Создание народной милиции Временного правительства
1
Содержание
Введение
1. Создание МВД Временного правительства
2. Создание народной милиции Временного правительства
Заключение
Список использованной литературы14
Введение
Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 года. Для поддержания порядка Государственная Дума сформировала в этот день Временный комитет Государственной Думы, а 1 марта образовала Временное правительство, провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, равноправие солдат с гражданами, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредительному собранию. Временное правительство возглавил председатель «Всероссийского земского союза» Г.Е. Львов.
За недолгий период существования Временного правительства им был проведен ряд реформ. В данной работе мы рассмотрим создание МВД Временного правительства, а также создание народной милиции Временного правительства.
При подготовке материала по теме были использованы работы Козлова В.А., Александрова С.В., Исаева И.А., Рыбникова В.В., Алексушина Г.В., Демина В.А.
1. Создание МВД Временного правительства
Весь период с марта по октябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственного аппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Речь идет о чистке учреждений от сторонников царского режима.
У власти осталось много бывших царских чиновников. Вот что писал в свое время Н.А. Рожков: “В Министерстве внутренних дел не все благополучно. До сих пор не сменены все, только постепенно сменяются, частью числятся на службе, хотя и отстранены от нее фактически, губернаторы; кое-где оставлена даже старая полиция, которая невозбранно черносотенствует; комиссарами Временного правительства на местах назначены председатели земских управ и городские головы, люди непопулярные и по убеждениям большей частью правее кадетов и даже октябристов. Неудивительно, что такие господа там, где население политически активно, попали под арест, а где оно пассивно - являются центрами черносотенного движения”.
Что дело обстояло именно так, свидетельствует ответ Министерства внутренних дел на заявление Рожкова, из которого видно, что, несмотря на изменение порядка назначения комиссаров, на местах остались многие из прежнего чиновничьего аппарата. Резко увеличилась численность аппаратчиков. В одном только Военном министерстве их число увеличилось более чем в три раза. Министр финансов Н.В. Некрасов был вынужден заявить на государственном совещании в Москве, что “ни один период российской истории, ни одно царское правительство не было столь щедро в своих расходах, как правительство революционной России”.
Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям. 5 марта князь Г.Е. Львов отправил циркуляр на имя губернаторов: “Временное правительство признало необходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполнения обязанностей по этим должностям. Управление губерний возлагается на председателей земских управ в качестве губернских комиссаров Временного правительства... На председателей уездных земских управ возлагаются обязанности уездных комиссаров... Полиция подлежит переформированию в милицию”. Характеризуя эти действия правительства, В.Д.Набоков в очень резкой форме отмечал: “В целом ряде губерний, где председателем управы являлось лицо, назначенное старым правительством, это распоряжение сводилось к лишенной всякого смысла и основания замене одних чиновников другими, далеко не лучшими... Председатель управы был нередко ставленником реакционного большинства”. По мнению Набокова, надо было оставить на своих местах старых чиновников. 1
20 марта появляется новый циркуляр: “Временное правительство, признавая подлежащим упразднению институт земских начальников, предлагает деятельность земских начальников немедленно приостановить. Имея в виду, что переустройство местного управления и самоуправления требует времени, а оказание правосудия населению должно протекать безостановочно, правительство уполномочивает губернских комиссаров впредь до преобразования местного суда не прерывать производство судебных дел и, отстранив земских начальников от исполнения их обязанностей, возложить производство судебных дел на временных судей, каковых назначить по соглашению с уездными комиссарами”.
Временное правительство приняло постановления об упразднении охранных отделений (6 марта), Департамента полиции (10 марта), ОКЖ (19 марта) и железнодорожной полиции. Имущество ОКЖ передали военному ведомству, архивы – главному штабу, а дела губернских управлений – комиссиям из представителей суда и местных комиссаров Временного правительства. Так узаконили ликвидацию старых правоохранительных структур. Бывших полицейских отправляли на фронт.
Вместо них в составе МВД учредили Временное управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Впоследствии его переименовали в Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан.
15 марта временное правительство предоставило губернским комиссарам решать вопрос о приеме в милицию «достойных из числа бывших чинов полиции и жандармов». Временное правительство предложило передать сыскные отделения МЮ, возложив на губернских комиссаров обязанность «озаботиться, чтобы учреждения эти возобновили свою деятельность как можно скорее». При МЮ создали Бюро уголовного розыска, политическую разведку при МВД, контрразведку при Генштабе и осведомительный отдел при Петроградском градоначальстве.2
2. Создание народной милиции Временного правительства
26-28 февраля 1917 года в ходе государственного переворота в Петрограде громили «охранки», полицейские участки и тюрьмы, жгли документы, разоружали полицейских. Так российская действительность опровергла прогнозы ряда политиков о том, что после падения самодержавного строя резко возрастет сознательное отношение российских граждан к соблюдению правопорядка.
Сами служащие Департамента полиции, боясь разглашения секретной информации, пытались уничтожить картотеку. Но пострадали только некоторые формуляры на букву «А». Картотека находится в Государственном архиве РФ.
Бюро ЦК РСДРП (б) внесло на 1-ом заседании исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов в ночь на 28 февраля предложение организовать рабочую милицию (РМ) на фабриках и заводах из расчета 100 человек на 1000 рабочих. РМ должна была на сборных пунктах ждать указаний Совета. 28 февраля и в первые числа марта на многих предприятиях Петрограда на общих собраниях рабочих выбирали в РМ. Ее задачей была охрана правопорядка, так как «…теперь самому народу нужно вести охрану местности». РМ должна была быть вооруженной опорой создаваемых Советов рабочих и солдатских депутатов. Одновременно она стала выполнять и функции охраны правопорядка на территории заводских районов. В дни февраля в Петрограде раздали более 10 000 документов сотрудников милиции. 3
Временный комитет Государственной думы 28 февраля издал постановление о немедленном аресте всех чинов наружной и тайной полиции и ОКЖ. Резко возросла преступность. Для многих бывших работавших сотрудников ОВД события февраля - марта стали ударом. Так, С.В. Зубатов застрелился в марте из-за отречения государя. Честным и ответственным сотрудникам стало гораздо сложнее служить. При двоевластии они теряли жизненные ценности и ориентиры.
Временное правительство опубликовало 3 марта Декларацию, провозгласив замену полиции народной милицией (НМ) с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления, и полную и немедленную амнистию по свеем политическим и религиозным делам, свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек. Руководство милиции было выборным, формировали ее из добровольцев.
По амнистии Временного правительства 3 марта «Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления» из тюрем выпустили политических заключенных и ряд уголовников. 6 марта Временное правительство объявило о повторной амнистии (состоялось 17 марта), проведение которой значительно ухудшило криминальную обстановку в стране. Во главе ГТУ встал профессор А.А. Жижиленко, который в 1917 году воплощал в жизнь идею превращения заключения в систему перевоспитания наказуемых трудом.4
В ряде случаев с помощью таких документов представители преступного мира совершали незаконные обыски и грабежи. Начальники райотделов милиции Москвы (большей часть бывшие поверенные) нередко узнавали в сотрудниках милиции бывших подзащитных. Появились и территориальные подразделения милиции Временного правительства: уже в первые дни марта их организовали в 23 городах.
4 марта Председатель Временного правительства и одновременно министр внутренних дел князь Георгий Евгеньевич Львов отдал распоряжение о повсеместном отстранении от должности губернаторов и их ближайшего окружения с заменой их временно представителями губернских и уездных земских управ, на которых возложили соответственно обязанности губернских и уездных комиссаров Временного правительства и задачи реформирования полиции в милицию.
22 марта губернским комиссарам поручили «…организовать временную милицию, не стесняясь законами, относившимися к бывшей полиции». Временное правительство рассчитывало на то, что организация новой милиции станет заботой комиссаров, именно им и адресовывали все распоряжения МВД по этим вопросам. Начальникам милиции велели исполнять распоряжения комиссаров.
В дополнение к амнистированным из ряда тюрем совершили побеги. Эти попустительства на фоне двоевластия вызвали рост преступности. В марте-апреле в крупных городах России грабежей стало в 8 раз больше, убийств – в 5 раз.
17 апреля Временное правительство утвердило «Временное положение о милиции», закрепив правовые основы ее деятельности. Комиссарам поручили руководить деятельностью милиции в губерниях и уездах. Принципом управления милиции стало единоначалие. Начальник милиции (их избирали и увольняли земские управы из достигших 21 года русских подданных) решал вопросы комплектования кадров, их перемещения, определял размеры окладов, мог накладывать взыскания, формировать вспомогательные кадры. Ему поручили формировать разведочное бюро (для борьбы с уголовной преступностью), которое затем утверждал местный Комитет народной власти. Финансирование милиции предполагали за счет средств бывшей полиции. Это не удалось, т.к. МВД запретило расходовать более 50 % от сумм на содержание полиции. Работал и циркуляр об обязательной выплате в полном объеме денежного содержания чинам бывшей полиции. Изыскивать средства на содержание милиции предлагали местным городским и земским самоуправлениям, финансирование милиции оставили в прежних размерах, без учета инфляции (в условиях войны Временное правительство основные усилия направляло на удовлетворение потребностей армии, а обеспечение потребностей органов охраны правопорядка отходило на второй план). Города делили на районы, районы на уезды – на участки. Местные органы самоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной, участковой милиции и их помощников. Контроль за деятельностью милиции возложили на комиссаров милиции и его помощников, работавших в каждом участке милиции (их назначало и увольняло МВД). Комиссар милиции подчинялся комиссарам Временного правительства и отвечал за создание и деятельность судебно-следственной комиссии для рассмотрения дел всех задержанных не долее суток и проверки правомерности арестов. До полного формирования и перехода под городские самоуправления, милиция подчинялась председателю Исполнительного комитета народной власти. Общее руководство милицией страны возложили на МВД. Ст. 14 Положения запрещала принимать на службу в милицию лиц, состоящих под судом и следствием или ограниченных по суду в правах. Ст. 15 устанавливала для начальников милиции и заместителей образовательный ценз в объеме гимназии. Эти 2 статьи дели повод революционно настроенным пропагандистам писать об ущемлении прав населения, из-за низкого уровня образования и пребывавшего на учете в полиции, не способного претендовать на эти служебные должности в «общественной» милиции. По революционной доктрине всеобщего обязательного вооружения народа и создания милиционной системы, «народная» милиция Временного правительства рассматривалась явлением преходящим, буржуазным пережитком. Правительство стремилось комплектовать кадры милиции профессионалами: в нее допустили бывших работников полиции; преимущественно «благонадежных» с точки зрения городской думы людей (потом она выступила активной силой против большевиков).5
По постановлению 17 апреля на местах решили распустить рабочую милицию.
В двоевластии привлечение армии к охране правопорядка в стране ожидаемо. Но Временное правительство до осени 1917 года не поддержало шагов местных органов власти по привлечению армии в обеспечении безопасности страны. Потому с апреля по инициативе большевиков сначала в Петрограде, а затем и в других регионах стали формировать отряды Красной гвардии, которые большевики рассматривали как «ударную волну революционной армии пролетариата». Часто Красную гвардию использовали для охраны правопорядка.
26 апреля Главное Тюремное Управление (ГТУ) преобразовали в Главное Управление по делам Мест Заключения (ГУМЗ), а Совет по тюремным делам – в Совет по делам мест заключения (при формировании которого ввели выборные начала). Основной задачей пенитенциарной системы провозгласили социальное перевоспитание преступника. Этим же постановлением Временное правительство отменило высылку на поселение. Губернская тюремная инспекция продолжала фактически управлять тюрьмами. Наследием от 1-й мировой войны для тюремной системы стало содержание немцев-военнопленных.6
В начале мая при Московском Совете рабочих депутатов образовали Центральный штаб Красной гвардии. К середине 1917 года Красную гвардию создали в большинстве районов страны.
Движение комитетов самоохраны возникло в мае-начале июня.
К концу августа Временное правительство при поддержке эсеро-меньшевистских лидеров Петросовета локализовало независимые отряды Красной гвардии и добилось слияния рабочей и народной милиции, подчинив ее МВД.
Но выступление против правительства Верховного главнокомандующего русской армией генерала Л.Г. Корнилова привело к тому, что в Центральном исполкоме Петросовета под напором большевиков приняли «Положение о рабочей милиции». Потому еще в период подготовки Октябрьского государственного переворота в Петроградском ВРК (Военно-Революционный Комитет) существовал отдел рабочей милиции, ведавший раскрытием преступлений и тайной торговли оружием и спиртными напитками, хулиганством, арестами спекулянтов и т.д.
Только 11 октября 1917 года приказ военного министра А.И. Верховского признал, что «… одна из задач, возложенных в переживаемое время на армию, есть задача обеспечить внутри страны безопасность жизни от насилия и охранить свободу личности… Растущая в стране анархия побуждает выполнить эту задачу срочно, не откладывая ни на один день». Министр указал: «… в виду срочности дела первые шаги по комплектованию милиции возлагаю на запасные части, имея в виду вместе с тем немедленно же привлечь действующую армию к обеспечению порядка внутри страны». Основные формы участия военных в поддержании правопорядка свели к несению караульной и патрульной службы по городу и на железнодорожных станциях; формированию подразделений для оказания помощи милиции в экстренных случаях; участию отдельных частей в совместных с милицией массовых мероприятиях, направленных против преступности. Но было уже поздно.
Меньшевистская газета «День» 19 октября в статье о петроградской милиции написала, что «… дело охраны столицы от темных сил не стоит на высоте».
Большевики, как ни старались, в 1917 году так и не смогли не только создать, но и разработать идею работоспособной полицейской или милицейской системы. Красная гвардия (армейская структура) не в счет.
Заключение
Временное правительство сразу осуществило ряд крупных мероприятий. Оно провело смену чиновников – сторонников царского режима в Министерстве внутренних дел, были упразднены охранные отделения, Департамент полиции, ОКЖ и железнодорожная полиция, предоставило амнистию по всем политическим и религиозным делам, в том числе осужденным за террористические акты, военные восстания и аграрные преступления. В составе МВД учредили Временное управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Впоследствии его переименовали в Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Общее руководство милицией страны было возложено на МВД.
Однако наряду с этими позитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна из них состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон в отношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовало радикализации общественного настроения.
«Народная» милиция не заменила полностью царскую полицию и жандармерию с ее сложным, широко разветвленным механизмом, так и не достигла профессионального уровня имперской полиции и жандармерии.
Список использованной литературы
Александров С.В. История государства и права России. – М., 2004.
Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.
Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 1996.
Козлов В.А. Очерки истории Советского государства. – М., 1991.
Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007.
1 Козлов В.А. Очерки истории Советского государства. – М., 1991.с. 44
2 Александров С.В. История государства и права России. – М., 2004. с. 35
3 Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.с. 157
4 Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 1996.с. 149
5 Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007. с. 136
6 Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007.с. 137