Структура рынка охранно-детективных услуг
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1. Деятельность частных охранных структур…………………………..5
2. Структура рынка охранно-детективных услуг………………………8
2.1. Виды охранно-детективных услуг………………………………….9
2.2. Структура безопасности Ростовской области…………………….10
3. Иностранные компании на российском рынке охранных услуг….13
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………...18
Введение
Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменение системы субъектов борьбы с преступностью в России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности.
Известно, что большая часть денег налогоплательщиков идет на содержание государственного аппарата, в том числе на содержание правоохранительных органов. Государство в той или иной степени создает гарантии безопасности своих граждан и их собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более высокими в наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только способно ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих граждан и их собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не только разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и различными способами стимулируют их развитие.
Своей деятельностью негосударственные охранные предприятия вносят существенный вклад в борьбу с преступностью в РФ. Обеспечение охраны коммерческих и отдельных государственных структур, проверка торговых и финансовых партнеров, проверка благонадежности граждан при устройстве на работу, все это способствует сокращению темпов роста правонарушений, сохраняет от расхищения значительные материальные и финансовые средства, а в целом - способствует стабилизации экономики и улучшению криминогенной ситуации в стране.
В нынешней ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею.
В настоящее время основную часть руководства частных охранных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом работы, что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации деятельности государственных и частных правоохранительных структур.
1. Деятельность частных охранных структур
К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам (ДОА), службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.
Частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации. В законе также указано, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.
Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.
В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Услуги охраны могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения.
Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги.
Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в законе сыскные услуги. Совмещение этой деятельности с государственной службой не допускается.
Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органов внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение, сроком на 3 года.
Частные охранные предприятия вправе создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Такие объединения должны получить соответствующую лицензию в органах внутренних дел. Руководители объединений обязаны иметь высшее юридическое образование и лицензию на частную сыскную деятельность.
Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
В процессе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом, и в пределах предоставленных лицензией.
Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обеспечения безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя. Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту задачу, можно было бы ограничивать деятельность негосударственной системы. Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять даже преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть реалистами и ставить перед негосударственной службой безопасности четкие, содержательные задачи, давать ей соответствующие полномочия, но и разумеется, контролировать ее деятельность. Должное функционирование негосударственных правоохранительных структур, служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко обсуждаются вопросы деятельности негосударственных служб безопасности. Все эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается, как только внешне охранная, деятельность телохранителей. В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более ясно. И лучше, когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы изнутри.
Существует также проблема кадров. Если человек заканчивает службу в правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в налоговой полиции и т. п.) и приходит в негосударственную структуру, он понимает, что работа в ней носит специфический характер. Нужна дополнительная подготовка. Необходимо развивать системы такой подготовки, в том числе при участии государственных органов. Здесь придется решать комплекс крайне важных проблем. И если это всё не делать срочно, обеспечение безопасности негосударственных структур и даже структур, где государственная доля является преобладающей, будет строиться на полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы отдельные сотрудники государственных структур, наживающиеся на оказании помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п.
2. Структура рынка охранно-детективных услуг
Рынок охранно-детективных услуг имеет структуру, показанную на рис.1.
Рис. 1. Структура рынка охранно-детективных услуг
2.1. Виды охранно-детективных услуг
Современный рынок предлагает хозяйствующему субъекту следующие виды охранно-детективных услуг:
обеспечение сохранности и физической защиты материальных объектов и финансовых средств;
контроль и обеспечение безопасности персонала;
обеспечение безопасности информационных ресурсов;
информационно-аналитические исследования и прогнозные оценки безопасности, в том числе экономической (оценка экономической устойчивости, финансовой состоятельности и надежности партнеров и конкурентов, управление финансовыми и другими предпринимательскими рисками и др.)
Очевидно, что для сохранения своих позиций на рынке производители этих услуг должны повышать их качество, что уже в ближайшее время потребует проведения научных исследований, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области финансово-хозяйственной деятельности, управления персоналом, психологии, создания технических средств охраны, защиты информации и т.д. Эта тенденция уже прослеживается в работе ведущих компаний страны, о чем можно судить по все возрастающему количеству различных мероприятий (выставок, семинаров, конференций, краткосрочных курсов), связанных с охранно-детективным бизнесом.
Особенностью рынка охранно-детективных услуг является необходимость создания собственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Сегодня система подготовки кадров для частных охранно-сыскных структур представлена только негосударственными образовательными учреждениями начального профессионального образования, готовящими частных охранников. Что касается специалистов среднего и высшего звена, то гражданские высшие и средние учебные заведения России не занимаются подготовкой управленцев в области безопасности, хотя во всех развитых странах мира безопасность бизнеса обеспечивают профессиональные менеджеры по безопасности.
Пока для этого направления подготовки отсутствуют государственные образовательные стандарты и утвержденные в установленном порядке специальности, подготовка таких специалистов возможна только в системе дополнительного профессионального образования.
Учитывая специфический характер услуг, связанных с использованием служебного оружия, спецсредств и спецтехники, рынок охранно-детективных услуг должен контролироваться правоохранительными органами. Ведомственный контроль призван обеспечить решение таких задач, как правовое регулирование деятельности частных охранно-сыскных структур; контроль за соблюдением частными охранно-сыскными структурами лицензионных требований и нормативов; организация разработки и проведения экспертизы программ, проектов, нормативно-правовых актов в области обеспечения общественного порядка, раскрытия преступлений и противодействия терроризму; содействие формированию конкурентной среды на рынке охранно-детективных услуг и других.
2.2. Структура безопасности Ростовской области
Анализ современного состояния рынка охранно-детективных услуг показывает, что назрела необходимость в привлечении на этот рынок структур, не занимающихся непосредственно охранно-детективной деятельностью, но обслуживающих общие потребности участников рынка и, как следствие, появилась задача обеспечения дополнительной, «горизонтальной» координации их действий. С этой целью создано некоммерческое партнерство негосударственных (частных) структур безопасности Ростовской области «Правопорядок», которое взаимодействует со всеми заинтересованными участниками рынка.
Основными задачами Партнерства являются:
научно-методическое и организационное содействие государственным органам власти и управления в обеспечении безопасности физических и юридических лиц, защите их прав, свобод, законных интересов от противоправных посягательств;
содействие законодательному признанию и повышению престижа профессии охранника и детектива, участие в определении квалификационных требований к лицам, занимающимся негосударственной охранной и детективной деятельностью;
изучение и распространение положительного опыта работы охранных, детективных, образовательных, технических и иных предприятий, разработка и внедрение новых форм, методов и тактических приемов, повышающих качество охранно-детективных услуг;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для рынка охранно-детективных услуг;
сбор и обработка криминологической, коммерческой и иной, необходимой для решения уставных задач, информации, создание соответствующих банков данных для оперативного информационного обмена, статистической и аналитической обработки информации в интересах участников рынка охранно-детективных услуг;
организация научных исследований в области социальных и технических наук по проблемам безопасности личности и бизнеса;
осуществление информационно-издательской деятельности в сфере безопасности;
организация симпозиумов, конференций, семинаров, выставок и иных мероприятий, способствующих формированию спроса на охранно-детективные услуги, расширению их номенклатуры и повышению качества.
Решение этих и других уставных задач Партнерства будет способствовать повышению качества охранно-детективных услуг, направленных на обеспечение безопасности личности и бизнеса.
3. Иностранные компании на российском рынке охранных услуг
Итак, что же произойдет на российском рынке охранных услуг в случае прихода иностранных компаний? Кстати, иностранные охранные компании уже представлены на нашем рынке. Выступление Сергея Айрапетяна, директора по маркетингу и развитию бизнеса компании «Групп 4 Секьюрикор Глобал Рискс», подтверждает это.
Попытки захвата рынка охранных услуг иностранными компаниями, во всяком случае пока, отсутствуют. Но было бы желание, как говорится… Эксперты предполагают, что скупка уже существующих компаний иностранным фирмам неинтересна. Активы среднего ЧОПа (Частное Охранное Предприятие) малопривлекательны для инвестора. Если «у них» появится возможность законно работать в России, конечно, будут созданы ЧОПы с большим иностранным капиталом.
Охранные предприятия с иностранным участием, в случае их прихода на наш рынок не будет работать по тарифам, превалирующим сегодня на российском рынке охранных услуг. А клиенты, конечно, не желают тратить больше денег.
И как следствие этого, что «грозит» уже существующим российским предприятиям?
– Необходимость увеличения собственного уставного капитала;
– необходимость значительного увеличения рекламного бюджета;
– значительное увеличение собственного «страхового» бюджета (всем уже стало понятно: страхование ответственности ЧОПов – тема отдельного большого разговора со страховщиками, поскольку страховые компании подходят к ней совершенно «особенным» образом. Да и заказчик в большинстве своем не хочет иметь дело со страховкой исполнителя. Нанесен ущерб в результате действий исполнителя – пусть как можно скорее заплатит исполнитель. И мы с вами знаем: исполнитель во многих случаях платит);
– необходимость закупать более качественное и, следовательно, более дорогое оборудование и автомобили;
– необходимость постоянного повышения качества услуг;
– возможное снижение цен на охранные услуги;
– увеличение заработной платы охранникам;
– расширение перечня своих услуг (иностранные компании дополняют уже предлагаемый российскими ЧОПами список услуг такими позициями, как информационная безопасность и информационно-аналитическое обеспечение). Понятно, что для юридических лиц комплексная безопасность более интересна;
– повышение квалификации и профессионализма управленцев;
– необходимость соответствия предприятия международным профессиональным стандартам
Очевидно, если охранные предприятия с иностранным участием сильно внедрятся в российский рынок охранно-детективных услуг, то обострится конкуренция. А с обострением конкуренции и усложнившимися условиями работы произойдет консолидация российских предприятий отрасли.
С большой долей вероятности можно предположить, что на рынке останутся только сильные игроки: исчезнут предприятия, не сумевшие справиться с уже перечисленными требованиями.
Если посмотреть с другой точки зрения, есть и положительный аспект этого вопроса: «Они – к нам, а мы – к ним!». У России появится возможность выйти на европейский и другие рынки.
Заключение
На всех этапах развития человечества проблема безопасности всегда была одной из самых актуальных и трудно разрешимых. Если признать, что наибольшей и безусловной ценностью любого общества является человеческая жизнь, то придется согласиться с тем, что безопасность личности во всем многообразии аспектов этого понятия, является одной из высших ценностей цивилизованного общества.
Во всех развитых странах мира наиболее активная часть общества занимается тем, что сегодня и в нашей стране называется бизнесом. Отсюда с неизбежностью вытекает, что безопасность и благополучие личности во многом определяется безопасностью и успешностью бизнеса.
Естественной реакцией на внешние и внутренние угрозы бизнесу стало создание и развитие частных охранных предприятий и служб безопасности. В настоящее время по данным МВД в Российской Федерации официально зарегистрировано около 25 тысяч охранных предприятий и служб безопасности. В том числе, на Юге России - более 1000 (в Ростовской области – более трехсот).
Численность лицензированного персонала составляет около 500 тыс. человек. Из них более 30% - бывшие сотрудники МВД, органов безопасности и спецслужб. Охраняется более 70 000 объектов с использованием более
100 000 единиц огнестрельного и газового оружия. В целом в сфере негосударственной системы безопасности трудится более одного миллиона человек, а годовой оборот охранных и сыскных услуг оценивается в миллиардах долларов.
Все эти факты позволяют говорить о том, что сформировалась и интенсивно развивается новая для постсоветской России отрасль бизнеса – охранно-детективный бизнес.
В последние несколько лет к проблемам безопасности бизнеса прибавились новые и очень серьезные угрозы жизни и здоровью людей, связанные с активизацией международного терроризма. В отличие от криминальных структур, угрожающих бизнесу, террористы обычно преследуют политические цели, и борьба с ними – прерогатива государственных структур безопасности. Однако в этой борьбе государству, безусловно, должны помогать частные охранно-сыскные структуры, имеющие необходимую материальную базу и соответствующим образом подготовленных сотрудников.
Учитывая прогнозируемый экспертами затяжной кризис российской экономики, сохранение остроты криминогенной обстановки, на обозримую перспективу совершенно логичным было бы дальнейшее развитие и укрепление института частных охранных предприятий и служб безопасности. Поэтому наиболее продуманным, полезным с государственной точки зрения, было бы подкрепленное законодательно решение о дальнейшем стимулировании развития и совершенствовании уже существующей и действующей системы частных охранных структур, работа по ее более органичному включению в общую систему органов безопасности страны.
После того, как в противовес надвигающейся организованной преступности на законном основании стали появляться частные детективные и охранные службы, возглавляемые профессионалами высокого класса, организованная преступность в борьбе за место под солнцем стала привлекать в свои ряды профессионалов своего дела, что привело к профессионализации организованной преступности. В настоящее время там задействованы наряду с закоренелыми преступниками и молодыми юнцами бывшие работники МВД, участники афганской, чеченской воин, спортсмены с мировыми именами, люди с высшим образованием, разбирающиеся в финансовой, банковской деятельности, в компьютерной технике.