Содержание программного документа Федерации независимых профсоюзов "За достойный труд!"

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Юриспруденция»

ПРЕДМЕТ: «Профсоюзы в системе гражданского общества»

Контрольная работа

ТЕМА: Содержание программного документа Федерации независимых профсоюзов «За достойный труд!»

Казань, 2010 г.

Содержание

Введение

Глава 1 Вызовы времени

Глава 2 Экономика на благо трудящихся

Глава 3 Справедливые методы оценки труда

Глава 4 Эффективная трудовая занятость

Глава 5 Социальное обеспечение

Глава 6 Охрана труда

Глава 7 Социальное партнерство

Глава 8 Стратегия создания сильных профсоюзов

Заключение

Библиография

Введение

Программный документ ФНПР "За достойный труд!" Принят 16 ноября 2006 года постановлением VI съезда ФНПР 16 ноября 2006 г.

В Преамбуле к программному документу говорится о том, что Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) данным документом подтверждает свою приверженность целям и идеалам российского и международного рабочего движения: защите прав и интересов наемных работников, которые неотъемлемы и основаны на правах человека, признанных прогрессивным человечеством.

А также подтверждает выбранные на прежних заседаниях приоритеты: единство, солидарность, справедливость, независимость.

ФНПР оставила неизменной концепцию социального партнерства в отношениях с исполнительной властью и работодателями.

Однако не исключает возможность использования коллективных протестных действий профсоюзов вплоть до забастовок в случаях, когда работодатели и органы исполнительной власти уклоняются от конструктивного сотрудничества, предпринимают попытки подменить реальное партнерство формальными переговорами и формальными обязательствами, предпринимают попытки посягательства на законные права наемных работников, попытки ослабить профсоюзы и причинить ущерб их авторитету.

Кроме того в преамбуле напоминается о принципе независимости от политических партий и движений, религиозных конфессий, работодателей и властей.

В конце вводной части говорится о таком важном аспекте, что ФНПР несет ответственность только перед Конституцией Российской Федерации, законами страны, членами профсоюзов своих членских организаций и международными обязательствами.

Глава 1 Вызовы времени

В программном документе ФНПР обращает внимание на то, что Обесценивается достоинство труда, человек труда все чаще рассматривается лишь как фактор производства и при этом забывается личностная, семейная, общественная и национальная важность человеческого труда.

Также очень важно и то, что недооценка труда, снижение уровня защиты от различного рода рисков своим результатом имеет низкую продолжительность жизни, сокращение периода полноценной трудоспособности, скептическое отношение молодежи к добросовестному труду.

Такое положение вещей очень социально опасно.

ФНПР также обращает внимание на сделанный правительством вызов профсоюзам: власть не меняет своего отношения к труду, сохраняя его низкую цену и не повышая ответственность бизнеса за благополучие работника, отдаляя срок вывода минимальной оплаты труда на уровень прожиточного минимума трудоспособного населения за временные рамки принятых программ.

В документе напоминается, что профсоюзы ждут от бизнеса не только критики, но и конструктивных действий.

ФНПР обращает внимание на то, что серьезной проблемой для России, как и для многих стран европейского континента, стала усложняющаяся демографическая ситуация: старение населения, а для России – и его сокращение. Растущие межстрановые миграционные потоки рабочей силы в определенной степени решают в одних странах проблему дефицита, в других - избытка неквалифицированной рабочей силы. При этом недобросовестное использование труда рабочих иммигрантов создает недобросовестную конкуренцию в бизнес-среде и вполне определенные проблемы на рынке труда и в обществе. «Челночная» рабочая иммиграция, свойственная российской ситуации, подпитывает теневую экономику и не решает проблему недостатка квалифицированной рабочей силы в реальной экономике.

В программном документе приводится ряд вызовов для стабильной работы систем социального обеспечения:

- масштабная бедность;

- социальное расслоение;

- рост числа населения со слабым здоровьем и инвалидов;

- новые риски для здоровья (техногенные катастрофы, СПИД);

- старение населения;

- высокий и растущий удельный вес неформального сектора экономики и трудовых отношений.

Вывод:

Так как ФНПР солидаризируется с Концепцией достойного труда, предложенной Международной организацией труда, где достойный труд определяется как «эффективный труд в хороших и безопасных условиях, дающий работнику удовлетворение, возможность в полной мере проявить свои способности, навыки и мастерство, труд с достойной оплатой и справедливым распределением плодов прогресса, труд, когда права трудящихся защищены»., то ФНПР считает своим долгом добиваться реализации идеи достойного труда, преодолевая вызовы времени.

Глава 2 Экономика на благо трудящихся

В своём программном документе «За достойный труд!», ФНПР обращает внимание на то, что Россия по валовому внутреннему продукту на душу населения, основному базовому показателю, оценивающему экономические возможности обеспечения достойного уровня жизни населения, находится на 62 месте среди 177 отслеживаемых стран. Значение этого показателя в России более чем в 8 раз ниже его уровня в США, в 4 раза – чем в Финляндии, Швеции, ниже его уровня в Польше, Эстонии, Словакии.

Экономика страны еще не набрала достаточных темпов роста и не имеет необходимой развитой структуры ВВП в качестве надежной экономической базы для стабильного роста жизненного уровня населения, работников и их семей.

Структурное состояние экономики не отвечает требованиям экономической и социальной безопасности.

Техническое состояние значительного большинства рабочих мест на предприятиях не отвечает современному понятию - достойное рабочее место. Многие виды выпускаемой продукции не обладают достаточной конкурентоспособностью, что создает неуверенность в стабильности трудовых отношений, снижает возможности реализации всех параметров достойного труда.

Очень актуально на сегодняшний день то, что ФНПР намерено требовать от правительства обеспечения максимально возможной выгоды от вступления в ВТО, прежде всего, с точки зрения создания новых достойных рабочих мест.

Также в программном документе приводится длинный ряд того, чего ФНПР будет добиваться от государства (от исполнительной власти), а также того, за что ФНПР будет бороться.

Глава 3 Справедливые методы оценки труда

Очень важную часть программного документа «За достойный труд!» составляет перечень того, что ФНПР подразумевает под понятием достойная заработная плата:

- обеспечивающая экономическую свободу работающему человеку и его семье;

- создающая базовые основы для систем социальной страховой защиты и социального обеспечения;

- дающая возможность человеку развиваться, отдыхать, пользоваться достижениями цивилизации;

- отвечающая понятию справедливого распределения результатов труда;

- зарабатываемая в условиях, не унижающих достоинство человека;

- решающая проблему материальной базы для расширенного воспроизводства населения страны.

Далее в части, говорящей о достойной оплате труда приводится перечень того, что ФНПР будет добиваться:

- это переход на новые принципы оценки труда;

- разработка и установление единых основ квалификационной стандартизации, нормирования и тарификации труда;

- модернизации систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, обеспечивающей обоснованное соотношение размеров оплаты труда в бюджетной и внебюджетной секторах экономики;

и другие аспекты.

Глава 4 Эффективная трудовая занятость

В самом начале части программного документа, посвященной эффективности рынка труда, ФНПР обращает внимание, что эффективная с точки зрения удовлетворения интересов работника, работодателя, государства занятость во всем мире оценивается как обязательное условие экономического и социального развития, искоренения бедности.

ФНПР озабочена тем, что:

- не очевидны усилия властей по нейтрализации возможных последствий в сфере занятости в связи со вступлением в ВТО;

- продолжается реструктуризация отраслей и предприятий, которая, как правило, сопровождается сокращением рабочих мест либо снижением их качества.

Далее в документе представлен ряд положений, по которым ФНПР определила себе направление деятельности в отношении повышения эффективности трудовой занятости населения. В этот список вошли такие важные аспекты, как необходимости добиться в ближайшем будущем:

- соблюдения прав человека и трудовых прав работников как в отношении к российским наемным работникам, так и к работникам-иммигрантам;

- регулирования внешней трудовой миграции, приема иностранной рабочей силы с учетом приоритетного использования российских граждан на региональных рынках труда, а также реальных потребностей и возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов;

- обеспечения для легальных мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, прав на медицинское обслуживание, образование, социальное страхование, коллективную защиту.

Глава 5 Социальное обеспечение

В программном документе «За достойный труд!» в части, касающейся эффективности системы социального страхования, обращается внимание на то, что результаты введения единого социального налога вместо страховых платежей, как и предупреждали профсоюзы, привели к негативным последствиям для системы социального страхования, утрате ею страхового характера, все большей ее зависимости от распределения бюджетных ресурсов, которое сегодня не обеспечивает компенсацию потери заработка работника необходимым уровнем страхового возмещения.

А также то, что несмотря на заверения правительства и работодателей, пролоббировавших решение о существенном сокращении с 2005 года базовой ставки ЕСН, оно не привело к легализации теневой заработной платы, расширению налогооблагаемой базы, повышению наполняемости внебюджетных социальных фондов.

Во внебюджетных социальных фондах образовался и продолжает нарастать дефицит средств, застрахованные работники лишились определенных видов и объемов страхового обеспечения, что свидетельствует о глубоком кризисе системы социальной защиты.

В связи с этим, ФНПР определило для себя добиться:

- восстановления системы социальной защиты работника на страховых принципах, основанных на страховых взносах, обеспечивающих замещение утраченного заработка;

- установления согласованного социальными партнерами уровня замещения заработка работника при наступлении страховых случаев с учетом рекомендаций Международной организации труда;

- разделения социального страхования работающих и государственного социального обеспечения граждан по задачам и источникам финансирования;

- реальной автономности страховых фондов от решения бюджетных задач, их разгосударствления, реализации механизма паритетного участия социальных партнеров в управлении и контроле за целевым использованием страховых средств;

- совершенствования системы социальных бюджетных направлений, ориентированных на поддержку семьи, материнства, детства;

- реализации законного права семей с низкими душевыми доходами на социальную помощь до уровня прожиточного минимума;

- и др.

В этой же части документа ФНПР наступает «на больную мозоль» настоящего положения вещей в социальной сфере, обращая внимание на:

- крайне неудовлетворительное состояние жилищного фонда и коммуникаций жизнеобеспечения;

- необоснованный рост цен на жилье;

- отсутствие реальных материальных возможностей у подавляющего большинства населения на приобретение и содержание комфортного жилья.

И в конце данной части приводит ряд мер, которые собирается предпринять ФНПР для коренного изменения сложившейся крайне негативной ситуации в социальной сфере и в жилищном секторе, в частности.

Глава 6 Охрана труда

Важно отметить, что ФНПР намерена добиваться

разработки проекта Национальной программы по улучшению условий и безопасности труда работников;

принятия и внедрения проекта программы «Здоровье трудящихся России», а также формирования и развития современной системы медицины труда в Российской Федерации;

совершенствования организации управления охраной и гигиеной труда на принципах Международной организации труда (МОТ);

гармонизации законодательства с требованиями и подходами Евросоюза, адаптации к практике развитых стран с учетом отечественного опыта;

соблюдения Правительством Российской Федерации конституционных и законных прав граждан, пострадавших в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов на возмещение вреда, причиненного их здоровью, социальные и медицинские гарантии;

реализации положений Экологической доктрины Российской Федерации с целью создания устойчивого развития Российской Федерации.

Эти и другие не менее важные аспекты охраны труда работников обозначены в программном документе в тезисной форме.

Глава 7 Социальное партнерство

Одну из частей программного документа ФНПР озаглавливает как «Достойный труд невозможен без соблюдения трудовых прав и уважения интересов работника» и далее поясняет свою позицию на это положение: внимание и деятельность профсоюзов должны в большей степени сместиться в направлении соблюдения законодательства в сфере трудовых отношений. Профсоюзы обязаны построить правовую работу таким образом, чтобы заработали все без исключения правовые нормы.

В связи с чем, ФНПР определило для себя такие приоритетные направления деятельности, как:

- укрепление и совершенствование деятельности правовых инспекций труда и юридических служб профсоюзов;

- сохранение и расширение прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе совершенствование норм Трудового кодекса Российской Федерации;

- расширение прав и свобод профсоюзов через систему изменений и дополнений в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

- установление административной и уголовной ответственности за нарушения прав профсоюзов;

- ратификация Российской Федерацией Европейской социальной хартии и конвенций Международной организации труда на основе согласованного плана ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ.

Глава 8 Стратегия создания сильных профсоюзов

Стремясь к повышению эффективности механизмов взаимодействия профсоюзов, работодателей и органов власти, твердо придерживаясь принципов равноправного социального партнерства, ФНПР определило для себя, что будет работать в направлениях:

- повышения эффективности обучения профсоюзного актива по вопросам проведения переговоров, разработки и заключения соглашений и коллективных договоров, урегулирования коллективных трудовых споров в организациях всех форм собственности;

- содействия заключению коллективного договора во всех организациях, где действуют первичные профсоюзные организации профессиональных союзов, входящих в ФНПР, уделяя особое внимание качеству заключаемых коллективных договоров;

- конкретизации обязательств коллективных договоров и соглашений, совершенствования механизмов их реализации с целью максимального обеспечения интересов работников;

- широкого использования возможностей социальной рекламы для освещения и пропаганды деятельности профсоюзов и их социальных партнеров.

ФНПР не устает повторять, что только сильные общероссийские профсоюзы, объединенные Федерацией Независимых Профсоюзов России и представленные на региональном уровне территориальными объединениями организаций профсоюзов, способны дать ответ на вызовы времени, достойно представлять и защищать интересы членов профсоюзов.

В связи с этим, ФНПР намерена в целях укрепления профсоюзного движения, повышения роли профсоюзов в государстве и обществе направить свою деятельность на:

- увеличение численности членов профсоюзов, как за счет роста профсоюзного членства в организациях, где уже действуют профсоюзы, так и создание новых первичных профсоюзных организаций на предприятиях во всех секторах экономики, вовлечение в профсоюзы работников предприятий малого и среднего бизнеса;

- демократизацию профсоюзной жизни, обеспечение непосредственного участия членов профсоюзов в решении всех вопросов деятельности профсоюзных организаций, активного и осознанного членства трудящихся в профсоюзах.

рассматривая молодежь как главный стратегический ресурс профсоюзов, ФНПР активизирует работу:

по привлечению молодежи в профсоюзы;

по эффективному использованию потенциала молодежи и молодежных советов, привлекая их к непосредственному участию в процедурах переговоров с работодателями, представителями исполнительной власти, в формировании предложений по специфическим молодежным проблемам в сфере трудовых отношений, в контроле за исполнением коллективных договоров и соглашений;

по продвижению молодежи в руководящие профсоюзные органы на всех уровнях;

по подготовке профсоюзного актива и кадрового резерва на руководящие профсоюзные должности из числа молодежи.

Также для повышения потенциала профсоюзов, ФНПР намерена обеспечить создание фондов солидарности, забастовочных фондов, фондов подготовки кадров; расширение возможности бесплатного и льготного использования членами профсоюзов социальной инфраструктуры профсоюзов.

Так как эффективность деятельности ФНПР зависит от реального признания властью места и роли профсоюзов в демократическом обществе, от массовости профсоюзного движения, сплоченности и организованности ее членских организаций, ФНПР намерена:

- совершенствовать формы взаимодействия со структурами исполнительной власти;

- наращивать профсоюзное влияние в законодательных органах власти всех уровней и органах местного самоуправления, расширять непосредственное участие профсоюзов в составе представительных органов власти, совершенствовать координацию действий профсоюзов с законодательными (представительными) органами власти всех уровней, органами местного самоуправления, создавать новые каналы влияния на принятие решений в сфере формирования и принятия законов;

- совершенствовать, укреплять информационную работу в целом, расширять базу профсоюзных средств массовой информации, всемерно поддерживать работу действующих и утверждение новых профсоюзных печатных изданий, входить в состав аппаратов управления служб по связям с общественностью, обеспечивать финансирование информационной и издательской деятельности профсоюзов в центре и на местах;

- содействовать росту целевой подписки на центральную профсоюзную газету «Солидарность», содействовать распространению практики создания новых региональных выпусков газеты;

- внедрить Единую информационную систему профсоюзов на базе современных коммуникационных технологий, стимулировать создание профсоюзных Интернет-сайтов;

- шире и активнее использовать возможности центральных средств массовой информации, в том числе электронных, в целях формирования позитивного имиджа российских профсоюзов в обществе, роста их авторитета и привлечения в их ряды новых членов.

Заключение

В заключение стоит отметить, что со дня своего основания ФНПР заложила принцип международной профсоюзной солидарности в качестве важнейшего условия успешной борьбы работников за свои законные права в условиях нарастающей конкурентной борьбы в мировой экономике, растущей поляризации экономического состояния стран, растущей в мире безработицы и бедности, в борьбе за достойный созидательный труд.

ФНПР сегодня - признанный равноправный и авторитетный член Международной профсоюзной конфедерации, активный участник в практической деятельности трудящихся в Международной организации труда, в деятельности европейских профсоюзов, соратник профцентров стран СНГ и дальнего зарубежья.

Международное профсоюзное движение сегодня демонстрирует осознание необходимости сплоченности рядов: объединились два самых крупных международных профцентра - Конфедерация свободных профсоюзов и Всемирная конфедерация труда, создав Международную профсоюзную конфедерацию и показав тем самым всем профсоюзам пример доброй воли и ответственности перед человеком труда, отбросив мешающие делу профсоюзов амбиции.

Библиография

1. Программный документ ФНПР "За достойный труд!"

www.fnpr.org.ru/n/249/4888.html