Структура и основные направления деятельности милиции общественной безопасности

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

Юридический факультет

Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности

Специальность 080115 "Таможенное дело"

Курсовая работа

"Структура и основные направления деятельности милиции общественной безопасности"

Выполнила: студентка I курса

очного отделения

Олейникова Екатерина Игоревна

Научный руководитель: старший преподаватель

Либозаев Д.П.

Тверь 2008

Содержание

Введение

Глава 1. Основные направления деятельности МОБ

Глава 2. Структура МОБ, организация оперативно-служебной деятельности отдельных подразделений МОБ

§1. Дежурные части

§2. Участковые уполномоченные милиции

§3. Государственная инспекция безопасности дорожного движения

§4. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых

§5. Специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке

§6. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей

§7. Подразделения дознания

§8. Подразделения патрульно-постовой службы милиции

§9. Подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью

§10. Подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых

§11. Подразделения по делам несовершеннолетних

§12. Подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного

законодательства

Заключение

Список литературы

Введение

Милиция общественной безопасности в системе МВД РФ, правовые основы создания и функционирования.

Осуществляемые в Российской Федерации глубокие социально-экономические преобразования происходят в сложной, противоречивой обстановке, сопровождающейся ростом преступности, повышением ее организованности, мобильности и оснащенности. Это обуславливает необходимость дальнейшей организации деятельности правоохранительных органов, с целью нейтрализовать тенденцию роста преступности, усилить защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

В России, в соответствии с международной правоохранительной практикой, для решения двуединой задачи борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка, закреплена функционально-организационная структура милиции1, предусматривающая ее деление на два вида: криминальную милицию2 и милицию общественной безопасности3.

Указом Президента Российской Федерации от 12.02. 1993 года №209 определено, что МОБ (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.

В районах, городах, районах городов МОБ создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.

В настоящее время в МОБ насчитывается порядка 2/3 штатной численности милиции. Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность МОБ, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации. Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. С учётом достаточно сложной системы МОБ, функционирование её подразделений - самое объемное и многообразное направление деятельности милиции, осуществляемое в профилактических, административно-правовых и уголовно-процессуальных формах.

Глава 1. Основные направления деятельности МОБ

Закон РФ "О милиции" определяет следующие основные направления деятельности МОБ:

1) Обеспечение безопасности личности4. Осуществляется в первую очередь путем реагирования на заявления граждан об угрозах их жизни и здоровью и оказания помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

Поступающие сообщения, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи. Уполномоченным сотрудником ОВД принимаются меры к разрешению заявления в установленные законом сроки, принимаются необходимые меры реагирования;

2) Обеспечение общественной безопасности5. Решение данной задачи включает в себя обеспечение безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительную деятельность в сфере оборота гражданского и служебного оружия, осуществления частной охранной и детективной деятельности, поддержание порядка при чрезвычайных ситуациях, участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии6;

3) Охрана общественного порядка предполагает, прежде всего, обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, иных общественных местах, при проведении митингов, шествий и других публичных мероприятий. Это обусловленная закономерностями развития общества и осуществляемая сотрудниками МОБ, другими правоохранительными органами, общественными объединениями, гражданами, система воспитательных, принудительных, организационных и правовых мер по обеспечению соблюдения правил, регулирующих поведение людей в сфере их общественной жизни, быта и безопасности, по профилактике и пресечению преступлений, привлечению виновных к ответственности, по надежной охране личности и прав граждан, интересов государства и общества от преступных и иных антиобщественных посягательств;

4) Охрана собственности состоит в исполнении договоров об охране имущества физических и юридических лиц, обеспечении сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, охране имущества, оставшегося без присмотра при чрезвычайных ситуациях;

5) Выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений. Данная деятельность МОБ носит универсальный характер и распространяется на широкий круг административных правонарушений. Такими объектами воздействия выступают следующие виды правонарушений:

посягающие на права граждан, здоровье населения (проведение запрещенной предвыборной агитации, нарушение санитарно-эпидемиологических требований, незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах и т.д.);

посягающие на собственность (самовольная добыча янтаря, мелкое хищение чужого имущества и др.);

в области охраны окружающей природной среды (выпуск в эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, нарушение правил пользования объектами животного мира, правил охраны рыбных запасов, правил содержания собак и кошек и т.д.);

на транспорте и в области дорожного движения (нарушение правил регистрации и эксплуатации транспортных средств, нарушение водителями и пешеходами правил дорожного движения, безбилетный проезд и т.д.);

в области предпринимательской деятельности, финансов (незаконная продажа товаров, нарушение правил продажи отдельных видов товаров, обман потребителей в небольшом размере и т.д.);

посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, стрельба из огнестрельного оружия в не отведенных для этого местах и т.д.);

посягающие на порядок управления (неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, самоуправство и т.д.).

МОБ непосредственно предупреждает и пресекает указанные и иные административные правонарушения, приминает меры к их выявлению. Достаточно широки в этой связи ее процессуальные полномочия. Сотрудники МОБ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, опрашивать свидетелей, назначать экспертизы, осуществлять административное задержание и другие действия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. По значительному числу составов административных правонарушений должностные лица МОБ наделены правом рассмотрения дел о них.

6) Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно (например - умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, заражение венерической болезнью, оскорбление, кража, присвоение, растрата без квалифицирующих признаков, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, незаконное предпринимательство без квалифицирующих признаков, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное использование товарного знака, обман потребителей, незаконный оборот оружия без квалифицирующих признаков, незаконная охота и т.д.). В отношении данных преступлений МОБ проводит дознание7;

7) Розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности (розыск лиц, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы по призыву, установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность);

8) Оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. Сотрудники подразделений МОБ в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения и пресечения преступлений взаимодействуют с органами представительной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми коллективами, общественными объединениями и гражданами, информирует их и средства массовой информации о своей деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

9) Оказание содействия криминальной милиции со стороны МОБ обеспечивается по всему спектру решаемых ею задач (использование сил и средств МОБ при проведение операций по пресечению деятельности преступных групп, при ликвидации вооруженных формирований, освобождении заложников, в борьбе с терроризмом, для розыска лиц, уклоняющихся от следствия и суда, в интересах государственной защиты должностных лиц правоохранительных органов и др.). МОБ выполняет свои задачи не только во взаимодействии с криминальной милицией, но и с другими службами ОВД РФ и внутренними войсками МВД РФ, а также иными правоохранительными органами.

Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом. Перечень обязанностей, возложенных на МОБ, перечислен в статье 10 Закона РФ "О милиции".

Объем прав, предоставленных МОБ, определен статьей 11 Закона РФ "О милиции". В том числе сотрудники МОБ имеют право:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения;

проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и т.д.

Использование МОБ предоставленных ей прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию Законом "О милиции". Вместе с тем, сотрудники МОБ, в целях выполнения возложенных на них обязанностей, имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 12-15 Закона РФ "О милиции". На сотрудника милиции общественной безопасности в полном объеме распространяются гарантии личной безопасности, предусмотренные статьей 16 указанного закона.

Глава 2. Структура МОБ, организация оперативно-служебной деятельности отдельных подразделений МОБ

В милицию общественной безопасности входят8:

1) дежурные части9;

2) участковые уполномоченные милиции10;

3) государственная инспекция безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ11;

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых12;

5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке13;

6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;

8) центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей14;

9) отряды милиции особого назначения;

10) подразделения:

а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

б) дознания;

в) патрульно-постовой службы милиции15;

г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью16;

д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых17;

е) по делам несовершеннолетних18;

ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства19;

з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;

и) органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру.

§1. Дежурные части

Сотрудники ДЧ в круглосуточном режиме принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую в ОВД информацию о преступлениях, административных правонарушениях, событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, принимают по ним решения, предусмотренным законодательством, ведомственными установлениями20.

Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел. В составе ДЧ имеются комнаты для разбирательства с доставляемыми в ОВД лицами и комнаты для содержания задержанных лиц.

§2. Участковые уполномоченные милиции

Среди отраслевых служб органов внутренних дел, призванных защищать права граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, важное место занимает служба УУМ. Функции данной службы составляют самое объемное и многообразное направление деятельности ОВД, осуществляемое в профилактических, непосредственно охранительных, административно-правовых и уголовно-процессуальных формах.

Участковый уполномоченный милиции - ключевая фигура всей милиции. Он непосредственно реализует все ее основные задачи на территории обслуживаемого участка21. Действующими актами установлено, что должность УУМ вводится для обслуживания 3-3,5 тысяч человек (в городе), а в сельской местности - для обслуживания населения, проживающего на территории сельского поселения.

В своей деятельности УУМ руководствуется большим количеством законодательных и иных нормативных актов, ведомственных приказов, среди которых основное место занимает "Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции"22, которые в совокупности определяют весь круг задач, возложенных на УУМ в настоящее время, в том числе:

обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

предупреждение и пресечение23 административных правонарушений и преступлений;

раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Хорошее знание людей, умение расположить их к себе важны для УУМ не менее, чем основная юридическая подготовка. Это позволяет ему полнее контролировать обстановку на административном участке. Орган внутренних дел в лице участкового уполномоченного, тесно взаимодействующего с общественностью, имеет источники ценной информации по самым разнообразным вопросам. Иначе говоря, УУМ - это "глаза и уши" органа внутренних дел.

§3. Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГИБДД как орган, с настоящим названием, нормативно оформленный и с отведенной ему функциональной нишей в структуре милиции, возник не в один день24. Его деятельность неразрывно связана со все нарастающей автомобилизацией, которая сегодня является важной составной частью прогресса общества. Однако процесс автомобилизации имеет и негативные стороны. Существенным отрицательным последствием автомобилизации является аварийность на автомобильном транспорте. Тяжесть последствий от ДТП25 в России значительно выше, чем в большинстве стран с высоким уровнем автомобилизации, поэтому обеспечение безопасности дорожного движения26 стало серьезной государственной проблемой, имеющей огромное социальное и политическое значение. В связи с этим, 22 сентября 2006 года за N 1042 Президентом Российской Федерации был издан Указ "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения". В целях повышения безопасности дорожного движения, сокращения количества граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, и снижения тяжести их последствий Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено принять неотложные меры, направленные:

а) на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения;

б) на улучшение условий дорожного движения, увеличение пропускной способности улиц и дорог, в первую очередь в городах федерального значения и административных центрах субъектов Российской Федерации; на организацию работ по строительству и обустройству достаточного количества мест для парковки транспортных средств, подземных и надземных переходов, созданию безопасных условий для пешеходов;

в) на создание системы образования и информационно-пропагандистского обеспечения в области безопасности дорожного движения;

г) на повышение эффективности и оперативности оказания экстренной помощи гражданам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

д) на реализацию в установленные сроки федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах";

е) на разработку и реализацию комплекса дополнительных мероприятий по социальной и правовой защищенности сотрудников ГИБДД РФ.

ГИБДД (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения27: обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Подразделения ГИБДД отделов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, являются структурными подразделениями указанных управлений (отделов) внутренних дел.

На ГИБДД возлагается значительный объем обязанностей, в том числе:

осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов;

регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

организация и проведение в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;

осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации первой доврачебной помощи пострадавшим, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;

ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;

изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;

осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;

участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного движения общественного транспорта, а также в оценке соответствия этих маршрутов установленным требованиям безопасности дорожного движения в процессе их эксплуатации;

разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;

разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями;

выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

создание, обеспечение функционирования и ведение в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, информационных банков (баз) данных;

осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с последующим уведомлением граждан о принятых решениях в установленный законодательством Российской Федерации срок.

§4. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых

В статье 2 Федерального закона РФ от 15.07. 1995 года №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", дается следующее понятие: подозреваемый и обвиняемый - лица, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Данные категории лиц содержатся под стражей в ИВС ОВД, которые являются подразделениями МОБ. Организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника МОБ, начальника ИВС.

В ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных УПК РФ28. Режим представляет собой порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в ИВС, производится круглосуточно дежурным ИВС или оперативным дежурным по органу внутренних дел, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в ИВС, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в процессуальном документе, послужившем основанием для задержания или взятия под стражу29 этого лица, а также с документами, удостоверяющими его личность.

§5. Специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке

За совершение административных правонарушений может применяться административный арест30. Внутренний распорядок спецприемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, регламентируют специальные правила31. Режим включает в себя порядок и условия содержания административно - арестованных лиц, их трудоиспользование, обеспечение их прав, исполнение ими своих обязанностей. Правила обязательны для сотрудников специальных приемников, лиц, содержащихся в них, а также иных лиц, посещающих специальные приемники. Нарушение Правил должностными лицами влечет ответственность в дисциплинарном порядке.

Основанием для приема и содержания в специальном приемнике арестованных является постановление уполномоченного должностного лица об административном аресте, оформленное в установленном законодательством порядке и скрепленное соответствующей гербовой печатью. Специальный приемник принимает лиц, арестованных в административном порядке, круглосуточно при наличии копии постановления уполномоченного должностного лица о наложении административного ареста, заверенной его подписью и скрепленной гербовой печатью и документа, удостоверяющего личность арестованного (паспорт, военный билет).

§6. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей

ЦВСНП свою деятельность осуществляют в рамках "Инструкции по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел", которая регулирует деятельность по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и их дальнейшему устройству.

ЦВСНП создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством РФ и находятся в непосредственном подчинении МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. ЦВСНП в своей работе взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К основным задачам ЦВСНП относятся:

обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявлению среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установлению обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений;

доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания.

Прием несовершеннолетних центрами временного содержания осуществляется круглосуточно.

ЦВСНП в установленном для подразделений милиции общественной безопасности порядке обеспечиваются оперативно-техническими средствами, автомобилями, мебелью, инвентарем, одеждой, продовольственными товарами и другим имуществом.

§7. Подразделения дознания

В числе основных функций подразделений дознания: анализ и прогнозирование результатов оперативно-служебной деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно; организация производства дознания в рамках уголовных дел, отнесенным в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности дознавателей органов внутренних дел32; выявление причин и условий, способствовавших совершению расследуемых преступлений и принятие предусмотренных законодательством РФ мер по их устранению, восстановлению нарушенных прав граждан и организаций, интересов общества и государства.

§8. Подразделения патрульно-постовой службы милиции

Важная роль в охране порядка и борьбе с преступностью на улицах, в парках, скверах и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов принадлежит патрульно-постовой службе милиции общественной безопасности Российской Федерации. ППС входит в состав милиции общественной безопасности органов внутренних дел и является основным средством охраны общественного порядка. Она создается в республиканских, краевых и областных центрах, в городах и иных населенных пунктах, а также на крупных транспортных узлах для охраны общественного порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта (вокзалах, аэропортах, портах) и в других общественных местах.

Главная особенность патрульно-постовой службы милиции состоит в том, что, в отличие от других служб, выполняющих ограниченный круг специальных функций, она в известной мере принимает участие в решении практически всех задач, возложенных на милицию.

В целях совершенствования деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, повышения их роли в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности разработан Устав патрульно-постовой службы МОБ33.

Основными задачами патрульно-постовой службы являются:

обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;

обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;

выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда;

оказание содействия подразделениям криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Строевые подразделения ППСМ выполняют следующие функции:

защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья;

пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по "горячим следам". Активное предотвращение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своей компетенции принятие мер к устранению данных обстоятельств;

обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевременное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения;

совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах;

взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти;

участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах;

участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.

Во время пресечения преступлений и административных правонарушений сотрудники милиции наделены правом применения мер административного принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

§9. Подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью

Основной задачей таких подразделений является организация и осуществление контроля за оборотом гражданского34 и служебного35 оружия, взрывчатых веществ и изделий их содержащих, организация и осуществление контроля за негосударственной (частной) охранной деятельностью и негосударственной (частной) сыскной деятельностью, в пределах полномочий предоставленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Правовое регулирование оборота оружия36 в Российской Федерации и деятельность органов внутренних дел в сфере оборота оружия и специальных средств, регламентируется Федеральным законом "Об оружии" от 13 октября 1996 г. № 150-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", приказом МВД России "Об утверждении Норм обеспеченности оружием и патронов к нему для органов и организаций, указанных в статье 12 Федерального закона "Об оружии", занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами" от 13 апреля 2005 г. № 275, другими нормативно-правовыми актами, которыми формируются административно-правовые режимы различных стадий оборота оружия.

Оружие относится к той категории предметов, свободный, неконтролируемый оборот которых недопустим из-за повышенной общественной опасности их бесконтрольного использования. Поэтому построение нормативно-правового материала, регулирующего оборот оружия и его стадии возможно только в виде административно-правовых режимов, позволяющих добиться неотвратимого достижения поставленной законотворческим органом цели - обеспечения общественной безопасности в сфере оборота оружия.

Задачи органов внутренних дел в области осуществления лицензионно-разрешительной работы вытекают из общих задач милиции. Это предупреждение случаев утери предметов (веществ), подпадающих под действие лицензионно-разрешительной системы, и недопущение их использования при совершении проступков или преступлений либо не по назначению; пресечение нарушений правил изготовления, приобретения37, перевозки38, хранения39 и использования предметов (веществ) данной категории; выявление и устранение причин и условий, способствующих наступлению вредных последствий, принятие к нарушителям правил лицензионно-разрешительной системы мер, предусмотренных законом; выдача лицензий, разрешений и сертификатов в соответствии с установленным порядком и т.п.

В системе органов внутренних дел контрольные функции по соблюдению правил оборота оружия возложены прежде всего на подразделения лицензионно-разрешительной работы, а также службу участковых уполномоченных милиции, паспортно-визовые подразделения, информационные центры и другие службы. В этой связи важное значение приобретает обеспечение согласованных действий указанных служб в осуществлении контроля за оружием, а также нормативно-правовое обеспечение их деятельности.

Подразделения ЛЛР осуществляют лицензирование и выдачу лицензий:

на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами нему (юридическим лицам40);

на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему (юридическим лицам с особыми уставными задачами, организациям, занимающимися испытанием изделий на пулестойкость, юридическим лицам, осуществляющим коллекционирование оружия и патронов, спортивным организациям и учреждениям);

на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного41 бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам РФ;

на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданам РФ;

на негосударственную (частную) охранную деятельность и негосударственную (частную) сыскную деятельность.

Частная детективная и охранная деятельность с каждым годом занимает все большее место в охране общественного порядка, ежегодно увеличивается количество частных охранных структур. Соответственно усиливается роль органов внутренних дел по осуществлению контроля в данной сфере. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью регламентирован широким кругом нормативно-правовых актов, в том числе: - законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. № 2487-1; Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, постановлением Правительства РФ "Вопросы частной детективной и охранной деятельности" от 14 августа 1992 г. № 587; постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности" от 14 августа 2002 года № 600, приказом МВД РФ "О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью" от 31 декабря 1999 г. № 1105; приказом МВД РФ "Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" от 19 июня 2006 г. № 447; приказом МВД РФ "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами" от 15 июля 2005 г. № 568; приказом МВД РФ "О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" от 15 июля 2005 г. № 569.

Уполномоченные органы внутренних дел в соответствии указанными нормативными документами осуществляют следующие мероприятия:

представляют лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной или (и) сыскной (детективной) деятельности, оформляют и переоформляют документы, подтверждающие их наличие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

согласовывают уставы служб безопасности юридических лиц;

выдают, продлевают срок действия удостоверений охранника;

организуют контрольные мероприятия, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими негосударственную (частную) охранную или (и) сыскную (детективную) деятельность и оборот оружия, патронов к нему и специальных средств;

приостанавливают, возобновляют и аннулируют действие лицензий и аннулируют удостоверения частного охранника;

ведут реестры лицензий, а также предоставляют в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий и иной информации о лицензировании.

§10. Подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых

Основными функциями данных подразделений являются: охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых во время принятия судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, стационарного лечения в медицинских учреждениях (кроме применения принудительных мер медицинского характера), производства следственных действий и уголовного судопроизводства; конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования, экспертиз), санпропускники (бани общего пользования) и обратно, из отделов внутренних дел в ИВС42; конвоирование из ИВС, СИЗО в окружные и районные (городские, межрайонные) суды, на их выездные сессии и обратно; охрана конвоируемых во время заседаний этих судов; охрана заключенных под стражу лиц во время судебного заседания, обеспечение безопасности состава суда, свидетелей и присутствующих в зале граждан; предупреждение чрезвычайных происшествий (побегов, нападений на охрану, самоубийств) со стороны задержанных и заключенных под стражу лиц.

§11. Подразделения по делам несовершеннолетних

Большое влияние на состояние преступности в стране оказывает работа органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, в том числе, совершаемых несовершеннолетними. Снижение роста правонарушений несовершеннолетних является важной составной частью общей проблемы искоренения правонарушений. В структуре подростковой преступности преобладают преступления корыстно-насильственной направленности43. Это обусловлено, прежде всего, тем фактом, что более 60% участников преступлений проживают в семьях с крайне низким уровнем доходов. Особое беспокойство вызывают факты вовлечения несовершеннолетних в деятельность преступных групп.

Несовершеннолетними также совершается большое количество административных правонарушений. Пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция - эти негативные явления в среде несовершеннолетних достаточно распространены. Практически каждый год в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тысяч подростков-правонарушителей и более 100 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Одной из основных причин совершения несовершеннолетними правонарушений является их безнадзорность, то есть отсутствие или значительное ослабление наблюдения или контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и, в частности, определяет систему субъектов, осуществляющих эту деятельность. Одним из таких субъектов являются органы внутренних дел. Практика показывает, что основная тяжесть профилактической работы лежит именно на сотрудниках ОВД. Основная роль в ОВД по осуществлению деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности, выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений принадлежит подразделениям по делам несовершеннолетних. Их деятельность регламентирует "Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД"44.

ПДН ОВД:

1) проводят индивидуальную профилактическую работу;

2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних; участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в ЦВСНП ОВД в отношении несовершеннолетних: направляемых по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; временно ожидающих рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

5) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;

6) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;

7) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;

8) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий;

9) в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

В последние годы получило распространение закрепление инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел за образовательным учреждением (школьного инспектора), который является штатным сотрудником ПДН МОБ. Как правило, штатная единица школьного инспектора закрепляется за средним образовательным учреждением численностью не менее 500 учащихся с учетом оперативной обстановки на территории муниципального образования.

Школьный инспектор:

участвует в мероприятиях по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся;

проводит индивидуально-профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в образовательном учреждении либо в ПДН, КДН, и родителями или иными законными представителями названных учащихся, принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;

осуществляет меры по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий, в том числе экстремистской направленности, со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении них;

участвует в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в зоне обслуживания;

осуществляет в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях;

выявляет причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совершению учащимися правонарушений и антиобщественных действий;

готовит материалы, необходимые для рассмотрения судом вопроса о возможности помещения учащихся в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

готовит материалы о помещении учащихся в ЦВСНП в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

взаимодействует в пределах своей компетенции с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями.

§12. Подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного

законодательства

Данные подразделения создаются в целях выполнения задач по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства.

Основными функциями подразделений БПСПРиАЗ являются: выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка и принятие в пределах своих полномочий мер к устранению данных обстоятельств; осуществление по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях и исполнение административного законодательства45.

Заключение

По итогам изучения темы курсовой работы, следует сделать следующие выводы:

1) В структуре МВД РФ система МОБ наиболее сложная структура, а функционирование её подразделений - самое объемное и многообразное направление деятельности милиции, осуществляемое в профилактических, административно-правовых и уголовно-процессуальных формах;

2) По существу, деятельность сотрудников МОБ невозможно представить без взаимодействия с гражданами, тем более в области пресечении правонарушений, обеспечении и организации охраны общественного порядка. И граждане являются главной опорой в деятельности каждого сотрудника милиции. Она выражается от простого обращения к ним по вопросам выяснения тех или иных обстоятельств ещё до становления гражданина в качестве свидетеля - очевидца, информатора. Умение общения с гражданами сотруднику милиции позволит разрешить любые социально-проблемные вопросы;

3) В связи с вышесказанным, сотрудники МОБ должны обладать определёнными специфическими профессионально-психологическими качествами. Они, например, выражаются:

а) при несении патрульно-постовой службы - умение общаться с различными категориями граждан, владение публичной обстановкой поста, маршрута, умение разрешать обще профилактические вопросы;

б) в работе участкового уполномоченного милиции - наличие опыта работы с людьми, умение контактировать с населением, наличие высокого всестороннего профессионального уровня и знание направлений деятельности всех служб в системе МВД России, детальное знание обслуживаемого административного участка, умение нести психологические и практические нагрузки;

в) сотрудник дежурной части - должен уметь оперативно управлять силами и средствами, профессионально формировать следственно-оперативные группы, владеть оперативной обстановкой на территории обслуживания ОВД, быть готовым к неожиданным ситуациям;

г) дознаватель - уметь логически мыслить и применить те или иные процессуальные действия, знать методику допроса в отношении любого гражданина и процессуальные нормы, организовывать и планировать следственные действия по расследуемым уголовным делам;

д) сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних - должны обладать психолого-педагогическими качествами и уметь контактировать с детьми, провести беседу по социально-нравственным вопросам как со взрослыми, так и несовершеннолетними и т.д.

В рамках курсовой работы мной изучена организационная структура милиции общественной безопасности, основные направления деятельности подразделений МОБ. Предпринята попытка обобщить и проанализировать нормативно-правовую базу по избранной тематике.

Применялись логический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы анализа, анализ и обобщение полученных данных и др.

В качестве эмпирической базы выступили различные нормативно-правовые акты, теоретические и методические источники, информационно-аналитические документы.

Структура и объем курсовой работы определены исходя из целей и задач изучаемой тематики. Работа состоит из введения, 2 глав, 12 параграфов, заключения, списка литературы.

Список литературы

1. Законодательные и иные нормативные акты:

1.1 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции";

1.2 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ;

1.3 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;

1.4 Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

1.5 Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

1.6 Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 года №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений";

1.7 Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 года за N 1042 "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения";

1.8 Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 "О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации";

1.9 Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации";

1.10 Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности";

1.11 Приказ МВД РФ от 29 января 2008 года №80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности";

1.12. Приказ МВД РФ от 1 декабря 2005г. №985 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях";

1.13. Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 №950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел";

1.14. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. №900 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции";

1.15. Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 "Об утверждении Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД".

2. Специальная литература:

2.1 Административная деятельность органов внутренних дел: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф.В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право.2003. - 222с.

2.2 Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации " О милиции " - 3-е изд., перераб. и доп, - М.: ТК Велби, 2003 - 428с.

2.3 Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности: Учеб. пособие / Под ред.А.И. Титенко. - М.: Типография Академии МВД России. 1995. - 74с.

2.4 Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустяна, А.П. Кизлыка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. - 384с.

1 Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ от 18.04.1991 года №1026-1 «О милиции», иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами;

2 Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей;

3 Далее по тексту – МОБ.

4 Обеспечение безопасности личности, как важнейшая задача милиции, предполагает ее обязанность принимать в пределах предоставленных законом полномочий исчерпывающие меры к предотвращению, устранению, снижению угрозы конституционно закрепленным правам и свободам человека и гражданина, конкретного физического лица, вызываемой преступными деяниями или общественно опасными событиями террористического характера;

5 Понятие общественная безопасность в юридической литературе рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми и техническими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для общества, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами;

6 Эпизоотия – широкое распространение какой-либо инфекционной болезни среди животных.

7 Преступления небольшой и средней тяжести, т.е по которым предельная санкция соответствующей статьи УК РФ не превышает 5 лет лишения свободы;

8 Структура милиции общественной безопасности определена Постановлением Правительства РФ «О подразделениях милиции общественной безопасности» от 7 декабря 2000 г. № 926.

9 Далее по тексту – ДЧ;

10 Далее по тексту – УУМ;

11 Далее по тексту – ГИБДД;

12 Далее по тексту – ИВС;

13 Далее по тексту – спецприемники;

14 Далее по тексту – ЦВСНП;

15 Далее по тексту – ППС;

16 Далее по тексту – ЛЛР и ЧДиОД

17 Далее по тексту – конвойные подразделения;

18 Далее по тексту – ПДН;

19 Далее по тексту – БПСПРиАЗ;

20 Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утверждена приказом МВД РФ от 01.12.2005 года №985.

21 На территории закрепленного за ним участка, в городе или сельской местности, именно УУМ выполняют основной объем правоохранительных и правоприменительных функций, возложенных законом на горрайорганы внутренних дел, и несут ответственность за состояние общественного порядка.

22 Утверждена приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 №900. Далее по тексту – Инструкция.

23 Под пресечением необходимо понимать основанные на Конституции РФ, Законе РФ «О милиции», ведомственной Инструкции активные действия участковых уполномоченных милиции по принудительному прекращению преступлений и административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка и недопущению возникновения общественно опасных последствий от них.

24 Слово «автоинспекция» прозвучало еще в 1920 году - 10 июня, когда Совет Народных Комисаров РСФСР издал декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям»;

25 Дорожно-транспортное происшествие (далее по тексту - ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

26 Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог (ст. 2 ФЗ РФ от 10.12.1995 года №196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

27 Положение «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711.

28 В целях повышения эффективности деятельности ИВС органов внутренних дел, приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 утверждены «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».

29 Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном УПК РФ. Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

30 Согласно статьи 3.9 КоАП РФ, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

31 Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утверждены соответствующим приказом МВД России.

32 Перечень статей уголовного кодекса РФ, относящихся к подследственности дознавателей МОБ ОВД, приведен в ч.3 ст. 150 УПК РФ;

33 Утвержден приказом МВД РФ от 29.01.2008 года №80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности»;

34 К гражданскому, исходя из смысла ст. 3 Федерального закона РФ «Об оружии», относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для охоты и занятия спортом. Его основные виды являются объектами разрешительной системы органов внутренних дел.

35 Предназначено для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение, и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

36 При этом следует заметить, что в юридической литературе используются два взаимоисключающих термина: законный и незаконный оборот оружия. Под законным оборотом оружия нами подразумевается осуществляемое с соблюдением соответствующих правил и ограничений, содержащихся в действующем законодательстве, движение конкретных видов и типов оружия, боеприпасов и патронов к нему внутри страны (конкретного региона), включающее совершение всех необходимых организационных и технических операций с момента его создания (производства, ремонта, реставрации), или поступления извне (ввоз с территории других государств) до продажи, отправки, передачи по каналам сбыта, получением потребителем или экспорта. Криминальный оборот оружия в совокупности с отклонениями в сфере законного оборота и составляет так называемый незаконный оборот оружия. По ряду организационных и технических моментов в области получения, регистрации, хранения, сбыта, маркетинга подобный незаконный оборот оружия отличают оперативность и конфиденциальность действий его субъектов, а также их организованное противодействие государственной системе контроля за оборотом оружия.

37 Под приобретением понимается получение оружия физическим либо юридическим лицом в фактическое владение, причем способ такого приобретения Законом «Об оружии» не оговаривается. Следовательно, данное определение охватывает своим содержанием и неправомерное владение оружием, являющееся результатом его незаконного (криминального) оборота;

38 Под перевозкой оружия понимается вид деятельности, осуществляемой на договорной основе юридическим лицом (перевозчиком), при наличии лицензии на право ее осуществления и связанной с перевозкой грузов, согласованной с органами внутренних дел в порядке, определенном МВД Российской Федерации;

39 Под хранением оружия понимаются действия по поводу обладания оружием, но не связанные с его непосредственным нахождением при владельце (ношением оружия).

40 Юридическое лицо - субъект гражданского права. Это различные предприятия, объединения, учреждения, общественные организации, которые по закону имеют правоспособность и право выступать от собственного имени через свои органы;

41 Огнестрельное оружие – оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда

42 Приказами УВД по Тверской области от 14.02.2007 года №55 и от 15.02.2007 года №57 утверждены положения о конвойных подразделениях;

43 Кражи, грабежи, разбойные нападения и т.п.

44 Утверждена приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569;

45 Из приказа УВД по Тверской области от 22.03.2007 года №125, утвердившего положение о подразделениях БПСПРиАЗ;