Роль Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

Карагандинский экономический университет

Казпотребсоюха

Кафедра Банковское дело

Курсовая работа

По курсу: Банковское дело

На тему: Роль Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

Караганда 2010

План

Введение

1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования

1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты

1.2 Национальный Банк – центральный банк страны

2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка

2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики

2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка за 2008 – 2009 г.г.

3. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2010 г

Заключение

Список использованной литературы

денежный кредитный регулирование политика

Введение

Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус. [1]

Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Национальный Банк при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли.

Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.

Национальный Банк координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства

- обеспечение функционирования платежных систем

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля

- содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

- проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;

- осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;

- осуществление функции банка банков;

- осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

- организация функционирования платежных систем;

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;

- управление золотовалютными активами Национального Банка;

- осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др.

- осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.

Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:

- официальной ставки рефинансирования;

-уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

-нормативов минимальных резервных требований;

Целью данной курсовой работы является оценка роли Национального Банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования, цели и объекты;

-дать определение Национальному Банку, как центральному банку страны;

-охарактеризовать и провести анализ инструментов Национального Банка Республики Казахстан в регулировании денежно-кредитной системы;

-проанализировать денежно-кредитную политику Национального Банка за 2008 – 2009 г.г.

- изложить основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2010 г.

1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования

1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты

Денежно-кредитное регулирование – это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота. [2]

Основные цели денежно-кредитного регулирования:

На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

    поддержание стабильности цен;

    достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

    обеспечение экономического роста;

    обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

    поддержания равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;

    обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен – в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

    уменьшение макроэкономических рисков;

    расширение внутреннего кредита;

    концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:

-удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;

    защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;

    создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте;

    формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;

    развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;

    расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;

    совершенствование системы безналичных расчетов.

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

    спрос на деньги и предложение денег;

    объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

    скорость оборота денег;

    объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;

    коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

    объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;

    курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложение денег.

Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне, (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Для этого необходимо:

    создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков; формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;

    проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;

    достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также являются важным фактором денежно-кредитного регулирования.

Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение риска инвестирования и повышение кредитоспособности страны.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Роль государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять права и свободы участников денежного оборота, а возможные ограничения должны быть соразмерными и обуславливаться необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей законодательной регламентации – определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких прав. Это обеспечит недопущение возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав.

При правовом регулировании устанавливаются пределы осуществления прав, то есть возможные их ограничения, принимаются меры к достижению разумного баланса конкурирующих прав и законных интересов. Правовые нормы этим требованиям часто не удовлетворяют, поскольку допускают (следовательно, создают возможность определенных ограничений) регулирование ведомственными (прежде всего банковскими) нормативными актами существенных элементов конституционного права.

В связи с этим нормативная база государственного денежно-кредитного регулирования формируется по следующим направлениям:

    снижение барьеров входа участников денежного оборота на отдельные сегменты финансового рынка;

    введение системы регистрации участников денежного оборота;

    мониторинг их деятельности;

    ограничение административного регулирования.

При регулировании денежного оборота применяется принцип разграничения действия норм гражданского и банковского законодательства в части регламентации отношений по использованию денег. Регулирование конституционного права ведомственными нормативными актами служит основанием неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию права в зависимость от наличия специального разрешения.

Особое внимание уделяется мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, клиринговые (неттинговые) расчеты.

Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации денежно-кредитного регулирования вырабатывается действенный механизм его реализации.

Таким образом, денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитное регулирование нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

Цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Методы денежно-кредитного регулирования –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным долгом, валютное регулирование.

Инструменты денежно-кредитного регулирования - официальные процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения.

1.2 Национальный Банк – центральный банк страны

Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны и выступают государственными органами экономического управления. Главенствующая их роль обусловлена широкими полномочиями, которые предоставлены им государством.

Центральный банк является эмиссионным, резервным, кассовым центром страны, обладает правом нормотворчества, контроля, выполняет роль «кредитора последней инстанции», «банка банков», определяет денежно-кредитную и валютную политику; основная цель его деятельности – не извлечение прибыли, а воплощение в жизнь денежно-кредитной политики и руководство кредитной системы страны.

Как показывает мировой опыт, наделение центрального банка государством широкими полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы.

Наделенный государством эмиссионным правом, центральный банк проводит общегосударственную политику стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного, платежеспособного спроса. поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, то есть денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объема денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банков второго уровня.

Центральный банк последовательно реализует разные стратегии денежно-кредитного регулирования.

Центральным банком Республики Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан, который является верхним уровнем банковской системы и представляет интересы страны в отношениях с центральными банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Правовая основа деятельности Национального Банка Казахстана основывается на Конституции, на Законе Республики Казахстан « О Национальном Банке Республики Казахстан», Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», а также другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, а также международными договорами, заключенными Республикой Казахстан.

Национальный Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан.

Подотчетность Президенту Республики Казахстан означает:

- назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента Республики Казахстан Председателя Национального Банка Казахстана; освобождение его от должности;

- назначение на должность и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; - утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты - казахстанского тенге;

- представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан [2]. Национальный банк Казахстана является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру.

Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г.Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.

Основной целью Национального Банка Казахстана является, обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.

Для реализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются следующие задачи:

    разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

    обеспечение функционирования платежных систем;

    осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

    содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Основные функции Национального банка следующие:

- проводит государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан, является единственным эмитентом банкнот и монет на территории Республики Казахстан, эмитирует ценные бумаги;

- участвует в обслуживании государственного долга Правительства Республики Казахстан по согласованию с ним и обслуживает государственный долг Национального Банка Казахстана;

- является кредитором последней инстанции для банков; осуществляет воздействие на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке;

- определяет порядок, систему и форму осуществления платежей и переводов денег в Республике Казахстан, организует, а также осуществляет надзор (оверсайт) за платежными системами;

- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в Республике Казахстан и вправе проводить все виды валютных операций;

Уставный капитал Национального Банка Казахстана принадлежит государству и формируется в размере не менее 20 миллиардов казахстанских тенге путем отчислений от нераспределенного чистого дохода.

Резервный капитал Национального Банка Казахстана формируется в размере не менее уставного капитала, пополняется за счет нераспределенного чистого дохода и предназначается исключительно для компенсации потерь и возмещения убытков по проводимым операциям в порядке, установленном Правлением Национального Банка Казахстана.

Национальный Банк Казахстана представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Органами Национального Банка Казахстана являются Правление и Совет директоров (Директорат).

В структуру Национального Банка Казахстана входят центральный аппарат, состоящий из департаментов и других подразделений, филиалы, представительства и организации.

Председатель Национального Банка Казахстана назначается Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента сроком на 6 лет.

Председатель действует от имени и представляет без доверенности Национальный Банк Казахстана в отношениях с государственными органами, банками, финансовыми, международными, иностранными и другими организациями. Председатель Национального Банка Казахстана наделен полномочиями принимать оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности Национального Банка Казахстана, за исключением полномочий, оговоренных настоящим Законом для Правления Национального Банка Казахстана, заключать от имени Национального Банка Казахстана договоры. Председатель Национального Банка Казахстана ответственен за деятельность Национального Банка Казахстана.

Председателем Национального Банка Казахстана на сегодняшний день является Марченко Г.А.

Заместители Председателя Национального Банка Казахстана назначаются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Национального Банка Казахстана сроком на 6 лет, независимо от сроков назначения Председателя Национального Банка Казахстана. Заместители Председателя представляют Национальный Банк Казахстана без доверенности, подписывают документы в пределах своей компетенции.

Заместителями Председателя Национального Банка Республики Казахстан на данный момент являются Акишев Д.Т., Альжанов Б.А., Галиева Д.Т., Таджияков Б.Ш.

Высшим органом Национального Банка Казахстана является Правление. Основные функции Правления Национального Банка Казахстана:

- одобрение государственной денежно-кредитной политики;

- утверждение нормативных правовых актов Национального Банка Казахстана, касающихся отдельных вопросов банковской деятельности, бухгалтерского учета, платежей и переводов денег, вексельного обращения, осуществления валютных операций и надзора за их соблюдением;

- определение номинальной стоимости и дизайна банкнот и монет на основе утвержденной Президентом Республики Казахстан концепции, принятие решения о выпуске банкнот и монет национальной валюты Республики Казахстан, замене банкнот и монет при изменении их дизайна или формы, а также установление порядка обмена ветхих и поврежденных банкнот и монет;

- установление официальной ставки рефинансирования;

- утверждение нормативов минимальных резервных требований для банков, нормативного правового акта о минимальных резервных требованиях для банков и другие.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Правление Национального Банка Казахстана принимает постановления.

Правление Национального Банка Казахстана состоит из девяти человек. В состав Правления Национального Банка Казахстана входят Председатель Национального Банка Казахстана и четыре должностных лица Национального Банка Казахстана, один представитель от Президента Республики Казахстан и два представителя от Правительства Республики Казахстан, а также руководитель уполномоченного органа.

Члены Правления Национального Банка Казахстана от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Казахстана назначаются и освобождаются соответственно Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и Председателем Национального Банка Казахстана.

Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана и Правительство обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях и достигнутых результатах, имеющих общегосударственное значение, и проводить регулярные консультации.

Национальный Банк Казахстана учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

Председатель Национального Банка Казахстана или один из его заместителей вправе принимать участие в заседаниях Правительства с правом совещательного голоса.

Правительство не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, также как и Национальный Банк Казахстана не несет ответственности по обязательствам Правительства, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность.

Национальный Банк Казахстана может действовать как банк, финансовый советник и агент государственных органов по соглашению с ними.

Национальный Банк Казахстана выступает в качестве финансового советника Правительства Республики Казахстан при разработке и реализации политики государственного заимствования, формировании бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства.

Национальный Банк Казахстана вправе осуществлять операции с государственными ценными бумагами, выпущенными по решению Правительства Республики Казахстан.

Национальный Банк Казахстана не вправе приобретать в свою собственность государственные ценные бумаги центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета при их размещении на первичном рынке. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает с Национальным Банком Казахстана ежемесячные объемы выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Правительства с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно-кредитной политики, условия допуска финансовых организаций к первичному размещению государственных ценных бумаг, выпущенных по решению Правительства.

Таким образом, Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка

Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:

- официальной ставки рефинансирования;

- уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

- нормативов минимальных резервных требований;

- в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

- предоставление займов;

- прием депозитов;

- валютные интервенции;

- выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;

- покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;

- переучет коммерческих векселей;

- другие операции по решению Правления Национального Банка Казахстана.

Национальный Банк Казахстана устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий.

Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей.

Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно-кредитной политики.

Официальная ставка рефинансирования Национального Банка на состояние 01.10.2010 г. составляет 7 %. [3] В таблице 2.1. приведены данные за период 2008- 2010 г.

Таблица 2.1.Официальная ставки Национального Банка

Дата установ-

, дата постановления

Размер ставки, %

ления ставки

Правления НБК /

рефинансирования

РЕПО/

(с)

Cов.Директоров

(единая)

Обратное РЕПО

01.01.2008

№144 от 24.12.2007

11,0

11

01.04.2008

№20 от 28.03.2008

11,0

11

01.07.2008

№53 от 23.06.2008

10,5

10,5

01.10.2008

№76 от 22.09.2008

10,5

10,5

01.01.2009

№115 от 22.12.2008

10,0

10,0

05.02.2009

№ 8 от 04.02.2009

9,5

9,5

01.04.2009

№23 от 20.03.2009

9,5

9,5

12.05.2009

№41 от 12.05.2009

9,0

9,0

10.06.2009

№54 от 10.06.2009

8,5

8,5

10.07.2009

№62 от 09.07.2009

8,0

8,0

10.08.2009

№72 от 07.08.2009

7,5

7,5

04.09.2009

№88 от 04.09.2009

7,0

7,0

01.01.2010

№119 от 29.12.2009

7,0

7,0

01.04.2010

№17 от 29.03.2010

7,0

7,0

01.07.2010

№58 от 25.06.2010

7,0

7,0

01.10.2010

№79 от 27.09.2010

7.0

7,0

В целях регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков Национальным Банком Казахстана используются нормативы минимальных резервных требований.

Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков. Структура обязательств банков, принимаемых для расчета, условия выполнения минимальных резервных требований и порядок их резервирования, а также нормативы минимальных резервных требований устанавливаются Национальным Банком Казахстана.

Изменение нормативов минимальных резервных требований вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения. При нарушении нормативов минимальных резервных требований банки несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Минимальные резервные требования – это обязательная доля от суммы обязательств банка, которую банк поддерживает в виде наличных тенге в своей кассе и денег на корреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной и свободно- конвертируемой валютах (резервные активы). [4].

Для определения минимальных резервных требований для каждого банка используются нормативы минимальных резервных требований.

Нормативы минимальных резервных требований – это доля в процентах от суммы обязательств, перечень которых установлен Правилами о минимальных резервных требованиях.

Структуру обязательств банка, принимаемых для расчета минимальных резервных требований, составляют внутренние и иные обязательства банка.

Внутренние обязательства банка – это обязательства банка перед резидентами по балансовым счетам.

Нормативы минимальных резервных требований устанавливаются постановлением Правления Национального Банка отдельно по внутренним и иным обязательствам.

Минимальные резервные требования на определенную дату рассчитываются банком, как сумма резервных требований по внутренним обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по внутренним обязательствам на величину внутренних обязательств на определенную дату, и резервных требований по иным обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по иным обязательствам на величину иных обязательств банка на определенную дату.

Так на 25.06.2008 г. Национальный Банк Республики Казахстан распространяет пресс-релиз, в котором сообщается об изменении нормативов минимальных резервных требования для банков второго уровня.

В целях регулирования краткосрочной ликвидности банков второго уровня Правлением Национального Банка Республики Казахстан были изменены нормативы минимальных резервных требований. Вместо действующих нормативов в размере 6% по внутренним обязательствам и 8% по иным обязательствам вводятся новые нормативы на уровне 5% по внутренним обязательствам и 7% по иным обязательствам.

В соответствии с действующим законодательством нормативы минимальных резервных требований вводятся в действие не раньше чем через месяц после принятия такого решения. Соответственно, новые нормативы вступают в силу с 29 июля 2008 года.

Снижение нормативов минимальных резервных требований позволит банкам высвободить, по оценке, около 90 млрд. тенге. Высвобожденные средства могут быть направлены на поддержание кредитной активности банков.

Национальный банк Казахстана в 2009 г. понизил нормативы минимальных резервных требований для коммерческих банков. по внутренним обязательствам минимальные резервные требования снижены с 2% до 1,5%, по иным обязательствам — с 3% до 2,5%.

Данная мера позволила предоставить банковской системе ликвидность в размере 50 млрд тенге.

В настоящее время нормативы минимальных резервных требований по внутренним обязательствам составляют 1,5%, по иным обязательствам - 2,5%. Пересматривались они в последний раз в марте 2009 года.При этом в прошлом году было принято постановление правления Национального Банка, в котором был установлен отдельный лимит по минимальным резервным требованиям для банков, находящихся в процессе реструктуризации долгов по решению суда. Для них установлен лимит 0. Данное решение было введено в действие в ноябре 2009 года.

Покупка и продажа государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики.

Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики.

Национальный Банк Казахстана регулирует общий объем заимствования банков в соответствии с принятыми ориентирами денежно-кредитной политики. Порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.

2.2 Анализ инструментов денежно кредитной политики за 2009 год

Замедление инфляционных процессов в 2009 году позволило Национальному Банку проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны.

В феврале 2009 года Национальным Банком был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за долл. +/-3%. Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания, улучшить состояние платежного баланса, сохранить золотовалютные резервы Национального Банка.

На внутреннем валютном рынке в 2009 году Национальный Банк выступал преимущественно в качестве продавца иностранной валюты. За 2009 год нетто-продажа Национального Банка на внутреннем валютном рынке составила 5,4 млрд. долл. При этом, если с января по октябрь Национальный Банк обеспечивал предложение иностранной валюты на внутреннем рынке, то в ноябре-декабре 2009 года Национальный Банк проводил операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, объем которых в этот период составил около 4 млрд. долл.

В 2009 году Национальным Банком приняты дополнительные меры по обеспечению стабильности на финансовом рынке. Принимались меры по предоставлению банкам краткосрочной тенговой ликвидности, а также по совершенствованию системы рефинансирования банков Национальным Банком.

В 2009 году Национальный Банк предоставлял займы рефинансирования банкам посредством операций обратного РЕПО и в январе-феврале 2009 года – операций СВОП.

Общий объем операций обратного РЕПО за 2009 год составил 5,9 трлн. тенге, операций СВОП – 1,4 трлн. тенге. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней и 1 месяц.

В марте 2009 года Национальный Банк прекратил проведение операций валютный СВОП и СВОП под залог остатков денег на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке.

По состоянию на конец 2009 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком по операциям обратного РЕПО составлял 404,9 млрд. тенге (рис. 2.!.)

Рис. 2.1. Объем непогашенной задолженности по выданным банкам займам рефинансирования (на конец периода)

Был скорректирован перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО, который включает государственные ценные бумаги, облигации национальных компаний Казахстана, иностранных государств, международных финансовых организаций, АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Банк развития Казахстана», АО «Евразийский банк развития», а также долговые ценные бумаги банков, эмитенты которых находятся в прямой 100% собственности у государства или АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», или АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро».

В результате предпринятых Национальным Банком мер на протяжении 2008-2009 годов по обеспечению стабильности финансового сектора ситуация с тенговой ликвидностью в банковском секторе значительно улучшилась. Как следствие, во второй половине 2009 года увеличился спрос со стороны банков на операции Национального Банка по изъятию ликвидности. Несмотря на то, что за 2009 год по сравнению с 2008 годом объем выпущенных краткосрочных нот уменьшился в 2,0 раза и составил 1,4 трлн. тенге, их объем в обращении в 2009 году вырос на 51,6% до 473,3 млрд. тенге (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Краткосрочные ноты в обращении (на конец периода)

Средневзвешенная доходность по нотам снизилась с 5,82% в декабре 2008 года до 2,23% в декабре 2009 года (рисунок 2.3.).

Рисунок 2.3. Эффективная доходность по краткосрочным нотам Национального Банка

С 10 августа 2009 года Национальный Банк приостановил размещение краткосрочных нот со сроком обращения 1 месяц, и начал выпускать ноты со сроками обращения 3 и 6 месяцев.

От банков в 2009 году было привлечено депозитов на сумму 16,3 трлн. тенге, что в 2,7 раза больше, чем в 2008 году. Остатки по депозитам банков в Национальном Банке выросли с 33,0 млрд. тенге на конец 2008 года до 488,9 млрд. тенге на конец 2009 года, т.е. в 14,8 раза.

Итогом операций Национального Банка на внутреннем рынке стало изъятие ликвидности банков на 1,3 трлн. тенге за 2009 год (таблица 2.2.).

Таблица 2.2.Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке млрд. тенге

Cальдо операций

Национального Банка на

денежном рынке

(«-» – изъятие, «+» –

увеличение тенговой

ликвидности)

Участие Национального Банка

на валютном рынке

(«-» – нетто-продажа валюты,

«+» – нетто-покупка валюты)

Чистое изъятие

ликвидности

(«-» – изъятие

ликвидности, «+» –

увеличение тенговой

ликвидности)

2004 г.

- 303,5

478,0

174,5

2005 г.

211,2

-48,6

162,6

2006 г.

-997,8

1271,0

273,2

2007 г.

644,5

-771,8

-127,3

2008 г.

447,4

404,8

852,1

2009 г.

-596,1

-729,9

-1326,0

Также Национальный Банк привлек депозиты Министерства финансов в тенге на общую сумму 5 732,8 млрд. тенге по средней ставке 0,25% годовых, средний срок привлечения составил 7 дней.

В 2009 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку

рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. С 10 августа 2009 года Национальный Банк принимает депозиты от банков сроком на 7 дней и 1 месяц. Ставки по данным депозитам были первоначально установлены на уровне 2,0% и 2,5%, соответственно, а в последствии постепенно снижались. С 1 декабря 2009 года ставки по депозитам от банков сроком на 7 дней составляют 0,5%, по депозитам сроком на 1 месяц – 1,0% (рисунок 2.4.).

Рисунок 2.4. Ставки по операциям Национального Банка

С 3 марта 2009 года нормативы минимальных резервных требований для банков были снижены с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам банка и с 3% до 2,5% по иным обязательствам банка. Данное снижение по оценке высвободило около 50 млрд. тенге ликвидности. С 30 ноября 2009 году в целях регулирования краткосрочной ликвидности для банков, находящихся в процессе реструктуризации, были установлены отдельные нормативы минимальных резервных требований в размере 0% для внутренних обязательств и 0% для иных обязательств банка.

В 2009 году векселя к переучету не принимались. В портфеле Национального Банка на 1 января 2010 года векселей не имелось.

Динамика показателей денежного предложения в 2009 году демонстрировала показатели роста: денежная масса выросла на 17,9%, наличные деньги в обращении увеличились на 6,5%, расширение денежной базы составило 60,7%.

За 2009 год чистые международные резервы Национального Банка выросли на 14,2% до 22,7 млрд. долл.

Увеличение остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке и поступления валюты на счета Правительства в Национальном Банке были частично нейтрализованы операциями по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и операциями по обслуживанию внешнего долга Правительства. В результате чистые валютные запасы (СКВ) за 2009 год выросли на 13,0%. Активы в золоте в результате роста его цены на мировых рынках выросли на 25,0%.

За 2009 год международные резервы страны в целом (в текущих ценах), включая активы Национального фонда в иностранной валюте (24,4 млрд. долл.), выросли незначительно – на 0,5% до 47,6 млрд. долл. Активы Национального фонда в национальной валюте на конец 2009 года составили 750 млрд. тенге (облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» по номинальной стоимости).

В 2009 году денежная база расширилась на 60,7% до 2 451,2 млрд. тенге (в 2008 году – на 4,2%). Основной причиной расширения денежной базы стал рост как чистых внутренних активов (в основном, за счет роста требований к банкам и государственным нефинансовым организациям), так и чистых внешних активов Национального Банка.

Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков в Национальном Банке, расширилась на 31,5% до 1 962,1 млрд. тенге.

За 2009 год чистые внутренние активы Национального Банка (без учета активов Национального фонда) увеличились на 167,0%. В их структуре чистые требования к Правительству снизились в 9,0 раз за счет роста остатков на счетах Правительства, прочие чистые внутренние активы Национального Банка – в 2,1 раза. Вместе с тем, требования к финансовым организациям в результате предоставления банкам кредитов рефинансирования выросли на 184,3%. Требования к остальной экономике увеличились с 0,4 млрд. тенге до 181,4 млрд. тенге, основной причиной такого значительного роста послужил рост требований к государственным нефинансовым организациям.

За 2009 год денежная масса выросла на 17,9% и составила 7 386,5 млрд. тенге.

Основной причиной ее роста послужило увеличение чистых внешних активов банковской системы.

В структуре чистых внешних активов банковской системы в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года увеличились как чистые международные резервы Национального Банка, так и чистые внешние активы банков. Рост чистых внешних активов банков (на 58,0%) был в основном обусловлен снижением обязательств банков перед нерезидентами.

В структуре внутренних активов банковской системы требования к нефинансовым организациям выросли на 16,9%, требования к Правительству снизились в 2,4 раза, тогда как требования к небанковским финансовым организациям увеличились незначительно (рост на 2,6%), требования к домашним хозяйствам снизились на 3,0%.

Уровень монетизации экономики вырос с 39,0% на конец 2008 года до 46,5% по итогам 2009 года.

Денежный мультипликатор снизился с 4,11 в декабре 2008 года до 3,01 в декабре 2009 года в результате опережающих темпов расширения денежной базы по сравнению с темпами роста денежной массы. Этому способствовало повышение коэффициента резервирования из-за накопления банками значительных избыточных резервов в Национальном Банке.

В структуре денежной массы наличные деньги в обращении (М0) за 2009 год выросли на 6,5% до 913,5 млрд. тенге, депозиты резидентов – на 19,7% до 6473,0 млрд. тенге.

Позитивная тенденция увеличения доли депозитов в структуре денежной массы сохранилась вследствие опережающего темпа роста депозитов резидентов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении. В течение 2009 года этот показатель вырос с 86,3% до 87,6%.

Рост наличных денег в обращении связан с повышением и ростом выплат по заработной плате, пенсиям и пособиям. Тем не менее, в 2009 году темпы роста наличных денег в обращении сократились с 16,0% в 2008 году до 6,5%. Среди факторов, которые сдерживали рост наличных денег в обращении, следует выделить низкую кредитную активность банков, увеличение объемов продаж обменными пунктами наличной иностранной валюты, поступления наличных денег в кассы банков от реализации товаров, работ и услуг, а также поступления наличных денег на срочные депозиты населения.

2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка за 2009 гг.

Проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ от дальнейшей значительной поддержки государством экономики, позволил восстановить темпы экономического роста при сохранении ценовой стабильности. При этом восстановление роста ожидается медленным, несмотря на улучшение экономических и финансовых условий в мировой экономике со второй половины 2009 года.

В целом, рассматривая Динамику изменения кредитной политики (Рис. 2.5.), можно отметить в 2009 году стабильный рост.

Рис. 2.5. Диаграмма изменения кредитной политики

В макроэкономическом развитии Республики Казахстан в 2009 году также наметился переломный момент.

Начало 2009 года характеризовалось девальвацией национальных валют в странах –торговых партнерах Казахстана, а также низкими ценами и невысоким спросом на энергоресурсы, вызванным рецессией в мировой экономике.

Проведенная в феврале девальвация тенге способствовала улучшению состояния экономики, нисходящий тренд которой стал ослабевать. Однако слишком медленный рост цен на основные товары казахстанского экспорта, снижение внешнего и внутреннего спроса, стагнация кредитной деятельности банковского сектора привели к падению экономики в 1 полугодии 2009 года.

Улучшение со второго полугодия 2009 года внешнего спроса и ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках, а также антикризисные меры Правительства значительно снизили глубину падения экономики, в результате чего наметившиеся признаки восстановления, укрепившись в последнем квартале года, позволили завершить 2009 год с небольшим ростом.

Объем ВВП в текущих ценах по оперативным данным в 2009 году достиг 15,9 трлн.тенге. Темп реального роста ВВП по сравнению с 2008 годом составил 1,2% (Рис. 2.6.).

Рис. 2.6. Динамика реального ВВП

Начиная с 3 квартала 2009 года, наблюдается некоторое восстановление экономического роста, которое компенсировало существенное снижение реального ВВП в первом полугодии 2009 года. По предварительным итогам 2009 года реальный ВВП увеличился на 1,1%. Несмотря на то, что в 2009 году темпы экономического роста были ниже, чем в 2007-2008 годах, меры государственной поддержки позволили восстановить позитивные ожидания субъектов экономики и стабилизировать экономическую ситуацию.

Рост ВВП в целом был обеспечен увеличением на 2,0% сегмента производства товаров, где ведущую роль сыграли горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство. В производстве услуг, которое снизилось на 0,4% рост в операциях с недвижимым имуществом, связи, а также в государственном управлении и социальной сфере, не смогли в полной мере компенсировать падение других отраслей данного компонента.

При этом реальный сектор экономики более болезненно отреагировал на последствия мирового кризиса. Поквартальная динамика объема производства товаров, по оценке Национального Банка, продемонстрировала начало падения данного компонента в 3 квартале 2008 года, которое, продолжаясь на протяжении 4 периодов, лишь в 3 квартале 2009 года вышло на нулевой показатель роста, в то время как объем производства услуг снижался лишь на протяжении 1, 2 и 3 кварталов 2009 года. В итоге оба компонента отметились значительным ростом в 4 квартале 2009 года, который «вытянул» в положительную зону годовой показатель ВВП.

В структуре ВВП по прежнему большая часть приходится на услуги (54,8%), при этом с 2002 года их доля устойчиво превышает половину объема ВВП (рис.2.7.)

Рис. 2.7. Структура ВВП

Инфляционный потенциал в экономике Республики Казахстан в 2009 году был минимальным. Отмечалось стабильное снижение темпов инфляции. По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2% (в декабре 2008 года – 9,5%). Накопленный уровень инфляции можно проследить на графике (рис 2.8.)

Рис. 2.8. Накопленный уровень инфляции

В 2009 году отмечалось стабильное снижение темпов инфляции в Казахстане.

По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2%. Данный уровень инфляции в 1,5 раза ниже по сравнению с инфляцией 2008 года. (Рис. 2.9.)

Рис. 2.9. Уровень годовой инфляции

Фактически сложившийся уровень инфляции в 4 квартале 2009 года (1,4%) был

ниже прогноза (1,8-2,0%), который был опубликован в предыдущем выпуске «Обзора инфляции». Инфляция на протяжении всего периода была ниже прогнозных значений.

В 4 квартале 2009 года цены на продовольственные товары росли низкими темпами, что нехарактерно для данного периода. Прирост цен составил лишь 0,6%, что является исторически минимальным, за исключением 4 квартала 1998 года, когда цены на продовольственные товары снижались.

Формирование инфляционных процессов происходило, главным образом, под воздействием удорожания платных услуг населению. В их структуре наибольший прирост цен пришелся на регулируемые услуги. Влияние со стороны непродовольственных товаров было незначительным, и динамика цен на данные товары определялась, главным образом, фактором сезонности.

В 2009 году инфляционный фон в экономике оставался минимальным. Как следствие, ситуация на потребительском рынке характеризовалась постепенным снижением инфляции. Ее незначительное ускорение произошло лишь в конце года ввиду повышения потребительского спроса и фактора сезонности.

Фактический уровень инфляции в годовом выражении на конец декабря 2009 года также сложился ниже прогнозного, опубликованного в предыдущем выпуске «Обзора инфляции». Так, в декабре 2009 года годовая инфляция сложилась на уровне 6,2% при прогнозе 8,0% (график 2.10.).

Рис. 2.10. Факт и прогноз инфляции в 2009 г.

Невысокая деловая активность, стагнация кредитной активности банков, низкие темпы роста реальных денежных доходов населения, ограниченный потребительский спрос послужили основными факторами снижения инфляционного фона в экономике.

Тем не менее, следует отметить, что макроэкономическая ситуация в Казахстане в 2009 году характеризуется большей стабильностью по сравнению с ситуацией 2007-2008 годов. При этом, если в первой половине года сокращался объем производства во многих отраслях экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, грузооборот, розничный товарооборот), то уже во второй половине 2009 года наметился переломный момент. По предварительным данным реальный рост ВВП по итогам 2009 года составил 1%.

Мировые цены на товарных рынках в 2009 году оставались волатильными. При этом отмечался рост цен на нефть, металлы, тогда как цены на пшеницу постепенно снижались. Рост мировых цен сказался на удорожании промышленной продукции казахстанских производителей, тем не менее, он не оказал значительного влияния на инфляционные процессы на потребительском рынке.

Минимальный инфляционный фон в экономике позволил Национальному Банку проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны. В частности, Национальный Банк продолжил предоставление банковскому сектору займов рефинансирования.

Необходимость сохранения золотовалютных резервов и поддержания конкурентоспособности отечественных производителей потребовала пересмотра подходов к валютной политике со стороны Национального Банка. В феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило значительно снизить девальвационные ожидания на рынке.

В 2009 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку

рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 года были снижены минимальные резервные требования к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

Предпринятые меры позволили стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. Спрос на ресурсы Национального Банка со стороны банков сократился, тогда как объем операций по изъятию ликвидности увеличился. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка, в то время как роста кредитования экономики не произошло.

В этих условиях Национальный Банк внес некоторые изменения в инструменты денежно-кредитной политики. Были увеличены сроки и снижены ставки по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка.

В конце 2008 года – начале 2009 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных ожиданий. При этом Национальный Банк Республики Казахстан принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар США ±2%.

Только за период с октября 2008 года по февраль 2009 года Национальный Банк Республики Казахстан использовал более 9 млрд. долл. США на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Объем золотовалютных резервов за этот период снизился на 10,4%.

Однако ситуация, сложившаяся к началу 2009 года в мировой экономике, в том числе девальвация валют стран – торговых партнеров Республики Казахстан и значительное снижение цен на энергоресурсы, являющиеся основой казахстанского экспорта, не обеспечивала устойчивость показателей платежного баланса на 2009 год и могла привести к их резкому ухудшению.

В условиях неизбежности изменения подходов при проведении денежно-кредитной политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены варианты смещения акцентов с обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.

В этой связи Национальным Банком Республики Казахстан в феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило не только значительно снизить девальвационные ожидания на рынке, но и обеспечить восстановление конкурентоспособности отечественных производителей и сохранение золотовалютных резервов.

В результате данных мер, а также возобновления роста мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а к концу 2009 года наметилась тенденция укрепления национальной валюты. Национальному Банку Республики Казахстан удалось восполнить объем золотовалютных резервов. На конец 2009 года он составил 23,2 млрд. долл. США, что на 16,8% больше по сравнению с 2008 годом.

Минимальный инфляционный потенциал в экономике позволил Национальному Банку Республики Казахстан в качестве основного направления денежно-кредитной политики определить принятие мер по восстановлению доверия населения к национальной валюте.

Для этого Национальный Банк Республики Казахстан принимал меры по предоставлению краткосрочной тенговой ликвидности банкам. В рамках данного направления предоставлялись займы рефинансирования банкам, был скорректирован перечень инструментов, принимаемых в качестве залогового обеспечения по данным операциям. Была постепенно снижена официальная ставка рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 года были снижены нормативы минимальных резервных требований к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

Кроме того, поддержка банковской системы со стороны государства в рамках Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, способствовала значительному улучшению ситуации с банковской ликвидностью. Как следствие, со 2 квартала 2009 года сократился спрос на ресурсы Национального Банка Республики Казахстан со стороны банков.

Сохраняющиеся высокие риски в экономике Республики Казахстан и ограниченный спрос на кредитные ресурсы со стороны реального сектора, а также низкое качество ссудного портфеля банков не способствовали росту кредитной активности. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка Республики Казахстан, несмотря на снижение ставок вознаграждения и увеличение сроков по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка Республики Казахстан.

3. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2010 г.

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора.

Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика будет проводиться с целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года будет расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.

Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.

С целью изъятия избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан продолжит эмиссию краткосрочных нот. Их выпуск будет также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.

При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.

Национальный Банк Республики Казахстан будет способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличит в 2010 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.

Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.

Реализация данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста.

Таблица 3.1.Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2010 год

2008

(факт)

2009

(оценка)

2010 (прогноз)

1 сценарий

2 сценарий

3 сценарий

Инфляция, %

- на конец года, %

9,5

6,2

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

10,5

7,0

6,0

7,0

8,0

Денежная база, млрд. тенге

1525

2451

2395

2697

2728

изменение в %

4,2

60,7

-2,3

10,0

11,3

Денежная масса, млрд. тенге

6267

7386

7042

8097

8524

изменение в %

35,4

17,9

-4,7

9,6

15,4

Депозиты резидентов в банковской системе, млрд. тенге

5409

6473

6123

7070

7459

изменение в %

39,0

19,7

-5,4

9,2

15,2

Кредиты банков экономике, млрд. тенге

7460

7644

7539

8092

8296

изменение в %

2,8

2,5

-1,4

5,9

8,4

Уровень монетизации экономики, %

39,0

46,2

45,9

46,5

46,5

Заключение

Денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитное регулирование нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

Цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Методы денежно-кредитного регулирования –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным долгом, валютное регулирование.

Инструменты денежно-кредитного регулирования - официальные процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения.

Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:

    Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.

    Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

    Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Однако, следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:

1. Циклическая ассиметрия, то есть если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.

Эта циклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляция, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственную деловую активность.

В современной экономике широко используются кредитные отношения. Поэтому знание теоретических основ кредита является необходимым условием для рационального использования ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах.

Кредитная система расширяет масштабы денежного накопления, позволяет осуществить переход денежных средств из одной отрасли в другую и поэтому способствует росту эффективности производства.

Роль и значение кредитной системы характеризуются рядом показателей: общий объем кредитных вложений, доля банковских ссуд в формировании основного и оборотного капитала предприятий и организаций, совокупный платежный оборот и др.

Ситуация на финансовом рынке страны в 2010 году будет постепенно улучшаться, однако резкого роста кредитной активности банков не произойдет ввиду сохранения экономических и финансовых рисков.

В целом, дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет зависеть от многих факторов, влияние которых в настоящее время однозначно оценить практически не возможно, а контроль над ними со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан достаточно затруднителен.

В условиях сохранения нестабильности и неопределенности на мировых и внутреннем рынках Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать основные направления денежно-кредитной политики на один год – на 2010 год. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.

Список использованной литературы

1.Закон РК от 30 марта 1995 г. №2155 «О национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями)

2.ТаттимбетоваЖ.К. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине: Денжно-кредитное регулирование экономики, Караганда 2009г.

3.www.nationalbank.kz – официальный сайт Национального банка

4.Правила о минимальных резервных требованиях, Утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2006 года №38

5.http://www.afn.kz/

6.Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2006 г.)

7.Постановление Правления Агенства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 г. №358 «Инструкция о нормативных значенияхи методике расчетов пруденциальных нормативов для БВУ»

8.Правила об условиях и минимальных требованиях к порядку предоставления информации поставщиками информации, о порядке оформления согласия субъектов кредитных историй на предоставление информации о них в кредитные бюро, оформления согласия на выдачу кредитного отчета и об условиях и порядке предоставления кредитного отчета от 21 августа 2004 года N 250

9.Абрамова М., Александрова Л. «Финансы, денежное обращение и кредит» - М., 1996

10.Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 1998год

11.Борисова Е.И. Финансирование и кредитование инвестиций / УПП – Караганада 2004

12.«Деньги Кредит Банки» /под ред. Конакбаева А.Г.: Учебное пособие.-Караганда,2007.-223с

13.Есекина Б. Финансовые механизмы обеспечения устойчивости национальной экономики. //Финансы Казахстана. – 2004. – N5

14.Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана.- Астана, 2008 г.

15.Журнал «Банки Казахстана»

16.Жуков В. Политика Национального банка по развитию системы безналичных платежей для физических лиц. //Банки Казахстана. – 2005.

17.Ковалев В.В. Финансы: учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006

18.Исина С. Переход от корпоративного кредитования к розничному. //Мир финансов №11, 2006г.

19.Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово- кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 1994.

20.Лапуст М.Г. Современный финансово-кредитный словарь. / Под. общ. ред. М.Г. Лапуста, П.С. Никольского – 2-е изд. доп.– М.: ИНФРА, 2002,

21.Мельников В.Д. Основы финансов.- Алматы, 2007

22.Сейткасимов Г.С. Банковская система Казахстана. – Алматы, 2008

23.Сейткасимов Г. С Банковское дело.- Алматы, 2007

24.Гарбузов, А.К. Финансово-кредитный словарь, том II. Москва, Финансы и статистика, 1986 г.

25.Лаврушина, О.И. Организация и планирование кредита. Москва, Финансы и статистика, 1991 г.

26.Долан Э. Дж. Кэмпбелл Р. Дж. «Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика» - Москва – Ленинград, 1991