Принципы и функции налогообложения предпринимателя

Содержание

Введение………………………………………………………….…………3

1. Принципы налогообложения предпринимателей………….………….5

2. Функции налогообложения предпринимателей…………..………….12

Заключение…………………………………………..……………………15

Список использованной литературы……………………...……………..16

Введение

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ – предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ – предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность получила в последние годы довольно широкое распространение в Российской Федерации. По некоторым данным, в России зарегистрировано более восьми миллионов предпринимателей. Налогообложение предпринимателей в Российской Федерации регламентируется специальными положениями статей Налогового кодекса РФ и осуществляется в соответствии с определенными принципами и функциями.

В представленной контрольной работе будет рассмотрена следующая тема – «Принципы и функции налогообложения предпринимателя». Потребность исследования (актуальность) выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время налогообложение предпринимателей несколько отличается от налогообложения других субъектов налоговой системы Российской Федерации, и в данной работе хотелось бы разобраться, в чем именно заключается это отличие, а также в соответствии с какими принципами осуществляется налогообложение предпринимателей и какие функции оно выполняет.

Цель работы – исследовать принципы и функции налогообложения предпринимателя в современном аспекте. В процессе исследования выбранной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:

    исследовать принципы налогообложения предпринимателя;

    охарактеризовать функции налогообложения предпринимателя;

    сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.

Объектом исследования данной контрольной работы является налогообложение предпринимателей с современной точки зрения. Предмет исследования контрольной работы – принципы и функции налогообложения предпринимателей в свете последних изменении законодательства России.

Исследование выбранной темы в контрольной работе осуществлялось при помощи следующих методов познания:

    диалектический метод;

    рассмотрение теоретического и практического материала по теме;

    метод анализа и синтеза;

    сравнительно-правовой метод;

    метод обобщения полученных знаний.

Теоретической и методологической основой представленной контрольной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению налогообложения предпринимателей в Российской Федерации. Это работы таких авторов, как Л.Н. Лыкова, А.В. Брызгалин, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина, И.А. Зенин, А.И. Каминка и др. Также при подготовке данной работы были использованы теоретические, практические и аналитические материалы Интернет-ресурсов - http://www.rg.ru/, , http://allpravo.ru./, http://www.consultant.ru/, http://www.gumer.info/library/ и др.

Законодательной основой контрольной работы выступают – Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в сфере налогообложения предпринимателей. Также в качестве источника использовался Практический комментарий основных изменений налогового законодательства РФ за 2007 год.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру представленной работы. Данная работа состоит из введения, теоретической части из двух разделов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 16 страницах, при подготовке использовано 10 научных источников.

1. Принципы налогообложения предпринимателей

Принципы налогообложения – это основополагающие, фундаментальные начала и идеи, положения и правила, определяющие сущность налоговой системы Российской Федерации. Данные принципы имеют общеобязательное значение, образуют своего рода несущую конструкцию становления и развития российской системы налогообложения и налогового правоприменения.

Важное место занимает вопрос о выделении принципов налогообложения предпринимателя. Следует отметить, что принципы налогообложения предпринимателя равнозначны (идентичны) общим (универсальным) принципам налогообложения, закрепленным в Налоговом кодексе РФ и единым на всей территории Российской Федерации, для всех налогоплательщиков. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации принципы налогообложения устанавливаются федеральным законодателем и не могут произвольно изменяться (или дополняться) законами субъектов Российской Федерации.

Принципы налогообложения предпринимателя выражают основную сущность норм предпринимательского права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений, и, они как правило, всегда закреплены в действующем законодательстве государства. При этом принципы налогообложения предпринимателя – это общеобязательные исходные нормативно- юридические положения для предпринимателей-налогоплательщиков, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования налогообложения предпринимателей и выступающие высшими критериями правомерности поведения участников регулируемых отношений[1]

Принципы налогообложения предпринимателя оказывают влияние на формирование некоторых налогово-правовых институтов, определяют основные направления совершенствования механизма налогообложения предпринимателей, включающие выявление специфики правовой природы налоговых платежей, взаимоотношения элементов налоговой системы, ключевые направления развития государственного регулирования данной налоговой сферы – налогообложения предпринимателей. Так, в зависимости от направленности действий и смысла решаемых задач принципы налогообложения предпринимателей, обеспечивают реализацию, а также соблюдение:

- основ конституционного строя государства (публичности взимания налогов и сборов, приоритета финансовой цели, ограничения и специализации налогов и сборов, установления, изменения, отмены налогов и сборов законами, установления налогов и сборов в должной процедуре и т.п.);

- прав и свобод налогоплательщиков (юридического равенства, всеобщности налогообложения, равного налогового бремени, соразмерности);

- начал федерализма (единства налоговой политики, единства системы налогов и разделения налоговых полномочий).

К числу принципов налогообложения предпринимателей, относят принципы обеспечения единой финансовой политики в данной сфере, включающей в себя единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Данные принципы оказывают существенное влияние на развитие правовых основ налогообложения предпринимателей, суть которого сводится к возможности формирования налоговой политики государства, направленной на обеспечение эффективности функционирования органов государственной власти. Это дает возможность: определять качественный состав налоговой системы и разрабатывать правовые концепции изменения налогового законодательства; усиливать меры по укреплению налогового администрирования и защите прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, включая развитие институтов налоговой ответственности, налоговой тайны, института "презумпции невиновности налогоплательщика"; формировать налоговое законодательство с учетом развития основных правовых институтов смежных отраслей права (гражданского, таможенного, др)[1]

Таким образом, принципы налогообложения предпринимателей позволяют прогнозировать и формировать на научной основе развитие основных институтов и механизма правового регулирования данной сферы налогообложения Российской Федерации, а также ограничивают налоговый произвол государства в данной сфере налогообложения, создают основы справедливой системы налогообложения предпринимателей необходимые для сохранения и укрепления Российской Федерации; защиты прав и свобод предпринимателей; экономического роста, увеличения объемов производства и услуг; обеспечения справедливого распределения произведенного продукта и т.п.

Система принципов налогообложения предпринимателя в настоящее время включает в себя следующие виды принципов:

1. Принцип законности налогообложения предпринимателя – основан на требованиях ст. 57 Конституции РФ - предполагает установление системы и видов налогов и сборов для предпринимателей только в Налоговом кодексе РФ, введение региональных и местных налогов и сборов для предпринимателей, регулирование отдельных их элементов - законами субъектов Федерации, актами представительных органов муниципальной системы управления.

Законность предполагает строгий правовой режим налогового контроля, ответственности виновных лиц, полное и своевременное исполнение налоговой обязанности налогоплательщиками (предпринимателями), органами налогового контроля и их должностными лицами. Главным содержанием названного принципа является разделение налоговых полномочий по уровням законодательных органов и по установлению налогов и сборов и контролем за их уплатой, который передан исполнительным органам налогового контроля, законотворческие полномочия которых ограничены правом издания внутриведомственных подзаконных актов, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ. Очень важную роль в укреплении данного принципа играют судебные решения (Постановления Высших судебных органов Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Конституционного суда РФ)[1]

2. Принцип федерализма налогообложения – вытекает из Конституционных положений о федеративном устройстве России, разграничении предметов ведения Федерации и ее субъектов, самостоятельности местного самоуправления. Подразумевает, что в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление принципов налогообложения и сборов (в т.ч. для предпринимателей), обеспечение единства налоговой политики и налоговой системы. Введен запрет на установление налогов и сборов (в т.ч. для предпринимателей), нарушающих единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах ее территории товаров (услуг) или финансовых средств, которые могут ограничивать или создавать препятствия законной экономической деятельности предпринимателей. Проявлением принципа является также строгое разграничение налоговых полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, наличие трехуровневой системы налогов и обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня.[2]

3. Принцип всеобщности налогообложения предпринимателей – согласно данному принципу – каждый предприниматель–налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные для этой категории налогоплательщиков налоги и сборы. Исключения из этого правила допустимы только в пределах установленных нормами Налогового кодекса РФ и только по специальным, установленным законом основаниям. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговой обязанности предпринимателем- налогоплательщиком признается при соответствующих условиях налоговым правонарушением и может повлечь за собой применение налоговых санкций.

4. Принцип равенства налогообложения предпринимателей или принцип равного налогового бремени – его суть заключается в установлении для предпринимателей – налогоплательщиков единых условий налогообложения независимо от форм собственности, национальных и политических особенностей субъектов, организационно-правовых форм предпринимательства, их местонахождения, социальных и других различий. Равенство в налогообложении предполагает, не пресловутую уравниловку предпринимателей, но, прежде всего, экономическую возможность, фактическую способность платить налоги на основе сравнения экономических потенциалов налогоплательщиков. При установлении налогов, прежде всего, должны учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ст. 3 НК РФ).[1]

5. Принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов для предпринимателей – подразумевает под собой то, что налоговая система для предпринимателей должна быть эффективной, способствовать экономическому развитию и росту благосостояния предпринимателей в России. Недопустимо также двойное налогообложение, а налоговая нагрузка на них не должны быть чрезмерной, недопустимы налоги и сборы которые препятствуют развитию предпринимательства и хозяйственной инициативы и предприимчивости или приводят к ограничению конституционных прав и свобод человека и гражданина либо могут препятствовать их реализации.

Экономическая обоснованность налогообложения предпринимателя предполагает эффективность налогообложения с точки зрения использования экономичных механизмов уплаты налогов (сборов), налоговых отчетности и контроля. Сбор налогов должен быть минимально затратным для государства и для предпринимателей, не вынуждать их нести существенные затраты на осуществление налоговых учетов, наем и содержание аудиторов, консультантов, нести судебные издержки в результате споров с налоговиками.

6. Принцип определенности налогообложения предпринимателя - содержание этого принципа в том, что налоговая система государства должна быть стабильной и предсказуемой для предпринимателей, должен быть установлен особый порядок принятия и вступления в силу актов налогового законодательства, касающихся предпринимателей, введен запрет на придание им обратной силы, за исключением тех из них, которые улучшают положение налогоплательщиков (ст. 5 НК РФ), введены специальные критерии (признаки) несоответствия нормативно-правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу РФ (ст. 6 НК РФ). При установлении новых налогов для предпринимателей должны быть определены все элементы их юридических составов (ст.3, 17 НК РФ), порядок исчисления и уплаты налогов должен быть простым, понятным и удобным, прежде всего, для налогоплательщиков.

7. Важнейшими принципами налогообложения предпринимателя являются также принципы гласности, открытости и прозрачности налоговой и бюджетной систем государства, наличие механизмов общественного контроля за движением налоговых средств, поступивших от налогоплательщиков (предпринимателей) и ответственности за злоупотребления в этой сфере.

8. Принцип правоты налогоплательщика (предпринимателя) - служит важнейшей гарантией защиты прав и законных имущественных интересов налогоплательщиков (предпринимателей) от чрезмерных притязаний со стороны российского государства. Его содержание составляют: законодательное установление виновной ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений (ст. 49 Конституции РФ; ст. 108-110 НК РФ; ст. 10-12 КоАП РФ; ст.5, 14, 25, 26 УК РФ); возложения обязанности доказывания вины налогоплательщика и обстоятельств дела на государственные органы налогового контроля (ст.108 п.6 НК РФ, ст.194, 247, 259, 262 КоАП РФ); права налогоплательщика (предпринимателя) не свидетельствовать против себя самого (ст.51 Конституции РФ); обязанность толковать все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика или плательщика сборов (предпринимателя) (ст.3 п.7; ст.108 п. 6 НК РФ); безвозмездности процесса производства по делам о налоговых правонарушениях; права на судебную, административную защиту и самозащиту прав налогоплательщиков (предпринимателя) (ст. 21, 22 НК РФ).[1]

9. Принцип справедливости налогообложения предпринимателя – справедливость, есть некий идеал истинной и правильной налоговой системы для предпринимателя, к которому нужно стремиться. Справедливость, в реальной налоговой системе государства воплощается в конкретную совокупность основ, начал и правил налогообложения предпринимателя, которые соответствуют объективным потребностям общества в конкретный период его исторического развития. По словам одного из известных ученых-правоведов: "Налоги должны быть распределяемы между всеми налогоплательщиками (предпринимателями) в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, то есть его доходу. Кто и сколько может и должен платить налогов - вот основа справедливости".[2]

К принципам налогообложения предпринимателя относят также:

1. Принцип взимания налогов в публичных целях - налоги и сборы взимаются с предпринимателей с целью финансового обеспечения деятельности публичной власти (органов гос/ власти и местного самоуправления).

2. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре - данный принцип закреплен и реализуется, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом, а в ряде государств – специальной процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч.3 ст. 104 Конституции РФ.

3. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики – это принцип является конституционным (ст.8 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ, ст.3 НК РФ). Не допускается установления налогов и сборов, нарушающего единое экономическое пространство России и, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.

4. Принцип единства системы налогов и сборов - необходим для равновесия между правом субъектов РФ устанавливать налоги – с одной стороны, и соблюдением прав человека и гражданина, обеспечением единства экономического пространства– с другой. Поэтому закрепленный законом перечень региональных и местных налогов носит закрытый, исчерпывающий характер.

2. Функции налогообложения предпринимателей

Функции налогообложения предпринимателя воплощены в функциях налогов, которыми облагаются и уплачивают предприниматели в Российской Федерации. В этих функциях непосредственно реализуется назначение налогообложения предпринимателя, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства, поступающих в виде налогов и сборов от предпринимателей. В то же время, на практическом уровне налогообложение предпринимателя выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется назначение указанных налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему налогообложения предпринимателя, рассматривая которую, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги, взимаемые с предпринимателей, выполняют следующие функции: фискальную, распределительную, контрольную, поощрительную, регулирующую.[1]

1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения предпринимателя, посредством которой реализуется главное предназначение налогов этой сферы налогообложения: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства за счет поступления налоговых платежей из этой сферы, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения предпринимателя - производные от этой функции

2. Распределительная (социальная) функция налогов, взимаемых с предпринимателей, состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечается в научной литературе, через налогообложение в целом, и налогообложение предпринимателей в частности, достигается "поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними". В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции налогообложения являются акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров и в первую очередь на товары роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.[1]

3. Контрольная функция налогов - через налоги, взимаемые с предпринимателей, государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предпринимателей, за источниками их доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов, поступивших от предпринимателей, возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы в целом, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

4. Поощрительная функция налогов - порядок налогообложения предпринимателя может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (например, предоставление налоговых льгот). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей функцией, чем ведущей.

5. Регулирующая функция налогов – налог, взимаемый с предпринимателя, рассматривается, как регулятор тех или иных общественных отношений. Данная функция налогов направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства в сфере налогообложения предпринимателей. Здесь также выделяют стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения предпринимателя.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений в сфере налогообложения предпринимателя. Она реализуется через систему специальных налоговых льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот разным категориям предпринимателей (например, занимающимся сельскохозяйственным производством, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.).

Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении специального налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.[1]

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов в сфере налогообложения предпринимателей. Эту подфункцию выполняют отчисления предпринимателей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

В то же время, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе - они также противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает большое стабилизирующее значение, когда влечет за сбой снижение общего налогового бремени предпринимателей. Это возможно только путем перераспределения налоговой тяжести между плательщиками (предпринимателями), что непосредственно требует учета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае, налог не имеет целью подрыва собственной основы: налог существует для получения средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания.

Заключение

В данной курсовой работе была изучена тема – «Принципы и функции налогообложения предпринимателя». В курсовой работе была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание выбранной темы с современной точки зрения. В процессе работы были решены следующие задачи:

    исследованы принципы налогообложения предпринимателя;

    охарактеризованы функции налогообложения предпринимателя.

По итогам проведенных исследований можно сделать такие выводы

Принципы налогообложения предпринимателя по своей сути равнозначны общим (универсальным) принципам налогообложения, закрепленным в Налоговом кодексе РФ. Они выражают основную сущность норм предпринимательского права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.

К принципам налогообложения предпринимателя относятся: принцип законности, принцип федерализма, принцип всеобщности, принцип равенства (равного налогового бремени), принцип экономической обоснованности, принцип определенности, принципы гласности, открытости и прозрачности, принцип правоты налогоплательщика (предпринимателя), принцип справедливости, принцип взимания налогов в публичных целях, принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики, а также принцип единства системы налогов и сборов РФ.

Функции налогообложения предпринимателя воплощены в функциях налогов, которыми облагаются и уплачивают предприниматели в Российской Федерации. В этих функциях непосредственно реализуется назначение налогообложения предпринимателя, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства, поступающих в виде налогов и сборов от предпринимателей. К функциям налогообложения предпринимателя относятся - фискальная функция, распределительная функция, контрольная функция, поощрительная функция, регулирующая функция.

Список использованной литературы

    Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/.

    Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ, и часть вторая от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. Версия от 01.08.2007 г. – CD-ROM.

    Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, часть вторая от 29 января 1996 года № 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://garant.ru/.

    Практический комментарий основных изменений налогового законодательства Российской Федерации (федеральные законы Российской Федерации N 64-ФЗ от 26 апреля 2007 года; N 75-ФЗ от 16 мая 2007 года). [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

    Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебник для студентов и преподавателей вузов. / И.А. Зенин. – GUMER-INFO, 2007. – 305 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/library/.

    Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для студентов и преподавателей вузов / Л.Н. Лыкова. – М.: Allpravo, 2007. – 409 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// allpravo.ru./.

    Налоги и налоговое право: Учебное пособие. / Под редакцией А.В. Брызгалина.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 453 с.

    Налоги: Учебное пособие / Под редакцией Д.Г Черника. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 565 с.

    Основы предпринимательского права (Серия: "Русское юридическое наследие"). // Каминка А.И. – М.: Зерцало, 2007. – 413 с.

    Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов / Т.Ф. Юткина. – М.: НОРМА – ИНФРА - М., 2006. – 576 с.

1 Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебник для вузов. / И.А. Зенин. – GUMER-INFO, 2007. – с. 29

1 Основы предпринимательского права // Каминка А.И. – М.: Зерцало, 2007. – с. 64-65

1 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник / Л.Н. Лыкова. – М.: Allpravo, 2007. – с. 286

2 Налоги: Учебное пособие / Под редакцией Д.Г Черника. – М.: Финансы и статистика, 2006. –с. 18-19

1 Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебник для вузов. / И.А. Зенин. – GUMER-INFO, 2007. – с. 31

1 Налоги и налоговое право: Учебное пособие. / Под ред А.В. Брызгалина.— М.: ЮНИТИ, 2006. – с.159

2 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. – М.: ИНФРА - М., 2006. – с.57-58

1 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник / Л.Н. Лыкова. – М.: Allpravo, 2007. – с. 290

1 Основы предпринимательского права // Каминка А.И. – М.: Зерцало, 2007. – с. 65

1 Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебник для вузов. / И.А. Зенин. – GUMER-INFO, 2007. – с. 31