Способы изменения конституционного текста
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Северодвинский филиал
Факультет управления и права
Специальность 021100 (030501) – Юриспруденция
СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО ТЕКСТА
Курсовая работа студентки 3 курса б/в
заочной формы обучения
Прокшиной Татьяны Вадимовны
Научный руководитель:
преподаватель кафедры юриспруденции
Яковлев Александр Владимирович
Северодвинск 2009
Содержание
Введение
1. Виды конституций
2. Предпосылки принятия Конституции РФ
3. Возможности изменения Конституции РФ
4. Последние поправки к Конституции РФ
Заключение
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
Введение
В жизни современного общества особое место принадлежит конституции. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти. Именно в конституции фиксируются основные права и обязанности граждан, находят отражение те ценности, которые определяют общественное и государственное развитие.
В связи с этим, одним из основных свойств конституции является стабильность, устойчивость содержания, что позволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции не означает абсолютной неизменности. Основной закон страны должен учитывать реальные условия, адаптироваться к меняющейся социальной действительности, отражать перемены в тех общественных отношениях, которые он регулирует.
Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года и действует уже более 15 лет. До недавнего времени вносимые изменения касались только статьи 65, в части наименования субъектов Федерации и субъектного состава Российской Федерации. 30 декабря 2008 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал законы, касающиеся изменений срока полномочий Президента и Государственной Думы, а также контрольных полномочий Государственной Думы.1
Для того, чтобы в полной мере осознать процессы, происходящие в настоящий момент в российском обществе и государстве, нам кажется, необходимо понять место Конституции Российской Федерации в классификации конституций, провести анализ возможных способов изменения текста основных законов различных государств, рассмотреть преемственность и принципиальные различия отечественных Конституций, а также проанализировать текст ныне действующей Конституции Российской Федерации с учетом последних изменений. Рамки курсовой работы не позволяют нам в полном объеме рассмотреть упомянутые вопросы, ниже мы кратко остановимся на основных темах, более углубленно проанализировав способы и процедуры, применяемые для изменения Конституции Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются нормы Конституции и конституционного законодательства Российской Федерации, закрепляющие процедуры изменения Конституции.
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, в рамках которых осуществляется изменение Конституции Российской Федерации.
В качестве источников в настоящей работе использованы Конституция Российской Федерации 1993 года, нормативно-правовые акты по выбранной тематике, учебная литература по конституционному праву Российской Федерации, конституционному праву зарубежных стран, а также ряд других источников.
Глава I. Виды конституций
«Конституция – это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением».1 В таком формально-юридическом смысле понятие конституции сложилось в конце XVIII века, когда в некоторых странах были приняты первые акты подобного значения и содержания. Ранее термин «конституция» (от латинского «constitutio» установление, устройство, учреждение, конституция) имел несколько иное значение: в Древнем Риме конституциями именовались акты императорской власти, имеющие высшую юридическую силу. Этот же термин использовался и в Европе в период феодализма для наименования различных нормативно-правовых актов.
В настоящее время конституции разных стран весьма различны, что связано с условиями и обстоятельствами их принятия. В конституционно-правовой теории существует классификация конституций по ряду признаков: по форме (писаные и неписаные), по порядку принятия (октроированные и народные), по времени действия (временные и постоянные), по порядку изменения (гибкие и жесткие) и другим.
Неписаные конституции существуют в виде целой совокупности законов, конституционных обычаев, судебных прецедентов. Причем отсутствие в стране писаной конституции отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании.2 Авторы теории неписаной конституции – это, прежде всего, британские государствоведы, которые, возможно, ввели такой термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции.
Писаные конституции в большинстве стран схожи и составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме. Обычно писаная конституция состоит из преамбулы, основной части и заключительных положений. В большинстве случаев преамбула носит торжественно-декларативный характер, объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Основная часть конституции содержит нормы, определяющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти, а в заключительных разделах обычно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения.
В науке конституционного права различают юридическую и фактическую конституции. Юридическая конституция – это совокупность правовых норм, регулирующих рассмотренный выше круг общественных отношений. Фактическая конституция – это реально существующие общественные отношения.1 Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой и является, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции.
По порядку изменения выделяют конституции гибкие и жесткие. В первые изменения и дополнения вносятся в порядке, установленном для принятия обычных законов, во вторые — в особом усложненном порядке, с соблюдением определенных условий.
Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества: качественными изменениями в основах конституционного строя, образованием нового государства, существенным обновлением государственной формы (например, сменой монархии республикой, тоталитарного режима демократическим или наоборот и т.д.). Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования. Жесткая процедура по внесению в текст конституции изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.
Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. Жесткие конституции условно можно разделить на два подвида: жесткие и особо жесткие. Критерия, который позволил бы четко определить степень жесткости, не существует. Условно к числу жестких можно отнести конституции, которые изменяются парламентом одного и того же созыва квалифицированным большинством в палате или палатах, и конституции, изменяемые повторным голосованием через определенный срок, но парламентом того же созыва. Если же требуется утверждение изменений на референдуме или голосование в парламенте следующего созыва, или утверждение поправок органами субъектов федерации, или применение каких-либо иных процедур, ратифицирующих внесенные изменения, то такие конституции можно отнести к особо жестким.
Одной из причин постоянства норм, содержащихся в основном законе Японии 1947 года (до сих пор в текст этой конституции не было внесено ни одной поправки), а также весьма редкого внесения поправок в конституции США, Франции является как раз особо жесткий их характер.1
Некоторые конституции содержат так называемые защищенные или укрепленные положения, не подлежащие пересмотру. Так, в Италии и во Франции, например, республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.2
Глава II. Предпосылки принятия Конституции РФ
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, не первая в истории страны. До ее принятия действовала Конституция 1978 года, которая, в свою очередь, имела предшественниц.
Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа. Предшествовавшая российская Конституция устанавливала, что для принятия изменений и дополнений ее текста требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Такой упрощенный порядок изменения, в совокупности с другими политическими факторами, нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации за короткий период было внесено более 300 поправок.1
Права и свободы граждан в прежней Конституции закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Оно рассматривалось как «основное орудие строительства социализма и коммунизма». Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Закрепленная в Конституции руководящая роль Коммунистической партии служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и государственных делах.
Конституция с таким содержанием стала входить в острое противоречие с процессами, начавшимися в 1985 году. Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.
В 1989 году законом был учрежден новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений.
С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения Коммунистической партии в политической системе, признание идеологии плюрализма. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения «советская», «социалистическая». Страна стала называться Россией – Российской Федерацией. Были узаконены множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Открылись возможности для свободного создания политических партий и общественных объединений, что существенно изменило политическую жизнь. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система.
Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.1
Однако эти изменения больше напоминали «латание дыр», ибо не привели к созданию единой концепции нового государства.
Остро назрела необходимость конституционных перемен.
Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, официально опубликована и вступила в силу 25 декабря 1993 года. В последней (11-й) редакции действует с 31 декабря 2008 года.
Как уже говорилось выше, в рамках настоящей работы мы не будем подробно останавливаться на принципиальных отличиях современной Конституции Российской Федерации от Конституций 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Ниже рассмотрим особенности внесения изменений и поправок в текст ныне действующего Основного закона (глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»).
Глава III. Возможности изменения Конституции РФ
Положения главы 9 Конституции РФ существенно изменили процедуру частичного или полного пересмотра текста Конституции, которая предусматривалась всеми ранее действовавшими российскими конституциями. Эти положения усилили «жесткость» основного закона страны, значительно усложнили процедуру пересмотра, внеся в нее ряд новых моментов.
Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «поправка». Пересмотром являются изменения положений глав 1, 2 и 9. Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции РФ.
«Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы»1. Статья 134 Конституции РФ определяет круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции.
Следует различать обычную законодательную инициативу, то есть право внесения проектов обычных законов (федеральных и федеральных конституционных) и инициативу конституционного пересмотра. В данном случае круг субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, не совпадает с кругом субъектов, обладающих правом инициативы конституционного пересмотра. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный Суд правом внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции не наделен.
Кроме того, право инициативы конституционного пересмотра принадлежит не отдельным представителям Совета Федерации и Государственной Думы, а группе численностью не менее одной пятой общего состава каждой из палат. Это ограничивает возможность внесения случайных законопроектов, а также втягивания Федерального Собрания в многочисленные обсуждения конституционных вопросов, что вполне вероятно, если такое право предоставлялось бы каждому члену парламента.2
Изменения в Конституцию РФ могут вноситься четырьмя различными способами, предусмотренными главой 9 и конкретизированными решениями Конституционного Суда и федеральными законами:
Поправки к главам 1, 2, 9 Конституции (положения об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина, о конституционных поправках и пересмотре Конституции) принимаются Конституционным Собранием или выносятся этим органом на референдум.
Положения части 1 статьи 135 устанавливают иерархию конституционных норм (по значимости), что ранее не было присуще прежним российским основным законам. При наличии подобной иерархии сложность того или иного способа изменения Конституции Российской Федерации основывается на социальной значимости тех общественных отношений, которые регулируются соответствующими положениями. Как уже упоминалось выше, подобная особенность присуща ряду современных конституций (см. стр. 7 настоящей работы). Положения глав 1, 2 и 9 могут быть пересмотрены только путем принятия новой Конституции. В отличие от ранее действовавших российских основных законов, которые предоставляли право принимать новую Конституцию высшему представительному органу государственной власти, Конституция 1993 года лишает Федеральное Собрание этого права.1
Часть 2 статьи 135 предусматривает, что для изменения конституции созывается специальный орган – Конституционное Собрание. Конституционное Собрание – это особый орган осуществления государственной власти (во многих странах он именуется Учредительным Собранием). Порядок формирования и деятельности, компетенция Конституционного Собрания должны определяться федеральным конституционным законом. До настоящего времени указанный закон не принят, что фактически делает невозможными изменения Глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.
Второе место в иерархии норм занимают те нормы, которые содержатся в статьях глав 3-8 (федеративное устройство Российского государства, порядок формирования, организация, компетенция и взаимоотношения федеральных государственных органов, статус местного самоуправления).
Поправки к главам 3 - 8 Конституции могут приниматься в форме Закона о поправках к Конституции.
Первые попытки применить положения ст. 136 Конституции и принять поправки к Конституции привели к возникновению ряда спорных ситуаций. Своеобразным «камнем преткновения» стали наименование и правовая форма акта, содержащего поправку к Конституции. Существовали принципиально разные подходы к решению этой проблемы. Одна точка зрения предполагала, что конституционные поправки должны приниматься в форме федеральных конституционных законов. Другая – что поправки к Конституции являются самостоятельным видом нормативных правовых актов РФ, и такие акты должны именоваться именно «поправками». Существовала также и точка зрения, что принятие поправок должно производиться федеральными законами.
Ввиду того, что единой позиции выработать не удалось, Государственная Дума была вынуждена обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ст. 136 Конституции. Принятое по результатам рассмотрения запроса Государственной Думы Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статьи 136 Конституции от 31 октября 1995 г. №12-П стало важным актом конституционного значения, по существу определившим порядок принятия конституционных поправок.
Конституционный Суд постановил, что поправки в смысле ст. 136 Конституции должны приниматься в форме особого правового акта, имеющего особый статус. Но при этом акт, содержащий изменение Конституции, не был назван собственно «поправкой». Конституционный Суд постановил, что конституционные поправки должны приниматься в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции. Необходимо отметить, что действующая Конституция непосредственно предусматривала существование только двух видов законов, принимаемых на федеральном уровне, – федеральных конституционных и федеральных законов. Таким образом, Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. №12-П в систему российского законодательства был введен третий вид законов федерального уровня – закон Российской Федерации о поправке к Конституции. Процедура принятия указанного закона установлена Федеральным законом №33-ФЗ от 04 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
К началу 2009 года принято два закона о поправке к Конституции РФ: № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы» и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008 «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ».
Изменения в статью 65, вызванные образованием новых субъектов Российской Федерации, вносятся в более упрощенном порядке, чем изменения в другие статьи глав 3-8. на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
К началу 2009 года приняты 5 таких законов: № 1-ФКЗ от 25 марта 2004 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»1, № 6-ФКЗ от 14 октября 2005 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»2, № 2-ФКЗ от 12 июля 2006 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»3, № 6-ФКЗ от 30 декабря 2006 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»1, № 5-ФКЗ от 21 июля 2007 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»2.
В еще более упрощенном варианте вносятся изменения в часть первую статьи 65, вызванные изменением наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа – указами Президента. Такой механизм предусмотрен Постановлением Конституционного Суда N 15-П от 28 ноября 1995г. по Делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ. Изменение наименования относится к исключительной компетенции субъектов Федерации. Решение об изменении своего наименования, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, служит основанием для включения нового наименования в текст части первой статьи 65.
К началу 2009 года приняты 4 таких указа: N 20 от 9 января 1996г., N 173 от 10 февраля 1996г. и N 679 от 9 июня 2001г., N 841 от 25 июля 2003г.
Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ; Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 – включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Чувашская Республика - Чувашия вместо наименования Чувашская Республика - Чаваш республики; Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 – новое наименование субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия - Хальмг Тангч и Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 – новые наименования субъектов Российской Федерации - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия - Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия.
В свете соблюдения конституционной законности важным является указание Конституционного суда1 о том, что в упрощенном порядке может быть произведено только такое изменение наименования субъекта Федерации, которое не затрагивает основы конституционного строя, права человека и гражданина, интересы других субъектов Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также не предполагает изменение состава Федерации или конституционно-правового статуса его субъектов. Иными словами, переименование субъекта Федерации не должно затрагивать прежде всего положений глав 1, 2 и 9, а также главы 3 Конституции РФ.
Глава IV. Последние поправки к Конституции РФ
Как уже говорилось выше, за 15 лет существования Конституции Российской Федерации вносимые изменения касались только образования новых и переименования существующих субъектов РФ. Предлагались более 25 законопроектов о поправках, которые по различным причинам были отклонены.
5 ноября 2008 года Президентом РФ Д.А.Медведевым в его послании Федеральному Собранию были изложены предложения о внесении поправок к Конституции РФ.
11 ноября 2008 года Президент внёс проекты поправок к Конституции в Государственную Думу.
14 ноября 2008 года Госдума в первом чтении одобрила проекты поправок.
19 ноября 2008 года Госдума во втором чтении утвердила поправки к Конституции.
21 ноября 2008 года Госдума в третьем чтении утвердила поправки.
26 ноября 2008 года Совет Федерации одобрил поправки, после чего они были направлены на утверждение законодательным собраниям в регионах.
16 декабря 2008 года был преодолен необходимый для вступления в силу поправок порог в две трети региональных парламентов.
18 декабря 2008 года парламенты всех 83 регионов страны одобрили поправки в Конституцию.
22 декабря 2008 года Совет Федерации установил, что данные поправки были рассмотрены надлежащим образом, а также утвердил решение субъектов федерации об одобрении поправок в Конституцию РФ.
30 декабря 2008 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал законы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.
31 декабря 2008 года в Российской газете, Парламентской газете опубликованы Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».
Это первые существенные поправки к действующей российской Конституции за её историю.
Примечательно, что процедура с момента внесения проектов поправок до опубликования законов заняла 57 суток.
Столь молниеносное принятие поправок к Конституции Российской Федерации вызвало в резонанс в российском обществе.
Открыто негативную оценку внесенных в Конституцию РФ поправок высказывает партия «Яблоко», объявив сбор подписей против изменения действующей Конституции. Свою позицию партия объясняет тем, что «…исходя из отечественного негативного исторического опыта монополизации политической власти» они «против внесенных в Конституцию РФ поправок, цель которых - сохранение на долгие годы власти для конкретных людей».1
С другой стороны, ряд политологов считает, что для такой большой страны, как Россия, 4 года для президентских полномочий – слишком малый срок. В беседе с Мадлен Олбрайт, бывшим госсекретарем США, 16 ноября 2008 года Дмитрий Медведев сказал: "Я считаю, что в ближайшие годы – я не знаю, сколько это может быть – 30, 40, 50 лет – России необходима стабильная политическая система, которая включает стабильный сильный парламент и сильную президентскую власть. Желательно, чтобы они были разведены во времени по формированию. Моe предложение – пять лет для Госдумы и шесть лет для Президента"2. Законом №6-ФКЗ от 30 декабря 2008г. изменен срок президентских полномочий с 4 до 6 лет, полномочий Государственной Думы – с 4 до 5 лет. По мнению И. Карпюка «…помимо увеличения срока, Россия получает постепенно разводимые по срокам президентские и парламентские выборы. Далеко не во всех странах политическая система может выдержать смещенные относительно друг друга парламентские и президентские избирательные циклы. Например, долгое время французская Пятая республика страдала от того, что президент избирался раз в 7 лет, а парламент — раз в 5 лет. Несколько раз это приводило к феномену, названному во французском политическом жаргоне сожительство (cohabitation), когда левый президент был вынужден уживаться с правым премьером (социалист Миттеран с голлистом Шираком) и наоборот, правый президент с левым премьером (голлист Ширак с социалистом Жоспеном). Сожительство может возникнуть не только из-за смещенного избирательного цикла — примером тому служит современная Украина, где президент никак не может спокойно разделить сферы влияния с премьером».1 Конституционные изменения коснулись и отчетности Правительства Российской Федерации перед Государственной Думой. Политолог Вячеслав Никонов считает, что право Государственной Думы на осуществление парламентского контроля является одной из наиболее существенных поправок к Конституции, которая является серьезным шагом в сторону укрепления прерогатив законодательной власти и развития основ российского парламентаризма. Конечно, дело, как всегда, в деталях.2 Выступая в Ижевске на заседании Госсовета России 18 ноября 2008 года, Президент уточнил, что обязанность правительства отчитываться перед парламентом «…не превращает нас в парламентскую республику, и, скажу откровенно, я считаю, что Россия не должна быть парламентской республикой, для нас это просто смерти подобно». Тем не менее, по его словам, решение о подотчетности правительства Госдуме укрепляет полномочия нижней палаты парламента и дает дополнительные рычаги контроля в отношении тех решений, которые принимаются кабинетом министров. «Несмотря на президентский характер нашей республики, тем не менее, есть правительство, которое является исполнительной властью, и правительство должно периодически не просто отчитываться самому себе, но и все-таки докладывать Федеральному Собранию, Госдуме об исполнении тех поручений, которые мы давали, представлять отчет о работе за год», – заявил Д.Медведев, – «Подотчетность правительства Госдуме укрепляет полномочия нижней палаты парламента и дает дополнительные рычаги контроля в отношении тех решений, которые принимаются кабинетом министров».3
Заключение
Подводя итоги проделанной работе, следует отметить следующее:
Государственно-правовая практика приспосабливается и к жесткости, и к гибкости конституций. С одной стороны, жесткость выполняет определенную функцию, делая конституцию стабильной, с другой стороны, эта жесткость не мешает приспосабливать некоторые нормы конституции к требованиям сегодняшнего дня.
Конституция Российской Федерации является актом долговременного действия, жесткой по характеру пересмотра. Её важнейшим свойством является стабильность.
Гарантией стабильности выступает особый, усложненный порядок её принятия и пересмотра. Однако это не означает, что конституция России вообще не нуждается ни в каких изменениях.
Жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности.
Ныне действующая Конституция Российской Федерации – продукт своего времени. Конечно, на этапе подготовительной работы можно было предусмотреть далеко не все, кроме того, обстановка в стране в тот момент накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции.
Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом со временем снимают многие вопросы.
В изменившейся политической ситуации и на базе принятой Конституции ее дальнейшее совершенствование является оправданным и правомерным процессом. Но при этом важно действовать без спешки, не поддаваться сиюминутной политической конъюнктуре, учитывать практический опыт, который накапливается по мере развития общества.
В настоящий момент большинство политологов сходится на том, что власти продолжают свой курс на укрепление стабильности политического строя России. Будут ли в ближайшее время вноситься дальнейшие изменения в Основной закон Российской Федерации – покажет время.
Список использованных источников
Список нормативных актов:
Конституция Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года №12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст.4408.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N15-П «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст.4868.
Закон о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы». // Российская газета от 31 декабря 2008года.
Закон о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ». // Российская газета от 31 декабря 2008года.
Федеральный закон от 4 марта 1998 года №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» // «Российская газета» от 10 марта 1998 г.
Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004г. №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». // СЗ РФ. 2004. №13. Ст.1110.
Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа». // СЗ РФ. 2005. №42. Ст.4212.
Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006г. №2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа». // СЗ РФ. 2006. №29. Ст.3119.
Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006г. №6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. 2007. №1. Ст.1.
Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ от 21 июля 2007 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. 2007. №30. Ст.3745.
Список литературных источников
Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь М.: Норма, 2006. – 544с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2001. – 800с.
Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 554с.
Завершился саммит "большой двадцатки", посвященный преодолению глобального кризиса //http://www.1tv.ru/news/polit/132522
Карпюк И. Медведев сделал первый шаг в большой политике. // http://www.polit.ru/event/2008/11/05/politique.html
Кондратьева Е. // http://www.dni.ru/polit/2008/11/26/154173.html
Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под общ.ред.Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – М.: Норма, 2000. – 832с.
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под.ред.акад. Топорнина Б.Н. – М.: 1997. – 716с.
Кравец И.А. Сущность конституций и конституционный процесс (динамика социально-политического содержания российских конституций) // Правоведение. 2002. №2 С.43-57.
Сбор подписей против изменения Конституции РФ. //http://popravkam.net
1 См.: Закон о поправке к Конституции РФ №6-ФКЗ от 30 декабря 2008 г. «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы». Российская газета. 2008года. 31 декабря; Закон о поправке к Конституции РФ №7-ФКЗ от 30 декабря 2008 г. «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ». Российская газета. 2008года. 31 декабря.
1 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под общей ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – М.: 2000. С.53.
2 См.: Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь – М.: 2006. С.230.
1 Конституция Российской Федерации: энциклопедический словарь. М., Большая Рос. Энцикл., 1995. С.21.
1 См.: Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под общей ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – М., 2000. С.354-358, 439-442, 557.
2 См.: Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь – М., 2006. С.167-168.
1 Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под.ред.акад. Топорнина Б.Н. – М., 1997. С.668.
1 См.: Кравец И.А. Сущность конституций и конституционный процесс (динамика социально-политического содержания российских конституций) // Правоведение. 2002. №2 С.55-57; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. – М., 2001. С82-97.
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Ст.134.
2 См.: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под.ред.акад. Топорнина Б.Н. – М., 1997.С669-670.
1 Там же. С.672.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 13, ст.1110
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 42, ст.4212
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 29, ст.3119
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст.1
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 30, ст.3745
1 См.: Постановление Конституционного Суда N 15-П от 28 ноября 1995 по Делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ.
1 Сбор подписей против изменения Конституции РФ. // http://popravkam.net
2 Завершился саммит "большой двадцатки", посвященный преодолению глобального кризиса // http://www.1tv.ru/news/polit/132522
1 Карпюк И. Медведев сделал первый шаг в большой политике. // http://www.polit.ru/event/2008/11/05/politique.html
2 См.: Там же.
3 Кондратьева Е. // http://www.dni.ru/polit/2008/11/26/154173.html