Правосубъектность российских граждан в иностранных государствах
Правосубъектность российских граждан в иностранных государствах
Обязанность Российской Федерации по защите прав российских граждан за рубежом закреплена в статье 61 Конституции РФ и вытекает из гражданства как правовой связи с государством, которую российский гражданин сохраняет, даже находясь вне территории России.
Последние десятилетия российские граждане все чаще оказываются на территории зарубежных стран: частные поездки, командировки, туристические поездки и др.
Защита прав соотечественников предусмотрена и в Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В соответствии с этим Законом соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие или проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (ч.1 ст.1).
В зависимости от категории соотечественников, проживающих за рубежом, российское государство осуществляет выбор механизма правового регулирования отношений с ними посредством международных договоренностей и внутреннего законодательства.
Один из старейших компонентов гуманитарной проблематики – право государства на защиту своих граждан и юридических лиц. Этот компонент обусловлен государственным суверенитетом. Однако Российское государство может защищать своих граждан только с согласия других государств. Таким образом, право Российской Федерации на защиту российских граждан вытекает из правосубъектности и принципа сотрудничества государств.
В различные исторические периоды существования Советского государства некоторое число его граждан находилось в других странах. С течением времени менялись причины, в силу которых советские граждане оказывались за границей, менялись цели и характер их пребывания в иностранных государствах. Изменения во внешней политике России, расширение контактов между гражданами разных стран привело к значительному увеличению числа граждан, выезжающих из России на время – по контрактам, в командировки, по частным делам.
Но в любой период между СССР, затем Россией, и иностранными государствами заключались многосторонние и двусторонние договоры, которые имеют огромную значимость для обеспечения прав граждан РФ, находящихся вне ее территории.
В подтверждение значимости общих международных договоров о правах и свободах необходимо отметить следующее:
Граждане России, находясь на территории иностранных государств – участников договоров о правах человека, вправе пользоваться правами и свободами, предусмотренными в них в полном объеме. На государство пребывания возлагается обязанность обеспечить такое пользование на не дискриминационной основе. В случае нарушения прав граждан России, они имеют право на правовую защиту, прежде всего судебную. Это право реализуется в соответствии с национальным законодательством государства пребывания.
Однако и законодательство, и правовая практика не должны противоречить нормам международного права, предусматривающим права на правовую, в том числе, судебную защиту и не дискриминацию. Международно-правовые нормы в данном случае являются дополнительной юридической гарантией защиты прав граждан. К таким международным актам относятся: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Европейская Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств.
Специальные договоры, которые посвящены правовому статусу граждан РФ, находящихся за рубежом, или затрагивающие эти вопросы, многочисленны и разнообразны. По основным предметам регулирования среди них можно выделить договоры:
1) о дружбе и сотрудничестве
2) о правовом статусе и/или равных правах
3) об обеспечении прав в различных жизненных сферах
В рамках двустороннего сотрудничества государств договоры о дружбе (партнерстве) и сотрудничестве являются основополагающими. Они являются свидетельством самого высокого уровня взаимоотношений между государствами. В них определяются основные перспективные направления сотрудничества в самых разных сферах, включая вопросы о пребывании граждан одного государства на территории другого.
Договоры о правовом статусе и/или равных правах устанавливают, что гражданин одной страны, постоянно проживающий на территории другой, пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане страны проживания за изъятиями, установленными договором.
В договорах о правах в социальной и экономической сферах закрепляются такие права граждан как, право на приобретение и владение собственностью, право на денежные средства, право на избежание двойного налогообложения, право потребителя, право на пенсионное обеспечение, право на образование, право на медицинское обслуживание.
Все специальные договоры заключаются Россией с целью более эффективного обеспечения и защиты прав российских граждан, находящихся за рубежом, укрепляют сотрудничество между Российской Федерацией и иностранными государствами и позволяют России принимать меры при нарушении прав их граждан за границей.
Большую роль в обеспечении и защите прав российских граждан за рубежом играют консульские учреждения и дипломатические представительства.
Защиту государством своих граждан и юридических лиц за рубежом обычно называют дипломатической. В определенном смысле причинение ущерба гражданину или юридическому лицу какого-либо государства учреждением или должностным лицом другого государства может рассматриваться как ущерб, нанесенный самому государству. В принципе государство пребывания не отвечает за действия частных лиц, нанесших ущерб иностранцам, исключая случаи, когда оно эти действия инспирировало либо им попустительствовало. Но действия учреждения или должностного лица, выступающего от имени государства, даже если они действовали ultra vires (за пределами полномочий), считаются действиями самого государства.
Источниками дипломатической защиты являются и международно-правовые нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах (политических, торговых, консульских и др.), регламентах и постановлениях конференций и организаций.
Ключевым международно-правовым документом, регулирующим дипломатическую деятельность, является Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., поскольку она определяет статус и функции дипломатического представительства.
В 1963 году была принята еще одна конвенция - Венская о консульских сношениях, регулирующая консульские отношения между всеми государствами, участвующими в международном общении. Позже был принят Консульский устав СССР от 25 июня 1976 г.
Венские конвенции, консульские конвенции и другие договоры, соглашения и положения играют большую роль в жизни российских граждан за рубежом, поскольку одно из их самых важных функций является защита интересов государства, его граждан и юридических лиц.
Относящиеся к этой области международные акты исчисляются десятками. Это объясняется тем, что за последние несколько десятилетий основные права и свободы человека перестали быть чисто внутренним делом государств. Обеспечение всей совокупности прав и свобод человека не внутреннее дело государств, а их обязательство по Уставу ООН, международным пактам и конвенциям.
Таким образом, каждое государство заинтересовано в заключении международных договоров, что позволит обеспечить права их граждан на территории иностранных государств. Кроме того, международный механизм защиты прав и свобод человека весьма многообразен: Европейский Суд по правам человека, Комитет по правам человека ООН, специальные комитеты (по предотвращению пыток, ликвидации дискриминации в отношении женщин) и др.
Задание 16
Бельгиец приехал в Российскую Федерацию для работы по контракту по приглашению одной фирмы. Контракт заключен на пять лет, поэтому он привез с собой неработающую жену. Вскоре супруга тоже решила устроиться на работу, хотя муж был категорически против, учитывая, что правила законодательства Бельгии устанавливают власть мужа над женой.
Может ли в этом случае жена поступить на работу, распоряжаться своим имуществом, обращаться в суд, без согласия на то мужа в РФ?
Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно нормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национального режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданств пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российским гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62).
К личным отношениям проживающих в РФ супругов применяются положения российского законодательства. Из закрепленного в Конституции РФ принципа полного равноправия женщины и мужчины вытекает ряд правил, определяющих отношения между супругами: женщина, выйдя замуж, сохраняет свое гражданство, пользуется полной свободой выбора занятий и профессии, полностью сохраняет свои имущественные права, существовавшие до брака, и приобретает в браке право на совместно нажитое имущество на началах совместной собственности супругов. Муж-иностранец в РФ не может претендовать на главенствующее положение при решении вопросов ведения семейного хозяйства. Если говорить об имущественных правах и обязанностях проживающих в РФ супругов-иностранцев, то к ним должны применятся общие положения российского законодательства. Согласно ст. 161 Семейного Кодекса РФ, личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства – законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории РФ ее законодательством.
Из приведенного выше следует, что принцип гражданства супругов в данном случае не имеет значения. Проблема применения права решается на основе критерия совместного места жительства.
Принцип национального режима распространяется и на область процессуальных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в российские суды и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами (ст. 398 ГПК РФ).
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, то есть законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 11 ТК РФ) Российской Федерации. в области трудовых отношений принципа национального режима Российскими гражданами, то есть законодательство.
Таким образом, жена может поступить на работу, распоряжаться своим имуществом и обращаться в суд без согласия на то мужа в РФ.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. лит., 1997.-64 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный сборник кодексов Российской Федерации. - М.: «Информэкспо», Воронеж: издательство Борисова, 1999.-760 с.
3. Комментарий к конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1996.
4. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации / Отв.ред. Ю.П. Орловский – М.: Инфра - М, 2002.
4. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. - Юристъ, 2002. - 336 с.
5. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998. -408 с.
6. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 752 с.