Смертная казнь в России (работа 3)

Смертная казнь в России

Россия - единственное государство в Европе, где окончательно не отменена смертная казнь. Десять лет назад Россия пообещала ее отменить. Историческая справка – смертная казнь в России была отменена указом императрицы Елизаветы в 1743 году. С тех пор она применялась эпизодически в исключительных случаях. К таковым можно отнести расстрелы трусов на фронте или казни цареубийц. Большевики, которые ввели смертную казнь, фактически поставив ее на поток, не могут считаться легитимными судебными органами, так как приговоры выносились не судами, а в лучшем случае тройками, да и то когда дело касалось репрессированных маршалов или высших офицеров. Мелкую сошку расстреливали без суда и следствия. Смертной казнью такое поведение назвать язык не поворачивается. Это были обычные убийства. В 1947 году, указом Верховного Совета СССР, такие убийства были запрещены. В 1950 году было решено восстановить смертную казнь для особых случаев – убийцы, предатели Родины и воровство в особо крупных размерах. Десять лет назад Россия ввела мораторий на смертную казнь, что фактически, является ее полной отменой.

Русская православная церковь не отвергает принципиальную возможность применения смертной казни, но считает важным создать условия для ее отмены. "Мы не настаиваем на нашем праве как религиозных деятелей определять для государственной власти, употреблять смертную казнь или нет", – заявил руководитель секретариата по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Михаил Дудко. Он напомнил, что в Священном Писании известны примеры, когда представители власти употребляли смертную казнь как крайнюю меру, в том числе и "по прямому велению Божьему". Так и в христианских странах, в том числе в дореволюционной России, "жизнь которой была основана на христианских началах, смертная казнь существовала", отметил священник. "Идеалом для нас является отсутствие смертной казни, мир и благополучие всех людей, отсутствие насилия, войн, преступлений и преступников. К сожалению, все это существует в нашем мире". Он подчеркнул, что Церковь не ставила и не ставит под сомнение право власти употреблять силу "для защиты от воинствующего зла". "Форма этого противостояния может быть очень разной, но всегда должна быть адекватной, то есть такой, которая дает возможность пресечь это зло и сохранить не только общественное спокойствие, но и частную жизнь других людей", – заключил отец Михаил.

Недавно председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден вновь призвал Россию раз и навсегда отменить смертную казнь и ратифицировать протокол №6 Европейской конвенции по правам человека, тогда как в Европе процесс отмены смертной казни начался только после второй мировой войны. Во первых - уйма народа была перебита, а во вторых, после такой кровавой бани обычно появляется целое поколение пацифистов размахивающих еловыми веточками, которые все время пытаются учить всех окружающих как им нужно жить. До 1938 года в Европе, каждые шесть минут, по приговору суда, то есть с участием адвоката, прокурора и присяжных, казнили преступника. Каждые шесть минут один европеец погибал от рук палача, каждый час – десять европейцев, каждые двадцать четыре часа – двести сорок европейцев, каждый год – около девяноста тысяч европейцев. После тридцать восьмого года в Европе, казненных преступников уже никто не считал. Если перемножить девяносто тысяч ежегодно казнимых преступников в Европе на двести лет, а это как раз тот срок когда в России была отменена смертная казнь, то получится кругленькая цифра, равная восемнадцати миллионам европейцам, казненных по приговорам европейских судов в те времена когда смертная казнь в России была либо отменена, либо таковой не являлась.

Однако отказ от смертной казни является одним из ключевых условий членства в Совете Европы. Россия — единственное государство среди 46 членов Совета Европы, которое на сегодняшний день не выполнило обязательство по отмене высшей меры наказания, принятого при вступлении в организацию. Но с 15-го ноября 2006 года Государственная дума приняла меры, которые фактически продляют действие моратория на смертные приговоры до 2010 года. Вместе с тем, организация призывает страну как можно скорее полностью отказаться от смертной казни. Помимо Беларуси и России, единственными территориальными образованиями в сфере компетенции Совета Европы, не отменившими смертную казнь, являются международно непризнанные территории: Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и Южная Осетия. Совет Европы заявил, что «смертная казнь на этих территориях должна быть отменена».

Совет Европы приветствовал тот факт, что менее чем через четыре года после открытия для подписания Протокола № 13 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах, его ратифицировали 36 из 46 стран-членов Совета Европы и подписали ещё восемь государств. Протокол по-прежнему не подписан только Азербайджаном и Россией.

Организация призывает правительства всех стран СНГ безотлагательно выполнить рекомендации, содержащиеся в документе ОБСЕ, принятом в октябре 2006 года. Как члены ОБСЕ, все государства СНГ обязались рассмотреть вопрос об отмене смертной казни. И, наконец, ООН призывает власти на территории СНГ, опираясь на достигнутые успехи, решить вопросы, которые по-прежнему вызывают озабоченность, а именно:

Неопределённость положения лиц, осуждённых на смертную казнь

По имеющимся сведениям, в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, а также на территориях непризнанных Абхазии и Приднестровской Молдавской Республики по-прежнему выносят смертные приговоры. ООН призывает власти указанных государств и территорий отказаться от вынесения новых смертных приговоров.

В настоящее время исполнения смертного приговора ожидают более 160 заключённых в Кыргызстане и, как сообщают, 28 человек в Казахстане. По официальным данным, предоставленным ОБСЕ Министерством юстиции Кыргызстана, в период с 30-го июня 2005 по 30 июня 2006 года к смертной казни приговорили шестерых человек. В 2006 году в Казахстане вынесен, по крайней мере, один смертный приговор.

В Узбекистане десятки заключённых содержатся в камерах смертников, причём не менее 25 из них находятся в ташкентской тюрьме. Сообщают, что в период с 1-го января по 9 ноября 2005 года в стране вынесено не менее 11 смертных приговоров. Узбекские власти не публикуют данные о смертных казнях, поэтому точное число лиц, ожидающих исполнения смертного приговора, установить невозможно. ООН призывает власти страны рассекретить данные касательно высшей меры наказания в соответствии с рекомендациями Специального докладчика ООН по вопросу о произвольных, суммарных и внесудебных казнях.

Есть веские основания полагать, что в Абхазии, где, как полагают, действует фактический мораторий на смертную казнь, как минимум двое заключённых ожидают исполнения смертного приговора. Сообщалось, что в Беларуси в первой половине 2006 года не менее пяти человек приговорили к высшей мере наказания.

Совет Европы потребовал от Азербайджана прояснить положение заключённых, приговорённых к смертной казни до её отмены в 1998 году. По всей видимости, приговоры этих лиц до сих пор не смягчили, и они по-прежнему содержатся в камерах смертников. ООН призывает власти государств и территориальных образований региона смягчить приговоры заключённых, ожидающих смертной казни, заменив их на соответствующие сроки лишения свободы. Подобные меры помогут положить конец жестокому и бесчеловечному обращению с теми, кто годами ожидает исполнения смертного приговора, находясь в состоянии неопределённости относительно своей дальнейшей судьбы.

Условия содержания в камерах смертников

ООН озабочена тем, что условия содержания в камерах смертников в регионе весьма далеки от соответствия международным стандартам. Полагают, что заключённых годами содержат в крайне суровых условиях. Подобное положение дел равносильно жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Организация призывает власти государств и территориальных образований региона привести условия содержания в камерах смертников в соответствие с международными стандартами.

Например, в Беларуси приговорённые к смерти лишены прогулок на свежем воздухе; у них в камерах круглые сутки горит свет. Как сообщалось, на территории Абхазии как минимум двое осуждённых на смерть содержатся в скудно освещённых и плохо вентилируемых камерах.

В Кыргызстане со времени ввода моратория на смертную казнь в 1998 году многие узники в камерах смертников содержатся в условиях, которые, по всеобщему признанию, в том числе Уполномоченного по правам человека, НПО и некоторых должностных лиц, являются суровыми. В интервью одной из газет в январе 2006 года бывший глава пенитенциарной системы заявил, что с момента введения моратория умерли 73 заключённых, содержавшихся в камерах смертников. Большинство погибли от туберкулёза, а также вследствие суровых условий содержания и самоубийств.

ООН обеспокоена состоянием здоровья заключённых ташкентской тюрьмы, ожидающих исполнения смертного приговора в Узбекистане, а также её сотрудников, которые рискуют заразиться туберкулёзом. Организация призывает власти страны предоставить им необходимую медицинскую помощь и улучшить условия содержания в тюрьме. По сведениям НПО «Матери против смертной казни и пыток», из 25 заключённых, содержащихся в камерах смертников в Ташкенте, 20 человек, как сообщалось, больны туберкулёзом. По имеющимся данным, в тюрьме недостаточно медикаментов, в том числе лекарств, необходимых для лечения туберкулёза. Начиная с 2005 года, власти разрешили заключённым ежедневные прогулки в закрытом помещении по 20-30 минут в летнее время, и два-три раза в неделю зимой. Как сообщают источники НПО, заключённые в камерах смертников получают питание неудовлетворительного качества, к тому же родственникам не позволяют передавать им продукты и предметы личной гигиены. По имеющимся сведениям, на завтрак заключённым дают хлеб и кипяток, на обед — щи, а на ужин — овсянку. Больные туберкулёзом, возможно, получают дополнительное питание.

Завеса секретности вокруг смертной казни

Во многих странах региона меры по отмене смертной казни не включали предоставление полной информации о смертных приговорах ни широкой общественности, ни заинтересованным родственникам. Подобные действия являются нарушением международных обязательств государств, а также международно-правовых стандартов и резолюций межправительственных органов. Например, в резолюции 1989/64, принятой 24-го мая 1989 года, Экономический и социальный совет ООН призвал государства-члены «публиковать по каждому виду правонарушений, за которые предусматривается смертная казнь, по возможности на ежегодной основе, информацию о применении смертной казни, включая число лиц, приговорённых к смертной казни, число фактических казней, число лиц, находящихся в заключении по приговору к смертной казни, число отменённых или смягчённых по апелляции приговоров к смертной казни и число случаев, когда выносилось решение о помиловании, и включать в неё данные о том, в какой степени указанные выше меры отражены в национальном законодательстве».

Другая резолюция 2005/59, принятая Комиссией ООН по правам человека 20-го апреля 2005 года, призывает все государства, не отменившие смертную казнь, «сделать доступной общественности информацию относительно вынесения смертных приговоров и любых приговоров, назначенных к исполнению» (Документ ООН № E/CN.4/2005/59 от 20 апреля 2005 г.).

Кроме того, в документе, принятом 29-го июня 1990 года на Копенгагенском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ, говорится: «Государства-участники ... будут предоставлять общественности информацию относительно применения смертной казни».

ООН призывает власти в регионе предать огласке данные о применении смертной казни и проследить, чтобы родным казнённых предоставляли полную информацию о казни, в том числе о дате и месте приведения приговора в исполнение и о месте их захоронения. Кроме того, родственникам следует выдавать тело казнённого и его личные вещи.