Соответствует ли действующая Конституция РФ принципам правового государства?

ЭССЕ

по политологии

Соответствует ли действующая Конституция РФ принципам правового государства?

Я считаю, что действующая Конституция Российской Федерации соответствует принципам правового государства. Обосную свой взгляд.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер. Правовое государство обеспечивает:

    Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

    Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

    Взаимную ответственность государства и личности

    Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Рассмотрим в связи с этими принципами Конституцию РФ 1993 г.

Конституция РФ 1993 г. отражает новый этап в развитии российского общества и государства, который можно охарактеризовать как либерально-демократический по своему содержанию. Она провозглашает отказ от социалистической модели и закрепляет важнейшие общедемократические ценности.

Статья 1 Конституции РФ декларирует, что Россия является правовым государством.

Легитимность (законность, поддержка со стороны масс) действующей Конституции проявляется в том, что она принята законным способом, т. е. текст Конституции был вынесен на референдум по решению Президента РФ. За принятие Конституции проголосовало большинство участников референдума. Предварительно проект Конституции широко обсуждался населением, он был опубликован в средствах массовой информации, а внесенные поправки и дополнения обобщались и учитывались. Таким образом, конституционные нормы отражают волю народа.

Конституция соответствует общепринятым международным стандартам, так как закрепляет высшие человеческие ценности — демократию, свободу личности, неотчуждаемость ее естественных прав, включенность в мировое сообщество.

Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. В случае же противоречия конституционным предписаниям такого рода акты должны быть изменены или подлежат отмене. Контроль за соответствием актов Конституции РФ возложен на Конституционный Суд РФ.

Прямое действие Конституции относится к ее ключевым свойствам и свидетельствует о ее прогрессивной роли. Непосредственное действие конституционных норм означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы. Кроме того, при создании новых нормативных правовых актов государственные органы и должностные лица обязаны руководствоваться непосредственно Конституцией и следовать ее установлениям.

Как основа правовой системы Конституция РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России. Она закрепляет исходные начала этой системы и служит ориентиром всей правовой деятельности в государстве. Конституция координирует, объединяет все законодательство и другую юридически значимую деятельность в единую систему, придавая им целостность, взаимосвязанность и определенную стабильность. Детальная регламентация отдельных видов общественных отношений может осуществляться только на основе Конституции и в строгом соответствии с ней. И хотя в ст. 15 Конституции РФ провозглашается приоритет международного договора перед внутригосударственным законодательством, нормы Конституции имеют приоритет перед любыми международными нормами и принципами в случае их противоречия.

В качестве основ конституционного строя России в ее Конституции закреплены:

1.Провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. (ст. 1).

Реально современная Россия имеет смешанную форму правления. Она сочетает как элементы парламентарной, так и президентской республики с преобладанием последних. В нашем государстве установлен и действует либерально-демократический режим, по форме государственного устройства Россия — федеративное государство.

Демократический характер государства проявляется, в частности, в том, что все высшие органы власти — Федеральное Собрание РФ, Президент РФ — избираются всенародно, другие органы формируются общегосударственными представительными учреждениями или Президентом.

Что касается определения России как правового государства, то это положение носит главным образом программный, перспективный характер, представляет собой цель, к достижению которой стремится наша страна.

2.Объявление человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. (ст. 2).

В Конституции подчеркнуто приоритетное значение прав и свобод человека, они объявлены неотчуждаемыми, неотъемлемыми. Таким образом, личность ставится в обществе на первый план, ее интересы должны соблюдаться в деятельности всех органов государства.

3.Принцип народовластия, предполагающий, что единственным источником государственной власти в нашей стране является народ. (ст. 3).

4.Принцип государственного суверенитета, характеризующий верховенство и полноту власти внутри страны и независимость ее вовне. Государственный суверенитет означает самостоятельность государства в решении внутригосударственных и внешнеполитических проблем. (ст. 4)

К признакам суверенного государства можно отнести: а) наличие конституционно-правовой системы; б) единое граждаство; в) единство государственной власти; г) территориальное единство; д) единое экономическое пространство; е) единую кредитно-денежную систему; ж) единые Вооруженные Силы; з) международную правосубъектность; и) наличие государственных символов — герба, флага, гимна, столицы.

5.Принцип федерализма предполагает такую территориальную организацию государства, при которой Россия является сложным образованием, состоящим из отдельных единиц — субъектов Федерации, пользующихся определенной политической самостоятельностью, равных по своему правовому положению, и имеющих своей целью сохранение территориальной целостности, единство деятельности государства в интересах общества. (ст. 5).

Как федерация Россия имеет в своем составе 89 субъектов, из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных ок­ругов, 1 автономная область и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Субъекты Федерации оказывают большое влияние на жизнь общества и государства, без согла­сия субъектов не может, в частности, быть изменена Конституция РФ (главы 3—8).

6.Принцип социального государства. Это новое понятие для российского законодательства, оно впервые употреблено в Конституции РФ 1993 г. Главное назначение социального государ­ства состоит в том, что среди других выполняемых им функций большое место отводится социальной защите населения. Государство должно гарантировать по возможности занятость населения, чтобы не было безработных, обеспечивать минимальный прожиточный уровень, уменьшать различия в заработной плате, брать на государственное обеспечение социально уязвимые слои населения (многодетные семьи, детей-сирот, детей из не­полных семей, пенсионеров, инвалидов и др.).

Согласно ст. 7 Конституции РФ, государство, выполняя свое социальное назначение, призвано обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. Это предполагает: а) материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества; б) свободный доступ к ценностям культуры; в) гарантированность личной безопасности.

7.Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку данный принцип уже был рассмотрен ранее, отметим, что он направлен на обеспечение подлинного народовластия, против узурпации власти в одних руках. (ст. 10).

8.Признание частной собственности в качестве равноправной с иными формами собственности — государственной, муниципальной и др. Государство гарантирует равную охрану и защиту частной собственности и равные условия для развития всех форм собственности. (ст. 8).

9.Политический и идеологический плюрализм, который не допускает существования какой-либо идеологии в качестве монопольной, единственно официальной, т. е. обязательной. (ст. 13). Возможно существование многопартийности, не допускается монопольное положение в обществе какой-либо одной партии, все общественные объединения равны перед законом. В то же время запрещаются общественные объединения, цели и действия которых направлены на: а) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности России; б) подрыв безопасности государства, создание не законных вооруженных формирований; в) разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

10. Объявление России светским государством (ст. 14) означает, что в стране не существует официальной государственной религии, церковь отделена от государства, т. е. государство не может вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений и организаций (кроме случаев нарушения законов). Религиозные организации не вправе участвовать в политической жизни страны, а государство не имеет права возлагать на них выполнение каких-либо государственных функций. Государство нейтрально по отношению к любой религии, гарантирует равенство всех религий перед законом. Учебные заведения — государственные и муниципальные — не должны преподавать религиозные учения как обязательные предметы или совершать религиозные ритуалы. В частном же порядке разрешается религиозное воспитание и образование.

11.Принцип верховенства Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, обязанность ее соблюдения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, подзаконность нормативных правовых актов, издаваемых исполнительными органами, их соответствие Конституции. Как уже указывалось, конституционные нормы и принципы имеют прямое действие. Впервые на конституционном уровне закреплено положение о том, что законы и любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные законы и акты не подлежат применению. (ст. 15,16).

Конституционные установления, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, не подлежат пересмотру или изменению. Если же возникает такая необходимость, то должна быть разработана новая Конституция.

Литература

    Конституция РФ.

    Введение в политологию. / Под ред. Гаджиева К.С., Каменской Г.В. и др. М.: Наука, 2001.

    А.И. Демидов, А.А. Федосеев. Основы политологии. М: Наука, 1999.

    В.Т. Пуляев. Движение к гражданскому обществу: российский вариант. // Социально-гуманитарные знания, №1, 2002. С.3-18.