Риски в банковской деятельности (работа 1)
Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Инновационный Евразийский Университет.
Кафедра: Финансы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Деньги. Банки. Кредит»
на тему: Риски в банковской деятельности
Выполнила: студентка гр.
ДиФ-11вв, Науменко С.С.
Приняла: ст. преподаватель
Дробышева Н.Ю.
Павлодар, 2010.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к понятию банковских рисков. Зарубежный опыт.
1.1 Классификация банковских рисков
Глава 2. Нормативно-правовое обеспечение банковских рисков
Глава 3. Казахстанский опыт использования банковских рисков
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Риски в банковской деятельности», актуальность выбранной мною темы состоит в том, что риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений, поэтому изучение теории риска в банковской деятельности требует особого внимания.
Для того чтобы сформировать систему эффективного управления рисками необходимо наличие подготовленных специалистов в области риск-менеджмента банковской сферы деятельности. Наличие такого огромного количества разновидностей рисков, которые для каждого отдельного банка – свои, обуславливает необходимость их анализа, учета и управления. При этом огромную роль имеет умение менеджера распознавать, определять, минимизировать и устранять риски, возникающие в процессе деятельности любой организации в данном масштабе функционирования, что и определяет актуальность выбранной темы.
Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют не малое внимание исследованию проблем риска в денежно-кредитной деятельности банков, как коммерческих, так и государственных.
Проведение экономической реформы вызвало интерес к вопросам рассмотрения риска в хозяйственной деятельности, а сама теория риска в процессе формирования рыночных отношений не только получила свое дальнейшее развитие, но стала практически востребованной. Следует подчеркнуть, что знания и навыки поведения применительно к формам хозяйственного риска, характерным для централизованно управляемой экономики тоже должны учитываться при определении современных теоретических положений экономического риска.
На сегодняшний день нет однозначного понимания сущности риска. Обращает на себя внимание тот факт, что понятие риска используется, в целом ряде наук. В каждом случае исследование риска основывается на предмете изучения данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы.
Такое многообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.
Предметом исследования послужила: система и методика управления операционными рисками, и анализ современных тенденций в области управления банковскими операционными рисками.
Объектом исследования является диагностика современного состояния рисков в банковской деятельности.
В связи с актуальностью выбранной темы поставила перед собой цель: Исследовать основные теоретические аспекты банковских рисков, изучить нормативно-правовое обеспечение рисков в банковской деятельности, проанализировать казахстанский опыт в изучение вопроса банковских рисков.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. изучить Казахстанский опыт рисков в банковской деятельности;
2. нормативно правовое обеспечение рисков в банковской деятельности;
3. значение рисков в банковской деятельности.
Для написания настоящей курсовой работы использовалась следующая литература: нормативно правовые документы РК, а также различные периодические издания: журналы. Не менее важным руководством в написании данной работы явились сайты РК. При написании курсовой работы использовались труды как зарубежных, так и отечественных ученых.
Риск в банковской деятельности естественным образом связан с менеджментом, со всеми его функциями – планированием, организацией, оперативным управлением, использованием персонала, экономическим контролем. Каждая из этих функций связана с определенной мерой риска и требует создания адаптивной к нему системой функционирования. То есть необходим и особый менеджмент риска, или специфическая система управления, основывающаяся на познании экономической сущности риска, разработке и реализации стратегии отношения к нему, исходя из специфики банковской деятельности.
Любой менеджер, банковский руководитель в условиях рыночной экономики обязан нести риски, связанные с денежно-коммерческой деятельностью, и отвечать за последствия различных нежелательных событий, оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции данных учреждений на рынке. В денежно-кредитной деятельности вероятность неблагоприятных для предприятия событий достаточно велика. Поэтому опытный, предусмотрительный менеджер стремится в своей работе предвидеть заранее возможность риска, заблаговременно принимать адекватные контрмеры.
Структуру курсовой работы составляют: введение, 1,2,3 главы теоретические аспекты темы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к понятию банковских рисков. Зарубежный опыт
1.1 Классификация банковских рисков
Под классификацией понимают систему соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемую как средство для установления связей между этими понятиями. Таким образом, классификация рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-либо признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в общие понятия. Научно обоснованная классификация риска содействует четкому определению места каждого риска в общей системе и создаст потенциальные возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления рисками. Контроль над рисками занимает исключительно важное место в банковском деле. Любое управленческое решение в банковской деятельности является рисковым, трудно предсказуемым и определяемым, так как финансовая сфера очень чувствительна не только к различным социально-экономическим факторам, но и к политическим. Малейшая нестабильность в обществе весьма болезненно сказывается на состоянии и динамике всех сегментов финансового рынка. А поскольку макроэкономические показатели трудно прогнозуемы, избежать полностью риска при принятии управленческих решений просто невозможно.
Поэтому главная задача управления банковскими рисками состоит в том, чтобы правильно оценивать возможность риска при проведении той или иной операции и свести его до минимального уровня.
Принятие на себя рисков за соответствующее вознаграждение традиционно относится к сфере деятельности банков. Анализ, оценка и управление разнообразными рисками являются важной составной частью управленческой деятельности кредитных институтов. Отсюда и необходимость эффективного менеджмента, который отвечал бы требованиям быстро развивающихся национальных и международных финансовых рынков.
Важнейшая задача банковского менеджмента заключается в том, чтобы в рамках конкретной финансово-хозяйственной системы найти оптимальное соотношение между прибылью, риском и ликвидностью.
Всю совокупность наиболее важных рисков можно распределить на пять категорий: кредитный риск (риск неплатежа по ссудам); риск ликвидности; риск, связанный с изменением процентных ставок; рыночный риск, риск неплатежеспособности (или банкротства).
Суть кредитного риска состоит в том, что всякий раз, когда банк приобретает доходный актив в виде ссуды, он принимает на себя риск того, что заемщик может оказаться неплатежеспособным, т.е. не сможет вовремя погасить основную сумму задолженности и проценты по ней. Принято разделять активы по степени риска.
Кредитный риск – это потенциальное изменение чистого дохода и рыночной стоимости акции в результате не возврата ссуды. На движение денежных средств, которые могут быть использованы для обслуживания задолженности, влияют как общеэкономические условия, так и внутренняя среда в банке. Аналогичным образом на способность частного лица расплачиваться по долгам влияют степень занятости, величина собственного капитала и т.д. По этой причине при каждом случае обращения за ссудой банк проводит кредитный анализ, выявляющий способность заемщика вовремя расплатиться. Инвестиционные ценные бумаги несут в себе меньшую долю риска, поскольку заемщиками являются правительственные и местные органы власти.
Риск ликвидности состоит в возможности возникновения дефицита денег для того, чтобы обеспечить возврат депозитов, выдачу кредитов. Другими словами, риск ликвидности – это изменение чистого дохода и рыночной стоимости акций, вызванное затруднениями банка получить наличные денежные средства по умеренной цене, либо путем продажи активов, либо путем новых заимствований. Риск ликвидности может быть очень высок, если банк не спрогнозирует возрастание спроса на новые ссуды или массовый отток средств со счетов.
Процентный риск (риск, связанный с изменением процентных ставок) прямо и непосредственно связан с конъюнктурой кредитного рынка. Динамика рыночных ставок оказывает существенное воздействие на величину разницы между доходами и операционными расходами. Например, рост процентных ставок может привести к снижению банковской маржи прибыли в случае, если структура активов и пассивов такова, что процентные расходы по привлеченным средствам растут быстрее, чем процентные доходы по кредитам и инвестициям в ценные бумаги.
Существенное влияние на эффективность банковской деятельности оказывает рыночный риск, который в значительной мере обусловлен качеством управления портфельными инвестициями, а в конечном счете конъюнктурой на фондовом рынке. Суть рыночного риска состоит в том, что при росте процентных ставок рыночная стоимость ценных бумаг с фиксированным доходом и кредитов под фиксированный процент уменьшается, и банки несут большие потери.
В механизме управления банковскими рисками важное место занимает риск неплатежеспособности, или банкротства. Риск неплатежеспособности может возникнуть в силу ряда причин, среди которых главной является не возврат кредитов. Задолженность по ссудам приводит к тому, что банк не может в полной мере выполнять свои обязательства. Тогда он начинает предлагать более высокие проценты по своим долговым обязательствам для того, чтобы привлечь необходимые ресурсы.
Банк считается неплатежеспособным, когда его собственный (акционерный) капитал имеет отрицательное значение. С экономической точки зрения собственный капитал фирмы – это разность между рыночной стоимостью ее активов и пассивов. Таким образом, риск, связанный с капиталом, - это потенциальное понижение стоимости активов до того уровня, пока собственный капитал не станет равным нулю. Банки с высоким риском капитала финансово зависимы и для них характерны большие периодические колебания доходов. Наряду с рассмотренными основными видами рисков в реальной действительности банки сталкиваются и с другими видами рисков, а именно: с инфляционным риском, валютным риском, политическим риском, риском злоупотреблений.
Все виды рисков в той или иной степени в зависимости от конкретных условий влияют на прибыль банка.
Управление каждым видом риска имеет свои особенности и приемы, поэтому их анализ представляет большой практический интерес.
Среди всех видов рисков, с которыми сталкиваются банки, не найдется другого, анализу и контролю которого уделяется столько внимания в последние годы, как риску процентных ставок, поскольку изменение уровня процентных ставок может негативно воздействовать на доходы и стоимость банковских активов, пассивов и капитала.
Изменения уровня процентных ставок на рынке могут нанести урон
прибыльности банка, увеличивая его издержки финансирования, уменьшая поступления по активам, сокращая стоимость инвестиций акционеров (чистую стоимость или собственный капитал). В последнее время в периоды колебаний процентных ставок банкиры вынуждены действовать в совершенно новой и более непредсказуемой среде.
Значительные колебания процентных ставок в последнее время существенно меняли уровни издержек, прибыли и стоимость активов банка. Для многих из них, привыкших инвестировать в кредиты и ценные бумаги с фиксированными ставками, получение средств от краткосрочных депозитов с плавающим процентом часто было губительно, поскольку способствовало значительному ускорению банкротства банка. Банкиры начали активно искать способы ограждения своих портфелей активов и пассивов, а также прибыли от воздействия изменений кредитных ставок. Многие банки в настоящее время реализуют стратегию управления активами и пассивами под руководством специальных комитетов. Подобные комитеты не только выбирают стратегию для борьбы с риском изменений процентных ставок, но также занимаются краткосрочным и долгосрочным планированием, выбирают меры по защите от риска неликвидности, организуют контроль за качеством выдаваемых кредитов, издержками и налоговыми обязательствами.
Зарубежный опыт
Казахстанские банки по-прежнему направляют основные усилия на развитие бизнеса в собственной стране, но в то же время они все активнее расширяют масштабы деятельности в других странах СНГ, а именно в России, Кыргызстане, Узбекистане и Украине. Например, БТА намерен охватить рынки всех стран СНГ, он уже создал филиалы и сотрудничает с банками-партнерами в более чем половине стран СНГ, постепенно расширяя свою сеть. ККБ в своей стратегии региональной экспансии более избирателен — он фокусируется на России и Кыргызстане, а его планы в отношении других странах СНГ менее амбициозны. Из трех крупнейших банков самую осторожную стратегию экспансии в страны СНГ, в том числе в Россию, проводит «Халык». На рынки некоторых стран СНГ выходят и менее крупные казахстанские банки, но основной тон все же задают БТА и ККБ. Хотя коммерческий и управленческий опыт казахстанских банков позволяет им развивать деятельность в регионе СНГ, размеры их бизнеса и капитала все же явно недостаточны для по-настоящему значительного охвата этого региона, особенно сравнительно крупных и высококонкурентных рынков — России и Украины. Наибольших успехов в деле экспансии казахстанские банки достигли лишь в соседнем Кыргызстане: здесь они контролируют более 40% рынка банковских услуг.
Филиальные сети казахстанских банков быстро растут, но они по-прежнему тяготеют к крупнейшим экономическим центрам, где сосредоточена большая часть населения страны. В конце 2005 г. в Казахстане насчитывалось 418 полномасштабных банковских филиалов и 1312 расчетно-кассовых точек. Таким образом, одно банковское подразделение приходится на каждые 9 тыс. жителей. Примерно такую же плотность банковской филиальной сети имеет Турция, а в России и Украине она ниже. Зато в странах Центральной Европы этот показатель почти вдвое, а в среднем по ЕС — впятеро выше, чем в Казахстане.
Западные банки все больше рассматривают свои кредиты как ссудные портфели и вырабатывают разнообразные финансовые инструменты, позволяющие им минимизировать свои возможные потери путем купли-продажи отдельных “пакетов рисков”. Теория управления рисками уже сейчас гораздо больше, чем просто теория для многих западных банков. Признавая ее ограниченность, они, тем не менее, считают, что она помогает количественному измерению рисков и определению степени их вероятности, следовательно, и принятию верных решений.
Ответом банков на негативные изменения явилось введение финансовых инструментов и услуг, специально сконструированных для установления контроля над рисками. Первыми такими инструментами были простые контракты о предоставлении в будущем иностранной валюты по согласованному сегодня обменному курсу (валютные фьючерсы) или займа по согласованной процентной ставке (кредитные фьючерсы). Это помогало клиентам прогнозировать их риск и смягчать негативные последствия резких колебаний обменных курсов или ссудного процента. Аналогичными преимуществами пользовались и банки.
В 80-е годы на финансовых рынках Запада шел бурный процесс создания и применения принципиально новых финансовых инструментов, позволяющих значительно снизить имеющиеся риски. Эти инструменты получили название “ДЕРИВАТИВОВ” (производных, вторичных инструментов) и стали широко, хотя и с разной степенью успеха, использоваться западными банками и финансовыми корпорациями.
Фактически деривативный финансовый иструмент - это финансовый контракт, стоимость которого зависит от рыночной стоимости одного или нескольких видов лежащих в его основе активов или показателей стоимости этих активов. Банки и другие финансовые институты, использующие “деривативы”, в основном имеют под этим в виду форвардные (фьючерсные), опционные и обменные (“своповые”) контракты. Их суть не в предоставлении средств в ссуду, а переносе и распределении риска, как во времени, так и между участниками контрактов.
Эти контракты, в свою очередь, в основном связаны с такими областями экономической деятельности, как рынок иностранной валюты, ссудный процент, товарные рынки и рынки ценных бумаг. В последнее время появились “деривативы”, связанные с налогами и недвижимостью. Фактически путем использования “деривативов” участники финансового рынка хеджируют свои риски. Таким образом, они имеют возможность амортизировать негативные последствия резких колебаний на рынке наличности (изменения валютных курсов, ссудного процента, падение спроса на продукцию и недополучения дохода, падение курса ценных бумаг.
В числе применяемых сейчас деривативных финансовых инструментов наиболее широко используются:
форвардные (фьючерсные) контракты - валютные фьючерсы, фьючерсы на акции, фьючерсы на облигации, гарантированные ипотекой, фьючерсы на краткосрочные, среднесрочные и ценные долгосрочные бумаги, евро-долларовые фьючерсы, фьючерсы на ссудный процент по экю, фьючерсы на “свопы” по ссудному проценту, фьючерсы на “евромарку” сроком на 3 месяца;
опционные контракты - валютные опционы, опционы на все виды вышеупомянутых фьючерсных контрактов, опционы на акции и облигации, опционы на “свопы”, составные “комбинированные” опционы.
Обменные контракты “свопы”- валютные “ свопы”, “ свопы” по ссудному проценту, товарные “ свопы”, “ свопы” по акциям, “ свопы” портфельных инвестиций, дифференцированные свопы.
Глава 2. Нормативно-правовое обеспечение банковских рисков
В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня. Кроме того, в целях обеспечения адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе. Одним из основных направлений деятельности НБРК является проведение мероприятий, направленных на повышение доверия населения к банковской системе и привлечению временно свободных средств населения в банки второго уровня, к которым, прежде всего, относится развитие системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.
Развитие фондового рынка, а также соответствующий рост операций банков с ценными бумагами диктуют необходимость активизации сотрудничества с Национальной комиссией РК по ценным бумагам по регулированию операций банков на рынке ценных бумаг. Также большое внимание будет уделено стимулированию расширения перечня и объемов ценных бумаг, эмитируемых банками, и обеспечению прозрачности операций на фондовом рынке с данными ценными бумагами. В части совершенствования нормативной правовой базы банковского надзора особое внимание будет уделено совершенствованию внутри банковских процедур управления рисками, а также процедур надзора за организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций. Основным и важным моментом, обуславливающим формирование эффективной системы банковского надзора, является нормативная правовая база, регулирующая деятельность банков. В связи этим, а также принимая во внимание внесение изменений в действующие и принятие новых законодательных актов в 1999 году значительное внимание уделялось созданию и совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. При этом следует отметить, что в целях наибольшего приближения принципов осуществления деятельности банками РК к международным стандартам, нормативные правовые акты разрабатывались с учетом международной практики. Политика банковского надзора, применяемая НБРК, направлена на максимальное достижение соответствия двадцати пяти принципам эффективного банковского надзора Базельского Комитета.
В свете проводимой политики укрепления и оздоровления банковской системы НБРК большое внимание уделяет созданию системы внутреннего контроля в банках. В связи с этим, разработаны Правила организации внутреннего (аудита) контроля в КБ, определяющие общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля. Создание надлежащих систем внутреннего контроля будет способствовать лучшей защите законных интересов как банков, так их инвесторов и клиентов. Также, основными задачами данного нормативного правового акта являются минимизация банковских рисков и предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем.
На фоне развития банковской системы, задач ее оздоровления и укрепления, происходит закономерный процесс расширения рынка банковских услуг. В направлениях деятельности банков получили развитие такие направления как привлечение внешних займов, создание консорциумов и выдача синдицированных (консорциальных) кредитов. Учитывая это, были утверждены Правила об особенностях создания консорциумов банков и выдачи синдицированных (консорциальных) кредитов, Инструкция об условиях привлечения банками второго уровня внешних займов. Кроме того, в связи с внесением изменений и дополнений в закон, "О банках и банковской деятельности в РК" в части установления ответственности банков и их должностных лиц за нарушения, которые связаны с банковской деятельностью. Также в части наложения и взыскания Нацбанком штрафов за выявленные нарушения, разработаны и утверждены Правила наложения и взыскания НБРК штрафов за нарушения, связанные с банковской деятельностью. В связи с активизацией банков на рынке ценных бумаг принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и условия выдачи банкам второго уровня согласия на осуществление брокерской, дилерской, кастодиальной деятельности на рынке ценных бумаг. Также, в свете проведения в республике реформы пенсионной системы были приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие некоторые аспекты деятельности банков, оказывающих услуги накопительным пенсионным фондам в качестве кастодианов. Международное сотрудничество в области банковского надзора является одним из наиболее эффективных путей совершенствования процедур регулирования банковской деятельности, очень актуально на настоящем этапе становления и развития банковского сектора в Республике Казахстан. В связи с наступлением срока подведения итогов по достижению БВУ, отнесенными к первой группе, определенных результатов согласно Программе перехода банков второго уровня к международным стандартам приняты изменения и дополнения в Положение о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам. Следуя общей экономической стратегии и в соответствии с "Программой дальнейшего реформирования банковской системы на 1996 -1998 годы", направленной на достижение финансовой стабилизации и коренных преобразований экономики Казахстана, усилия НБРК были направлены на безусловное выполнение стратегии развития Казахстана до 2030 года.
Основными целями Программы является создание необходимых условий для дальнейшего повышения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты РК и укрепление системы банков второго уровня для расширения возможностей финансирования экономики страны. Одной из главных задач, на которое Нацбанк направит усилия для достижения указанной цели - кардинальное улучшение системы банковского надзора и принципов регулирования банковской деятельности. Проводимая в настоящее время реформа системы банковского надзора должна быть в основном завершена к 1998 - 2000 годам. Дальнейшее развитие банковского надзора тесно связано со становлением и укреплением самой банковской системы Казахстана. Пока в системе банковского надзора имеется и недостатки, но за последнее время достигнуты значительные успехи в организации надзора, применении новых инструментов документарного надзора, совершенствовании законодательной базы. Уменьшение количества банков, нарушающих пруденциальные нормативы, вызвано продолжающимся в рамках Программы по переходу БВУ к международным стандартам повышением уровня капитализации банков. Практика пруденциального регулирования направлена на соблюдение банками второго уровня пруденциальных нормативов, формирование надежных систем внутреннего аудита, проведение разумной кредитной политики и политики ликвидности.
Ежеквартально предоставляется ежеквартальная финансовая (регуляторная) отчетность банков, основанная на международных стандартах.
Были проведены реорганизации отдельных банков Единственным банком со 100%-ным участием государства остается ЗАО "Эксимбанк Казахстан". Доля банков, в уставном капитале которых участие государства сохранилось на уровне менее 100% (ОАО "Народный Сберегательный Банк Казахстана", ОАО Банк "ЦентрКредит"), в совокупных активах банковского сектора сократилась с 25,5% до 20,8%, собственном капитале - с 12,7% до 9,6%.
Расширяется присутствие иностранного капитала в банковском секторе Казахстана. В частности, в 1999 году было выдано разрешение на открытие ЗАО "Дочерний банк "Национального Банка Пакистана в г.Алматы". Кроме того, было открыто 1 представительство иностранного банка.
Глава 3. Казахстанский опыт устранения банковских рисков
Анализ рисков банковского сектора Республики Казахстан:
Основные факторы, влияющие на уровень рейтингов:
Позитивные:
по-прежнему благоприятные макроэкономические условия и перспективы роста;
достаточно хорошие, хотя и требующие дальнейшей доработки, принципы регулирования банковской деятельности;
растущая диверсификация банковского бизнеса — особенно в направлении развития розничных услуг;
хороший доступ наиболее крупных банков к международным рынкам капитала, способствующий удлинению сроков погашения обязательств;
достаточная, хотя и зависящая от устойчивости роста бизнеса, прибыльность банков.
Негативные:
небольшая и сильно концентрированная экономика, чувствительная к внешним потрясениям и колебаниям цен на сырьевые товары;
риски, связанные с недостаточной прозрачностью и высокой концентрацией структуры собственности;
давление на капитал банков, вызванное очень быстрым ростом их активов;
значительный рост кредитования — при том, что возвратность кредитов не проверена в стрессовых экономических и политических условиях и в период экономического спада;
высокая концентрация кредитных портфелей и ресурсной базы.
Для поддержания темпов развития казахстанской банковской системы необходим новый импульс.
Казахстанские банки вступают в критический период своего развития. существенный прогресс в развитии нормативно-правовой базы, постепенная диверсификация бизнеса — все это благоприятно отражается на показателях коммерческой деятельности, прибыльности и кредитоспособности национальных банков. Однако удастся ли казахстанской банковской системе остаться самой передовой в Содружестве Независимых Государств (СНГ — альянс бывших республик Советского Союза)? Это будет во многом зависеть от возможности дальнейшего повышения качества, оперативности и восприимчивости системы банковского регулирования и надзора. Укрепление системы регулирования необходимо для обеспечения дальнейшего быстрого роста казахстанских банков, чтобы противостоять значительным экономическим и отраслевым рискам. Следует также отметить, что рост бизнеса банков опережает финансовые возможности отечественных акционеров, которым нелегко производить свежие вливания в их капитал в размере, необходимом для поддержания роста активов.
С начала этого десятилетия, благодаря устойчивому экономическому подъему, обусловленному значительным оживлением внутреннего спроса и быстрым ростом производства во всех сферах хозяйственной деятельности, казахстанская банковская система динамично развивается. В среднесрочной перспективе высокие темпы экономического роста должны сохраниться. Важнейшими факторами роста богатства страны стали феноменально высокие цены на нефть, значительный спрос на сырьевые ресурсы. По мере повышения доверия к банковской системе выросла ликвидность. Тот факт, что президент Нурсултан Назарбаев в декабре 2005 г. был переизбран подавляющим большинством голосов (91%) на новый семилетний срок, является определенной гарантией продолжения экономических реформ и, надо полагать, выполнения обещания — собственно президента, равно как и исполнительной власти — продолжать развивать банковский сектор. В банковской системе Казахстана насчитывается 35 банков. Для страны размером с Западную Европу и населением 15 млн человек это, пожалуй, очень много. В системе доминируют три банка — ОАО «Казкоммерцбанк» (ККБ; ВВ+/Стабильный/В), Банк «ТуранАлем» (БТА; ВВ/Стабильный/В) и Народный банк Казахстана («Халык»; ВВ/Позитвный/В), на долю которых приходится примерно 60% всех банковских активов. Уровень задолженности домашних хозяйств и предприятий несырьевого сектора (отрасли экономики, не связанные с добычей и переработкой минерального сырья) быстро растет, увеличивая кредитные риски казахстанских банков. Быстрый рост объемов кредитования увеличивает доходы банков, однако в целом рост капитализации за счет внутренних источников отстает от роста рисковых активов, что ведет к ухудшению показателей достаточности капитала. Большинство казахстанских банков выросли настолько, что их владельцы уже не в состоянии увеличивать капитал темпами, необходимыми для поддержания расширяющихся операций кредитования. Для финансирования своих кредитных портфелей банки все активнее пользуются относительно хорошим доступом к иностранному капиталу: об этом свидетельствует рост их заимствований на международных рынках, в том числе выпуск еврооблигаций. Однако данный процесс может привести к высокой концентрации обязательств по срокам выплат и рискам рефинансирования.
Несмотря на достигнутые успехи, уровень кредитоспособности банков Казахстана по-прежнему сдерживают такие факторы, как недостаточная прозрачность структуры собственности, нуждающийся в реструктуризации корпоративный сектор, стремительный рост кредитования, высокая степень концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам, а также значительная доля кредитования в иностранной валюте. Все эти факторы подвергают банки риску дестабилизации экономики, процентных ставок и валютного курса. Настораживает также усиливающаяся экспансия казахстанских банков на другие рынки стран СНГ с более высоким уровнем рисков, главным образом в Россию. Несмотря на экономические и отраслевые риски, которые хотя и снизились, но сохраняются, потенциал для повышения рейтингов казахстанских банков в кратко- и среднесрочной перспективе существует. В то же время маловероятно, что любое повышение суверенных рейтингов Казахстана автоматически приведет к увеличению рейтингов национальных коммерческих банков. В дальнейшем уровень рейтингов казахстанских банков будет определять динамика их финансовых результатов и показателей коммерческой деятельности, степень диверсификации бизнеса, а также эффективность систем риск-менеджмента.
Рейтинги наиболее надежных банков в среднесрочном периоде могут достичь инвестиционного уровня при условии, что система плавно выйдет из текущего, переходного этапа бурного роста, а сами банки сумеют надолго удержать хорошие финансовые результаты и показатели коммерческой деятельности благодаря более зрелому и опытному менеджменту, способному вырабатывать жизнеспособные долгосрочные стратегии развития и с их помощью адаптироваться к изменениям операционной среды — например, связанным с ожидаемыми замедлением темпов роста и сокращением маржи в банковском секторе. Переход контрольного пакета акций банка к сильному иностранному стратегическому инвестору, по-настоящему желающему работать на казахстанском рынке, также мог бы способствовать повышению рейтингов соответствующего банка до инвестиционной категории.
Экономический риск. Положительная фаза экономического цикла продолжается, однако структурные диспропорции в экономике создают угрозу. Укрепление банковского сектора Казахстана во многом обусловлено снижением уровня экономических рисков за последнее десятилетие. Экономика страны имеет хорошие перспективы развития, несмотря на зависимость от цен на нефть, благодаря стабилизации инфляции (в настоящее время она не превышает 9%), быстрому росту производства, экспорта, инвестиций. По нашим оценкам, рост ВВП страны превысит 7% в 2005-м и 2006 г.. Макроэкономические рост и стабилизация достигнуты благодаря взвешенной финансовой и налогово-бюджетной политике правительства, а также непрерывному притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в нефтяной сектор. Конкурентоспособность на внешнем рынке, повысившаяся после девальвации тенге в 1999 г., сохраняется и сейчас, несмотря на повышение реального курса тенге, особенно по отношению к доллару США. Несмотря на эти позитивные тенденции, вклад несырьевых отраслей в обеспечение экономического роста остается небольшим, что говорит о необходимости реструктуризации промышленных предприятий и (или) ликвидации некоторых из них. В экономике непропорционально велика доля нефтяной, газовой и металлургической промышленности, которые вместе обеспечивают почти половину национального ВВП. Мы считаем, что в корпоративном секторе существуют следующие проблемы, требующие решения:
неэффективная защита прав собственности и непредсказуемость их реализации в дальнейшем;
концентрированная структура собственности;
явно выраженная коррупция;
недостаток взаимодействия между органами власти разных уровней, приводящий к засилью бюрократии.
По имеющимся данным, только десять финансово-промышленных групп контролирует порядка 80% казахстанской экономики. Крайне централизованное и непрозрачное политическое и административное управление в сочетании со слабой институциональной и правовой системой делают формирование экономической политики относительно непредсказуемым. Тем не менее основные государственные и политические институты проявляют единодушие, поддерживая рыночную направленность реформ.
Риск, связанный с кредитованием: особое внимание к росту кредитования в новых сегментах рынка и регионах:
Установившаяся благоприятная макроэкономическая конъюнктура скрывает потенциальную уязвимость казахстанских банков к рискам, связанным с их операциями кредитования. В случае экономического спада (который, впрочем, в ближайшие годы не ожидается) эти риски могут материализоваться и создать для банков серьезные проблемы. Общий объем внутренних кредитов частному сектору и государственным нефинансовым организациям увеличился с 4,6% ВВП в 1997 г. до 37% в 2005 г. Однако большинство средств все же поступает не из банковского сектора. Это частично обусловлено динамикой благосостояния страны, по-прежнему невысоким, хотя и растущим, доверием населения к банковской системе, необходимостью более глубокой перестройки корпоративного сектора и обеспечения его прозрачности, а также тем обстоятельством, что многие казахстанские дочерние предприятия транснациональных корпораций финансируются из-за рубежа. В середине 2005 г. примерно 60% всех средств, привлеченных казахстанскими нефинансовыми организациями, представляющими, как правило, экспортно-ориентированные отрасли промышленности — такие как нефтяная и газовая, были получены от международных материнских компаний напрямую, в форме внутрикорпоративных кредитов. Тем не менее система финансового посредничества продолжает быстро развиваться, и ожидается, что в ближайшие четыре года отношение банковских ссуд к ВВП может увеличиться до 100%, что будет также означать общий рост задолженности и долговой нагрузки в экономике.
Быстрый рост банков Казахстана в ближайшие годы, вероятно, продолжится, но в дальнейшем его темпы замедлятся в связи с выходом экономики на более зрелый этап развития. Хотя замедление темпов роста в банковской отрасли не должно привести к каким-либо серьезным системным сбоям, некоторым банкам, возможно, будет нелегко адаптировать свои бизнес-модели, системы управления, стратегии коммерческой деятельности и финансовые показатели, ориентированные на быстрое развитие, к более стабильной и конкурентной среде. В общей структуре ссудной задолженности банковской системы в 2005 г. доля кредитов, выданных предприятиям нефтяной, газовой и металлургической промышленности, не превысила 10%, так как многие из них либо получают средства напрямую от международных материнских компаний и банков, либо финансируют свою деятельность за счет собственных денежных потоков. Гораздо больше средств поступает в отрасли, косвенно связанные (посредством вертикальной или горизонтальной интеграции) с нефтегазовым и металлургическим комплексами. Сколько-нибудь продолжительное падение цен на нефть может иметь негативные последствия для экономики из-за сокращения государственных и корпоративных расходов, а это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на качестве кредитных портфелей банков. Поскольку более 50% ссуд номинированы в иностранной валюте или привязаны к доллару США, банки могут столкнуться с негативными последствиями для качества активов при девальвации тенге. Кроме того, для банковских кредитных портфелей, отражающих состояние экономики, характерна концентрация на отдельных отраслях и клиентах, что повышает кредитные риски
Отраслевой риск
По международным меркам банковский сектор Казахстана относительно невелик по размерам и характеризуется высокой степенью концентрации. В конце 2005 г. в нем насчитывалось 35 банков, включая два специализированных банка, полностью принадлежащих государству, — Банк Развития Казахстана (ВВВ-/Стабильный/А-3) и Жилстройбанк (рейтинга нет). Три крупнейших банка страны — ККБ, БТА и «Халык» — доминируют в банковской системе: в конце 2005 г. на их долю приходилось 68% совокупных клиентских средств, 61% ссудной задолженности и 59% активов. Хотя совокупная доля рынка, принадлежащая трем указанным банкам, постепенно сокращается, менее крупным кредитным организациям нелегко сократить существующий разрыв. Учитывая довольно низкий уровень финансового посредничества в Казахстане, количество банков представляется избыточным, что способствует росту конкуренции. В рамках программы рационализации число коммерческих банков в Казахстане в 1990-е гг. сократилось со 184 в 1994 г. до 35 в настоящее время благодаря отзыву более 100 лицензий и слиянию нескольких средних банков. За последние три года случаев реорганизации в форме слияний и приобретений, а также принудительной ликвидации банков по распоряжению регулирующих органов было мало. Объединение банков мог бы подтолкнуть экономический спад, который пока ничто не предвещает.
Самые сильные коммерческие позиции имеют три крупнейшие банка Казахстана. Ряд небольших и средних банков также наращивают свой бизнес, пользуясь поддержкой акционеров и благоприятным макроэкономическим климатом. Хотя разница в размерах рыночных долей наиболее быстроразвивающихся средних кредитных организаций и трех крупнейших банков должна постепенно сокращаться, лидерство последних едва ли будет кем-либо оспорено в ближайшие годы. В розничном сегменте рынка доминирует «Халык», который в прошлом специализировался на сберегательном бизнесе. Хотя несколько лет назад более 20% его филиалов было закрыто в рамках программы мероприятий по сокращению издержек, «Халык» владеет примерно третью всех точек общенациональной банковской сети. Вторая по величине филиальная сеть — около 200 отделений — принадлежит БТА. В ряде сельских районов некоторые базовые банковские услуги предоставляет оператор почтовых услуг «Казпочта» (ВВ+/Стабильный/—). Через свою обширную, охватывающую все страну сеть, «Казпочта» привлекает вклады населения (у нее имеется соответствующая банковская лицензии). Несмотря на то, что «Казпочта» получает специальные государственные гарантии по привлекаемым ею вкладам населения, ее коммерческая позиция и объемы бизнеса невелики, поскольку ее коммерческой деятельности в банковской сфере недостает динамизма. В среднесрочной перспективе «Казпочта» не должна составить сколько-нибудь серьезной конкуренции коммерческим банкам.
Большинство банков Казахстана — частные, в собственности государства остаются только Жилстройбанк и Банк Развития Казахстана. Владельцами большинства банков являются влиятельные казахстанские предприниматели, нередко тесно связанные с промышленными группами. Непрозрачность структуры частной собственности в банковской системе Казахстана создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления.
В частности, существует риск занижения банками данных о размерах кредитования связанных с ними сторон. Имена подлинных владельцев, зачастую скрывающихся за различными подставными или действующими компаниями, не всегда публично раскрываются. Частая смена компаний — владельцев акций банков — вряд ли отражает реальную смену подлинных владельцев. Несмотря на требование регулирующего органа раскрывать имена подлинных собственников для целей регулирования, в открытых источниках эти сведения не появляются. Такое раскрытие информации едва ли можно назвать полноценным. Казахстанская банковская система уже постепенно открывается для иностранных инвестиций. Иностранных миноритарных акционеров имеют ККБ и БТА, а «Халык» в настоящее время занимается поиском иностранного стратегического инвестора. ККБ и АТФ-Банк планируют провести IPO.
На динамику развития сектора едва ли повлияют потенциальные конкуренты из соседних стран СНГ, так как барьеры для их доступа в Казахстан довольно высоки, учитывая инсайдерский характер рынка, довольно высокий уровень профессионализма казахстанских банков, большое количество банков в стране, а также популярность ведущих банков В декабре 2005 г. регулирующие органы разрешили Сбербанку (крупнейший российский банк; рейтинга нет) приобрести средний по размеру Тексакабанк (рейтинга нет). Хотя Сбербанк — очень крупная кредитная организация со значительными финансовыми ресурсами, он не слишком стремится выходить на рынки стран СНГ, и в частности Казахстана. Крупный российский частный Альфа-Банк (ВВ-/Стабильный/В) также имеет в Казахстане средний по размеру дочерний банк.
Несмотря на отсутствие в Казахстане общепринятого определения нефункционирующих, или проблемных ссуд, две подкатегории ссуд самого низкого качества (сомнительные 5-й группы и безнадежные) соответствуют по своим характеристикам определению нефункционирующих ссуд (НФС), принятому в большинстве других стран (подробнее о методологии классификации ссуд говорится ниже, в подразделе «Учетная политика»). По состоянию на конец 2005 г. НФС, соответствующие данному определению, составляли 3,4% совокупной ссудной задолженности банковской системы против 8,1% в 2000 г. и более 50% в середине 1990-х гг. Хотя мы наблюдаем явную положительную динамику, следует учитывать, что приведенные показатели не вполне сопоставимы из-за изменений, внесенных в методологию классификации в последние годы.
Риск ликвидности в банковской системе Казахстана всегда вызывал серьезную озабоченность. Однако в последнее время структура фондирования казахстанских банков улучшилась благодаря увеличению ликвидности на рынке, расширению доступа к иностранному капиталу и росту привлекаемых вкладов, обусловленному благоприятной макроэкономической конъюнктурой и появлением системы страхования вкладов, которая способствует повышению доверия к банковскому сектору. Структура ресурсной базы диверсифицируется, в ней возрастает доля внешних источников средне- и долгосрочного финансирования, а именно кредитов международных финансовых организаций, кредитных линий иностранных банков, долговых ценных бумаг и субординированных займов. Межбанковский рынок очень мал по объему торгов и узок — основными видами операций на нем являются сделки репо, а кредитование (без обеспечения) производится в ограниченных масштабах, что усложняет задачу управления краткосрочной ликвидностью. По этим причинам ставки по межбанковским кредитам весьма волатильны.
Казахстанские банки все активнее обращаются за необходимыми ресурсами на международные рынки долговых инструментов (через привлечение синдицированных кредитов, выпуски облигации и секьюритизацию активов). Это позволяет им удлинять сроки заимствований и сокращать разрывы по срокам между требованиями и обязательствами. Благодаря высокому конъюнктурному инвестиционному спросу совокупный объем еврооблигаций, выпускаемых казахстанскими банками (см. табл. 4), намного превышает общую сумму еврооблигационных займов корпоративного сектора и правительства страны (на сегодняшний день в обращении находится всего один выпуск казахстанских государственных еврооблигаций объемом в 350 млн долл.). Впрочем, доступ к мировому рынку заимствований имеют лишь крупные и некоторые средние банки, и их желание привлекать средства иностранных кредиторов вряд ли ослабеет. Поскольку среди крупных источников фондирования банков иностранные заимствования являются одним из важнейших, успешность политики фондирования банков во многом зависит от уровня доверия иностранных инвесторов к казахстанской банковской системе. Другой проблемой, связанной с этими заимствованиями, является концентрация обязательств по срокам погашения, которая может осложнять управление банковской ликвидностью и перспективы развития банков.
Положительное влияние на развитие банковского сектора Казахстана оказывают значительные усовершенствования нормативно-правовой и регулятивной базы. Недостатки, сохраняющиеся в системе регулирования (основной — это неспособность обеспечить прозрачность структуры собственности), постепенно устраняются. В частности может потребоваться изменить действующий Закон об акционерных обществах, который не требует публичного раскрытия данных о структуре собственности. Регулирующие и надзорные функции в отношении банков и других финансовых учреждений Казахстана выполняет Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). В январе 2004 г. АФН выделилось из состава НБК, который в настоящее время занимается преимущественно вопросами денежно-кредитной политики. В связи с бурным развитием ипотеки в Казахстане АФН в июле 2005 г. дополнило и ужесточило правила расчета нормативных коэффициентов достаточности капитала банков. В частности, норма взвешивания риска по ипотечным кредитам, превышающим 50 тыс. долл., повышена до 75% (по менее крупным кредитам она составляет 50%).
В ближайшей перспективе планируется внести следующие важные изменения в систему банковского регулирования и надзора:
введение правил, регулирующих деятельность по управлению активами;
изменения в порядке регулирования банковского обслуживания физических лиц и СМП;
создание общенациональной базы данных о заемщиках;
совершенствование систем риск-менеджмента.
Казахстанские банки, выполняющие системообразующую роль («Халык», БТА и ККБ), могут в дальнейшем рассчитывать на получение государственной поддержки в случае необходимости, так как Правительство Казахстана, безусловно, стремится к сохранению стабильности в финансовой системе. Вероятность поддержки определяется, во-первых, важнейшей ролью по крайней мере трех крупнейших банков в финансировании экономики страны, а также банковском обслуживании населения и, во-вторых, относительно благоприятным режимом регулирования банковской деятельности. Потенциальная государственная поддержка в форме, например, рекапитализации, поддержки ликвидности, покупки проблемных активов должна предотвратить банкротство банков, в том числе частных.
Опыт недавней ликвидации среднего по размеру Наурис-Банка, которая затянулась на несколько месяцев, выявил недостатки в национальном Законе о банкротстве, а также в системе контроля и надзора за банками. Тот факт, что обязательства этого банка вдвое превышали размер его активов, был выявлен АФН лишь после наложения запрета на его операции в ноябре 2004 г. в связи с нарушением регулятивных требований. Лицензия Наурис-Банка была отозвана в июне 2005 г., однако выплаты частным вкладчикам из Фонда страхования вкладов начались лишь в декабре 2005 г.
Несмотря на сохраняющиеся в системе недостатки, следует признать, что компетентность и профессионализм органов банковского надзора Казахстана в последние годы значительно повысились и что сейчас Казахстан опережает другие страны СНГ по качеству регулирования банковской деятельности. Регулирующие органы предпочитают проводить ужесточение пруденциального надзора постепенно и уделяют особое внимание вопросом прозрачности.
Банковский надзор в Казахстане в значительной степени основан на проведении как выездных, так и невыездных проверок и включает регулярное взаимодействие с руководством банков. Комплексные проверки трех крупнейших банков проводятся ежегодно, остальных банков — раз в два года. Регулярное представление отчетности позволяет предупреждать регулирующие органы о потенциальных проблемах до того, как они окажут серьезное влияние на деятельность банка. Кроме того, АФН уполномочено проводить выездные проверки операций любого банка. В настоящее время полномасштабный анализ банков уполномочены проводить девять главных инспекторов по выездным проверкам и 10 инспекторов по невыездным проверкам (им в помощь прикреплены несколько сотрудников НБК). В ближайшие два года АФН собирается увеличить штат инспекторов до 40 человек.
банковский риск правовой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены основные виды рисков, с краткой характеристикой по каждому из них, более подробно рассмотрены финансовые риски. Упомянуты некоторые характеристики степени рисков, возможные способы улучшения этих характеристик. Рассмотрено страхование экономических рисков как одно из средств уменьшения степени коммерческих рисков. В последних разделах описана классификация финансовых рисков с точки зрения банковской деятельности.
Формирование в Казахстане системы самостоятельно функционирующих коммерческих банков с особой остротой выявило проблему управления рисками, возникающих в их хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.
Как показала история, банковская деятельность в условиях рыночной экономики подвержена значительному числу рисков, которые могут не только ухудшить показатели деятельности банка, но и привести его к банкротству.
Анализ развития банковской системы показал, что коммерческие банки слабо защищены от многочисленных, в том числе системных рисков. Под риском в банковской практике понимают опасность (возможность) потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.
Так как понятия риска и потерь теснейшим образом связаны между собой, и риск можно описать количественно, используя категорию потери, то в данной работе была рассмотрена теория управления риском. Управление банковскими рисками особенно затруднено в условиях переходной экономики.
Ценность комплексной классификации банковских рисков состоит в том, что на ее основе можно моделировать банковскую деятельность, осуществлять комплексный поиск внутренних резервов с целью повышения эффективности осуществления банковских операций. В проанализированных классификациях банковских рисков различаются понятия рисков, их иерархия, разделение на внешние и внутренние. Это усугубляется тем, что предложенные классификации сейчас в основном не отвечают российской практике управления рисками. Следовательно, классификации банковских рисков должны постоянно усовершенствоваться, изменяться в зависимости от развития рыночных отношений, повышения качества обслуживания клиентов, появления новых видов операций и рисков, применения новых информационных технологий в организации деятельности банковских структур.
Предлагаемая классификация имеет целью не перечисление всех видов банковских рисков, а создание определенной системы, позволяющей банкам не упустить отдельные их разновидности при определении совокупного размера рисков в своей деятельности.
Построение обоснованной классификации банковских рисков особенно затруднено из-за разного понимания сущности управления отдельными банковскими рисками.
Вопрос формирования полной и обоснованной классификации банковских рисков остается еще открытым, требующим дальнейшей разработки. Поэтому одной из первых проблем, с которой приходится сталкиваться любому банку, приступившему к построению системы управления рисками, является оптимизация банковских рисков.
Одним из приемов системы оптимизации банковских рисков является упрощение интерпретации банковской информации в виде графической модели финансового состояния банка, которая позволяет наглядно представить пропорции основных характеристик банка, а приведенный масштаб - оценить их абсолютные отношения.
Аналогия с корабликом позволяет на ассоциативном уровне воспринять финансовое состояние банка, уровень принимаемых на себя банковских рисков. Кроме того, модель существенно экономит время специалиста, принимающего управленческое решение.
Проанализировав различные классификации рисков, следует отметить, что каждый коммерческий банк имеет свой набор рисков, зависящий от специфики банковской деятельности. Хотя всем банкам присущи балансовые и забалансовые риски, риски финансовых услуг и внешние риски, их сочетание, основные зоны, размеры и приоритетные направления будут складываться по-разному в зависимости от преимущественной специализации банков, а значит, и по-разному характеризовать каждый вид банковской деятельности.
Список использованной литературы
1. Банковская система России - основные тенденции и перспективы развития // Деньги и кредит. 2002.№ 3.
2. Грюнинг Х. ван и Брайович Братанович С. «Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском» / Перевод с английского. - М.: «Весь Мир», 2003.
3. Ускорение и наука в Сибири: Материалы круглого стола // Экономика. 2001. № 17.
4. Иода Е. В., Мешкова Л. Л., Болотина Е. Н. Классификация банковских рисков и их оптимизация / Под общ. ред. проф. Е. В. Иода. 2-е изд., испр., перераб. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.
5. Пшеничников В.В. К вопросу о классификации рисков в банковском деле, Воронежский государственный аграрный университет. Россия, 2003
6. Светлова С. Риски в банковской практике // Аудитор, 1999. № 2.
7. Севрук В. Т. Банковские риски. М.: Дело ЛТД, 2-е изд., испр., перераб 2001.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа