Правовой статус Европейского парламента
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
по Европейскому праву
тема: Правовой статус Европейского парламента
План
Введение
1. Статус Европейского парламента
2. Внутренняя структура и порядок работы парламента
3. Полномочия Европейского парламента
Заключение
Литература
Введение
Европейский Союз обладает в настоящее время собственной территорией, своим гражданством, собственными властными институтами, один из которых – Европейский парламент – формируется населением государств-членов путем всеобщих и прямых выборов, собственными финансовыми ресурсами. С 1 января 1999 года одиннадцать государств Союза, образовавшие экономический и валютный союз, создали свою денежную единицу – евро. Практика Европейского парламента подтверждает, что в его повестку вносится все больше вопросов, рассмотрение которых имеет место по инициативе самого Парламента. О возрастающей активности Европейского парламента свидетельствует то обстоятельство, что депутаты нередко выступают с резкой критикой мер или действий, предлагаемой Комиссией и Советом, довольно решительно отстаивают свои замечания, а тем более формализованные поправки.
1. Статус Европейского парламента
Европейский парламент характеризуется как представительный орган Европейского сообществ и Европейского Союза. Согласно ст.189 Договора о Европейском Союзе, Европейский парламент состоит из представителей народов государств-членов, объединенных в Сообществе, число которых не должно превышать 700.
Установленный и применяемый порядок формирования Европейского парламента подчеркивает существенное отличие Сообществ или Союза от любой другой международной организации. Процедура, принятая в Европейском Союзе, свойственна не международной организации, а суверенному государству или государственному образованию. Однако принцип формирования представительного учреждения в рамках Союза не вполне адекватен тому, который принят в федеративном государстве. Нижняя палата федерального Парламента представляет нацию в целом, верхняя палата представляет население субъектов федерации. Делается вывод, что Европейский парламент выполняет функцию представительства народов государств-членов. Основывать вывод о статусе Европейского парламента, опираясь только на ст. 189 Договора о ЕС, было бы не точно. Необходимо выяснить, какими полномочиями обладает и насколько эти полномочия соответствуют роли Парламента как представительного учреждения.
Европейский парламент, основываясь на действующие положения и практику, пока остается консультативным органом. В системе институтов Европейских сообществ и Союза Парламент уступает по своей значимости Совету и Комиссии. Европейский парламент не оказывает реального, решающего воздействия на процесс принятия решений.
Однако, начиная с принятия Единого европейского акта и подписания Договоров о создании ЕС, наблюдается расширение полномочий Парламента и активизация его участия в жизнедеятельности интеграционных объединений, в решении стоящих перед ними задач. Особенно изменилась роль Парламента в законодательном процессе, хотя сам Парламент не стал законодательным органом Сообществ и Союза, а также в осуществлении контрольных функций, в частности, контроле за деятельностью Комиссии. Но то, что Европейский парламент обладает всеми полномочиями и выполняет функции, типичные для представительного учреждении, было бы преувеличением. Такие полномочия осуществляется Парламентом лишь частично и в весьма ограниченных пределах. Таким образом, Европейский парламент, скорее всего, квазипарламентский представительный орган. Однако его существование и функционирование дополняют механизм руководства и управления Сообществами и Союзом таким важным элементом, как усиливающееся участие представителей, избранных народами, в осуществлении властных и управленческих полномочий.1
Выборы, согласно Договору о ЕС «представители народов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием».2
До сих пор пока не принят единый закон об избрании в Европейский парламент, выборы проводятся в каждом из государств-членов в соответствии с национальным избирательным законодательством. Во всех странах Союза (кроме Великобритании) выборы проводятся на основе пропорциональной системы. Это значит, что каждая политическая партия или иная организация, допущенная к участию в выборах, выдвигает список кандидатов и получает количество мест пропорционально числу собранных голосов. В различных государствах – членах Союза пропорциональная система выборов применяется неодинаково и имеет ряд разновидностей. Каждое государство в Европейском парламенте обладает определенным числом мандатов, соответствующим численности его населения. Число мандатов фиксируется в учредительном акте и пересматривается всякий раз, когда происходит расширение Союза или существенное изменение численности населения. С тем чтобы исключить непрерывный рост числа мандатов по мере расширения Европейского Союза, Амстердамский договор установил максимальный предел численности Европейского парламента. Независимо от дальнейшего расширения состава Союза общее число мандатов не должно превышать 700.
2. Внутренняя структура и порядок работы Парламента
Европейский парламент обладает однопалатной структурой и работает на постоянной основе. Депутатами ежегодно утверждаются программа работы. Основную массу времени депутаты проводят на заседаниях комитетов, для которых отводится не менее двух недель в месяц.
Структура и порядок функционирования Парламента регулируется Внутренним регламентом. Работой руководит Председатель, избираемый на срок в два с половиной года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции, участвует в представительстве Сообществ и Союза. Ему помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют Бюро Парламента.
Важную роль в работе Парламента играют комиссии, которые создаются на постоянной, либо на временной основе. Численный состав этих комиссий весьма разнообразен. Члены комиссий избираются на основе предложений и обычно пропорционально численности политических групп. Комиссии могут быть общего и специализированного характера.
Европейский парламент работает в сессионном порядке. Ежегодно проводится одна сессия Парламента, которая проводится во второй вторник марта. Все очередные сессии проводятся в Страсбурге. Продолжительность сессии – от одной до двух недель. Внеочередные сессии проводятся в Брюсселе, их продолжительность не превышает двух дней. Заседания являются открытыми и публикуются в официальном издании.
Заседания постоянных комитетов занимают от одной до двух недель ежемесячно. Данные комитеты образуются в зависимости от предметов ведения. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя и генерального докладчика. Заседания комитетов, проходящие в Брюсселе, образуют интегральную составную часть парламентской сессии.
3. Полномочия Европейского парламента
Европейский парламент обладает полномочиями, которые присущи парламентским учреждениям в современных государствах. Во-первых, это законодательные полномочия. Согласно ст.189 1Европейский парламент «осуществляет свои функции консультации и контроля». Однако ситуация, сложившаяся в настоящее время, не вполне отвечает этой формуле, носящей заведомо ограничительный и антипарламентский характер. Консультативная процедура претерпела определенные изменения: в учредительных актах содержится прямое указание Комиссии и Совету принимать во внимание мнение Парламента, высказанное в ходе консультативной процедуры. Наконец в соответствии с Маастрихтским договором и после уточнений, сделанных Амстердамским договором, введена и начинает все шире использоваться процедура совместного принятия решений. В результате постепенно вводится в действие законодательная процедура, свойственная парламентским учреждениям. Во-вторых, вотирование бюджета и отчета о его исполнении. Европейский парламент практически лишен возможности существенно пересматривать доходную и расходную части бюджета и не обладает правом внесения своего собственного законопроекта по финансам. Право вотирования поправок распространяется на небольшую часть проекта бюджета, связанную с осуществлением так называемых необязательных расходов. Большая часть бюджетных расходов, относимых к обязательным расходам, может стать предметом обсуждения, но поправки, предлагаемые Парламентом, носят характер пожеланий. Таким образом, Европейский парламент «хозяином кошелька» не является. В-третьих, в полномочия входит контроль за деятельностью органов управления. Это право на информацию. Совет и Комиссия обязаны представлять Европейскому парламенту доклады по итогам деятельности этих институтов, а также итоговый годовой доклад о деятельности Европейского Союза. Еще одна форма контроля – устные и письменные вопросы. Расширение контрольных полномочий способствовало введение временных комиссий по расследованию. Они имеют своим назначением конкретное расследования в связи с обвинениями, выдвинутыми в адрес тех или иных институтов или органов, в совершении правонарушений или недобросовестном управлении в том, что касается применения права Сообществ. Еще два существенных нововведения характеризующих контрольные полномочия Европейского парламента – это право на подачу индивидуальных или коллективных петиций и введение института омбудсмена. Омбудсмен, наделен правом принимать жалобы, исходящие от граждан ЕС или любого иного физического или юридического лица, находящегося под юрисдикцией государств-членов, за исключением жалоб, приносимых на деятельность Суда ЕС, и СПИ. И, в-четвертых, это внешнеполитические полномочия. К числу полномочий в области внешних сношений обычно относят принадлежащее парламенту право ратификации международных договоров. Европейский парламент участвует в осуществлении внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций, складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных заседаниях.1 Европейский парламент поддерживает активные и многосторонние связи с национальными парламентами, как государств-членов, так и третьих государств.
Заключение
За прошедшие десятилетия, и особенно начиная с принятия Единого европейского акта и подписания Договоров о создании Европейского Союза, наблюдается нарастающая тенденция к расширению полномочий Парламента и активизации его участия в жизнедеятельности интеграционных объединений. Уже само по себе это имеет позитивный характер и должно способствовать усилию демократических начал в механизме функционирования Сообществ, в механизме, который вплоть до настоящего времени все еще остается в значительной мере бюрократическим по своей природе, недостаточно открытым и весьма мало подконтрольным населению государств-членов.
Литература
Договор о Европейском Союзе. Маастрихт, 7 февраля 1992.
Европейское право. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001.
Г. Горниг, О. Витвицкая. Право Европейского Союза. – СПб.: Питер, 2005.
1 Л.М. Энтин. Европейское право. М., 2001. с.269.
2 Договор о ЕС., ст. 190.
1 Договор о ЕС., ст. 189.
1 Уч. Европейское право. М., 2001, с. 284.