынка противоречий.
Преодолеть данное противоречие и призвано государство, превратившееся в регулирующий экономический субъект. Наши потребители, используя свое право избирателя, приводят в законодательные органы власти таких парламентариев, которые принимают антимонополистические законы (законодательная ветвь власти государства). Само же государство в лице правительства превращается в мощного субъекта перераспределения валового внутреннего продукта в пользу структурно-больных отраслей за счет прогрессивного налогообложения капиталов-монополий. Отсюда буквально полшага до осуществления и регулирующих функций в экономической системе.
Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов, с которыми мы познакомились ранее, состоит именно в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. Государство - политическая реальность. В этом плане стоит говорить, что оно есть внеэкономическая сила. Однако при помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.
Выполнение государством функции справедливости связано с объективно существующей в обществе неравномерностью распределения доходов и различиями в возможностях людей. Определенные категории людей просто не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как все остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому общество должно о них позаботиться.
Для этого за счет государственных средств осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т.д. Это требует значительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затем адресно перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения.
Тема 10. Проблемы соотношения государства и права с культурой
Какую роль, на Ваш взгляд, в национальном развитии играет официальная идеологическая доктрина?
Поскольку современный мир – это калейдоскоп самых пестрых социальных сил и общностей, имеющих иногда диаметрально противоположные, антагонистические социальные, политические интересы, то все это находит свое адекватное отражение в существовании различных видов политических идеологий.
В российской науке теории государства и права многие десятилетия господствовал марксистско-ленинский подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государств и права признавалась единственно правильной, все другие теории считались ложными и подвергались критике.
Это обедняло нашу науку, не позволяло использовать в полной мере мировые достижения политической и правовой культуры, что тормозило развитие науки теории государства и права. В последнее время марксистско-ленинская доктрина подверглась жесткой критике. Отрицательное отношение к ней как к учению было обусловлено затяжными кризисами во многих социалистических странах.
Действительно, в этой доктрине немало утопий и устаревшего, но есть и положения и выводы, идеи о коллективизме, социальной справедливости.
Тема 11. Роль государства в решении глобальных проблем современности
Какие глобальные вопросы могут быть решены в правовых, и внеправовых формах?
Общепризнанная классификация форм управленческой деятельности в юридической литературе отсутствует, при этом существует многообразие форм их направленности и различное конкретное содержание. Однако, несмотря на неоднозначную интерпретацию, различают правовые и внеправовые формы управления.
Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления.
Внеправовыми формами считаются организационные действия и материально-технические операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.
Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.
Тема 12. Роль государства в обеспечении безопасности
Каково соотношение общественной и государственной безопасности?
Общественные отношения, направленные на обеспечение общественной безопасности возникают в связи с использованием источников повышенной опасности, стихийными бедствиями, нарушением общественного порядка, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей.
В философском и филологическом смысле понятие личной безопасности, общественной безопасности и государственной безопасности включают в себя такие исходные начала, как безопасность и личность, безопасность и общество, безопасность и государство. Отсюда соотношение личной, общественной и государственной безопасности обусловлено наличием тесной взаимосвязи между понятиями личность, общество и государство. Общественная безопасность представляет собой состояние общественных отношений, предупреждающее угрозу причинения им вреда и обеспечивающее тем самым их нормальное функционирование. А такое состояние может быть достигнуто, только если обеспечивается безопасность не только жизни и здоровья индивида (коллектива), но и элементов, составляющих их достойную жизнедеятельность. Общественная безопасность - это безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами.
Государственная безопасность
означает безопасность важнейших устоев,
основ государства, его конституционного
строя, суверенитета и территориальной
целостности от внутренних и внешних
угроз.
Выяснение взаимосвязей и
соотношения общественной безопасности
с другими видами социальной безопасности,
на наш взгляд, позволит выявить их общие
признаки и особенности рассматриваемой
сферы общественных отношений, определить
пределы правового регулирования личной,
общественной и государственной
безопасности.
Тема 13. Проблемы формирования правового и социального государства
Каковы, по Вашему мнению, основные признаки социального государства?
Социальное государство – характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.
Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
Демократическая организация государственной власти.
Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, — должностных лиц государства.
Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Тема 14. Проблема определения исторических судеб государства и права
Как Вы считаете, в силу, каких причин появляются противоположные оценки роли права и государства и их исторических судеб?
Существуют различные точки зрения относительно судьбы государства и права.
Например, представители марксистско-ленинского учения проповедовали, что в будущем обществу будет не нужно государство и право. По этому учению считается, что государство и право существуют не вечно, было время, когда их не было и придет время, когда их не будет. Эти понятия рассматривались с классовой позиции. Некоторые ученые полагают и сейчас, что государство и право будут отмирать. В частности, люди перестанут совершать преступления, и право будет не нужно. На мой взгляд, это неправильная точка зрения, я придерживаюсь другой. Государство и право будет эволюционировать в сторону построения правового государства.
Основное направление деятельности государства:
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- формирование правового сознания человека;
- построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашения Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;
- развитие правовой деятельности, складывающейся из правотворческой деятельности органе государственной власти, на правоприменительной деятельности правоохранительных органов и иных органов государства; отсюда формирование новой системы законодательства, которая бы отражала происходящие в обществе изменения основ жизнедеятельности, и проведение в жизнь правовых норм учетом индивидуальных особенностей ситуации;
- развитие частного нрава.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996 г.
2. Конституция Российской Федерации. М., 1997 г.
3. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. Учебник. М., 2005 г.
4. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М. Ю., 1996 г.
5. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994 г.
6. Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко. М., 1995 г.
7. Чердынцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999 г.