Роль и место международного гуманитарного права в международно-правовом механизме защиты прав и свобод человека
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
2. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
3. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В СООТНОШЕНИИ СО СФЕРОЙ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.
Создание комплексной системы обеспечения и защиты, закрепленных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией международного гуманитарного права.
Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации.
Ни что не препятствует государствам добровольно передавать на обсуждение международных организаций вопросы, касающиеся нарушения прав человека. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах1 1966г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод2 1950г., Американской конвенции прав человека3 1969г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных организациях так называемых частных жалоб.
Роль международных контрольных органов, созданных государствами в современных условиях постоянно возрастают. Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольного механизма, возникшего в результате расширения международного правотворчества, усложнения межгосударственных связей, появление глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества. В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельные вопросы традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, ныне регулируются и нормами международного права (отрасли международного гуманитарного права).4
Объектом исследования данной контрольной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере международной защиты прав и свобод человека и являющиеся предметом международного гуманитарного права.
Предмет исследования работы составляют нормы международно-правовых актов в области защиты прав и свобод человека, являющихся источниками международного гуманитарного права.
Целью данной контрольной работы является изучение истории международного гуманитарного права, его понятия, сферу действия, с помощью чего будет возможно охарактеризовать роль и место данной науки в механизме защиты прав и законных интересов человека.
Контрольная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50-х гг. XX в. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно небольшой период он получил широкое распространение и признание сначала в публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской дипломатической конференции (1974—1977) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов.
Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны 1864 года.
Неоценимая роль в работе по
подготовке и принятию Конвенции 1864 г.
принадлежит швейцарскому предпринимателю
Анри Дюнану, свидетелю страданий и мук
раненых и умирающих французских и
австрийских солдат после битвы между
австрийскими и франко-итальянскими
войсками в 1859 г. при Сольферино, во время
войны в Италии. По предложению Анри
Дюнана был создан комитет, состоявший
из единомышленников Дюнана, так называемый
«Комитет пяти», одной из основных целей
которого была разработка международных
гуманитарных принципов, а также изучение
возможности создания в каждой стране
добровольного общества помощи, члены
которого будут обучаться и готовиться
в мирное время к оказанию помощи
военно-медицинской службе во время
военных действий. В дальнейшем именно
этот комитет явился учредителем
Комитета
Красного Креста, а с 1880 г.
стал называться Международным
комитетом
Красного Креста.
Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен.
В Конвенции оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и проводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей стороне они сражались.
В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными, им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты.
Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевская конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства приняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.
Уже через два года после ее
принятия, в австро-прусской войне
1866
г., Женевская конвенция 1864 г. прошла
боевое крещение. Это был удобный случай
доказать ее значимость, особенно при
Садове, в битве почти столь же кровавой,
что и битва при Сольферино. Пруссия
ратифицировала
Конвенцию и придерживалась
ее. Она располагала хорошо оснащенными
госпиталями, и Прусский Красный Крест
был все время там, где нужна была его
помощь. В лагере противника ситуация
была абсолютно иной, поскольку Австрия
не подписала Конвенцию, и отступающая
австрийская армия оставляла своих
раненых на поле боя. В лесах около Садовы
были найдены тела 800 раненых, умерших
из-за отсутствия медицинской помощи.
В 1867 году почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 года, кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 году.
С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета. Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить выполнение положений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права.
Один из основателей Международного комитета Красного Креста и в течение многих лет бессменный его Президент — Гюстав Муанье, сразу же после окончания этой войны изложил свои наблюдения и выводы в работе «Женевская конвенция во время франко-прусской войны».
Первый военный конфликт, в котором
Конвенции придерживались обе воюющие
стороны, была сербско-болгарская война
1885 г. Смертность в ней составила не более
2 %. На этот раз государства поняли, что
Женевская конвенция служит их обоюдному
благу, и данный факт более не подвергался
сомнению. Сама идея, или концепция,
распространения международного
гуманитарного права не родилась вместе
с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не
упоминалось о необходимости ознакомления
населения с ее положениями.
Хотелось
бы отметить, что по поручению Президента
США Авраама Линкольна 24 апреля 1863 г. по
армии США был издан приказ № 100 «Инструкция
полевым войскам Соединенных Штатов»,
подготовленный известным американским
юристом немецкого происхождения
Френсисом Либером. Данная Инструкция,
ныне известная как Кодекс Либера,
подтолкнула процесс последующей
кодификации законов и обычаев войны.
Кодекс Либера содержал подробные
правила, относящиеся ко всем аспектам
сухопутной войны, от способов ведения
боевых действий как таковых и обращения
с гражданским населением до обращения
с особыми категориями лиц, такими, как
военнопленные, раненые, партизаны
(франтиреры)
и т. д. Хотя Инструкция полевым войскам
Соединенных Штатов формально была
сугубо внутренним документом и
предназначалась для применения в
условиях гражданской войны между Севером
и Югом, тем не менее она не только
послужила импульсом для последующей
кодификации законов и обычаев войны,
но и явилась первым примером регулирования
на внутригосударственном уровне
отношений по защите жертв войны,
воплотившим научные воззрения того
периода, в том числе об ответственности
индивидов за нарушение правил ведения
военных действий, а также явилась
документом, провозгласившим необходимость
распространения знаний о праве войны.
Таким образом, у истоков возникновения международного гуманитарного права стоит Женевская конвенция 1864 года. Однако сам термин «международное гуманитарное право» возник гораздо позднее, а именно в 50-х годах XX века, и впервые был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте.
2. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Женевские Конвенции о защите жертв войны 1949 года, Конвенция о политических правах женщин 1953 года, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Дополнительные протоколы I и II 1977 года к Женевским Конвенциям 1949 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года и другие.
Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась новая отрасль, отражающая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере – международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафиксированы в различных источниках международного права, отличающихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участников, характеру регулирования прав и свобод человека и т. д.
В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о содержании международного гуманитарного права («права человека», «международная защита прав человека», «международное право прав человека» и т. п.) и месте этой отрасли в системе международного права имеются две основные точки зрения.
Согласно одной из них, отрасль «права человека» регламентирует международное сотрудничество в области прав человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов, образуют подотрасль другой отрасли – «права вооруженных конфликтов» («законов и обычаев войны»).
Другие ученые рассматривают гуманитарное право в более широком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляется более обоснованной.
Предмет регулирования у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов» в общем един — осуществление, обеспечение и защита прав человека. Вооруженный конфликт приводит в действие, «включает» целую систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормы устанавливают особый режим регулирования общественных отношений в период вооруженных конфликтов. Во время вооруженных конфликтов появляются новые группы участников правоотношений — комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите.
Таким образом, отдельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приобретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях международного права.
В то же время и гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой — нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздушных и морских судов и др.).
Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.)
Нормы гуманитарного права — преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в гуманитарном праве в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют «законами и обычаями войны».
Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 года5 в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документ обладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придали принимавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассамблеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав человека, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому говорить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.
Помимо договоров и обычаев, нормы гуманитарного права зафиксированы и в некоторых документах международных конференций и совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г.6, Итоговый документ Венской встречи 1989 г.7, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г.8, Парижская хартия для новой Европы 1990 г.9 и др.).
Обобщая изложенное, международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.
3. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В СООТНОШЕНИИ СО СФЕРОЙ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Международное гуманитарное право и право прав человека имеют различную материальную сферу применения и различную сферу применения в отношении лиц. Сравнение сфер применения дает возможность обозначить как некоторые различия между этими отраслями права, так и их взаимодополняемость.
Материальная сфера применения международного гуманитарного права заключается в том, что оно применяется только в случае вооруженного конфликта. В случае международного вооруженного конфликта применяются четыре Женевские конвенции и Дополнительный протокол I.
В случае вооруженного конфликта немеждународного характера, достигшего определенной степени интенсивности, применяется Дополнительный протокол II и статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, которые содержат комплекс довольно подробно разработанных норм. Вооруженные конфликты этого типа - это конфликты, «происходящие на территории какой- либо Высокой Договаривающейся Стороны, между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол».
Если конфликт не достигает такой степени интенсивности, но, тем не менее, является внутренним вооруженным конфликтом, применяется только статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, которая предусматривает минимальные нормы, применяемые в случае вооруженного конфликта.
Статья 3, общая для четырех
Женевских конвенций, предусматривает:
- во-первых, гуманное обращение с лицами,
которые не участвуют в военных действиях,
что подразумевает:
1) запрещение посягательств на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийства и пытки;
2) запрет на взятие заложников;
3) запрещение посягательств на человеческое достоинство, в частности оскорбительного и унижающего обращения;
4) запрещение осуждения и применения наказания без судебного разбирательства, проведенного при соблюдении судебных гарантий;
- во-вторых, оказание помощи раненым.
Так как международное гуманитарное право по своей природе предназначено для применения в условиях вооруженного конфликта, оно не содержит общей оговорки о возможности отступления от обязательств в отношении ряда прав, которая применялась бы в случае войны.
Международное право прав человека применяется, в принципе, в любое время, т. е. как в мирное время, так и во время войны. Большинство международных договоров по правам человека предусматривают положения, позволяющие государствам принимать меры в отступление от своих обязательств в отношении ряда прав в чрезвычайных ситуациях, например во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации. Следовательно, применение многих прав человека возможно лишь вне таких чрезвычайных ситуаций. Тем не менее, от обязательств по некоторым правам человека.
В «неизменное ядро» прав человека, от обязательств по которым нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, не входит целый ряд норм, которые предусматриваются международным гуманитарным правом и которые, следовательно, будут применяться даже в отдельных чрезвычайных ситуациях, возникновение которых само по себе может служить основанием для отступления от тех же обязательств по правам человека, например, во время войны. Речь идет, в частности, об обязательстве предоставлять защиту и оказывать помощь раненым, ограничениях на применение силы органами безопасности и охраны правопорядка, о судебных гарантиях.
Сфера применения в отношении лиц заключается в том, что международное право прав человека применяется ко всем людям. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обязательство государств обеспечивать защиту всех лиц, находящихся под их юрисдикцией.
Международное гуманитарное право, по всей видимости, имеет более узкую сферу применения в отношении лиц. Тем не менее, данный вопрос заслуживает более подробного рассмотрения. Большинство норм, применяемых в случае международного вооруженного конфликта, касается лишь «покровительствуемых лиц», а к ним не относятся лица, находящиеся во власти государства, гражданами которого они являются. Вместе с тем нормы, применяемые в случае внутреннего вооруженного конфликта, устанавливают обязательства государства в отношении его собственных граждан. Кроме того, необходимо напомнить, что обязательство предоставлять защиту и помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение распространяется на всех этих лиц, независимо от того, к какой стороне они принадлежат.
Наконец, исключительно важные «основные гарантии», предусмотренные статьей 75 Дополнительного протокола I, предоставляются всем лицам, которые затронуты международным вооруженным конфликтом и которые не пользуются более благоприятным обращением в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом I, в том числе лицам, находящимся во власти государства, гражданами которого они являются.
Следует также отметить, что право прав человека традиционно предусматривает гарантии защиты человека от неправомерных действий официальных властей и должностных лиц государства. За некоторыми исключениями право прав человека не защищает человека от действий других лиц. Несколько иной подход принят в международном гуманитарном праве.
Достаточно упомянуть, что некоторые нормы этого права специально предусмотрены для ситуаций внутреннего вооруженного конфликта и устанавливают обязательства, гарантирующие соблюдение прав лиц не только официальными властями и силовыми структурами государства, но также и противостоящими им антиправительственными силами или силами оппозиции.
Таким образом, сфера применения международного гуманитарного права и права прав человека разграничивается. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта, а международное право прав человека – как в мирное, так и в военное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, у истоков возникновения международного гуманитарного права стоит Женевская конвенция 1864 года. Однако сам термин «международное гуманитарное право» возник гораздо позднее, а именно в 50-х годах XX века, и впервые был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте.
Отдельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приобретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях международного права.
Международное гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.)
Международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации : (принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 1. – Ст. 1.
2. Всеобщая декларация прав человека 1948 года // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 - 20.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Американская конвенция прав человека 1969 года // Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. С. 720 - 736.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года //
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 470 - 482.
6. Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 42-54, 83 - 91.
7. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 – 20, 58-80.
8. Жеребцов А. Н. «Международное Гуманитарное право». Курс лекций. Краснодар. 1998.
9. Права человека и вооруженные конфликты: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Карташкина. М., 2001.
10. Международное публичное право: Учеб. / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд., доп. М., 2004.
11. Международное право: Учеб. / Под ред. Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчиковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
12. Международное право: Учеб. / Под ред. Л.Н. Шестакова. М., 2005.
13. Ледях И.А. Принципы и нормы международного гуманитарного права - консолидирующая основа защиты прав человека в вооруженных конфликтах // Права человека и процессы глобализации современного мира / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2005.
1 Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 470 - 482.
2 "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
3 Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. С. 720 - 736.
4 Жеребцов А. Н. «Международное Гуманитарное право». Курс лекций. Краснодар. 1998. С. 42-43.
5 Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 - 20.
6 Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 58 - 80.
7 Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 83 - 91.
8 Документ опубликован не был.
9 Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 42 - 54.