Программа СЭПИН - универсальная технология развития муниципального управления
Московский Гуманитарный Университет
Колледж
Программа социально-экономической поддержки интересов населения (СЭПИН)-универсальная технология развития муниципального управления
Курсовая работа
по дисциплине:
Cоциальное управление
Выполнила:
студентка группы ГМУ-301
Воронова М.В.
Научный руководитель:
Калугина Н.П.
Москва
2006 г.
Введение
Всем хорошо
известно, что кризисное состояние нашей
экономики и в целом общества имеет
множество причин. Остановлюсь лишь на
тех, которые связаны с взаимодействием
управленческих структур. Недостаточно
четкие экономические отношения субъектов
Федерации с центром, а субъектов Федерации
- с управлением на уровне муниципальных
образований создают помехи в решении
многих проблем. От этого зависит и
возможность проявления гражданской
инициативы, реализации социальных и
экономических прав каждого
человека.
Предстоит создать максимально
благоприятные условия для свободы
экономической самодеятельности и
самоуправления на местах. Ведь именно
здесь решаются повседневные социальные
и экономические вопросы, с которыми
сталкиваются жители городов, поселков,
деревень.
Актуальность данной темы
прежде всего состоит в том, что, сегодня
значительная часть населения оказалась
в достаточно тяжелом положении в
результате инфляции, снижения активности
производственной деятельности,
безработицы. Усилия же органов
исполнительной власти на местах нередко
в основном направлены на выплату
гражданам денежных пособий, предоставление
различных льгот, помощь в трудоустройстве.
Вопросам разработки и внедрения местных
комплексных социально-экономических
программ, обеспечивающих занятость,
рост доходов жителей, укрепление их
здоровья, повышение качества и расширение
состава услуг, не всегда уделяется
достаточное внимание продолжается
перераспределение ресурсов и
ответственности за состояние
социально-экономического развития
муниципальных образований и качество
уровня жизни населения от федерального
и регионального уровней власти к органам
местного самоуправления. В связи с этим
перед руководителями муниципальных
образований сегодня стоит главная
задача - существенным образом улучшить
материальное и социальное положение
населения, мобилизуя для этого
дополнительные ресурсы и используя
прогрессивные финансовые технологии,
современные организационные формы
работы, а для этого необходим прежде
всего такой тип управления муниципальными
образованиями, который способствовал
бы росту их экономического потенциала.
К принятию жизненно важных решений
должны привлекаться сами местные жители
для этого комиссией по федеральной,
межрегиональной и региональной
социально-экономической политике с
участием Научно-экспертного совета при
Председателе Совета Федерации, учеными
и специалистами различных областей
знаний была разработана быстро
адаптируемая на уровне муниципальных
образований программа социальной и
экономической поддержки интересов
населения - Программа "СЭПИН",
которая позволит существенно увеличить
рост доходов малообеспеченных слоев
населения, аккумулировать и мобилизовать
достаточный объем среде и жителей для
инвестирования их в развитие местного
производства, семейного и малого
предпринимательства и открыть новые
рабочие места, расширить спектр социальных
услуг.
Объектами исследования данной работы являются программа Социально-экономической поддержки интересов населения (СЭПИН) ,а также отдельные подпрограммы –«СЭПИН-ЖИЛЬЁ» и «СЭПИН-ЗДОРОВЬЕ».
Цель исследования данной темы заключается в анализе собранной информации и следующих за этим выводах. Сбор и анализ литературы, нормативно-правовой базы составили методы исследования данной работы.
Курсовая работа состоит из введения ,двух глав и заключения.
Во введение раскрывается актуальность выбранной темы, указываются объекты и цели исследования.
В первой главе раскрываются основные понятия стратегического планирования и корпоратизма ,как одних из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий.
Во второй главе приводится детальная характеристика программ социально-экономического развития .Экономический и социальный эффект от реализации данных программ .
В заключении даются общие выводы по данной курсовой работе.
При подготовке настоящей курсовой работы использовалась литература следующих авторов: Гапоненко А.Л. «Стратегическое управление» , Асанов В.Л. «Муниципальный менеджмент», Сильвестеров С.Н. «Социальное партнерство»,а также Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления (в ред.от 17.03.97 г)
Глава 1 Характеристика социально-экономического развития муниципального образования (на примере программы социально--экономической поддержки интересов населения –«Cэпин»)
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования
Рыночная экономика изменила функции муниципальных образований в системе народного хозяйства страны и своего региона. Власти каждого населенного пункта ,помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должна представлять их территория в новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции , в чем состоит преимущество ,которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическую базу.
Задача состоит в том чтобы местная социокультурная среда не только формировалась должным образом, но и оказывала все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне ,а также при функционировании бизнесс-структур .
Необходима выработка стратегии по мобилизации собственных экономических возможностей, улучшения предпринимательского и создания благоприятного инвестиционного климата. Такая стратегия может быть создана только при вовлечении в этот процесс всех слоев местного сообщества и установлении партнерских отношений между властью, сообществом и бизнесом.
Местные сообщества являются идеальным объектом для оказания системного влияния на местное самоуправление в России ,которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть максимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на его интересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую принимать участие в управлении ,отстаивать свои интересы и влиять на формирование стратегии развития своего муниципального образования в соответствии со своими интересами.
Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в Росит является слабость его экономической базы. И хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюдтных отношений истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение внешних инвестиций.
Активная и последовательная политика социально-экономичесокго и культурного развития муниципальных образований ,способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем.
Конечным результатами должны стать :
Превращение муниципальных образований в локальные социокультурные ячейки открытого гражданского общества;
Консолидация местных сообществ на основе принятия общей системы интересов и целей различными группами населения.
Активизация бизнес структур ,выход местного бизнеса из изоляции и забвения на межрегиональный и международный рынок.
Ожидаемые эффекты:
Социальный: формирование системы социального партнерства между сообществом, властью и бизнесом на основе консолидации местных сообществ малых городов
Экономический: привлечение в экономику внешних и внутренних инвестиций.
Политический: укрепление института местного самоуправления как основы открытого гражданского общества.
Организационно-управленческий: формирование нового образа местной власти и эффективного способа её взаимодействия с сообществом.
Выработка стратегии муниципального развития, основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать:
Активизации потенциала ,заложенного в местном сообществе,для решения его насущных проблем.
Нахождению места территории в системе разделения труда ,нахождение его «рыночной ниши»
Формированию долгосрочной ,прозрачной для общественного контроля программы действий местной власти.
Определению приоритетов экономического развития и гарантий поддержки инвестиций (внешних и внутренних ) в местные предприятия ,работающие в этих областях.
В качестве вывода по результатам формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение ряда российских экономистов ,заключающееся в том, что «суверенитет регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ развития»1
Стратегическое планирование –центральное звено стратегического управления
Термин «планирование» в управленческом контексте означает создание разработку замысла некоторой деятельности,работы на определённый период с указанием целей,содержания,объема,последовательности и сроков,а часто и методов выполнения.
Планирование как функция управления состоит в выборе наилучшей альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления,его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени ,а также определять основных лиц ,ответственных за выполнение плана.
Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческой и некоммерческой организации ,государства и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства ,его субъектов и исполнительных органов без концепции социально-экономического развития, без долгосрочных и краткосрочных планов и программ
Стратегическое планирование- ключевая, определяющая функция управления, состоящая в предопределении будущего, построении активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов ,средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ планов) в долгосрочной перспективе.1
Содержанием стратегического планирования являются его процедуры2: прогнозирование программирование ,проектирование развития национальной экономики3
Роль стратегического планирования в жизни общества определяется положением ,которое оно занимает в системе управления. Это есть элемент функции управления-планирования,занимающей одно из центральных мест в принятии управленческих решений ,представляющей сбой предопределение будущего ,построения модели будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов ,средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений в форме прогнозов ,проектов программ и планов в долгосрочной перспективе.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.);
внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
разработка общих целей;
определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
определение путей и средств их достижения;
контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Формы стратегического планирования многообразны. Их многообразие обусловлено многоуровностью и многоаспектностью проблем, которые решаются в процессе управления экономического развития общества .В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе ,быстрым изменениям конъюнктуры на рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития в долгосрочной перспективе все больше возрастает роль стратегического планирования на макро уровне социально-экономичесой системы. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы, проекты, планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную ,всесторонне обоснованную политику.
Стратегия организации- это комплекс принципов деятельности организации и её отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации ,а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенным запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. это одновременно перспектива развития и образец ,модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, её системе ценностей , в особенностях мотивации и контроля персонала.
Термин « стратегическое управление « и стратегическое планирование» широко вошли в практику западного менеджмента в 60-е годы 20 века .При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением ,за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.
Для отечественной практики методы стратегического управления настолько новы, насколько и хороши знакомы, - всё зависит от подхода. С одной стороны ,пятилетние планы ,долгосрочное планирование в экономике прочно вошли в актив хозяйственной практике прошлого. В то же время современные методы стратегического планирования ,адекватные рыночные условиям и применяемые в быстро меняющейся внешней среде, в меньшей степени были известны хозяйственным руководителям советских предприятий.В 90-е годы 20 столетия и в первые годы 21 века в отечественной практике наблюдается бурное распространение методов и технологий стратегического управления в целом и стратегического планирования в частности.
Общая характеристика стратегического планирования развития города и региона
Современной теорией и практикой выработан ряд общих положений разработки стратегии местного экономического развития, соблюдение которых объективно увеличивает возможности успеха. Среди них- методы и процедуры стратегического планирования. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона –это систематический процесс ,с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя:
согласование групповых интересов внутри сообщества;
инвентаризацию реальных ресурсов ,ограничений и благоприятных факторов;
определение реально осуществимых задач и целей;
формирование программ и планов действий.
В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается ,планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти ,представителей частного бизнеса и государственных предприятий,общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления.
Стратегический план-документ, играющий важную роль в развитии города или региона. Он концентрируется на перспективах региона(города)и в каждой сфере должен выявлять главные ,ключевые факторы. Он не отменяет и не заменяет другие виды планов. Он не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона(города) областях.
Стратегический план не является чисто административным документом. Это скорее договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественной организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками ,влияющими на развитие региона (города) ,с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для всех ,показывает перспективу и бизнесу, и властям ,и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.
Отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона (города) снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона(города) и его администрации.
Каждый город и регион ,сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по- своему. Однако ,общие подходы и способы решения оказываются схожими между собой.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня :как повысит уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем.
Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий ,обеспечивающих достойную жизнь человека, высокий уровень и качество жизни. В связи с этим исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности ,степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона или города в конечном счете определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому, в первую, планируется именно экономическое развитие .Ключевыми вопросами экономического развития региона и города являются:
привлечение в регион новых производств;
обновление структуры производства;
развитие имеющихся производств и, прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;
создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Планы стратегического развития региона(города) могу принимать форму программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений .
При составлении программ развития регионов необходимо ориентироваться на следующие принципы:
Переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышение уровня и качества жизни, изменение её к лучшему .Выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни ,повышение ее уровня и качества
Постановка целей и задач ,которые необходимо решить ,чтобы обеспечить достижение цели. Выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели.
Выявление ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели.
Проведение многовариантных расчетов и выборов приоритетов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности.
Заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми предполагаемыми участниками их реализации.
Применение эффективных методов управления(маркетинг, стратегическое планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация ,мониторинг ,управление по результатам.)
Новый подход к экономическому развитию региона состоит в том, что оно становится заботой не только специалистов и экспертов ,но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения. Планирование экономического развития региона- это непрерывный процесс ,задающий рамки для любых ,в том числе тактических ,текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс стратегического планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое ,в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий ,предпринятых в рамках стратегического плана.
В качестве примеров планов можно привести планы, разработанные в 1999 году администрациями городов Нижний Новгород, Саратов и Ярославль. Эти планы были разработаны с участием Фонда «Институт экономики города»1.Каждый из этих планов индивидуален .Их объединяет то, что для их реализации практически не потребуется дополнительных бюджетных ресурсов. Напротив- они направлены на создание условий для привлечение дополнительных ресурсов экономического развития и более эффективного использования имеющихся ресурсов.
Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления, безусловно, стратегическое планирование не может появится как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами ,а также вовлечения в неё различных профессиональных сообществ
Корпоратизм
Слово "корпорация" латинского происхождения (corporatio - объединение, сообщество). В литературе термин "корпорация" до сих пор употребляется преимущественно в значении "экономическая форма организации производства", то есть такой вид взаимодействия между людьми, который имеет акционерные начала и при котором капитал образуется путем продажи акций. Корпоратизм основан на принципах совладения корпоративной собственностью, подлинного самоуправления, на договорных отношениях между различными уровнями власти, на возрождении духовности и культуры в каждом местном сообществе.
Корпоратизм
сегодня понимается нами как способ
организации общественной жизни, при
котором "пирамида общественной
жизни"1
принимает наконец устойчивое положение:
не только центр
инициирует развитие,
но сами местные сообщества, социальные
организации, хозяйствующие субъекты,
люди, проживающие на территориях, активно
включаются в общественную жизнь. Став
совладельцами собственности, акционерами,
они сами создают властные структуры на
территориях, финансируют науку, культуру,
образование, сами решают местные
проблемы, под свою ответственность,
располагая необходимыми полномочиями
и ресурсами.
Идейные
истоки корпоратизма уходят в глубь
мировой хозяйственной жизни. Элементы
корпоратизма известны с момента появления
человеческого общества, когда в
процессе совместной деятельности люди
вступали в отношения совладения
собственностью, объединяли усилия в
решении общих задач, согласовывали
интересы и т. д. Неумолимая
логика
исторического развития такова: усложнение
хозяйственной и социальной жизни
объективно требует объединения и
координации усилий всех членов общества.
В разные исторические периоды формы
объединения люден выглядели по-разному.
В современных условиях наиболее
эффективной формой взаимодействия,
интеграции и координации усилий является
корпоратизма. Во многих странах мира
корпоративные формы организации как
хозяйственной, так и социальной жизни
стали ведущими. Именно на принципах
корпоратизма "разрабатывались и
реализовывались "прорывные" проекты
выведения из
разрухи и кризиса
Германии, Японии, Южной Кореи и др.
Интересно,
что корпоративный путь развития открыла
Россия. Издревле Россия развивалась на
корпоративных началах: совладение
собственностью, союз местных сообществ,
трудовая демократия и
местное
самоуправление.
В странах
Западной Европы к началу XX века сложилась
модель общественного развития, которую
условно можно было назвать частной или
индивидуалистической. Она была основана
в
большей мере на индивидуальном
проявлении жизненных сил и интересов
(каждый сам за себя), поскольку складывалась
в условиях крайнего дефицита экономических
ресурсов, значительного перенаселения
и
соответствующего типа культуры.
Система
хозяйствования, существовавшая в начале
XX века в России, резко отличалась от
западноевропейской. Огромные территории
и природные богатства, многообразие
климатических зон, этносов и
народностей,
там проживающих, стали важными
предпосылками для иного типа организации
хозяйственной жизни, экономической
самостоятельности территорий, формирования
национального характера и развития
местного самоуправления. Именно это
лежит в основе корпоративного метода
хозяйствования. Деятельность артелей
в городах и общин на селе, вплоть до
революции, является примером применения
корпоративного метода хозяйствования.
Однако Россия в отличие от других не
воспользовалась собственным опытом и
продолжает бездумный поиск "заемных"
идей и опыта.
Главное преимущество корпоративного метода хозяйствования перед капиталистическим и социалистическим состоит в том, что богатства одних не создаются за счет других. Социальная политика в условиях корпоратизма формируется прежде всего за счет того, что каждый гражданин становится совладельцем собственности: банка, страховой компании, негосударственного пенсионного фонда, то есть материально-финансовых средств, социальных институтов, способных обеспечить ему современное качество жизни. В этих условиях невозможно злоупотребление собственностью, имуществом, деньгами, капиталом, так как собственность становится объектом социального регулирования. Это создает такие стимулы для творческого труда каждого, которые способны обеспечить высокую производительность труда, отличное качество и надежность изготовленной продукции.
Корпоративный
метод хозяйствования характеризуется
сбалансированным взаимодействием
органов центральной власти и органов
местного самоуправления, рациональным
распределением ресурсов, в том числе
финансовых, распоряжением и пользованием
собственностью, в том числе муниципальной,
на основе согласия и договора. По
существу, корпоративный метод
хозяйствования создает благоприятные
предпосылки для возникновения
собственников - совладельцев природных
ресурсов и совместного капитала. Только
при таком хозяйствовании общество в
целом и каждый гражданин в отдельности
получат дивиденды от коммерческого
использования природных ресурсов.
Только при таком хозяйствовании
возможно
рациональное, правильное использование
материальных средств, в том числе
финансовых. Часть из них идет на личное
потребление, обеспечивая материальную
основу прав человека, его экономическую,
политическую и духовную независимость,
остальные средства направляются в фонды
развития и социального обеспечения.
Как показывает мировой опыт, это
магистральный путь выхода их экономического
кризиса, он позволяет
сделать
большинство граждан хозяевами средств
производства, субъектами рынка или
создать для этого соответствующие
условия.
Сегодня в России население отстранено от реального владения собственностью и результатами своего труда1. Осуществлен быстрый передел собственности в пользу небольшой группы лиц. Это бесперспективный путь экономического развития и важнейшее обстоятельство, определяющее углубление экономического кризиса в России.
Реализация
целей(духовных, нравственных, социальных,
политических) по корпоративному пути
развития российского общества начинается
с оздоровления экономики и, главное, с
работы механизмов, повышающих качество
жизни граждан, их благосостояние.
Приоритетной целью является укрепление
здоровья людей (физического и
нравственного), создание таких условий,
когда продолжительность жизни растет
и достигает мировых показателей - 80-85
лет, а заболеваемость постоянно снижается.
Целями корпоративного пути развития
являются: высокие доходы населения
(когда семья расходует на питание из
своего бюджета менее 10 процентов),
постоянное улучшение сервиса и комфорта,
саморазвитие и творческое
самосовершенствование личности (высшая
цель), открытие перспектив для
самореализации подрастающего поколения;
обеспечение высокого уровня жизни как
работающим гражданам, так и престарелым,
инвалидам,
а также многодетным семьям.
1.5 Зарубежный опыт
Опыт
наиболее развитых стран мира, в которых
реализуется идея антикризисного развития
общества, показывает, что для экономики
наиболее эффективными источниками
инвестиций являются денежные средства
населения. Реализация долгосрочных
и краткосрочных проектов в этих странах
осуществляется не на заемные средства,
как зачастую представляется, а за счет
использования части реальных доходов
населения, так называемого отложенного
личного потребления. Именно эти средства
являются основным ресурсом развития
местного производства.
В США, Германии,
Франции, Швейцарии и других странах
накоплен такой объем средств, который
является достаточным для финансирования
региональных проектов и развития местной
инфраструктуры. Например,
в
негосударственном пенсионном фонде
США аккумулировано более 2 трлн. Долларов1
Глава 2 Характеристика программы Социально -экономической поддержки интересов населения -«СЭПИН»
2.1 Основная идея и участники программы «СЭПИН»
Основная идея программы заключается в том, что программа "СЭПИН" основывается на идее создания по месту жительства граждан Российской Федерации и с их участием (то есть с привлечением средств населения) специальной сети корпоративных финансовых институтов и коммерческих организаций, которые, с одной стороны, являясь собственностью населения, будут пользоваться его высоким доверием, с другой стороны, создадут надежную систему, гарантирующую социальную, правовую и экономическую защиту интересов граждан. Концепция Программы формировалась на основе анализа статистических данных, результатов социологических исследований положения граждан России с учетом приоритетности проблем малоимущих и наиболее социально уязвимых слоев населения и общества в целом. В соответствии с концепцией разрабатывается территориальная Программа "СЭПИН", целью которой является практическая реализация на местах основных принципов личной безопасности и безопасности развития общества, а также определение способа сохранения хозяйственно-территориальной целостности регионов и изменения качества жизни населения, стабилизации и развития экономики района или города.
В реализации
территориальной Программы "СЭПИН"
(конкретного города, района) могут
участвовать :
- работники предприятий,
организаций и учреждений;
- руководители
финансовых институтов, предприятий и
коммерческих структур
различных форм
собственности;
- пенсионеры, домохозяйки,
молодежь и другие категории населения;
-
органы местного самоуправления;
- Фонд
"СЭПИН" и его уполномоченные
структуры;
- ученые и специалисты
различных отраслей знаний.
Взаимоотношения
между участниками территориальной
Программы "СЭПИН" строятся на
договорных
принципах, учитывающих и
балансирующих все многообразие интересов
каждого человека и сообщества в
целом.
Предпочтительнее договариваться, нежели
конфликтовать. В этом случае стороны
являются
инициаторами интегрального
эффекта, который изначально превышает
результативность каждой из сторон,
потому что получен на основе достижения
нового качества. Акцентом этих
взаимоотношений являются
равные
права на владение собственностью вновь
создаваемых финансовых институтов, так
называемое равновладение (равное
владение).
Программа СЭПИН позволяет перейти от административных методов управления к социально-экономическим, укрепить влияние и позиции руководства среди широких слоев населения, сделать население своим сторонником за счет улучшения качества жизни каждого человека, что выражается в росте доходов семей и укреплении здоровья граждан, доступности для них многих товаров, социальных услуг. Программа дает возможность реализовать установку населения на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь в данном городе или районе для каждого человека, в зависимости от его творческих возможностей и профессионализма.
2.2 Ресурсное обеспечение программы «СЭПИН»
Ресурсы
Программы "СЭПИН": финансовые,
материально-технические, природные,
правовые, кадровые, организационные,
научные, информационные, культурные.
Самыми
эффективными по результативности и
скорости освоения являются финансовые
ресурсы. Поэтому в Программе делается
акцент на аккумулировании денежных
средств населения и использовании всех
имеющихся резервов и возможностей по
активизации финансовых ресурсов
муниципального образования (подробнее
об этом см. ответ на вопрос об источниках
финансирования). Кроме финансовых,
существует целый ряд ресурсов, без
которых немыслимо развитие современного
общества. Материально-технические
ресурсы в значительной степени определяют
развитие муниципального образования.
В этом смысле наиболее существенными
ресурсами являются объекты собственности
муниципального образования. Полномочия,
которыми наделены хозяйствующие субъекты
и органы местного самоуправления,
составляют правовые ресурсы Программы.
Например, без права взимания земельного
налога такое природное богатство, как
земля, в качестве ресурса рассматриваться
не может. Кадровый потенциал муниципального
образования предполагает наличие у
работников определенных знаний, навыков,
опыта работы, а также наличие технологий,
без которых невозможно реализовать
возможности и освоить имеющиеся
материально-технические, финансовые,
научные, природные и другие ресурсы.
Традиции, обычаи, культурные ценности,
духовный и образовательный уровень
населения являются совокупными
культурными ресурсами муниципального
образования, они влияют на направление
и темпы реформирования социально-экономического
уклада жизни населения в целом и отдельных
граждан. Определяющими ресурсами,
влияющими на результативность реализации
Программы "СЭПИН", являются наука
и информация. Научное обеспечение,
привлечение инновационных технологий,
сопровождение деятельности и обучение
организаторов, менеджеров,
специалистов-исполнителей осуществляются
на всех стадиях и этапах реализации
Программы. Создание информационных
систем, обслуживающих деятельность
управленческих структур, повышает
надежность, контроль и оперативность
обратной связи при решении вопросов об
оценке и регулировании процессов
социально-экономического развития
муниципального образования.
Существенными являются организационные ресурсы, от которых зависит последовательность, эффективность и целенаправленность действий по реализации Программы "СЭПИН". Таким образом, ресурсная база, необходимая для реализации Программы "СЭПИН", несмотря на свое многообразие, является единым комплексом факторов, определяющим успех и достижение социально значимых результатов для каждого человека и каждой семьи конкретного города, района.
2.3 Источники финансирования программы «СЭПИН»
Основным
источником финансирования Программы
"СЭПИН" являются средства
населения.
Другими источниками могут
быть: средства участников;
-средства,
полученные за счет "перекрытия"
оттока денежной массы из
региона;
-инвестиции;
-заемные
средства;
-средства, полученные путем
оптимизации потерь на различных стадиях
производственного цикла;
-средства,
полученные в виде грандов, целевых
программ, спонсорских взносов;
-прибыль
от деятельности созданных населением
собственных финансовых институтов
(страховых компаний, торговых и сервисных
домов, банков и т. д.);
-создаваемые
новые стоимости (блага);
-средства от
продажи облигаций, доходы от лотерей,
аукционов и т. д.
Работа по реализации Программы "СЭПИН" в муниципальном образовании начинается с формирования команды и проведения с ее потенциальными участниками презентационного совещания-семинара на тему "Программа социальной и экономической поддержки интересов населения города (района)" применительно к конкретному муниципальному образованию
Презентационное совещание-семинар заканчивается принятием решения о целесообразности внедрения в конкретном муниципальном образовании Программы "СЭПИН", а также заключением генерального соглашения сотрудничестве и совместной деятельности между органами местного самоуправления и Фондом "СЭПИН", в котором Определяются предмет совместной деятельности, источники финансирования, последовательность ближайших шагов и ориентировочные сроки.
Первым шагом после заключения генерального соглашения является создание территориального фонда "СЭПИН" (конкретного муниципального образования) - некоммерческой организации, главными целями деятельности которой являются увеличение доходов, повышение качества жизни населения. Эти цели конкретизируются при подготовки устава территориального Фонда "СЭПИН" и разработке территориальной программы "СЭПИН»
Финансовое обеспечение Программы предусматривает самоокупаемость и самофинансирование. Это обеспечивается новыми технологическими подходами, использованием современных организационных схем и методов управления, которые разработчики программы передают команде исполнителей и которым участники команды обучаются в ходе постоянно действующих рабочих семинаров и управленческого консультирования
Аккумулирование и мобилизация денежных средств населения финансовыми институтами, собственниками которых оно и является (на принципе совместного равновладения), позволяет инвестировать эти средства в развитие местного производства. Полученная корпоративная прибыль направляется на решение социально-экономических проблем муниципальных образований.
2.4 Экономический и социальный эффект от реализации программы «СЭПИН»
В
результате реализации Программы
"СЭПИН":
1. Администрация города
(района) получает дополнительные
внебюджетные средства, социально-экономические
рычаги управления, с помощью которых
можно улучшить социально-политический
климат,
ослабить социальное
напряжение.
2. Местные финансовые
инфраструктуры создают условия,
предотвращающие необоснованный отток
денег
из города (района), способствуют
их аккумуляции для осуществления быстро
окупаемых или социально значимых
проектов.
3. Происходит развитие
местного производства, и обеспечивается
профилактика банкротства предприятий.
Восстанавливаются трудовые ресурсы,
создаются дополнительные рабочие места.
Таким образом решается вопрос занятости
населения.
4. Повышается качество жизни
каждого человека, восстанавливается
здоровье населения, снижается
заболеваемость.
5. Удается получить
интегральный эффект в деле социальной
и экономической поддержки населения,
что не
может быть достигнуто усилиями
только местной администрации, отдельного
предприятия, банка или страховой
компании, а возможно только при участии
всего населения.
6. Повышается уровень
образования населения, появляется
умение получать выгоды, работая с
собственными финансовыми структурами.
7.
Действие отрицательных факторов
смягчается за счет повышения доходов
населения - благосостояние людей растет,
а число лиц, отнесенных к категории
бедных, уменьшается.
8. Одновременно
решаются две задачи: социальная и
экономическая поддержка интересов
населения, политическая и социальная
поддёржка населением инициатив главы
администрации города (района).
9. Каждый
город (район) может подсчитать эффективность
используемого метода управления (метода
хозяйствования), способа решения
социально-экономических проблем по
формуле: К эфф. - R : С ох 100%,где К эфф. -
коэффициент эффективности; R - сумма
результатов состояния уровня жизни
населения; С - желаемое состояние уровня
жизни населения.
2.5 Муниципальная программа «СЭПИН-ЖИЛЬЁ»
Общероссийской Программой СЭПИН1 предусмотрено реализация отдельных подпрограмм, которые являются самостоятельными проектами: муниципальная программа «СЭПИН-Жильё»2, муниципальная программа «СЭПИН-Здоровье», «СЭПИН-Муниципальный менеджмент», муниципальная программа «СЭПИН-Инкорпоративная собственность», муниципальная программа «СЭПИН-Кредитная потребительская кооперация» и др.
Целью проекта «СЭПИН-ЖИЛЬЁ» является предоставление трудоспособному населению расширенных возможностей улучшения жилищных условий и приобретения жилья в собственность на доступных условиях. Проект будет учитывать местные финансово-экономические возможности, традиции и особенности муниципального образования, наличие имеющейся инфраструктуры ,а также будет открыт, прозрачен и понятен для всех его участников и будет находится под контролем администрации .Проект основан на:
Использовании комплексного привлечения различных по стоимости возвратных целевых источников финансирования строительства и реализации жилья;
Объединении реально работающих хозяйственно-правовых, экономических , и кредитно -финансовых механизмов в систему, обеспечивающих непрерывное развитие строительства и реализации жилья по гибким ипотечным схемам.
Внедрение проекта позволит:
активизировать использование сбережений населения и инвестиционных ресурсов коммерческих структур;
привлечь в стройкомплекс муниципального образования оборотные средства, необходимые для его устойчивого развития;
повысить эффективность использования имеющихся строительных мощностей, увеличить объемы строительства и реализации жилья;
вовлечь в хозяйственный оборот реконструируемые жилые объекты и объекты, незавершенные строительством;
повысить качество жизни граждан путем обеспечения их комфортным жильем:
обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
расширить возможности для удовлетворения потребности населения в социальном жилье за счет использования жилых помещений, высвобождаемых участниками проекта при улучшении ими своих жилищных условий;
закрепить на производстве квалифицированные кадры, семьи молодых специалистов и др. категорий работников путем оказания им адресной помощи в улучшении жилищных условий;
повысить занятость и социальную стабильность в обществе;
оздоровить экономику и социальную сферу муниципального образования 1 рубль займа (кредита) привлекает 3-5 рублей инвестиций;
получить подготовленных менеджеров ипотечных программ.
При выполнении работ будет использоваться следующая нормативно-правовая база:
государственные, федеральные, региональные и целевые программы, направленные на решение проблем в жилищной сфере, реализуемые в области и муниципальном образовании;
нормативно-правовые акты и документы, принятые Администрацией области по поддержке инвестиционной деятельности, развитию жилищного строительства и обеспечению населения жильем;
статистическая и другая информация о состоянии муниципального рынка жилья, потребности населения в жилье, развитии жилищного строительства и действующих в области схем реализации жилья;
нормативно-законодательная база РФ по вопросам жилищного строительства, приобретения жилья, ипотечного кредитования, создания кредитных потребительских кооперативов граждан и другие информационно-аналитические материалы, касающиеся жилищных проблем;
опыт и знания специалистов органов местного самоуправления, которые будут участвовать в разработке необходимых для муниципального образования документов и создании механизмов их реализации.
Выполнение работ в полном объеме по муниципальной программе СЭПИН-Жильё позволяет получить:
1. Концепцию муниципальной жилищной политики и Программу развития строительства и реализации жилья с использованием долгосрочного ипотечного кредитования.
2. Пакет нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов, необходимых для реализации Программы.
3. Комплексный план мероприятий по реализации Программы.
4. Образовательные программы для специалистов и уполномоченных структур, участвующих в реализации Программы.
5. Подготовленных квалифицированных специалистов (менеджеров ипотечных программ) для реализации Программы.
6. Систему интенсификации жилищного строительства в муниципальном образовании, основанную на применении долгосрочного ипотечного кредитования населения для приобретения или строительства жилья под залог недвижимого имущества (ипотеку).
7. Изменение структуры имеющегося жилищного фонда и строительства нового жилья по формам собственности, типам зданий, технологиям их возведения, источникам финансирования (ресурсного обеспечения), потребительским качествам жилых помещений.
8. Образование муниципального рынка жилья и обеспечивающей его инфраструктуры за счет вовлечения в оборот жилых помещений повторного заселения, освобождаемых участниками Программы при улучшении ими жилищных условий.
9. Вовлечение в оборот реконструируемых жилых объектов и объектов, незавершенных строительством.
10. Привлечение инвесторов, в т.ч. со связанными кредитами на строительные работы, поставку стройматериалов и новых технологий, используемых с целью удешевления строительства и ускорения формирования первичного рынка ипотечных кредитов (займов).
11. Уменьшение размеров бюджетного финансирования строительства жилья за счет привлечения к этому процессу в качестве соинвесторов граждан, желающих улучшить свои жилищные условия.
12. Сокращение количества семей, состоящих в очереди на получение жилья, за счет привлечения в Программу собственных средств платежеспособных семей, желающих улучшить комфортность своих жилищных условий, и оказание им долгосрочной кредитной поддержки.
13. Уменьшение социальной напряженности у значительной части нуждающихся в жилье по мере реализации положений Программы и вовлечения в состав ее участников большего количества жителей муниципального образования.
С принятием Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости), являющегося наряду с 3 “Залог” главы № 23 “Обеспечение исполнения обязательств” ГК РФ основным источником ипотечного права, создались стимулирующие законодательные предпосылки по началу формирования в муниципальном образовании ипотечного рынка, по переводу проводимых на нем операций в практическую плоскость в масштабах, определяемых потребностью населения. В настоящее время ипотечные отношения в муниципальных образованиях не используются из-за отсутствия разработанных применительно к местной специфике программных решений, моделей и схем комплексного привлечения собственных и заемных средств населения в качестве целевых источников для приобретения или строительства жилья с эффективной организацией его параллельного финансирования и реинвестирования. Необходимость устранения отставания в проведении обоснованного реформирования муниципальной жилищной политики определяет актуальность и цель муниципальной программ «СЭПИН-Жильё».
2.6 Муниципальная программа «СЭПИН-ЗДОРОВЬЕ»
Программа «СЭПИН-Здоровье», реализуемая в комплексе с другими проектами Муниципальной программы «СЭПИН» позволяет:
-подготовить муниципальных менеджеров здоровья, организаторов работы по мониторингу и повышения резервов физического здоровья населения;
повысить квалификацию специалистов (учителей и методистов по физической культуре, тренеров по видам спорта, медицинских работников, социологов, психологов), и обучить их работе по высоким физкультурно-оздоровительным технология;
получить на безвозмездной основе по лицензионному договору не исключительного (или исключительного) права распоряжаться и использования технологий: тестирования состояния физического здоровья человека, оценки уровня развития резервных возможностей организма человека и др.;
создать межмуниципальный Центр «Мониторинга и повышения резервов физического здоровья» и сформировать, исходя из имеющихся возможностей, на базе ВУЗов, врачебно-физкультурных диспансеров, спортивных школ, спортивных комплексов или общеобразовательных и специальных учебных заведений групп мониторинга, укомплектовать их штатным оборудованием и программными продуктами ( 1 группа в составе 6-8 человек с фондом оплаты труда 400 тыс.руб., затраты на оборудование – 100 тыс.руб., охватывает не менее 5000 человек);
внедрить систему эффективного контроля за физическим здоровьем и работоспособностью детей, подростков, молодежи, взрослого населения, основанную на рейтинговом анализе;
организовать проведение постоянно действующего «Муниципального Конкурса Здоровья» среди населения различных возрастных групп, коллективов учебных заведений, фирм, организаций и предприятий всех организационно-правовой формы собственности для выявления: сильнейших школьников - «Самый здоровый выпускник школы года», «Самый здоровый учащийся в школе, в классе, среди школ» и т.д.; лучших классов, школ, коллективов – «Самый здоровый класс», «Самая здоровая школа», «Самая здоровая семья города/района», «Самое здоровое предприятие горда/района» и др.;
провести «физкультурный спортивно-оздоровительный всеобуч» населения (через индивидуальное тестирование, формирование знания о своем физическом здоровье и умения разработать и реализовать индивидуальную программу тренинга-достижения высокого уровня резервных возможностей организма);
повысить уровень физического здоровья участников программы на 20-80% с достижением средней величины не менее 4,1 (по 6-ти бальной оценки) и сократить заболеваемость на 20 - 50 % по сравнению с исходными статистическими показателями за период предшествующей непосредственной реализации муниципальной программы СЭПИН-Здоровье;
создать систему социальной, экономической, экологической, и правовой защиты интересов населения муниципальных образований;
увеличить объем социальной поддержки населению в части укрепления здоровья без роста бюджетных затрат;
-оценить полезность реализуемых в городе/районе федеральных, региональных, территориальных, ведомственных и фирменных физкультурно-оздоровительных программ;
-организовать обеспечение продуктами питания по льготным и социально-низким ценам для наиболее уязвимых слоев населения;
выявить и отобрать талантливых детей для зачисления в детские спортивные школы по олимпийским видам спорта;
ослабить действия причин вызывающих наркоманию, курение, потребление алкоголя и другие вредные привычки в молодежной среде;
повысить политическую активность населения в защите своих экономических и социальных интересов при проведении в муниципальном образовании выборов во все уровни и ветви власти.
Каждый участник программы получает:
компьютерный профиль физического здоровья. Он содержит:
а). Индивидуальный Индекс физического здоровья (по 6-ти бальной шкале) и оценку отдельных систем организма.
б). Показатели необходимого психофизического состояния для своего возраста пола, веса и роста, разработанные экспертами Всемирной организацией здравоохранения, которые можно сравнить с Вашими показателями.
в). Оценку жизненно-важных физиологических систем своего организма: резервов сердечно-сосудистой и дыхательных систем; общую работоспособность; состояние нервно-мышечной системы и позвоночника; морфологию тела и др.
г). Рекомендации по индивидуальному двигательному режиму;
рекомендации по индивидуальной программе тренинга-развития резервных возможностей и повышения работоспособности на основе компьютерного своего «профиля физического здоровья»;
знания и умения анализировать свое психофизическое состояние и разрабатывать индивидуальную программу тренинга-развития резервных возможностей организма и повышения работоспособности и т.д;
изменение качества жизни в части повышение уровня физического здоровья, развития резервных возможностей организма и улучшения своей работоспособности на 20 – 80% от исходного состояния;
устранение недостатков физического здоровья и факторов риска;
увеличение доходов путем экономии бюджета семьи на оплате дорогостоящих лечебных мероприятий и медикаментозных препаратов;
знания пути к здоровью и благополучию (богатству).
Реальность достижения целей Муниципальной программы «СЭПИН-Здоровье» обеспечивается :
заинтересованностью самого человека быть физически здоровым, а не заниматься лечением своих заболеваний;
заинтересованностью местных сообществ в работе по укреплению физического здоровья человека, продлении его жизни без заболеваний и творческом долголетии;
эффективностью деятельности профессиональной команды муниципальных менеджеров;
созданием муниципальных Центров «Мониторинга и повышения резервов физического здоровья».
Заключение
Давно стало притчей во языцех суждение о том, что нельзя противопоставлять рынок и план. Более того,чем больше рынка ,тем больше должно быть плана. Какой план подразумевается в этой афористичной фразе? Безусловно ,в первую очередь стратегический план .Стратегический план необходим и коммерческой фирме ,и университету ,и городу и в стране в целом.
В последнее время всё чаще можно услышать ,что современное российское общество не имеет четко очерченной стратегии , которая давала бы ориентиры деятельности и для частных предпринимателей ,и для государственных структур .Широкое применение методов и технологий стратегического управления на государственном уровне становится всё более и более насущной необходимостью.
Можно ли
говорить об особой модели общественного
развития для России, о самобытности
ее исторического пути развития?
Можно
и нужно. Без этого нельзя понять место
и роль России в геополитическом
пространстве, ее место в мировой
цивилизации. Изоляция и замкнутость -
это тупиковый путь развития. Но вопросов
том, как и на каких принципах развиваться.
Стоит ли, например, России терять свою
экономическую самостоятельность и
превращаться в придаток Запада? Совершенно
очевидно, что нет. У России другой путь.
Он должен быть
выбран сознательно с
учетом национальных особенностей,
собственного исторического опыта. В
последние годы России усиленно
навязываются то "западные", то
"восточные" модели развития. Россия
не может принять ни ту, ни другую.
Уникальность страны в том, что она - не
Европа и не Азия. Россия расположена на
двух континентах.
Ясно и то, что выбор
модели общественного развития для
России, как и определение общественно
значимых целей и методов их достижения,
должен быть сделан с учетом мнения
российских граждан. Большинство из них
не приемлет абсолютного господства
частной собственности. До сих пор
существует заблуждение, что частная
собственность занимает ведущее место
в рыночной экономике. И это заблуждение
сегодня свойственно россиянам. Между
тем мировой опыт свидетельствует, что
преодоление монополии одной формы
собственности, частной в том числе, -
необходимое условие для более полной
реализации творческого потенциала
граждан, трудовых объединений, отдельных
регионов.
Под влиянием
управленческой и научно-технической
революции в конкурентном поле разных
видов собственности все большее
значение
приобретает корпоративная собственность,
которая позволяет более полно связать
результаты хозяйственной деятельности
с ее социальным смыслом, лучше мотивирует
людей к труду. В некоторых
развитых
странах корпоративная собственность
(в разных формах) составляет от 60 до 70
процентов. Так зачем же России становиться
на путь "вчерашнего капитализма",
если собственный исторический опыт
подготовил иной выбор - хозяйственный
уклад, основанный на принципах
корпоративной собственности Являясь
общим принципом организации всех сторон
общественной жизни, корпоратизмстановится
для России определяющим ориентиром на
пути выхода из кризиса, основой коренного
изменения качества жизни граждан.
Корпоратизм также выступает в качестве
объединяющей российской идеи, которая
поможет наконец сдвинуть "огромный
корабль с рифов". Аккумулируя
исторический опыт и создав прогрессивный
метод хозяйствования, помогающий решать
практические вопросы, связанные с
улучшением условий и повышением уровня
жизни населения, корпоратизм наряду с
такими самостоятельными
общественно-экономическими формациями,
как феодализм, капитализм
и социализм,
является новой фазой развития цивилизации.
Список используемой литературы:
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от №-ФЗ (в ред.от 17.03.97 г.№ 55-ФЗ)
Асанов В.Л., Иванов В.Н., Мельников С.В. и др.
«Муниципальный менеджмент»-Учебное пособие для вузов; АНСТиМС-М.:Муниципальный мир,2004.
«Стратегическое управление»:Учебник.-М.:Омега-Л,2 Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П
«Социальная инноватика в управлении :вопросы и ответы,структурно-логические схемы»-Учебное пособие для вузов;АНСТиМС (2-е изд.,доп. И перераб.)-М.: Муниципальный мир.2004 Авторы:Иванов В.Н.,Мельников С.В.,Мельникова Н.С. и др.
Иванов В.Н., Мельников
С.Б., Могилевский Л.М.,Сильвестров С.Н.
Россия: «Объединяющая идея, выход из
кризиса,повышение» качества жизни
каждого.
М.,1999.
Кузнецов П.,Муравьев А. Государственные холдинги как механизм управления предприятиями государственного сектора:собственность,контроль,рынок ценных бумаг-М.:ИЭПП,1999.-С.69-78
Сильвестров С.Н. Социальное партнерство. М.: Российский Союз Промышленных Предприятий, Экспертный институт, 2000.
1 Экономическая теория:Учеб. Для вузов/под ред. А.И. Добрынина,Л.С.Тарасевича.-СПб.:Изд-во «ПитерПаблишинг»,1997.-С.236.
1 Стратегия как инструмент муниципального и регионального рзвития/под общ. Ред. А.Е.Илларионова и В.А. Кретина.-М.:ИКФ «ЭКСМОС»,2004.-с.100
2 Процедура стратегического планирования-это упорядоченная последовательность применения логики ,принципов,методологических подходов,методов активизации проетов принятия управленических решений .См:Лог С.А, Макроэкономическое стратегичесое планирование.-М.:ИНФРА,2001.-С.26.
3 Логвинов С. А. Макроэкономическое стратегическое планирование.-М.:ИНФРА-М,2001.-С.26.
1 Мельников С.Б. Корпоратизм - российский путь реформ. М.: Издательская
группа "АРиНА", 1996.
1
Мельников С.Б. Корпоратизм - российский
путь реформ. М.: Издательская
группа
"АРиНА", 1996.
1
Иванов В.Н., Мельников С.Б., Могилевский
Л.М., Сильвестров С.Н. Россия:
объединяющая
идея, выход из кризиса, повышение
качества жизни каждого.
М.,1997.
1 Муниципальный менеджмент" - Учебное пособие для вузов; АНСТиМС - М.:
1 Программа "Социальной и экономической поддержки интересов населения муниципальных образований" (СЭПИН) одобрена 15 апреля 1997 года Научно-экспертным советом при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Комиссией по федеральной, межрегиональной и региональной социально-экономической политике Федерального Собрания РФ и рекомендована субъектам Российской Федерации к внедрению на территориях муниципальных образований. Программа «СЭПИН»: в вопросах и ответах. Вступительное слово Е. С. Строева - Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – М.: Издание Совета Федерации, 1997.
2 СЭПИН-Жилье – Муниципальная программа социально-экономической поддержки интересов населения в части улучшения жилищных условий и комфортности жизни.